Среднее профессиональное образование направлено на

Ответы на вопросы по теме: "Среднее профессиональное образование направлено на" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Среднее образование в России: виды и их особенности

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Образование является неотъемлемой частью развития каждой личности.

Цель этого процесса – воспитание растущих индивидов, раскрытие их талантов, обучение навыкам (что это такое?) социального взаимодействия и полезным знаниям.

Опыт, полученный с помощью образования, в будущем помогает человеку самореализоваться и занять активную позицию в обществе.

Структура образования в России

Прежде чем коснуться основной темы статьи – среднего образования, сделаем небольшое отступление, в котором оговорим, каким образование бывает вообще, какова его структура.

Это необходимо для того, чтобы понимать, что среднее образование – это лишь часть большой системы, которая в РФ выглядит следующим образом:

  1. Первый уровень – делится на дошкольное и школьное образование. Последнее, в свою очередь, также имеет подуровни:
    1. начальный общий – младшие классы с 1 по 4 – ребенок получает базовую информацию о том, как устроен мир;
    2. основной общий или среднее неполное – это 5-9 классы. К изучению подключают научные направления (химия, биология и т.д.);
    3. полный общий или среднее полное образование – это 10-11 классы. Обучение на этом этапе направлено на подготовку к сдаче ЕГЭ и поступлению в высшие учебные заведения.

Само слово «средний» означает середину. В случае с образованием — это период между дошкольным и высшим образованием (обучением в ВУЗе).

Таким образом, среднее общее образование – это термин, используемый относительно школы: именно она дает ребенку общее образование – базовые знания о разных науках.

На этом уровне среднее образование – это обучение в довузовских подготовительных учреждениях, куда подростки могут пойти, когда получат неполное среднее образование, то есть, окончат 9 класс.

В итоге мы имеем два вида среднего образования – школьное и профессиональное. Ниже остановимся на них подробнее.

[3]

Среднее общее образование — это сколько классов

Повторим еще раз – среднее общее образование – это сколько классов? Это учеба с 1 по 11 класс, где:

    1-4 классы – начальная школа, способствующая социализации и приобретению основных знаний об окружающем мире;

Среднее специальное и профессиональное образование

Пойти учиться дальше подросток может как после 9 класса, так и после 11. Но не в ВУЗ, а в учреждения, занимающиеся профессиональной подготовкой.

С их помощью молодые люди получают 2 вида «корочек» – это средне-специальное образование (ССО) либо средне-профессиональное образование (СПО):

    Средне-специальное образование – это подготовка квалифицированных рабочих для работы в различных направлениях общественно полезной деятельности. Такие кадры готовят:
      училища – готовят специалистов рабочих профессий: слесарей, столяров, токарей и т.д. Обучение занимает около 3 лет, в течение которых молодые люди изучают около 20 дисциплин, пишут курсовые, сдают зачеты и экзамены;

Среднее профессиональное образование – это промежуточный этап между школой и ВУЗом.

Если подросток поступает в лицей или техникум после 9 класса, то в его обучение входит программа, которую он пропускает в 10-11 классах. Это же правило работает при прохождении ССО.

Среднее профессиональное или специальное — какое лучше

Чем они отличаются друг от друга? По сути – ничем. Однако в головах людей существует стереотип, что лицей престижней техникума, а техникум –училища.

Все дело в словах и в отношении к ним. Хотя на деле ССО имеет больше преимуществ, например:

  1. обучение занимает меньше времени;
  2. срок дальнейшего обучения в ВУЗе тоже сокращается на год-два;
  3. после 5 лет трудового стажа диплом ССО приравнивается к высшему образованию;
  4. можно выбирать среди 400 профессий;
  5. высокая степень трудоустройства;
  6. различные льготы от больших предприятий (питание, проезд и т.д).

Если человек хочет быстрее отучиться и приступить к работе, то лучше нацелиться на средне-специальное образование. СПО – для тех, кто хочет обучаться пошагово, планомерно и никуда не спешит: сначала 3-4 года в лицее, потом 4-6лет в ВУЗе.

