Закон о лотереях

Ответы на вопросы по теме: "Закон о лотереях" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Закон о лотереях

Ситуация по блокировкам платежей на 28 января 2019 года.

Подытожим, что происходит с блокировками платежей зарубежным лотерейным фирмам по Федеральному закону 244ФЗ и как ее обойти.

Многие считают, что такой запрет – это жесткое «завинчивание гаек» и игра в пользу единственного в стране монополиста с плохой репутацией. Однако, это не изобретение властей России. В США, например, подобный запрет действует уже не один десяток год. С другой стороны, В США огромный выбор своих крутых лотерей, казино и т.д.

Как мы писали ранее, российские банки cсо сворой половины октября 2018 года начали блокировать любые платежи в адрес фирм, занимающихся любым видом азартных игр – не важно, букмекеры это, лотереи или интернет казино. Под блокировку попадают как лотерейные посредники, так и организаторы лотерей. На самом деле, именно причастность к азартным играм и становится условием блокировки. Дело в том, что у платежных систем Visa и MasterCard есть специальная кодировка, которая говорит о том, что за товар или услугу предоставляет любой сайт, который принимает платежи.

Как мы писали ранее, большинство банков в России заблокировали платежи еще в прошлом году. Некоторые банки и небанковские организации продолжали пропускать платежи из-за технических проблем с блокированием . Однако, как мы и предсказывали, их становится все меньше. Для многих выходом стало использование виртуальных карточек Киви. Но теперь и они стали бесполезны.

Следует учитывать, что многие иностранные фирмы имеют условие: они перечисляют выигрыш именно туда, откуда прошел платеж. То есть, если вы оплатили билеты с карты «Сбербанка» выигрыш вам перечислят тоже на карту сбербанка.

Какие-же возможности есть у любителей лотерей, которые не хотят участвовать в «Гослото-Столото»?

  1. Самый очевидный вариант – получить карту иностранного банка. Ну или попросить друзей или родственников получит ее на себя и отправить вам.

Плюсы: никаких лишних посредников при оплате.

Минусы – Нужно изучить законы страны, в том числе налоговые. Если выигрыш будут перечислять именно на эту карту, возможно придется платить налоги или же вообще доказывать властям, что эти деньги не были получены от какой-то незаконной деятельности. за своей картой придется ехать заграницу. А это трата времени и денег. Плюс к тому, если в Беларуси или Казахстане почти в любом банке вам откроют счет и выдадут карту, то уже в Грузии некоторые банки не захотят связываться с гражданами России. В Европе ситуация еще сложнее — лишь немногие банки подойдут россиянам. Если же вам открывают карту родственники, друзья, не исключено, что в случае крупного выигрыша не возникнут проблемы с владельцами карт.

  1. Paypal – некоторые сайты, особенно в Испании готовы принимать платежи через paypal.

Плюсы – PayPal – одна из крупнейших и популярнейших платежных систем в мире, ее надежность не вызывает сомнений.

Минусы: Сайтов, которые принимают paypal мало. Даже пройдя полную верификацию, оборот средств по счету для россиян ограничен полутора тысячами долларов в месяц. Если на Ваш счет PayPal будет перечислена большая сумма – то его вполне могут заблокировать и разбирательства затянутся надолго.

  1. Карты WebMoney. Да, этот вариант все еще возможен. Сейчас можно оплачивать как реальными, так и виртуальными картами. Но есть одно «но» – виртуальные карты выпускаю
  2. тся российским банком. Поэтому уже скоро этот способ оплаты будет недоступен. Но обычные долларовые карты выпускаются иностранным банком, поэтому с их помощью можно платить иностранным лотереям, букмекерам и казино.

Плюсы: Надежная платежная система, давно на рынке.

Минусы: Для получения карты нужна верификация, то есть нужно будет удостоверить личностью. Так же, за конвертация, например, из рублей в доллары, а потом в евро нужно будет платить некоторые процент. Как и с PayPal – есть ограничение на оборот (600 000 рублей в месяц). Что будет, если сумма будет больше – сложно предсказать.

  1. Skrill. Так же довольно старая платежная система. Виртуальных карт нет, только пластиковая. Ее придется подождать, так как ее высылают по почте. Впрочем, некоторые сайты принимают скрилл напрямую. Но это характерно для больше для сайтов казино.

Плюсы: Старая, известная платежная система

Минусы: те же, что и у WebMone. Да еще и много отрицательных отзывов. То платеж не дошел, то неожиданно счет заблокировали.

  1. Есть еще ряд сервисов, которые могут помочь с платежами. Но, сразу оговоримся – эти сайты прислали нам пользователи. Сами мы их не проверяли, и ими не пользовались. Поэтому используйте их на свой страх и риск. Если у Вас есть какая-то информация о них, как положительная. Так и отрицательная.

