Закрытие некоммерческой организации пошаговая инструкция

Ответы на вопросы по теме: "Закрытие некоммерческой организации пошаговая инструкция" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Закрытие некоммерческой организации пошаговая инструкция

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Имущество организации также может быть приобретено на деньги, полученные от членских взносов. При ликвидации оно не подлежит возврату. Членские взносы могут быть внесены не только в виде финансов, но и в любой допустимой уставом форме.

Причины и способы ликвидации НКО

Под ликвидацией подразумевают полную остановку деятельности и прекращение существования данного объединения. Процедура может быть проведена по инициативе создателей некоммерческой организации (некоммерческого предприятия) или по решению суда.

Иногда устав организации может подразумевать ее ликвидацию при следующих обстоятельствах:

  • Достигнуты цели, ради которых создавалось объединение.
  • Истек срок, запланированный для существования НКО, прописанный в ее уставе.
  • Орган (по составу отличный от учредителей организации) принял решение о ее ликвидации.

Арбитражный или иной суд может вынести вердикт о прекращении существовании НКО по следующим причинам:

  1. НКО неоднократно и грубо нарушала действующее законодательство.
  2. Нарушения являются неустранимыми.
  3. Сфера фактической деятельности организации не соответствует заявленным в ее уставе целям и задачам.
  4. Подозрения в экстремизме.

Учредители НКО или установленный уставом орган принимают решение о ликвидации НКО главным образом по следующим причинам:

  • финансирование организации недостаточно для ее дальнейшего существования;
  • поставленные цели не могут быть достигнуты, а задачи реализованы;
  • смена поля деятельности, внутренней политики, стратегий функционирования организации.

Кроме того причиной прекращения деятельности любого юридического лица, в том числе некоммерческой организации, может быть банкротство. Инициатором в данном случае может являться как сама НКО, так и иные структуры (налоговая служба, пенсионный фонд и пр.), при обращении их в суд.

Цены на ликвидацию ООО с нулевым балансом в фирмах Москвы по ссылке.

Критерием признания организации банкротом является неспособность ее погасить долги в течение трех месяцев.

Пошаговая инструкция по ликвидации некоммерческой организации. Сроки ликвидации НКО в общем случае составляют от 4 месяцев до полугода. Этот процесс регулируется 61-64 статьями Гражданского кодекса, а также Федеральными законами «О некоммерческих организациях» и «О государственной регистрации ЮЛ и ИП».

Четкое следование всем инструкциям, а также соблюдение временных рамок по подаче документов в регистрирующий орган позволит избежать штрафных санкций и не даст процедуре затянуться на более длительный срок.

Порядок ликвидации некоммерческой организации в общем виде состоит из следующих этапов:

Случаи отмены решения о ликвидации организации. В ряде случаев ликвидацию, осуществленную принудительным путем, некоммерческая организация может попытаться отменить.

Для этого необходимо грамотное составление судебного иска. Для положительного решения вопроса необходимо оспорить причины, вызвавшие ликвидацию. Это возможно в следующих случаях:

  1. Инициатором являлась налоговая служба, причина принудительного закрытия фирмы — отсутствие фактической деятельности. В данной ситуации НКО должна доказать обратное, представив суду документы или свидетельские показания.
  2. Оспариваемый акт нарушает права НКО как юридического лица.
  3. Имеются доказательства ложности или неправомерности обвинений, выдвинутых против НКО, на основании которых было прекращено существование организации.

Сами учредители также могут остановить процесс ликвидации. Для этого подается форма Р14001. Процедура осуществляется ликвидационной комиссией. К форме прикладывается заявление об отмене ликвидации.

В подавляющем большинстве случаев бухгалтерия некоммерческой организации достаточно проста и не вызывает вопросов и сомнений у сотрудников налоговой службы при подаче деклараций и промежуточного баланса. Если НКО не вела предпринимательской деятельности, процедура ликвидации протекает быстрее и проще.

[1]

Налоговые проверки в этом случае чаще всего не производятся. Компания, которая не имела в принципе никаких движений по счетам, также вправе рассчитывать на утверждение промежуточного ликвидационного баланса без выездных проверок.

