Закон о мусоре

Ответы на вопросы по теме: "Закон о мусоре" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

ФЗ № 89 о твердых бытовых отходах (ТБО): основные понятия, что регулирует?

Ликвидация бытовых отходов – распространенная проблема, которая затрагивает каждого гражданина. Деятельность в представленной сфере регулируется нормативными актами различной юридической силы.

Федеральный закон о ТКО определяет виды и классы отходов, методы утилизации, экономическое регулирование, учет. Кроме этого, описываются меры наказания, которые понесет региональный оператор по утилизации ТБО при нарушениях.

Полный текст 89 федерального закона

Нормативные акты утилизации ТБО

Главная причина, по которой сбор и вывоз твердых бытовых отходов неэффективен заключается в применении устаревших методов, и из-за неправильной законодательной базы.

Процессы по удалению ТКО, регламентируется многочисленными нормативными документами: законами, кодексами, действующими санитарными нормами, техническими стандартами.

Федеральный закон об отходах производства и потребления

Данный закон представляет собой главный правовой акт, отражающий государственную политику в отрасли ликвидации ТКО. Акт освещает правовые аспекты всех процессов, связанных с ликвидацией отходов.

Цель закона о вывозе твердых бытовых отходов заключается в создании условий для безопасной утилизации остаточных продуктов жизнедеятельности без нанесения существенного вреда окружающей среде.

Закон содержит 8 глав, в которых отражены:

  • Главные понятия об отходах (классификация ТКО, группы опасности).
  • Полномочия государства в отношении отходов.
  • Общие правила обращения с ТКО.
  • Принципы нормирования, учета, отчетности в сфере ликвидации отходов, нормативы накопления ТКО.
  • Принципы экономического регулирования.
  • Госнадзор в области ликвидации ТКО.
  • Ответственность за нарушения ФЗ о ТБО в 2018 году.
  • Переходные положения.

ФЗ №89 включает основные сведения об обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО.

Закон, регламентирующий вывоз и утилизацию мусора в РФ

Правила ликвидации мусора промышленного и бытового происхождения описаны в ФЗ о ТКО № 89. Помимо этого, законодательство о сборе и утилизации ТКО и другими нормативными актами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Вывоз мусора на мусороперерабатывающий завод

Утилизация твердых бытовых отходов

Нормы и правила ликвидации бытовых и промышленных остатков регулируется многочисленными законами.

К ним относятся:

  • ФЗ №7 “Об охране окружающей среды”.
    Включает обязанность операторов утилизации производить манипуляции с мусором с соблюдением требований безопасности.
  • ФЗ № 96 “Об охране атмосферного воздуха”.
    Включает правила и принципы переработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории полигонов с целью снижения вредного воздействия на атмосферу.
  • ФЗ № 52 “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”.
    Регулируются условия сбора, транспортировки, ликвидации ТКО с учетом действующих санитарных норм.

Вывоз строительного мусора по закону

Вывоз мусора регулируется ФЗ 89 об отходах производства и потребления, а также законом об утверждении правил вывоза твердых и жидких бытовых отходов, в который были внесены изменения с 2017 года.

В число нормативных документов, регулирующих вывоз мусора, включают законы в жилищно-коммунальной области:

  • Жилищный кодекс РФ (ФЗ №188)
  • ФЗ № 210 (отражает основы регулирования коммунальных тарифов)
  • Постановление №155 от 10.02.1997 (утверждает правила вывоза твердых и жидких БО)
  • Постановление № 307 от 23.05.206 (порядок предоставления коммунальных услуг гражданам)

Федеральный закон о региональном операторе ТБО

Согласно федеральному закону о региональном операторе (ФЗ №89 ст. 24.6) сбор, перевозку, утилизацию или захоронение мусора осуществляют 1 или несколько региональных операторов.

Он определяется на основе конкурсного отбора на срок не превышающий 10 лет. При этом, юридическое лицо может быть лишено данного статуса при наличии веских оснований.

Услуги вывоза и утилизации ТКО должны осуществляться с учетом особенностей установленных санитарно-эпидемиологических норм с использованием спецтехники и ресурсов.

Деятельность оператора происходит на строго ограниченной территории, которую указывают при составлении договора-соглашения. В обязанности операторов входит соблюдение основных норм ликвидации ТКО, схем потоков, целесообразное распределение ресурсов и технических средств.

В соответствии с ФЗ № 210 об основах регулирования коммунальных тарифов, оплата вывоза ТКО осуществляется по единому тарифу на услугу регионального оператора, которая определяется исходя из численности, плотности населения, количества частных и многоквартирных зданий, промышленных предприятий, объемов отходов.

