Выкуп земель сельхозназначения

Ответы на вопросы по теме: "Выкуп земель сельхозназначения" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Выкуп земель сельхозназначения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Имеет ли право орган местного управления продать земельный участок, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения (вид разрешенного использования — сельскохозяйственное производство)? Если участок находится в муниципальной собственности, пустует и не используется, то можно ли этот участок использовать не для сельского хозяйства (например, построить там дом для проживания)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Муниципалитет вправе распоряжаться земельными участками, находящимися муниципальной собственности, в том числе заключать договоры купли-продажи в отношении земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства. Размещение на землях сельскохозяйственного назначения объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством, не допускается.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

14 февраля 2019 г.

————————————————————————-
*(1) Согласно ч. 1 ст. 34 Закона N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

[2]

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Статья 10. Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Статья 10. Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности

См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 марта 2015 г.

1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

2. Утратил силу с 1 марта 2015 г.

Информация об изменениях:

3. Утратил силу с 1 марта 2015 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 336-ФЗ в пункт 4 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Абзац третий утратил силу с 1 марта 2015 г.

Информация об изменениях:

Абзац четвертый утратил силу с 1 марта 2015 г.

Информация об изменениях:

Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Абзац шестой утратил силу с 1 марта 2015 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

5. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 327-ФЗ в пункт 5.1 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения

5.1. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата — в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.

Читайте так же:  Декларация на продукцию

Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в пункт 6 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2015 г.

6. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды или на праве безвозмездного пользования на срок не менее чем пять лет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 446-ФЗ в пункт 7 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

7. Приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ статья 10 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 8

8. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

[1]

Выкуп земли сельскохозяйственного назначения. Право собственности на землю

С самых давних времен земля сельхозназначения давала человеку все, что считается самым необходимым. Именно поэтому в настоящее время законодатель ставит ее на первое место среди всех прочих категорий. Далее рассмотрим такое явление, как выкуп земли у государства.

Общие сведения

Основное назначение земли указанной категории заключается в выпуске сельскохозяйственной продукции. Другими словами, данная территория выступает не только как основа для осуществления деятельности. Земля сельхозназначения – это прежде всего главное средство производства. В связи с этим при характеристике такой территории основным и важнейшим свойством выступает плодородие. Правовой режим, регулирующий отношения в сельскохозяйственной сфере, имеет свои особенности. В связи с ценностью данных территорий для населения власть устанавливает определенные гарантии, предусматривающие приоритет пользования.

Основные понятия

Целевым назначением земли считается порядок, предел, а также условия использования территории, установленные действующим законодательством, для определенной деятельности в соответствии с категориями. Режим их использования определяется совокупностью правил эксплуатации, включения в гражданский оборот, охраны, учета и мониторинга. Приведенные понятия отражаются в градостроительной и землеустроительной документации. Режимы пользования и назначение земель не считаются неизменными категориями. Их систематически пересматривают органы местного и госуправления. Категории земель отражаются в соответствующих постановлениях и решениях по вопросу предоставления участков или определения особого режима пользования ими. Эти документы принимают органы исполнительной и местной власти.

Категории отражены в договорах, свидетельствах и прочих бумагах, удостоверяющих право собственности на землю. Они содержатся в документах о госрегистрации участков, недвижимости, кадастровой документации. Для каждого вида земель предусмотрен уполномоченный орган, который вправе переводить участок из одной категории в другую. Нарушение установленной законом подведомственности при этом может выступать в качестве основания для признания сделок и актов недействительными и для отказа в госрегистрации.

Выкуп земли сельскохозяйственного назначения: общая информация

Соответствующие договоры заключаются обычно в соответствии с результатами конкурсов и аукционов. Эти мероприятия проводятся в порядке, установленном положениями Земельного и Гражданского кодексов. Организацией конкурсов и аукционов занимаются местные административные органы в соответствии с законодательством.

Основные требования

Видео (кликните для воспроизведения).