Если вы хотите предложить способ свой оплаты или обсудить любой из упомянутых в статье, пишите нам на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Так же, пишите нам в телеграмме: https://t.me/vselot

И подписывайтесь на наши страницы в соседях и мессенджерах.

Статья 2. Основные понятия

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 416-ФЗ в пункт 1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1) лотерея — игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между оператором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом. На лотерейном билете, лотерейной квитанции, электронном лотерейном билете обязательно присутствие лотерейной комбинации, нанесенной (внесенной) на стадии изготовления (создания) соответствующего документа и (или) участником лотереи;

2) выигрыш — часть призового фонда лотереи, определяемая согласно условиям лотереи, выплачиваемая в денежной форме участнику лотереи, передаваемая (в натуре) в собственность или предоставляемая участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи;

3) призовой фонд лотереи — совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 416-ФЗ пункт 4 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4) розыгрыш призового фонда тиражной лотереи — процедура, которая проводится оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования и основана на принципе определения случайным образом выигрышей, подлежащих выплате, передаче или предоставлению выигравшим участникам лотереи в соответствии с условиями проведения лотереи;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 416-ФЗ пункт 5 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте так же:  Продажа акций в зао

5) лотерейный билет — документ, удостоверяющий право на участие в лотерее и подтверждающий заключение договора между оператором лотереи и участником лотереи;

Информация об изменениях:

Пункт 5.1 изменен с 29 июля 2019 г. — Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 189-ФЗ

5.1) лотерейная квитанция — документ, выдаваемый лотерейным терминалом, удостоверяющий право на участие в тиражной лотерее и подтверждающий заключение договора между оператором лотереи и участником лотереи;

Информация об изменениях:

Пункт 5.2 изменен с 29 июля 2019 г. — Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 189-ФЗ

5.2) электронный лотерейный билет — электронный документ, удостоверяющий право на участие в тиражной лотерее, подтверждающий заключение договора между оператором лотереи и участником лотереи, содержащий защищенную информацию о зарегистрированной лотерейной ставке (лотерейных ставках), размещенную в центре обработки лотерейной информации и позволяющую идентифицировать участника лотереи, оплатившего лотерейную ставку (лотерейные ставки) в порядке, установленном условиями лотереи, с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 416-ФЗ пункт 6 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

6) организатор лотереи — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в установленном порядке на проведение лотереи. Организатор лотереи проводит лотерею через оператора лотереи посредством заключения с ним контракта;

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 29 июля 2019 г. — Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 189-ФЗ

7) организация лотереи — осуществление мероприятий, включающих в себя определение оператора лотереи, заключение контракта с оператором лотереи, утверждение условий лотереи;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 416-ФЗ пункт 8 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

8) проведение лотереи — оказание услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя распространение (реализацию, учет) лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, учет лотерейных квитанций, заключение договоров с изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, лотерейных терминалов, распространителями и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, заключение договоров с участниками лотереи, в том числе прием и учет лотерейных ставок, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 416-ФЗ пункт 9 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

9) оператор лотереи — юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее контракт с организатором лотереи на проведение лотереи в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 416-ФЗ пункт 10 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

10) распространитель — лицо, заключившее договор на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 416-ФЗ пункт 11 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

11) участник лотереи — лицо, достигшее возраста восемнадцати лет, обладающее правом на участие в розыгрыше призового фонда лотереи на основании заключенного с оператором лотереи договора;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 416-ФЗ пункт 12 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

12) выручка от проведения лотереи — денежные средства, полученные от реализации лотерейных билетов, приема лотерейных ставок конкретной лотереи;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 416-ФЗ пункт 13 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

13) целевые отчисления от лотереи — часть выручки от проведения лотереи, направляемая на определенные статьей 11 настоящего Федерального закона цели;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 416-ФЗ пункт 14 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

14) лотерейное оборудование — устройство (генератор случайных чисел, механическое, электрическое, электронное или иное техническое устройство), используемое для определения выигравшей лотерейной комбинации (выигравших лотерейных комбинаций) тиражной лотереи;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 416-ФЗ пункт 15 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

15) лотерейная ставка — цена одной оплаченной лотерейной комбинации. Прием лотерейной ставки (лотерейных ставок) подтверждается выдачей участнику лотереи лотерейного билета, лотерейной квитанции, направлением участнику лотереи информационного сообщения о приеме лотерейной ставки (лотерейных ставок) и регистрации электронного лотерейного билета;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 416-ФЗ пункт 16 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

16) годовой отчет о проведении лотереи — сведения, которые оператор лотереи ежегодно обязан опубликовывать в средствах массовой информации и (или) размещать в сети «Интернет». Состав сведений, включаемых в годовой отчет о проведении лотереи, и порядок его опубликования определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 416-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 17, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

17) лотерейная комбинация — предусмотренная условиями лотереи совокупность надписей, рисунков, символов или чисел, нанесенных (внесенных) на лотерейный билет, лотерейную квитанцию и электронный лотерейный билет;

