Убыточная комиссия ифнс

Ответы на вопросы по теме: "Убыточная комиссия ифнс" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Убыточная комиссия

Убыточная комиссия — проводимая с вызовом налогоплательщика в налоговые органы комиссия, целью которой является выявление причин налоговых убытков налогоплательщика.

Комментарий

Убыточные комиссии — это проводимые с вызовом налогоплательщика в налоговые органы комиссии, целью которых является выявление причин налоговых убытков налогоплательщика.

Налоговые органы рассматривают убытки налогоплательщика, как один из негативных признаков. И это понятно, так как в случае убытков отсутствует налог на прибыль и, как правило, НДС.

Налоговые органы применяют такую процедуру налогового контроля, как вызов налогоплательщика на комиссию (убыточная комиссия), во время проведения которой устанавливаются причины возникновения убытков. Такие комиссии прямо не предусмотрены Налоговым кодексов России. Они проводятся на основании Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» 1 . Следует отметить, что вызов на комиссию производится не только в связи с убытками, но и по иным причинам: низкая налоговая нагрузка в целом, низкий уровень заработной платы работников (Зарплатная комиссия), высокая доля вычетов по НДС. Полный перечень причин вызова на комиссию указан в Письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722.

Так, за 9 период месяцев 2014 года рабочие группы комиссии УФНС России по Москве в территориальных инспекциях заслушали представителей 10,5 тыс. убыточных организаций. В результате более 7 тыс. организаций представили 7 тыс. 697 уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль с уменьшением ранее заявленного убытка на сумму 155 млрд 715,5 млн руб. и исчисленным налогом на прибыль в сумме 789,4 млн руб. (Москва: убыточным организациям за 9 мес. 2014 г. доначислено 221 млн руб. налогов (nalog.ru)).

1) Документ (Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722) был отменен Письмом ФНС России от 21.03.2017 N ЕД-4-15/[email protected] «О комиссии по легализации налоговой базы», но комиссии на практике продолжают работать.

Правомерность вызова на убыточную комиссию

Вызывая налогоплательщиков на комиссии налоговые органы пользуются своим правом, установленным пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ: вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Этому праву соответствует ответственность, предусмотренная статьей 19.4. «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В отношении налогоплательщиков, не явившихся на заседание комиссии без уважительных причин и данные отчетности которых не свидетельствуют о положительном изменении финансового состояния, рекомендуется решить вопрос о целесообразности проведения в отношении них следующих мероприятий (Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722):

— повторный вызов на комиссию в инспекцию ФНС России;

— вызов налогоплательщика на аналогичную комиссию в Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации;

— вызов налогоплательщика на межведомственную комиссию при администрациях субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления (в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ с участием капитала Российской Федерации соответствующих субъектов Российской Федерации или муниципальных образований);

— проведение предпроверочного анализа в установленном порядке;

— подготовка материалов для назначения выездной налоговой проверки.

Как обосновать убытки

Налоговая комиссия, как правило, проходит быстро. Налоговые органы просят объяснить причины убытков и рекомендуют показать прибыль и сдать уточненные декларации.

Налогоплательщик не обязан следовать таким рекомендациям. В практической деятельности довольно много ситуаций, которыми объясняются убытки. Например, Развитие нового направления деятельности, Кризис в стране, отрасли или на предприятии, Крупные разовые расходы (ремонт помещения, модернизация производства и т.д.), Маркетинговая политика, связанная с завоеванием рынка (предоставление скидок, развитие сети продаж и т.д.).

Обычно в пояснениях к убыткам указывают краткий анализ доходов и расходов (сумма доходов и расходов в разрезе их видов), а также причины убытков (указаны выше).

Налоговые последствия убытков

1) Если налогоплательщик представил налоговую декларацию с убытком, то налоговые органы, в рамках проведения камеральной налоговой проверки, имеют право требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка (абз. 3 п. 3 ст. 88 НК РФ).

За невыполнение этого требования установлена ответственность, предусмотренная статьей 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу НК РФ.

2) Налоговики рассматривают убытки, как один из факторов, на основании которых принимается решение о проведении выездной налоговой проверки. Перечень таких факторов указан в Приложении N 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок». В пункте 2 указан, как один из таких факторов: Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет.

3) На практике налоговики могут вызвать убыточного налогоплательщика на убыточную комиссию, целью которой является выявление причин получения убытка (рассмотрено в этом материале).

4) Убытки текущего налогового периода могут быть перенесены на будущие налоговые периоды по правилам, указанным в статье 283 НК РФ (см. Перенос убытков на будущее (налог на прибыль)).