Выкуп земли в собственность регулируется ст. 8, п. 1 ФЗ, предусматривающего порядок оборота рассматриваемых участков. В соответствии с положением, преимущественную возможность приобретения имеет субъект РФ либо местный орган власти (по цене, за которую эти объекты выставлены). Исключением является стоимость земли, реализуемой с публичных торгов.

Читайте так же:  Как оплачивается ночная смена

Она заключена в регулировании отношений, в рамках которых осуществляется выкуп муниципальной земли и сохранение с/х территорий во владении субъектов РФ. Приведенная выше норма регулирования одного из вариантов оборота участков достаточно широко распространена в мировой практике.

Такой порядок, в соответствии с которым осуществляется выкуп земли сельскохозяйственного назначения, направлен на предупреждение различных спекулятивных действий на рынке с/х территорий. Он способствует формированию наиболее оптимальных условий для максимально эффективного распределения участков между участниками отношений, связанных с оборотом территорий. Установленный порядок обеспечивает государственный надзор за соответствующим рыночным сектором и недопущением концентрации земель сельхозназначения в руках одного физ. лица.

Право собственности на землю закрепляется посредством соответствующего договора. В законе предусмотрен ряд условий соглашений, которые заранее признаются недействительными. К ним, в частности, относят:

  • Ограничивающие последующее распоряжение участком посредством осуществления любого вида сделок.
  • Устанавливающие право на выкуп продавцом земли обратно по своей инициативе.
  • Ограничивающие ответственность первоначального владельца, если на участки претендуют третьи лица.

Одними из существенных в договорах, используемых в рассматриваемой сфере, следует считать условия, устанавливающие:

  • Предмет использования.
  • Цели использования (с/х производство, создание ограничительных насаждений, учебные, научно-исследовательские и прочие задачи, связанные с сельскохозяйственной деятельностью).
  • Стоимость земли.
  • Характеристики объектов недвижимости, прочно связанных с участком.

Предмет договора

Выкуп земли сельскохозяйственного назначения осуществляется при наличии специально составленного и оформленного должным образом документа. Он представляет собой план участка. Кроме того, предмет договора характеризуется техническим и кадастровым номерами, а также прочими сведениями, позволяющими однозначно выделить надел из прочих объектов недвижимости. В случае отсутствия плана участка, его изготавливает первоначальный владелец — за свой счет или на средства будущего хозяина (по соглашению между ними). Если в договоре не будут приведены указанные выше данные, он будет считаться незаключенным. Соответственно, выкуп земли сельскохозяйственного назначения в данном случае признается несостоявшимся. Это положение зафиксировано в ГК РФ.

Форма договора

Она определена законодательством достаточно четко. Выкуп земли фиксируется договором, составленным в письменном виде. Несоблюдение данного требования влечет недействительность сделки. В качестве одного из последствий отсутствия письменной формы договора выступает то, что покупатель не может рассчитывать в таком случае на получение свидетельства о госрегистрации. Отсутствие этого документа, в свою очередь, лишает владельца возможности защищать и доказывать свои интересы. Договор, кроме прочего, содержит информацию о периоде, в течение которого должна быть осуществлена передача участка новому владельцу. Если конкретного числа не установлено, то данная процедура должна быть произведена в «разумный срок». Его величина, в соответствии со ст. 314 ГК, определяется с учетом обстоятельств выполнения взятых обязательств.

Цена участка

Ее установление является обязательным условием при составлении договора. Выкуп земли сельскохозяйственного назначения должен осуществляться по установленной цене. При отсутствии данного условия договор признается недействительным. Цена участка устанавливается в соответствии с соглашением сторон. В случае заключения сделки с местной администрацией, а иногда и между гражданами, участники отношений руководствуются нормативной стоимостью земли. Лицо, приобретающее участок, обязано оплатить его стоимость непосредственно после либо до передачи, если прочее не предусмотрено договором или законодательством.

