Участник закупки

Ответы на вопросы по теме: "Участник закупки" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Информация для Участника закупки по 44-ФЗ

Участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. (П. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Требования к участникам закупки

Преимущества участников при осуществлении закупки

Участник закупки — это. Определение, документы и требования

Каждый предприниматель однажды задумывается о таком серьезном и надежном клиенте как государство, контракты с которым заключаются по результатам определенных закупочных процедур (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений). Иными словами, возможность заключить такой контракт предоставлена всем. Нужно лишь пройти отбор и предложить лучшую цену и другие условия исполнения заказа. Эта статья расскажет о требованиях к участникам закупки. Какие документы оформляются и подаются для участия. Каким образом каждый может принять участие в закупке и побороться за государственный контракт.

Кто может участвовать?

Участник закупки – это любое заинтересованное лицо, будь то организация, индивидуальный предприниматель или гражданин, которое желает стать для государства поставщиком необходимых товаров или подрядчиком на выполняемые работы или услуги. Информация о государственных нуждах является открытой и предоставляется безвозмездно через официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок.

Кому доступ к государственным закупкам закрыт?

Однозначно не могут претендовать на заключение контракта с государством оффшорные компании, то есть те, которые зарегистрированы, например, в Лихтенштейне, Монако или ОАЭ. Полный перечень таких государств и территорий можно найти в приказе Минфина России от 13.11.2007 № 108Н.

Для всех остальных потенциальных участников закупки неустранимых препятствий нет, достаточно лишь соответствовать простым и понятным требованиям.

Основные требования к участникам

Можно выделить основные требования, которые предъявляются ко всем участникам:

  • организация не должна находиться в стадии ликвидации или быть признана банкротом;
  • в отношении участника закупки не должно действовать административное приостановление деятельности;
  • участник закупки не должен иметь налоговой задолженности (включая непосредственно налоги, а также сборы и иные обязательные платежи), которая превышала бы 25% балансовой стоимости его активов;
  • участник закупки не должен иметь судимости за экономические или коррупционные преступления, например, незаконное предпринимательство или дачу взятки;
  • организация не должна привлекаться к административной ответственности за незаконное вознаграждение от своего имени;
  • между участником закупки и заказчиком не должно быть конфликта интересов.

Рассмотренные требования предъявляются во всех без исключения закупках.

Никаких документов для подтверждения соответствия этим требованиям не требуется. Участник закупки в свободной форме декларирует свое соответствие им, а если закупка проводится в электронной форме, то такое декларирование может заключаться в проставлении отметки в соответствующем поле на электронной площадке.

Интересно, что заказчик даже не обязан проверять соответствие участника основным требованиям, а может делать это по своему усмотрению. Тем не менее, необходимо понимать, что выявленное несоответствие требованиям участника закупки является основанием для его отстранения от торгов или отказа от заключения контракта с ним. Заключенный контракт будет обязательно расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.

Для участника закупки это будет означать включение в реестр недобросовестных поставщиков, что фактически лишит его возможности участвовать в закупках в течение двух лет.

Кстати, требование об отсутствии информации об участнике в РНП также не является обязательным и устанавливается по желанию заказчика. Однако на практике они охотно пользуются этим своим правом и не допускают к торгам участников с сомнительной репутацией.

В ряде случаев для участия в закупке может потребоваться лицензия на соответствующий вид деятельности (например, пассажирские перевозки) или исключительные права на интеллектуальную собственность, если она являются предметом закупки. Тогда в составе заявки необходимо представить, соответственно, лицензию или иные документы.

Дополнительные требования к участникам закупки

Дополнительные требования могут применяться в конкурсах (с ограниченным участием и двухэтапных) и аукционах.

В частности, они устанавливаются, когда от участника закупки для исполнения контракта объективно требуется соответствующая квалификация, опыт, наличие кадров и материальных ресурсов. Примером могут служить крупные поставки (свыше пятисот тысяч рублей) продуктов питания, организация детского отдыха, строительные работы на особо опасных и уникальных объектах и другие.