Среднее профессиональное образование направлено на

Профессиональное образование — это процесс и результат профессионального развития личности посредством научного организационного профессионального обучения и воспитания на основе профессиональных образовательных программ.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К ним относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Реализация этих программ осуществляется в профессиональных образовательных учреждениях.

Формами получения профессионального образования являются обучение в профессиональных образовательных учреждениях с отрывом или без отрыва от производства, самообразование, экстернат.

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе общего основного и среднего образования. Оно может быть получено в профессиональных училищах и иных училищах данного уровня.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (техникумах, училищах, колледжах) или на первой ступени вузов.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего общего, среднего профессионального образования. Его можно получать в учреждениях высшего профессионального образования (университетах, академиях, институтах). Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным, ускоренным программам.

Среднее специальное образование – зачем учиться в колледжах и техникумах?

Вот уже не одно десятилетие подряд модно после школы поступать в ВУЗы. Это считается престижной привилегией исключительно отличников и хорошистов. С появлением ЕГЭ возможности школьников, которые успешно его прошли, расширились, но их выбор при поступлении по-прежнему часто падает на высшее образование. Но с недавних пор ситуация стала меняться. Выпускники и их родители начали понимать, что рынок трудоустройства уже «сыт» юристами и экономистами с высшим образованием, что экономике нужны профессионалы в рабочих отраслях. Поэтому поток абитуриентов устремился и в средние специальные учебные заведения.

Читайте так же:  Взятка статья ук рф

Чем отличается среднее специальное от среднего профессионального образования?

Чтобы раз и навсегда перестать задавать себе вопрос о том, чем отличается среднее специальное от среднего профессионального образования, нужно выстроить образовательную схему, которая работает в России не один год, хотя и претерпевает периодически некоторые изменения.

Итак, всем привычные 9 классов – это основное общее образование. Если школьник решит закончить 11 классов, он получит среднее общее образование. Вот на этом этапе и принимается решение о том, куда отправиться дальше – за дипломом ВУЗа и получить высшее образование или выбрать техникум или колледж. Законом «Об образовании» разрешается получать среднее профессиональное образование как на базе среднего общего (11 классов), так и на базе основного общего образования (9 классов). Причем получение среднего профессионального образования после окончания 9 классов осуществляется с одновременным получением среднего общего образования с учетом ФГОС в пределах образовательной программы среднего профессионального образования. Таким образом, обучаясь в техникуме, например, можно сдать ЕГЭ и получить аттестат о среднем общем образовании, кстати, абсолютно бесплатно. Разумеется, трудно переоценить такое преимущество.

Среднее специальное и среднее профессиональное образование, разница между которыми в законе «Об образовании» не делается, предоставляется различными учебными заведениями. К ним относятся: колледжи, лицеи, техникумы, училища (в том числе, медицинские, юридические, ветеринарные и педагогические). В ст.68 упомянутого закона говорится: «Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования».

Прием и обучение в заведениях среднего профессионального образования

Все учебные заведения принимают к себе абитуриентов на конкурсной основе. Результаты ЕГЭ, дополнительные баллы – все играет роль при поступлении. Часть мест, конечно, финансируется из бюджета, но их хватает не на всех, поэтому предусмотрены и платные места.

Право получить дистанционное среднее специальное образование есть у граждан с ограниченными физическими возможностями. Это преимущество очень важно, ведь некоторые учащиеся не могут посещать занятия и готовы к обучению только дистанционно.

Заведения среднего специального образования предоставляют возможность своим студентам поступить в ВУЗ без сдачи ЕГЭ и сразу на 3 курс. Это, безусловно «козырь» для тех учащихся, которые по тем или иным причинам не сдали или не сдавали ЕГЭ в школе, но хотят получить высшее образование.

