Требования к участникам закупки по 223 фз

Ответы на вопросы по теме: "Требования к участникам закупки по 223 фз" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Критерии оценки заявок «опыт участника» и «квалификация персонала», не противоречащие Закону № 223-ФЗ и Закону № 135-ФЗ, дискриминационными не являются

j.dudzinski/ Depositphotos.com

Участник открытого конкурса обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика, выразив несогласие с методикой оценки критериев «опыт участника» и «квалификация персонала». По мнению заявителя, отдельные положения конкурсной документации, устанавливающие критерии оценки предложений участников, необоснованно ограничивали конкуренцию и создавали преимущественное положение отдельным участникам размещения заказа.

Решением антимонопольного органа жалоба была признана необоснованной. Арбитражные суды в удовлетворении заявления о признании решения недействительным также отказали (Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).

Так, проанализировав применяемые заказчиком при проведении конкурса показатели расчета количества баллов по спорным критериям, суды признали верным вывод антимонопольного органа об их соответствии положениям Законов № 223-ФЗ и № 135-ФЗ.

Формулируя свою позицию, судьи отметили, что, согласно положениям п.п. 9, 12, 13 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора не допускается предъявлять требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. При этом требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Судьи приняли во внимание то, что предусмотренные конкурсной документацией критерии оценки в равной степени применялись ко всем участникам закупки и позволяли объективно сопоставить поданные заявки на предмет их соответствия требованиям, предъявленным заказчиком. На этом основании суды пришли к выводу о соблюдении заказчиком положений п. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ и о недоказанности факта наличия дискриминационных условий и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.

Готовим комплект документов на тендер по 223-ФЗ

    On 15.07.2018 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, Электронная подпись, ЭТП

Рынок заказа по закону 223-ФЗ очень большой. В 2017 году объем размещенных закупок составил 27 трлн рублей. Это в 3,5 раза больше, чем стоимость опубликованных в ЕИС закупок по 44-ФЗ. Вместе с тем поставщики, в особенности средние и мелкие, предпочитают именно государственные закупки. Ведь в них все регламентировано — и сроки, и процедуры, и документы. А вот заказчики по 223-ФЗ многие правила устанавливают самостоятельно. Например, они могут запросить расширенный пакет документов, который поставщику будет проблематично собрать. Сегодня расскажем о том, какие документы могут требовать у участников заказчики тендеров по 223-ФЗ.

Почему стоит участвовать в закупках по 223-ФЗ

Специалисты рекомендуют поставщикам участвовать во всех процедурах, которые они могут осилить с точки зрения исполнения контракта. Если поставщик имеет соответствующую квалификацию и опыт, прочитал и понял техническое задание и считает, что можете его выполнить, не стоит бояться подавать заявку на торги по 223-ФЗ. Пренебрегая ими, поставщик лишает себя потенциального договора.

Поначалу заявку на корпоративные тендеры готовить может быть сложно, но этот опыт пойдет на пользу. Спустя несколько процедур будет намного проще, ведь по большому счету, требования к документам у заказчиков повторяются.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Документы для регистрации на ЭТП

Прежде нужно собрать комплект документов для ЭТП, чтобы получить доступ к торгам. Для этого понадобится:

  1. Последняя редакция Устава организации в отсканированном виде с печатью Налоговой службы. Сканировать нужно все страницы, включая титульный лист и оборотную сторону последнего листа, где на прошивке стоит пломба. Также нужно приложить сканы листов изменений, если они вносились в Устав.
  2. Протокол или решение о назначении директора. Именно один из этих документов, а не приказ.
  3. У индивидуальных предпринимателей упомянутых выше документов нет. Поэтому ИП должен приложить цветной скан всех страниц своего паспорта.
  4. Выписка из ЕГОЮЛ/ЕГРИП. Свежую выписку с ЭЦП Налоговой службы совершенно бесплатно можно получить через специальный сервис на сайте ФНС. Процесс занимает не более получаса.
  5. Банковские реквизиты.
  6. Если ЭЦП оформлена не на руководителя, а на другое лицо, следует приложить доверенность на этого представителя.