Полный перечень случаев, дополнительных требований и подтверждающих документов можно найти в постановлении Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Как правило, дополнительным требованием выступает наличие опыта исполнения аналогичного контракта. Для поставок продуктов питания, например, он должен быть исполнен в течение последних 3-х лет, а его цена составлять не менее 20% предельной стоимости контракта, который участник намерен заключить. Подтвердить свой опыт необходимо предоставлением копий ранее исполненного контракта и копиями актов, накладных, счетов и прочих документов, которые свидетельствуют о том, что товар был принят.

При закупках некоторых видов работ, например, сохранение объектов культурного наследия народов России, кроме наличия опыта, необходимо соответствие участника закупки требованию о наличии ресурсов, которые обеспечат надлежащее исполнение контракта точно в срок (например, недвижимость, техника, оборудование и другие). Подтвердить его наличие можно выпиской из ЕГРП, перечнем технологического и иного оборудования, копиями инвентарных карточек по форме ОС-6 и иными документами, которые подтверждают наличие материальных ресурсов у участника закупки на любом законном основании.

Ограничения участников закупки

Как уже было сказано, по общему правилу доступ к участию в закупке в равной степени открыт для всех заинтересованных лиц. Однако законодательство о контрактной системе допускает некоторые исключения, которые могут поставить участников закупки в неравное положение или даже вовсе не позволить некоторым из них принять участие в конкретной закупке.

Национальный режим в закупках

Национальный режим подразумевает регулирование условий участия иностранных компаний в закупках и ограничений на поставку или создание конкурентных условий для товаров и услуг, имеющих отечественные аналоги. Например, запрещены закупки иностранного ПО. Поставка возможна только при подтвержденном отсутствии российских аналогов.

Ограничения и условия допуска, в отличие от запрета, не исключают участие в закупке поставщиков импортных товаров. Однако следует понимать, что отечественная продукция для заказчика будет в приоритете. Кроме того, ограничения допуска предполагают отклонение заявки с предложением продукции иностранного происхождения, если есть конкурирующие предложения от российских производителей.

Читайте так же:  Залог прав требования

В частности, ограничения допуска установлены для лекарственных препаратов, медицинских изделий, радиоэлектроники и ряда других товаров.

Участие в закупке отдельных видов организаций

Во-первых, ряд тендеров проводится исключительно для СМП и СОНО, следовательно, участниками закупки являются только они.

Во-вторых, существуют перечни товаров, работ и услуг, приобретая которые, заказчик обязан предоставить ценовые преференции организациям инвалидов, учреждениям и предприятиям УИС. Участие других лиц в закупке при этом не исключается, однако нужно понимать, что ценовая конкуренция в данном случае будет неравной.

В любом случае вся информация об условиях, включая ограничения участия, открыта для ознакомления любому. Участник закупки это может учесть, принимая решение о целесообразности участия в конкретном тендере.

Отдельно можно выделить закупки, которые проводятся закрытым способом, и принять участие в них можно только по приглашению заказчика.

Технические особенности участия в закупке

По статистике около 60 % закупок проводятся в виде электронного аукциона, а с 2019 года все закупки будут проводиться в электронной форме. Исключения будут очень редки. Таким образом, уже сейчас всем потенциальным участникам открыта прямая дорога на электронные площадки. В связи с этим для участия в закупке понадобится:

  • электронная подпись (можно получить в любом из удостоверяющих центров);
  • аккредитация на электронной площадке.

По поводу аккредитации стоит обратить внимание на следующую особенность. До 2019 года аккредитация на каждой отдельной электронной площадке осуществляется ее оператором по заявлению участника.

С 2019 года каждому участнику сначала будет необходимо зарегистрироваться в ЕИС, а впоследствии, на основании регистрационных данных, операторы ЭТП автоматически аккредитуют участника на своих площадках.

Если участник успел получить аккредитацию до 2019 года, то может продолжать участвовать в закупках без регистрации в ЕИС, однако к 2020 году пройти такую регистрацию будет все же необходимо.

Как принять участие?