Трудоустройство со средним профессиональным образованием

Выпускники училищ, колледжей и техникумов находят себе работу без особого труда, ведь многие работодатели заинтересованы в специалистах, имеющих уже не просто теоретические знания, а значительную производственную практику. Особенно ценятся профессионалы в рабочих отраслях. Доход зависит от выбранной специализации и квалификации работника.

[2]

Среднее профессиональное образование направлено на

Видео (кликните для воспроизведения).

Среднее профессиональное образование в РФ регламентируется в настоящее время Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018).

Статья 68 «Среднее профессиональное образование»:

  1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку:
  • квалифицированных рабочих или служащих и

    специалистов среднего звена

    по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

    1. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются:

      лица, имеющие образование не ниже основного общего образования (9 классов) или

      среднего общего образования (11 классов),

      если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

      с одновременным получением среднего общего образования

      в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.

      В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований, соответствующих:

      федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и

      среднего профессионального образования

      с учетом получаемой:

      среднего профессионального образования.

      Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10 — 11 кл.), утверждён Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (ред. от 29.06.2017);
      Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, утверждены Приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»

      1. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов:

        если иное не предусмотрено настоящей частью.

        При приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств:

        • проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом.

        В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов:

        образовательная организация в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования,

        указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации,

        результаты индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме,

        а также наличие договора о целевом обучении с организациями, указанными в части 1 статьи 71.1 настоящего Федерального закона.

        Статья 55 «Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
        Статья 71.1 «Особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с 1 января 2019 года)

        1. Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего:
        • не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.
        1. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования:

          вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и

          при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании.

          Указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию бесплатно.

          СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

          Найдено 4 определения термина СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

          Среднее профессиональное образование

          образование на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, осуществляемое в средних специальных учебных заведениях или иных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным Государственным образовательным стандартом. Оно завершается итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о среднем профессиональном образовании. Среднее профессиональное образование повышенного уровня образование, которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением среднего профессионального образования по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена повышенного уровня квалификации. Средства обучения и воспитания материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в педагогический процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. (Г)

          СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

          процесс подготовки специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширений образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования; является частью послесреднего образования, реализуется в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (техникумах, педагогических, музыкальных и др. училищах, колледжах) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

          СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

          СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

          среднее специальное образование, уровень образования, приобретаемый, как правило, на базе полного или неполного общего среднего в соответствующих проф. уч. заведениях. Обеспечивает индивиду знания, умения и навыки, необходимые для самостоят. выполнения работ определенной сложности, руководства первичными производств, звеньями, помощи специалистам высш. квалификации. Для нек-рых специальностей С. п. о. — высш. квалификац. ступень. Особенность С. п. о. состоит в усвоении комплекса практич. исполнит, умений и навыков на базе достаточно широкой общеобразоват. подготовки (часто профессионально ориентированной).

          Необходимость особой подготовки работников ср. квалификации выдвинута процессами специализации труда. Становление С. п. о. связано с развитием и перестройкой содержания как профессионального, так и общего образования. Особое значение имели деятельность городских школ и утверждение реального направления в общем образовании.

          В 19 в. С. п. о. стало осмысливаться как специфич. часть нар. образования, развитие к-рой оказывает существенное воздействие на состояние экономики, воен. дела, здравоохранения, просвещения и др. областей профессиональной деятельности.

          Соответствие содержания образования совр. и перспективным требованиям проф. деятельности — одна из важнейших пед. и организац. проблем С. п. о. Она решается периодич. пересмотром уч. планов и корректировкой профилей подготовки специалистов, открытием новых специальностей и специализаций, рационализацией методов и сроков обучения. При этом учитывается динамика содержания общеобразоват. подготовки в школах, а также достижения практики проф. образования на разл. уровнях. При разработке содержания С. п. о. принимаются во внимание особенности осн. контингента учащихся — подростков, часто с не вполне сформировавшимися личностными и проф. установками.