Дополнительно

Зарплатная комиссия — проводимая с вызовом налогоплательщика в налоговые органы комиссия, целью которой является выявление причин установления налогоплательщиком заработной платы ниже рыночного уровня. Зарплатная комиссия проводится с целью выявления «серых схем» минимизации налогообложения.

Перенос убытков на будущее (налог на прибыль) — по налогу на прибыль предусмотрена возможность переносить убытки на будущие налоговые периоды (ст. 283 НК РФ)

Реализация ниже себестоимости — реализация товаров (работ, услуг, имущественных прав) с убытком, по цене, ниже чем сумма расходов на их приобретение или производство.

Читайте так же:  Состав преступления похищение человека

Исправление ошибок (бухгалтерский учет, налоги) — предусмотренный законодательством порядок исправления ошибок, допущенных в бухгалтерском и налоговом учете.

Как убыточной компании вести себя на комиссии по легализации налогов

«Российский налоговый курьер», 2015, N 13-14

Кого отправить на беседу с инспектором.

Как мягко и доказательно объяснить наличие убытка.

Что будет, если прийти в инспекцию, но отказаться давать пояснения.

С 2013 г. налоговые комиссии (убыточная, зарплатная, комиссия по НДС) стали называть комиссиями по легализации налоговой базы (Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722). Но суть действий налоговиков не изменилась. Территориальные инспекции ведут статистику в разбивке по видам комиссий и продолжают активную работу в стремлении полюбовно договориться с компанией поправить учет в пользу бюджета (см. статистику УФНС России по г. Москве во врезке ниже).

[2]

Статистика. УФНС России по г. Москве активно работает с организациями, которые заявляют в декларации налоговые убытки

В 2014 г. столичные налоговики провели 146 408 камеральных проверок деклараций по налогу на прибыль с заявленной суммой убытка. По ним вынесено 11 990 решений об уменьшении размера убытка на 41,5 млрд руб. и доначислении налога на сумму 0,3 млрд руб.

При этом было заслушано 14 607 организаций, из которых 10 073 пересмотрели в 2014 г. свои налоговые обязательства. Налогоплательщики представили 10 324 уточненные декларации с уменьшением заявленных убытков на сумму 203,2 млрд руб. и исчисленным налогом на прибыль в сумме 1,0 млрд руб.

В этом году активная борьба с убыточными организациями продолжается. За I квартал 2015 г. проведено 30 457 камеральных проверок деклараций по налогу на прибыль с заявленной суммой убытка, по которым вынесено 3250 решений об уменьшении размера убытка на 15,2 млрд руб. и доначислении налога на сумму 0,3 млрд руб. Заслушано 3230 организаций. Из числа заслушанных 2221 организация пересмотрела в I квартале 2015 г. свои налоговые обязательства и представила 2260 уточненных деклараций с уменьшением заявленных убытков на сумму 30,3 млрд руб. и исчисленным налогом на прибыль в сумме 0,1 млрд руб.

Активная борьба с убыточными компаниями ведется во всех регионах страны

ФНС России рекомендует в списки потенциальных претендентов на комиссию включать в первую очередь компании, заявляющие налоговые убытки (Письмо от 17.07.2013 N АС-4-2/12722). Отбор осуществляется на основании деклараций по налогу на прибыль, в которых по строке 100 листа 02 заявлено отрицательное значение (убыток) за предыдущие два налоговых периода и в отчетном (налоговом) периоде текущего года. Также в список включаются организации, не заполнившие строку 100 листа 02, у которых налоговые расходы за анализируемый период превысили доходы.

Как вести себя на убыточной комиссии

Контролеры имеют право пригласить налогоплательщика в инспекцию для дачи пояснений (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). При этом ФНС России уточняет, в каких случаях это возможно (п. 2.2 Письма от 17.07.2013 N АС-4-2/12837): если нужны пояснения по вопросам исчисления налогов, требуется явка налогоплательщика при выявлении ошибок и противоречий в декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ), нужно ознакомить компанию с документами по проверке. Также организацию могут вызвать по любому вопросу. Поэтому важно быть готовым правильно себя вести, чтобы не испортить отношения с инспектором и не навредить налоговому учету компании.

Если не хотите злить инспектора, на комиссию лучше прийти тому сотруднику, кто разбирается в делах компании

Как правило, это главбух или директор. Визит «формального» законного представителя организации только разозлит проверяющих. Ведь лицо, не осведомленное в нюансах сделки, не способно вести конструктивный диалог с инспектором. А вот грамотные ответы главбуха на вопросы налоговиков, возможно, помогут избежать негативных налоговых последствий в будущем.