Для этого участнику нужно подготовить заявку и направить ее оператору электронной площадки или заказчику. Поскольку бумажные процедуры уходят в прошлое, рассматривать требования к формированию заявок для них (прошивка, нумерация, опись документов, запечатанный конверт и так далее) не имеет смысла.

В большинстве случаев уже сейчас заявки участников закупки подаются в виде электронных документов, содержание которых зависит от вида закупочной процедуры.

Заявка на участие в запросе котировок

Состав: предложение участника закупки о товарах, работах или услугах, а также о цене контракта.

  • согласие на исполнение контракта на заявленных заказчиком условиях;
  • характеристики товара, который является предметом поставки или будет использоваться для производства работ или оказания услуг;
  • информация об участнике (наименование, место нахождения, номер телефона и иная);
  • декларация участника.

Заявка на участие в аукционе

Аукционная заявка состоит из 2 частей, благодаря чему обеспечивается анонимность участников закупки (это крайне важно) непосредственно в ходе проведения торгов.

Содержание первой части:

  • согласие на исполнение контракта на заявленных заказчиком условиях;
  • указание страны производства и характеристики товара, который является предметом поставки или будет использоваться для производства работ (оказания услуг).

Содержание второй части:

  • информация об участнике;
  • декларация и документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям заказчика (при необходимости);
  • документы о соответствии товара, работы или услуги законодательным требованиям (например, сертификаты).

Дополнительно во вторую часть заявки могут включаться документы о соответствии товара мерам по импортозамещению. А также документы и декларации, дающие право на получение преимуществ или участие в закупке в целом.

Таким образом, большая часть закупок доступна всем заинтересованным лицам, а участие в них не представляет никаких трудностей. Достаточно лишь подобрать тендер, под требования которого подходит сам участник и то, что он готов предложить заказчику. Затем останется только подать заявку на участие и заключить контракт, если предложение окажется лучшим.

Понятие коллективного участника закупки

Коллективный участник закупки – это группа ЮЛ, объединенная в единого участника. Начинает действовать на основе соглашения.

Что собой представляет коллективный участник (КУЗ)

КУЗ может представлять собой следующие объединения:

  • Группа ЮЛ. Образует собой одного участника. В группу могут входить ЮЛ с разной формой, адресом регистрации, разными источниками появления капитала.
  • Группа ФЛ. Это могут быть как ФЛ, так и ИП. Также объединяются в одного участника.

Право на образование КУЗ оговорено частью 5 статьи 3 ФЗ №223 «О закупке продукции» от 18 июля 2011 года.

В каких случаях практикуется рассматриваемое объединение? Группы можно создавать тогда, когда нужно исполнить обширный комплекс разноплановых работ. Актуально это тогда, когда они не могут быть выполнены одной фирмой. К примеру, нужно провести комплекс работ различных направлений. Компания осуществляет деятельность только одного профиля, а потому она не сможет справиться с глобальной задачей. Также у фирмы может быть недостаточно производственных мощностей для работы.

КУЗ актуален для любых закупок. Исключение составляют случаи, когда конкурсной документацией запрещено коллективное участие. В законе не прописан детальный порядок оформления документов, на основании которых выполняется объединение. Однако законодатели прописали обязанность КУЗ оформить документы, в которых прописаны права и обязанности каждого представителя объединения. Главный документ – соглашение к договору простого товарищества. Составляется оно в соответствии с ГК РФ.

Составление соглашения коллективного участника закупки

В статье 1041 ГК РФ указано, что договор простого товарищества может оформляться как ИП, так и ЮЛ. На его основании образуются коллективные обязательства по ведению деятельности, необходимой для извлечения прибыли. В соглашении содержатся эти положения:

  • Права и обязанности каждого представителя объединения. Они будут касаться и выполнения условий соглашения, и распределения продуктов деятельности.
  • Размеры и сроки выполнения работ каждым участником.
  • Главный участник, на которого возлагается обязанность ведения переговоров, подписи документов, работы с заказчиками.
  • Порядок выполнения расчетов и перевода средств.