Если в соглашении не идет речь о рассрочке, покупатель должен внести полную сумму за надел. В случае если лицо, приобретающее участок, не оплачивает его своевременно, продавец может потребовать исполнения обязательств или уплату процентов. Данное положение предусмотрено ст. 486 ГК. Льготный выкуп земли регулируется порядком, действовавшим до 1 июля 2012 года. При этом должны быть соблюдены определенные условия.

В частности, надел должен принадлежать лицу на основании договора аренды, который был заключен в период с 29 октября 2001 года до 1 июля 2012-го. Кроме того, на момент начала действия указанного документа, хозяин недвижимости должен владеть участком в порядке бессрочного (постоянного) пользования. В законе установлено положение, в соответствии с которым имеет место аренда земли с правом выкупа. Это значит, что лицо может приобрести участок, которым пользуется бессрочно, вне зависимости от того, когда именно был заключен такой договор – после или до принятия ЗК.

Обязательства

Особое внимание законодательство уделяет условиям, в соответствии с которыми осуществляется передача участка новому владельцу. Выкуп земли предполагает установление определенных обязательств для обоих участников сделки. Так, продавец должен передать надел в состоянии, пригодном для эксплуатации. К примеру, крестьянскому хозяйству для проведения сельскохозяйственных работ нельзя продавать зараженный участок с нарушениями в почвенном слое, если восстановление и приведение его в надлежащее состояние невозможно.

Продавец должен поставить в известность будущего владельца обо всех имеющихся недостатках территории до того, как будет заключен договор. Если этого не было сделано, а покупатель выявил дефекты, он может потребовать снижения стоимости, безвозмездного исправления недостатков либо возмещения собственных затрат на их устранение.

Если дефекты слишком значительны, и их невозможно исправить, новый владелец может потребовать возврата выплаченной суммы и отказаться от участка либо потребовать его заменить. Эти требования могут быть предъявлены, если покупатель обнаружил дефекты в разумные сроки (ст. 477 ГК), в течение 2 лет с момента передачи или в рамках более продолжительного периода, если данное условие установлено в договоре либо законодательстве. Здесь следует оговориться, что в нормативных актах конкретные сроки не указываются. В связи с этим остается условие, определенное договором и ГК.

Особые условия

В соответствии с правилом, установленным Земельным кодексом, сделка купли-продажи может заключаться при отсутствии споров и прочих причин, установленных законом, которые могут ей воспрепятствовать. В рамках этого требования продавец должен передать участок, свободный от притязаний третьих лиц. Исключение составляют случаи, когда покупатель согласен принять обремененный участок. В соответствии с ФЗ об обороте с/х территорий, юридические лица без гражданства и иностранцы, а также юрлица, доля которых в складочном (уставном) капитале составляет более 50 %, не имеют права участвовать в рассматриваемых сделках.

Читайте так же:  Проверка документов в росреестре

В законодательстве допускается принудительный выкуп сельскохозяйственной территории. Это положение установлено в ст. 79 ЗК. Как правило, такие земли предназначаются для нужд органов государственной либо местной власти. Следует разъяснить один нюанс в этом случае. Изъятие сельскохозяйственных территорий для предоставления их во владение для ведения иной деятельности допускается только в исключительных ситуациях. Они могут быть связаны с исполнением международных обязательств, сооружением исторических и культурных объектов, разработкой месторождений для добычи ценного минерального сырья (полезных ископаемых), возведения медицинских, образовательных учреждений, магистрального трубопровода, дорожной развязки, линий электропередач и связи, а также иных линейных конструкций при отсутствии других вариантов расположения указанных объектов.

Выкуп земли у государства для ведения КФХ

Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.

не хватает проблем? заведи КФХ.

7. Приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Да, ФЗ «Об обороте сельхозки» написан местами настолько коряво, что хочется плакать. В данном случае как бы странно это не звучало для любого нормального человека, но 15% имеет отношение к выкупу участков на праве бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.
Вам для понимания ситуации следует обратить внимание на п. 1 и п. 4 ст. 10 этого ФЗ.

