Заключение договора перевозки

Ответы на вопросы по теме: "Заключение договора перевозки" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Заключение договора перевозки груза. Транспортная документация

Перевозчики всех видов транспорта в своем подавляющем большинстве являются перевозчиками транспорта общего пользования и обязаны как таковые к заключению с грузоотправителем договора перевозки в силу общей нормы закона: договор перевозки груза является публичным договором (п. 2 ст. 789, 426 ГК).

Однако порядок и сроки предъявления грузов и необходимых для их перевозки транспортных средств в интересах нормального осуществления перевозок должны быть заранее определены и согласованы участниками будущего договора перевозки. Поэтому в ст. 791 ГК предусматривается, что перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку транспортные средства в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок.

Крупные грузоотправители заключают с транспортными организациями годовые договоры об организации перевозок, в которых предусматриваются обычно месячные объемы перевозок и взаимные обязательства сторон, связанные с предъявлением грузов и перевозочных средств (порядок погрузки грузов, оформления транспортных документов, расчеты и т.д.). Грузоотправители с небольшим и нерегулярным объемом перевозок подают транспортным организациям периодические заявки (заказы) на предстоящие перевозки.

Порядок подачи заявок на перевозку грузов подробно определен УЖТ. Такие заявки должны подаваться грузоотправителем за 10-15 дней до начала перевозки, они согласовываются перевозчиком с владельцем инфраструктуры и возвращаются грузоотправителю не позднее чем за три дня до заявленного начала перевозки (ст. 11 УЖТ).

Отправитель и перевозчик ведут учет хода выполнения таких перевозок посредством составления так называемых учетных карточек, отражающих количество подекадно предъявляемых грузов и транспортных средств. Невыполнение этих обязательств является основанием для начисления штрафа, предусмотренного транспортным уставом (ст. 94 УЖТ, ст. 127 УАТ). На других видах транспорта такой штраф может предусматриваться в договоре об организации перевозок.

В отношении ответственности сторон при несоблюдении их обязательств следует иметь в виду, что в ст. 794 ГК определены общие рамки ответственности перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за непредъявление груза или иное неиспользование поданных транспортных средств. В п. 2 ст. 794 ГК названы главные основания освобождения от такой ответственности (непреодолимая сила, прекращение или ограничение перевозок грузов). Эти основания, которые дополнены в транспортных уставах и кодексах, свидетельствуют о том, что ответственность перевозчика и отравителя в рассматриваемом случае является повышенной и должна наступать независимо от их вины.

Все виды договора перевозки груза относятся к числу сделок, для которых предписана письменная форма их совершения. Согласно п. 2 ст. 785 ГК заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Эта общая формула конкретизируется в нормах транспортных уставов и кодексов.

Накладная применяется при грузовых перевозках на железнодорожном, автомобильном, водном и воздушном транспорте, коносамент является традиционной формой договора перевозки грузов на морском транспорте, где может применяться также грузовая накладная. В подтверждение заключения договора перевозки грузоотправителю выдается грузовая квитанция (на железнодорожном транспорте) или копия транспортного документа (на других видах транспорта). Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом содержат указания о порядке применения электронной накладной, если имеются соответствующие технические и программные средства.

Транспортная документация выполняет две основные функции: во-первых, является доказательством заключения договора перевозки и его условий, во-вторых, дает право на распоряжение грузом. На морском транспорте морской коносамент имеет силу товарораспорядительного документа, и его передача означает уступку права на груз. В таком качестве морской коносамент обычно используется только при международных перевозках.

Транспортные документы составляются по установленной форме (на соответствующих бланках) и содержат сведения о грузе (наименование, количество мест, масса), а также данные о перевозчике, отправителе, получателе груза и уплате провозных платежей. Возможно внесение в документ особых заявлений отправителя. В дальнейшем в транспортный документ, сопровождающий груз, вносятся дополнительные сведения, отражающие ход транспортировки груза (время прохождения пунктов перехода, составление коммерческого акта о несохранности груза) и его выдачу в пункте назначения.

Внесение в транспортный документ отметок о недостатках и дефектах груза, по общему правилу, не допускается, и такие отметки правового значения не имеют. Однако на морском транспорте допускаются оговорки в отношении количества и числа мест перевозимых грузов, если перевозчик не имел возможности их проверить (ст. 145 КТМ).

Внесенные в транспортный документ сведения иногда бывают неточными и в дальнейшем могут оспариваться заинтересованным участником договора перевозки, которым обычно является грузовладелец. Такое оспаривание возможно и допускается практикой судов, однако требует предоставления достаточно надежных, как правило, письменных доказательств.