Навестить налоговиков лучше с юристом

Хотя проверяющие часто против присутствия на комиссии группы поддержки, налогоплательщик вправе прийти с юристом. Так как каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ). Специалист поможет избежать провокаций и зафиксировать неправомерные действия налоговиков.

Безопаснее заранее продумать ответ, почему у компании убытки

Основной аргумент — само по себе возникновение убытка не опровергает обоснованность расходов. Затраты соотносятся с характером деятельности компании, а не с прибылью. Чтобы не быть голословными, важно подготовить документы, которые подтвердят финансово-экономическое состояние организации. Например, отчет маркетолога о снижении цен.

После комиссии нужно быть готовым к выездной проверке

Особенно если компания после разговора с налоговиками не поправила учет в пользу бюджета. Ведь контролеры еще перед вызовом на комиссию тщательно проанализировали деятельность налогоплательщика. И если положительных, по их мнению, сдвигов не произойдет, то вероятность включения его в претенденты на выездную проверку очень высока.

Штраф налогоплательщику грозит за неявку на комиссию, но не за отказ от дачи пояснений

Неявка в инспекцию расценивается как неповиновение законному распоряжению должностного лица госоргана. За это могут оштрафовать (п. 1 ст. 19.4 КоАП РФ): гражданина на сумму от 500 до 1000 руб., должностное лицо на сумму от 2000 до 4000 руб. Но, если налогоплательщик явится в инспекцию, но откажется давать пояснения, его не оштрафуют (Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837).

«Убыточные» комиссии: права, возможности, последствия

«Налог на прибыль: учет доходов и расходов», 2009, N 5

Уже не первый год налогоплательщики, отражающие в своей отчетности убытки, получают от налоговой письма с просьбой обосновать полученный убыток. Некоторых вызывают на заседание так называемой «убыточной» комиссии.

Работа с убыточными предприятиями целенаправленно началась в 2006 г. Обусловлено это было изменениями, внесенными в п. 2 ст. 283 НК РФ, который разрешает уменьшать налоговую базу на сумму убытков прошлых лет. До 2006 г. действовало ограничение на сумму переносимого убытка в размере 30% налоговой базы, в 2006 — 50%, а с 2007 г. организации вправе уменьшать налоговую базу на всю сумму убытков прошлых лет.

Читайте так же:  Можно ли депутатам заниматься бизнесом

О работе «убыточных» комиссий, критериях отбора налогоплательщиков, возможных причинах убытков и аргументах для налоговой читайте в представленном материале.

Правомерность вызова на комиссию

Правомерность вызова руководителей организаций на комиссию московские налоговики обосновали в Письме от 07.06.2008 N 09-14/054957: в силу пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах.

Для таких случаев предусмотрены и специальные формы документов. Приказом ФНС России N ММ-3-06/338 утверждена форма уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в которой предусмотрено, что налоговый орган обязан подробно описать цели такого вызова.

Приказ ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338 «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

По данному вопросу есть и решение суда. ФАС ДВО в Постановлении от 01.11.2007 N Ф03-А51/07-2/4597 поддержал налоговиков. Ссылаясь на нормы п. п. 1 и 4 ст. 31 НК РФ, а также на ст. 7 Закона РФ N 943-1 , судьи пришли к выводу, что факт приглашения руководителя. для дачи пояснений по вопросам расчета с бюджетом и внебюджетными фондами, выплачиваемой работникам среднемесячной заработной платы и представления документов, обосновывающих выплату заработной платы, не может нарушать права и законные интересы общества, так как такие действия предусмотрены законом и совершены налоговым органом в рамках предоставленных ему полномочий.

Видео (кликните для воспроизведения).

Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах».

Функции «убыточной» комиссии

Можно выделить следующие функции, возложенные на комиссии:

Именно такие функции возложены на комиссию УФНС России по г. Москве по легализации объектов налогообложения Приказом УФНС России по г. Москве от 22.02.2008 N 96. Резонно предположить, что комиссии в субъектах РФ наделены аналогичными функциями и решают похожие задачи.

Стадии работы комиссии

Чем руководствуются налоговики при отборе претендентов?

По данным ФНС, каждый пятый налогоплательщик убыточен. Стало быть, организаций, попавших в зону риска, немало.

