Водный налог объект налогообложения

Ответы на вопросы по теме: "Водный налог объект налогообложения" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Водный налог

Оглавление

Водный налог — федеральный налог в России, которым облагаются виды пользования водными объектами.

Комментарий

Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации. (ст. 333.8 НК РФ).

Объект налогообложения

1. Объектами налогообложения водным налогом, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются следующие виды пользования водными объектами (ст. 333.9 НК РФ):

1) забор воды из водных объектов;

2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

2. Не признаются объектами налогообложения:

1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

[1]

2) забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

4) забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

5) забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

6) использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

7) использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

8) использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

9) использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;

10) использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

11) использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

12) пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

13) забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

14) забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

15) использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Налоговая база

Статья 333.10. Налоговая база

1. По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

2. При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

3. При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей технической и проектной документации.

4. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

5. При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговый период

Налоговым периодом признается квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Налоговые ставки

Налоговые ставки определены в ст. 333.12 НК РФ.

Порядок исчисления налога

Статья 333.13. Порядок исчисления налога

1. Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно.

2. Сумма налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки, умноженной на коэффициент (коэффициенты), установленный (установленные) статьей 333.12 настоящего Кодекса.

3. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи в отношении всех видов водопользования.

Порядок и сроки уплаты налога

Статья 333.14. Порядок и сроки уплаты налога

1. Общая сумма налога, исчисленная в соответствии с пунктом 3 статьи 333.13 настоящего Кодекса, уплачивается по местонахождению объекта налогообложения.

2. Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Водный налог. Расчет водного налога. Объекты водного налога

Россия является страной, где имеется достаточное обеспечение населения и промышленных организаций водными ресурсами. По этой причине действующее законодательство применяет к этим объектам водный налог. На долю государства приходится почти 22% всех мировых запасов пресной и подземной воды. Но при таких показателях жители используют меньше 4% речных стоков каждый год.

Читайте так же:  Требования к медицинскому кабинету в образовательном учреждении

Экономическая сущность водного налога

На территории Российской Федерации придется платить налоги на воду, потому что это ограниченный и уязвимый природный ресурс. Главная задача государства – это полное обеспечение и поддержание оптимального уровня водного обеспечения целой страны. При этом необходимо позаботиться об эффективном распределении водных ресурсов, а также повышении качества применения воды в хозяйственных системах.

Водный налог – это плата, которая способна возместить все затраты на восстановление и постоянную охрану водного объекта. Стоит отметить, что ограниченные показатели водных ресурсов страны смогут предопределить возможное появление рентного дохода в использовании воды.

Благодаря такому налогу его плательщики смогут позаботиться о рациональном и эффективном применении уникальных источников воды. Этот вид налогообложения способен повысить ответственность за сохранность водного объекта, а также постоянно поддерживать экологическое равновесие.

Кто должен платить налог на воду?

Российское законодательство постановило, что все водные налоги уплачиваются физическими лицами и организациями, которые осуществляют забор воды из источника. Закон, который регулирует правовое использование пресной воды, начал действовать 1 января 2005 года. Но действующее законодательство Российской Федерации 1 января 2007 года ввело новый Водный кодекс.

Теперь правило уплаты налогов распространяется только на тех, кто заключил правовые отношения и использует водные объекты. Водный налог НК РФ распространяется на пользователей, которые получили соответствующие лицензии или договора на дальнейшую эксплуатацию природного водного объекта. Они имеют полное право пользоваться поверхностной или подземной водой в соответствии с действующим кодексом Российской Федерации.

Кто платит?

Объекты водного налога – это граждане и организации, которые осуществляют специальное водоиспользование. Иностранные лица также в обязательном порядке должны уплачивать этот налог, если они попадают под все обозначенные условия. Плательщиками налога признаются те субъекты хозяйственной деятельности, которые заключали договора до введения нового Водного кодекса Российской Федерации.

  1. На местном уровне могут принимать решения органы самоуправления и исполнительные комитеты.
  2. На федеральном уровне принятием решений занимается Правительство Российской Федерации.

Использование воды общего назначения, где нет сооружений, устройств и технических средств, не попадает под налогообложение.