В законе отсутствуют требования к составлению этого соглашения. То есть документ может оформляться в свободной форме в зависимости от нужд участников объединения. Однако в нем обязательно должны присутствовать существенные положения. Должны стоять дата и подписи. Прописываются предмет договора, вклады участников, нюансы использования совместной собственности. Ответственность за выполнение положений соглашения будет солидарной.

Контракт с несколькими участниками процедуры закупки

Для одобрения коллективной заявки требуется выполнение этих условий:

  • Все участники объединения согласились участвовать в конкурсе.
  • Все представители КУЗ способны в полном объеме исполнить работу, возложенную на них по условиям соглашения.
  • Заявка соответствует всем требованиям, установленным конкурентной документацией.
Читайте так же:  Уйти в декрет раньше

Если эти условия не выполняются, заявка отклоняется. Если же требования соблюдаются, между участниками и заказчиком заключается контракт. Порядок его оформления устанавливается самим заказчиком. Соответствующее правило оговорено в письме Минэкономразвития №Д-28и-2071 от 16 августа 2016 года. Контракт заключается с главным участником, у которого есть полномочия, полученные на основании соглашения.

ВАЖНО! К коллективной заявке нужно приложить копию соглашения КУЗ.

Видео (кликните для воспроизведения).

ВНИМАНИЕ!
В заявке нужно привести порядок распределения поставок и работ внутри представителей объединения.

Алгоритм организации совместного участия

Порядок подачи заявки КУЗ не установлен ФЗ №223. В письме Минэкономразвития №Д28-и-993 от 12 апреля 2016 года прописано, что этот порядок нужно оговорить заказчику в документах. К примеру, он может утвердить форму коллективного предложения. В ней нужно указать лицо, которое является главным в рамках объединения. Для принятия участия в совместных закупках нужно осуществить эти действия:

  1. Заключение соглашения о простом товариществе. Также потребуется составить доверенность на одного участника объединения.
  2. Составление коллективной заявки, которая должна соответствовать положениям конкурсной документации.
  3. К заявке прилагаются копии различных бумаг: учредительная и разрешительная документация. К примеру, это лицензии, допуски, бумаги о квалификации.
  4. Проставление на заявке подписи каждого из представителей объединения.
  5. Подача заявки.
  6. Ожидание результатов конкурса.
  7. Если КУЗ победит в конкурсе, заключается контракт.

[2]

ВАЖНО! Квалификация КУЗ определяется не по совокупности квалификаций всех участников, но по наивысшему показателю одного из представителей.

ВНИМАНИЕ! Участники, входящие в состав объединения, не могут подавать индивидуальные заявки на конкурс. Если это правило будет нарушено, члены комиссии отклонят все заявки.

Требования к участникам

Требования к коллективным участникам определяются самим заказчиком. Рассмотрим их примерный перечень:

  • Каждый из представителей объединения является правоспособным. Подтверждением правоспособности могут являться лицензии, допуски, наличие оборудования и соответствующих профессионалов.
  • Один из представителей объединения должен быть наделен правом подачи заявки, подписи документов, протоколов.

Требования можно подразделить на эти категории:

  • Выполняемые каждым из участников. К примеру, это может быть отсутствие в реестре недобросовестных организаций.
  • Выполняемые хотя бы одним участником. К примеру, наличие свидетельства о том, что фирма допущена к организации вентиляционных систем. Актуально это свидетельство в том случае, если заключается контракт на строительство.
  • Требования, которые можно суммировать. К примеру, это может быть число исполненных работ по аналогичным соглашениям, оценка финансовой стабильности. К примеру, в объединение входят два представителя. В конкурсной документации указано, что число успешно исполненных заказов должно составлять 20 штук. У одного участника в наличии 11 заказов, а у второго – 12. По отдельности они не соответствуют конкурсной документации, но при вступлении в объединение можно суммировать эти показатели.

К СВЕДЕНИЮ! Заказчик может включить в документацию право на отклонение заявки. Также ему рекомендуется включить в состав соглашения пункт о том, что он имеет право расторгнуть договор, если какой-либо участник не способен исполнять условия соглашения.

