Закона об аудиторской деятельности

Ответы на вопросы по теме: "Закона об аудиторской деятельности" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ
«Об аудиторской деятельности»

С изменениями и дополнениями от:

14, 30 декабря 2001 г., 30 декабря 2004 г.

Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года

Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года

См. Кодекс этики аудиторов России, принятый Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол N 16 от 28 августа 2003 г.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

7 августа 2001 г.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Настоящий Федеральный закон, за исключением пункта 5 статьи 4, статей 9, 14 и абзаца седьмого пункта 2 статьи 18, вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования

Положения статей 9 и 14 и абзаца седьмого пункта 2 статьи 18 вступает в силу по истечении одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона

Положение пункта 5 статьи 4 вступает в силу по истечении двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 9 августа 2001 г. N 151, в «Парламентской газете» от 14 августа 2001 г. N 152-153, в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. N 33 (Часть I) ст. 3422

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2011 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г., за исключением изменений в пункт 3 статьи 15, статьи 16 и 19 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 183-ФЗ

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 219-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2005 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 14 декабря 2001 г. N 164-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ
«Об аудиторской деятельности»

С изменениями и дополнениями от:

1 июля, 13, 28 декабря 2010 г., 4 мая, 1, 11 июля, 21 ноября 2011 г., 2, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 4 марта, 1 декабря 2014 г., 3 июля 2016 г., 1 мая, 31 декабря 2017 г., 23 апреля 2018 г., 26 ноября 2019 г.

Принят Государственной Думой 24 декабря 2008 года

Одобрен Советом Федерации 29 декабря 2008 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

30 декабря 2008 года

Принятие нового Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обусловлено переходом от лицензирования указанной деятельности к саморегулированию в этой области.

Лицензирование аудиторской деятельности будет отменено с 1 января 2010 года. Одновременно будет введено обязательное членство индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых аудиторских объединениях. На эти объединения будут возложены функции по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, повышению квалификации аудиторов и контролю качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций. Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в основном будет сведено к выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, ведению госреестра саморегулируемых организаций аудиторов, анализу состояния рынка аудиторских услуг в РФ.

Устанавливаются дополнительные требования к аудиторам и аудиторским организациям (в частности, к стажу работы в аудиторской организации, наличию безупречной деловой репутации, уставному капиталу аудиторских организаций), призванные повысить качество аудиторских услуг и обеспечить независимость аудиторов и аудиторских организаций. В целях поддержки малого бизнеса снижены требования к численности аудиторов в аудиторской организации, индивидуальные аудиторы допущены к проведению обязательного аудита.

Вводится единый квалификационный аттестат аудитора, который будет давать аудиторам право проводить аудит в любых отраслях экономики.

[2]

Детально регламентирован порядок деятельности саморегулируемых организаций аудиторов.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен более поздний срок вступления в силу.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 г., за исключением частей 1-9 статьи 11, статей 12 и 16 настоящего Федерального закона

Часть 9 статьи 11, статьи 12 и 16 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2010 г.

Части 1 — 8 статьи 11 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2011 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 31 декабря 2008 г. N 267, в «Парламентской газете» от 16 января 2009 г. N 1, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 января 2009 г. N 1 ст. 15

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 ноября 2019 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 ноября 2019 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 мая 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Читайте так же:  Налог на имущество рассчитать

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзаца четвертого пункта 3 статьи 2 изменений, который вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 262-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в часть 4 статьи 1, вступающих в силу с 1 января года, следующего за годом признания международных стандартов аудита для применения на территории РФ, и изменений в статью 23, вступающих в силу с 1 августа 2015 г.

Федеральный закон от 4 марта 2014 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

[3]

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 400-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 358-ФЗ

Действие пункта 2 (в части проведения обязательного аудита государственных внебюджетных фондов) и пункта 3 (в части проведения обязательного аудита организаций, являющихся федеральными государственными учреждениями) части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона должно было быть приостановлено с 1 января 2011 г. до 1 января 2014 г. (Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 400-ФЗ часть 1 статьи 5 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.)

Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 136-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 11 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2011 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 5. Обязательный аудит

Статья 5. Обязательный аудит

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 400-ФЗ часть 1 статьи 5 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г. и применяющейся к отношениям, которые возникнут при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, начиная с указанной отчетности за 2010 г.