При нежелании самостоятельно заниматься закрытием НКО ее руководители или учредители могут обратиться к фирме-посреднику. Стоимость их услуг зависит от выбранного способа ликвидации.

Цена на услугу по добровольному прекращению деятельности составляет порядка 30.000 рублей. Альтернативная ликвидация методом присоединения или слияния — 60.000 рублей и более.

Цена увеличивается до 90.000 рублей, если она сопровождается переводом фирмы в другой регион. Если планируется ликвидация путем смены руководства или юридического адреса, ее стоимость будет составлять от 20.000 до 40.000 рублей.

Узнайте, возможна ли ликвидация ООО без налоговой проверки, по этому адресу.

Цены на ликвидацию ООО без долгов, в этой статье.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Порядок ликвидации некоммерческих организаций

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), названным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Порядок ликвидации некоммерческой организации регламентируется статьями 61 — 65 ГК РФ, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Федеральный закон № 129-ФЗ), Федеральным законом № 7-ФЗ, иными законами об отдельных организационно-правовых формах некоммерческих организаций, а также в случаях определенных соответствующими законами – учредительными документами некоммерческих организаций.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации ликвидация некоммерческой организации состоит из следующих этапов:

принятие решения о ликвидации некоммерческой организации;

формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора;

публикация сообщения о ликвидации в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица;

Читайте так же:  Тату и армия

уведомление кредиторов некоммерческой организации о ликвидации некоммерческой организации;

составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса;

осуществление расчетов с кредиторами;

составление ликвидационного баланса;

государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией.

Согласно нормам ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;

по решению суда. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки ликвидации. Указанные уведомления могут быть представлены некоммерческой организацией как одновременно, так и последовательно.

В трехдневный срок уведомления о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации, формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) некоммерческой организации с приложением соответствующего решения представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган.

На территории Вологодской области указанные документы представляются в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области (далее — Управление).

В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 7-ФЗ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, о порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.

В целях обеспечения размещения юридическими лицами сведений, обязательных для публикации в силу закона, Федеральной налоговой службой учреждено средство массовой информации — журнал «Вестник государственной регистрации».

По окончанию срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса учредителями (участниками) некоммерческой организации либо органом, принявшими решение о ликвидации некоммерческой организации, в Управление представляется уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса, с приложением промежуточного ликвидационного баланса.

Статьей 21 Федерального закона № 129-ФЗ определен перечень документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией:

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором заявителем подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации некоммерческой организации, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами (муниципальными органами) в установленных федеральным законом случаях;

документ об уплате государственной пошлины;

документ, подтверждающий представление соответствующих сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Кроме того, некоммерческая организация одновременно с документами для государственной регистрации в связи с ликвидацией представляет подтверждение публикации сообщения о ликвидации в органах печати.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации за государственную регистрацию ликвидации юридического лица взимается государственная пошлина 800 рублей, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства.

В соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ заявителем при ликвидации юридического лица является конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор).

Максимальный срок государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией составляет десять рабочих дней.

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация — прекратившей свое существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Формы уведомления (Р15001) и заявления (Р16001) представляемых в Управление для государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ликвидацией, утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 года № MMВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Подпись заявителя на уведомлении и заявлении должна быть засвидетельствована нотариально.

Порядок ликвидации некоммерческих организаций и необходимые документы

Решение о ликвидации

Решение о ликвидации некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм может принять только суд и только по заявлению заинтересованных лиц. Подобные ограничения касаются, таких организационно-правовых форм некоммерческих организаций, как фонд.

Что касается других организационно-правовых форм некоммерческих организаций, то они тоже могут быть ликвидированы по решению суда. Если в ходе деятельности некоммерческая организация осуществляет действия, противоречащие ее уставным целям и соответствующим пунктам действующего законодательства, ей может быть вынесено предупреждение (в письменной форме) со стороны органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц (для некоммерческих организаций это Министерство юстиции), или со стороны прокурора — в виде представления об устранении нарушений.

Если некоммерческой организации выносится более двух письменных предупреждений или представлений об устранении выявленных нарушений, некоммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда.

Начало ликвидации

Для осуществления самой процедуры ликвидации некоммерческой организации учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию. Они же устанавливают порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемой некоммерческой организации, и от имени последней созданная ликвидационная комиссия выступает в суде.

