Уровень квалификации

Ответы на вопросы по теме: "Уровень квалификации" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Уровень квалификации

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. № 148н “Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов” (не вступил в силу)

В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293), приказываю:

Утвердить прилагаемые уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов.

Министр М.А. Топилин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2013 г.

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. № 148н)

I. Общие положения

1.1. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (далее — Уровни квалификации) разработаны в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.

1.2. Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

1.3. Уровни квалификации приведены в главе II и содержат описание следующих показателей: «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации».

Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.

II. Описание уровней квалификации

Обзор документа

Профессиональные стандарты разрабатываются в соответствии с методическими рекомендациями Минтруда России, макетом и уровнями квалификаций. Утверждены такие уровни.

Уровни применяются для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Они определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности сотрудника.

Каждый уровень содержит описание 4 показателей: полномочия и ответственность; характер умений; характер знаний; основные пути достижения уровня квалификации.

Установленные уровнями единые требования к квалификации могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

[2]

В целях подготовки профессиональных стандартов Минтрудом России разработаны уровни квалификации, применяемые при описании трудовых функций, а также для описания требований к образованию и обучению работников

Уровни квалификации содержат описание обобщенных требований к работникам, характеризуемых следующими показателями:

«Широта полномочий и ответственность» — определяется степенью самостоятельности профессиональной деятельности, ее масштабом, социальными, экологическими, экономическими и другими последствиями, а также полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей);

«Характер умений» — определяет требования к умениям в зависимости от таких особенностей профессиональной деятельности, как множественность (вариативность) способов решения профессиональных задач, необходимость выбора или разработки этих способов, степень неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития;

«Характер знаний» — определяет требования к знаниям, необходимым в профессиональной деятельности, зависит от объёма и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний);

«Основные пути достижения квалификации каждого уровня» представляют типичные для современной России образовательные траектории, ведущие к определенной квалификации. Практический опыт может быть получен как в процессе освоения образовательных программ, так и в процессе трудовой и жизненной деятельности человека.

«Минимальные требования к уровню образования» показывают уровень образования, как правило необходимый для получения определенного уровня квалификации.

Уровни квалификации разработаны на основе Европейской системы квалификаций для непрерывного обучения и предназначены для выполнения функций, аналогичных функциям, выполняемым национальными квалификационными рамками ряда стран мира.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н
«Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:

Утвердить прилагаемые уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2013 г.

Регистрационный N 28534

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н)

I. Общие положения

1.1. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (далее — Уровни квалификации) разработаны в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23.

Читайте так же:  Органы государственной регистрации

1.2. Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

1.3. Уровни квалификации приведены в главе II и содержат описание следующих показателей: «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации».

Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.

II. Описание уровней квалификации

Показатели уровней квалификации

Основные пути достижения уровня квалификации

Полномочия и ответственность

Деятельность под руководством

Выполнение стандартных заданий (обычно физический труд)

Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний

Краткосрочное обучение или инструктаж Практический опыт

Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий

Выполнение стандартных заданий

Выбор способа действия по инструкции

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Применение специальных знаний

Основные программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило, не менее 2 месяцев)

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач

Планирование собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи

Решение типовых практических задач

Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач

Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до одного года)

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений

Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников исходя из поставленных задач

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников

Решение различных типов практических задач

Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач

Применение специальных знаний

Самостоятельная работа с информацией

Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих

[1]

Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений

Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения

Решение различных типов практических задач с элементами проектирования

Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера

Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач

Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих

Дополнительные профессиональные программы

Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели

Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений

Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации

Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных

Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации

Образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата

Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена

Дополнительные профессиональные программы

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений

Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений

Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных

Разработка новых методов, технологий

Понимание методологических основ профессиональной деятельности

Создание новых знаний прикладного характера в определенной области

Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации

Образовательные программы высшего образования — программы магистратуры или специалитета

Дополнительные профессиональные программы

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций

Ответственность за результаты

деятельности крупных организаций и (или) отрасли

Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов

Видео (кликните для воспроизведения).

Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера

Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки

Образовательные программы высшего образования — программы магистратуры или специалитета

Дополнительные профессиональные программы Практический опыт

Определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами

Значительный вклад в определенную область деятельности

Ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях

Решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов

Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки

Дополнительные профессиональные программы

Профессиональные стандарты разрабатываются в соответствии с методическими рекомендациями Минтруда России, макетом и уровнями квалификаций. Утверждены такие уровни.