Информация об изменениях:

Пункт 18 изменен с 29 июля 2019 г. — Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 189-ФЗ

18) лотерейный терминал — программно-аппаратный комплекс, предназначенный для передачи данных о выбранной участником лотереи лотерейной ставке (лотерейных ставках) в центр обработки лотерейной информации, выдачи лотерейных квитанций и используемый при проведении тиражных лотерей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 416-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 19, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

19) лотерейная программа — программа для электронных вычислительных машин, разработанная и используемая для сбора данных о распространенных лотерейных билетах и принятых лотерейных ставках, их учета и регистрации или управления лотерейным оборудованием при проведении розыгрыша призового фонда тиражной лотереи. Лотерейные программы, используемые при проведении лотереи, не должны содержать скрытые возможности, которые не описаны или не соответствуют возможностям, описанным в технической документации программного обеспечения и при использовании которых возможно нарушение конфиденциальности, доступности или целостности обрабатываемой информации;

Читайте так же:  Должностная инструкция для рабочего

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 416-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 20, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

20) центр обработки лотерейной информации — комплекс программно-аппаратных средств, подключенный к сети «Интернет» и иным сетям связи для получения и передачи информации от лотерейных терминалов (к лотерейным терминалам) и позволяющий регистрировать лотерейные ставки, электронные лотерейные билеты, а также сохранять и обрабатывать информацию о них. Центр обработки лотерейной информации должен обеспечивать защиту информации от утраты, хищения, искажения, подделки, несанкционированных действий по ее уничтожению, модификации, копированию и подобных действий, а также от несанкционированного доступа по сети «Интернет»;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 416-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 21, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

21) тираж — количество реализованных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, участвующих в розыгрыше призового фонда (части призового фонда) лотереи в соответствии с условиями лотереи.

См. комментарий к статье 2 настоящего Федерального закона

Ограничение на лотерею. Кто в России имеет право организовывать лотерею? Чем грозит незаконная организация?

Как правило, каждый человек хотя бы раз в жизни принимал участие в лотерее. Возможность получения выигрыша, особенно при крупном размере призового фонда, всегда привлекает внимание большого количества людей. И, конечно же, большие деньги притягивают к себе различного рода мошенников. Поэтому законодательное регулирование организации лотерей достаточно актуально.

В России таким законодательным актом является Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях».

[3]

Организатором лотереи в силу п. 6 ст. 2 Закона № 138-ФЗ является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в установленном порядке на проведение лотереи. Причем все лотереи в Российской Федерации могут проводиться только по решению Правительства Российской Федерации.

Согласно понятию, которое закреплено указанным законом, лотереей является игра, которая проводится в соответствии с договором, и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между оператором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом.

Оператором лотереи может быть только российское юридическое лицо, заключившее контракт с организатором лотереи на проведение лотереи. Оператор лотереи определяется по результатам открытого конкурса.

Для операторов лотерей законодателем установлены ограничения. Так, оператором лотереи не может выступать юридическое лицо, руководителем, членами коллегиального исполнительного органа или главным бухгалтером которого являются лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономики.

[2]

Оператором лотереи также не может быть юридическое лицо, руководитель, учредители, участники которого могли оказывать влияние на проведение лотереи, в ходе которой не были исполнены или были исполнены с нарушением обязательства в части перечисления целевых отчислений и иных платежей, предусмотренных контрактом.

Федеральный государственный надзор за проведением лотерей осуществляется Федеральной налоговой службой. За нарушение правил организации и проведения лотереи предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 14.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ проведение лотереи без решения Правительства Российской Федерации о ее проведении, либо без заключения контракта с организатором лотереи на проведение лотереи, либо после истечения установленного срока проведения лотереи, либо распространение (реализация, выдача) лотерейных билетов, лотерейных квитанций или электронных лотерейных билетов или прием лотерейных ставок среди участников лотереи без заключения договора в соответствии с законодательством о лотереях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения, включая лотерейное оборудование, лотерейные терминалы; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения, включая лотерейное оборудование, лотерейные терминалы; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения, включая лотерейное оборудование, лотерейные терминалы.

Федеральный закон «О лотереях» от 11.11.2003 N 138-ФЗ ст 20 (ред. от 26.07.2019)

Статья 20. Обеспечение защиты прав участника лотереи

1. Прекращение проведения лотереи не освобождает оператора лотереи от необходимости выплаты, передачи или предоставления выигрышей, в том числе проведения экспертизы выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, и совершения других необходимых действий.

Оператор лотереи обязан завершить проведение лотереи, в том числе осуществить выплату, передачу или предоставление выигрышей, и совершить другие необходимые действия в отношении тех участников лотереи, с которыми он заключил договор, или вернуть деньги за распространенные лотерейные билеты, принятые лотерейные ставки в случае, если розыгрыш призового фонда лотереи не был проведен.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Участник лотереи вправе требовать от оператора лотереи:

1) получения информации о лотерее в соответствии с условиями лотереи;

2) выплаты, передачи или предоставления выигрыша на основании договора об участии в лотерее;

3) получения денежного эквивалента выигрыша вместо выигрыша в натуре.