Утилизация ТКО регламентируется действующими нормативно-правовыми актами, за нарушение которых несется административная или уголовная ответственность. Поэтому предприятия, занятые в сфере ликвидации мусора, твердых или жидких остаточных продуктов, строительных остатков, опасных бытовых отходов, должны действовать в строгом соответствии с установленными законом нормами.

Вывоз мусора в частным секторе: новые тарифы, работа с оператором

В связи с принятием нового закона о вывозе мусора и ТКО на территории России, жители частного сектора столкнулись с множеством вопросов о том, как обновленная система будет функционировать в их случае. Согласно официальному представителю регионального оператора по вывозу мусора, способ предоставления услуги зависит от категории получателя, проживающего в частном доме.

Итак, всего существует три вида услуг:

  1. Вывоз ТКО с общей контейнерной площадки коттеджного поселка. В данном случае, управляющая компания поселка заключает договор с региональным оператором от лица всех частников и оплачивает услугу. Стоимость рассчитывается исходя из площади жилья или количества проживающих человек в зависимости от правил, установленных в регионе.
  2. Вывоз ТКО с общей контейнерной площадки деревни. Частному лицу нет необходимости лично заключать договор с оператором. Стоимость услуги включается отдельной строкой в квитанцию об оплате электричества или других коммунальных услуг.

Важно! По правилам новой реформы, на всех контейнерных площадках будут установлены новые двухцветные баки для раздельного сбора отходов.

Новые тарифы для частного сектора

Согласно представителю регионального оператора, для заключения договора об услуге и подтверждения площади частного жилья, владельцем должно быть предоставлено свидетельство на право собственности.

С 1 января 2019 года каждый россиянин, проживающий в частном секторе обязан оплачивать услугу вывоза мусора. При этом, расценки значительно разнятся в зависимости от региона. В среднем плата составляет 100-150 рублей с человека в месяц.

Читайте так же:  Как можно дробить отпуск по закону

В следующих регионах расчёт производится исходя из площади дома и в тарифах указана сумма за 1 м² площади: Московская, Ленинградская, Тюменская, Амурская, Иркутская области, Пермский край, города Москва и Санкт-Петербург.

Расчет производится по общей формуле:

Стоимость услуги = Площадь квартиры * Региональный тариф

В тарифах для остальных регионов представлена стоимость за 1 человека, проживающего в данном ИЖС. В регионах, не представленных в таблице, введение изменений были отложены (актуально на конец 2019 года — уточняйте у вашего оператора).

Регион Тариф (с 1 человека в рублях)
Якутия 138,9
Мурманская область 133,5
Архангельская область 68,8
Калининградская область 72,3-127,7
Новгородская область 39,9
Свердловская область 132,5
Красноярский край 131,1
Новосибирская область 92,4
Дагестан 16-40
Тульская область 137,3
Воронежская область 157,6
Челябинская область 52,2
Краснодарский край 139,6
Волгоградская область 113,2
Ростовская область 96,8
Ульяновская область 88
Самарская область 140
Башкирия 35
Татарстан 76,5
Астраханская область 63,1
Чувашия 80,2

Для тех, кто оформил договор напрямую с РО и услуга вывоза их отходов осуществляется по факту образования, существуют специальные тарифы для расчета стоимости исходя из объема мусора в литрах.

Что представляет собой региональный оператор

Согласно новому закону, вывоз мусора теперь осуществляется не множеством различных мелких компаний, а региональными операторами, которые выбираются на конкурсной основе для каждого субъекта РФ и на которые теперь возлагается ответственность за полный цикл обращения с ТКО. Перед проведением отбора, каждый город и регион страны должен был создать электронную территориальную схему обращения с отходами, а также утвердить свою программу и нормативы накопления ТКО. В отборе участвовали крупные предприятия по сбору, сортировке и переработке мусора, территориально расположенные в пределах данного региона. Отбор и контроль за выбранными организациями осуществляют РЭО и администрации районов.

За право стать региональным оператором могли бороться только крупнейшие заводы и предприятия, которые имеют возможность обеспечить достаточное количество оборудования и сотрудников для реализации услуги вывоза отходов.

  • Заключение договора с потребителем;
  • Сбор ТКО;
  • Транспортировка ТКО;
  • Обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение ТКО и опасных видов отходов;
  • Постепенное внедрение сортировки и раздельного сбора отходов;
  • Ликвидация нелегальных свалок;
  • Исполнение программы и нормативов, установленных в регионе.

Заключение договора с оператором в частном секторе

Для владельцев ИЖС существует два варианта сотрудничества с региональным оператором.