Водный налог применяется к таким разновидностям водоиспользования:

  1. Забор воды из водного объекта.
  2. Эксплуатация природного ресурса без сбора воды для гидроэнергетических целей.
  3. Применение акватории водного объекта.
  4. Использование водного объекта для сплавов древесины в плоту или кошеле.

К какому типу водопользования не применяется водный налог?

Можно выделить несколько видов деятельности, занимаясь которыми не придется платить налоги в государственную казну:

  • Налог не уплачивается, если происходит забор воды из подземного водного источника. Вода должна быть использована в качестве природного лечебного ресурса.
  • Применение воды для пожарной безопасности, ликвидации стихийного бедствия или аварии.
  • Использование водного объекта для того, чтобы обеспечить оборону страны, а также безопасность целого государства.
  • Процесс воспроизводства и восстановления водного биологического ресурса.
  • Использование воды для проведения топографических, гидрографических, поисковых работ на государственном уровне.
  • Применение акватории для организации отдыха или оздоровления детей, ветеранов или инвалидов.
  • Забор воды для орошения сельской земли, сада, огорода или дачного земельного участка.

Порядок расчета и уплаты водного налога

Многие специалисты считают, что расчет налога на воду является проблематичным. Исходя из полученных сумм, предприниматели должны выполнить анализ всех объектов налогообложения, чтобы рассчитать водный налог. Ставка устанавливается действующим законодательством Российской Федерации и зависит от вида использования водного ресурса. Сегодня в НК РФ содержится подробное и четкое перечисление фиксированных ставок для каждого объекта налогообложения. Сейчас законодательством Российской Федерации не предусматривается наличие льгот по водному налогу для субъектов.

Бухгалтерский учет налогообложения должен осуществляться по аналогичным правилам, что и любые другие налоговые отчисления. Во время составления перечисления необходимо брать во внимание, что расчет водного налога будет проверяться установленными надзорными органами. Все платежи перечисляются в федеральный бюджет в соответствии с КБК.

Какие перспективы у водного налога?

Сегодня многие спорят о необходимости существования налогообложения на водные ресурсы. Налоговая база водного налога, по мнению некоторых людей, должна быть откорректирована, а также уменьшен порядок исчисления налоговых платежей. Основная часть бизнесменов уверена, что это устаревший способ взимания авансовых взносов с предпринимателей, поэтому действующее законодательство Российской Федерации должно пересмотреть порядок осуществления платежей в бюджет.

По мнению экспертов, представленный вид налогообложения будет существовать еще не один десяток лет. В дальнейшем не планируется увеличивать ставки по всем видам водопользования. С 2013 года все размеры выплат остаются неизменными, что говорит о стабильной ситуации. Благодаря такому виду налогообложения субъекты предпринимательской деятельности, которые используют водные ресурсы, с особенной бережностью относятся ко всем природным водным ресурсам.

Использование природных ресурсов: налоговая база

В отношении водных объектов для каждого налогоплательщика определяется водный налог. Объект налогообложения определяется при помощи пункта 1 статьи 333.10 Налогового кодекса Российской Федерации. Законодательство определяет полный объем воды, которая была взята из источника за отчетный период. Чтобы точно определить объем, необходимо полагаться на показания измерительных приборов для воды. Их необходимо регулярно фиксировать в соответствующем журнале первичного учета использования водных ресурсов.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем использованной воды будет определяться при помощи таких показателей, как общий период работы, а также производительность технических средств. Налоговым периодом считается квартал. Для каждого объекта налогообложения устанавливают твердые и фиксированные налоговые ставки, которые могут дифференцироваться по таким параметрам, как объем озера, моря, экономический район, а также площадь бассейна реки.

Подача декларации по водному налогу

Статья под номером 80 Налогового кодекса Российской Федерации описывает подачу письменного заявления от налогоплательщика, который должен отразить в нем полученные доходы и расходы. В заявлении необходимо указать основные источники дохода, налоговые льготы, исчисленную сумму налога, а также другие важные данные. Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации предписывает предоставление в соответствующие налоговые органы по месту учета всех необходимых деклараций. Каждый человек обязан сделать выплаты по требуемым налогам и сборам.