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 26 ноября 2019 г. — Федеральный закон от 26 ноября 2019 г. N 378-ФЗ

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

См. Методические рекомендации по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций (одобрены Рабочим органом Совета по аудиторской деятельности 6 февраля 2018 г., протокол N 76)

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 262-ФЗ в пункт 5 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

См. Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 г. (согласно законодательству Российской Федерации)

О случаях проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г. см. материал, подготовленный экспертами компании «Гарант»

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

См. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 г. (приложение к письму Минфина России от 21 января 2019 г. N 07-04-09/2654)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ в часть 3 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте так же:  Потребительский кредит или автокредит

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ в часть 4 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

См. Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 5

5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 6, вступающей в силу с 1 октября 2016 г.

6. Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ

Об аудиторской деятельности

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов. Физическое лицо вправе осуществлять аудит при наличии квалификационного аттестата аудитора и членства в СРО.

Законом установлены правовые основания деятельности СРО в сфере аудита, требования к членству в СРО и ведению государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов.

Определены основания, при которых проведение аудита обязательно, в том числе:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

Видео (кликните для воспроизведения).

2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) с 1 января 2011 г. увеличены лимиты годовой выручки и суммы активов бухгалтерского баланса, при превышении которых организации обязаны проводить аудит. Обязательному аудиту подлежат организации, у которых выручка от реализации товаров (работ, услуг) превышает 400 млн. руб., а активы – 60 млн. руб.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Определен состав сведений, которые должно содержать аудиторское заключение. Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Стандарты саморегулируемой организации аудиторов определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Установлены требования к саморегулируемой организации аудиторов (количество членов физических лиц – не менее 700 человек или коммерческих организаций – не менее 500; утверждение правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРО и принятие кодекса профессиональной этики аудиторов; формирование компенсационного фонда и др.).

Плановая проверка СРО аудиторов осуществляется не чаще 1 раза в 2 года в соответствии с планом проверок, утверждаемым уполномоченным федеральным органом.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Сущность и содержание

Принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (№ 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г.) знаменует новый (третий) этап развития аудиторской деятельности в РФ. Значение закона состоит, прежде всего, в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял сове место среди других видов финансового контроля, и, наконец, Россия может считаться страной, имеющей непременный атрибут рыночной экономики — аудит.

Закон был подготовлен рабочей группой с участием МФ РФ, профессиональных аудиторских объединений, их региональных структур, работников научных учреждений и вузов, а также аудиторов-практиков. Закон представляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в Российской Федерации. Он должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых документов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Закона РФ «О бухгалтерском учете», Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 8 августа 2001 г.) и др.

Читайте так же:  Границы земельных участков

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, аудитора и аудиторских организации. Приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также и права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.

В законе дано определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определен порядок контроля за работой аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности.

Три статьи закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, включая описание Уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при Уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений (организационно-правовая структура аудиторской деятельности в РФ приведена на рис.2).

В законе определена ответственность за нарушение законодательства РФ об аудите. В соответствии с федеральным законом должны быть приведены все нормативные акты по аудиторской деятельности (аттестации, лицензированию и др.) в РФ.

Основные положения закона получили в них конкретные уточнения и разъяснение, что позволило регулировать аудиторскую деятельности непосредственно, начиная с момента его вступления в действие.

Прошедший период после принятия закона характеризовался динамичным развитием системы российского аудита, чему способствовало значительная работа, проделанная МФ РФ по реализации основных положений закона. В развитии закона были приняты по вопросам аудиторской деятельности Постановления Правительства РФ, изданы приказы и положения Министерства финансов РФ.

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (ст.1) аудиторская деятельность, аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ. На основании и во исполнение указанного Закона и иных федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства РФ об аудиторской деятельности.

В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определенных прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций. Среди представленных концепций в системе регулирования наиболее целесообразной представляется четырехуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности.

1 уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. и другими законодательными актами прямо и косвенно влияющими на организацию аудиторской деятельности. Упомянутый закон определяет цели и содержание аудиторской деятельности критерии обязательного вида и остальные принципы его проведения, субъективный состав участников аудиторской деятельности их права и обязанности

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности представляющие 2 уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением рекомендательных положений.

К 3 уровню системы нормативного регулирования аудиторской деятельности относятся правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые в праве разрабатывать профессиональные аудиторские объединения.

Внутренние правила аудиторской деятельности действуют в саморегулируемых аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторских организаций. Самостоятельно разработанные аудиторскими организациями правила формируют 4 уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности.