          В условиях непрерывного образования система С. п. о. становится более гибкой, учитывающей разнообразные интересы учащихся, разл. пути получения ими образования. Создаются условия для дальнейшего проф. роста, расширяются возможности для поступления учащихся ср. проф. уч. заведений в вузы. В большинстве стран с развитыми системами проф. образования реализуется принцип единого уровня содержания общего образования во всех типах ср. проф. уч. заведений, идет совершенствование спец. и практич. подготовки. Основой формирования уч. планов стали квалификац. характеристики, определяющие уровень знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с требованиями практич. деятельности на рабочем месте (см. Квалификация).

          Содержание С. п. о., как правило, разделяется на циклы: общеобразовательный, общепрофессиональный и специальный. Формирование содержания С. п. о. подчинено общедидактич. закономерностям.

          Гос. и муниципальные ср. проф. уч. заведения существуют в большинстве стран. В странах с традиционно развитой рыночной экономикой широко представлен и сектор частных уч. заведений, принадлежащих отд. корпорациям, фирмам и т. п. В условиях многоступенчатой системы проф. образования подготовка специалистов ср. звена часто ведется на базе ун-тов и профилированных (отраслевых). вузов. Гос-во оказывает влияние на программы подготовки через соответствующие образоват. стандарты, систему лицензирования и аттестации уч. заведений. См. также Средние профессиональные учебные заведения.

          В СССР. в 20-х гг. первоочередное развитие получило пед. и мед. С. п. о. Развитая система С. п. о. (оно называлось средним специальным). сложилась в основном в 30-х гг.; при этом особое внимание уделялось специальностям промети, с. х-ва и транспорта. Разработка уч. планов и программ проф. подготовки в уч. заведениях координировалась со 2-й пол. 30-х гг. подразделениями, действовавшими в составе органов управления высшим образованием (см. Министерство высшего и среднего специального образования СССР). После создания Министерства просвещения СССР. (1967). на всесоюзном уровне координировалось содержание общеобразоват. подготовки учащихся техникумов, училищ и т. п. В 1945-—90 уч. планы пересматривались в перспективе развития хоз. комплекса страны 6 раз; вводились новые специальности и специализации, расширилось внедрение вузовских форм занятий, уч. работы, практикоориенти-рованный характер приобрели обще-проф. и спец. занятия. Это позволяло в основном обеспечивать х-во, здравоохранение, отрасли культуры специалистами ср. звена.

          С нач. 70-х гг. ср. спец. образование стало рассматриваться как один из каналов получения молодежью общего ср. образования. Органичное сочетание общекультурной (гуманитарной). и проф. подготовки стало, однако, значит. проблемой из-за сложившейся в предшествующие годы ориентации уч. заведений на спец. образование. Это в целом снижало степень подготовленности специалистов к самостоят. работе, ограничивало возможности продолжения образования.

          Вместе с тем в условиях командно-адм. управления экстенсивное увеличение числа специальностей и приема на них учащихся без достаточного учета реальной потребности в специалистах конкретных профилей привело к серьезным противоречиям в содержании образования и качестве подготовки. Отставала мате-риально-технич. и уч.-производств, база техникумов и училищ. Ок. 40% выпускников техникумов, особенно в отраслях машиностроения, использовались на рабочих местах, не требующих ср. спец. образования. На инж. должностях в разл. отраслях работало от 30 до 50% специалистов со ср. спец. образованием. Система подготовки специалистов ср. звена была рассредоточена между десятками мин-в и гос. ведомств. Пед. коллективы и руководители уч. заведений часто оказывались отстраненными от решения проблем уч. процесса.

          В Рос. Федерации в нач. 90-х гг., особенно после введения Закона об образовании (1992), приняты нормативные документы, расширившие возможности совершенствования системы С. п. о. В 1994/95 уч. г. введен Гос. образоват. стандарт ср. проф. образования. Пересмотрен (1994). классификатор специальностей С. п. о. Он объединил 34 группы родств. специальностей (всего св. 250), в т. ч. новые профилированные по отраслям «экономика и управление», «менеджмент», «маркетинг». Присваиваемые в рамках специальностей конкретные квалификации устанавливаются Гос. образоват. стандартом ср. проф. образования.