Декларация включает в себя следующие пункты:

  • Титульный лист.
  • Раздел 1. Тут необходимо указать сумму налога, которую нужно заплатить в местные органы управления. Все суммы указываются по точным данным.
  • Раздел 2. В нем отображаются данные расчета налоговой базы, а также суммы по водному налогу. Каждый пункт расчетов должен указывать в дополнительных разделах.
Читайте так же:  Если бухгалтер переплатил зарплату, что делать

Абсолютно все налогоплательщики должны заполнять в своей декларации титульный лист и разделы № 1 и № 2. Стоит отметить, что раздел № 2 может включать в себя только необходимое для плательщика количество строк.

Требования к заполнению налоговой декларации

Существуют общепринятые требования к оформлению налоговой декларации. Первым делом объекты налогообложения должны позаботиться о заполнении титульного листа. На первых страницах нужно указать вид декларации, которая предоставляется в соответствующие органы (первичная или корректирующая). Также тут должны быть зафиксированы такие данные, как номер квартала, отчетный год, полное название налоговой инспекции, в которую сдается декларация. После этого указываются сведения о налогоплательщике – ОГРН, а также код основной разновидности деятельности. Титульный лист должен подписываться руководителями и главным бухгалтером, которые работают в организации. Подпись может поставить физическое лицо, которое является плательщиком водного налога.

В разделе под номером 1 отображаются все данные по суммам налога, которые подлежат уплате. Раздел под номером 2 заполняется налогоплательщиками, которые осуществляют забор воды из природного водного объекта.

Водный налог: характеристика элементов

Водный налог – это один из федеральных налогов, он был введен с 1 января 2005 года. Порядок исчисления и уплаты налога определен гл. 25.2 Налогового кодекса РФ в отношении специального водопользования. В Водном кодексе под специальным водопользованием понимается использование гражданами и юридическими лицами водных объектов с применением сооружений, технических средств или устройств. Указанная деятельность должна осуществляться только при наличии лицензии на водопользование.

Элементы водного налога:

· субъект налогообложения (налогоплательщики);

· предмет и объекты налогообложения;

· порядок и сроки уплаты налога.

Налогоплательщики (глава 25.2, ст. 333.8 НК РФ).

Налогоплательщиками признаютсяорганизации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Наряду с организациями и индивидуальными предпринимателями плательщиками водного налога являются и обычные граждане.

Не признаютсяналогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.

Объекты налогообложения

Налогом облагаются следующие виды водопользования:

— забор воды из водных объектов;

— использование акватории водных объектов

— использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

Не признаются объектами налогообложения:

1) забор воды из водных объектов:

— для обеспечения пожарной безопасности, ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

— для санитарных, экологических и судоходных попусков;

— для обеспечения работы технологического оборудования морскими, речными и судами смешанного плавания;

— для орошения земель сельскохозяйственного (включая луга и пастбища) назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных, личных подсобных земельных участков;

— для водопоя и обслуживания скота и птицы, находящихся в собственности сельхозорганизаций и граждан;

— для рыболовства и воспроизводства водных биоресурсов;

2) забор из подземных водных объектов:

— воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

3) использование акватории водных объектов:

— для плавания на судах, маломерных плавсредствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

— для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

— для рыболовства, охоты, рыбоводства и воспроизводства водных биоресурсов;

4) особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны и безопасности государства.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно по каждому виду водопользования и отдельно в отношении каждого водного объекта. Если в отношении объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой ставке.

А) При заборе воды – объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период (квартал). Объем забранной воды рассчитывается на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журналах первичного учета использования воды в соответствии с приказом МПР РФ от 29.11.2007 №311. При отсутствии приборов – исходя из времени работы и производительности технических средств или исходя из норм водопотребления.

Б) При использовании акватории водных объектов – площадь предоставленного водного пространства (кроме лесосплава). Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии (договора) на водопользование. При отсутствии таких данных в лицензии (договоре) – по данным технической и проектно- сметной документации.

Налоговым периодом является квартал.

Налоговые ставки установлены в рублях за единицу налоговой базы в зависимости от вида водопользования и различаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам и дифференцируются по видам водопользования (глава 25.2, ст. 333.12 НК РФ).

Порядок исчисления налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно в отношении всех видов водопользования. Сумма налога по итогам налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Водный налог за 4 квартал 2019 г.

Раздел обновлен 12 ноября 2019 г.

Нужно уплатить не позднее 20 января 2020 г. (включительно)

Водный налог: кто платит

Плательщиками водного налога являются организации и ИП, использующие водные объекты, если это водопользование подлежит лицензированию (ст. 333.8 НК РФ).