Взаимоотношения между представителями объединения

Существуют две формы совместного участия:

  • Участники объединения подают одну заявку. Если КУЗ выиграет в конкурсе, заказчик должен заключить договор с каждым представителем группы. В этом случае нужно оформить проект договора, который распределяет работу между всеми участниками.
  • Заявка направляется в рамках соглашения о простом товариществе. Последнее регулируется Главой 55 статьи 1041-1054 ГК РФ. Участники должны самостоятельно согласовать свои взаимоотношения. Однако принятые положения не должны противоречить ГК РФ и Положению о закупке.

Коллективное участие в конкурсе предполагает совместный вклад в работу всех представителей объединения.

Статья 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ

О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 № 188-ФЗ,
от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 04.06.2014 № 140-ФЗ, от 21.07.2014 № 224-ФЗ, от 24.11.2014 № 356-ФЗ,
от 01.12.2014 № 416-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 31.12.2014 № 498-ФЗ, от 31.12.2014 № 519-ФЗ,
от 08.03.2015 № 23-ФЗ, от 08.03.2015 № 48-ФЗ, от 06.04.2015 № 82-ФЗБ, от 29.06.2015 № 188-ФЗ,
от 29.06.2015 № 210-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 13.07.2015 № 220-ФЗ, от 13.07.2015 № 226-ФЗ,
от 13.07.2015 № 227-ФЗ,от 13.07.2015 № 249-ФЗ, от 29.12.2015 № 390-ФЗ, от 30.12.2015 № 469-ФЗ,
от 09.03.2016 № 66-ФЗ, от 05.04.2016 № 96-ФЗ, от 05.04.2016 № 104-ФЗ, от 02.06.2016 № 167-ФЗ,
от 23.06.2016 № 203-ФЗ, от 23.06.2016 № 221-ФЗ, от 03.07.2016 № 266-ФЗ, от 03.07.2016 № 314-ФЗ,
от 03.07.2016 № 320-ФЗ, от 03.07.2016 № 321-ФЗ, от 03.07.2016 № 365-ФЗ, от 28.12.2016 № 474-ФЗ,
от 28.12.2016 № 489-ФЗ, от 28.12.2016 № 500-ФЗ, от 22.02.2017 № 17-ФЗ, от 28.03.2017 № 36-ФЗ,
от 28.03.2017 № 45-ФЗ, от 01.05.2017 № 83-ФЗ, от 07.06.2017 № 106-ФЗ, от 07.06.2017 № 108-ФЗ,
от 26.07.2017 № 198-ФЗ, от 26.07.2017 № 211-ФЗ, от 29.07.2017 № 231-ФЗ, от 29.07.2017 № 267-ФЗ,
от 29.12.2017 № 475-ФЗ, от 31.12.2017 № 503-ФЗ, от 31.12.2017 № 504-ФЗ, от 31.12.2017 № 506-ФЗ,
от 23.04.2018 № 108-ФЗ, от 29.06.2018 № 174-ФЗ, от 29.07.2018 № 272-ФЗ, от 03.08.2018 № 311-ФЗ,
от 30.10.2018 № 393-ФЗ, от 27.12.2018 № 502-ФЗ, от 27.12.2018 № 512-ФЗ, от 27.12.2018 № 518-ФЗ)

Статья 31. Требования к участникам закупки

1.1. Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица.

2. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Читайте так же:  Замена водительского удостоверения досрочно

2.1. Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.

3. Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

5. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

6. Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

7. Указанные в настоящей статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.

8. Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 — 5, 7 — 9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

8.1. Утратил силу с 1 июля 2018 года. — Федеральный закон от 31.12.2017 № 504-ФЗ.

8.2. Заказчик проверяет соответствие участника запроса котировок, с которым заключается контракт, требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи, при заключении контракта.

9. Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

10.1. Положения части 10 настоящей статьи не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.


