Стандарт аудиторской деятельности

Ответы на вопросы по теме: "Стандарт аудиторской деятельности" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Перечень аудиторских стандартов

Таблица 3

Аудиторские стандарты

Правила (стандарты) аудиторской деятельности — это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качеств аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности в соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001 подразделяются на:

• федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

• внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными дли аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

Профессиональные аудиторские объединения, аудитор­ские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Аудиторы вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

В настоящее время в РФ действуют 23 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности. Перечень стандартов и нормативных актов, которыми они утверждены, представлен в табл. 3.

До принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ аудиторы руководствовались 38 правилами (стандартами), которые были созданы на протяжении 1996 — 2000 гг. и одобрены Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской «Федерации. В настоящее время при проведении ауди­торских проверок возможно применение некоторых из этих стандартов, если они не имеют аналогов среди указанных федеральных правил (стандартов). На это указывает п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации».

Внутренние стандарты аудиторских организаций и ин­дивидуальных аудиторов представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности принятым российским правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Применение внутренних стандартов в аудиторских организациях способствует:

а) соблюдению требований внешних аудиторских правил (стандартов);

б) уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;

в) использованию для проведения аудита аудиторов-ассистентов;

г) увеличению объема выполняемых аудиторских

Использование внутренних стандартов позволяет сформулировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выполнении сопутствующих аудиту услуг.

Внутренние (внутрифирменные) стандарты целесообразно разработать по следующим направлениям работы:

• структура фирмы, технология организации, выпол­няемые функции и другие особенности ее функ­ционирования;

• расшифровывание, дополнение и уточнение поло­жений российских правил (стандартов);

• методики проведения аудиторских проверок по раз­делам и счетам бухгалтерского учета;

• организация сопутствующих аудиту услуг;

• образование и переподготовка кадров.

Международные аудиторские стандарты, разработан­ные в 1994 г., включают 45 стандартов и подразделяют­ся на следующие 10 групп: вводные замечания, ответ­ственность, планирование, внутренний контроль, ауди­торские доказательства, использование работы других (третьих) лиц, выводы и отчеты в аудите, специализи­рованные области, задания, положения по международ­ной практике аудита.

Международные стандарты аудита разрабатывает Комитет по Международной аудиторской практике, являющийся постоянным комитетом Совета Международной Федера­ции Бухгалтеров, в которую входят национальные бухгалтерские организации более 130 стран. Россия в СМФБ представ­лена Институтом профессиональных бухгалтеров РФ.

Международные стандарты аудита (МСА) стали вы­пускаться в 70-е гг. XX в. и часто претерпевали изме­нения. В настоящее время они имеют трехзначную ну­мерацию. Ежегодно в МСА вносятся изменения, хотя и незначительного характера.

Для регулирования аудита МСА используют 153 про­фессиональных ассоциации из 113 стран. Некоторые страны официально приняли МСА в качестве нацио­нальных стандартов. Большинство стран, в том числе Россия, применяют МСА как методологическую основу создания национальных стандартов. Подобный подход обеспечивает учет мирового опыта аудиторской деятельности, сопоставимость результатов аудита, выполненно­го в различных странах, способствует повышению качества аудиторской деятельности и профессионального уровня аудиторов.

МСА действуют при любом проведении независимого аудита и по мере необходимости могут применяться при оказании сопутствующих аудиту услуг.

В то же время МСА не превалируют над национальными. Помимо общих МСА существуют и специ­альные — стандарты и нормы прогнозов, планов, этики т.д.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Справка о Правилах (стандартах) аудиторской деятельности (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Правила (стандарты) аудиторской деятельности

[3]

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ) аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, принимаемыми Международной федерацией бухгалтеров и признанными в порядке, установленном Правительством РФ

В 2017 г. в случае, если договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации был заключен до 1 января 2017 г., аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе составлять аудиторское заключение, по такому договору в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, действовавшими до вступления в силу международных стандартов аудита

Читайте так же:  Специальный стаж

О применении федеральных стандартов аудиторской деятельности до признания международных стандартов аудита см. статью 23 названного Федерального закона

В соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 26 июня 2009 г. N 538 в Положение о Минфине России, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329, полномочия по принятию федеральных стандартов аудиторской деятельности возложены на Минфин России

Федеральные правила (стандарты), утвержденные Минфином РФ

Нормативный акт, утвердивший стандарт

Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 7/2011). Аудиторские доказательства

Приказ Минфина РФ от 16 августа 2011 г. N 99н

Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 8/2011). Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам

Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 9/2011). Особенности аудита отдельной части отчетности

Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010). Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности

Приказ Минфина РФ от 20 мая 2010 г. N 46н

Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 2/2010). Модифицированное мнение в аудиторском заключении

Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 3/2010). Дополнительная информация в аудиторском заключении

Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 5/2010). Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита

Приказ Минфина РФ от 17 августа 2010 г. N 90н

Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 6/2010). Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита

Федеральные правила (стандарты), утвержденные постановлениями Правительства РФ

Нормативный акт, утвердивший стандарт

Правило (стандарт) N 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 (с изм. от 7 октября 2004 г.)

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 (с изм. от 7 октября 2004 г.)

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 (с изм. от 7 октября 2004 г.)

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 (с изм. от 7 октября 2004 г.)

Правило (стандарт) N 7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 (с изм. от 22 июля, 19 ноября 2008 г.)

Правило (стандарт) N 8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 (с изм. от 19 ноября 2008 г.)

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 (с изм. от 19 ноября 2008 г.)

Правило (стандарт) N 10. События после отчетной даты

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

Правило (стандарт) N 11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

Правило (стандарт) N 12. Согласование условий проведения аудита

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

Правило (стандарт) N 17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

Правило (стандарт) N 18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

Правило (стандарт) N 19. Особенности первой проверки аудируемого лица

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

Правило (стандарт) N 21. Особенности аудита оценочных значений

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

Правило (стандарт) N 22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 (с изм. от 19 ноября 2008 г.)

Правило (стандарт) N 23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

Правило (стандарт) N 24. Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

Правило (стандарт) N 25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

Правило (стандарт) N 26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

Правило (стандарт) N 27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

Правило (стандарт) N 28. Использование результатов работы другого аудитора

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

Правило (стандарт) N 29. Рассмотрение работы внутреннего аудита

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

Правило (стандарт) N 30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

Правило (стандарт) N 31. Компиляция финансовой информации

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

Правило (стандарт) N 32. Использование аудитором результатов работы эксперта

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

Правило (стандарт) N 33. Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

Правило (стандарт) N 34. Контроль качества услуг в аудиторских организациях

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

Правила (стандарты), одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации

Согласно постановлению Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 до утверждения Правительством РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам следует руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ

Читайте так же:  Водительское удостоверение кем выдано

одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г., протокол N 1

одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г., протокол N 1

одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 октября 1999 г., протокол N 6

одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 октября 1999 г., протокол N 6

одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 октября 1999 г., протокол N 6

одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 августа 1999 г. протокол N 5

одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 22 января 1998 г., протокол N 2

одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 22 января 1998 г., протокол N 2

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности

Отечественные стандарты определены в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»

Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:

Федеральные стандарты аудиторской деятельности:

1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности;

2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

3) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

Внутренние стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов:

1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;

2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;

3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;

4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.

Внутренние документы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные аудиторские стандарты

Разработанные проекты правил (стандартов) в значительной мере соответствуют международным стандартам аудита.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности были утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 (в ред. от 27.01.2011):

Правило (стандарт) № 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

Правило (стандарт) № 2. Документирование аудита

Правило (стандарт) № 3. Планирование аудита

Правило (стандарт) № 4. Существенность в аудите

Правило (стандарт) № 5. Аудиторские доказательства

Правило (стандарт) № 6 отменен с 17 августа 2010 года.

Правило (стандарт) № 7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту

Видео (кликните для воспроизведения).