Что потребуется для заказчика

Точный список документов определяется в конкретной закупке. Однако с большой долей вероятности заказчик потребует:

  1. Пакет документов, которые участник представлял для регистрации на ЭТП. Закон 223-ФЗ не обязывает извлекать эти документы из карточки поставщика. Последний должен самостоятельно прикрепить их к заявке.
  2. Профессиональные документы — лицензии, сертификаты качества, допуски, свидетельства и так далее.
  3. Декларация соответствия требованиям для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Обычно подходят данные из реестра МСП.
  4. Свидетельство о регистрации компании или ИП.
  5. Свидетельство о постановке на налоговый учет.
Читайте так же:  Об антимонопольной деятельности

Это документы общего характера. Кроме них, заказчик может запросить документы, связанные с бухгалтерией и налогами:

  1. Бухгалтерскую отчетность — баланс и форму № 2. Обычно просят за финансовый год, иногда за 2-3 предыдущих.
  2. Если поставщик на УСН — уведомление о возможности применения этого режима и копию налоговой декларации.
  3. Сведения о среднесписочной численности сотрудников.
  4. Справку об исполнении обязанностей по уплате налогов.
  5. Справку об отсутствии налоговых задолженностей.

Если поставщик планирует участвовать в процедурах по 223-ФЗ, ему следует всегда иметь под рукой указанные в последних пунктах справки в бумажном виде. Дело в том, что заказчик может не принять их в электронной форме. Чтобы из-за этого не было задержек, рекомендуется поддерживать справки в актуальном состоянии, то есть периодически обновлять (примерно раз в 2 месяца).

Кроме того, в закупке может быть установлено требование о наличии у участника опыта, квалификации, кадров. Тогда понадобятся такие документы:

  1. Для подтверждения опыта — сканы исполненных договоров и закрывающих актов. Однако готовя такие документы, следует помнить, что некоторые договоры могут содержать положение о конфиденциальности. Соответственно, передавать их заказчику нельзя.
  2. Для подтверждения квалификации — рекомендательные письма, отзывы, сертификаты качества, свидетельства, лицензии и так далее.
  3. По персоналу заказчик может запросить информацию о стаже работы, о разрешениях и допусках сотрудников. Пример — скан водительских прав при закупке услуг автоперевозки.
  4. В отношении помещений, транспортных средств и оборудования могут потребоваться документы, подтверждающие право собственности или аренды.

Как правильно оформить документы

Специалисты рекомендуют придерживаться общих правил для оформления документов в рамках закупок:

[1]

  1. Копии и сканы должны быть хорошо читаемы.
  2. Если документы прикрепляются в электронном виде, то в одном файле должен быть только один документ.
  3. Большая часть заказчиков предпочитает документы в формате PDF.
  4. Стоит обратить внимание на вес файла, поскольку у некоторых площадок есть ограничения. Для «облегчения» документа можно воспользоваться различными интернет-сервисами.
  5. Можно применять специальные сервисы, которые формируют справки и электронные документы.
  6. Все документы в составе заявки должны быть пронумерованы. Следует приложить их опись:

Подведем итоги

Итак, если вы решили участвовать в закупке по 223-ФЗ, не стоит тянуть с оформлением заявки до последнего. Мы привели лишь самые распространенные требования, но не исключено, что вашему заказчику понадобится что-то еще.

Для упрощения подготовки комплекта документов можно использовать специальные сервисы — это позволит сэкономить время.

Если хотя бы одного документа не будет в комплекте, заявка может быть отклонена. Кроме того, в документации закупки может быть прописано право заказчика дозапросить отсутствующие документы.

Следует сформировать комплект документов так, чтобы в нем легко было разобраться. Заказчик должен сразу понимать, где какой файл, тогда к заявке будет меньше вопросов. Если же в комплекте документы в разных формах, а некоторые из них еще и перевернуты, то к такой заявке заказчик может придраться.

Требования к участникам закупки по 223 ФЗ

Требования к участникам закупки — это запросы, которые заказчик предъявляет к потенциальным поставщикам. Главное условие для таких позиций в документации — не ограничивать конкуренцию.

Общие требования для участников тендеров по 44-ФЗ

Единые требования к участникам закупки обязательно устанавливаются заказчиком. Они не зависят от способа проведения закупки, предмета торгов. Такие запросы определяются для потенциальных поставщиков. Вот основные требования и условия допуска к участию в торгах 44-ФЗ:

  1. Не проводится ликвидация.
  2. Не является офшорной компанией.
  3. Отсутствуют решения арбитража о банкротстве и проведении конкурсного производства.
  4. Деятельность не приостановлена (проверяется на момент подачи заявки).
  5. Не зафиксирована задолженность по налогам и обязательным платежам за предыдущий год.
  6. У руководства участника или у единоличного поставщика (физического лица) нет судимости по статьям 289-291.1 УК РФ. Исполнитель не дисквалифицирован.
  7. Отсутствуют санкции за незаконное вознаграждение. Информация проверяется за два года, предшествующих подаче заявки.
  8. Не установлен конфликт интересов сторон.
  9. Участие в госзаказе не ограничено действующим законодательством РФ.

