Стороны административного процесса

Ответы на вопросы по теме: "Стороны административного процесса" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Административный процесс: суть, стадии и принципы, его участники. Современные проблемы понимания административного процесса.

Юридический процесс – урегулированная правовыми нормами совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления деятельности следственных, административных и судебных органов.

Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.

Признаки административного процесса:

• вид юридического процесса, соотносятся как часть и целое;

• представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;

• обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;

• целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;

• результаты (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);

• регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права;

• обладает определенным строением (структурой).

Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность.

Принцип законности – реализация материальных административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с административно-процессуальными нормами.

Принцип процессуального равенства означает: во-первых, равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности.

Принцип материальной истины – решение, принятое в рамках административного процесса, которое должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения.

Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом.

Принцип гласности – административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса.

Принцип национального языка – процесс ведется на государственном языке Российской Федерации или языке республики – субъекта РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика.

[1]

Принцип быстроты (оперативности) – административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом.

Принцип экономичности (малозатратности) – административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению.

Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса – органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, проявленные при этом бюрократизм и волокиту.

Субъекты административного процесса лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью.

Административно-процессуальная правосубъектность – основанная на административно-процессуальных нормах способность лица быть субъектом административного процесса.

Административно-процессуальная правосубъектность включает в себя административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

Административно-процессуальная правоспособность – способность лица иметь в силу административно-процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности.

Административно-процессуальная дееспособность – способность лица, установленная административно-процессуальными нормами, своими действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности в административном процессе.

Виды субъектов административного процесса:

1) физические лица (граждане, почетные граждане, лица с двойным гражданством, граждане СНГ (кроме РФ), иностранные граждане, лица без гражданства);

2) государственные органы, предприятия и учреждения;

3) государственные служащие;

4) общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;

5) служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.

Структура и стадии административного процесса – внутреннее строение административного процесса, совокупность образующих его административных производств.

Элементами структуры административного процесса служат административно-нормотворческий, административно-правонаделительный (оперативно-распорядительный), административно-юрисдикционный процессы.

Стадии административного процесса – относительно самостоятельная часть административного производства, для которой характерны конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

Общие стадии административного процесса:

• анализ управленческой ситуации;

• рассмотрение дела и принятие решения;

• исполнение принятого по делу решения.

С одной стороны, до настоящего времени не выработано единообразного теоретического объяснения содержания административно-процессуальной деятельности и единого подхода к определению понятия «административный процесс». Термины «административный процесс» и «управленческий процесс» не имеют и нормативного определения. С другой стороны, попытка изучения содержания административного процесса приводит к выявлению довольно однообразных, во многом похожих друг на друга определений данного понятия, содержащихся в специальной литературе.

Анализ подходов к определению содержания административного процесса позволяет сделать вывод, что сегодня наиболее приемлемым является широкое его понимание. В настоящее время существуют различные мнения по вопросу строения административного процесса. Соответственно, административный процесс в самом широком его понимании может быть определен как властная деятельность органов и должностных лиц публичной администрации, а также судов (судей) по разрешению в соответствии с установленной законом административной и судебной процедурами подведомственных им административных и судебно-административных дел.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10485 —

| 7929 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

В марте 2015 года в нашей стране введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (далее — КАС РФ или Кодекс).

Согласно части 1 статьи 1 КАС РФ регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судами административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Читайте так же:  Запрет рекламы алкоголя

КАС РФ состоит из 365 статей, которые объединены в 9 разделов и 39 глав, устанавливающих общие правила административного судопроизводства в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, применяемых ко всем категориям административных дел, а также особенности производства по отдельным категориям административных дел, установленных в разделе IV Кодекса.

В частности, в Кодексе определены правила производства по делам, возникающим из публично-правовых отношений, категории дел, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства, за исключением дел, отнесенных к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов, а также дел, производство по которым регулируется нормами КоАП РФ.

Понятие административного судопроизводства представляет собой систему рассмотрения споров, жалоб граждан, а также юридических лиц
на действия органов власти, а в дальнейшем разрешения споров между административными органами управления и гражданским обществом. Данный процесс можно рассматривать как совокупность определенных, последовательных действий, совершаемых для достижения результата.