Правило (стандарт) № 8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности

Правило (стандарт) № 9. Связанные стороны

Правило (стандарт) № 10. События после отчетной даты

[2]

Правило (стандарт) № 11. Применимость допущения непрерывности

деятельности аудируемого лица

Правило (стандарт) № 12. Согласование условий проведения аудита

Правило (стандарт) № 13. Утратило силу

Правило (стандарт) № 14. Утратило силу

Правило (стандарт) № 15. Утратило силу(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 N 863)

Правило (стандарт) № 16. Аудиторская выборка

Правило (стандарт) № 17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях

Правило (стандарт) № 18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников

Правило (стандарт) № 19. Особенности первой проверки аудируемого лица

Правило (стандарт) № 20. Аналитические процедуры

Правило (стандарт) № 21. Особенности аудита оценочных значений

Правило (стандарт) № 22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника

Правило (стандарт) № 23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица

Правило (стандарт) № 24. Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами

Правило (стандарт) № 25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация

Правило (стандарт) № 26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности

Правило (стандарт) № 27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность

Правило (стандарт) № 28. Использование результатов работы другого аудитора

[1]

Правило (стандарт) № 29. Рассмотрение работы внутреннего аудита

Правило (стандарт) № 30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации

Правило (стандарт) № 31. Компиляция финансовой информации

Правило (стандарт) № 32 Использование аудитором результатов работы эксперта

Правило (стандарт) № 33 Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности

Правило (стандарт) № 34 Контроль качества услуг в аудиторских организациях

Федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н:

ФСАД 1/2010. Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности

ФСАД 2/2010. Модифицированное мнение в аудиторском заключении

ФСАД 3/2010. Дополнительная информация в аудиторском заключении

ФСАД 4/2010 Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля.

ФСАД 5/2010 (с 2011 г.) Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита

ФСАД 6/2010 (с 2011 г.) Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита

Читайте так же:  Дарственная на долю

Вопросы для самопроверки:

Как классифицируются стандарты аудиторской деятельности?

Приведите определение стандарта аудиторской деятельности.

Опишите структуру стандарта аудита и его содержание.

Дайте общую характеристику Международных стандартов аудита.

Приведите характеристику федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и стандартов саморегулируемых организаций аудиторов.

Международные стандарты аудита:

Международные стандарты аудита (МСА) подготовлены в целях унификации подходов к аудиту в международном масштабе и повы­шения уровня профессионализма в тех странах, где уровень аудита ниже общемирового. Разработкой профессиональных требований к аудиту на международном уровне занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ) (International Federation of Accountants — IFAC), созданная в 1977 г.

Международные стандарты (нормативы) аудита (International Auditing Guidelines — IAG) — это унифицированные регулирующие пра­вила, в соответствии с которыми следует организовывать и осуществ­лять независимый сбор аудиторских доказательств для подтверждения достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, составленной клиентами аудита в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, а также формулировать профессиональное ауди­торское суждение относительно степени достоверности этой отчетно­сти.

Международные стандарты аудита имеют кодовую нумерацию. На каждый объект стандартизации выделено 100 номеров (позиций), при этом к каждому стандарту можно открыть до десяти дополнитель­ных субстандартов (рисунок).

Рисунок. Объекты международной стандартизации

Федеральные правила (стандарты) аудита:

Национальным стандартом Российской Федерации являются правила (стандарты) аудиторской деятельности — нормативные документы, регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита и сопутствующих ему услуг, а также к оценке качества аудита, порядку подготовки аудиторов и оценке их квалифи­кации. Они становятся основанием в суде для доказательства качества проведения аудита и определения степени ответственности аудитора.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности:

1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим ФЗ № 307-ФЗ;

2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

3) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

Стандарты являются подзаконными нормативными правовыми актами, содержащими императивные нормы, обязательные для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, СРОА и их работников. Совокупностью действующих Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности осуществляется комплексное финансово-правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере аудита. Стандарты аудиторской деятельности содержат нормы, регулирующие как частные отношения аудиторов, аудиторских организаций с аудируемыми лицами, так и публичные отношения профессиональных субъектов аудиторской деятельности с государством и обществом в целом.