          Новая структура С. п. о. реализуется на путях принципиально нового подхода к построению постоянной и варьируемой частей уч. плана, призванных отражать в проф. и квалификационной направленности подготовки будущих специалистов как требования федерального стандарта, так и интересы регионов, отд. отраслей и групп предприятий.

          В зависимости от характера специализации может меняться перечень и содержание преподаваемых предметов уч. плана, поскольку это не затрагивает федеральный компонент образования. Разл. требования регионов и отраслей х-ва обусловили большее, чем раньше, разнообразие типов ср. проф. уч. заведений.

          Система рос. С. п. о. последовательно реформируется с целью ее гуманизации и демократизации, расширения возможностей для ступенчатой подготовки специалистов широкого профиля, обладающих проф. мобильностью и способностью быстрой адаптации к меняющимся условиям деятельности. В связи с этим вводится обязат. минимум содержания программы, обеспечивающий эквивалентность образования на всей терр. Рос. Федерации (содержание обязат. дисциплин и виды практич. обучения нормируются федеральным компонентом образоват. стандарта).

          Подготовка специалистов широкого профиля обеспечивается углублением фундам. знаний, дифференциацией содержания обучения по осн. видам или объектам проф. деятельности. Усиливается проф. направленность общеобразоват. подготовки, к-рая ориентируется на базовый компонент общего ср. образования, а также установление рационального соотношения теоретич. и практич. обучения; комплекс занятий способствует формированию творческого мышления учащихся и высокой исполнит, культуры труда. Содержание образования формируется гл. обр. на основе дея-тельностного подхода и раскрытия в содержании уч. предметов и видах практики будущей производств, деятельности. Как важная задача С. п. о. рассматривается гуманитаризация С. п. о. и углубление изучения проблем мировоззренч. характера, ист., социально-культурных, экологич. и экон. проблем.

          Видео (кликните для воспроизведения).

          Лит.: Среднее спец. образование в СССР, М., 1962; Д с м ин А. Ф., Петров Б. И., Производственное обучение в техникумах, М., 1963; Кузьмин Б. А., Что такое техникумы СССР, М., 1966; Чупрунов Д. И., Специалисты среднего звена: планирование, подготовка, использование, М., 1984; Structures of technological education and contributing si social factors. ed. by Wilfred Fixhwick, UNESCO, 1988. В. Г. Шипунов.

          Чем профессиональное обучение отличается от среднего профессионального образования

          Казалось бы, похожие названия, смысл слов очень близок, но с юридической стороны есть свои нюансы. И бывают ситуации, когда это важно – разобраться, в чем же состоят отличия среднего профессионального образования, направленного на получение рабочей специальности или должности служащего, от профессионального обучения, при котором учащийся, ранее не имевший специальности, проходит подготовку по рабочей профессии или какой-либо должности служащего.

          Статья 68 Закона об образовании дает определение понятию «среднее профессиональное образование». Так называют начальную ступень профессионального образования, направленного на подготовку:

          • квалифицированного рабочего или служащего;
          • специалиста среднего звена.

          По результату профессионального обучения, согласно статье 73 Закона об образовании, учащийся получает необходимые для работы компетенции, но уровень его базового, исходного образования при этом не меняется.

          Учебный процесс осуществляется по программам профессионального обучения, подготовленным соответственно квалификационным требованиям (профессиональным стандартам). На сегодняшний день в нашей стране действуют свыше 180 профессиональных стандартов, утвержденных приказами Минтруда Российской Федерации.

          Разница двух видов обучения отражается также в том, как называют учащихся. Согласно статье 33 Закона об образовании, граждане, проходящие подготовку по программе среднего профобразования, являются студентами. Граждан, которые осваивают программу профессионального обучения, называют слушателями.

          По статье 60, студенты, окончившие обучение по программе среднего профобразования, получают диплом, подтверждающий получение среднего профессионального образования.