Оценочная, это будет нанята специальная организация, которая произведет оценку участка в соответствии со сложившимися в вашей местности ценами.

Т.к. изначально хотели землю приобретать, то вопрос об аренде отпадает (да и выкупать потом его придется по рыночной цене), значит только покупка.

Вы впринципе сами все написали. Если аренда + последующий выкуп происходят по рыночной цене, то почему сразу выкуп в собственность сделали бы 15%.

Если выкуп — то по оценочной, эта статья закона, как уже ответили, к вам не относится. Посмотрите закон о землепользовании вашего субъекта федерации. Там могут быть прописаны льготные категории, имеющее право один раз получить бесплатно в собственность участок под КФХ. В Приморском крае, например, кроме ветерановблокадников, это и те, кто постоянно проживает и работает в в том же муниципальном районе, в котором хочет получить участок.
Но сразу в собственность обычно не дают, как и в долговременную аренду, первоначально на 3-5 лет. В этом есть некоторый смысл, отсеять тех, кто попытается вымутить землю бесплатно не будучи особо приближенным.
Если финансы ограничены, и нашли подходящий вам участок муниципальной (не паевой) земли, берите в аренду на на тот срок, на который дают, но не меньше 3 лет. По крайней мере вы застолбите его за собой, получив преимущественное право продления аренды/выкупа. Ставка аренды сельхозземли как правило невелика.
Начнете работать, переоформите в долговременную, выкупите по оценочной или за пару лет интенсивной беготни по инстанциям выбьете разрешение на строительство и выкупите по льготной.

Купля-продажа земель сельскохозяйственного назначения

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, которые располагаются за пределами населенных пунктов, а также предназначенные и предоставляемые для сельскохозяйственных нужд (ч.1 ст.77 ЗК РФ).

Преимущественное право покупки

Субъект РФ или муниципальное образование имеет преимущественное право купить продаваемый сельскохозяйственный участок земли. Сумма, оплачиваемая таким покупателем соответствует цене, указанной продавцом. Преимущественное право не действует в случаях, когда земля продается посредством публичных торгов, а также в случае изъятия земли сельхозназначения для муниципальных или государственных нужд.

Перед тем, как осуществить продажу земельного участка, продавец обязан направить письменное извещение в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или в орган местного самоуправления о своем намерении. Документ должен содержать такие сведения об участке:

  • цена;
  • размер;
  • местоположение;
  • срок, в который должен быть произведен расчет за покупку.

Срок для осуществления выплат за купленный участок не может быть больше чем 90 дней. Извещение должно быть:

  • либо направлено заказным письмом с уведомлением о том, что оно было доставлено;
  • либо вручено лично под расписку о том, что уведомление вручено.

Получатель, получив извещение, должен в течение 30 дней поставить продавца в известность о желании купить сельскохозяйственный земельный участок. Если он этого не сделает, либо откажется от покупки, то продавец может продать землю третьему лицу. Обязательно, чтобы цена продажи в таком случае была не ниже той, которая была заявлена в извещении. Образец уведомления можно посмотреть на сайте местной администрации.

Если продажа планируется по более низкой цене или с существенным изменением условий договора, то продавец обязан направить новое извещение в порядке, описанном выше. Если земельный участок сельхозназначения был продан с нарушением преимущественного права, то такая сделка ничтожна (ст.8 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

У кого нет права приобретения земель сельскохозяйственного назначения

Согласно ст.3 N 101-ФЗ, не имеют право обладать землей сельхозназначения на правах собственности следующие лица:

  • иностранные юридические лица;
  • лица без гражданства;
  • иностранные граждане;
  • юридические лица, уставной (складочный) капитал которых более чем на 50% состоит из всех вышеперечисленных лиц.
Читайте так же:  Судебные расходы и издержки

Эти категории лиц могут обладать землей сельскохозяйственного назначения исключительно по праву аренды. Также не смогут купить землю те юридические и физические лица, у которых в собственности уже находится максимально допустимая площадь сельскохозяйственных угодий. Допустимый предел приобретаемых земель в одном муниципальном районе определяется субъектом РФ и не может быть меньше 10% от общей площади сельскохозяйственных угодий (ч.2 ст.4 N 101-ФЗ).