Водный налог: объект налогообложения

По общему правилу, объектом обложения водным налогом является (п. 1 ст. 333.9 НК РФ):

  • забор воды из водных объектов;
  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использование акватории водных объектов, кроме лесосплава в плотах и кошелях;
  • использование водных объектов для сплава в лотах и кошелях.
Видео (кликните для воспроизведения).

Важно отметить, что не любой забор воды или использование акватории/водного объекта является объектом налогообложения водным налогом. Так, например, объектом обложения не является:

  • забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  • забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования.

Полный перечень того, что не является объектом обложения водным налогом, вы найдете в п. 2 ст. 333.9 НК РФ.

Водный налог: налоговый период

Налоговым периодом по водному налогу является квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Читайте так же:  Залог доли в ооо

Расчет водного налога

Сумма водного налога рассчитывается так (п. 2 ст. 333.13 НК РФ):

[3]

Налоговая база х Ставка налога (с учетом коэффициента/коэффициентов)

По каждому виду пользования налоговая база определяется отдельно в отношении каждого водного объекта (п. 1 ст. 333.10 НК РФ). Причем, если в отношении одного водного объекта применяются различные ставки налога, то база определяется отдельно для каждой из ставок.

Налоговой базой по водному налогу является:

Вид пользования Налоговая база (п. 2-5 ст. 333.10 НК РФ)
Забор воды Объем забранной за отчетный квартал воды Использование акватории водных объектов (кроме сплава древесины в плотах и кошелях) Площадь предоставленного водного пространства Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики Количество произведенной за отчетный квартал электроэнергии Использование водных объектов для сплава древесины в плотах и кошелях Произведение объема древесины (в тыс. куб.м), сплавляемой в плотах и кошелях за отчетный квартал, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100

Для определения общей суммы налога, подлежащей уплате по итогам отчетного квартала, необходимо сложить суммы налога, исчисленные в отношении каждого вида пользования (п. 3 ст. 333.13 НК РФ).

Водный налог: ставка

Ставки водного налога установлены Налоговым кодексом по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам (п. 1 ст. 333.12 НК РФ). Также размер ставки зависит от вида использования водного объекта/акватории.

Примеры ставок водного налога вы найдете в отдельном материале.

Ставки водного налога, содержащиеся в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, условно можно назвать базовыми, так как к ним применяется повышающий коэффициент (п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ). Так, в 2019 году к ставкам применяется коэффициент 2,01. Полученная таким образом ставка округляется до полного рубля.

Помимо повышающего коэффициента, могут применяться и другие коэффициенты (п. 2, 4, 5 ст. 333.12 НК РФ). К примеру, при заборе воды сверх установленных лимитов к сумме превышения применяется итоговая ставка (базовая ставка х повышающий коэффициент), увеличенная в пять раз.

Имейте в виду, что при заборе/изъятии водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения ставка водного налога устанавливается в рублях за 1000 куб.м. забранных/изъятых водных ресурсов. Причем на каждый год с 2015 по 2025 (включительно) установлен свой конкретный размер ставки водного налога (п. 3 ст. 333.12 НК РФ).

Водный налог: сроки уплаты

Водный налог уплачивается не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 2 ст. 333.14 НК РФ).

При нарушении срока уплаты водного налога плательщику будут начислены пени (ст.75 НК РФ).

Проверить правильность расчета пеней, который сделала ИФНС, вы можете при помощи нашего Калькулятора.

КБК: водный налог

Водный налог уплачивается на следующие КБК:

Что уплачивается КБК
Сам налог 182 1 07 03000 01 1000 110 Пени 182 1 07 03000 01 2100 110 Штраф 182 1 07 03000 01 3000 110

Образец платежного поручения по водному налогу вы найдете ниже.

Кто является плательщиком водного налога?

Если организация или ИП пользуется водным объектом и такое водопользование подлежит лицензированию, то они являются плательщиком водного налога (п. 1 ст. 333.8 НК РФ). Например, в случае добычи воды из подземной скважины, при сплаве леса и других видах водопользования. В случае заключения договора водопользования вносится плата за пользование, неналоговый платеж.