До 15 сентября 2015 года дела административного судопроизводства отдельно не существовали, административные споры рассматривались исключительно в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. После вышеуказанной даты все административные дела рассматриваются согласно КАС РФ.

В рамках административного судопроизводства также рассматриваются дела по оспариванию нормативно-правовых актов, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также дела, которые ранее относились к иным видам гражданского судопроизводства.

С введением КАС РФ появились новые дела, отвечающие потребностям современного общества.

В данном кодексе введены понятия «административный истец», «административный ответчик» и «административный иск».

Согласно административному судопроизводству, после принятия судом административного иска и завершения судебного разбирательства, суд выносит решение. Оно может быть об удовлетворении требований административного иска или об отказе в его удовлетворении.

В ходе судебного заседания стороны имеют право объяснять свою позицию, представлять возражения по административному иску или предпринимать дополнительные меры по доказыванию своей правовой позиции. При правильной подготовке документов и подачи административного иска, суд выносит одно из процессуальных решений:

— о принятии административного иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству (такое решение принимается судьей в течение трех дней с момента поступления административного иска);

— об отказе в принятии иска (такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение об отказе в принятии административного иска может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача иска не допускается);

— о возвращении иска заявителю (такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочее).

Рассмотрение административного дела не должно превышать двух месяцев с момента поступления административного искового заявления в суд и должно быть рассмотрено в разумный срок. В случае, если дело рассматривает Верховный суд Российской Федерации, то срок рассмотрения не должен превышать трех месяцев.

Принципы административного судопроизводства, в целом, схожи с принципами гражданского процесса, однако, при этом, обладают и своей собственной спецификой. В частности, принцип состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства, в котором подчеркивается роль суда (ст. 14 КАС РФ). Данная особенность нашла отражение во многих нормах КАС РФ. Например, в силу п. 6 ч. 3 ст. 135 КАС РФ, суд при подготовке административного дела уполномочен истребовать доказательства по своей инициативе или вызывать свидетеля в судебное заседание по своей инициативе (в соответствии с ч. 4 и ч. 6 ст. 69 КАС РФ). Кроме того, суду апелляционной инстанции предоставлено право по своей инициативе истребовать необходимые доказательства при подготовке административного дела к заседанию (ч. 1 ст. 306 КАС РФ), что не предусмотрено в гражданском судопроизводстве.

Немаловажной особенностью административного судопроизводства является также обязанность административного ответчика в судебном разбирательстве представлять письменные возражения по существу административного иска (согласно п. 2 ч. 2 ст. 135 КАС РФ).

В КАС РФ четко определены требования к представителю, а также к лицу, участвующему в качестве стороны по административному делу.

[3]

Также, согласно административному судопроизводству у сторон есть возможность:

приостановления производства по административному делу на срок, необходимый для примирения сторон;

продления срока рассмотрения иска по сложным административным делам председателем суда не более чем на один месяц;

направления извещения суда по месту работы гражданина в случае, если по указанному адресу гражданин фактически не проживает;

рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц;

наличия ссылок в мотивировочной части решения суда на судебную практику: постановления и решения Европейского суда по правам человека, решения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, принятые Верховным Судом Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики и законности, а также прямое указание на необходимость учета правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации при толковании закона; возможность упрощенного производства, осуществляемого без проведения устного разбирательства;

требовать от суда вручать копии решения суда под расписку лицам, участвующим в деле, их представителям или выслать им их не позднее чем через три дня после дня принятия решения суда в окончательной форме.

Читайте так же:  Увольнение директора ооо

требовать представления доказательства об уважительных причинах неявки от лица, заявившим ходатайство об отложении судебного разбирательства.

Ряд особенностей имеет также процесс доказывания в административном судопроизводстве:

обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих
в деле, при этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований
по административным делам об оспаривании нормативных правовых
актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 КАС РФ);

стороны могут заключить соглашение по обстоятельствам, которые принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания (ч. 1 ст. 65 КАС РФ);

возможность допроса судом одновременно двух и более свидетелей
в целях выяснения причин расхождения в их показаниях (ч. 1 ст. 161 КАС РФ).