Требования устанавливают для каждого тендера для всех исполнителей без исключения (ч. 1 ст. 31 44-ФЗ) и обязательно включают в документацию: перенесите полный текст законодательных норм (п. 3-5, 7, 7.1, 9, 10, 11 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Правила действуют для всех способов, кроме электронного конкурса — заказчики ставят обязательное условие о том, что в составе заявки направляется декларация о соответствии участника аукциона п.3-9 ч.1 ст.31 44-ФЗ. Если организация проводит электронный конкурс, то в такую декларацию включается и подтверждение соответствия п. 11 ч. 1 ст. 31.

Ситуативные требования

Определенные закупки подразумевают наличие особых квалификации и компетенций у потенциальных исполнителей. Это отражается в требованиях по ситуациям. Заказчики запрашивают лицензии, свидетельства о членстве в саморегулируемой организации, аккредитации, если предмет закупки относится к деятельности, требующей официальной сертификации (лицензирования, аккредитации).

Аккредитация понадобится при закупке услуг по техосмотру транспорта (ч. 1 ст. 5 170-ФЗ) и не только, а вот членство в СРО потребуется в случае госзаказа по кадастровой деятельности и различных видов оценки (ст. 29, 32, 33 221-ФЗ от 24.07.2007, ст. 4, 15.1 135-ФЗ от 29.07.1998).

Читайте так же:  Исковое заявление о возмещении вреда причиненного преступлением

Запрос о лицензировании (аккредитации, СРО) устанавливают следующим образом: ответственный исполнитель перечисляет подробный перечень подтвердительных регистров, которые впоследствии предоставляет участник торгов. Но этим условием не стоит злоупотреблять. Если заказчик укажет слишком длинный список, он ограничит конкуренцию для потенциальных поставщиков. Лучше просто установить обобщенное требование о наличии лицензии или членстве СРО.

При определении особых требований надлежит соблюдать ряд правил:

  • при одновременном заказе лицензируемых и нелицензируемых видов деятельности запрещается запрашивать лицензию (Решения по делу № ВП-538/16 от 15.11.2016, по делу № К-1708/16 от 20.10.2016, по делу № КГОЗ-403/16 от 06.09.2016);
  • при приобретении технологически, комплексно и функционально связанных товаров, работ и услуг заказчику разрешено запрашивать лицензию на определенный вид деятельности, не разбивая закупку на лоты (Решение Омского УФАС России № 03-10.1/166-2016 от 11.07.2016);
  • при проведении запроса котировок не допускается включение условия об обязательном лицензировании, в составе заявки надлежит предоставлять декларацию о соответствии (ч. 3, 4 ст. 73, пп. «а» п. 4 ч. 9 ст. 82.3 44-ФЗ);
  • при проведении конкурса, аукциона и запроса предложений (в том числе электронных) для участников определяется обязанность предоставлять в составе своих предложении копии подтвердительных документов (пп. «г» п. 1 ч. 2 ст. 51, п. 3 ч. 6 ст. 54.4, п. 2 ч. 5 ст. 66, п. 3 ч. 9 ст. 83.1 44-ФЗ);
  • при госзакупке исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности поставщик обязан обладать такими правами, это подтверждается декларацией (п. 8 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, Письмо Минэкономразвития России № Д28и-481 от 17.02.2016).

Отсутствие участников в реестре недобросовестных поставщиков

Это не обязательное условие. Заказчик сам определяет, предъявить ли к потенциальным исполнителям требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков или нет (ч. 1.1 ст. 31 44-ФЗ). Если хотите, чтобы контрагент реализовал контракт надлежащим образом, включите запрос об отсутствии в РНП в закупочную документацию (ч. 5 ст. 31).

При формировании извещения ответственный специалист ставит галочку в специальном поле электронного документа.