Объект налогообложения

Налогом облагается не любое водопользование, а только указанное в п. 1 ст. 333.8 НК РФ:

  • если производится забор воды из водных объектов;
  • используется акватория водного объекта;
  • водный объект используется для гидроэнергетики без забора воды;
  • водный объект используется для лесосплава.

Кроме того, в п. 2 ст. 333.8 НК РФ приведен закрытый перечень видов водопользования, которые не являются объектом налогообложения. В частности, это:

  • водозабор для неотложных целей — ликвидация последствий аварий, стихийных бедствий, обеспечение пожарной безопасности;
  • использование воды для технологических целей морскими и речными судами;
  • использование акватории для рыболовства.

Например, водопотребление для разведения рыбы не облагается водным налогом, так как прямо указано, что такой вид использования водного объекта налогом не облагается (пп. 5 п. 2 ст. 333.9 НК РФ).

Уплата водного налога, если нет лицензии

В качестве критериев для обложения водным налогом указаны виды деятельности и тот факт, что эта деятельность подлежит лицензированию. Но что будет, если организация не получила лицензию? В этом случае налоговый орган при проверке и обнаружении факта неуплаты водного налога вправе доначислить водный налог и пени и привлечь к ответственности, и отсутствие лицензии не будет основанием для неуплаты налога.

Например, если организация осуществляет водозабор самовольно, не оформив лицензию, то она признается плательщиком водного налога и расчет водного налога будет осуществляться по правилам п. 2 ст. 333.10 НК РФ с определением объема воды на основании показаний водоизмерительных приборов.

Если приборов для измерения объема воды нет, то объем определяется исходя из технических средств, их времени работы и производительности. Если и этот метод невозможно использовать, то за основу берутся нормативы водопотребления.

Иные методы нельзя использовать. Например, налоговый орган не вправе определить объем воды исходя из данных о реализации полученной воды организацией.

При этом в зависимости от указанных в лицензии данных может быть определен размер водного налога. Например, согласно п. 5 ст. 333.12 НК РФ ставка водного налога применяется с коэффициентом 10, если вода добывается с целью реализации. Но если в лицензии не указано о целевом назначении воды для продажи в упакованном виде, то дополнительный коэффициент не применяется (Письмо Минфина РФ от 17.06.2016 N 03-06-06-02/35354 ).

Налоговая база по водному налогу

Для расчета налога необходимо определять налоговую базу в зависимости от вида водопользования отдельно по каждому водному объекту (п. 1 ст. 333.10 НК РФ).

При этом в ст. 333.10 НК РФ определены измерители для каждого вида:

  • при заборе воды – объем забранной воды за налоговый период;
  • в отношении использования акватории водных объектов – площадь водного пространства, которая определяется по данным лицензии, а если в лицензии не указано, то учитываются данные проектной и технической документации;
  • при использовании для гидроэнергетики без забора воды – количество произведенной электроэнергии за налоговый период;
  • при лесосплаве — по формуле – объем сплавляемой древесины в тысячах кубометров, умноженный на расстояние сплава в км, делится на 100.
Читайте так же:  Обратная сила уголовного

При этом в отношении объема забранной воды предусмотрен порядок расчета как при наличии водоизмерительных приборов, так и при их отсутствии, но тем не менее могут быть неурегулированные ситуации, например в том случае, если устройства для измерения воды не действуют или в ремонте. В этом случае применяются правила, установленные для ситуаций, когда у налогоплательщика не имеется приборов для измерения забора воды (Письмо Минфина РФ от 28.12.2015 N 03-06-06-02/76582 ).

Налогоплательщик самостоятельно рассчитывает налог и ежеквартально подает декларацию в сроки, установленные для уплаты налога. Водный налог уплачивается до 20 апреля, июля, октября, января.

Но надо учитывать, что при расчете налога необходимо применять поправочные коэффициенты, повышающие и дополнительные, а кроме того, могут быть применены льготные ставки.

Налоги / Ресурсные платежи / Водный налог-комплекс / Водный налог-лекция

Глава 25.2. Водный налог

Статья 333.8. Налогоплательщики

Налогоплательщиками водного налога признаются

осуществляющие специальное водопользование в соответствии с законодательством РФ.