12. Решение об отстранении участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) могут быть обжалованы таким участником или таким победителем в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Объединения юридических лиц и коллективный участник по 223 ФЗ

Бывает что участники государственных закупок, проводя торгово-закупочную деятельность, сталкивается с ситуацией, когда необходимо реализовать контракт, который имеет условия, трудновыполнимые одним поставщиком. Такой поставщик не имеет возможность выполнить поставку или работы широкого спектра услуг или в составе работ необходимо выполнить специфические услуги, которые уникальны и их оказывают далеко не все поставщики. Для выполнения всех условий такой закупки участник такой процедуры может создать объединение юридических лиц, которое обладает необходимой квалификацией, либо кадровыми ресурсами, необходимыми лицензиями, допусками, материально-техническим обеспечением, опытом по соответствующим предмету тендера, опытом выполнения аналогичных видов работ. Такой участник закупки это и есть объединение группы лиц (консорциум), выступающее в качестве коллективного участника.


Европарламент и Совет ЕС в своих директивах о закупочных процедурах от 31.03.04 г.N 2004/17/ЕС и N 2004/18/ЕС, закупки имеющие отношение к водоснабжению, энергетике, почтовой связи, транспортным услугам, а также процедурам, предметом которых является выполнение услуг, поставок товаров предусматривает подачу коллективных заявок.


К сожалению, законодательством четко не отрегулирована возможность подачи заявки от объединения, которое включает в себя как юридические так и физические лица, индивидуальных предпринимателей и другие виды участников закупки. Но если рассматривать этот вопрос с точки зрения возможной дискриминации и как подтверждение отсутствия конкуренции, равенства и справедливости в отношении всех участников закупки, то такие ограничения является неприемлемым и недопустимым.

Содержание статьи:

1. Нюансы и требования к членам коллективного участника

Возможность участия консорциума в закупках закреплена в 223-ФЗ статье 3 части 5. Поскольку от имени участника закупки может выступать одно или несколько юридических/физических лиц, то буквально понимая и истолковывая данную ному закона, имеем, что любое юр. лицо или несколько физ. лиц (это относится и к индивидуальным предпринимателям), могут выступать от имени одного коллективного участника. Форма объединения коллективного участника законодательство РФ не определена, но статьей ГК РФ № 308 определена возможность такого участия, а также обязательства, которые будут действовать в отношении всех этих лиц, рассматриваемые как коллективные участники. При подаче заявки группой лиц, именуемой коллективным участником, нужно учитывать, что соответствовать требованиям документации должна именно вся группа, а не отдельные ее участники.

Хотя при этом у организатора процедуры могут возникать значительные сложности, потому что в настоящее время законодательством не регламентирован порядок проведения закупки с участием объединения юридических лиц. Например, если победителем будет признан коллективный участник, то контракт с участником государственных закупок заключается либо со всеми участниками такого консорциума, либо с лицом, которое действует от имени всего консорциума в соответствии с соглашением коллективного участника В данном документе необходимо определить все необходимые обязанности и права, солидарную ответственность за нарушение и неисполнение условий контракта, подписанного по итогам закупки (данная ответственность прописана в статьях ГК РФ № 1047, №321 — 325).

2. Ответственность между членами коллективного участника

Перед тем как участвовать в процедуре, необходимо коллективному участнику, объединению юридических лиц распределить объем выполняемых работ, сроки поставки в рамках исполнения контракта. В том числе лучше указать на отсутствие возможности подавать заявку самостоятельно или в объединении других юридических лиц, и указать, что за нарушение требования соглашения коллективного участника такие заявки будут отклонены заказчиком, чтобы исключить риски возникновения подобных ситуаций такие участники закупки это правило используют при необходимости. Если участнику закупки придется обращаться с жалобой в ФАС или суд с иском о защите своих интересов, то лидеру группы, участвующей в закупке, необходимо прописать такие полномочия, чтобы суд не сомневался в праве его подачи исковых заявлений от лица всех участников такого объединения (в соответствии со ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ).