Дополнительные требования к участникам

Такие условия включаются в документацию не всегда. Вот в каких случаях возможны дополнительные требования к участникам закупки по 44-ФЗ (ч. 2 ст. 31 44-ФЗ):

  1. При проведении электронного аукциона, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса (открытых и закрытых процедур).
  2. При наличии технической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера в отношении предмета закупки (Приложения № 1, 2 ПП РФ № 99 от 04.02.2015).

Дополнительные требования касаются квалификационной, материальной и финансовой обеспеченности потенциального поставщика. Законодательство допускает устанавливать запросы:

  • о деловой репутации поставщика;
  • материальных и нематериальных ресурсах, необходимых для исполнения контракта;
  • технической оснащенности потенциального исполнителя;
  • наличии определенного имущества (недвижимость, оборудование), привлекаемого к исполнению госконтракта;
  • опыте работы в конкретной сфере и уровне подготовки (квалификации) специалистов.

Дополнительные условия включаются в закупочную документацию наравне с обязательными (ч. 5 ст. 31 44-ФЗ). Их надлежит обосновывать и в документах закупки, и в плане-графике (п. 3 ч. 3 ст. 21 44-ФЗ, ч. 6 ст. 2 71-ФЗ). Если заказчик включает дополнительные требования в закупочную документацию и извещение (просто ставим галочку рядом с конкретным предложением в ЕИС и подробно описываем запрос для поставщика), участник подает заявку совместно с документами, подтверждающими его соответствие. В качестве доказательств подойдут копии контрактов, актов выполненных работ, копии трудовых книжек, дипломы и приказы о присвоении квалификационных степеней у исполнителя и его сотрудников, реестровые записи о наличии имущества.

Порядок получения подтвердительных документов такой:

[2]

  1. Потенциальный поставщик направляет требуемые регистры оператору электронной площадки.
  2. Оператор публикует информацию в реестре аккредитованных участников (ч. 12 ст. 24.2 44-ФЗ).
  3. Получаете от оператора в составе вторых частей заявок (ч. 8.2 ст. 66 44-ФЗ). В составе заявки этих документов не будет.

Требования по 223-ФЗ

В торгах по закону о закупках отдельными видами юридических лиц № 223 вправе участвовать физические, юридические лица или объединение таких лиц. Организатор закупки, заказчик или его работники не принимают участия в собственных закупках. Обязательные уточняющие требования к поставщику по 223-ФЗ не предусмотрены. Заказчики самостоятельно определяют необходимые и достаточные условия для потенциальных поставщиков.

Каждый тендер проводится с конкретным набором запросов к исполнителю. Состав требований зависит от предмета закупки, отраслевой специфики, особых технических характеристик и потребительских свойств приобретаемых товаров, работ или услуг (ч. 5 ст. 3 223-ФЗ, п. 4 ч. 1 ст. 17 135-ФЗ).

Для закупок по 223 ФЗ работает ключевое правило: все действия заказчик прописывает и утверждает в Положении о закупке (ч. 6, п. 4 ч. 10 ст. 3). Все запросы необходимо составлять в соответствии с Положением и включать их в документы закупки и извещение. Если заказчик предъявит требование, которое не указал в закупочных документах, участник сможет пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу.

При разработке условий надлежит соблюдать нормативы ФАС и принципы Федерального закона № 223:

  1. Требования к потенциальным поставщикам полностью обоснованны, предъявляются ко всем участникам, соответствуют предмету закупки. Особые условия не создают преимуществ и незаконных ограничений конкуренции. Завышение требований не допускается, исключение — специфические потребности заказчика (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа № Ф07-3271/2017 от 04.05.2017).
  2. Все требования отвечают принципу изменяемости. Они конкретизированы и понятны для каждого потенциального поставщика и подтверждаются определенными документами.
  3. Для групповых участников предъявляются совокупные требования, а не отдельные запросы для каждого лица. Несоблюдение этого правила является противоречием принципам закона № 223 и грозит штрафными санкциями (ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-25552/2016 от 08.07.2016).

Заказчики вправе разрабатывать и утверждать список единых требований и предъявлять их к участникам при проведении конкурентных процедур (способ и предмет закупки значения не имеют). В случае специфических торгов допускается включение дополнительных и квалификационных условий для потенциальных поставщиков.

Читайте так же:  Доверенность на управление

Собрали в таблице все требования к участникам закупки по 223-ФЗ.