На некоторых видах транспорта наряду с документами, подтверждающими заключение договора перевозки и его условия, применяется также внутритранспортная документация, используемая перевозчиком для целей учета, отчетности и последующих расчетов с соперевозчиками. На железнодорожном и внутреннем водном транспорте наряду с накладной составляется дорожная ведомость, которая содержит те же данные, что и накладная, и остается у перевозчика. При перевозках в смешанном сообщении при передаче груза другому виду транспорта составляются передаточные ведомости между передающими и принимающими груз портами (станциями). Сведения такой внутритранспортной документации могут использоваться при несохранности или нечеткости данных, содержащихся в выданной перевозчику накладной.

Все договоры

Образцы и правила составления

Заключение договора перевозки

Как и все сделки, которые регулируются действующим законодательством, заключение договора перевозки должно соответствовать и сопровождаться нормами Гражданского кодекса, а также иными законодательными актами, направленные именно на эту сферу деятельности. Из определения понятия перевозки грузов, багажа или пассажиров видно, что эта услуга является возмездной. Договор услуг по перевозке нашел свое нормативное отражение, в статьях 784 – 800 ГК РФ, в том числе и главе 41, которая посвящена понятию транспортной экспедиции.

Если сравнить договор услуг по перевозке с транспортной экспедицией, то последняя, помимо, непосредственно, транспортировки, содержит в себе еще и услуги по сопровождению груза, осуществление действий, направленных на представление интересов грузоотправителя, прохождение таможенных процедур, контроль за соблюдением существенных условий договора на всех стадиях.

В статье мы постараемся максимально детально рассмотреть договор оказания услуг по перевозке с применением автомобильного транспорта, без экспедиционных услуг, на основе детального анализа правого регулирования и его практического применения.

Договор перевозки груза

Как уже отмечалось, основной закон, которые регулирует договор оказания услуг по перевозке – Гражданский кодекс РФ, однако разработан и принят ряд иных нормативных актов, которые играют вспомогательную, а также конкретизирующую роль.
Хотелось бы выделить некоторые из них:

  • Федеральный закон от 8.11.2007г. №259-Ф3 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
  • Федеральный закон от 09.02.2007г. №16-Ф3 «О транспортной безопасности»;
  • Постановление РФ от 15.04.2001г. №272 «Правила перевозок грузов автотранспортом».
Читайте так же:  Административная дееспособность

Договор перевозки груза в международном праве закреплены в:

  • Женевской конвенции 1956 года о договоре международной дорожной перевозки грузов;
  • Федеральном законе от 24 июля 1998 г. №127- Ф3 «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».

Международные грузоперевозки подчиняются также положениям:

  • Женевской конвенции 1956 года о договоре международной дорожной перевозки грузов;
  • Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».

Оформление договора перевозки грузов

В общем понимании, мы привыкли считать, что сделка должна сопровождаться обязательным письменным документом, однако это далеко не так. Одной из форм, в которой договор перевозки будет считаться заключенным, является правильно составленная транспортная накладная, в соответствии со статьей 785 ГК РФ.

Немаловажным вопросом в такой сфере деятельности является ответственность сторон за сохранность и целостность перевозимого груза. Подтверждением принятия груза, равно как и наступления ответственности за его сохранности, у перевозчика наступает с момента проставления соответствующей печати на транспортной накладной. Транспортная накладная, это, по сути, и есть обязательная и одновременно упрощенная форма договора.

Важно отметить, что если в процессе осуществления перевозки будет использоваться несколько автомобилей, то в каждом случае требуется оформление отдельной транспортной накладной. Транспортная накладная очень удобный инструмент регулирования правовых отношений между заказчиком и перевозчиком, потому как содержит в себе все существенные условия сделки, и отвечает условию быть в письменном виде.

Еще одним важным документом, который должен быть составлен при заключении договора перевозки груза автомобильным транспортом, является заявка грузоотправителя на перевозку. В практике бывают ситуации, когда перевозчик, исполняя свои обязательства, которые в себе содержит договор на услуги перевозки грузов, вынужден неоднократно снимать контейнер с транспортной платформы. Как раз для таких случаев предусмотрено оформление сопроводительной ведомости.

Договор на услуги перевозки грузов, само собой, сопряжен с определенными расходами как для перевозчика, так и для заказчика. Во избежание возникновения разногласий в вопросах компенсации расходов, нелишним будет оформить товарно- транспортную накладную (Форма №1-Т).

Автомобильная перевозка грузов — достаточно специфический вид деятельности, что обусловлено еще и разнообразным типом товаров, с которым приходится сталкиваться исполнителю. Если с формой договора предельно понятно, то с сопровождающими документами отдельных видов грузов или товаров могут возникнуть сложности в случаях если:

  • Товар имеет ограниченный и короткий срок годности – в этом случае необходимо наличие удостоверения о качестве груза;
  • Грузом выступает живность, к примеру, домашний скот, птица или иные виды животных – для этого необходимо наличие карантинного сертификата и ветеринарного свидетельства обязательно;
  • Груз, который относится к категории зерновых либо нефтепродуктов и их переработки, должен иметь сертификат качества.