Если вы проживаете в частном доме, который относится к коттеджному поселку, садовому товариществу или деревне, в которых имеется своя управляющая компания, вам не придется заключать договор лично. Вопросами о вывозе мусора займется ваша УК, которая и подпишет все необходимые бумаги от своего имени в интересах собственников жилья и договорится о регулярном опорожнении мусорных контейнеров.

В случае же, если ваше жилье расположено обособленно и не принадлежит к какому-либо жилому комплексу, вы обязаны лично подписать договор с РО, выделить на своем участке место для контейнерной площадки и мусорного бака, а также обеспечить спецтехнике доступ к зданию.

Порядок заключения договора следующий:

  1. В течение месяца после утверждения администрацией РО, оператор публикует извещение о необходимости оформить договор;
  2. Владелец ИЖС подает заявку на оформление договора;
  3. РО направляет договор потребителю;
  4. Владелец ИСЖ подписывает договор.

Как платить за вывоз ТКО в частном доме

Если договор с региональным оператором заключала управляющая компания, к которой принадлежит постройка, то оплату за услугу вывоза мусора в частном доме/секторе нужно производить по общей квитанции за оплату коммунальных услуг. Сумма оплаты вписывается в расчётный лист отдельной строкой «Услуга по обращению с ТКО».

Оплата услуги лицами, заключившими договор с РО напрямую, производится по специальной квитанции, предоставленной самим оператором.

В связи с тем, что вывоз мусора с частной контейнерной площадки производится по мере его образования, квитанция на оплату данной услуги может приходить реже, чем у собственников, оформивших договор через УК и оплачивающих вывоз ежемесячно, по стандартной квитанции за коммунальные услуги.

Льготы и скидки для ИЖС

С момента вступления в силу нового закона, правила для частников стали немного строже. Теперь оплачивать вывоз отходов обязан каждый, в противном случае, нарушители будут неукоснительно оштрафованы. Однако администрация старается призвать владельцев ИСЖ к соблюдению порядка наиболее лояльными методами и поддерживает тех, кто не пренебрегал оплатой услуг и сортировкой и до реформы.

Также стоит отметить, что 70% стоимости вычитается из счетов тех, кто проживает в радиусе двух метров от действующих полигонов и заводов по переработке отходов.

Особое внимание в этом вопросе оказано пенсионерам:

  • В возрасте до 70 лет – скидка в размере 30%;
  • От 70 до 80 лет – скидка в размере 50%;
  • Старше 80 лет – услуга предоставляется бесплатно.

Все льготы по оплате ЖКХ, которые имели ветераны, инвалиды и некоторые другие категории населения и субсидии при превышении порога среднедушевого дохода, остаются и сохраняются, в том числе на тарифы ТКО.

Оператор повышает тарифы — это нормально? Кому жаловаться?

С момента вступления в силу Мусорной реформы, региональные власти опубликовали официальные тарифы на вывоз ТКО для многоквартирных домов, а также для частного сектора. Столкнувшись с новой суммой в квитанции, вы должны учитывать новые тарифы.

Если вы не получали никаких уведомлений о повышении стоимости в ближайшее время, но сумма в вашей квитанции на оплату увеличилась, необходимо обратиться в местный филиал регионального оператора. В случае, если ваша жалоба не рассмотрена или отклонена, обязательно обратитесь в Жилищную инспекцию и прокуратуру.

Закон о мусоре в сельской местности, частном секторе, многоквартирных домах

Одним из главных юридических изменений, вступивших в силу с 1 января 2019 года, вызвавших сильнейший резонанс и породивших большое количество вопросов и не меньше слухов, стал так называемый «Мусорный закон 2019».

Законопроект об отходах разработан еще в 2014 году. Однако быстро провести реформу не вышло, ввиду сложности и масштабности изменений.

Законом №89-ФЗ введены новые правила обращения с ТКО – твердыми коммунальными отходами. Сам этот термин тоже внедрен впервые.

Читайте так же:  Отчет по договору поручения

Утверждены новые уполномоченные организации-исполнители и новая система формирования платежей. Раньше эта сумма включалась в оплату содержания и зачислялась на расчетный счет управляющих компаний.

Нашла отражение в законе животрепещущая тема сортировки мусора. Ради улучшения экологии и оптимизации обращения с отходами и устраивалась реформа.

Подход к складированию, вторичной переработке и захоронению ТКО меняется в корне. Мусор будут сортировать, внедряя таким образом новую систему вторичной переработки.