Кроме того, административный процесс обеспечивает соблюдение соответствующих правил поведения. Действующее законодательство Российской Федерации и подзаконные административно-правовые нормы не содержат юридической основы для того, чтобы можно было руководствоваться широким пониманием административного процесса.

При этом, сам административный процесс имеет несколько способов
своего выражения в практической деятельности исполнительных органов,
а также их должностных лиц. В зависимости от характера индивидуальных
дел формируется понятие административного производства, как нормативного урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающих законное разрешение индивидуальных административных
дел, объединенных обязательностью предмета.

Например, порядок рассмотрения жалоб, обращений граждан, порядок применения мер административного принуждения являются видами административного производства, общее у которых – это участие одного или нескольких органов исполнительной власти, рассмотрение дел, относящихся к кругу полномочий управленческих органов и должностных лиц, участие граждан и юридических лиц в качестве инициаторов процесса, наличие стадий процесса – подача иска, заявления, жалобы, сбор и оценка документальной информации, заслушивание сторон, принятие решения, обжалование
решения, исполнение решения, юридическая формализация процесса и его стадий в специальных правовых актах.

Беря во внимание все вышеизложенное, можно сделать вывод, что от динамики развития административного процесса зависит работа в области административно-процессуального права, а также эффективная деятельность всей системы исполнительной власти на благо личности, общества и государства в целом.

Статья 38. Стороны

Ст. 38 КАС РФ

1. Сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик.

2. Под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.

3. Административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, административными истцами могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица.

4. Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.

5. Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.

Комментарий к Статье 38 Кодекса административного судопроизводства РФ

1. Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Исходя из положений ст. 1071 ГК РФ, при рассмотрении административных дел о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу, ответственность за который установлена ст. ст. 1069 и 1070 ГК РФ, надлежащими административными ответчиками являются Министерство финансов РФ, если вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, управление финансов субъекта Российской Федерации, если вред должен возмещаться за счет казны субъекта РФ, либо финансовый отдел муниципального образования, если вред возмещается за счет казны этого образования.

2. Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением в порядке ст. 39 КАС РФ, стороной по административному делу не является: обращаясь с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, прокурор в такой форме осуществляет свое участие в судебном процессе .
———————————
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 августа 1994 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 10. С. 3.

Читайте так же:  Лицензия на выдачу кредитов

3. В качестве надлежащего административного ответчика по делам, связанным с отказом в приватизации жилья, должны выступать представительные органы, местные администрации, предприятия и учреждения .
———————————
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел, связанных с приватизацией гражданами жилых помещений» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 2. С. 10.

4. КАС РФ и другие федеральные законы не предоставляют лицам, отбывающим по приговору суда наказание в исправительных учреждениях, право на личное участие в разбирательстве судами их административных дел (по которым они являются административными истцами, административными ответчиками, заинтересованными лицами или другими участниками судебного процесса). Суды не обязаны этапировать указанных лиц к местам разбирательства административных дел с целью обеспечения их личного участия в судебных заседаниях .
———————————
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2007. N 6. Ч. 2.

5. См. также комментарий к ст. ст. 1, 14, 40, 45, 84, 111, 135 КАС РФ.

Административный процесс

Понятие, признаки и принципы административного процесса

Юридический процесс – урегулированная правовыми нормами совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления деятельности следственных, административных и судебных органов.

Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.

Признаки административного процесса:

  • вид юридического процесса, соотносятся как часть и целое;
  • представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;
  • обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;
  • целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;
  • результаты (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);
  • регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права;
  • обладает определенным строением (структурой).

Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность.

Принцип законности — реализация материальных административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с административно-процессуальными нормами.

Принцип процессуального равенства означает: во-первых, равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности.

Принцип материальной истины — решение, принятое в рамках административного процесса, которое должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения.

Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом.

Принцип гласности — административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса.

Принцип национального языка — процесс ведется на государственном языке Российской Федерации или языке республики – субъекта РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика.

Принцип быстроты — административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом.

Принцип экономичности (малозатратности) — административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению.

Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса — органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, проявленные при этом бюрократизм и волокиту.