При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество (если иное не установлено федеральными законами), в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации, направляется на цели, в интересах которых организация была создана, и (или) на благотворительные цели. В том случае, если имущество ликвидируемой некоммерческой организации невозможно использовать в соответствии с ее учредительными документами — оно обращается в доход государства. Исключение составляет ликвидация некоммерческих организаций, созданных в такой организационно-правовой форме, как некоммерческое партнерство или учреждение.

Порядок ликвидации

Порядок ликвидации некоммерческой организации установлен законодательством РФ и регулируется Федеральным Законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ. «О некоммерческих организациях» Согласно п. 1 ст. 19. гл. 3 названного закона, после создания ликвидационной комиссии, в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, размещается публикация о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Важно учесть, что срок заявления кредиторами вышеупомянутых требований не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.

Читайте так же:  Кто платит земельный налог

Ликвидационная комиссия, в свою очередь, принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации некоммерческой организации. По истечении срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации данной организации.

Имущество

Если сумма денежных средств, имеющихся у ликвидируемой некоммерческой организации, недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества ликвидируемой некоммерческой организации с публичных торгов в соответствии с установленным для исполнения судебных решений порядком (исключение составляют частные учреждения).

При недостаточности денежных средств у частного учреждения для удовлетворения требований кредиторов последние имеют право обратиться в суд с требованием погасить оставшуюся задолженность за счет собственника ликвидируемого учреждения.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, утверждающийся учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.

По окончании расчета с кредиторами ликвидируемой некоммерческой организации, оставшееся после удовлетворения их требований имущество, в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации, направляется на цели, в интересах которых организация была создана, и (или) на благотворительные цели, если иное не установлено действующим законодательством.

В том случае, если имущество ликвидируемой некоммерческой организации невозможно использовать в соответствии с ее учредительными документами, то, согласно п.1 ст. 20 гл. 3 Федерального Закона «О некоммерческих организациях», данное имущество обращается в доход государства.

При ликвидации некоммерческого партнерства, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов имущество распределяется между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественными взносом, если в учредительных документах не предусмотрен иной порядок распределения имущества.

При ликвидации учреждения оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов имущество передается собственнику учреждения при условии, что иное не предусмотрено учредительными документами ликвидируемого учреждения или правовыми актами Российской Федерации.

Отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации на территории Российской Федерации ликвидируется также в случае ликвидации соответствующей иностранной неправительственной организации, в случае непредставления установленных сведений о поступлениях и расходов средств, а также в случае, если его деятельность не соответствует целям, предусмотренных учредительными документами.

Завершение ликвидации

В соответствии с п. 1 ст. 21 гл. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ликвидация некоммерческой организации считается завершенной (а некоммерческая организация, в свою очередь, прекратившей свое существование) после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Ликвидация Организации — это сложный комплекс мероприятий, но иногда ликвидация становится необходимой. Порядок процесса ликвидации некоммерческой организации должен происходить в строгом соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

Ликвидация Организации — форма прекращения деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Документы, необходимые при ликвидации некоммерческой организации

1. Уведомление о ликвидации юридического лица по форме №Р15001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при госуд. регистрации юр. лиц…», в 2-х экз.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Решение или протокол (выписка из протокола) о ликвидации некоммерческой организации и о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора), в 2-х экз.

3. Публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» о ликвидации некоммерческой организации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Срок не может составлять менее двух месяцев.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами (через два месяца с даты публикации в журнале «Вестник») представляются следующие документы:

1. Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме №Р16001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при госуд. регистрации юр. лиц…», в 2-х экз.

2. Промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации либо органом некоммерческой организации, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации, в 2-х экз.

3. Ликвидационный баланс, в 2-х экз.

4. Решение или протокол (выписка из протокола) об утверждении промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса, завершении процедуры ликвидации, в 2-х экз.

5. Документ об уплате государственной пошлины (оригинал).

Все документы, состоящие из двух и более листов, должны быть прошиты и заверены подписью руководителя организации. Документы оформляются на листах формата А4, шрифт текста 12-14.

Также, данную информацию необходимо заменить в Версии для печати.