Изменения в законе о вывозе мусора с 1 января 2019 года

Сформулируем вкратце основные моменты ФЗ о вывозе мусора, которые заработали с 2019 года:

  1. Муниципалитеты городов и районов не вывозят мусор. Их задача – предоставить оборудованные площадки для сбора отходов.
  2. За вывоз мусора с 1 января 2019 года по закону отвечают операторы, выбранные на конкурсной основе.
  3. Регулировкой тарифов займутся региональные власти.
  4. Официально вводится сортировка мусора в регионах.

Теперь за мусор придется платить всем:

  • Жителям квартир и частных домов.
  • Владельцам нежилых помещений.
  • Членам дачных кооперативов и т.п.

[3]

Мусорный закон расширяет диапазон борьбы с незаконными свалками. Устранять их обязали собственников земельных участков, где обнаружены стихийные свалки.

Если собственника у земли нет, устранять мусорные свалки будут вынуждены городские власти.

За что отвечает региональный оператор, а за что УК или ТСЖ?

Оператор выбирается региональными властями на конкурсной основе. Правила проведения конкурса определены Постановлением Правительства РФ (№881 от 05.09.2016).

Чтобы понять суть нововведения нужно уточнить некоторые термины:

  1. Жилищную услугу предоставляют УК. Они, либо участники ТСЖ, устанавливают цену на нее. К жилищным услугам относятся содержание и ремонт жилых многоквартирных домов.
  2. К коммунальным услугам относятся, электро-, газо-, водоснабжение, а с 2019 года – вывоз мусора. Тарифы регулируются централизованно и едины по всему региону.

С вступлением в силу нового закона с того момента, как содержимое мусорных контейнеров перегружено в мусоровоз для доставки на полигон, отвечает за него выигравший конкурс оператор.

После погрузки отходов в мусоровоз за них начинает отвечать региональный оператор

А собирает и хранит мусор непосредственно на придомовой территории по-прежнему УК. Контейнеры, площадки, мусоропроводы и чистота вокруг остаются в ведении обслуживающей дом организации или самих участников ТСЖ.

Количество компаний, вывозящих мусор выросло настолько, что по факту стало сложно их контролировать. Реформы помогут сократить число операторов.

Изменения в работе с ТКО, намеченные на 2019 год

Было Стало
Нерегулируемые тарифы на вывоз бытовых отходов Нормативы и тарифы на вывоз мусора устанавливаются централизованно в регионах.
Услуга предоставлялась муниципальной властью Введена плата за мусор для частных домовладельцев, дачников и сельских жителей.
Тариф включен в строку «Содержание жилого фонда». Счет выставляли управляющие компании. Положения закона №89-ФЗ применимы к садоводческим товариществам, если строение на участке признается жилым.
Предусмотрено введение правил сортировки бытовых отходов.

Тарифы на вывоз мусора с 1 января 2019 года. Сколько будем платить?

Оплата согласно новому закону, производится по нормативам, утвержденным региональной энергетической комиссией, на основании статистики и экономических данных региональных операторов.

Для жителей МКД ничего не изменится, кроме содержания квитанций. По одной оплата уменьшится в другой возрастет.

А вот частный сектор и село ждут перемены – с 2019 года по закону платежа им не избежать.

Видео (кликните для воспроизведения).

В выигрыше возможно окажутся одиноко проживающие в многокомнатных квартирах, так как плата взимается в зависимости от количества проживающих (прописанных), а не от площади жилья.

Если же в квартире нет зарегистрированных, то оплата будет зависеть от числа собственников.

Вероятно, согласно принятому закону, оплата вырастет, что происходит всегда, когда речь идет о предприятиях-монополистах. На сколько – в каждом конкретном регионе по-разному.

Остается только уповать на то, что порядка с новым законом и введением изменений станет больше.

Некоторые регионы уже просчитали стоимость мусорного сбора с одного человека. Он колеблется в пределах 100-150 руб. Среднестатистическая семья будет платить за мусор ежемесячно 400-600 руб.

Кому платить?

Оплачивать по новым квитанциям можно, как прежде, в управляющей компании, а в некоторых ситуациях – напрямую оператору.

  1. Жильцы дома на общем собрании решили платить региональному оператору.
  2. Дом в непосредственном управлении или способ управления домом не выбран.
  3. Не заключен договор с оператором управляющей компанией или ТСЖ.
  4. Владельцы нежилых помещений.
  5. Частные домовладельцам.

Как рассчитывается тариф?

Оплата складывается из трех составляющих:

Итоговая формула выглядит следующим образом:

Плата за месяц = норматив Х количество проживающих Х региональный тариф.

Разница заключается в типе помещения: квартира, частный дом, дачный домик, нежилое строение и т.д.

