Виды авторских прав

Ответы на вопросы по теме: "Виды авторских прав" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Авторские права: разновидности, срок охраны

Авторские права – это возможности авторов или правообладателей обладать определенным статусом и совершать действия по поводу произведений. В законе выделяются некоторые разновидности авторских прав, поэтому проанализируем их и выявим наиболее значительные особенности.

Личные неимущественные авторские права

Они характеризуются следующими признаками:

  1. Возникают только у автора результата творческой деятельности;
  2. Неотчуждаемы: не могут быть переданы другому лицу по какому-либо договору, а также не передаются по наследству;
  3. Не имеют никакой связи с имущественными отношениями, выражают личную связь между автором и его произведением.

Вообще личные неимущественные права характерны только для авторов именно результатов интеллектуальной деятельности, именно поэтому на средства индивидуализации, где по факту такой деятельности нет, не предусматривается режима неимущественных прав. Как бы уникален ни был товарный знак, у него не может быть автора, а, следовательно, и соответствующих личных прав на этот объект.

Что же касается видов, то их для института авторского права предусмотрено больше, чем на объекты промышленной собственности. Итак, сюда относятся права:

В ГК РФ также сказано, что, если сам автор передал произведение другому лицу по гражданско-правовому договору, предполагается, что он согласен на обнародование. Если обнародовано произведение, которое ранее не было доведено до всеобщего сведения, и при этом уже истек срок охраны (семьдесят лет после смерти), то у публикатора могут возникнуть на этот объект уже не авторские, а смежные права (см. ст. 1337 ГК РФ).

[2]

  • На отзыв. Если автор изъявил желание обнародовать произведение, но позже передумал, он может в одностороннем порядке отказаться от этого, если возместит публикатору (например, издательству) убытки.
  • Исключительное право автора

    В статье 1270 Гражданского кодекса РФ подробно раскрывается, какие действия можно совершать с произведением. Это и есть исключительное право, которое по своей природе является имущественным. Большинство ученых склоняются к позиции, что это единственное имущественное право автора. Основные особенности таковы:

    1. Возникает с момента создания произведения у авторов. Однако в отдельных случаях (например, если произведение являлось служебным) исключительное право возникает не у авторов, а у иных лиц.
    2. Оборотоспособно. Исключительное право на произведение передается как договорам (лицензионному, об отчуждении), так и по бездоговорным основаниям (по наследству, в рамках реорганизации юридического лица).
    3. Предполагает использование произведения, извлечение из него доходов, т.е. здесь можно говорить об имущественном характере.

    Обозначим ряд наиболее важных действий, указанных в ст. 1270 ГК РФ:

    1. Воспроизведение – т.е. создание экземпляров произведения в материальной форме (например, печать в типографии книги). Сюда же относятся случаи записи на электронный носитель.
    2. Распространение с помощью продажи или прочего отчуждения экземпляров произведения или его оригинала. Здесь имеется в виду, что случаи, к примеру, продажи материального носителя (книги) также относятся к использованию произведения.
    3. Публичное исполнение. Например, показ видеоролика в месте, которое открыто для свободно посещения.
    4. Сообщение в эфир. Сюда будет относиться проигрывание песни по радио.

    Доведение до всеобщего сведения, когда произведение становится доступным любым лицам из любых точек мира и в любое время. Это относится к случаям, когда объекты авторского права выкладываются в сеть «Интернет».

    При этом если реализуются положения, касающиеся содержания произведения, это не считается его использованием. Например, гражданин, прочитав произведение Карла Маркса «Капитал», решил применить на практике некоторые экономические идеи, изложенные в книге. Это не будет использованием. В ГК, помимо экономических, указываются еще технические, организационные решения.

    Иные права

    Есть также группа прав, которая не относится ни к имущественным, ни к личным неимущественным. Чаще всего в науке они называются иными. Сюда относятся права:

    Можно выделить отдельно также права авторов на вознаграждение (в частности, в рамках создания служебных произведений, по договору авторского заказа и т.д.).