Что нужно знать покупая с/х участок

Осуществлять продажу сельскохозяйственного земельного участка может как государство, так и частное лицо. Если частное лицо может предложить уже полностью сформированный земельный участок со всей необходимой документацией, то при покупке у государства предстоит пройти долгий этап оформления всех документов.

Однако хотя при покупке у юридического или физического лица нет необходимости проводить межевание или постановку участка на учет в Росреестре, но государство может предложить надежность и чистоту сделки. Частное лицо при продаже участка может быть не до конца честным с покупателем. Именно поэтому перед покупкой нужно удостовериться, что продавец действительно имеет все права на продажу земли. Узнать необходимую информацию можно на официальном сайте Росреестра.

Документы для оформления купли-продажи земли:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • кадастровый паспорт участка;
  • документы, подтверждающие право владения на землю;
  • отказ от преимущественного права покупки;
  • договор купли-продажи участка;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • протокол собрания — если земля является КФХ.

Продажа земель сельскохозяйственного назначения государством

Земля, находящаяся в собственности у государства, продается посредством торгов, проводимых в форме аукционов. Если желание участвовать в аукционе заявил единственный участник, и его заявка и он сам соответствуют требованиям аукциона, то продажа производится этому лицу (ст.39.3 ЗК РФ). Информацию о торгах можно узнать на сайте местной администрации. В этот орган предоставляется заявка на участие в торгах, квитанция об уплате задатка. Далее процесс идёт следующим образом:

  1. Принимается решение о проведении торгов;
  2. Публикуется извещение о проведении торгов;
  3. Принимаются заявки от претендентов, их регистрация в журнале приема заявок;
  4. Рассматриваются заявки и документы претендентов, проверяется поступление задатков;
  5. Принимается решение о допуске участников к торгам или об отказе в допуске;
  6. Проводятся торги. Место и дата указываются в извещении;
  7. Результаты торгов отражаются в протоколе;
  8. Результаты торгов также публикуются в СМИ;
  9. Заключается договор купли-продажи участка с участником, предложившим наибольшую цену.

Без проведения торгов сельскохозяйственные земля продается:

  • КФХ или сельскохозяйственной организации;
  • частному лицу, которое арендовало эту землю, либо у которого истек трехлетний срок аренды, либо ему передали права и обязанности на землю по договору аренды. Однако заявление о заключении договора купли-продажи (далее — ДКП) без проведения торгов должно быть подано до истечения срока аренды.

Продажа без проведения торгов

Если участок еще не сформирован и для него не утвержден проект межевания территории, то подготавливается схема его расположения. Покупатель подает заявление о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка. Если решение по заявлению принято положительное, то заинтересованное лицо обязано обеспечить выполнение всех последующих кадастровых работ. После этого осуществляется государственный кадастровый учет участка, а также государственная регистрация права муниципальной или государственной собственности на него.

После этого покупатель подает в уполномоченный орган заявление о предоставлении ему участка. Следующим этапом идет заключение ДКП. Регистрация права на землю сельскохозяйственного назначения осуществляется в Росреестре. Оба упомянутые заявления подаются заявителем лично, по почте или через интернет.

Предварительное согласование

Заявление содержит в себе информацию:

  • о месте жительства и реквизитах документа, удостоверяющего личность покупателя, а также его ФИО;
  • о наименовании и местонахождении ЮЛ, номере записи его государственной регистрации в ЕГРЮЛ и идентификационном номере налогоплательщика;
  • о кадастровых номерах испрашиваемого участка и земельного участка, из которого будет образован покупаемый участок земли;
  • о реквизитах решения, утверждающего проект межевания территории;
  • об основании, на котором земля предоставляется без проведения торгов;
  • о виде права на землю;
  • о целевом назначении участка;
  • о контактных данных покупателя.