Как снизить размер платы?

Возможно немного сэкономить. Закон предусматривает такие случаи. При длительном отсутствии по месту жительства, например, отъезде в отпуск, командировку, продолжительном стационарном лечении, нужно позаботиться о подтверждающих документах. Затем их предъявляют для перерасчета.

Раздельный сбор мусора поможет снизить тариф на вывоз ТКО

Более выгодна организация раздельного сбора мусора. В случае сортировки отходов, они измеряются в м 3 или тоннах. Таким образом платят за отходы по факту, а не в зависимости от числа проживающих.

Решение о применении раздельного сбора пока только пластика и бумаги для получения скидки по оплате за мусор принимается всеми владельцами квартир в доме. Эксперты дают предварительный прогноз, что экономия может достигать 50%.

Сложного в раздельном сборе ничего нет. Сейчас ведется активная волонтерско-просветительская работа, во всех школах проходят акции, флеш-мобы с целью популяризации экологических реформ.

Читайте так же:  Обслуживание пожарных гидрантов

Но для полной реализации федеральной программы и самого закона необходимо строительство мусороперерабатываюших заводов и полная загрузка уже существующих предприятий, использующих вторсырье. Там и будет продолжаться сортировка отходов.

Как определяются нормативы?

По закону норматив определяется ответственным за мусор оператором на момент проведения процедуры торгов, или назначается уполномоченной региональной комиссией, исходя из представленных статистических данных.

Но при этом существуют нормы ТКО (Постановление Правительства от 04.04.2016 №269). Для расчета нормативов можно просто подсчитать вывозимый фактический объем мусора и поделить его на число квартир и среднее количество проживающих в них.

[2]

Подводя итог начала реализации Мусорного закона Путина, как его уже начали называть в народе, отметим, что не во всех регионах он введен в полной мере. Не все оказались готовы к его реализации как в части выбора оператора, так и в определении реально отражающих ситуацию тарифов.

Для рядовых жителей мусорная реформа – это просто установление новой повышенной платы за вывоз мусора.

Законы о мусоре — правовое регулирование в РФ

Все основные законы о мусоре в данной статье собраны для удобства понимания текущей ситуации в РФ. Данные документы являются официальными и взяты из правового справочника «Гарант». Надо понимать, что все они актуальны на определенный момент (февраль 2012 г.), но в большинстве случаев в этой сфере ничего принципиально нового не появляется.

[1]

Нормативное регулирование оказания услуг по вывозу мусора и ТБО в Российской Федерации осуществляется при помощи федеральных законов, постановлений правительства, санитарных правил и иных нормативно- правовых документов.

Любая организация, занимающаяся производственной или иной деятельностью, должна проводить оценку воздействия своей деятельности (позитивное или негативное, активное или пассивное) на состояние окружающей нас среды. При этом любое негативное воздействие влечет за собой плату. Требования к допустимым выбросам и отходам производства, правила проведения оценки воздействия различной деятельности на окружающую среду, а также требования, касающиеся охраны окружающей среды при проведении той или иной деятельности (строительной, эксплуатационной и т.д.) изложены в Федеральном законе от 10 января 2002г. N7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Размер платы (нормативы) за выброс различных вредных и опасных веществ в атмосферный воздух, водоемы, размещение отходов производства и потребления установлены Нормативами платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. номер 344.

Предприятия и организации, производящие в результате своей деятельности вредоносные выбросы в окружающую среду, подлежат государственному учету, и за их деятельностью осуществляется государственный контроль. Обязанности таких юридических и физических лиц по соблюдению правил охраны атмосферного воздуха освещены Федеральным законом 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха.

Понятие отходов производства и потребления дано в Федеральном законе от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Кроме того, данным законом установлена необходимость лицензирования деятельности хозяйствующих субъектов при обращении с опасными отходами, а также введены общие требования к строительству, проектированию, ликвидации, консервации зданий и сооружений; требования к использованию отходов на территории городов, поселений и других населенных пунктов. Этим же нормативным актом установлен запрет на ввоз отходов для обезвреживания и захоронения на территории России.

Классификацию отходов по степени опасности (5 классов) вы найдете в ст. 4.1. Федерального закона №89-ФЗ.

Лицензированию подлежит только деятельность юридических лиц и предпринимателей по обращению с отходами, иимеющим с 1 по 4 класс опасности. Это – требование ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Особенности получения лицензии на осуществление специализированной деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 классов опасности, представляемой ор ганизациям или индивидуальными предприятиям на срок 5 лет, предусмотрен Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I — IV класса опасности (утв. постановлением Правительства РФ от 26 августа 2006 г. N 524).