Уровни применяются для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Они определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности сотрудника.

Читайте так же:  Первоначальный воинский учет

Каждый уровень содержит описание 4 показателей: полномочия и ответственность; характер умений; характер знаний; основные пути достижения уровня квалификации.

Установленные уровнями единые требования к квалификации могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2013 г.

Регистрационный N 28534

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 13 июня 2013 г. N 125

уровень квалификации

уровень квалификации

[А.С.Гольдберг. Англо-русский энергетический словарь. 2006 г.]

  • энергетика в целом
  • skill level

Справочник технического переводчика. – Интент . 2009-2013 .

Смотреть что такое «уровень квалификации» в других словарях:

Уровень квалификации — степень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации. Источник: ПРИКАЗ Минобразования РФ от 22.06.1994 N 215 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ДОКУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (вместе с … Официальная терминология

УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ — степень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации. Уровень квалификации зависит от обученности индивида и характеризуется такими параметрами, как объем, диапазон и качество знаний и умений. Уровень квалификации… … Профессиональное образование. Словарь

Уровень аккредитации — уровень способности учебного заведения определённого типа проводить образовательную деятельность, связанную с получением образования и квалификации. Аккредитация высшего учебного заведения процедура предоставления высшему учебному заведению… … Википедия

УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ — УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ. Категория методики, характеризующая степень достигнутого учащимися успеха во владении изучаемым языком за отведенный для этого отрезок учебного времени. Показателем У. в. я. является коммуникативная компетенция учащегося … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Уровень жизни — (уровень благосостояния) уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления. В действительности понятие уровня благосостояния не тождественно понятию уровня … Википедия

уровень «заводской» минимальной тарифной ставки оплаты труда — Размер минимальной тарифной ставки оплаты труда конкретного предприятия, который фиксируется в коллективном договоре и является основой для разработки тарифных ставок (окладов) с учетом различных признаков и факторов (квалификации работников,… … Справочник технического переводчика

уровень безопасности гидротехнического сооружения — Степень соответствия состояний гидротехнического сооружения и окружающей среды установленным критериям безопасности, принятым с соблюдением действующих норм проектирования, а квалификации эксплуатационного персонала и действий собственника… … Справочник технического переводчика

уровень безопасности — 2.3 уровень безопасности: Показатель, характеризующий превышение уровнем защиты уровня риска; Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

уровень безопасности гидротехнического сооружения — 3.1.8 уровень безопасности гидротехнического сооружения: Степень соответствия состояний гидротехнического сооружения и окружающей среды установленным критериям безопасности, принятым с соблюдением действующих норм проектирования, а квалификации… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

УРОВЕНЬ КУЛЬТУРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ОБЩЕСТВА — складывается из двух составляющих: 1) культурно технич. потенциала населения, характеризующегося уровнем его образования и квалификации; 2) наличия и степени применения научно технич. достижений, научн. открытий в обществ. производстве, во всех… … Российская социологическая энциклопедия

ОСНОВНЫЕ ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПОДГОТОВКА И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РАБОТНИКОВ В УПРАВЛЕНИИ КАРЬЕРОЙ ПЕРСОНАЛА

Рассматривая вопрос применения ПС, эксперты профессионального сообщества в большинстве своем указывают на значимость построения эффективной модели образования и обучения работников, в том числе в целях оказания помощи сотрудникам в доведении их квалификации до требуемого уровня с учетом новых требований, содержащихся в профстандартах 1 .

Вместе с тем, выстраивая систему корпоративного обучения, работодатель неизбежно столкнется с различной терминологией и понятийным аппаратом в различных нормативных актах по данному вопросу. Как отмечает Д.Л. Кузнецов 2 , в различных нормативных правовых актах сформировалось три самостоятельных подхода к определению базовой терминологии, раскрывающей проблематику корпоративного обучения (табл. 3.1).

Подходы к определению базовой терминологии, раскрывающей проблематику корпоративного обучения

Закон об образовании

Трудовой кодекс РФ

П рофессиональные стандарты

Дополнительное профессиональное образование

Подготовка (в том числе профессиональное образование, профессиональное обучение);

Дополнительное профессиональное образование

Требования к образованию;

[3]

Требования к обучению

  • 1 См.: Панина Д.Ю. Выгоды и трудности перехода на профстандарты // Руководитель бюджетной организации. 2014. № 12.
  • 2 См.: Кузнецов Д.Л. Указ. соч. С. 68.