Существенные условия договора перевозки

Любая сделка содержит в себе существенные условия. Договор перевозки автотранспортом не исключение. Одним из существенных условий является предмет договора. Из определения договора перевозки видно, что его предметом является действия исполнителя, направленные на транспортировку груза или товара из отправной точки в конечный пункт назначения с последующей отгрузкой получателю.
Договор на транспортные перевозки также должен содержать в себе следующие существенные условия:

  • Тип перевозимого груза;
  • Перечень сопроводительных документов и собственно сами документы;
  • Разработанный маршрут движения;
  • Расчет транспортных расходов;
  • Технические требования к перевозимому автомобилю;
  • Сроки выполнения транспортировки;
  • Основные этапы и процедура погрузки/отгрузки;
  • Ответственность сторон, в случае нарушения обязательств.

Несмотря на кажущуюся объемность требований к условиям, все вышеперечисленное вполне реально отобразить в транспортной накладной. По желанию сторон, можно заключить отдельно договор на транспортные перевозки с более детальным описанием существенных и дополнительных условий.

Ответственность сторон по договору перевозки

На рынке перевозок нередки случаи нарушения одной из сторон условий сделки. Это происходит по множеству обстоятельств, начиная от банальной недобросовестности стороны, и заканчивая форс-мажором.
Законодатель специально для таких случаев закрепил в законе ответственность за нарушение договора перевозки груза. Следует отметить, в законе существуют общие понятия ответственности, а также оговорка, что стороны могут оговорить иные пункты по согласованию.

Договор транспортной перевозки груза, по общим правилам содержит следующие определения нарушения и ответственности:

  1. Не вывоз груза по вине исполнителя – штраф в размере 20% провозной платы, а также возмещение причиненных убытков заказчику.
  2. Нарушение сроков предоставления транспорта или контейнера для погрузки – штраф 5% провозной платы либо 1% среднесуточной, в зависимости от территории транспортировке (пригород-город и междугородние перевозки), а также возмещение причиненных убытков.
  3. Повреждение или уничтожение груза. Перевозчик несет ответственность за сохранность груза в рамках объявленной заказчиком ценности. Перевозчик имеет право взимать дополнительную плату за объявленную ценность. В целях снижения расходов на перевозку, некоторые грузоотправители идут на то, чтобы занизить действительную ценность груза, но есть и такие заказчики, которые ее завышают, но в пределах, не превышающих стоимость самого груза. В противном случае, перевозчик имеет права отказаться от перевозки и не заключать договор транспортной перевозки груза.

Гарантией перевозчика, в вопросах обеспечения оплаты выполненной работы является право удерживать у себя груз до полного расчета. В противном случае исполнитель имеет право провести реализацию товара, согласно расчетной стоимости, отображенной в накладной либо основываясь на результаты проведенной экспертной оценки за вычетом понесенных расходов на перевозку, хранение и текущие затраты в процессе реализации. Остаток денежных средств необходимо вернуть грузоотправителю.

Конечно же, стороны по взаимному согласию могут закрепить запрет на удержание груза отдельным пунктом договора. Выше упоминалось об обстоятельствах непреодолимой силы, в результате наступления которых происходит своеобразное изменение договора перевозки, и снимаются ответственность сторон за ненадлежащее или полное неисполнение договорных обязательств:

  • Природные катаклизмы, военные действия, стихийные бедствия – все это относится к форс- мажору;
  • Внезапные и незапланированные ограничения или полная остановка движения транспорта не по вине перевозчика и по независящим от него обстоятельствам;
  • Иные обстоятельства, которые стороны не могли предусмотреть или повлиять на их наступление, приведшие к невозможности исполнить свои обязательства.

Договор перевозки пассажиров и багажа

Как уже отмечалось, разновидностей видов перевозок существует большое количество. Вкратце рассмотрим и выделим основные особенности еще одного вида сделки – договор перевозки пассажиров. Заключение договора перевозки пассажира предусматривает возникновение у перевозчика доставить пассажира, а также багаж в определенную точку. По прибытии, багаж должен быть выдан уполномоченному лицу. Что же касается пассажира, то в его обязанности входит оплатить услуги перевозки багажа, а также оплатить проезд.
Заключение договора перевозки пассажира не требует обязательного соблюдения письменной формы.

Читайте так же:  При проведении электронного аукциона не допускаются изменения

Существует два основных способа заключения такого договора на перевозку:

  1. Подача транспорта к месту остановки и посадка пассажиров;
  2. Бронирование и покупка билетов.