Читайте так же:  Список документов для пенсии

Также хотелось бы отметить возможность рисков, связанных с трактованием второго абзаца статьи 447 пункта 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, где указано, что победителем является лицо как физическое, так и юридическое, субъекты РФ, сама Российская Федерация и муниципальные организации. Консорциум не относится ни к одному из перечисленных «лиц». Но в силу закона о закупках необходимо рассматривать возможность, которая допускает участие таких объединений, как применение «специального права» (когда два закона имеющих равноценную юридическую силу несколько противоречат друг другу), имеющее приоритет.

3. Требования документации и оценка заявки коллективного участника

Если заказчиком предоставлена возможность предоставления заявки от группы лиц, то оценивать такого участник необходимо суммируя все показатели, объем услуг и количество товара, также оценивая все параметры. Участник закупки это описание предоставляет в составе заявки. При возникновении ситуации, при которой суммирование какого-то показателя не представляется возможным, участник закупки показывает этот самый показатель у одного из лиц в составе группы подающей заявку на участие в процедуре.

Участники государственных закупок или организатор торговой процедуры в документации, которая предусматривает возможность участия таких объединений, описывает требования к составу и описанию такой заявки. Эти требования должны будут четко и ясно толковаться, исключая ошибки, которые потом могут препятствовать завершению таких торгов. В соответствии с этой документацией, заявки, подаваемые такими объединениями должны соответствовать всем требованиям, предъявляемым организатором процедуры и установленным в описании критерий отбора, в том числе дополнительных критериев. Подробнее с рекомендациями можно ознакомиться в письме Минэкономразвития России от 30 октября 2015 года N Д28и-3153.

Лидер консорциума, который определен соглашением, описывает в заявке сведения о каждом участнике объединения юридических лиц, подтверждающие их соответствие всем условиям документации, с приложением необходимых копий лицензий, копий СРО, справочной информации об опыте, о составе кадровых ресурсов, материально-технического обеспечения документов о правопреемственности. В подтверждение правопреемственности прилагается скан копия, либо нотариально заверенная копия соглашения, четко прописывающее, что представитель консорциума представляет интересы от всех лиц участников.

ОТКЛОНЕНИЕ УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ в 2019 году

Ваш личный тендерный отдел!

Звоните +7 (903) 798-43-96

Отклонение участника закупки за не предоставление паспортных данных лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, правомерно?

В связи со вступлением в силу с 01 июля 2018 года изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ) весьма коллизионная ситуация сложилась с допуском вторых частей заявок на участие в электронных аукционах.

Согласно ч. 16 ст. 68 Закона №44-ФЗ О Госзакупках, в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола аукциона, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, а также информацию и электронные документы участников закупки, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 Закона №44-ФЗ.

В ч. 11 ст. 24.1. Закона №44-ФЗ установлено требование о том, что оператор электронной площадки, в том числе путем информационного взаимодействия с государственными информационными системами, обеспечивает предоставление заказчику сведений о фамилии, имени, отчеству (при наличии) и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При этом Закон №44-ФЗ, не указывает, откуда именно оператор должен взять указанную информацию, особенно паспортные данные. В числе сведений и документов, предоставляемых участниками закупок при аккредитации на электронной площадки согласно ч. 2 ст. 61 Закона №44-ФЗ, они не значатся. Нет их и в числе тех сведений, что содержатся в реестре участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

Вместе с тем, не предоставление указанных сведений является основанием для признания заявки участника закупки не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе согласно п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона №44-ФЗ.

Отклонение заявки за не предоставление паспортных данных лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, подтверждается административной практикой.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

Так в решении УФАС по Краснодарскому краю по делу № ЭА – 1374/2018 от 13 августа 2018 года сделан вывод о том, что комиссия по закупкам действовала правомерно, признав несоответствующей требованиям документации аукциона второй части заявки, которая не содержала паспортных данных лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

При этом как указано в решении до даты окончания срока подачи заявки оператором электронной площадки участнику закупки было направлено уведомление о предоставлении паспортных данных лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица.

Надо отметить, что операторы не указывают в таких уведомлениях на то, что участник обязан предоставить такие сведения, а лишь рекомендуют.