В соответствии со ст. 196 ТК РФ вопрос о необходимости подготовки работников и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Условия и порядок подготовки работников и обучения их по программам дополнительного профессионального образования определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Вместе с тем в ч. 4 ст. 196 ТК РФ указывается, что «в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности».

Определив ПС в настоящей работе как нормативный правовой акт, представляется необходимым прояснить, является ли в силу норм ст. 196 ТК РФ проведение профессионального обучения или дополнительного профессионального образования работников обязанностью работодателя, если соответствующие требования по наличию профессионального обучения или дополнительного профессионального образования работников содержатся в профессиональном стандарте. В. Митрофанова указывает на то, что если «по профессиональному стандарту будет установлена обязанность работника иметь дополнительное профессиональное образование», как, например, для всех специалистов по работе в сфере управления персоналом, то обучение работников в этом случае будет обязанностью работодателя [1] .

Читайте так же:  Купля продажа будущей недвижимой вещи

Автор не считает возможным согласиться с данной позицией. Как отмечает Ю.П. Орловский, «работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием осуществления определенных видов деятельности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами» [2] . Соответственно, так как ни профессиональным стандартом, ни иными нормативными правовыми актами напрямую не установлено, что «Требования к образованию», «Требования к обучению», содержащиеся в ПС, являются условием осуществления соответствующих видов деятельности, даже если ПС в части указанных требований обязателен для работодателя, обучение работников по общему правилу — право, а не обязанность работодателя.

Вместе с тем обязанность педагогических работников систематически повышать свой профессиональный уровень предусмотрена в п. 7 ст. 48 Закона об образовании, соответственно требования, установленные в профессиональных стандартах для данной категории работников, предполагают для работодателя обязанность по их обучению.

Система обучения, основанная на компетенциях, как элемент национальной системы квалификаций получила широкое распространение в странах ЕС. Как отмечает А.А. Муравьева, западные системы профессионального образования и обучения включают две составляющие. Во-первых, это начальное профессиональное образование, которое направлено на освоение базовых квалификаций, позволяющих гражданам выйти на рынок труда. Во-вторых, это подсистема, которая охватывает последующее непрерывное профессиональное образование и обучение, в значительной мере ориентирована на компетенции, а не на освоение конкретных программ обучения [3] .

Российская система образования в настоящее время не готова к сопровождению внедрения профессиональных стандартов, учитывая, что указанное сопровождение предполагает «новый курс» и переход с «рынка дипломов» на «рынок квалификаций, основанных на компетенциях», формирование системы непрерывного профессионального обучения, развитие обучения в организациях в процессе труда, ориентацию на гибкость образовательных траекторий и возможность оптимального и экономически эффективного переобучения работников при переходе с одного места на другое [4] .

По мнению А.М. Лушникова, М.В. Лушниковой, перенос акцентов на понятие компетенции как наиболее значимого фактора обеспечения потребностей экономики потребует в том числе переосмысления традиционного института профессионального обучения работника [5] .

В соответствии со ст. 10 Закона об образовании образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование) [6] .

В приказе Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» указываются следующие виды обучения как необходимые для достижения соответствующего уровня квалификации:

  • — профессиональное образование;
  • — дополнительное профессиональное образование;
  • — профессиональное обучение.

Сравнивая приведенные выше нормы с уровнями квалификации, утвержденными для целей разработки профессиональных стандартов, мы можем заключить, что для достижения работником уровня квалификации, необходимого для выполнения своей трудовой функции (за исключением первого квалификационного уровня), необходимо освоение основных образовательных программ профессионального образования или профессионального обучения (см. приложение 5).

Что касается первого квалификационного уровня, законодатель для его достижения предусмотрел краткосрочное обучение или инструктаж, а также наличие практического опыта. Предъявление требований к практическому опыту представляется автору необоснованным, так как самый начальный квалификационный уровень должен обеспечивать любому гражданину доступ к соответствующей трудовой функции.