Ключевые положения закона РФ «Об аудиторской деятельности»:

  • · дает определение аудитора аудиторской деятельности и перечень прочих сопутствующих услуг;
  • · определяет систему органов и нормативных актов регулирующих аудиторскую деятельность;
  • · дает определение аудиторов, аудиторских организаций, а также саморегулируемой организации аудиторов;
  • · определяет необходимость и порядок проведения аттестации аудиторской деятельности;
  • · определяет критерии включения в реестр саморегулируемой организации, а также членства аудиторских организаций и аудиторов саморегулирующей организации;
  • · определяет порядок ведения реестра, а также реестр аудиторов и аудиторских организаций;
  • · определяет случай проведения обязательного аудита;
  • · дает понятие и классификацию аудиторских понятий;
  • · определяет права и обязанности аудиторских организаций и аудируемых лиц при проведении аудита;
  • · дает определение и определяет структуру аудиторского заключения;
  • · определяет порядок государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, а также контроль качества аудиторских организаций.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ ст 15 (ред. от 23.04.2018)

Статья 15. Государственное регулирование аудиторской деятельности

1. Функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган.

2. Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются:

1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2) принятие нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных настоящим Федеральным законом;

3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;

5) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции.

3. Для осуществления функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, уполномоченный федеральный орган, уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору вправе запрашивать у саморегулируемых организаций аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов и иную необходимую информацию и документацию.

Цели и задачи аудита. В соответствии со ст. 1 «Аудиторская деятельность» Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30

В соответствии со ст. 1 «Аудиторская деятельность» Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30. 12. 2008 № 307-ФЗ (ред. от 01. 07. 2010 г.), аудиторская деятельность (аудиторские услуги)– это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ, аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.

Читайте так же:  Можно ли ездить на нерастаможенной машине

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания перечисленных услуг:

1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией предприятий или их приватизацией;

5) юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочная деятельность;

8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

В соответствии со ст. 3 «Аудиторская организация» Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ, аудиторская организация – это коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой такая организация является.

Коммерческая организация, сведения о которой не внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций в течение трех месяцев с даты внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц, не вправе использовать в своем наименовании слово «аудиторская», а также производные слова от слова «аудит».

В соответствии со ст. 4 «Аудитор» Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ, аудитор – это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Физическое лицо признают аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности, а также в оказании прочих услуг, а индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать прочие услуги в соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ.

В соответствии со ст. 17 «Саморегулируемая организация аудиторов» Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ, саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации аудиторов с даты ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. Некоммерческую организацию включают в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии соответствия ее следующим требованиям:

1) объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным настоящим Федеральным законом требованиям к членству в такой организации;

2) наличия утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов, принятых правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;

3) обеспечения саморегулируемой организацией аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов.

Для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации аудиторов некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации аудиторов требований Федерального закона № 307-ФЗ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации аудиторов мер дисциплинарного воздействия.

Цель аудита

– выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета по законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать соответствующие решения, основанные на данных выводах.

Понятие «аудиторская деятельность» шире понятия «аудит», так как включает в себя аудит и услуги, сопутствующие аудиту.

Таким образом, можно сформулировать несколько конкретных задач, которые решают аудиторы при достижении указанной ранее цели аудита:

1) оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

2) оценка правильности и законности совершения бухгалтерских записей;

3) оказание помощи управляющим органам организации путем выборки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений;

4) ориентирование организации на будущие события, которые могут повлиять на хозяйственную деятельность (перспективный анализ);

5) выявление резервов роста финансовых ресурсов организации;

6) поверка соблюдения действующего законодательства в области налогообложения;

7) подтверждение достоверных отчетов или констатация их недостоверности.

Несмотря на то, что аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, ответственность за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности несет руководство аудируемого лица. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от такой ответственности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10646 —

| 7344 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. № 307- ФЗ и его значение

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» — N 307-ФЗ — рассматривает подробно такие темы, как квалификационный аттестат аудитора, аудиторское заключение и тайна, обязательный аудит, контроль качества работы аудиторских организаций, кодекс профессиональной этики аудиторов, независимость аудиторских учреждений и др. Определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в нашем государстве. Регламентирует особенности госконтроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов. Устанавливает основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора, права и обязанности индивидуального аудитора и аудиторской организации. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 2014 года № 307-ФЗ был принят 24.12.2008 г.

Читайте так же:  Закупка у единственного поставщика

Статья 1. Аудиторская деятельность

Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность

Статья 3. Аудиторская организация

[1]

Статья 4. Аудитор

Статья 5. Обязательный аудит

Статья 6. Аудиторское заключение

Статья 7. Стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов

Статья 8. Независимость аудиторских организаций, аудиторов

Статья 9. Аудиторская тайна

Статья 10. Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов

Статья 11. Квалификационный аттестат аудитора

Статья 12. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора

Статья 13. Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора

Статья 14. Права и обязанности аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг

Статья 15. Государственное регулирование аудиторской деятельности

Статья 16. Совет по аудиторской деятельности

Статья 17. Саморегулируемая организация аудиторов

Статья 18. Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов

Статья 19. Ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций

Статья 20. Меры дисциплинарного и иного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов

Статья 21. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов

Статья 22. Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов

Статья 23. Заключительные положения

Статья 24. Утратила силу

Статья 25. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8864 —

| 7559 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Законы и правила, регулирующие в РФ аудиторскую деятельность

Регулирование аудиторской деятельности

В России и за рубежом результаты аудиторских проверок могут являться основой принятия большого количества экономических решений, поэтому аудит достаточно жестко регулируется во всех государствах.