          Лица, освоившие программу профессионального обучения, получают свидетельство о рабочей профессии или должности служащего и документ о квалификации, подтверждающий присвоение учащемуся категории или разряда.

          Указанная в документе квалификация дает слушателю право вести определенную профессиональную деятельность либо осуществлять конкретные виды работ, относительно которых законодательно утверждены обязательные требования.

          Та или иная квалификация может быть присвоена по результату профессионального обучения либо дополнительного профобразования.

          Таким образом, можно сделать вывод: юридически профессиональное обучение имеет больше общего с дополнительным профессиональным образованием, потому что не ведет к повышению образовательного ценза.

          Профессиональное обучение может осуществляться по следующим программам:

          – программа профессиональной подготовки по рабочим специальностям, должностям служащих;

          – программа переподготовки служащих и рабочих;

          – программа повышения квалификации служащих и рабочих.

          На сегодняшний день пройти профессиональное обучение можно только по тем рабочим профессиям, которые перечислены в приказе Минобрнауки России от 02.07.2013.

          Итак, среднее профессиональное образование представляет собой уровень профобразования, а профессиональное обучение – это отдельный вид образования, который не имеет отношения к системе среднего профессионального образования.

          Среднее профессиональное образование направлено на

          Порядок получения среднего профессионального образования в настоящее время регламентируется следующими законодательными нормами:

          Статьей 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018) и

          Приказом Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования» (ред. от 11.12.2015).

          Современное среднее профессиональное образование по своей сути — это несколько модернизированное среднее специальное образование, входившее в советскую систему обучения. С распадом СССР часть техникумов переименовали в колледжи, более половины из которых присоединили к различным вузам в качестве структурных подразделений.

          Согласно современной статистике:

          из официально трудоустроенных в настоящее время работающих не менее 20 миллионов получили среднее профессиональное образование;

          приблизительно 50% этих работников занята в сфере обслуживания и на производстве;

          еще 50% — это работники умственного труда, в том числе среднее звено работников бизнес-структур, менеджеры, кадровики, бухгалтеры, аудиторы и т.д.

          Порядок получения среднего профессионального образования с 2013 года регулируется статьей 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.

          Закон об образовании в РФ № 273-ФЗ вступил в силу 01.09.2013 года и постоянно в него вносятся корректировки. В настоящий момент действует редакция Закона от 03.08.2018 года.

          Начальное профессиональное образование и среднее профессиональное образование

          Довольно часто на страницах интернета путают понятия:

          • начальное профессиональное образование и
          • среднее профессиональное образование.

          Разберемся с чем это связано и в чем отличия этих понятий.

          Понятие «Начальное профессиональное образование» использовалось до конца 2012 года в утратившем силу Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании» — Статья 22 «Начальное профессиональное образование».

          В соответствии с данной статьей:

          начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования;

          начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.

          В утратившем силу Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании» использовалось также понятие «Среднее профессиональное образование» — Статья 23 «Среднее профессиональное образование».

          В соответствии с этой статьей:

          среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования;

          подготовка специалистов среднего звена в области искусств по интегрированным образовательным программам среднего профессионального образования в области искусств начинает осуществляться на базе начального общего образования;

          граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам;

          среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

          образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

          В новом Федеральном законе об образовании № 273-ФЗ понятие «Начальное профессиональное образование» было ИСКЛЮЧЕНО.

          В действующем в настоящее время Федеральном законе об образовании № 273-ФЗ законодательно закреплены только следующие понятия:

          • профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

          п.12 Статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

          • среднее профессиональное образование – как один из 4-х уровней профессионального образования;

          п.4 Статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

          • федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования — могут разрабатываться по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования (среднего профессионального образования);

          п.5 Статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

          • образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

          п.3 ч.2а Статьи 12 «Образовательные программы» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

          • профессиональная образовательная организация – тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

          п.2 ч.3 Статьи 23 «Типы образовательных организаций» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

          • среднее профессиональное образование — направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

          Статья 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

          Также, чтобы лучше уяснить действующую в настоящее время терминологию в области профессионального образования, следует обратить внимание на следующие положения статьи 108 «Заключительные положения» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ:

          образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:

          начальное профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);

          среднее профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена;

          образовательные программы, реализующиеся в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, тождественны в части наименований образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом:

          основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования — программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);

          основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования — программам подготовки специалистов среднего звена.