Административно-процессуальные нормы и отношения

Административно-процессуальная норма вид административно-правовой нормы, определяющий основания, порядок и условия реализации материальной нормы административного права.

Административно-процессуальная норма регламентирует порядок деятельности органов и должностных лиц государственного управления (исполнительной власти) по реализации возложенных на них полномочий.

Особенности административно-процессуальных норм:

  1. являются разновидностью административно-правовых норм;
  2. выполняют служебную, обеспечивающую роль по отношению к материальным административно-правовым нормам;
  3. имеют установленную структуру (строение);
  4. содержатся в определенных источниках;
  5. обеспечиваются принудительной силой государства;
  6. нарушение административно-процессуальных норм влечет за собой привлечение виновных к юридической ответственности.
Видео (кликните для воспроизведения).

По сфере регулирования существуют следующие виды административно-процессуальных норм: регламентирующие общественные отношения в сфере экономики, регламентирующие общественные отношения в административно-политической сфере, регламентирующие общественные отношения в социально-культурной сфере, регламентирующие общественные отношения в сфере межотраслевого управления.

По объему регулирования: общие и специальные нормы.

По юридической силе: нормы законов и нормы подзаконных актов.

По действию во времени: срочные, бессрочные и специальные нормы.

По действию в пространстве: действующие в пределах Российской Федерации, действующие в пределах региона (федерального округа), действующие на территории субъекта РФ, действующие в пределах муниципального образования, локальные, действующие на территории предприятия, учреждения, организации.

По кругу лиц: нормы общего действия и специальные нормы.

По видам производств: нормы, регулирующие производство административного правотворчества, регулирующие производство по делам о поощрениях, регулирующие лицензионно-разрешительное производство, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях, регулирующие другие виды административных производств.

Административно-процессуальные отношения вид правовых отношений, основанных на административно-процессуальных нормах, возникающих в сфере государственного управления, участники которых наделены административно-процессуальными правами и обязанностями.

Характерные черты административно- процессуальных отношений:

  • носят управленческий, организационный характер;
  • основываются на административно-процессуальных нормах, являются результатом их воздействия на общественные отношения;
  • регулируют деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по реализации возложенных на них правомочий;
  • являются вторичным, производным от материальных административно-правовых отношений.
Читайте так же:  Выпуск автомобилей на линию

Субъекты административного процесса

Субъекты административного процесса лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью.

Административно-процессуальная правосубъектность — основанная на административно-процессуальных нормах способность лица быть субъектом административного процесса.

Административно-процессуальная правосубъектность включает в себя административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

Административно-процессуальная правоспособность — способность лица иметь в силу административно-процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности.

Административно- процессуальная дееспособность — способность лица, установленная административно-процессуальными нормами, своими действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности в административном процессе.

Виды субъектов административного процесса:

  1. физические лица (граждане, почетные граждане, лица с двойным гражданством, граждане СНГ (кроме РФ), иностранные граждане, лица без гражданства);
  2. государственные органы, предприятия и учреждения;
  3. государственные служащие;
  4. общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;
  5. служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.

Субъекты административного процесса могут выступать в процессе в следующих качествах:

  • субъекта, возбудившего управленческое дело;
  • субъекта, полномочного рассматривать (разрешать) управленческое дело и принимать другие юридически властные решения, определяющие движение административного дела;
  • стороны административного процесса;
  • третьего лица, т. е. лица, заявившего самостоятельное требование на предмет спора;
  • уполномоченного представителя;
  • лица, привлекаемого к административной, дисциплинарной ответственности;
  • лица, защищающего права и интересы других лиц;
  • лица, содействующего отправлению административного процесса.

Структура и стадии административного процесса

Структура и стадии административного процесса – внутреннее строение административного процесса, совокупность образующих его административных производств.

Элементами структуры административного процесса служат административно-нормотворческий, административно-правонаделитель-ный (оперативно-распорядительный), административно-юрисдикци-онный процессы.

Стадии административного процесса – относительно самостоятельная часть административного производства, для которой характерны конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

Общие стадии административного процесса:

  • анализ управленческой ситуации;
  • рассмотрение дела и принятие решения;
  • исполнение принятого по делу решения.