    Срок действия

    Охрана личных неимущественных прав бессрочна. Так, если кто-либо исказит произведение либо посягнет на авторство, то наследники всегда могут обратиться в суд и потребовать, в частности, возмещения морального вреда.

    Исключительные авторские права действуют в течение всей жизни автора, а также семьдесят лет после его смерти. При этом если произведение создано в соавторстве, то семьдесят лет будут отсчитываться с момента смерти последнего соавтора. После того, как срок пройдет, произведение можно будет свободно использовать, поскольку оно перейдет в общественное достояние.

    Виды объектов авторского права

    Исходя из того, что любые произведения, отвечающие рассмотренным двум критериям, являются объектами авторско-правовой охраны, закон дает лишь примерный перечень наиболее распространенных из таких объектов с учетом не только их объективной формы, но и назначения, жанра, сферы применения и взаимосвязи отдельных произведений творчества.

    Объектами авторского права, в частности, являются:

    — литературные произведения, в том числе программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения;

    — драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

    — хореографические произведения и пантомимы;

    — музыкальные произведения с текстом или без текста;

    — произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

    — произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

    — произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

    — фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

    — географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

    К объектам авторских прав относятся:

    1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

    2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

    Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

    Читайте так же:  Стороны договора субподряда

    Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

    В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 ГК РФ.

    Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

    [3]

    Не являются объектами авторских прав:

    1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

    2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

    3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

    4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

    Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

    Из сказанного можно сделать вывод, что Закон устанавливает два общих легальных критерия охраноспособности объектов авторского права, дает примерный перечень произведений, которые при условии соответствия их названным критериям могут являться объектами авторского права, а также определяет сферу действия авторского права.

    Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства,

    во-первых, являющиеся результатом творческой деятельности и,

    во-вторых, существующие в какой-либо объективной форме.

    Отсутствие любого из названных критериев не позволяет говорить о наличии произведения как объекта авторского права. При этом объектом авторского права может служить как произведение в целом, так и его часть (включая его название), которая удовлетворяет названным критериям охраноспособности и может использоваться самостоятельно.

    Творческой обычно считается умственная (мыслительная, духовная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием творчески самостоятельного результата науки, литературы или искусства. Такая деятельность иногда называется продуктивной. Разумеется, творчество — субъективный критерий. Для одного научный вывод является результатом большого творческого напряжения, а для другого — обыкновенным итогом труда квалифицированного специалиста. Творческой признается любая умственная деятельность, и результат этой деятельности охраняется авторским правом, если не доказано, что он является следствием прямого копирования, «пиратства», плагиата, либо он вообще по закону не может являться объектом авторского права. То есть имеет место своеобразная презумпция творческого характера как самой умственной деятельности, так и любого из ее результатов.

    Авторское право охраняет любые творчески самостоятельные произведения независимо от их назначения и достоинства. Истории известны многочисленные примеры неприятия, резкой критики современниками некоторых достижений науки, литературы и искусства, даже гонений на их авторов, с последующим безудержным восхвалением. Скажем, ранее осмеивавшиеся произведения иных абстракционистов позднее признавались шедеврами, высоко оценивались на аукционах. Бывало и наоборот. Все это не имеет никакого значения для признания соответствующих произведений объектами авторского права.

    С точки зрения авторского права при отсутствии плагиата, незаконного присвоения любой результат умственной деятельности признается творческим и подпадает под авторско-правовую охрану. Необходимо лишь, чтобы творчески самостоятельное произведение отвечало второму критерию — было выражено, т.е. существовало в какой-либо объективной форме.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9412 —

    | 7314 — или читать все.