3. Участник лотереи в порядке, установленном статьей 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации, вправе обратиться в суд в случаях задержки выплаты, передачи или предоставления выигрыша либо невыплаты, непередачи или непредоставления выигрыша оператором лотереи.

4. Оператор лотереи не вправе предоставлять информацию об участнике лотереи третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5. В случае прекращения проведения лотереи оператор лотереи обязан прекратить распространение лотерейных билетов (прием лотерейных ставок); в течение шести месяцев с даты прекращения проведения лотереи информировать об этом участников лотереи через средства массовой информации; обеспечить возврат денежных средств по лотерейным билетам (лотерейным ставкам) лотереи, распространенным (принятым), но не участвовавшим в проведении тиражей в связи с прекращением их проведения; осуществлять выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам тиражной лотереи по ранее проведенным тиражам.

6. Выплата, передача или предоставление выигрышей осуществляется в соответствии с условиями лотереи.

В тиражной лотерее выплата, передача или предоставление выигрышей должны осуществляться не позднее чем в тридцатидневный срок после проведения соответствующего тиража и продолжаться не менее чем шесть месяцев с момента опубликования в средствах массовой информации результатов данного тиража (розыгрыша призового фонда лотереи). По истечении этого срока претензии по невостребованным выигрышам принимаются в порядке, предусмотренном условиями лотереи.

В бестиражной лотерее выплата, передача или предоставление выигрышей в размере до одной тысячи рублей включительно должны осуществляться в момент определения выигрышного лотерейного билета и его предъявления распространителю. Выигрыши стоимостью свыше указанной величины выплачиваются оператором лотереи участнику лотереи не позднее чем в тридцатидневный срок после предъявления выигрышного лотерейного билета.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 07.03.2018 N 52-ФЗ.

6.1. Заключение договоров об участии в лотерее, оформляемых выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции, а также выплата, передача или предоставление выигрышей по таким договорам при сумме расчета, составляющей менее 15 000 рублей, в случае возникновения сомнения в достижении участником лотереи возраста восемнадцати лет осуществляется оператором лотереи, распространителем с установлением возраста участника лотереи, при этом идентификация такого участника лотереи в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», не проводится. Заключение договоров об участии в лотерее, оформляемых выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции, а также выплата, передача или предоставление выигрышей по таким договорам при сумме расчета, равной или превышающей 15 000 рублей, осуществляется при предъявлении участником лотереи документа, удостоверяющего его личность.

Читайте так же:  Вклад в имущество ооо

7. Денежные выигрыши, не востребованные в установленный условиями лотереи срок, в том числе денежные эквиваленты выигрышей в натуре, депонируются на специальном счете и хранятся в течение предусмотренного Гражданским кодексом Российской Федерации общего срока исковой давности, после чего зачисляются в федеральный бюджет.

8. Оператор лотереи в течение трех лет обязан хранить протоколы тиражных комиссий, документы о выплате, передаче или предоставлении выигрыша, выигрышные лотерейные билеты, электронные лотерейные билеты, информацию о выигрышных лотерейных квитанциях, размер выигрыша по которым в соответствии с условиями лотереи обусловливает необходимость проведения экспертизы выигрышного лотерейного билета, выигрышного электронного лотерейного билета, выигрышной лотерейной квитанции.

9. Оператор лотереи обязан ежегодно опубликовывать годовой отчет о проведении лотереи и результаты обязательной ежегодной аудиторской проверки в средствах массовой информации и (или) размещать в сети «Интернет» не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом.

10. Сведения об условиях проводимой лотереи, данные о ее организаторе и операторе должны быть опубликованы в средствах массовой информации, размещены в сети «Интернет», а также должны размещаться в местах реализации лотерейных билетов, установки лотерейных терминалов и быть доступны участнику лотереи.

Федеральный закон «О лотереях» от 11.11.2003 N 138-ФЗ ст 2 (ред. от 26.07.2019)

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) лотерея — игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между оператором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом. На лотерейном билете, лотерейной квитанции, электронном лотерейном билете обязательно присутствие лотерейной комбинации, нанесенной (внесенной) на стадии изготовления (создания) соответствующего документа и (или) участником лотереи;

2) выигрыш — часть призового фонда лотереи, определяемая согласно условиям лотереи, выплачиваемая в денежной форме участнику лотереи, передаваемая (в натуре) в собственность или предоставляемая участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи;

3) призовой фонд лотереи — совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи;

4) розыгрыш призового фонда тиражной лотереи — процедура, которая проводится оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования и основана на принципе определения случайным образом выигрышей, подлежащих выплате, передаче или предоставлению выигравшим участникам лотереи в соответствии с условиями проведения лотереи;