Автором для исследования требований, предъявляемых к неквалифицированным рабочим, были изучены профстандарты, размещенные на сайте . Указанной категории из разработанных по состоянию на март 2016 г. по типологии Минтруда соответствуют 10 ПС: «Асфальтобетонщик»; «Дорожный рабочий»; «Лифтер-оператор по обслуживанию лифтов и платформ подъемных»; «Логист автомобилестроения»; «Мостовщик»; «Работник цеха по сортировке твердых бытовых отходов»; «Специалист в области похоронного дела»; «Специалист литейного производства в автомобилестроении»; «Специалист по обслуживанию и ремонту спортивного инвентаря и оборудования»; «Специалист по транспортировке, складированию и хранению биохимической продукции». Из них только для пяти профстандартов установлены обобщенные трудовые функции, предполагающие выполнение работ на первом квалификационном уровне: «Асфальтобетонщик»; «Дорожный рабочий»; «Мостовщик»; «Работник цеха по сортировке твердых бытовых отходов»; «Специалист литейного производства в автомобилестроении» (см. приложение 6).

Из указанных пяти для первого уровня квалификации только в одном — ПС «Специалист литейного производства в автомобилестроении» — не содержится требований для рабочего к образованию и обучению. Требования к опыту практической работы отсутствуют в четырех. По мнению автора, требования к практическому опыту для первого уровня квалификации противоречат здравому смыслу, так как представляется логичным построение системы, в рамках которой на работу базового уровня квалификации должен иметь возможность претендовать любой трудоспособный человек. В соответствии с ПС «Асфальтобетонщик» и «Работник цеха по сортировке твердых бытовых отходов» для выполнения обобщенных трудовых функций по первому квалификационному разряду требуется основное общее образование. Необходимо отметить, что, согласно данным Федеральной службы государственной статистики за 2014 г., общее начальное образование зафиксировано у 5% населения Российской Федерации (см. приложение 7 к настоящей работе).

Автору представляется, что проиллюстрированный выше подход определения доступа к профессии не учитывает интересов определенной части трудоспособного населения Российской Федерации. Кроме того, необходимо отметить, что при разработке ряда стандартов неоправданно завышаются требования к образованию и квалификации работников, выполняющих те или иные трудовые функции. Например, в соответствии с ПС «Рабочий по комплексной уборке территории, относящейся к общему имуществу в многоквартирном доме» [7] , уборку общего имущества жилого дома и уборку придомовой территории жилого дома выполняет работник с основным общим образованием, прошедшим краткосрочное обучение или инструктаж.

Как отмечают В.И. Анишина, Ю.Г. Попонов, обязанностью государства является создание такой системы содействия занятости населения, которая способствовала бы осуществлению гражданами их права на свободное распоряжение своими способностями к труду [8] . Отметим, что на уровне Правительства Российской Федерации [9] устанавливается приоритетным формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, а в федеральных нормативных правовых актах методологи3.1. Подготовка и дополнительное профессиональное образование работников.

Читайте так же:  Постановка на учет филиала в налоговом органе

чески обеспечивается возможность реализации западного подхода к управлению персоналом, включающего концепцию непрерывного обучения в течение всей жизни [10] . В соответствии с данным подходом работник получает базовый образовательный уровень, направленный на освоение базовых квалификаций, позволяющий гражданам выйти на рынок труда и впоследствии продолжить свое профессиональное развитие. Обобщая сказанное выше, можем сделать вывод, что имеющаяся практика разработки профессиональных стандартов для неквалифицированных рабочих не соответствует описываемому подходу.

Также необходимо отметить, что Национальная квалификационная рамка РФ, определив для каждого квалификационного уровня в качестве основных путей достижения определенные виды образовательных программ, а также программ профессионального обучения (см. рис. 3.1), а разработчики профстандартов буквально перенеся

Рис. 3.1. Основные пути достижения квалификации, предусмотренные национальной квалификационной рамкой эти данные в раздел «требования к образованию и обучению», сформировали принципиально новые подходы к необходимому для соответствующей профессии, должности образовательному минимуму.

Если ранее в квалификационных справочниках требования к образованию и обучению были сформулированы, как правило, по видам образования, например «высшее образование», «среднее профессиональное образование», то теперь в требования к образованию и обучению в профессиональных стандартах может включаться не только указание вида профессионального образования (высшее или среднее профессиональное), но и уровня образования (например, программа бакалавриата или программы магистратуры, специалите- та). С учетом данных изменений мы можем говорить о появлении новых условных «квалификационных потолков». Например, в соответствии с п. 5 ст. 10 Закона об образовании бакалавриат относится к высшему образованию. При этом Национальная квалификационная рамка РФ относит бакалавриат к 6-му квалификационному уровню и ставит его на один уровень с программами подготовки специалистов среднего звена.