Обращаясь за предоставлением услуг по вывозу отходов, потребитель должен знать, что исполнитель обязан предоставить ему документ, которым оформляется заказ. В таком документе в обязательном порядке должна содержаться информация о наименовании исполнителя, его местонахождении, а также ФИО заказчика, вид оказываемой услуги, место оказания услуг по вывозу ТБО, сроки и порядок их исполнения и другая информация. Не существует регламентированных тарифов на услуги по вывозу ТБО. Их стоимость определяется исполнителем самостоятельно, или по соглашению с потребителем, при этом условия оказания услуг должны быть одинаковыми для всех физических и юридических лиц. Такие особенности закреплены в Правилах предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (утв. постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155) .

Производителям радиоактивных отходов следует в своей деятельности руководствоваться специальными нормами. Правила накопления, хранения и захоронения таких видов отходов содержатся в Федеральном законе от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В связи с выведением из эксплуатации необходимости утилизации электрических ламп и осветительных устройств с содержанием ртути не менее одной сотой процента, потребителям следует знать, что запрещается хранить, обезвреживать и перевозить такие отработавшие лампы самостоятельно. В случае необходимости следует обращаться к специализированным организациям. Более подробно с правилами обращения с подобными отходами можно ознакомиться в ·Постановлении Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. N 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде».

Читайте так же:  Нко как открыть

Для изоляции и обезвреживания ТБО используются специальные полигоны твердых бытовых отходов. Использования таких территорий является обязательным, платным и официальным. Строгие требования предъявляются как к содержанию самого полигона, так и к качеству ввозимого на него мусора и различных бытовых отходов. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2001 г утверждены Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01″Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». N 16 .

Особый вид отходов – медицинские. Они имеют свою классификацию (от эпидемиологически безопасных отходов до радиоактивных). Разные классы отходов не подлежат смешению. К работе с такими отходами допускаются только лица, достигшие 18 лет и прошедшие специальную подготовку. Более детально требования к правилам обращения с медицинскими отходами изложены в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.1.7.2790-10″Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 9 декабря 2010 г. N 163) .

Москва и Московская область – огромные территории, поражающие своей загрязненностью. Только на территории г. Москвы ежегодно образуется порядка 18 миллионов тонн отходов, 80% которых размещаются в Московской области. В 2005 году была принята Концепция проекта областной целевой программы «Обращение с отходами производства и потребления в Московской области на 2006-2015 годы», одобренная Решением Мособлдумы от 02.03.2005 N 6/131. В ней перечислены основные мероприятия по обращению с ТБО и способы решения проблем, связанных с несанкционированным вывозом мусора, на территории Московской области. Кроме того, в Концепции приведен подробный перечень нормативно-правовых документов, регулирующих сферу обращения с отходами на всей территории Российской Федерации

Законом города Москвы «Об отходах производства и потребления в городе Москве» от 30.11.2005г. №68 регулируется особенности использования отходов на территории столицы. Им установлены общие требования к различным производителям отходов, а также требования, которые необходимо соблюдать при сборе, хранении, переработке, транспортировке и других действиях с отходами, производимыми в Москве и Московской области.

Основные правила обращения со специальным видом отходов – строительным, регулируются отдельным актом — Постановлением Правительства Москвы от 25.06.02 469-ПП «О порядке обращения с отходами строительства и сноса в г. Москве». В нем подробно освещены вопросы складирования, транспортировки, переработки отходов, появляющихся в результате строительства, сноса или консервации различных зданий и сооружений в Москве.

В целом же основное регулирование данной сферы деятельности осуществляется на федеральном уровне, поскольку перечень полномочий всех субъектов Российской Федерации является закрытым. Тем не менее, допускается принятие различных региональных программ, направленных на поддержание благоприятной окружающей среды и минимизации вредного воздействия различных видов отходов в том или ином субъекте.

Особенности закона о вывозе мусора

С 1 января 2019 года в России вступил в силу Федеральный закон о вывозе мусора и стартовала так называемая Мусорная реформа, в корне поменявшая процесс сбора и утилизации твёрдых бытовых отходов. Законопроект был разработан ещё в 2014 году, однако ввести его в действие не получилось из-за слишком больших масштабов изменений, что потребовало проведения длительных подготовительных работ. В соответствии с новым законом, процессом сбора, хранения и утилизации ТБО могут заниматься только специально уполномоченные организации, поменялась система сбора платежей, введена процедура сортировки мусора. Цель Мусорной реформы — охрана окружающей среды путём снижения выбросов токсичных веществ в воздух и почву в результате ненадлежащего сбора и утилизации отходов.