Подтверждением заключения договора является билет пассажира и не является письменной формой, потому как в законе прописано требование обязательной подписи сторон. Таким образом, можно утверждать, что договоры, связанные с перевозкой грузов с одной стороны могут быть заключены по упрощенной форме, но в отдельных случаях, сторонам предоставляется право закрепить правоотношения письменным договором, с включением пунктов, которые касаются всех существенных условий, оговаривающие поведения заказчика и исполнителя в том или ином случае.

Договор перевозки

Понятие и виды договора перевозки:

Транспортные обязательства — это обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозками:

Перевозки могут быть классифицированы по различным признакам. Различают следующие виды перевозок в зависимости:

  • от вида транспорта: железнодорожные, речные, морские, воздушные, автомобильные перевозки;
  • от числа перевозчиков:
  • от числа перевозчиков:
    • перевозки в местном сообщении (когда перевозки осуществляются одним видом транспорта и в пределах одного транспортного предприятия — железной дороги, речного пароходства);
    • перевозки в прямом сообщении осуществляются по одному документу несколькими перевозчиками одного вида транспорта (двумя железными дорогами);
    • перевозки в прямом смешанном сообщении осуществляются разными видами транспорта несколькими перевозчиками (железной дорогой и воздушным транспортом).

На морском транспорте:

  • перевозки в малом каботаже. Под малым каботажем понимается перевозка между двумя российскими портами, расположенными в одном море;
  • перевозки в большом каботаже. Перевозки между двумя портами РФ, располагающимися в разных морях;
  • перевозки в заграничном сообщении. Эти перевозки осуществляются в иностранные порты или из них.

На воздушном транспорте:

  • внутренние воздушные перевозки — пункт отправления, назначения и все пункты посадок расположены на территории РФ;
  • международные воздушные перевозки – пункт отправления и назначения расположены на территории двух государств или на территории одного государства, если предусмотрен пункт посадки на территории другого государства.

На автомобильном транспорте различают перевозки во внутреннем сообщении и в международном сообщении. В зависимости от того, что перевозится, различают виды договоров перевозки:

  • перевозки грузов;
  • перевозки багажа;
  • перевозки пассажиров;
  • перевозки почты.

Правовое регулирование перевозок осуществляется в основном: Гражданским Кодексом, Кодексам торгового мореплавания (КТМ РФ), Кодексом внутреннего водного транспорта, Воздушным кодексом, транспортным уставом железных дорог и соответствующими подзаконными нормативно-правовыми актами.

Договор перевозки груза:

Договор перевозки груза — соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель груза обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Предметом договора выступают доставка, хранение, выдача, погрузка и выгрузка груза.

Сторонами договора признаются перевозчик — транспортная организация, юридическое лицо, железная дорога, автопредприятие, пароходство, имеющие лицензию на осуществление перевозок; грузоотправитель — юридическое или физическое лицо; грузополучатель — третье лицо, которому направлен груз. Договор заключается в письменной форме путем составления единого документа, который оформляет перевозку груза, это может быть транспортная накладная или — на морском транспорте — коносамент.

Моментом заключения договора считается момент вручения груза с сопроводительными документами.

Срок договора — это срок, в течение которого груз должен быть доставлен, он считается соблюденным, если груз выгружен или подан под разгрузку до истечения срока доставки. За перевозку грузов взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, или определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента) или иного документа на груз, предусмотренного соот-ветствующим транспортным уставом или кодексом.

Перевозочные документы — оформленные в соответствии с предусмотренными правилами документы, необходимые при перевозке грузов. При воздушной перевозке договор воздушной перевозки груза удостоверяется грузовой накладной. Форма грузовой накладной устанавливается специально уполномоченным органом в области гражданской авиации. При перевозке железнодорожным, автомобильным транспортом перевозки осуществляются на основании транспортной накладной, оформленной на весь маршрут следования грузов. При перевозке морским транспортом после приема груза для перевозки перевозчик по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент. Для заключения договора перевозки нужны предпосылки организационного характера.

Такими предпосылками могут быть заявки (заказы) грузоотправителей; договоры об организации перевозок (годовые, навигационные и др.); в случаях, предусмотренных законом, — административно-плановые акты.

Железнодорожная перевозка:

Договор железнодорожной перевозки оформляется накладной, которая является основным пе-ревозочным документом. Она сопровождает груз на всем пути его следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом (грузо-сопроводительный документ).

Юридическое значение накладной:

  • является обязательной письменной формой договора;
  • доказывает факт заключения договора и воплощает его содержание;
  • легитимирует лицо на предъявление претензий и исков к транспортной организации, вытекающих из ненадлежащего исполнения договора перевозки.