Если устанавливаете особое условие, которое существенно ограничит конкуренцию среди участников, выведите его из списка требований и включите в критерии оценки заявок (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.02.2017 № Ф05-20582/2016).

Если планируете включить запрет на привлечение субподрядчиков, не указывайте это в требованиях. Лучше включить это положение в договор с победителем — в раздел условий его исполнения.

Основы закупки по закону 223-ФЗ для новичков

    On 24.05.2018 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, Электронный аукцион

Особенность закона 223-ФЗ в том, что он устанавливает лишь определенные рамки, внутри которых заказчику дается свобода выбора. Но если для опытных закупщиков это благо, то у начинающих из-за этого возникает множество вопросов. В этом материале мы постарались легко и доступно изложить базовую информацию о проведении корпоративных закупок.

Отличие от 44-ФЗ

Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:

  • что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
  • что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
  • что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).

На кого распространяется закон 223-ФЗ

Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  1. Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях – более 50%.
  2. Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50%. А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
  3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения — в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.

Подготовка к закупочной деятельности

Видео (кликните для воспроизведения).

Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:

  1. Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
  2. Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru.
  3. Разработка и утверждение Положения о закупке.
  4. Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
  5. Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.

Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:

  1. Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
  2. Порядок проведения процедур.
  3. Все, что касается сроков.
  4. Критерии оценки поставщиков.
  5. Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
  6. Порядок оплаты.
  7. Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.

Публикация сведений в ЕИС

Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:

  • планы закупки,
  • извещения о закупке,
  • документацию, в том числе проект договора,
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки.

Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:

  • связанных с государственной тайной;
  • включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.

Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей. А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей. С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.

Самое важное для заказчика

Главное, о чем нужно помнить — необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС. Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.

Еще один важный момент — соблюдать все установленные сроки. Они таковы:

  • Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
  • на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
  • на размещение изменений в извещение — 3 дня;
  • размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения;
  • разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней;
  • на публикацию подписанного договора дается 3 дня;
  • изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней;
  • ежемесячный отчет о закупке по 223-ФЗ — не позже 10 числа (за прошедший месяц);
  • раз в год — до 1 февраля года, следующего за отчетным — заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.

Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.

[3]

Таблица. Минимальные сроки на подачу заявок

Срок / условия для МСП

Читайте так же:  Как узнать учредителя ооо

Срок для прочих участников

Экономколлегия ВС РФ разъяснила, когда требования к участникам закупки по 223-ФЗ могут рассматриваться как нарушающие действующее законодательство

ФАС России по результатам рассмотрения жалобы участника закупки, проводимой компанией «АЛРОСА», признал в действиях последней нарушения, выразившиеся в установлении в документации требований к участникам закупки, не соответствующих нормам и принципам Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).

Ознакомиться с полным текстом Определения ВС РФ от 31.07.2017 г. № 305-КГ17-2243 можно здесь.

Закон 223-ФЗ о закупках

«Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому».

Действие 223-ФЗ распространяется исключительно на юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации. В отличие от закона 44-ФЗ, он касается только одной стороны сделки, а именно заказчика. Нормы, вступившие в законную силу 01.01.2012, регулируют порядок и условия заключения договоров о закупке товаров, услуг. Заказчики должны самостоятельно разработать правила осуществления покупок, в зависимости от особенностей деятельности своего предприятия.

Юридические лица, которые попадают под действие закона

Компании, работающие в сфере энергетики (электросети, газоснабжение, снабжение теплом и водой);

Муниципальные и государственные унитарные компании.

Если закон 44-ФЗ предусматривает в качестве закупщика исключительно государственные предприятия, то в 223-ФЗ список лиц шире и включает также организации, которые имеют собственный уставной капитал или с долей государственного капитала, равно как и бюджетные учреждения.

333333

Исключения из сферы применения

Закон 223-ФЗ не распространяется на:

Куплю и продажу ценных бумаг, покупки доли в уставном капитале хозяйствующих обществ или товариществ, кооперативов;

Операции с валютой или драгоценными металлами;

Для приобретения разных типов товаров на бирже;

Для оформления закупок в области военных технологий и сотрудничества;

Закупки товаров или услуг у иностранных поставщиков, если в договоре не предусмотрен этот порядок выбора поставщика;

Определение заказчиком организации, работающей в сфере аудита, для составления финансово-экономической отчетности предприятия.