Изменения в законодательстве с 1 января 2019 года

Закон о вывозе мусора с 2019 года №89-ФЗ регулирует новый порядок обращения с отходами. Им утверждены следующие основные положения:

  1. Твёрдые бытовые отходы должны подвергаться сортировке по материалу, из которого они изготовлены (пластик, бумага, стекло и т. д.).
  2. Вывоз и утилизацию отходов могут осуществлять только уполномоченные операторы, выбранные на конкурсной основе.
  3. Местные органы власти должны обеспечить тарифное регулирование и предоставить операторам площадки для сбора мусора, при этом самостоятельно собирать, хранить или утилизировать ТБО они не вправе. Плата за вывоз мусора теперь будет производиться всеми категориями граждан, то есть:
  • Владельцами и жильцами квартир и частных домов.
  • Собственниками нежилых помещений.
  • Дачниками, состоящими в садоводческих товариществах.

Структура бытовых и коммунальных отходов

Новый закон оперирует понятиями ТБО (твёрдые бытовые отходы) и ТКО (твёрдые коммунальные отходы).

1. ТБО — это отходы, образующиеся от повседневной жизнедеятельности человека:

  • Продукты питания, пришедшие в негодность.
  • Макулатура (бумага и картон)
  • Пластик и полимеры (упаковка, пришедшие в негодность бытовые вещи).
  • Стеклотара и стеклобой.
  • Металлолом.

2. ТКО — это отходы из жилых помещений, образующиеся в результате процесса потребления их жильцами:

  • Отходы от уборки или ремонта.
  • Пришедшая в негодность техника или мебель.
  • Растительные отходы (трава, листва, ветки деревьев).

Зона ответственности регионального оператора, УК и ТСЖ

Для начала нужно разделить понятия жилищная услуга и коммунальная услуга.

Жилищная услуга — это содержание и ремонт жилых многоквартирных домов. Этим занимается Управляющая компания (УК) или Товарищество собственников жилья (ТСЖ).

Коммунальная услуга — это электроснабжение, газоснабжение, водоподача и водоотведение, а с 1 января 2019 года и вывоз мусора.

Что изменилось в результате Мусорной реформы в 2019 году

Было Стало
Организацией вывоза мусора занимались муниципальные власти. Вывоз мусора осуществляет единый региональный оператор.
Тарифы устанавливались каждым участником рынка самостоятельно и произвольно. Тарифы устанавливаются едиными для региона и утверждаются местным органом власти.
Владельцы частных домов и жилых дач не платили за вывоз мусора. За вывоз мусора платят собственники любых жилых и нежилых помещений.
Плату за вывоз мусора собирали Управляющие компании. Плата за вывоз мусора включена в состав коммунальных платежей и производится в адрес регионального оператора.
Сортировка мусора не предусмотрена. Установлена необходимость сортировки мусора.

Новые тарифы

Согласно новым правилам, российский региональный оператор по вывозу и утилизации отходов устанавливает тарифы на свои услуги, которые должны покрывать следующие расходы:

Читайте так же:  Ходатайство

  • На сбор, хранение и утилизацию мусора;
  • На устранение негативного влияния на окружающую среду;
  • На обеспечение административной деятельности оператора;
  • НДС.

Такие же правила действуют и для жителей частного сектора и дачных участков. Если в жилом помещении никто не прописан, то плата рассчитывается исходя из количества владельцев жилья.

Порядок совершения платы за вывоз мусора.

Жители многоквартирных домов не заметили разницы — плата за вывоз ТБО также останется в квитанции за коммунальные услуги и поступит на счёт Управляющей компании, которая заключила соответствующий договор с региональным оператором.

Однако в ряде случаев платежи должны поступать непосредственно в адрес регионального оператора:

  1. Если на общем собрании жильцов дома был утверждён такой порядок.
  2. Если жильцами не выбран способ управления домом, или дом находится в непосредственном управлении.
  3. Если управляющая компания не заключила соответствующий договор с оператором.
  4. Если производится плата за вывоз мусора из нежилого помещения или частного домовладения.

Льготные категории плательщиков

В целях повышения социальной защищённости граждан, отдельные категории жильцов могут воспользоваться правом денежной компенсации из бюджета за произведённую оплату услуг по вывозу ТБО:

  1. Инвалиды.
  2. Ветераны труда.
  3. Участники ВОВ и родственники погибших.
  4. Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС.
  5. Жители блокадного Ленинграда.
  6. Принимавшие участие в боевых действиях.
  7. Незаконно репрессированные граждане.
  8. Многодетные семьи.
  9. Семьи, в которых воспитывается ребёнок с инвалидностью.