Налогоплательщики делятся на две группы, в отношении которых проводятся соответствующие мероприятия:

  • имеющие при исчислении налога на прибыль налоговые убытки за последние два календарных года и сохраняющие эту тенденцию в отчетных периодах текущего года при наличии в бухгалтерском учете в указанных периодах прибыли;
  • имеющие финансовые убытки за последние два календарных года и сохраняющие эту тенденцию в отчетных периодах текущего года (независимо от результата в целях налогообложения).

В отношении убыточных организаций проводится анализ их деятельности для получения информации о причинах систематического превышения расходов над доходами.

Прежде чем вызвать налогоплательщика на заседание комиссии, ФНС в отношении него осуществляет:

[3]

  • анализ финансово-хозяйственной деятельности;
  • исследование на предмет взаимозависимости руководителя и учредителей;
  • анализ показателей бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • анализ уплаты налогов в бюджет и возмещений из бюджета;
  • анализ состава затрат;
  • изучение наличия собственного и арендованного имущества, расходов по его содержанию;
  • сравнение оплаты труда со средними показателями по отрасли;
  • анализ показателей выездных и камеральных проверок данного предприятия;
  • анализ данных внешних источников (ГТД, акты проверок таможенных органов, сведения банков и др.).

Данная информация позволяет предметно обсуждать причины убыточности предприятия с учетом его специфики.

Кроме убыточных на протяжении двух лет в зоне внимания ФНС находятся предприятия из высокодоходных отраслей экономики: торговля, транспорт, строительство, операции с недвижимостью. По данным ФНС, именно на эти отрасли приходится наибольший процент убыточных предприятий.

Списки убыточных предприятий и организаций размещены на интернет-сайте ФНС.

Убытки. Что такое хорошо и что такое плохо?

Позиция ФНС по вопросу получения налогоплательщиком убытков сводится к следующему. В условиях рыночной экономики целью любой коммерческой организации является получение прибыли, что устанавливается в том числе действующим гражданским законодательством, и нет объективных причин работать себе в убыток. Убыток в течение ряда лет без выраженных тенденций к его погашению — это один из признаков недостоверности показателей хозяйственной деятельности.

Так ли уж неправы налоговые органы, предъявляющие претензии убыточным предприятиям? Что такое убыток и чем плохо положение убыточного предприятия, кроме повышенного внимания со стороны налоговых органов?

Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Отметим, что в Постановлении Пленума ВАС РФ N 18 указано, что извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом. Организация может работать с убытком, но для этого должны быть объективные причины. Например, финансовый убыток, даже на протяжении нескольких лет, может быть связан с развитием производства. Правда, в таком случае должны расти и показатели капитальных вложений, вложений в долгосрочные активы и расходы будущих периодов. К объективно оправданным убыткам можно отнести и убытки вновь созданных предприятий в период окупаемости. Ясно, что сам по себе факт наличия убытков не позволяет говорить о недобросовестности налогоплательщика, однако наличие убытков должно иметь обоснование. А тот факт, что многие организации в состоянии убыточности работают продолжительное время, ставит под сомнение достоверность декларируемых ими убытков, является признаком искажения показателей деятельности и, естественно, вызывает интерес со стороны налоговых органов.

Постановление Пленума ВАС РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части КоАП РФ».

Налоговики уделяют внимание и такому показателю деятельности организации, как чистые активы. Понятие «чистые активы» в общем виде представляет собой балансовую стоимость имущества организации, уменьшенную на сумму ее обязательств (Письмо Минфина России от 24.08.2004 N 03-03-01-04/1/10). Стоимость чистых активов может принимать как положительное, так и отрицательное значение. Отрицательная величина чистых активов означает неэффективность финансово-хозяйственной деятельности организации и одновременно ее неспособность расплатиться по своим обязательствам. Как показывает практика, у каждого второго убыточного предприятия чистые активы имеют отрицательное значение. И именно такие предприятия попадают в поле зрения налоговых органов.

Читайте так же:  Последующий залог недвижимости

Причины убытков организаций можно разделить на две группы: минимизация налога на прибыль и неправильное планирование деятельности.