Форма №РН0007, №РН0008 (нотариально заверенное). Заполняется от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом, в графах, которые не заполняются, ставится прочерк – в 2-х экз. каждое;

Все документы, состоящие из двух и более листов, должны быть прошиты и заверены подписью руководителя организации. Документы оформляются на листах формата А4, шрифт текста 12-14.

Как открыть НКО — пошаговая инструкция 2019 года

Что такое некоммерческая организация

Некоммерческой организацией (далее — НКО) считается любое зарегистрированное по установленным законодательством правилам юридическое лицо (далее — ЮЛ), основная цель которого состоит не в получении финансовой выгоды (ст. 50 Гражданского кодекса РФ, далее — ГК). Цели у НКО должны быть другие, например:

  • благотворительность;
  • обслуживание населения;
  • культурное просвещение и т. д.

Определение цели НКО — одно из важных предварительных действий перед тем, как создать некоммерческую организацию. Кроме того, следует определиться, в какой конкретно организационно-правовой форме НКО будет функционировать.

Читайте так же:  Усн или осн

Существует несколько форм НКО, среди которых:

  • потребительские кооперативы (далее — ПК);
  • общественные организации (далее — ОО), в число которых входят политические партии (далее — ПП), профессиональные союзы и т. д.;
  • общественные движения;
  • ассоциации (союзы);
  • товарищества собственников недвижимости;
  • фонды;
  • учреждения;
  • автономные некоммерческие организации;
  • религиозные организации;
  • публично-правовые компании;
  • государственные корпорации и др.

Основные различия между вышеперечисленными формами обусловлены такими признаками, как:

  • наличие/отсутствие у участников НКО права считаться ее членами и входить в высший орган (ст. 65.1 ГК);
  • цели их создания;
  • лица, которые могут быть учредителями НКО (например, основателем государственной корпорации может быть только государство).

Выбор названия НКО также имеет существенное значение, поскольку, в отличие от коммерческих предприятий, название одной НКО не должно совпадать с другой НКО, иначе учредителей ждет отказ в регистрации.

Подробнее о том, какие виды и формы НКО существуют, рассказывается в статье «Виды и формы некоммерческих организаций».

Подробнее о таких формах НКО, как ПК, читайте в статье «Потребительский кооператив — плюсы и минусы».

Как создать некоммерческую организацию

Ответ на вопрос, как создать НКО, содержится в гл. 3 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон о НКО).

ВАЖНО! Правила, предусмотренные в законе о НКО, не распространяются на религиозные организации, в отношении которых действует отдельный акт — закон «О свободе совести…» от 26.09.1997 № 125-ФЗ.

Порядок создания НКО условно можно поделить на 2 этапа:

  • подготовительный;
  • непосредственно регистрация НКО.

Перед тем как открыть некоммерческую организацию, ее учредители:

  • выбирают цель, форму и название НКО;
  • определяют способ создания НКО (посредством учреждения или реорганизации иной НКО, ст. 13 закона о НКО);
  • определяют место, где будет располагаться НКО;
  • принимают решение об открытии НКО;
  • готовят документы для подачи в регистрирующий орган.

ВАЖНО! Следует учитывать, что для некоторых форм НКО предусмотрено обязательное требование к минимальному составу ее участников. Так, для открытия адвокатского бюро потребуется минимум 2 человека, обладающих статусом адвоката, а для торгово-промышленной палаты, созданной в форме союза, необходимо минимум 30 учредителей.

Регистрация НКО в Минюсте

Регистрация НКО в Минюсте подчиняется правилам, предусмотренным ст. 13.1 закона о НКО, а также положениям приказа Минюста России «Об утверждении Административного регламента…» от 30.12.2011 № 455.

На основании данных от Минюста Федеральная налоговая служба РФ (далее — ФНС) вносит НКО в Единый государственный реестр ЮЛ (далее — ЕГРЮЛ), и именно с даты включения в реестр НКО считается созданной.