          Таким образом, использование в настоящее время понятия начального профессионального образования неправомерно. Современное законодательство об образовании предусматривает только уровень среднего профессионального образования.

          Получение среднего профессионального образования

          С 2013/14 уч. года в связи с вступлением в силу Закона об образовании в РФ № 273-ФЗ профессиональные образовательные организации реализуют следующие образовательные программы среднего профессионального образования:

          программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ранее по рабочим профессиям готовили в учреждениях начального профессионального образования: училищах и лицеях);

          программы подготовки специалистов среднего звена.

          Таким образом среднее профессиональное образование направлено на подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

          Его можно получить:

          10 — 11-ти классов среднего общего обязательного образования.

          Обучение по программам среднего профессионального образования проводят:

          • колледжи, техникумы, лицеи, другие образовательные учреждения и организации.

          Для поступления в профессиональную образовательную организацию необходимо представить:

          Если среднее профессиональное образование начинается после 9-ти классов основного общего образования:

          то в образовательную программу включаются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) 10 — 11-х классов среднего общего образования,

          а также образовательные стандарты получаемой профессии или специальности.

          Обучение и поступление в профессиональные образовательные организации проходит на бюджетной основе, если:

          учащийся поступил после основного общего образования;

          когда количество поступающих превышает количество бюджетных мест, учитываются результаты поступающих по образовательной программе основного или среднего общего образования (средний балл аттестата).

          По профессиям и специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и/или психологических качеств:

          • в некоторых образовательных организациях среднего профессионального образования проводятся вступительные испытания творческой или профессиональной направленности.

          Образование, полученное в образовательных организациях среднего профессионального образования, можно продолжить в вузе по соответствующей специальности.

          [1]

          В соответствии с Законом об образовании в РФ № 273-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей:

          • могут поступать в образовательные организации среднего профессионального образования только на общих основаниях (без льгот).

          Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на общедоступной основе:

          • не предполагает льготное поступление инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья.

          В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования:

          • обучение инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья организовано по индивидуальным учебным планам и адаптированным образовательным программам, предусматривающим увеличение срока обучения по профессиям квалифицированных рабочих на 6 месяцев, по подготовке специалистов — не более чем на 10 месяцев.

          Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего:

          • не является получением второго или последующего среднего профессионального образования ПОВТОРНО.

          п. 5 статьи 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

          Обучающиеся по программе среднего профессионального образования имеют право:

          сдать ЕГЭ, даже если ранее не получали среднего общего образования;

          в случае успешной сдачи экзаменов учащемуся выдается аттестат о среднем общем образовании.

          С перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования можно ознакомиться в Приказе Минобрнауки России от 29.10.2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования».

          Диплом о среднем профессиональном образовании

          Среднее профессиональное образование подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании. Диплом учитывается при поступлении на обучение по программам бакалавриата и специалитета.

        Читайте так же:  Заявка на товар

        Источники


        1. Мельниченко Р. Г. Адвокатская деятельность. Универсальные правила успеха; Центрполиграф — М., 2013. — 216 c.

        2. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 512 c.

        3. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: Юридический центр Пресс, 2007. — 768 c.
        4. Толкушкин, А.В. Налогообложение физических лиц при операциях с недвижимостью / А.В. Толкушкин. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 344 c.
        5. Тихомиров, М. Ю. Увольнение по инициативе работодателя. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 499 c.
        Среднее профессиональное образование направлено на
        Оценка 5 проголосовавших: 1

        ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

        Please enter your comment!
        Please enter your name here