Договор считается заключенным с момента передачи груза к перевозке вместе с накладной. Иные перевозочные документы: дорожная ведомость, вагонный лист, передаточная ведомость при перевозках прямым смешанным сообщением. Эти документы являются документами первичного учета и имеют доказательственное значение. Тарифы на грузовые перевозки устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с Законом о естественных монополиях в порядке, определяемом Правительством РФ. Перевозки различаются грузовой и более высокой скоростью, а также различают перевозки пассажирскими поездами и грузобагажом.

Срок доставки исчисляется с 24 ч дня приема груза к перевозке, если груз был принят к перевозке ранее намеченного дня погрузки, то с 24 ч дня, в который груз должен быть погружен. Груз считается доставленным в срок, если на станции назначения он выгружен средствами железной дороги или если вагон (контейнер) подан под выгрузку средствами грузополучателя до истечения установленного срока доставки. Ответственность сторон за ненадлежащее исполнение договора перевозки регулируется ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашениями сторон.

Воздушная перевозка:

Перевозчик — эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки.

Эксплуатант — физическое или юридическое лицо, имеющее право собственности или иное пра¬во на воздушное судно и использующее его для полетов. Он должен обладать особым сертификатом для совершения полетов.

Читайте так же:  По ранней договоренности

Воздушный кодекс РФ (ВК РФ) разграничивает внутреннюю воздушную перевозку, когда все пункты посадок расположены на территории России, и международную воздушную перевозку, при которой хотя бы один из пунктов посадки находится на территории другого государства. Также выде-ляют: местные, прямые и транзитные воздушные перевозки.

Договор оформляется грузовой (почтовой) накладной. Наряду с обычной воздушной перевозкой используется договор воздушного чартера. Сущ¬ность такого договора заключается в предоставлении фрахтовщиком фрахтователю одного или не скольких воздушных судов (их частей) для воздуш¬ной перевозки груза или пассажиров и багажа на один или несколько рейсов. Природа такого договора аналогична морскому чартеру. Провозная плата рассчитывается по тарифам или по соглашению сто¬рон. Она взимается за расстояние по кратчайшему маршруту перевозки в соответствии с действующим расписанием либо за расстояние, определенное договором.

Морская перевозка:

На морском транспорте различают перевозки в:

  • малом каботаже — перевозка между дву¬мя российскими портами, расположенными в одном море;
  • большом каботаже — перевозки между двумя портами РФ, располагающимися е разных морях;
  • заграничном сообщении. Эти перевозки осуществляются в иностранные порты или из них.

Морская перевозка традиционно регулируется диспозитивными нормами. Перевозчиком является пароходство или порт. Договор морской перевозки грузов может быть зак¬лючен: 1) с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или отдельных помещений (трюмов). При этом заключается договор фрахто¬вания судна или чартер, в силу которого одна сторона (фрахтовальщик, судовладелец) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю, отправителю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа; 2) без такого условия. В этом случае договор оформляется коносаментом.

Коносамент обычно составляется в двух экземплярах, один из которых остается у перевозчика, а другой выдается отправителю и служит основанием для получения груза, а также платежей по договору с его получателем. Коносамент составляется перевозчиком на основании погрузочных документов, подписывается капитаном судна и выдается отправителю. Он является строго формальной ценной бумагой, распоряжение которой означает пе¬редачу товара (товарораспорядительный документ).

Чартер — консенсуальная разновидность договора перевозки. Чартер применяется при перевозках значительных партий или массовых грузов, а коносамент — при небольших по объему перевозках. От чартера отличается договор фрахтования судна на время — тайм-чартер. Он применяется как при перевозке грузов и пассажиров, так и для иных целей. По своей природе тайм-чартер является договором аренды транспортных средств.

Провозная плата (фрахт) определяется по соглашению сторон договора или по тарифу. Сроки доставки грузов устанавливаются в нормативном порядке и по соглашению сторон. Если они не определены, перевозчик считается выпол¬нившим свою обязанность в отношении срока при условии, что после погрузки судно сразу же вышло в рейс и двигалось с обычной для него скоростью, обычным путем, которым пользуются торговые суда при аналогичных перевозках.

Договор перевозки груза

Договор перевозки грузов заключается между двумя сторонами: отправителем и перевозчиком. Третья сторона (получатель) формально не участвует в данном соглашении.

Согласно условиям договора перевозки грузов, первая сторона – перевозчик – обязуется принять от второй стороны – отправителя – какой-либо груз и доставить его получателю. Отправитель при этом обязан оплатить услуги перевозчика в соответствии выставленным тарифам.

Отношения первой и второй стороны подтверждаются выдачей соответствующей накладной на руки отправителя.

Таким образом, по договору перевозки груза перевозчик принимает обязательство по доставке вверенного ему груза в конечный пункт назначения и сдать груз управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель должен уплатить за перевозку груза установленную договором перевозки плату.

Правовые основы договора перевозки груза

Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ.