Убытки, полученные вследствие минимизации налога на прибыль, связаны:

  • с пренебрежением установленными правилами налогового учета;
  • завышением расходов за счет экономически необоснованных и документально не подтвержденных затрат, связанных с уклонением от налогообложения. В частности, умышленное завышение расходов в результате включения затрат по договорам с «фирмами-однодневками» на оказание услуг, не имеющих материального результата. Это консультационные, информационные, транспортные услуги, услуги по управлению организацией и др.;
  • неполным отражением сумм доходов как по основному виду деятельности предприятия, так и от реализации основных средств, сдачи имущества в аренду;
  • включением в расходы значительных сумм процентов по долговым обязательствам (займам, кредитам). При этом часто организации имеют размер дебиторской задолженности в таких объемах, что в случае ее погашения необходимость в привлечении заемных средств отпадает. Характерно, что в числе наиболее крупных дебиторов значатся учредители данных организаций, дочерние организации, иные взаимозависимые лица;
  • увеличением стоимости материальных ресурсов: происходит искусственное завышение цен на сырье, материалы, комплектующие изделия через цепочку контрагентов.

Убытки, полученные вследствие неправильного планирования деятельности, связаны:

  • с исчислением амортизационных отчислений в завышенных размерах, в том числе за счет неправомерного применения коэффициента 2;
  • завышением сумм нормируемых расходов;
  • учетом затрат, относящихся к будущим периодам, в текущем налоговом периоде;
  • учетом в составе расходов затрат по выплате дивидендов контролируемой задолженности иностранных инвесторов;
  • уменьшением налоговой базы за счет списания безнадежной дебиторской задолженности при наличии остатков резерва по сомнительным долгам;
  • отнесением на расходы по основному виду деятельности затрат по видам деятельности, в отношении которых уплачивается ЕНВД.

Получили убыток. Что дальше?

Согласно Приказу УФНС России по г. Москве от 22.02.2008 N 96 решением комиссии по результатам рассмотрения деятельности конкретных налогоплательщиков инспекциям может быть рекомендован комплекс мер по контролю финансово-хозяйственной деятельности организаций, в том числе:

  • усиление камерального контроля представляемой налогоплательщиками отчетности по налогам за счет истребования пояснений и, при необходимости, рассмотрение соответствующих документов;
  • сбор и анализ информации и сведений, поступивших из внешних источников;
  • проведение предпроверочного анализа с целью определения целесообразности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.

Разговор по душам: вызов на комиссию по легализации налоговой базы

«Консультант», 2014, N 11

Налоговая комиссия служит инструментом налогового контроля, и хотя он не предусмотрен Налоговым кодексом нашей страны, это не мешает фискальному органу применять это изобретение к налогоплательщикам. С 2013 г. комиссии ФНС перестали иметь разные имена: убыточная комиссия, комиссия по возмещению НДС, зарплатная комиссия, комиссия по взысканию налоговых недоимок, — они получили единое название: комиссии по легализации налоговой базы (Письмо ФНС России от 17 июля 2013 г. N АС-4-2/12722). Цель у таких комиссий только одна — увеличение поступлений налогов в бюджет.

Вызываются на это мероприятие те налогоплательщики, которые «сбились с пути» полной уплаты налогов, представляют недостоверную налоговую и бухгалтерскую отчетность, чьи результаты деятельности не укладываются в рамки экономически обоснованных и допустимых.

Вызов брошен

Налогоплательщикам, попавшим под наблюдение комиссии, в качестве первого сигнала направляются информационные письма. В них отражаются факты, выявленные в ходе проверки, и предлагается уточнить свои налоговые обязательства (уменьшить сумму убытка, погасить задолженность по НДФЛ и т.д.). Если налогоплательщик не реагирует на такое письмо в течение 10 рабочих дней, его вызывают на заседание комиссии по легализации налоговой базы.

Налоговики предпочитают видеть на такой комиссии непосредственно генерального директора или главного бухгалтера компании, но не уполномоченного представителя, ссылаясь на то, что такие представители создают «присутствие для видимости». И в большинстве случаев представители действительно не в состоянии вести конструктивный разговор. Кроме этого, налоговики хотят убедиться (и мы не можем их за это осуждать), что руководитель компании, вызванный на комиссию, не является номинальным, а ведет реальный бизнес и осведомлен о его нюансах.

Пример. Директор московской торговой компании получил уведомление из налоговой инспекции вскоре после того, как его бухгалтерия подала декларацию по НДС. Энтузиазма присутствовать на комиссии не было, и давать пояснения о высоком размере НДС ему не хотелось. К тому же в этот день у директора планировалась важная командировка в Краснодар. Но он все-таки решил «принять вызов» налоговиков. Директор попросил о переносе даты, налоговики пошли ему навстречу, и комиссия состоялась. Налогоплательщик впоследствии о своих действиях не пожалел. Во-первых, он узнал, что инспекция «имела» на его компанию, и затем, используя информацию от налоговиков, предпринял шаги по защите своих интересов. Во-вторых, явившись на вызов налоговой и представив достаточно общую информацию о бизнес-деятельности, директор уберег свою компанию от назначения выездной налоговой проверки.