Черты стадий административного процесса:

  • регламентируются нормами административно-процессуального права;
  • обусловлены логикой всего производства;
  • направлены на решение конкретных задач;
  • характерен определенный круг участников;
  • определенные сроки совершения;
  • соответствующее процессуальное оформление.

Административно-нормотворческий процесс: понятие и черты

Административно-нормотворческий процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по созданию подзаконных нормативных правовых актов в целях создания правовой базы для реализации законов.

Общие черты административно-нормотворческого процесса:

  • является составным элементом (частью) административного процесса;
  • ему свойствен неюрисдикционный (позитивный) характер;
  • осуществляется в целях создания правовой базы для реализации законов;
  • реализуется ограниченным кругом уполномоченных субъектов;
  • результатом является подзаконный нормативный правовой акт.

Административно-правонаделительный процесс: понятие, черты, структура

Административно-правонаделительный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению позитивных управленческих дел.

Общие черты административно-правонаделительного процесса:

  • является составным элементом (частью) административного процесса;
  • направлен на создание условий для реализации позитивных задач в сфере деятельности исполнительной власти;
  • в ходе административно-правонаделительного процесса разрешаются индивидуально-конкретные управленческие дела;
  • правонаделительную деятельность осуществляет широкий круг уполномоченных субъектов;
  • состоит из административных производств;
  • результатом правонаделительной деятельности является правоприменительный акт.

Виды производств административно- правонаделительного процесса: производство по предложениям и заявлениям граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления, лицензионно-разрешительное производство, учетно-регистрационное производство, производство по делам о поощрениях, производство по организационным делам в сфере управления, производство по формированию кадров, административно-договорное производство, производство по приватизации-национализации собственности, другие производства.

Административно-юрисдикционный процесс: понятие, черты, структура

Административно-юрисдикционный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них юрисдикци-онная деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению конфликтов в сфере государственного управления и применению мер административного принуждения.

Общие черты административно-юрисдикционного процесса:

  • является составным элементом (частью) административного процесса;
  • регламентирует правоприменительную деятельность юрисдикционного характера;
  • направлен на разрешение конфликта (спора) в сфере государственного управления, применения мер административного принуждения;
  • выступает средством реализации охранительной функции административного права;
  • характеризуется множественностью субъектов осуществления;
  • состоит из определенных административных производств;
  • результатом является принятие административно-юрисдикционного акта.

Виды административно-юрисдикционных производств: производство по жалобам, производство по применению мер административного предупреждения, производство по применению мер административного пресечения, административно-процессуальное производство (по применению мер административно- процессуального обеспечения), дисциплинарное производство, производство по делам об административных правонарушениях.

Административное Право / Административный процесс понятие признаки виды

Административный процесс: понятие, признаки, виды

Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.

Признаки административного процесса:

— вид юридического процесса, соотносятся как часть и целое;

— представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;

— обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;

— целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;

— результаты (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);

— регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права;

— обладает определенным строением (структурой).

Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность.

Принцип законности — реализация материальных административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с административно-процессуальными нормами.

Принцип процессуального равенства означает: во-первых, равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности.

Принцип материальной истины — решение, принятое в рамках административного процесса, которое должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения.

Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом.

Читайте так же:  Судебная практика по договору цессии

Принцип гласности — административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса.

Принцип национального языка — процесс ведется на государственном языке Российской Федерации или языке республики – субъекта РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика.

Принцип быстроты (оперативности) — административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом.

Принцип экономичности (малозатратности) — административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению.

[2]

Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса — органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, проявленные при этом бюрократизм и волокиту.

Административно-процессуальные нормы и отношения

Административно-процессуальная норма вид административно-правовой нормы, определяющий основания, порядок и условия реализации материальной нормы административного права.

Административно-процессуальная норма регламентирует порядок деятельности органов и должностных лиц государственного управления (исполнительной власти) по реализации возложенных на них полномочий.

Особенности административно-процессуальных норм:

— являются разновидностью административно-правовых норм;

— выполняют служебную, обеспечивающую роль по отношению к материальным административно-правовым нормам;

— имеют установленную структуру (строение);

— содержатся в определенных источниках;

— обеспечиваются принудительной силой государства;

— нарушение административно-процессуальных норм влечет за собой привлечение виновных к юридической ответственности.