Это унифицированные нормы, которые относятся ко всем видам транспорта, а именно к:

внутреннему водному транспорту.

Более конкретно общие условия перевозки указанными видами транспорта закрепляются транспортным законодательством, в состав которого входят транспортные уставы и кодексы, иные законы, а также издаваемые в соответствии с ними правила (см. п. 2 ст. 784 ГК РФ).

В настоящее время действуют следующие основные транспортные законы:

Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 125 (далее по тексту— УАТ);

Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее по тексту — УЖТ);

Видео (кликните для воспроизведения).

Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее по тексту — ВК);

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее по тексту — КВВТ);

Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее по тексту — КТМ).

Отношения в сфере перевозок также регулируются и другими законами: например, Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ.

Отношения по перевозке регулируются также правилами, издаваемыми Правительством РФ и соответствующими транспортными ведомствами в соответствии с транспортными уставами и кодексами, другими законами.

Правовая сущность договора перевозки груза

Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).

[2]

По своей сути договор перевозки груза является возмездным договором и взаимным договором.

Это реальный договор, так как договор считается заключенным с момента сдачи багажа к перевозке.

При перевозке грузов транспортом общего пользования считается, что заключенный договор является публичным договором.

Таким образом, по своей юридической природе договор перевозки грузов:

является реальным договором (т.е. порождает гражданские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);

является возмездным договором (по договору взимается плата за перевозку);

является двусторонним договором (так как порождает обязательства у обеих сторон);

заключается в пользу третьего лица — грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем).

Существенные условия договора перевозки груза

Существенным условием договора перевозки груза является условие о его предмете.

Предмет договора перевозки груза

Предметом договора перевозки груза является оказание услуги по перемещению груза в конечный пункт назначения с помощью того или иного вида транспорта.

Кроме услуг по перемещению груза, перевозчиком могут оказываться и сопутствующие услуги, такие как погрузка и выгрузка груза, хранение груза и другие услуги.

Срок договора перевозки груза

Срок, который указывается в договоре перевозки груза – это время, в течение которого груз должен быть доставлен в конечный пункт назначения.

При этом перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, установленные:

транспортными уставами и кодексами;

Читайте так же:  Концессионное соглашение

при отсутствии таких сроков – в разумный срок.

Стороны договора

Сторонами в договоре перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель.

Отправителями грузов могут быть любые дееспособные субъекты гражданского права, какие-либо специальные требования к ним не предъявляются.

Перевозчиками могут выступать лишь коммерческие юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление грузовых перевозок.

Цена договора перевозки груза

Цена в договоре перевозки равна плате за перевозку груза.

Плата за перевозку транспортом общего пользования прописывается в договоре в соответствии с тарифами, которые утверждаются государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. В остальных случаях плата за перевозку груза устанавливается по соглашению сторон, если иное не установлено действующим законодательством или иными нормативно-правовыми актами.

Форма договора перевозки груза

Для договора перевозки груза предусмотрена письменная форма.

При заключении договора перевозки груза составляется и выдается отправителю груза транспортная накладная (коносамент или иной документ на груз, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Накладная является перевозочным грузосопроводительным документом. Эта накладная является доказательством факта заключения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом. Отправителю же выдается грузовая квитанция.

Коносамент представляет собой товарораспорядительный документ. Коносамент относится к ценной бумаге, которая удостоверяет вещные права: право держателя (или указанного в коносаменте лица) получить указанный в нем груз после морской перевозки. Коносамент должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания РФ.

Виды договора перевозки груза

Договоры грузовой перевозки подразделяются по видам транспорта соответственно на договоры:

внутренней водной перевозки

Бухгалтерский учет

Согласно пункту 2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Для целей бухгалтерского учета суммы, уплачиваемые в соответствии с договором перевозки, признаются расходами заказчика (клиента).

Порядок отражения указанных расходов в бухгалтерском учете, так же как и в налоговом учете, будет зависеть от того, чем является для заказчика (клиента) перевозимый груз.

Если стоимость услуг (без НДС), оказанных по договору перевозки, связана с приобретением имущества (принимаемого на учет в качестве актива в соответствии с действующими ПБУ), то стоимость услуг будет формировать стоимость данного имущества (абз. 2, 3 п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Если же заказчик (клиент) использует услуги перевозчика с целью доставки продукции (товаров) до покупателя, то затраты в виде стоимости услуг признаются в бухгалтерском учете заказчика (клиента) расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Такие расходы отражают на счете 44 «Расходы на продажу».

Расходы признаются на дату исполнения договора перевозки по перевозке груза организации (на дату подписания первичного документа, подтверждающего факт оказания услуг).

Если составление первичного документа не предусмотрено, расходы признаются на дату сдачи груза перевозчику (п. 16, 18 ПБУ 10/99).