Особенности закона

Согласно нормам, которые содержатся в 223-ФЗ, определяется механизм выполнения закупок разными типами предприятий и способы регулирования процесса. Организации должны утверждать положение о закупках, в котором буду указаны требования к процедуре, условия ее подготовки и проведения, способы ее реализации, в каких обстоятельствах они применяются, порядок заключения и выполнения сделок и прочие запросы, относящиеся к проведению закупок.

Закон предусматривает и другие способы заключения договоров поставки, нежели через аукцион или конкурс. Для этого заказчик должен внести соответствующий пункт в положение. В таком случае он сам определяет способы заключения сделок о закупке товаров, услуг или работ, равно как и порядок их подготовки и проведения. Кроме того, с 2012 года часть закупок обязательно должна выполняться в электронной форме.

2222

Информация о закупке и заказы на поставку товаров, предоставление услуг или проведение работ, размещается в установленном порядке на официальном сайте. Заказчики обязаны заранее спланировать свои потребности и размещать в свободном доступе ежегодный план закупок на странице zakupki.gov.ru.

Компании обязаны вести реестр заключенных сделок, равно как и недобросовестных поставщиков. Также ежемесячно они должны публиковать отчет о закупках в открытый доступ. Это обеспечивает максимальную прозрачность всех процедур, устраняя коррупционный элемент. Постановление от 2014 года устанавливает годовой объем закупок для предприятий малого и среднего размера. Здесь же определены и требования к информации, представленной в годовом отчете предприятий, закупленных товаров, работ или услуг.

Требования к участникам закупок

Участниками закупок могут выступать юридические лица и предприятия (одно или несколько), вне зависимости от их организационно-правовой формы, вида собственности, месторасположения и особенности происхождения капитала. Также в закупках могут принимать участие физические лица или группа физических лиц, включая и индивидуальных предпринимателей, которые выступают в качестве одной из сторон соглашения и соответствуют установленным заказчиком требованиям. Не допускается для совершения закупок участие лица, которые не отвечают указанным в документации критериям.

1111

Обязательно нужно четко прописывать требования к участникам закупок, характеристикам товаров, работ или услуг, условиям заключения контракта, критерии и порядок оценивания и анализа заявок на участие. Они применяются в равной степени ко всем участникам, и каждый из них имеет равные возможности. Здесь в первую очередь руководствуются принципами недопущения дискриминации, равноправия, справедливости, ограничения нелояльной конкуренции и не ограничения доступа к участию сторон в закупке, путем преднамеренного установления неподъемных требований, создавая преимущественные условия для конкретной организации.

На предприятия-заказчики, которые не выполнили взятые на себя обязательства, нарушили и отклонились от правил проведения процедуры закупки, прописанные в законе 223 ФЗ, налагаются штрафные санкции.

Информация, которая подлежит к размещению в открытый доступ

Положение о закупках со всеми внесенными изменениями;

План закупки товаров, работ или услуг на срок не менее одного года;

Информация о закупке, сопутствующая документация, протоколы, проекты соглашения вместе с внесенными изменениями и другие данные, предусмотренные законом.

Нельзя размещать на официальном сайте информацию о закупках, которые являются государственной тайной. Также не принимаются заявки, если стоимость закупки составляет меньше ста тысяч рублей.

Дискриминационные требования к участникам закупок по 223-ФЗ

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) и в 2018 году встречает неоднозначное отношение. Во многом это связано с тем, что данный закон предоставляет слишком большую свободу действия для заказчиков. И стоит признаться, что иногда эта свобода сильно вредит принципам Закона № 223-ФЗ: равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупочных процедур.

Читайте так же:  Режим работы и отдыха

Закон № 223-ФЗ отдает на откуп заказчику установление требований к участникам, а также порядок оценки заявок. К сожалению, не у всех заказчиков получается распоряжаться такой свободой.

Требование к участнику о наличии у него опыта работ, аналогичного предмету закупок, является логичным. Ведь даже в обычной жизни никто из нас не захочет платить деньги людям за те работы, которые они никогда не выполняли. В своем письме от 14 сентября 2016 г. № Д28и-2344 Минэкономразвития России соглашается с этой позицией, но уточняет, что при этом требования заказчика не должны быть дискриминирующими и не должны приводить к ограничению числа участников закупки.

Попробуем разобраться, что скрывается за такой формулировкой.