5) лотерейный билет — документ, удостоверяющий право на участие в лотерее и подтверждающий заключение договора между оператором лотереи и участником лотереи;

5.1) лотерейная квитанция — документ, выдаваемый лотерейным терминалом, удостоверяющий право на участие в тиражной лотерее и подтверждающий заключение договора между оператором лотереи и участником лотереи;

5.2) электронный лотерейный билет — электронный документ, удостоверяющий право на участие в тиражной лотерее, подтверждающий заключение договора между оператором лотереи и участником лотереи, содержащий защищенную информацию о зарегистрированной лотерейной ставке (лотерейных ставках), размещенную в центре обработки лотерейной информации и позволяющую идентифицировать участника лотереи, оплатившего лотерейную ставку (лотерейные ставки) в порядке, установленном условиями лотереи, с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

6) организатор лотереи — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в установленном порядке на проведение лотереи. Организатор лотереи проводит лотерею через оператора лотереи посредством заключения с ним контракта;

7) организация лотереи — осуществление мероприятий, включающих в себя определение оператора лотереи, заключение контракта с оператором лотереи, утверждение условий лотереи;

8) проведение лотереи — оказание услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя распространение (реализацию, учет) лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, учет лотерейных квитанций, заключение договоров с изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, лотерейных терминалов, распространителями и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, заключение договоров с участниками лотереи, в том числе прием и учет лотерейных ставок, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи;

9) оператор лотереи — юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее контракт с организатором лотереи на проведение лотереи в соответствии с настоящим Федеральным законом;

10) распространитель — лицо, заключившее договор на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи;

11) участник лотереи — лицо, достигшее возраста восемнадцати лет, обладающее правом на участие в розыгрыше призового фонда лотереи на основании заключенного с оператором лотереи договора;

12) выручка от проведения лотереи — денежные средства, полученные от реализации лотерейных билетов, приема лотерейных ставок конкретной лотереи;

13) целевые отчисления от лотереи — часть выручки от проведения лотереи, направляемая на определенные статьей 11 настоящего Федерального закона цели;

14) лотерейное оборудование — устройство (генератор случайных чисел, механическое, электрическое, электронное или иное техническое устройство), используемое для определения выигравшей лотерейной комбинации (выигравших лотерейных комбинаций) тиражной лотереи;

15) лотерейная ставка — цена одной оплаченной лотерейной комбинации. Прием лотерейной ставки (лотерейных ставок) подтверждается выдачей участнику лотереи лотерейного билета, лотерейной квитанции, направлением участнику лотереи информационного сообщения о приеме лотерейной ставки (лотерейных ставок) и регистрации электронного лотерейного билета;

16) годовой отчет о проведении лотереи — сведения, которые оператор лотереи ежегодно обязан опубликовывать в средствах массовой информации и (или) размещать в сети «Интернет». Состав сведений, включаемых в годовой отчет о проведении лотереи, и порядок его опубликования определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;

17) лотерейная комбинация — предусмотренная условиями лотереи совокупность надписей, рисунков, символов или чисел, нанесенных (внесенных) на лотерейный билет, лотерейную квитанцию и электронный лотерейный билет;

18) лотерейный терминал — программно-аппаратный комплекс, предназначенный для передачи данных о выбранной участником лотереи лотерейной ставке (лотерейных ставках) в центр обработки лотерейной информации, выдачи лотерейных квитанций и используемый при проведении тиражных лотерей;

19) лотерейная программа — программа для электронных вычислительных машин, разработанная и используемая для сбора данных о распространенных лотерейных билетах и принятых лотерейных ставках, их учета и регистрации или управления лотерейным оборудованием при проведении розыгрыша призового фонда тиражной лотереи. Лотерейные программы, используемые при проведении лотереи, не должны содержать скрытые возможности, которые не описаны или не соответствуют возможностям, описанным в технической документации программного обеспечения и при использовании которых возможно нарушение конфиденциальности, доступности или целостности обрабатываемой информации;

20) центр обработки лотерейной информации — комплекс программно-аппаратных средств, подключенный к сети «Интернет» и иным сетям связи для получения и передачи информации от лотерейных терминалов (к лотерейным терминалам) и позволяющий регистрировать лотерейные ставки, электронные лотерейные билеты, а также сохранять и обрабатывать информацию о них. Центр обработки лотерейной информации должен обеспечивать защиту информации от утраты, хищения, искажения, подделки, несанкционированных действий по ее уничтожению, модификации, копированию и подобных действий, а также от несанкционированного доступа по сети «Интернет»;

Читайте так же:  График отпусков срок хранения

21) тираж — количество реализованных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, участвующих в розыгрыше призового фонда (части призового фонда) лотереи в соответствии с условиями лотереи.