Анализируя требования стандартов к образованию и обучению, необходимо отметить их неоднородность и несопоставимость для одних и тех же уровней в различных сферах профессиональной деятельности. Выше мы рассматривали соответствующие требования к седьмому уровню квалификации ПС «Специалист по управлению персоналом». Для сравнения предлагаем рассмотреть аналогичные требования профессионального стандарта «Специалист по патентоведению». Для обобщенной трудовой функции «Организация и управление процессами введения в оборот прав на ИС и материальные носители, в которых выражена ИС (в отрасли экономики)» в качестве требований к образованию и обучению указывается следующее: «Высшее образование по соответствующему профилю деятельности (бакалавриат, специалитет) и профессиональная переподготовка по программе патентоведения с присвоением квалификации, либо магистратура по направлению «Экономика» по соответствующему профилю в сфере ИС, либо аспирантура при условии специализации в области ИС» [11] . Кроме того, что указанные требования не соответствуют требованиям к квалификационным уровням, определенным законодателем, представленное описание мало согласуется внутри себя, т.е. приведенные альтернативы выглядят несопоставимо.

Уровень квалификации в профессиональном стандарте

Профессиональные стандарты разрабатываются в соответствии с утверждаемыми Минтрудом уровнями квалификации работников. Что такое уровень квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов, расскажем в нашем материале.

Что такое уровень квалификации

Уровень квалификации можно определить как степень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации.

В профстандарте уровни квалификации применяются для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников.

Уровни квалификации для разработки проектов профессиональных стандартов были утверждены Приказом Минтруда РФ от 12.04.2013 № 148н.

Сколько уровней квалификации бывает

Показатели уровня квалификации и пути его достижения

Для описания уровня квалификации используются следующие основные показатели:

  • полномочия и ответственность;
  • характер умений;
  • характер знаний.

Отдельно приводятся основные пути достижения уровня квалификации.

Ниже приведем для примера описание шестого уровня квалификации в соответствии с Приказом Минтруда РФ от 12.04.2013 № 148н. Этот уровень квалификации установлен, в частности, для главного бухгалтера профстандартом.

Как правильно определить квалификационный уровень работника

Закон о профстандартах действует уже несколько месяцев, однако далеко не все окончательно разобрались, как применять новый регламент в своих компаниях. В помощь работодателям — практические рекомендации одного из самых авторитетных российских экспертов по трудовому праву Марии Финатовой.

О чем эта статья? В очередной раз о профессиональных стандартах, применение которых до сих пор многим непонятно. Поговорим о том, как научиться определять профессиональный уровень, на котором находится работник.

Все квалификационные уровни, указанные в профстандартах, применяются при их разработке для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

Уровень квалификации определяется как способность работника выполнять определенные по составу и уровню сложности трудовые функции (задачи, обязанности), которая достигается путем освоения необходимого комплекса теоретических знаний и навыков.

Нормативным актом, который называет уровни квалификации, является приказ Министерства Труда и Социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов». Всего уровней 9 и на каждом свои требования. Чем выше уровень, тем выше требования, чем ниже уровень, тем ниже требования к позиции. Обычно 1-й уровень – это неквалифицированный труд, для которого не предъявляется жестких требований. 2,3,4 уровни рабочих специальностей, 5,6 – специалисты, 7,8 руководители организации, топ менеджеры, 9 – руководство страны.

Каждый уровень имеет определенные показатели, к которым относятся: полномочия и ответственность, характер знаний, характер умений и основные пути достижения квалификации на основании которых и разрабатывается профессиональный стандарт.

Например, на 1-м квалификационном уровне они вот такие:

А на 6-м квалификационном уровне вот такие:

Для того, чтобы понять, на каком уровне находится конкретный работник, работодателю необходимо провести целый комплекс мероприятий:

  • Для начала выбрать подходящий профессиональный стандарт, на соответствие которому будет проверяться должность работника.
  • Затем проанализировать его трудовую функцию, определённую трудовым договором или должностной инструкцией на ее соответствие трудовым действиям (ТД), предусмотренным в выбранном профессиональном стандарте.
  • После чего уже сверенные трудовые действия сопоставить с трудовыми функциями в том же профессиональном стандарте.
  • И уже в завершение из сопоставленных трудовых функций (ТФ) определить к какой или каким обобщенным трудовым функциям (ОТФ) подходит работник.
Читайте так же:  Фиктивное банкротство и преднамеренное

По каждой обобщенной трудовой функции (ОТФ) в профессиональном стандарте указан соответствующий квалификационный уровень. Путем нехитрой процедуры можно определить, какой квалификационный уровень у работника, и какие для него установлены требования.