    А́ВТОРСКОЕ ПРА́ВО

  • В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 169

    Скопировать библиографическую ссылку:

    А́ВТОРСКОЕ ПРА́ВО, раз­дел граж­дан­ского пра­ва, ре­гу­ли­рую­щий от­но­ше­ния, свя­зан­ные с соз­да­ни­ем и ис­поль­зо­ва­ни­ем про­из­ве­де­ний ли­те­ра­ту­ры, нау­ки и ис­кус­ст­ва, т. е. ре­зуль­та­тов творч. дея­тель­но­сти; один из ви­дов т. н. прав ин тел лек ту аль ной соб ст вен но с ти , или ис­клю­чи­тель­ных прав. А. п. определяет пра­ва ав­то­ра про­из­ве­де­ния, его пра­во­пре­ем­ни­ков, ос­но­ва­ния воз­ник­но­ве­ния и по­ря­док осу­ще­ст­в­ле­ния субъ­ек­тив­ных ав­тор­ских прав, их за­щи­ту от на­руше­ний, ба­зи­рую­щие­ся на них обя­за­тель­ст­вен­ные от­но­ше­ния.

    Виды авторских прав

    Понятие и виды авторского права

    Авторские права – это совокупность прав, которые установлены законодательством о авторском праве. Согласно современному законодательству, которое действует на территории Российской Федерации. Авторские права сначала возникают у авторов, и только потом могут быть переданы третьим лицам. Стоит отметить, что некоторые авторские права сразу, еще до появления интеллектуального произведения проданы и переданы заказчику с целью дальнейшего распространения.

    В современных законодательных актах Российской Федерации можно найти и выделить всего два вида авторского права:

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Исключительные авторские права

    Исключительные авторские права в современном законодательном мире рассматриваются как целая группа прав, распространяющаяся исключительно на автора интеллектуальной собственности. Такая группа авторских прав позволяет контролировать самые разные виды произведений и получать за процесс их использования соответствующее финансовое вознаграждение.

    Исключительные авторские права состоят из нескольких вспомогательных прав:

    • Во-первых, это право на воспроизведение. Здесь можно говорить о распространении произведения, его копирование, в том числе и при помощи материальных носителей: диски, флешки и прочие.
    • Во-вторых, право на распространение имеющихся экземпляров конкретного произведения. В законе говорится о том, что речь может идти только о тех записях, которые распространены при помощи материальных носителей: продажа, прокат, создание иных копий.
    • В-третьих, право на прокат. В законе говорится о том, что есть возможность сдавать имеющиеся материальные записи в прокат и получать соответствующие денежные вознаграждения.
    • В-четвертых, право на импорт. Фактически это право дополняет право на распространение. Исключение лишь в том, что правообладатель получает возможность постоянного контроля в процессе ввоза в страну материальных копий авторского произведения.
    • В-пятых, право на публичный показ и право на публичное исполнение. Речь идет о записанных материалах, а также об исполнении «в живую».
    Читайте так же:  Больничный после декрета

    Задай вопрос специалистам и получи
    ответ уже через 15 минут!

    Принципы авторских прав

    Авторские права и их основная задача

    Понятие авторского права выступает, прежде всего, как объективный и субъективный смысл. В объективном смысле можно говорить о общей совокупности конкретных правовых норм, которые позволяют регулировать правовые отношения на законодательном уровне, которые могут возникнуть в результате создания и использования продуктов интеллектуального творчества в сфере литературы, науки или искусства. В субъективном смысле этого же авторского права можно говорить о совокупность конкретных субъективных прав, которые возникли непосредственно у самого автора интеллектуальной собственности в процессе создания этого произведения. Здесь стоит также учитывать, что авторские права – это права, которые широко распространяются на произведения своего законного владельца или группу владельцев.

    Основной задачей авторских прав во всем мире является процесс обеспечения интересов автора и его правопреемников. С другой же стороны основная задача авторских прав складывается из интересов конкретного общества или конкретной группы лиц.

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Основные принципы авторского права

    Если говорить об основных задачах авторского права, которые имеются у каждого конкретного автора произведений интеллектуальной собственности, то весьма справедливо говорить и о принципах того же самого авторского права. Сегодня специалисты выделяют четыре основных принципа, которые отражают авторские права гражданина:

    Задай вопрос специалистам и получи
    ответ уже через 15 минут!