Не признаются налогоплательщиками

осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Статья 333.9. Объекты налогообложения

Объектами налогообложения признаются следующие виды водопользования:

забор воды из водных объектов;

использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах;

использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения:

забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и природные лечебные ресурсы;

забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

[2]

использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов;

использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений;

использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания инвалидов, ветеранов и детей;

особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков;

использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Статья 333.10. Налоговая база

1. По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

Если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств, либо исходя из норм водопотребления.

При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора).

При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Статья 333.11. Налоговый период

Налоговым периодом признается квартал.

Статья 333.12. Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в рублях за 1 тыс. куб. м воды в зависимости от вида водопользования и вида водных объектов (поверхностных и подземных) в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования.

при использовании акватории — в тыс. руб. в год за 1 кв. м поверхностных водных объектов;

при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики – в рублях за 1 тыс. кВт ч электроэнергии;

при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях – в рублях за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава.

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере.

В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно, как одна четвертая утвержденного годового лимита.

Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Статья 333.13. Порядок исчисления налога

Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

Статья 333.14. Порядок и сроки уплаты налога

Общая сумма налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Статья 333.15. Налоговая декларация

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

К какому виду налогов относится водный налог: кто, когда и за что должен платить

Водный налог – вид налога, перечисляемый в бюджет федерального уровня. Закрепленный Налоговым Кодексом, подлежит к платежам в России. Cбор причисляют к «специальным» платежам, имеющим целевое предназначение.

Отметим, что водный налог – федеральный. Налог собирает возмещения средств, потраченных на защиту и обновление экологии водных массивов. Его не относят к взымаемым прямо или косвенно сборам и пошлинам.

В статье раскрывается информация:

  • кем должен уплачиваться налог на воду;
  • каким образом его подсчитывают и взымают;
  • величина ставок.
Читайте так же:  Образец заполнения графика отпусков

К какому типу относят водный сбор

Объясняя понятие водный налог (какой это налог по классификации), отметим, что его относят к целевому сбору. Обязанность по уплате возложена на фирмы и лица, использующие массивы вод.

Объекты, попадающие под сбор, в табл. №1 (приложении к статье). Базу сбора подсчитывают индивидуально.

Объектом налогообложения по водному налогу признаются действия:

  • подъем воды, пользование акваториями;
  • водопользование сплавления леса.

Не признают предметами налогообложения подъем вод:

  • при пожаротушении, устранении результатов аварийных ситуаций;
  • для судоходства, санитарии, экологии, оборудования;
  • подъем для рыборазведения и обновления ресурсов;
  • подъем термальных вод, залежей, содержащих воды с ископаемыми из-под земли;
  • водопользование для судоходства и единичных приземлений, взлетов воздухоплавательных аппаратов;
  • водопользование акваториями для швартовки плавсредств, базирования аппаратуры водоохраны;
  • для топографических работ, геодезии, постановки приспособлений гидротехники и канализации;
  • потребление воды для снабжения отдыха лиц с инвалидностью, детей, ветеранов;
  • водопользование для улучшения путей судоходства;
  • обращение к массивам для оборонных потребностей страны;
  • водопользование для ирригации земель с/х назначения, личных хозяйств граждан, земельных участков, для содержания скотоводческих хозяйств;
  • обращение к шахтным, подземным водам, коллекторным, дренажам;
  • водоснабжение охотничьих рыболовных хозяйств.

База по сбору

Базы по используемым водам плательщики подсчитывают индивидуально:

  • при подъеме вод – водоресурсы, извлеченные за отчетный интервал;
  • при ресурсопользовании за базу по сбору принимают ее площадь.

Если вывода воды для нужд гидроэлектростанций не было, базу определяют, как выработанную электрическую энергию за интервал отчета.

Лесосплавные фирмы базу подсчитывают так:

  • ЧД – число деревьев, сплавленных за интервал отчета в тысячах кубометров;
  • С – протяженность пространства вод в километрах.

От разновидности применения массивов вод зависит подсчет сбора. При заборе воды, налоговая база по водному налогу определяется так:

  1. Подсчитывают число поднятой воды за интервал отчета, опираясь на сведения приборов. Если приборы отсутствуют, то объем выявляют, опираясь на мощность и рабочее время техники. В остальных условиях применяют нормы потребления согласно стандартам.
  2. При питании электрической энергией соседних местностей расчет делают на основе количества выпущенной электрической энергии за отчетный промежуток.