В запросе котировок заказчик установил требование о том, что у участника должен быть положительный опыт работы непосредственно с этим заказчиком, в ином случае заявка отклоняется. Комиссия ФАС России рассмотрев жалобу участника пришла к выводу, что такое требование нарушает требования законодательства и является необоснованным (Решение от 22.01.2016 № 223ФЗ-17/16). Стоит согласиться с комиссией, так как заказчику почти невозможно доказать, чем опыт работы с ним принципиально отличается от аналогичного опыта с другими организациями. При этом если поставить специфичный опыт в оценку, то ФАС России может лояльно к этому отнестись.

Заказчик установил в критериях оценки наличие у участников опыта выполнения работы в конкретном регионе. На заседании заказчик объяснил такую необходимость и доказал, что такой опыт имеется у многих организаций. Также был сделан упор на то, что данный критерий не является отборочным и никак не мешает компаниям принимать участие в данной закупке. Дополнительно внимание комиссии было привлечено к тому, что в закупках в рамках Закона № 223-ФЗ предусмотрена возможность объединения нескольких юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки. Приняв это во внимание, Комиссия Московского УФАС России согласилась с доводами заказчика, что в документации не было никаких признаков нарушения российского законодательства, и признала жалобу необоснованной (Решение от 01.06.2017 по делу № 1-00-1347/77-17). Схожей позиции придерживается и Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России, заказчик в своей документации установил опыт работы с конкретным заказчиком как один из критериев оценки заявок. Поскольку это требование не является отборочным и не препятствует участию в закупке жалоба была признана необоснованной (Решение от 16.03.2016 по жалобе № Т02-136/16).

Исходя из решений по жалобам, можно сделать вывод, что если заказчик хочет подтверждения наличия у участников закупки специфичного опыта, например, опыта работы с заказчиком или опыта работы в конкретном регионе, то это должно быть установлено в порядке оценки, и не должно быть отборочным требованием. Также такое требование не должно быть ключевым при оценке. При этом заказчику всегда нужно помнить, что в России не прецедентное право, соответственно, решения во многом зависят от лиц, которые их принимают и, к сожалению, могут радикально отличаться от существующей практики.

Стоит отметить, что с обеих сторон хватает недобросовестных действий, исходя из этого заказчики перестраховываются и могут устанавливать заведомо дискриминационные требования. Речь идет о требовании предоставлять банковскую гарантию только от определенного перечня банков, который устанавливается заказчиком. Желание заказчика понятно, особенно учитывая, что по состоянию на 1 января 2018 года в России зарегистрирован 561 банк, при этом только за 2017 год 62 банка прекратили свое существование. Подобная страховка со стороны заказчика является необоснованной, так как выбор банка участником закупки не влияет на выполнение условий по договору (решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.03.2016 по делу № А40-182651/2015-33-1270 и решение ФАС России от 23.11.2015 по делу № 223ФЗ-366/15). Чтобы избежать проблем заказчику целесообразно прописывать порядок замены банковской гарантии непосредственно в проекте договора. Создавать свой перечень банков — это очевидное нарушение законодательства, и оно может быть объяснено только субъективными представлениями заказчика.

Видео (кликните для воспроизведения).

В этом тексте были затронуты только некоторые проблемы, которые возникают при проведении закупок в рамках Закона № 223-ФЗ. К сожалению, сегодня отношения между заказчиками и участниками бывают далеки от идеала. Заказчики продолжают опасаться отношений, зачастую обоснованно, с новыми контрагентами, предпочитая работать с проверенными компаниями. Все это ведет к тому, практика Закона № 223-ФЗ вызывает определенные вопросы. Заказчикам важно помнить, что составление документации регламентируется не только собственным положением и желаниями, а также принципами, установленными российским законодательством. Устанавливая требования и порядок оценки в документации важно понимать, будут ли они объективны и имеют ли они отношение к выполнению работ по договору.

Источники


  1. Султанова, А. Н. Организация юридической службы на предприятии / А.Н. Султанова. — М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2013. — 320 c.

  2. Трудовое право; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 504 c.

  3. Габов, А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы: моногр. / А.В. Габов. — М.: Статут, 2011. — 304 c.
  4. Смолина, Л. В. Защита деловой репутации организации / Л.В. Смолина. — М.: Дашков и Ко, БизнесВолга, 2010. — 160 c.
  5. Беликова, Т.Н.; Минаева, Л.Н. Все о пенсиях; СПб: Питер, 2012. — 224 c.
Требования к участникам закупки по 223 фз
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here