В настоящее время сложилась ситуация, когда в области аудита приняты и действуют ФПСАД (утверждены Правительством РФ); частично применяются ПСАД (одобрены Комиссией по АД); появляются новые ФСАД (утверждает Минфин).

Все федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельно­сти могут быть подразделены на три основные группы:

1) общие правила (стандарты) аудита, которые представляют собой свод профессиональных требований относительно квалифика­ции аудитора, независимости точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся выполняемой работы, и др.;

2) правила (стандарты) проведения аудиторской проверки, ко­торые раскрывают положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета, внутренне­ го контроля и получения доказательных материалов и т.д.;

3) правила (стандарты) составления отчета, которые пред­усматривают указание на то, какая именно бухгалтерская отчетность проверяется в ходе аудита, была ли она составлена в соответствии с общепринятыми правилами, а также разграничение функций аудито­ра и администрации аудируемого лица.

Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты, как: номер стандарта, дата ввода в действие, цель разработки, сфера применения стандар­та, анализ проблемы, возможные процедуры решения проблемы. Структура документа для оформления стандарта следующая: ти­тульный лист, содержание, собственно текст стандарта, приложения к документу (по необходимости).

Структура построения и разделы правил (стандартов) аудита. Правила (стандарты) аудиторской деятельности в основном имеют единую структуру построения и содержат следующие разделы:

1) общие принципы стандарта:

— цель и необходимость разработ­ки данного стандарта,

— сфера применения стандарта;

— взаимосвязь с другими стандартами;

2) основные понятия и определения (если это необходимо), ис­пользуемые в стандарте — охватывает новые термины и их ха­рактеристику;

3) сущность стандарта — формулируется проблема, тре­бующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения;

4) практические приложения — включают в себя различ­ные схемы, таблицы, образцы документов и др.

Стандарты аудиторской деятельности. 34 федеральных правила.

Текст с изменениями и дополнениями на 2009г.

В книгу включены Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, регулирующие порядок ведения аудита в Российской Федерации (в редакции от 19.11.2008 а также Кодекс этики аудиторов России (одобрен Минфином РФ 31.05.2007, протокол № 56).

Издание предназначено для руководителей организаций различных форм собственности, юридических и физических лиц в качестве практического пособия для проведения независимого финансового контроля экономической деятельности собственной организации и организаций деловых партнеров по бизнесу; преподавателей и студентов экономических вузов, слушателей курсов повышения квалификации подготовки бухгалтеров и аудиторов — в качестве учебного пособия; профессиональных аудиторов — в качестве справочного пособия.

Текст с изменениями и дополнениями на 15 октября 2009г.

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Отправить по почте

Документы МСА

Международный стандарт аудита 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандар.

введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н

Дата публикации: 14.02.2019

Международный стандарт аудита 210 «Согласование условий аудиторских заданий»

Читайте так же:  Соцпакет

введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н

Дата публикации: 14.02.2019

Международный стандарт контроля качества 1 «Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отч.

введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н

Дата публикации: 14.02.2019

Международный отчет о практике аудита 1000 «Особенности аудита финансовых инструментов»

введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н

Дата публикации: 14.02.2019

Международный стандарт обзорных проверок 2400 (пересмотренный) «Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших перио.

введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н

Дата публикации: 14.02.2019

Международный стандарт обзорных проверок 2410 «Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организац.

введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н

Дата публикации: 14.02.2019

Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3000 (пересмотренный) «Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорно.

введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н

Дата публикации: 14.02.2019

Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3400 «Проверка прогнозной финансовой информации»

введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н

Дата публикации: 14.02.2019

Международный стандарт сопутствующих услуг 4400 «Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации»

введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н

Дата публикации: 14.02.2019

Международный стандарт сопутствующих услуг 4410 (пересмотренный) «Задания по компиляции»

введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н

Дата публикации: 14.02.2019

Структура сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность

Настоящая публикация документа «Структура сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечиваю.

Дата публикации: 15.02.2019

Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность.