Что включено в стоимость вывоза ТБО

Как было сказано выше, тариф на вывоз мусора устанавливается региональным оператором и согласовывается с местным органом власти.

В сумму, уплачиваемую за эту коммунальную услугу, входят следующие статьи расходов оператора:

  1. Транспортировка ТБО и ТКО — 61%.
  2. Обработка и утилизация мусора — 28%.
  3. Расходы на заключение договоров — 10%.
  4. Прочие сопутствующие расходы — 1%.

Как рассчитывается сумма платежа

Сумма платежа за вывоз мусора, указанная в квитанции, рассчитывается следующим образом:

Платёж = норматив Х региональный тариф Х количество проживающих.

Если в квартире никто не прописан, тогда в расчёт берётся количество собственников помещения.

Тариф зависит от категории помещения (квартира, частный дом, дача, нежилое помещение).

При таком расчёте может использоваться соотношение фактически вывезенного мусора за определённый период к количеству жильцов конкретного дома или города в целом. При этом принимаются во внимание также нормы ТКО, утверждённые Постановлением Правительства от 04.04.2016 №269.

Как сэкономить на плате за вывоз мусора

Один или несколько жильцов могут длительное время отсутствовать по месту проживания. Это может произойти в случае длительной командировки, болезни, проживания у родственников и т. д. В таком случае плата за вывоз мусора в это период может не начисляться. Для этого документы, подтверждающие длительное отсутствие по месту жительства, предоставляются оператору для проведения перерасчёта.

Можно ли не платить за вывоз мусора

Согласно жилищному законодательству, каждый гражданин обязан своевременно и в полном объёме оплачивать потребляемые коммунальные услуги, вне зависимости от наличия или отсутствия договора с поставщиком услуги. Поэтому избежать оплаты услуги вывоза мусора законным путём невозможно.

При неоплате, или несвоевременной оплате услуги, будет начисляться пеня. В случае, если такая мера воздействия на неплательщика не окажется эффективной, сумма задолженности будет взыскана с гражданина в судебном порядке, с привлечением службы судебных приставов-исполнителей.

Какие изменения произошли для россиян

  1. Плата за вывоз мусора теперь относится к категории коммунальных платежей. Она указывается отдельной строкой в ежемесячной квитанции за коммунальные услуги. Тарификация услуги регулируется государственными органами.
  2. В регионе действует лишь один оператор по вывозу и утилизации мусора, вместо нескольких небольших фирм, как было ранее.
  3. Все собственники жилых и нежилых помещений обязаны заключить договор с региональным оператором и производить плату за вывоз мусора. Даже при отсутствии договора, в случае неоплаты услуги, она будет востребована в судебном порядке.
  4. Плата за вывоз мусора теперь рассчитывается не по количеству квадратных метров в жилище, а по количеству проживающих в нём жильцов.
  5. Тарифы для различных категорий объектов (многоквартирный дом, частное домовладение, нежилое помещение) могут отличаться.
  6. Дачники тоже теперь обязаны оплачивать услуги по вывозу ТБО, поэтому дачные кооперативы и садоводческие товарищества обязаны заключить с оператором договоры на вывоз мусора.
  7. Для исключения монополизации рынка и необоснованного роста тарифов Правительство предусмотрело возможность общественного обсуждения тарифной ставки с целью приведения её к уровню, устраивающего как оператора, так и плательщиков.

Проблемы при реализации Мусорной реформы

Текущие итоги Мусорной реформы

С точки зрения рядовых граждан изменений практически не произошло, за исключением возросшей платы за вывоз мусора и расширения категорий плательщиков.

Видео (кликните для воспроизведения).

К сожалению, новые, высокотехнологичные мусоросжигательные заводы пока отсутствуют, а сжигание мусора по устаревшим технологиям, равно как и его захоронение, приводит к попаданию в воздух и грунтовые воды токсичных веществ в заметных концентрациях. Поэтому можно говорить, что полная реализация Мусорной реформы ещё далека от завершения.

Источники


  1. ред. Корельский, В.М.; Перевалов, В.Д. Теория государства и права; М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. — 616 c.

  2. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения. Практическое пособие / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2014. — 416 c.

  3. Корпоративное право. Актуальные проблемы. — М.: Инфотропик Медиа, 2015. — 242 c.
  4. Хачатуров, Р. Л. Общая теория юридической ответственности: моногр. / Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр, 2017. — 965 c.
  5. История и методология естественных наук. Выпуск 26. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2011. — 200 c.
Закон о мусоре
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here