Правила работы налоговой инспекции таковы, что отказ налогоплательщика представить информацию считается одним из главных критериев для включения его компании в план выездных налоговых проверок.

Группа поддержки

Руководитель компании имеет право прийти на налоговую комиссию в сопровождении доверенного юриста или адвоката. Попытки налоговых инспекторов не допускать таких лиц на комиссию незаконны, т.к. никто не имеет права лишать гражданина РФ права на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ). Поэтому, если вы считаете, что сможете эффективно отстаивать свою точку зрения в присутствии адвоката или лиц, более осведомленных в конкретных вопросах, вы имеете право приходить на комиссию в каком угодно составе. Как показывает практика, если вы настаиваете, то налоговики проведут заседание комиссии в присутствии всех нужных вам участников. Прийти со своей поддержкой на такие мероприятия, как правило, психологически намного комфортнее. Налоговики предпочитают давить на налогоплательщика числом. Обычно это минимум три представителя ФНС и приглашенные на «подмогу» представители из службы судебных приставов, органов прокуратуры, правоохранительных органов, представители администраций муниципальных образований.

Читайте так же:  В течение гарантийного срока

Пример. Строительная компания, работающая в одном из городов Сибирского федерального округа, была включена в реестр недобросовестных поставщиков, и доступ к рынку госзаказов для компании оказался закрыт. При такой ситуации в отчетности компании появились убытки, и руководство было вызвано на комиссию. От директора требовались пояснения о причинах заявленного убытка, ему предложили подать уточненную декларацию по прибыли с уменьшением сумм убытка и уплатить налог на прибыль в бюджет. Но налогоплательщик сумел уклониться от «разумных» предложений комиссии, обосновав причины своих убытков. При объективном рассмотрении обстоятельств стало понятно, что, потеряв рынок госзаказа, быстро переориентироваться на другое строительное направление в условиях сезонности и низких темпов роста самой отрасли не представлялось возможным. Комиссия была вынуждена признать, что убытки компании — это не часть оптимизации налогов, таким образом претензии к компании были сняты.

Подготавливая объяснения для инспекции, важно помнить, что само по себе получение убытка не доказывает экономическую необоснованность затрат. Расходы нужно соотносить с характером деятельности организации, а не с полученной прибылью. Необходимо позаботиться об оправдательных документах, которые подтвердят ситуацию в сегменте вашего бизнеса, например сведениях о падении цен на производимый вами вид продукции и т.п.

Сколько хочу — столько плачу

Одной из самых распространенных причин для вызова на налоговую комиссию по-прежнему являются вопросы заработной платы на предприятии. Под прицел налоговиков попадают налогоплательщики, которые выплачивают заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности. Цель налоговой комиссии не в том, чтобы вы повысили заработную плату сотрудникам (для этого есть организации, регулирующие трудовые отношения), их деятельность нацелена на вывод «из тени» скрытых форм оплаты труда и повышение сумм НДФЛ к уплате в бюджет.

Пример. С владельца крупной логистической компании налоговая комиссия потребовала объяснений, почему компания уплатила меньшую сумму налога с заработной платы — в штатном расписании оклады не совпадали с теми предложениями, что организация размещала в Интернете на сайтах по поиску работы. Директор не смог привести на комиссии убедительные доводы, и налоговики пошли по процедуре: назначили налоговую проверку, доначислили налог. И только в арбитражном суде их решениям был дан задний ход — доводы налоговиков были отклонены, потому что они не смогли собрать должных доказательств и свидетельств того, какая именно и кому выплачивалась заработная плата. Для руководителя компании все обошлось в этот раз благополучно.

Вы должны, направляясь на такую комиссию, подготовить разумные экономические причины, объясняющие отклонения зарплат. Например, если ваши сотрудники имеют хороший социальный пакет, который компенсирует разницу, либо предприятие находится в затруднительном финансовом положении, чему есть реальные доказательства. Подготовив убедительные причины, объясняющие, почему существующая на предприятии средняя заработная плата ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ, вы сможете доказать, что низкая зарплата не свидетельствует об уклонении от уплаты зарплатных налогов. Также стоит иметь в виду, что налоговый орган учитывает информацию, которая поступила на налогоплательщика в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов. Например, информация о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы («в конвертах»), неоформлении или оформлении с нарушением установленного порядка трудовых отношений и иная аналогичная информация.