Например, если взять профессиональный стандарт «Бухгалтера», то можно увидеть, что в нем всего лишь 2 квалификационных уровня: 5 и 6 по должностям «Бухгалтера» и «Главного бухгалтера», и соответственно требования на этих квалификационных уровнях разные. При сравнении может получиться так, что кто-то из работников не соответствует стандарту, потому что у него не хватает либо опыта, либо стажа, либо необходимого образования на определенном для него уровне. В данной ситуации работодатель должен решить эту проблему: в случае с образованием, направив работника учиться, в случае с опытом и стажем через перевод работника на другую должность.

Ситуации могут быть разные, однако необходимо помнить, что требования закона № 122-ФЗ должны выполнять все работодатели независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, численности работников и т.д. Однако закон не подразумевает увольнений за несоответствие профессиональному стандарту. Поэтому важно и можно найти правильное решение в каждой конкретной ситуации с каждым конкретным работником.

Мария Финатова, руководитель Департамента консультационных проектов и партнер группы компаний Валентины Митрофановой

Уровень квалификации

Минтруд России утвердил новый профессиональный стандарт «Бухгалтер». Новый документ применяется с 06.04.2019. Прежний профстандарт, утв. приказом Минтруда от 22.12.2014 № 1061н, утратил силу.

Рассмотрим основные новшества профстандарта.

Новые уровни квалификации бухгалтера

Прежний профстандарт предусматривал только два уровня квалификации бухгалтера – пятый (рядовой бухгалтер) и шестой уровень (главный бухгалтер). Новый стандарт вводит новые уровни квалификации – седьмой и восьмой. От уровня квалификации зависит перечень возможных трудовых функций, возложенных на бухгалтера.

  • уровень 5 – ведение бухгалтерского учета;
  • уровень 6 – составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций без обособленных подразделений;
  • уровень 7 – составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, имеющей обособленные подразделения;
  • уровень 8 – составление и представление консолидированной отчетности, оказание услуг по ведению бухгалтерского учета, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Рассмотрим трудовые функции и требования к бухгалтерам каждого уровня квалификации, а также изменения, внесенные в ранее существующие:

Особые требования к главным бухгалтерам

Если прежний профстандарт не требовал от бухгалтера переобучения в процессе работы, то по новым правилам он должен проходить обучение по программам повышения квалификации не реже раза в 3 года.

Учиться придется не менее 120 часов (не менее 20 часов в течение года). Проходить обучение следует в соответствующих учебных заведениях и учебных центрах, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности и соответствующую аккредитацию. Наличие лицензии позволяет учебному заведению выдавать документы (дипломы, сертификаты и т.д.), подтверждающие факт прохождения обучения по повышению квалификации и профессиональной переподготовке.

Это касается бухгалтеров, должности которых соответствуют шестому, седьмому и восьмому уровням квалификации.

Кроме того, главный бухгалтер некоторых организаций (ОАО, за исключением кредитных организаций), страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний ПИФ, централизованных бухгалтерий, осуществляющих бухучет в организациях госсектора и др., должен:

  • иметь высшее образование;
  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухучета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, но не менее 3 лет из последних 5 календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита – не менее 5 лет из последних 7 календарных лет;
  • не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Такие требования дублируются в профстандарте из п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Особые требования предъявляются и к бухгалтерам, работающим на аутсорсе. Они должны иметь высшее образование и опыт работы не менее 3 лет (а в некоторых случаях – 5).

Заключение

Напомним, что профстандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Под квалификацией в данном случае подразумевается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работника.

Видео (кликните для воспроизведения).

Однако несмотря на то, что зачастую требования профстандарта являются обязательными для работодателя и работника, несоответствие работника требованиям, закрепленным в профстандарте, не является законным основанием для его увольнения.

Источники


  1. Андреева, Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката / Ю.С. Андреева. — М.: Проспект, 2016. — 48 c.

  2. Чайковская, Ольга Закон и человеческое сердце / Ольга Чайковская. — М.: Московский рабочий, 2016. — 152 c.

  3. Конституционное право зарубежных стран; АСТ, Сова — Москва, 2010. — 160 c.
  4. История Библиотеки Академии наук СССР. 1714 — 1964 / ред. М.С. Филиппов. — М.: М-Л: Наука, 2017. — 600 c.
  5. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному Закону от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринемателей» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2014. — 286 c.
Уровень квалификации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here