Согласно указанным правилам учредители НКО могут подать документы в Минюст на регистрацию до истечения 3 месяцев с даты оформления решения о создании. Вместе с решением об открытии НКО (которым также принимаются учредительные документы НКО и выбирается состав руководящих органов) в Минюст представляются:

  • заявление на регистрацию по форме, принятой приказом ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected];
  • учредительные документы НКО;
  • информация об учредителях;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (далее — госпошлина);
  • данные о месте нахождения руководителя НКО для возможности связи;
  • другие документы, обусловленные спецификой НКО или ее учредителей (например, выписка из реестра зарубежных ЮЛ, если учредитель — иностранец).

За регистрацию НКО придется уплатить госпошлину в следующих размерах:

  • 3500 руб. при открытии ПП или ее регионального отделения;
  • 1400 руб. при открытии общероссийских ОО инвалидов и их отделений;
  • 4000 руб. за регистрацию всех остальных НКО.

[2]

По общему правилу регистрация НКО должна быть завершена до истечения 17 рабочих дней. Более длительные сроки устанавливаются в отношении:

[3]

  • ОО — они регистрируются в течение 33 дней;
  • ПП — 30 дней;
  • религиозных организаций — им дается 1 месяц и 3 дня или полгода и 3 дня (если проводится религиоведческая экспертиза).

ОКВЭД для НКО

Несмотря на то, что цель НКО не должна относиться к финансовой и НКО может даже не планировать заниматься коммерцией, при создании НКО ее учредителям потребуется указать в заявлении и уставе НКО коды ОКВЭД.

Перечень кодов ОКВЭД для НКО 2018-2019 года содержится в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОК 029-2014), принятом приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.

Кроме того, для отдельных видов НКО применяются специальные коды. Так, деятельности религиозных организаций присвоен код 94.91, признаком группировки данного кода выступает единое исповедание и распространение веры. Действия ПП относятся к коду 94.92, остальные ОО имеют код ОКВЭД 94.99.

В том случае, если НКО все-таки будет заниматься коммерцией, необходимо учитывать, что получение прибыли должно осуществляться в рамках основной цели и служить ее достижению.

Виды финансовой деятельности НКО необходимо указать вместе с соответствующим кодом ОКВЭД в уставе НКО при регистрации.

Подробнее о том, чем может заниматься НКО для аккумулирования финансов, рассказывается в статье «Финансы в некоммерческих организациях (нюансы)».

Таким образом, перед тем как открыть НКО, потребуется осуществить ряд подготовительных действий: определить цель и форму НКО, принять решение о создании НКО и не позднее чем через 90 дней сформировать пакет документов на регистрацию НКО в Минюсте. НКО будет считаться созданной с даты включения ее в ЕГРЮЛ.

Ликвидация некоммерческой организации — пошаговая инструкция 2019 года

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО в 2019 году

Общие положения о ликвидации НКО

Ликвидация НКО (некоммерческой организации) может проводиться как по решению ее участников (добровольно), так и принудительно — по инициативе госорганов. Общие нормы, касающиеся ликвидации НКО, содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса и ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ), процедурные требования — в гл. VII закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон № 129-ФЗ).

Поскольку НКО является юрлицом по законодательству РФ, ее деятельность официально не считается прекращенной до внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Помимо гражданских, НКО участвуют и в других правоотношениях:

Их завершение проводится по отдельным правилам. Так, все работники должны быть предупреждены о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации за 2 месяца (подробнее о процедуре — в статье «Увольнение работника в связи с ликвидацией организации»).

Читайте так же:  Суточные при командировке

В соответствии с п. 11 ст. 89 Налогового кодекса ликвидация является основанием для внеплановой выездной проверки организации, проведение которой может растянуться на длительное время (см. статью «Каковы сроки проведения налоговой проверки?»). Ее завершение является необходимым условием для составления промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ).

В нашей статье рассматривается последовательность действий при добровольном завершении деятельности НКО, которая выглядит следующим образом.