    Все принципа авторских прав, а также же их основные задачи подчинены законодательным актам и нормам. Акты и нормы приняты в соответствии с законами и постановлениями федеральной уровне. Нарушение авторских прав, точно также как и их незаконное присвоение будет преследоваться по закону в соответствии с Уголовным, Административным и Гражданским кодексов Российской Федерации.

    Стоит отметить, что авторские права автор может самостоятельно зарегистрировать в специализированном органе и получить высокую степень контроля над ними.

    Так и не нашли ответ
    на свой вопрос?

    Просто напиши с чем тебе
    нужна помощь

    Объекты авторского права

    Сегодня в статье мы рассмотрим, какие результаты интеллектуальной деятельности являются объектами авторского права, в чем их особенности. Также мы выясним, какие объекты охране по Гражданскому кодексу РФ не подлежат.

    Признаки

    Обратим внимание, что для объектов авторского права справедливы признаки, названные нами применимо ко всей интеллектуальной собственности (об этом см. статью). Вместе с тем есть особенности: в частности, объекты авторского права:

    Виды объектов

    Объектам авторских прав являются:

    1. Произведения науки. В них содержатся исследования о фактах объективной действительности, вырабатываются научные знания. Другая характерная черта – научный стиль изложения, отличающий эти произведения от иных. Примеры: монография по физике, курсовая работа, диссертация и т.д. Выражаются, как правило, на бумаге или в электронном виде.
    2. Произведения литературы. В них отсутствует цель получения и систематизации научных знаний, направленность здесь также иная – художественная. Сегодня этих объектов большинство: рассказы, романы, повести, комиксы и иные произведения, которые могут быть в стихотворной или прозаической форме.
    3. Произведения искусства. Сюда относится все остальное, причем форма может быть самой разнообразной, о чем мы уже сказали выше.
    4. Программы для электронно-вычислительных машин (ЭМВ). В самом общем виде это определенная комбинация данных и команд, которые созданы для функционирования компьютеров с целью получения конкретного результата. Отличает эти объекты их сложность, а также черты объектов патентного права (например, некоторые программы могут быть средствами оптимизации производства). Именно поэтому допускается их регистрация, а ФИПС ведет отдельный реестр, посвященный программам для ЭВМ. См. сайт ФИПС: http://www1.fips.ru/wps/portal/Registers/.

    Примечательно, что, хотя закон и выделяет более конкретные виды произведений (от способа выражения) в п. 1 ст. 1259 ГК РФ, перечень остается открытым, т.е. могут быть и другие произведения. В этом перечне упомянуты музыкальные, архитектурные, хореографические, изобразительные и иные произведения.

    Фотографические произведения также охраняются авторским правом. Так, фотограф, чьи работы использованы без разрешения (нарушение исключительного права) может потребовать выплаты компенсации в размере от десяти тысяч рублей за каждый снимок. Закон также выделяет произведения, полученные способами аналогичными фотографии. Вероятно, сюда можно отнести снимки с экрана (скриншоты).

    Специальные виды произведений

    Обратим внимание, что наряду с простыми произведениями, закон охраняет и составные – т.е., такие, в состав которых входят другие объекты авторского права. Составное произведение в авторском праве – это, например, сборник стихотворений. Он будет подлежать охране, поскольку, вероятно, для расположения стихов в определенной последовательности тоже нужно приложить определенный творческий труд (хотя и в меньшей степени, чем написать сами стихотворения).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Есть также разделение произведений на первоначальные и производные. Последние создаются уже на основе какого-нибудь другого объекта. Так, перевод рассказа с английского языка на русский будет подпадать под эту категорию. Переводчик имеет права на производное произведение (перевод).