Налог на прибыль организаций

Стоимость оказанных по договору перевозки грузов (за вычетом НДС), связанных с приобретением имущества, учитывается в зависимости от вида приобретенного имущества в следующем порядке.

Если услуги связаны с приобретением (созданием) амортизируемого имущества, то стоимость услуг не учитывается в составе текущих расходов, а включается в первоначальную стоимость амортизируемого имущества (п. 5 ст. 270, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если рассматриваемые услуги связаны с приобретением материально-производственных запасов (МПЗ), включаемых в состав материальных расходов, то стоимость услуг включается в стоимость таких МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Если услуги связаны с приобретением товаров для перепродажи, то стоимость услуг может формировать стоимость приобретенных товаров, если такой порядок формирования стоимости товаров предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

В налоговом учете стоимость приобретения товаров определяется в соответствии с учетной политикой организации (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

При этом статья 320 НК РФ допускает как включение расходов на доставку в стоимость приобретения товаров, так и их учет в качестве издержек обращения (в зависимости от того, какой порядок установлен учетной политикой организации).

Независимо от положений учетной политики транспортные расходы являются прямыми расходами и учитываются по мере реализации товаров.

[1]

Расходы на доставку реализуемых товаров до покупателя будут уменьшать доходы от реализации указанных товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость

Налогоплательщик вправе принять к вычету предъявленный при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав НДС при условии, что указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС, после принятия указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав к учету и при наличии надлежащим образом оформленных первичных документов и счетов-фактур (подп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

При наличии надлежащим образом оформленного счета-фактуры и первичного документа, подтверждающего факт оказания транспортных услуг (это может быть акт об оказании услуг, отчет или универсальный передаточный документ), а также при условии, что транспортные услуги приобретались заказчиком (клиентом) для осуществления облагаемой НДС деятельности, НДС, предъявленный экспедитором с суммы своего вознаграждения, заказчик (клиент) вправе принять к вычету:

Дебет 68, субсчет «НДС», Кредит 19

— принят к вычету НДС.

Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, является своего рода базовым договором, поскольку именно он выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю.

Видео (кликните для воспроизведения).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Договор перевозки

Договор перевозки (Скачать образец)

Как и в любом другом договоре, в договоре перевозки существенным условием является его предмет. Предметом договора перевозки будут действия перевозчика по транспортировке груза из пункта отправления в пункт назначения и выдача его грузополучателю.

На деле же исполнение договора перевозки невозможно без указания таких важных условий как:

  • характеристики груза (наименование, вес, объем, количество);
  • сопроводительные документы на груз;
  • маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения;
  • размер провозной платы и порядок расчетов;
  • требования к транспорту перевозчика;
  • срок и порядок предоставления транспорта;
  • срок и порядок предъявления груза к перевозке;
  • порядок погрузки/выгрузки груза;
  • условия хранения груза в терминале перевозчика;
  • срок доставки груза;
  • порядок признания груза утраченным.
Читайте так же:  Канада виза для россиян

Все эти условия кратко прописываются в транспортной накладной, но в тексте договора перевозки их можно указать в более подробной форме, а также дополнительно прописать ответственность сторон.

Советуем грузоотправителям при перевозке грузов не ограничиваться только оформлением и подписанием транспортной накладной, а заключать полнотекстовый договор перевозки.

Ответственность сторон по договору перевозки

Ответственность сторон за нарушение обязательств по перевозке устанавливает ГК РФ, транспортные кодексы и уставы, а также условия договора перевозки. При этом статья 793 Гражданского кодекса запрещает согласование договорных условий, которые ограничивают ответственность перевозчика, установленную законодательством.

По договору перевозки перевозчик несет следующую ответственность:

Ответственность за невывоз груза по вине перевозчика. По умолчанию в этом случае действуют правила части 1 статьи 34 УАТ: штраф в размере 20% провозной платы и возмещение причиненных убытков.

Ответственность за несвоевременное предоставление транспорта или контейнера. За это нарушение грузоотправитель может требовать от перевозчика уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении), а также возмещение причиненных убытков.

Ответственность за сохранность груза. Перевозчик отвечает перед грузоотправителем в рамках объявленной ценности груза. Обычно за указание ценности перевозчик взимает дополнительный сбор (в процентах от стоимости). Чтобы снизить расходы на перевозку, некоторые грузоотправители идут на то, чтобы занизить действительную ценность груза, но есть и такие заказчики, которые ее завышают.

Хотя ГК РФ не запрещает грузоотправителю завышать стоимость груза, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272) указывают, что объявленная ценность груза не должна превышать его действительной стоимости. Исходя из этого, перевозчик имеет право не соглашаться на перевозку груза, ценность которого явно завышена. Если же грузоотправитель не укажет в транспортной накладной стоимость груза, то она будет определяться исходя из цены, которая предусмотрена договором перевозки (при его наличии) или которая обычно взимается за аналогичные товары.