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО предусматривает следующие этапы:

Особенности ликвидации НКО отдельных видов

Законом № 7-ФЗ и другими законодательными актами предусматриваются особенности процедуры ликвидации для НКО отдельных видов. В частности:

  • Фонд ликвидируется согласно судебному акту (ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 закона № 7-ФЗ) в соответствии с процедурой, предусмотренной гл. 27 Кодекса административного судопроизводства (см., например, решение Приволжского районного суда г. Казани от 18.01.2018 по делу № 2-1124/18).
  • Для ликвидации отделения иностранной неправительственной НКО предусмотрены дополнительные основания, указанные в п. 2.1 ст. 18 закона № 7-ФЗ.
  • Действие порядка ликвидации по закону № 7-ФЗ не распространяется на религиозные организации, бюджетные и казенные учреждения, автономные учреждения (пп. 4, 4.1, 4.2, 5 ст. 1, ст. 19.1 закона № 7-ФЗ). Например, религиозные НКО ликвидируются по основаниям, указанным в ст. 14 закона «О свободе совести…» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (см. решение ВС ЧР от 02.02.2018 по делу № 3а-15/2018).

Независимо от применения закона № 7-ФЗ, на все виды юрлиц распространяются нормы ГК РФ при отсутствии специальных норм. Полномочия и обязанности при ликвидации, предусмотренные законодательством, возложены на ликвидатора.

При невыполнении им обязанностей по завершению ликвидации в установленный срок возможно обращение Минюста в суд в порядке, предусмотренном гл. 27 КАС РФ, для принудительной ликвидации (см. апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 03.11.2016 по делу № 33-28666/2016).

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Основные обязанности ликвидатора сведены в таблицу.

Ликвидация

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Процедура ликвидации регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ, Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Приказом от 30 декабря 2011 г. № 455 «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций».


Процедура ликвидации условно включает в себя следующие этапы:

  • принятие решение о ликвидации некоммерческой организации;
  • формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора, установление порядка и сроков ликвидации;
  • публикация сообщения о ликвидации организации в органах печати;
  • составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса;
  • осуществление расчетов с кредиторами;
  • составление и утверждение ликвидационного баланса;
  • государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией.

Все указанные далее документы подаются в Управление Министерства юстиции России по Владимирской области.

Формы Р15001 и Р16001 и требования к их заполнению утверждены Приказом от 25.01.2012г. № ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

До внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации некоммерческая организация продолжает свою деятельность. Никто не освобождает ее от уплаты налогов, сдачи отчетности и исполнения своих остальных обязательств перед контрагентами. Следовательно, в течение всего процесса ликвидации организация продолжает оплачивать коммунальные услуги и арендную плату, производить расчеты с увольняемыми сотрудниками и т.д. Оплата может производиться за счет имеющихся в наличии у организации денежных средств, а при их отсутствии текущие платежи переносят в кредиторскую задолженность. В последнем случае требования кредиторов удовлетворяются по общим основаниям в порядке очередности.

Работники организации, с которыми заключены трудовые договоры, должны быть уведомлены о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией в письменной форме под роспись не позднее, чем за 2 (два) месяца до увольнения. При увольнении работникам выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Иные гарантии и компенсации работникам при увольнении в связи с ликвидацией организации предусмотрены ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации.

Принятие решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии отнесены к компетенции высшего органа управления (Общее собрание). Общее собрание проводится по правилам, предусмотренным уставом и иными локальными актами организации.

На повестку дня должны быть поставлены следующие вопросы:

  • о ликвидации некоммерческой организации;
  • о формировании ликвидационной комиссии, включая избрание председателя ликвидационной комиссии, либо о назначении ликвидатора (в зависимости от положений устава);
  • об установлении порядка и сроков ликвидации некоммерческой организации;
  • об уведомлении уполномоченных органов о нахождении организации в процессе ликвидации.

Решение оформляется протоколом Общего собрания в соответствии с положениями главы 9.1. «Решения собраний» Гражданского кодекса Российской Федерации.

После принятия решения о ликвидации некоммерческая организация обязана в течение 3 (трех) рабочих дней уведомить Управление Министерства юстиции России в своем регионе (далее — Управление).

В Управление подаются следующие документы:

  • уведомление о ликвидации юридического лица по форме Р15001в 2-х экземплярах, подпись заявителя на одном из которых должна быть удостоверена нотариально, а второй экземпляр является копией нотариально заверенного, прошивается и подписывается заявителем;
  • протокол Общего собрания, принявшего решение о ликвидации, о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора), заверенный печатью региональной организации (отделения) и подписанный председателем и секретарем Общего собрания — в 2-х экземплярах.