Новый Закон о лотереях лечит головную боль государства от игорщиков гильотиной для лотерейщиков

Полная версия интервью управляющего ООО «Агентство лотерейных услуг» и главного редактора электронных СМИ «ЛОТЕРЕИ РОССИИ» и «Вестник Всероссийских стимулирующих лотерей» Баранова В.В. корреспонденту журналала «LoginCasino». (читайте в сентябрьском номере 2011 г. журнала «LoginCasino»).

Корреспондент LoginCasino: Насколько эффективны принятые поправки в Закон о лотереях, и позволят ли они решить проблему «черных» схем игорного бизнеса?

В.Б. — Вопрос риторический, на подобии того, избавит ли гильотина от головной боли. Конечно, избавит, так как и самой головы уже не будет. Только в данном случае головная боль у государства от игорщиков, а голову отрубают лотерейщикам. Непонятно, почему вообще Закон о лотереях должен решать несвойственную ему проблему борьбы с незаконными азартными играми в ущерб тем, чью деятельность он должен регулировать и чьи права его задача защищать — добросовестных организаторов лотерей и их участников.

Это абсурдно и нелепо в принципе – придумывать новый функционал для лотерейного законодательства. И это при том, что в самом Законе о госрегулировании азартных игр (ФЗ-244) указано, что его запреты и ограничения не распространяются на организацию и проведение лотерей. Но больше настораживает другое. Что мы проглатываем такую псевдо-правовую манипуляцию под политическими лозунгами на потребу дня. И подобное воспринимается общественным сознание как нормальное.

Сейчас, на мой взгляд, законодательная работа в сфере регулирования азартных игр и лотерей порочна по нормотворчеству и дефектна по результатам. Лично я не понимаю, какую цель в плане разумной и долгосрочной правовой и экономической концепции решает новый проект Закона о лотереях. Разве что такую, как заодно с игровиками окончательно добить и смежную со слотами и казино частную лотерейную деятельность и перераспределить рынок в пользу государственных электронных лотерей в режиме реального времени.

С самого начала, когда после запрета азартных игр представители игорного бизнеса «легализовали» свою деятельность документами тиражных стимулирующих лотерей, юристам и специалистам по лотереям было ясно как день, что обязательная единовременность розыгрыша среди всех участников, зарегистрированных к тиражу, и необходимость проведения розыгрыша только тиражной комиссией, а не самим участником в отношении себя, не позволяют законно! осуществлять игорную деятельность под «фантиками» выписок из госреестров о регистрации стимулирующих лотерей.

По этой причине псевдо-лотерейные клубы столкнулись с проблемой отсутствия юристов по стимулирующим лотереям, готовых сопровождать такую деятельность. Максимум на что были согласны специалисты, это разработать и зарегистрировать лотерею. Вопрос применения документов был отдан на откуп самим организаторам. Ведь не станут же привлекать к ответственности изготовителя столовых ножей за то, что кто-то их незаконно использует для нанесения физического вреда кому-то.

Что касается бестиражных платных лотерей с так называемыми «электронными билетами», то этот вопрос уже давно был закрыт политикой ФНС России при выдаче разрешений на проведение лотерей. С 2008 г. выдавались разрешения только для лотерей с печатными лотерейными билетами. Оставался нерешенным лишь вопрос возможности использования квитанций. Случаи же с получением разрешений для проведения лотерей «иным способом» через суды были единичны. На моей памяти только один такой прецедент в 2009 г. – судебное решение в пользу ЗАО «Интерлот» о незаконности отказа налоговиков в выдаче разрешения на проведение лотереи с электронной регистрацией для участия в розыгрыше.

У меня нет достоверной и точной статистики по выданным разрешениям на проведение лотерей и регистрации стимулирующих лотерей с сомнительными концепциями и механиками в субъектах и муниципалитетах РФ. Но, полагаю, такой вопрос решался бы циркулярным внутренним письмом от имени ФНС России в регионы, какие лотереи и стимулирующие лотереи являются подозрительными и должны проходить дополнительную проверку. Но, по всей видимости, исполнительная власть не смогла разобраться внутри себя и с коррупционной составляющей этого процесса.

В самом вопросе о противодействии Закона о лотереях нелегальным схемам из нерегулируемых им сфер деятельности уже заложен ответ. Если схема «черная», то очевидно, что она уже незаконная. Т.е. противоречит действующим нормам не только по духу или смыслу, но и по букве закона. А если она незаконная буквально, то это сфера совершенствования административного и уголовного законодательства в плане ответственности за такую деятельность.

У любой «идеальной правовой нормы» есть гипотеза, диспозиция и санкция. Упрощенно: гипотеза – описание ситуации, субъекта, времени, места и объекта; диспозиция – правила поведения и запретов для субъекта в этой ситуации; санкция – что будет субъекту за невыполнение правил. Так вот, правовые нормы о лотереях не нуждались в корректировках, которые были сделаны новым проектом Закона о лотереях под лозунгом борьбы с игорным бизнесом. Схемы их использования «под игорку», как я уже сказал, были «кривые» изначально.