Стороны могут предусмотреть в договоре перевозке и ответственность грузоотправителя.

Ответственность за непредъявление груза отправителем. Если договорные условия не предусматривают другое, то перевозчик может потребовать уплаты штрафа в размере 20% провозной платы и возмещения причиненных убытков.

Ответственность за неиспользование поданного транспорта или контейнера, если это не вызвано его непригодностью. За это нарушение перевозчик может уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении). Если поданный транспорт относится к специализированным, то размер штрафа увеличивается вдвое.

Ответственность за просрочку оплаты по договору перевозки. Это обычное условие в виде уплаты неустойки за каждый день просрочки. Кроме этого статья 790 ГК РФ дает перевозчику право удержать переданный для перевозки груз в целях обеспечения провозной платы, причем, даже если груз принадлежит третьему лицу.

Перевозчик может удерживать груз до тех пор, пока грузоотправитель с ним не рассчитается. Если этого не произойдет, перевозчик может реализовать груз (по стоимости, указанной в транспортной накладной или по экспертной оценке) и вычесть из полученной суммы платежи за перевозку и хранение груза, а также затраты, связанные с его реализацией. Оставшиеся средства он должен вернуть грузоотправителю.

Договор перевозки может предусматривать запрет на удержание груза перевозчиком, и это тоже одна из веских причин, почему сторонам не стоит ограничиваться только подписанием транспортной накладной.

Существуют обстоятельства, которые снимают ответственность за неисполнение обязательств со сторон договора перевозки, среди них:

  • форс-мажор в виде обстоятельств непреодолимой силы, такие как явлений стихийного характера и военные действия;
  • временные ограничения или запрет движения транспорта по дорогам;
  • другие, не зависящие от сторон обстоятельств, которые они не могли предотвратить или устранить.

В то же время перевозчик обязан предпринять все меры по обеспечению сохранности груза, поэтому утрата груза в результате его хищения далеко не во всех случаях будет признана обстоятельством, снимающим ответственность с перевозчика.

При перевозке некоторых грузов возможна их естественная убыль (выветривание, усушка, утруска). Если в результате перевозки масса доставленного груза будет меньше, чем отправленный, перевозчик не отвечает за его недостачу, но только в пределах нормы естественной убыли.

Чтобы снизить риски ответственности за недостачу или повреждение груза, рекомендуем перевозчику предусмотреть в договоре перевозки условие, обязывающее грузоотправителя предоставить груз в соответствии с требованиями Правил перевозок грузов.

Что нужно проверить грузополучателю при получении груза?

Выше мы говорили только о правах и обязанностях грузоотправителя и перевозчика, но в договорных отношениях при перевозке грузов принимает участие и третье лицо – грузополучатель. Именно он подтверждает, что перевозчик выполнил свои обязанности по договору перевозки, т.е. доставил груз вовремя, в целости и сохранности. Грузополучатель принимает груз у перевозчика на основании транспортной накладной, путевого листа и сопроводительной ведомости (при контейнерных перевозках).

Если перевозчик не представит грузополучателю транспортную накладную, то груз принимать не рекомендуется, т.к. отсутствие транспортной накладной говорит о ненадлежащем оформлении договора перевозки. В этом случае привлечь к ответственности грузоотправителя (например, по договору поставки) или перевозчика будет затруднительно даже в судебном порядке.

Если же с документами все в порядке, то грузополучатель должен в присутствии перевозчика указать в транспортной накладной:

  • фактическое время и дата подачи транспорта под выгрузку;
  • наличие и сохранность пломб;
  • вес доставленного груза и количество грузовых мест;
  • состояние груза, упаковки, тары.

При возникновении разногласий между грузополучателем и перевозчиком при приемке груза, необходимо составить соответствующий акт, о чем сделать отметку в транспортной накладной. Для определения размера недостачи или степени повреждения груза могут быть привлечены независимые эксперты, о чем обязательно должен быть поставлен в известность перевозчик.

Источники


  1. Ефименко, Е. Н. Корпоративные конфликты (споры). Учебно-практическое пособие / Е.Н. Ефименко, В.А. Лаптев. — М.: Проспект, 2015. — 240 c.

  2. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права. — М.: Зерцало-М, 2011. — 336 c.

  3. Розен, Александр Последние две недели. Прения сторон / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Москва, 2016. — 528 c.
  4. Селиванов, Н.А. Справочник следователя; М.: Российское право, 2012. — 320 c.
  5. История Библиотеки Академии наук СССР. 1714 — 1964 / ред. М.С. Филиппов. — М.: М-Л: Наука, 2017. — 600 c.
Заключение договора перевозки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here