При лесосплавлении, базу считают так:

  • W — количество дерева (в тыс. кубометров);
  • Р — длина сплавного тракта (в километрах).

Для прочих функций с задействованием массивов вод требуется знание ее площади. Подробнее о расчете водного налога читайте в отдельной статье.

Ставки налога применяют при добыче вод в зафиксированных пределах. В случае их превышения, ставка возрастает в пять раз. Когда в лицензии не зафиксирован лимит, ставку подсчитывают как одну четверть оборота за год.

Ставки сбора

Тарифы устанавливают по пространствам озер, морей, рек и местностям, конкретно:

  • мировых просторов;
  • пользования водой без подъема для электрогидроэнергетики и лесосплавительных компаний.

Тарифы водного сбора зависят от:

Для компаний, подающих воду для граждан, внедрена дифференцированная ставка сбора.

Ставку используют фирмы, поставляющие воду в дома. Работа по водоснабжению граждан фиксируется в соглашении и лицензируется.

С 2015 года к ставкам внедрены повышающие коэффициенты. Их величина зафиксирована законодательством до 2 025 года. С 2026 года, налог начнут рассчитывать, опираясь на увеличение или понижение цен за истекший год.Ставки в денежном выражении округляют.

Кто и на каких основаниях платит водный сбор

Водный налог кратко описан в статье 333.8 Налогового Кодекса. Налогоплательщиками водного налог признаются юр- и физлица (считая бизнесменов), использующие воду в сферах, где необходимо разрешение (это называют особое водопользование).

К особому водопользованию относят применение разнообразной техники (инструментов, приспособлений для работы на воде). Для законности подобных операций выдают лицензию.

Согласно НК РФ, водный налог не уплачивают фирмы и лица, с правом обращения резервов согласно контрактов. Решения о заключении контрактов имеют право принимать:

  • члены Правительства России;
  • муниципалитет и исполнительные органы власти.

Виды работ, не попадающие под обложение водным сбором:

  • ирригация полей и пастбищных угодий;
  • тушение пожаров;
  • обустройство лагерей летнего пребывания и санаторно-курортных зон для ветеранов, детей, лиц с инвалидностью на землях, примыкающих к воде;
  • пользование земель для промысловой охоты и рыболовства;
  • иные работы, сопряженные с государственными интересами.

Не признаются налогоплательщиками водного налога компании и граждане, пользующиеся ресурсом по контрактам, подписанным после внедрения в редакции Водного кодекса России. Материал о том, кто признается плательщиком водного налога, читайте на нашем сайте.

Период и сроки платежей

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал. Его подсчитывают цифры и платят в ходе двадцати дней с момента его завершения.

Отчет направляют в налоговый орган по месту пребывания акватории. Крупные плательщики сбора извещают Ф НС, по месту учета.

Правила расчета сбора

В статье 333.13 кодекса налогового России прописаны правила расчета сбора. Путем умножения базы на увеличивающий коэффициент.

По каждому виду объекта воды сбор подсчитывают индивидуально. Далее подсчитанные результаты суммируют.

Пример подсчета сбора

Компания проводила забор вод для производственных нужд. Лимит для квартала – 250 тысяч кубометров. Превышение по лимиту на 20 000 кубометров. Сбор подсчитывают так:

Налог в лимитированных пределах:

250 000 * 300 рублей * 2,01 / 1000 = 150 750 руб.

Налог за сверхлимит:

20 000 * 300 руб. * 2,01 *5 / 1000 м3 = 60 300 рублей,

300 руб. — ставка для 1 000 куб. м;

2,01 — коэффициент, корректирующий;

Видео (кликните для воспроизведения).

5 — коэффициент для сверхлимитного потребления. Итоговая сумма налога к перечислению:

Источники


  1. Волеводз, А. Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / А.Г. Волеводз. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 477 c.

  2. Теория государства и права. — М.: Инфра-М, Норма, 2011. — 496 c.

  3. Панов, А. Б. Административная ответственность юридических лиц / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2013. — 192 c.
  4. Общество с ограниченной ответственностью. Судебная практика, официальные разъяснения и рекомендации. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 128 c.
  5. Теория государства и права. — М.: Форум, Инфра-М, 2008. — 624 c.
Водный налог объект налогообложения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here