Очевидна была необходимость в уточнении и дополнении гипотез, диспозиций и санкций норм, касающихся игорного бизнеса. Нужны были поправки в административный и уголовный кодексы. Но обязательно в системе с ФЗ-244, где должны были быть уточнены положения о том, что такое азартная игра. Не лишним был бы и четкий перечень запрещенных азартных игр.

В противном случае, мы сейчас можем столкнуться с правовым нигилизмом и полицейским беспределом. Когда, например, платную стрельбу в тире в парке отдыха с призом за меткость будут интерпретировать как азартную игру. И это не голословно, я уже вижу полемику аудиторов, которые деятельность платного тира с материальными выигрышами считают незаконной.

Да и что умалчивать, ведь самым эффективным и решающим способом борьбы с игровыми автоматами в итоге стал их тотальный вывоз правоохранительными органами «без суда и следствия» с ломаниями замков в дверях закрытых клубов и без присутствия собственников и арендаторов. Понятно, что государству держать в боеготовности такое количество полицейских, занятых одним видом нарушения, слишком затратно. Необходимо правовое регулирование, пусть и на скорую руку, и общественное мнение.

У меня достаточно опыта, чтобы утверждать о массовой некомпетентности судов и сотрудников полиции в сфере регулирования проведения азартных игр и лотерей и законного разрешения спорных и пограничных ситуаций. Не могу сказать, что это исключительно их вина. Законодатель принципиально лишает организаторов и участников азартных игр судебной защиты за малым исключением перечисленных в ГК РФ обстоятельств, когда такая защита предоставляется.

Таким образом, набрать и накопить судебную и правоприменительную практику затруднительно. Возникают возможности разных трактовок и злоупотреблений со стороны исполнительной и судебной властей. Но это совсем не означает, что исправлять такую ситуацию нужно превращением смежного закона в «костыли» для недоработанного специального законодательства в игорной сфере.

Уже само то, что принялись за кройку и перешивание, а, точнее сказать, за грубое кромсание лотерейного закона, говорит о том, что законодатель и правоприменитель не разобрались окончательно с правовой природой, составом и видами азартных игр. Предыдущий пример с покером, когда одно его исключение из перечня всероссийских видов спорта, по мнению исполнительной власти, «автоматом» перевело эту интеллектуальную игру в запрещенные азартные игры, показателен.

Читайте так же:  Индекс налогового документа

У нас до сих пор нет в законодательстве четкого понятия, что такое «игра». Нет раскрытого термина «азарт», который сейчас большинством воспринимается как эмоциональное состояние, а не риск материальных потерь для участника. Нет, наконец, и определения, что такое «риск» в игре. Имея такой пробел в необходимом понятийном аппарате, сразу переходить к определению, что такое «азартная игра», ее запрещать и еще устанавливать уголовную ответственность за ее проведение, чревато перекосами. Текущего слишком «емкого» определения азартной игры как «основанного на риске соглашения о выигрыше», данного в ФЗ-244 и Налоговом Кодексе, явно недостаточно.

Приведу самый яркий пример этой недостаточности из моей практики. ФНС России и арбитражные суды нередко в обоснование своих отказов, запретов и судебных решений приводят в качестве мотива определение азартной игры в виде «соглашение, основанное на риске о выигрыше». Небольшая перемена слагаемых уже сейчас дала в сумме массовую порочную практику. С вводом административной и уголовной ответственности за незаконное проведение азартных игр субъективную и интуитивную составляющую понимания, а что же такое азартная игра, необходимо исключить в принципе.

По новому лотерейному законопроекту возникает больше вопросов, чем ответов. Зачем введен предел для тиражных лотерей по розыгрышу 2 раза в неделю? Почему, к примеру, не 3 или 5, или не 2 раза в месяц? В чем его необходимость, целесообразность или обоснованность? Какую задачу для защиты прав участников решает новелла о том, что выигрыш в тиражных лотереях может выдаваться не ранее, чем через 3 дня после проведения розыгрыша? Чем оправдан в век развития Интернета и электронных способов коммуникации возврат к анахронизмам в виде использования исключительно печатных лотерейных билетов при проведении негосударственных лотерей?

Показательно, что законотворцы расписались в своей несостоятельности по принятым недавно запретительным поправкам, опять разрешив в новом законопроекте производителям и рекламщикам проводить стимулирующие лотереи электронным способом. Когда данные берутся с потолка, законы спешно пишутся на коленке, а их жизнеспособность или нелепость проверяются методом «тыка», то прежде всего это негативно отражается на тех, кто законопослушен. А их, к слову, среди организаторов лотерей и стимулирующих лотерей подавляющее большинство.