Настоящая публикация документа «Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, про.

Стандартизация аудиторской деятельности. Виды аудиторских стандартов

Правила (стандарты) аудиторской деятельности — единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на следующие виды:

  • • международные аудиторские стандарты;
  • • федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
  • • внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;
  • • правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Международные стандарты аудита предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, иной информации и оказания сопутствующих услуг, регулируют единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности в мировом масштабе.

Международные аудиторские стандарты подразделяются на следующие 10 групп: введение (предисловие, глоссарий, концептуальная основа MCA), обязанности, планирование, система внутреннего контроля, аудиторские доказательства, использование результатов работы третьих лиц, аудиторские выводы и заключения, специальные области аудита, сопутствующие услуги, положения по международной аудиторской практике (приложение 1).

Выпускает Международные стандарты аудита (International Standards of Auditing — ISA) Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants — IFAC), в которую входят национальные бухгалтерские организации более 130 стран. Россия в IFAC представлена Институтом профессиональных бухгалтеров РФ.

Международные стандарты аудита (MCA) стали выпускаться в 70-е годы ЮС в. и часто претерпевали изменения. В настоящее время они имеют трехзначную нумерацию от 100 до 999. Положения по международной аудиторской практике имеют четырехзначную нумерацию от 1000 до 1100. Ежегодно вносятся незначительные изменения в международные стандарты аудита.

Каждая страна выбирает свой подход к применению MCA. Может использоваться полный текст MCA, переведенный на национальный язык. MCA могут применяться во всех существенных аспектах с учетом национальных особенностей аудиторской деятельности. Страна может использовать свои национальные стандарты аудита.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Федеральные правила (стандарты) применяются в Российской Федерации.

Значение федеральных аудиторских стандартов состоит в том, что они:

  • • способствуют обеспечению высокого качества аудиторской проверки;
  • • содействуют внедрению в практику аудита новых научных достижений;
  • • определяют действия аудитора в конкретных ситуациях.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

утверждены постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».

Федеральные аудиторские стандарты имеют следующую структуру: номер и наименование стандарта; введение; содержание стандарта и приложения.

В разделе «Введение» отражаются:

  • • принцип разработки стандарта в соответствии с международным стандартом аудита;
  • • необходимость разработки стандарта;
  • • области и направления применения стандарта;
  • • понятия и определения, используемые в стандарте.

В разделе «Содержание стандарта» формулируется проблема, требующая описания, проводятся ее анализ, методы решения и аудиторские процедуры.

В раздел «Приложения» включаются различные приложения: таблицы, образцы документов, примеры понятий, факторов и др.

Группы федеральных правил (стандартов) соответствуют группам международных стандартов (приложение 2).

Реформирование аудиторской деятельности связано с разработкой и утверждением новых аудиторских стандартов и совершенствованием действующих федеральных стандартов в соответствии с международными стандартами аудита. Планируется ввести в действие следующие аудиторские стандарты:

  • • понимание деятельности и оценка рисков существенного искажения информации;
  • • аудиторские процедуры, выполняемые в ответ на оцененные аудитором риски;
  • • использование аудитором работы эксперта;
  • • задания по обзорной проверке финансовой информации;
  • • контроль качества в аудиторских организациях, осуществляющих аудиторские и обзорные проверки финансовой информации, а также выполняющих иные задания, обеспечивающие уверенность, или оказывающих сопутствующие аудиту услуги;
  • • аудит оценки по справедливой стоимости;
  • • концептуальные принципы проведения заданий, обеспечивающих уверенность;
  • • аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию;
  • • задания, обеспечивающие уверенность, отличающиеся от заданий по аудиту или обзорной проверке финансовой информации;
  • • исследование прогнозной финансовой информации;
  • • оценка искажений финансовой отчетности, обнаруженных в ходе аудита;
  • • модифицированное аудиторское заключения;
  • • мнение, не являющееся безоговорочно положительным;
  • • поясняющие параграфы в аудиторском заключении;
  • • обзор промежуточной финансовой информации, подготовленной аудитором;
  • • получение уверенности в отношении средств контроля в обслуживающих организациях
  • • существенные недостатки во внутреннем контроле.
Читайте так же:  Нко как открыть

Внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности

профессиональные аудиторские объединения вправе устанавливать для своих членов, если это предусмотрено их уставами.