Большой вычет — больше доказательств

Если налогоплательщик в декларации заявляет большие вычеты по НДС, то вероятность предстать перед комиссией по легализации налоговой базы становится очень высокой. Налоговики попросят пояснить причины большой доли вычетов по НДС, а также добиться подачи уточненных налоговых деклараций по НДС за предыдущие налоговые периоды с уменьшением суммы налоговых вычетов и увеличением суммы НДС к уплате в бюджет.

Пример. Поставщик фармацевтических препаратов в Москве имел большие вычеты по НДС — его предприятие было вынужденно делать маленькую наценку на товары из-за того, что цены на этот вид продукции регулируются государством. Вследствие этого доля налоговых вычетов превышала обычный уровень. Налогоплательщику пришлось обосновать долю вычетов, детально объяснив налоговикам схему бизнеса на комиссии. Объяснение было долгим и длилось несколько часов, но генеральный директор совместно с финансовым директором смогли убедить налоговую комиссию, что их предприятие не уклоняется от уплаты налогов.

«Комиссионные» последствия

Нередки случаи, когда нарушения налогоплательщиком после прохождения комиссии устранялись, но вскоре в компанию все равно приходили с выездной налоговой проверкой. Почему так происходит? Вы должны знать, что компания, которая побывала на комиссии, скорее всего, какое-то время будет подвергаться мониторингу. Налоговики будут отслеживать, учел ли налогоплательщик замечания налоговой в своей дальнейшей деятельности, пошла ли на пользу «работа над ошибками». Если налогоплательщик не изменит своих методов работы, то он столкнется с более серьезными последствиями.

Налоговые комиссии для налоговиков в первую очередь — способ пополнить бюджет, получить дополнительную информацию от налогоплательщика о его бизнесе и слабых местах. Это возможность определиться — планировать выездную проверку или не стоит тратить время, так как размер доначислений будет несущественным. Налогоплательщику, который решил подать уточненную декларацию или доплатить налоги перед тем, как явится на налоговую комиссию, я бы порекомендовала не играть на опережение. Лучше это сделать после посещения комиссии, потому что у плательщика будет больше информации и сумма к доплате в бюджет по итогам проведения комиссии станет более точной.

Читайте так же:  Суточные при командировке

Отмечу, что для налогоплательщиков польза от работы налоговых комиссий тоже существует. Такая комиссия — это всегда повод задуматься, существуют ли в деятельности компании неустранимые слабые места, и если у налоговой инспекции появился к налогоплательщику определенный интерес, то, возможно, лучшим решением будет закрытие этой конкретной компании, потому что тогда вы можете начать бизнес с чистого листа.

Вызов на комиссию по легализации налоговой базы

Комиссия по легализации налоговой базы – один из методов контроля компании, который появился приблизительно 5 лет назад. Ее работа регулируется разъяснительными письмами ФНС, которые предназначаются для инспекторов. В НК РФ соответствующих пояснений нет. Организация комиссии осуществляется согласно составленному плану.

Кто вызывается на комиссию

Особенности отбора субъектов изложены в письме ФНС от 17.07.2013 N АС-4-2/12722. В нем указано, что выбор осуществляется на основании экономической деятельности организации, специфики налогообложения при реорганизации, ликвидации, банкротстве. Компания выбирается для вызова на комиссию по следующим критериям:

Рассмотрим дополнительные критерии:

  • Поступление данных о доходах резидентов РФ от иностранных государств.
  • Поступление данных о сокрытии доходов от ОВД, прокуратуры, ФЛ и ЮЛ.
  • Применение льгот по налогам и пониженных ставок без должных оснований.
  • Предоставление НДС к возмещению.
  • Различные нарушения закона в области налогового права.

После составления перечня компаний, подлежащих контролю, определяется очередность приглашения на комиссию. Первыми в очереди идут компании с большей суммой налогов, подлежащих потенциальному возмещению. После того как очередность определена, компаниям направляются уведомления. В них указаны рекомендации по устранению правонарушения. Если ЮЛ или ИП не выполнило рекомендации, направляется письмо с вызовом на комиссию.

Основные особенности комиссий

Контроль компании комиссией является досудебным способом решения налоговых споров. Мероприятие также может быть названо допроверочным действием. Рассмотрим цели деятельности комиссии:

  • Улучшение поступлений налогов.
  • Увеличение взимания подоходного налога, а также страховых взносов.
  • Выявление неверных данных в бухгалтерской и налоговой отчетности.
  • Выявление выдачи сотрудникам неофициальных зарплат.
  • Предупреждение перевода подоходного налога и страховых взносов позже срока.
  • Выявление компаний, выплачивающих зарплату ниже МРОТ.
  • Выявление организаций, не устраивающих сотрудников на работу официально с целью уменьшения налоговой базы.