Вместе с заявлением прилагаются документы:

  • которые подтверждают право приобретать землю без торгов;
  • при необходимости — схему расположения сельскохозяйственного земельного участка.

После подачи заявления о предварительном согласовании, уполномоченный орган обязан в десятидневный срок вернуть его заявителю, если были допущены какие-то ошибки. Последнему должны быть доведены до сведения причины возврата документа. Если заявление подавалось вместе со схемой расположения участка, но до этого уже кто-то подал аналогичную заявку и схему — более позднее заявление также может быть возвращено.

Рассмотрение более позднего заявления приостанавливается до тех пор, пока не будет рассмотрена более ранняя схема и по ней принято решение. В течение 30 дней с момента поступления заявления, уполномоченный орган должен рассмотреть его и принять решение об одобрении или отказе в запросе. Если принято решение отказать, то оно должно быть полноценно обосновано.

Когда может быть отказано в продаже участка без проведения торгов:

  • если заявитель по закону не имеет право выкупить землю без участия в аукционе;
  • если участок уже предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения, аренды, постоянного или безвозмездного пользования, если конечно заявитель — не обладатель этих прав;
  • если на запрашиваемой территории расположены здания и объекты, принадлежащие частным лицам, государству или муниципалитету;
  • участок изъят из оборота или ограничен в нем, вследствие чего его нельзя предоставить на праве, указанном в заявлении;
  • если разрешенное использование земли не соответствует заявленному;
  • границы испрашиваемого участка подлежат уточнению.

Договор купли-продажи земельного участка

Согласно ст.37 ЗК РФ купить или продать сельскохозяйственный земельный участок можно лишь при условии, что он прошел государственный кадастровый учет. Продавец должен быть максимально честен по отношению к покупателю и уведомить его о всех известных ограничениях или обременениях по отношению к испрашиваемой земле. В случае утаивания информации, которая могла бы повлиять на решение покупателя приобретать участок, последний может потребовать уменьшения цены за землю или расторжения ДКП и возмещения убытков.

Читайте так же:  Вес для армии

По ДКП земельного участка, продавец передает покупателю объект договора в собственность. Право собственности подлежит обязательной государственной регистрации. Если одна из сторон не желает осуществлять этот процесс, то решение о регистрации принимает суд. К тому же виновник может быть обязан покрыть убытки второй стороне, вызванные задержкой регистрации. Сам ДКП составляется в письменной форме и подписывается обеими сторонами. Важно соблюдать форму договора, иначе он может быть признан недействительным.

ДКП обязательно должен содержать сведения о согласованной цене земельного участка. Без наличия этого пункта договор не будет считаться заключенным. Аналогичное утверждение справедливо, если в договоре не содержатся данные о земельном участке, позволяющие идентифицировать его точное местоположение. Переход земельного участка от продавца к покупателю осуществляется после двухстороннего подписания передаточного акта.

Как продать землю сельхозназначения?
Ответы на самые популярные вопросы

Земли сельскохозяйственного назначения – это участки, расположенные за границами населенных пунктов, используемые для нужд сельского хозяйства. К ним относят земельные площади с наиболее высокими показателями плодородности. Объекты нуждаются в защите со стороны государства и отличаются особым правовым статусом. Порядок приобретения прав на такие земельные участки регламентируется ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Как продать участок земли сельхозназначения? Какие нюансы отличают эту сделку от других?

Нюансы продажи

Преимущественное право на приобретение земли сельхозназначения у собственника участка принадлежит представителям региональных властей. Чтобы сделка купли-продажи участка земли юридическому лицу состоялась, необходимо письменно известить региональный представительный орган власти о своих намерениях. В уведомлении указываются все существенные условия договора:

  • цену земли, которую продавец и покупатель определяют самостоятельно;
  • данные документа, подтверждающего право реализации участка;
  • перечень ограничений или информация с указанием их отсутствия.