Поправки, внесенные в закон «Об аудиторской деятельности», расширяют права саморегулируемых аудиторских объединений в отношении разработки и применения аудиторских стандартов. Саморегулируемые аудиторские объединения вправе разрабатывать методические материалы по применению федеральных стандартов аудиторской деятельности.

Методические материалы по применению федеральных стандартов аудиторской деятельности не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности.

Саморегулируемые аудиторские объединения:

  • • вправе предусматривать в методических материалах по применению федеральных стандартов аудиторской деятельности помимо требований, установленных федеральными стандартами аудиторской деятельности, дополнительные требования по проведению аудита, если это обусловливается особенностями проведения аудита;
  • • обязаны сообщать уполномоченному федеральному органу о дополнительных требованиях по проведению аудита, предусмотренных в методических материалах по применению федеральных стандартов аудиторской деятельности.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Они не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом в отношении внутренних стандартов аудиторских организаций и аудиторов должен соблюдаться следующий принцип. Требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних стандартов профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.

Внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией, чтобы обеспечить эффективную практическую работу и ее адекватность принятым федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Применение внутренних стандартов в аудиторских организациях способствует:

  • • соблюдению требований федеральных аудиторских правил (стандартов) и стандартов профессиональных аудиторских объединений;
  • • уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;
  • • использованию для проведения аудита аудиторов-асси- стентов;
  • • увеличению объема выполняемых аудиторских услуг.

Использование внутренних стандартов позволяет сформулировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выполнении сопутствующих аудиту услуг.

Внутренние (внутрифирменные) стандарты разрабатываются в виде следующих блоков:

  • • по структуре фирмы, технологии организации, выполняемым функциям и другим особенностям ее функционирования;
  • • стандарты, расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положения федеральных правил (стандартов);
  • • методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета;
  • • по организации сопутствующих аудиту услуг.

Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетворять таким требованиям, как:

  • целесообразность — при разработке стандартов следует учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;
  • преемственность и непротиворечивость — стандарты должны обеспечивать согласованность и взаимосвязь с другими внутренними стандартами;
  • полнота и детализация — внутренние стандарты должны комплексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;
  • единство терминологической базы — обеспечение единства трактовки терминов и понятий во всех стандартах.

Внутренние стандарты являются частью организационно-распределительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации. Они должны содержать наименование, номер стандарта, наименование разработчика, даты разработки и утверждения. Структура стандарта включает:

  • 1. Общие положения (цели и основания разработки стандарта, необходимость использования стандарта, сфера его применения, взаимосвязь с другими стандартами, срок действия стандарта).
  • 2. Основные понятия и определения.
  • 3. Сущность внутреннего стандарта (основные требования, методология решения указанной проблемы).
  • 4. Нормативные акты, используемые при экспертизе.
  • 5. Приложения (макеты рабочих документов аудитора, вопросы и тесты, аудиторские процедуры).
  • 6. Подпись руководителя разработки.
Видео (кликните для воспроизведения).

Вся деятельность аудиторов регулируется соответствующими правилами (стандартами). Стандарты применяются при планировании и документировании аудита, составлении рабочей документации аудитора, аудиторского заключения. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе только самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы.

Источники


  1. Тихомиров, М. Ю. Увольнение по инициативе работодателя. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 499 c.

  2. Торвальд, Ю. Век криминалистики; М.: Прогресс, 2011. — 325 c.

  3. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения. Практическое пособие / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2014. — 416 c.
  4. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Методическое руководство к семинарам; М.: Российский Юридический Издательский Дом, 2013. — 370 c.
  5. Пепеляев, С. Г. Компенсация расходов на правовую помощь в арбитражных судах / С.Г. Пепеляев. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 186 c.
Стандарт аудиторской деятельности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here