Все представляемые в Управление документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки. Срок рассмотрения документов Управлением составляет 3 (три) рабочих дня. Далее документы передаются в Управления Федеральной налоговой службы в регионе для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). Запись вносится в течение 5 (пяти) рабочих дней.

Читайте так же:  Замена водительского удостоверения досрочно

С этого момента организация не вправе вносить изменения в учредительные документы, реорганизовываться, создавать другие юридические лица.

С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязаны разместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, информацию о том, что данная некоммерческая организация приступила к процессу ликвидации, а также о сроках и порядке заявления требований кредиторами.

Срок заявления требований не может быть менее чем 2 месяца с момента публикации сообщения о начале процесса ликвидации организации.

Указанное сообщение публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации». Сведения о представительстве в регионе

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации.

Если некоммерческой организации известно о своих задолженностях перед кредиторами (пенсионный фонда, налоговые органы, фонд социального страхования, другие), желательно в данный период их погасить, что значительно упростит в дальнейшем процесс ликвидации.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается Общим собранием некоммерческой организации, которое оформляется протоколом.

Общее собрание следует проводить не ранее, чем через 2 (два) месяца после публикации сообщения в «Вестнике государственной регистрации». Срок исчисляется не с момента подачи сообщения или его оплаты, а именно с момента публикации.

Если были заявлены какие-либо требования кредиторов, необходимо погасить всю имеющуюся задолженность. Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса некоммерческая организация обязана уведомить об этом Управление путем подачи следующих документов:

  • уведомление о ликвидации юридического лица по форме Р15001в 2-х экземплярах, подпись заявителя на одном из которых должна быть удостоверена нотариально, а второй экземпляр является копией нотариально заверенного, прошивается и подписывается заявителем;
  • протокол Общего собрания об утверждении промежуточного ликвидационного баланса — 2 экземпляра;
  • промежуточный ликвидационный баланс — 2 экземпляра;
  • документ, подтверждающий публикацию сообщения о ликвидации некоммерческой организации в журнале «Вестник государственной регистрации», представляется в добровольном порядке.

Все представляемые в Управление документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

Срок рассмотрения документов Управлением составляет 3 (три) рабочих дня. Далее документы передаются в Управления Федеральной налоговой службы в регионе для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). Запись вносится в течение 5 (пяти) рабочих дней.

Имущество, оставшееся в результате ликвидации, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом некоммерческой организации, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе, — на цели, определяемые решением Общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях — решением суда. Решение об использовании оставшегося имущества публикуется ликвидационной комиссией в печати.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается Общим собранием и оформляется соответствующим протоколом.

После принятия решения Общим собранием в Управление подаются следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001в 2-х экземплярах, подпись заявителя на одном из которых должна быть удостоверена нотариально, а второй экземпляр является копией нотариально заверенного, прошивается и подписывается заявителем;
  • протокол об утверждении ликвидационного баланса — в 2-х экземплярах;
  • ликвидационный баланс — в 2-х экземплярах;
  • информация об уплате госпошлины за государственную регистрацию ликвидации в размере 800 рублей (обычно это копия квитанции, платежного поручения).

Все представляемые в Управление документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

Срок рассмотрения поступивших документов и принятия Управлением решения о ликвидации организации не может превышать 3 рабочих дней с даты поступления документов на государственную регистрацию.

После принятия Управлением решения о государственной регистрации организации в связи с ее ликвидацией соответствующие документы в течение 1 рабочего дня направляются в Управление Федеральной налоговой службы для внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи. Срок внесения записи в ЕГРЮЛ не может превышать 5 рабочих дней с момента поступления документов.

Видео (кликните для воспроизведения).

После внесения записи в ЕГРЮЛ некоммерческая организация считается прекратившей существование, а ликвидация завершенной.

Источники


  1. Взаимодействие органов имущественного блока Санкт-Петербурга с юридическими и физическими лицами по вопросам оборота государственного недвижимого имущества и управления государственной собственностью. — М.: Леонтьевский центр, 2004. — 624 c.

  2. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 1. Государство / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 752 c.

  3. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Дело, 2013. — 528 c.
  4. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия; СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 142 c.
  5. Правоведение. — М.: Знание, 1999. — 304 c.
Закрытие некоммерческой организации пошаговая инструкция
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here