На сегодняшний день определять аудиторскую деятельность в Российской Федерации может следующая система, включающая:

  1. Закон об аудиторской деятельности;
  2. ПСАД (Правила стандарты аудиторской деятельности);
  3. стандарты общественных объединений аудиторов.

Закон об аудиторской деятельности

ФЗ «Об аудиторской деятельности» в нашем государстве приняли 07.08.01 года. С его появлением были отменены действовавшие Временные правила аудиторской деятельности от 1996 года. С 1 января 2009 года в силу вступает новый Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ΦЗ от 30.12.2008, который необходимо рассмотреть более подробно.

Статьи Закона об аудиторской деятельности являются основным документом системы, которая напрямую регулирует область аудита. Правовой статус документа определяет понятия аудита, аудиторов, правовые моменты организации и функционирования аудиторских организаций, показатели обязательности проверок, типы услуг, сопутствующих аудиту, место стандартов и норм профессиональной этики, права и обязанности аудиторов и аудируемых субъектов, основные стороны контроля качества, проблемы аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, значение саморегулируемых аудиторских объединений и др. Данный Закон должны соблюдать все аудиторы и аудиторские организации, а также лица, подлежащие обязательному аудиту в Российской Федерации.

Другие нормативные акты аудиторской деятельности

Отношения, которые возникают при ведении аудиторской деятельности, могут регулировать государственные указы Президента РФ, не противоречащие Закону об аудиторской деятельности и прочим федеральным законам.

Отечественные нормы законодательства об аудиторской деятельности, которые включены в любые другие федеральные законы, должны соответствовать указанному Закону. Если же определенный Указ Президента РФ или постановление Правительства РФ противоречит Закону об аудиторской деятельности или иному ФЗ, то применению подлежит Закон об аудиторской деятельности или иной ФЗ.

Регулирование аудиторской деятельности в соответствии с ФСАД обязательно для аудиторских компаний, индивидуального аудитора, а также для аудируемых субъектов, исключая положения рекомендательного характера. Федеральные стандарты аудиторской деятельности утверждены Правительством РФ и разработаны в нашей стране в соответствии с MCA. С целью усиления практической направленности и единообразного проведения проверок, происходит подготовка методик по отдельным проблемам, например, в области проверки материально-производственных запасов или проверки расчетов по налогам на прибыль.

Формирование этих стандартов в РФ еще не закончено.

Система регулирования аудиторской деятельности должна использоваться в работе профессиональных аудиторских объединений, которые вправе по уставам формировать для своих членов внутренние стандарты или правила аудиторской деятельности. Данные правила и стандарты не должны вступать в противоречие с ФСАД и предъявлять требования ниже, чем указано в них.

Также аудиторские компании и индивидуальные аудиторы имеют право формировать свои правила (стандарты) аудиторской деятельности. В этом случае стандарты (правила) не должны противоречить как ФСАД, так и внутренним правилам (стандартам) аудиторской деятельности профессиональных аудиторских объединений, членами которого они являются. С 2009 года внутрифирменные стандарты аудита не включены в систему нормативного регулирования и не рассматриваются Законом об аудиторской деятельности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Помимо рассмотренных нормативных документов, аудиторы, аудиторские компании, саморегулируемые аудиторские объединения и их сотрудники должны работать в соответствии с кодексом профессиональной этики.

Источники


  1. Под. Ред. Ванян, А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней; Рязань: Узорочье, 2013. — 528 c.

  2. Рыжаков, А. П. Защитник в уголовном процессе / А.П. Рыжаков. — М.: Экзамен, 2016. — 480 c.

  3. Матвиенко, Л.О.; Соколов, А.Н. Как оформить земельный участок в собственность; М.: Инфра-М, 2013. — 425 c.
  4. Практика адвокатской деятельности. Практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2015. — 792 c.
  5. Сокиркин В. А., Шитарев В. С. Международное морское право. Часть 6. Международное морское экологическое право; Издательство Российского Университета дружбы народов — Москва, 2009. — 224 c.
Закона об аудиторской деятельности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here