К СВЕДЕНИЮ! Предполагается, что работа комиссии стимулирует компании самостоятельно уточнять точную сумму налогов и взносов, полагающихся к уплате, не допускать нарушений в сфере налогового права.

Состав комиссии

Комиссия включает в себя, как правило, следующих лиц:

  • Сотрудники налоговых органов.
  • Представители местных органов управления.
  • Представители ПФР, ФСС.
  • Сотрудники трудовой инспекции.
  • Прокурор.
  • Представители правоохранительных органов.

Информацию о налогоплательщиках комиссия берет из отчетов компаний, имеющихся реестров, Интернета, публикаций СМИ.

[1]

Особенности проведения и организации комиссии

Каждая компания рассматривается на комиссии в индивидуальном порядке. После проведения контрольного мероприятия составляются следующие документы:

  • Протокол заседания, который должен подписать секретарь, а также председатель комиссии. Представитель налогоплательщика знакомится с протоколом под расписку. Лицо может запросить копию протокола.
  • Рекомендации, в которых отражается фактическая сумма налогов, сумма к доплате и прочее. Срок устранения правонарушений составляет 10 дней.

Компания обязана исполнить все предписания комиссии. Факт устранения правонарушений проверяется инспекцией ФНС. Если компания не предприняла никаких действий, принимается решение о проведении выездной проверки.

Как вести себя на комиссии по легализации

Особенности поведения на комиссии обусловлены тем, какие вопросы будут задавать представители контролирующего органа. Рассмотрим подробнее эти вопросы:

  • На какой деятельности специализируется компания?
  • С какими поставщиками, контрагентами и покупателями сотрудничает предприятие?
  • Есть ли в компании служба безопасности, проверяющая контрагентов на надежность?
  • Соответствие компании юридическому адресу, наличие договора аренды, размер арендных платежей.
  • Число сотрудников в компании и их специализация.
  • Сотрудничество с компаниями-однодневками для создания фиктивного документооборота.

Если представитель компании не может ответить на эти вопросы, деятельность фирмы ставится под сомнение.

Что говорить на комиссии

Перед комиссией нужно выстраивать определенную линию защиты. Она будет зависеть от того, в чем именно обвиняется налогоплательщик. Очень важно подготовить аргументы в свое оправдание. Пояснения можно предоставлять в письменной форме. Каждый аргумент желательно подтверждать документами. Рассмотрим пример линии защиты. Компании предъявляются обвинения в большом размере убытков. В данном случае объяснить подозрительное явление можно следующими фактами:

  • Сектор, в котором работает компания, предполагает большие убытки для всех фирм.
  • Повысилась стоимость сырья.
  • Колебания курсов валюты.
  • Спрос на продукцию компании резко упал.
  • Финансовый кризис.
  • Компания работает в новом для себя секторе.

Если на комиссии будет рассматриваться низкая зарплата сотрудников, можно предъявить эти аргументы:

  • Часть сотрудников трудится в других регионах, в которых размер зарплат относительно низкий.
  • В компании был введен плавающий график, режим неполной занятости.

Все аргументы должны быть логичными и обоснованными. Усилить их можно путем предоставления сопутствующих документов (к примеру, статистика).

Неявка на заседание комиссии

Если представитель компании не явился на заседание, проводятся эти действия:

  1. Отправка повторного уведомления.
  2. Отправка уведомления в ФНС.
  3. Исследование информации о компании для решения о целесообразности осуществления проверки.
  4. Подготовка глубокой проверки.
Видео (кликните для воспроизведения).

Представителям компании рекомендуется явиться на комиссию. Это позволит фирме своевременно исправить все нарушения и не допустить наложения санкций.

Источники


  1. Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.

  2. Сырых, В. М. Теория государства и права / В.М. Сырых. — М.: Юстицинформ, 2011. — 704 c.

  3. Правоведение. — М.: Флинта, МПСИ, 2010. — 360 c.
  4. Исследования по истории и теории развития авиационной и ракетно-космической науки и техники: моногр. . — М.: Наука, 2011. — 264 c.
  5. Чашин А. Н. Квалификационный экзамен на адвоката; Дело и сервис — М., 2010. — 544 c.
Убыточная комиссия ифнс
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here