На мой взгляд, в законотворчестве относительно азартных игр все надо было изначально принципиально решать по-другому. Если же говорить о текущих необходимых поправках, то, например, так:

— введением в ФЗ-244 четкого состава, что такое азартная игра: договор между участниками и/или с организатором, ставка, принцип случайности при определении выигрыша/победителя и уточнение квази-случайных алгоритмов, материальный приз в случае выигрыша, азарт — риск потери ставки в случае проигрыша;

— введением в ФЗ-244 полномочий Правительства РФ устанавливать исключительный перечень азартных игр, на которые распространяется запрет их проведения кроме как в специальных зонах, и возможность дополнять этот перечень, исходя из текущей ситуации;

— введением административной и уголовной ответственности за незаконную организацию азартных игр, где для определения состава преступления или административного правонарушения использовался бы уточненный состав азартной игры из ФЗ – 244 и ее виды из правительственного перечня.

В новом проекте Закона о лотереях достаточно было запрета на использование квитанций и иных способов при проведении негосударственных лотерей вместо лотерейных билетов в печатном виде и необходимости проставление отметки ФНС на копиях условий лотерей, которые остаются у организатора, в целях избегания их подделок.

Корреспондент LoginCasino: Сейчас обсуждается вопрос, что надо оставить только государственные лотереи, а частным организаторам больше не выдавать разрешения на проведение. Насколько это логично и каким образом было бы необходимо, по Вашему мнению, урегулировать отрасль?

В.Б. — По поводу перераспределения рынка лотерей в сторону государственных ответ один – это алогично. Каким бы талантливым топ-менеджером не был господин Греф с инициативой запрета негосударственных лотерей, его одного не хватит на всю Россию. Лотерейная отрасль сейчас у нас специфична и… дистрофична. Это не золотой телец или курица, несущая золотые яйца. Более половины организаторов лотерей и раньше были банкротами без активного вмешательства государства. С его теперешней «помощью» в виде изменений в Закон о лотереях частный лотерейный рынок вообще скорее всего загнется.

И я бы хотел отметить о подтасовке некоторых фактов в обоснование таких инициатив. К примеру, в разделе новостей на сайте Сбербанка от 19.05.2011 г. о том, что якобы выдано более 3 700 разрешений на проведение всероссийских лотерей. Звучит внушительно для несведующего. Но дело в том, что, во-первых, 2 180 из них – это стимулирующие лотереи, т.е. обычные рекламные акции, а не платные лотереи.

Во-вторых, выданных разрешений на платные всероссийские лотереи на тот момент было всего 968, из них часть отозвана, а у какой-то части срок действия истек. Последний номер 1 793 в реестре негосударственных платных лотерей (видимо, было сложено 2 180 записей из ГРВЛ ч. 2, касающегося стимулирующих лотерей, и 1 793 записей в ГРВЛ ч. 1, отражающего регистрацию платных лотерей, чтобы получить «более 3 700») касается не только регистрации новых лотерей, но и вносимых изменений в условия уже зарегистрированных лотерей. Нумерация в ГРВЛ сквозная для всех записей.

Частные мотивы Сбербанка, конечно, понятны: владея компанией «Спортлото», стать практически монополистом на лотерейном рынке. В 2010 г. «Спортлото» выиграло госконтракт на проведение 2-х тиражных и 10-ти бестиражных государственных лотерей. Они должны быть проведены в течение 7 лет.

Но, как государство эффективно осуществляет менеджмент и развитие в лотерейной сфере, наглядно показывает недавно сложившаяся ситуация с «Гослото» с судебными претензиями Минспортуризма к “Орглото” о невыполнении оператором лотереи обязательств по запланированным целевым отчислениям на 2 млрд. рублей.

Возможно, Сбербанк как-то исправит ситуацию с операторством проведения государственных лотерей в несколько лучшую сторону. Но необходимость государственной монополии в недоразвитой отрасли мне непонятна. Лотереи — это не нефть или спирт, где потребители и сбыт гарантированы, а прибыль кратна себестоимости.

Видео (кликните для воспроизведения).

Массового и активного участника надо взращивать и мотивировать. Также бесспорно, что движущей силой развития любого предпринимательского рынка всегда была частная инициатива и конкуренция (по крайней мере, до приобретения предпринимателями амбиций корпораций для перераспределения и администрирования рынка с целью уйти от конкуренции и конфронтации). Лотерейный бизнес в этом плане не исключение.

Источники


  1. Лазарев, В.В. Теория государства и права 5-е изд., испр. и доп. учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, 2016. — 521 c.

  2. Чашин, А. Н. Лишение водительских прав. Как автовладельцу выиграть судебный процесс / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2017. — 969 c.

  3. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Магистр-Пресс, 2004. — 472 c.
  4. Краев, Н. А. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный) / Н.А. Краев, А.Н. Борисов. — М.: Деловой двор, 2015. — 160 c.
  5. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2015. — 154 c.
Закон о лотереях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here