Существуют и другие нюансы, которые следует учесть, перед тем как продать сельскохозяйственную землю.

  • Продажа земельного участка собственником, находящимся в официальном браке. Если земля приобреталась в законном браке, то один из супругов не может продать участок без ведома другого. В этом случае обязательно потребуется оформить нотариально заверенное разрешение от жены/мужа на совершение сделки. Участки, купленные до регистрации брака, собственник может продать без оформления дополнительных документов.
  • Продажа участка собственником, имеющим на руках свидетельство старого образца. Перед заключением сделки продавцу необходимо сходить в МФЦ или Управление Росреестра для подтверждения права собственности. Его нужно приложить к основному пакету документов, который также включает паспорт, оригинал и ксерокопию свидетельства старого образца и квитанцию об оплате государственной пошлины за регистрацию права.
  • Продажа наследуемого участка. Продать такой участок можно только после официального вступления в права наследования и получения правоустанавливающих документов.

Продавая земельный участок компании «Мираторг», вы можете быть уверены в надежности покупателя и в его ответственном отношении к объекту покупки. Сотрудничая с нами, вы вносите существенный вклад в развитие сельского хозяйства родного региона и помогаете создавать новые рабочие места.

[3]

Критерии оценки стоимости земельного участка

При определении стоимости участка сельхозназначения оценивают следующие характеристики объекта недвижимости:

  • Климат региона. Этот показатель определяет направление сельскохозяйственной деятельности и оценивается в зависимости от выбора культур для выращивания.
  • Масштабы сельскохозяйственного предприятия. Покупателями земель могут быть крупные производственные организации полного цикла, фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства.
  • Характеристики земель. К важнейшим из них относятся структура и уровень урожайности почвы, особенности рельефа участка, наличие улучшений (мелиорации).
  • Близость к другим земельным участкам и объектам инфраструктуры компании-покупателя.
  • Уровень развития региона. Основные показатели – масштабы безработицы и степень развитости инфраструктуры.
  • Существующая экономическая ситуация. Определяет среднерыночную стоимость объекта недвижимости и зависит от объема спроса и предложения на земельные участки с аналогичными характеристиками.

Преимущества продажи земли «Мираторгу»

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы хотите продать землю сельхозназначения, то специалисты компании «Мираторг» ждут ваших заявок по телефонам горячей линии. Заключая сделку купли-продажи с нами, вы оцените преимущества взаимовыгодного партнерства:

  • Надежность. Компания «Мираторг» существует с 1995 года. За долгие годы работы мы продемонстрировали высокие темпы динамики развития и зарекомендовали себя как надежный партнер с положительной деловой репутацией.
  • Гарантия своевременной оплаты. Доверяя нам, вы можете быть уверены в своевременном перечислении оплаты в полном размере и соблюдении всех договорных обязательств. Наши партнеры получают 100% гарантию выплат.
  • Открытость и доступность информации. Сообщаем покупателям подробную информацию об этапах процедуры покупки земель, деталях оформления договора, способах перечисления оплаты. Работа без посредников. Приобретаем земли у собственников и вводим участки в оборот после проведения комплекса культуртехнических мероприятий.

Источники


  1. Грот, Н.Я. О нравственной ответственности и юридической вменяемости / Н.Я. Грот. — Москва: ИЛ, 2017. — 144 c.

  2. Карсетская, Е. В. Проверка трудовой инспекции. Практические рекомендации для работадателя / Е.В. Карсетская. — М.: АйСи Групп, 2016. — 168 c.

  3. Корнев, А.В. Социология права. Учебник / А.В. Корнев. — М.: Проспект, 2016. — 825 c.
  4. Тихомиров, М. Ю. Увольнение по инициативе работодателя. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 499 c.
  5. Основы права; Академия — Москва, 2010. — 256 c.
Выкуп земель сельхозназначения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here