По сфере регулирования существуют следующие виды административно-процессуальных норм: регламентирующие общественные отношения в сфере экономики, регламентирующие общественные отношения в административно-политической сфере, регламентирующие общественные отношения в социально-культурной сфере, регламентирующие общественные отношения в сфере межотраслевого управления.

По объему регулирования: общие и специальные нормы.

По юридической силе: нормы законов и нормы подзаконных актов.

По действию во времени: срочные, бессрочные и специальные нормы.

По действию в пространстве: действующие в пределах Российской Федерации, действующие в пределах региона (федерального округа), действующие на территории субъекта РФ, действующие в пределах муниципального образования, локальные, действующие на территории предприятия, учреждения, организации.

По кругу лиц: нормы общего действия и специальные нормы.

По видам производств: нормы, регулирующие производство административного правотворчества, регулирующие производство по делам о поощрениях, регулирующие лицензионно-разрешительное производство, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях, регулирующие другие виды административных производств.

Административно-процессуальные отношения — вид правовых отношений, основанных на административно-процессуальных нормах, возникающих в сфере государственного управления, участники которых наделены административно-процессуальными правами и обязанностями.

Характерные черты административно- процессуальных отношений:

— носят управленческий, организационный характер;

— основываются на административно-процессуальных нормах, являются результатом их воздействия на общественные отношения;

— регулируют деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по реализации возложенных на них правомочий;

— являются вторичным, производным от материальных административно-правовых отношений.

Субъекты административного процесса — лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью.

Административно-процессуальная правосубъектность — основанная на административно-процессуальных нормах способность лица быть субъектом административного процесса.

Административно-процессуальная правосубъектность включает в себя административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

Административно-процессуальная правоспособность — способность лица иметь в силу административно-процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности.

Административно-процессуальная дееспособность — способность лица, установленная административно-процессуальными нормами, своими действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности в административном процессе.

Виды субъектов административного процесса:

— физические лица (граждане, почетные граждане, лица с двойным гражданством, граждане СНГ (кроме РФ), иностранные граждане, лица без гражданства);

— государственные органы, предприятия и учреждения;

— общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;

— служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.

Субъекты административного процесса могут выступать в процессе в следующих качествах:

— субъекта, возбудившего управленческое дело;

— субъекта, полномочного рассматривать (разрешать) управленческое дело и принимать другие юридически властные решения, определяющие движение административного дела;

— стороны административного процесса;

— третьего лица, т. е. лица, заявившего самостоятельное требование на предмет спора;

— лица, привлекаемого к административной, дисциплинарной ответственности;

— лица, защищающего права и интересы других лиц;

— лица, содействующего отправлению административного процесса.

Структура и стадии административного процесса – внутреннее строение административного процесса, совокупность образующих его административных производств.

Элементами структуры административного процесса служат административно-нормотворческий, административно-правонаделительный (оперативно-распорядительный), административно-юрисдикционный процессы.

Стадии административного процесса – относительно самостоятельная часть административного производства, для которой характерны конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

Общие стадии административного процесса:

— анализ управленческой ситуации;

— рассмотрение дела и принятие решения;

— исполнение принятого по делу решения.

Черты стадий административного процесса:

— регламентируются нормами административно-процессуального права;

— обусловлены логикой всего производства;

— направлены на решение конкретных задач;

— характерен определенный круг участников;

— определенные сроки совершения;

Видео (кликните для воспроизведения).

— соответствующее процессуальное оформление.

Источники


  1. Жан, Мишель Ламбер Маленький судья / Жан Мишель Ламбер. — М.: Прогресс, 2016. — 352 c.

  2. Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. — М.: Норма, 2016. — 148 c.

  3. Правоведение. Учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 400 c.
  4. Братановский, С. Н. Теория государства и права / С.Н. Братановский. — М.: Приор-издат, 2003. — 174 c.
  5. Конституционное право зарубежных стран; АСТ, Сова — Москва, 2010. — 160 c.
Стороны административного процесса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here