    Пределы охраны авторским правом

    Важный момент: охрана распространяется не только на все произведение в целом, но и на его части, на персонажей и на название. При этом закон указывает на то, что они по своему характеру могут быть признаны самостоятельным результатом интеллектуального труда автора. При этом они сами должны содержать творческий характер.

    Так, очевидно, запрещено называть рассказ «Смешарики», поскольку слово придумано авторами мультфильма, и у всех оно ассоциируется именно с этим мультфильмом. Ровно также нельзя выдернуть из контекста, например, персонажа Люка Скайуокера и написать про него отдельную книгу. Части произведения также охраняются по закону: значит, нельзя, к примеру, позаимствовать яркие цитаты из произведения Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и включить их в собственную повесть.

    Что не подлежит охране?

    Гражданский кодекс РФ содержит некоторые изъятия: объекты, которые не охраняются авторским правом. Сюда относятся идеи, концепции, методы, официальные документы, государственные символы, произведения народного творчества, сообщения о фактах.

    Вместе с тем читателям следует понимать: вопросы авторского права часто очень спорны. Например, простая новостная заметка, где лишь изложены произошедшие события, по сути представляет собой информационное сообщение, где нет творческого характера, а значит, авторским правом не охраняется. А вот, к примеру, статья журналиста, где содержится еще и анализ новости, изложен собственный взгляд на вещи, может охраняться. Таких примеров может быть множество, по большому счету вопрос о наличии у объекта творческого характера решает только суд.

    Читайте так же:  Общеизвестные факты в уголовном процессе

    Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

    Объекты авторского права

    В общих чертах мы уже рассказывали о теме «Объекты авторского права» в главе «Авторские права: основные положения» Библиотеки интеллектуальной собственности. Здесь же остановимся на этом вопросе более подробно, т.к. круг результатов интеллектуальной деятельности, охраняемых авторским правом достаточно велик, и некоторые объекты авторского права обладают собственной спецификой, которую необходимо знать и учитывать при оформлении и защите авторских прав.

    В настоящей главе Вы найдете информацию о таких объектах, как программы для ЭВМ, базы данных, произведения архитектуры и изобразительного искусства, переводы и экранизации, фотографии, музыка и фильмы.

    1. Общий перечень объектов авторского права

    Самые распространенные объекты авторского права перечислены в ст.1259 Гражданского кодекса РФ. Этот перечень охватывает основные объекты авторского права (литературные, драматические, музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства, дизайна, архитектуры, хореографические произведения, программы для ЭВМ, базы данных, фотографии, топографические карты), но является открытым, так как авторское право охраняет результаты творческого труда, а творчество предполагает постоянный поиск новых форм. Вместо понятия «объекты авторского права» часто употребляют понятие «произведения«, данные термины являются эквивалентными.

    По указанным выше причинам нет смысла стараться назвать все объекты авторского права. Однако, имеет смысл рассказать об объектах, которые авторским правом не охраняются в силу прямого указания закона. К таким объектам относятся:

    • Официальные документы публичных органов власти, включая нормативные и индивидуальные правовые акты;
    • Официальные знаки и символы государств и иных публичных субъектов;
    • Фольклор – произведения народного творчества;
    • Сообщения информационного характера (программы телепередач, расписания, новости).

    Перечень объектов, которые не охраняются авторским правом, закрытый и не подлежит расширительному толкованию. Для наглядности он еще раз показан на схеме.

    Таким образом, авторские права распространяются на широкий круг объектов, исчерпывающим образом перечислить которые не представляется возможным. Такая разнородность объектов авторского права создает необходимость в специальном регулировании некоторых из них. Поэтому далее мы остановимся на специфике наиболее распространенных видов произведений.

    2. Программы для ЭВМ как объекты авторского права.

    Программам для ЭВМ посвящена отдельная статья .

    3. Базы данных как объекты авторского права.