Возможность отклонения заявки за не предоставление паспортных данных отмечена в решении УФАС по Архангельской области по делу № 263оз-18 от 13 августа 2018 года, поскольку заявка Заявителя (участника закупки) не соответствует требованиям, предусмотренным частью 11 статьи 24.1 ФЗ «О контрактной системе».

В свою очередь Центральный аппарат ФАС России в решении от 26 июля 2018 года № 18/44/105/944 занял иную позицию, указав, что в силу требований частей 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона также не установлено, что в составе информации и документов в рамках первой и второй части заявки на участие в Аукционе Заявитель (участник закупки) обязан представлять паспортные данные лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Оператор электронной площадки пояснил, что до 01.01.2019 Заявитель (участник закупки) не имел возможности представить Оператору электронной площадки паспортных данных в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, поскольку пункт 10 Постановления Правительства РФ от 08 июня № 656 «О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки», предусматривающий информационное взаимодействие электронных площадок, специализированных электронных площадок с единой информационной системой, иными государственными информационными системами вступит в силу лишь с 01.01.2019 года.

Читайте так же:  Дача ложных показаний

ЧТО ДЕЛАТЬ УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ

Таким образом, участникам электронных процедур следует, во избежание отклонения их заявок, направить через личные кабинеты операторам электронных площадок следующую информацию: фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

[3]

В свою очередь заказчикам следует выяснять позицию УФАС их региона, чтобы действия их комиссии не были признаны нарушением законодательства о контрактной системе.

Письмо Минфина России от 13.03.2019 № 24-03-08/16222 «Об особенностях информационного взаимодействия площадок и заказчиков в случае, если участник не зарегистрирован в ЕИС»

Пунктом 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, установлено, что разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются Министерством в случаях, если на Министерство возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению. При этом обязанность по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также по толкованию норм, терминов и понятий на Минфин России не возложена.

Вместе с тем Департамент сообщает, что согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в том числе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе установлено, что оператор электронной площадки обязан направить заказчику информацию и электронные документы участников закупки, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.

Согласно части 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, в том числе путем информационного взаимодействия с государственными информационными системами, в соответствии с требованиями, установленными частью 2 статьи 24.1 Закона о контактной системе, обеспечивает предоставление заказчику в сроки и случаях, установленных Законом о контрактной системе, в том числе, копии учредительных документов участника закупки (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), выписку из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица).

Так, обязанность представления заказчику информации и документов, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, в целях их рассмотрения аукционной комиссией возложена на оператора электронной площадки. Вместе с тем необходимо учесть следующее.

В соответствии с частью 50 статьи 112 Закона о контрактной системе по 31 декабря 2019 года включительно подача заявок на участие в электронных процедурах и участие в таких процедурах осуществляются, в том числе лицами, которые аккредитованы до 1 января 2019 года на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе. При этом регистрация в единой информационной системе не требуется.

Таким образом, а также учитывая положения части 50 статьи 112 Закона о контрактной системе:

1) оператор электронной площадки в случаях, установленных Законом о контрактной системе для направления документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, в отношении участников закупок, аккредитованных до 1 января 2019 года на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе, направляет заказчику информацию и документы таких участников, включенные в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе;
2) аукционная комиссия в соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе рассматривает вышеуказанные информацию и электронные документы, направленные оператором электронной площадки.

При этом аукционная комиссия самостоятельно принимает решение об отклонении заявки, руководствуясь положениями документации об электронном аукционе и Законом о контрактной системе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дополнительно Департамент обращает внимание, что в случае если при осуществлении закупок товаров, работ, услуг нарушаются права и законные интересы участников закупки, любой участник закупки вправе обжаловать действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, либо в судебном порядке.

Источники


  1. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2001. — 528 c.

  2. Краткий курс по теории государства и права. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. — 140 c.

  3. Миронов Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн; Книжный мир — М., 2015. — 672 c.
  4. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 240 c.
  5. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2004. — 142 c.
Участник закупки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here