    База данных – это совокупность самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ). Таким образом, есть следующие признаки базы данных:

    1. наличие совокупности материалов. При этом не имеет значения, охраняются ли сами материалы авторским правом. В их числе могут быть статьи, правовые акты, изображения, справочные сведения и т.п.;
    2. наличие системы расположения материалов (систематизации);
    3. техническая возможность работать с базой с помощью ЭВМ. При этом программы, обеспечивающие работу с базой данных (СУБД), охраняются как самостоятельные объекты авторского права.

    Особенности баз данных как объектов авторского права:

    • могут быть зарегистрированы по желанию правообладателя;
    • охране подлежит творческая систематизация материалов, составляющих базу данных, а не сами материалы. Иными словами, с точки зрения авторского права, в базе данных главное – набор таблиц, связей между ними, а также критерии систематизации материалов внутри таблиц базы данных.
    • особые случаи свободного использования базы данных. В частности, запрет воспроизведения базы данных даже в личных целях. Вместе с тем допускается декомпиляция в целях синхронизации с другими программами и базами данных и изготовление архивного экземпляра базы данных .

    4. Фильмы (аудиовизуальные произведения) как объекты авторского права.

    Аудиовизуальное произведение – это произведение, состоящее из серии связанных между собой изображений и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью технических устройств. Авторское право охраняет фильмы как со звуком, так без него, этот факт не имеет юридического значения.

    Особенности фильмов (аудиовизуальных произведений) как объектов авторского права:

    • состав авторов: автор сценария, режиссер-постановщик и композитор-автор музыкального произведения, специально созданного для фильма;
    • композитор-автор фильма имеет право на отдельное вознаграждение за каждое исполнение (показ) фильма;
    • правообладатель фильма имеет право на вознаграждение за воспроизведение фильма в личных целях;
    • не допускаются условия, которые ограничивают возможность использовать объекты авторского права, вошедшие в фильм в качестве составной части .

    5. Произведения архитектуры как объекты авторского права

    Произведения архитектуры характеризуются тем, что представляют социальную и экономическую ценность постольку, поскольку могут быть воплощены в объекте недвижимости. В отличие, например, от картины сам по себе набор чертежей, планов, схем, как правило, не несет самостоятельной художественной ценности. Кроме того, создание недвижимости на основе архитектурного проекта требует значительных усилий по разработке технической документации, а построенный объект должен соответствовать заложенным в проекте параметрам.

    Из этого следуют особенности произведения архитектуры:

    • специфический способ использования произведения архитектуры – практическая реализация архитектурного проекта;
    • право автора участвовать в разработке документации для строительства;
    • право осуществлять авторский надзор за строительством в соответствии с градостроительными нормами и правилами .

    6. Произведения изобразительного искусства

    К произведения изобразительного искусства относятся, в частности, такие объекты авторского права, как:

    • произведения живописи и скульптуры;
    • произведения графики и дизайна;
    • комиксы и другие.

    Автор произведения изобразительного искусства дополнительно имеет два дополнительных права.

    1) Право доступа – право требовать от собственника оригинала произведения осуществлять право на воспроизведение своего произведения. Данное право не передается, отказ от него ничтожен. В классификации интеллектуальных прав право доступа относится к иным правам.

    2) Право следования – право на получение процента от цены перепродажи оригинала произведения изобразительного искусства при соблюдении следующих условий:

    1. продавцом, посредником или покупателем выступает галерея изобразительного искусства или подобные ей субъекты;
    2. перепродажа была публичной, то есть участвовать в покупке потенциально мог неограниченный круг лиц .
    Читайте так же:  Кадастровый учет объектов незавершенного строительства

    7. Музыкальные произведения как объекты авторского права

    Музыкальное произведение может быть выражено в следующих формах:

    • в письменной (нотная запись);
    • в звуковой (при исполнении произведения).

    В первом случае оригиналы нотных записей могут публично отчуждаться и представлять ценность не только как объекты авторского права, но и как объекты права собственности. Поэтому композитору, как и художнику, принадлежит право следования. Звуковая форма выражения обуславливает следующие особенности:

    • наличие права автора на публичное исполнение произведения. Соответственно, для публичного исполнения произведения необходимо заключить лицензионный договор.
    • наличие у организации по коллективному управлению авторскими правами (главным образом, Российского авторского общества) полномочия заключать лицензионные договоры на публичное исполнение музыкального произведения от имени композитора.
    • свободное публичное исполнение музыкального произведения во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон .

    8. Интернет-сайты как объекты авторского права.

    Интернет-сайтам посвящена отдельная статья.

    Полезные ссылки по теме «Объекты авторского права»

    2. Яндекс.Словари, Издательский словарь, определение «объекты авторского права».

    3. Произведения фольклора. Информация на английском языке на сайте ВОИС.

    Понятие авторских прав, их виды и содержание.

    Статья 1255 — интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

    Авторское право в объективном смысле — совокупность норм гр. права, регулирующих отношения по признанию ав­торства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав ав­торов и других правообладателей.

    1.Личные неимущественные —могут обладать только авторы произведенийнеотчуждаемы и непередаваемы (органически связаны с личностью со­здателя произведения не переходят по наследству), охраняются за ним даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения, практически бессрочны.

    Наследники вправе бессрочно осу­ществлять защиту указанных прав в случае их нарушения.

    1) пра­во авторстваСтатья 1265 право признаваться автором произведения

    2) право на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно,

    .Отказ от этих прав ничтожен.

    При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель (пункт 1 статьи 1287), имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

    3) право на неприкосновенность произведения — Статья 1266. Право на неприкосновенность произведения и

    не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).

    При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

    4) право на защиту произведения от искажений — извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерт

    5) право на обнародование Статья 1268. — право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

    При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

    Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

    Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

    6) Статья 1269. право на отзыв — автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки.

    Правила настоящей статьи не применяются к программам для ЭВМ, к служебным произведениям и к произведениям, вошедшим в сложный объект (статья 1240).

    В случаях, предусмотренных ГК, автору принадлежат другие права, в том числе

    2.Имущественные права автора

    Статья 1270 Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

    — могут отчуждаться о договору, не сохраняются при уступке прав на использование, имеют ограниченный срок действия.

    Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

    1) воспроизведение произведения — изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения;

    Читайте так же:  Без визы для узбекистана

    2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

    3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

    4) импорторигинала или экземпляров произведения в целях распространения;

    5) прокат оригинала или экземпляра произведения;

    6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

    7) сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

    8) сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

    9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;

    [1]

    10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

    11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

    Практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения применительно к правилам настоящей главы, за исключением использования, предусмотренн подпунктом 10 п

    Правила подпункта 5 не применяются в отношении программы для ЭВМ, за исключением случая, когда такая программа является основным объектом проката.

    В случаях, предусмотренных ГК, автору принадлежат другие права, в том числе

    право на вознаграждение за использование служебного произведения, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

    Исключительные права на отдельные произведения дополня­ются некоторыми другими правомочиями.

    Статья 1294. Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства

    — исключительное право использовать свое произведение в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 1270, в том числе путем разработки документации для строительства и путем реализации архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта.

    Использование архитектурного, градостроительного или садово- паркового проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект. Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта.

    Автор имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Порядок осуществления авторского контроля и авторского надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти по архитектуре и градостроительству.

    Автор вправе требовать от заказчика архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Источники


    1. Хаймович, М. И. Правоведение. Основы правовых знаний / М.И. Хаймович. — М.: РИОР, Инфра-М, 2013. — 304 c.

    2. Сычев, Павел Хищники. Теория и практика рейдерских захватов / Павел Сычев. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 184 c.

    3. Давыденко, Дмитрий Как избежать судебного разбирательства. Посредничество в бизнес-конфликтах / Дмитрий Давыденко. — М.: Секрет фирмы, 2014. — 168 c.
    4. Общая теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Книжный дом, 2006. — 320 c.
    5. Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие. Гриф МО РФ / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2017. — 535 c.
    Виды авторских прав
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here