Социально ориентированные некоммерческие организации

Ответы на вопросы по теме: "Социально ориентированные некоммерческие организации" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Социально ориентированные некоммерческие организации: определение, деятельность, государственная поддержка

Многие организационные структуры занимаются видами деятельности, направленными на оказание помощи нуждающимся, создание благ для людей, повышение моральных качеств граждан, уровня жизни населения. Учитывая то, что эти задачи созвучны с государственными приоритетами в развитии социальной сферы, логично, что руководство страны вправе содействовать социально ориентированным некоммерческим организациям. Чтобы заручиться поддержкой властей, необходимо знать, какие структуры могут претендовать на этот статус, занятия какого рода подпадают под действие федерального закона, и на какую помощь может рассчитывать подобное общество.

Правовая основа

В законодательной базе существует акт, обеспечивающий право на государственную поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям. Ее предоставление регламентируется Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ). В нем также определяется, какие структуры признаются некоммерческими организациями, в каких формах они могут действовать, правила их создания, ликвидации и реорганизации, перечисляются основные виды деятельности и указывается, какие из этих обществ считаются социально ориентированными, какими способами и в каких случаях им предоставляется государственная поддержка. Помимо этого в документе содержится информация о правилах ведения реестра социально ориентированных некоммерческих организаций, расписаны полномочия руководящих инстанций при решении вопросов о поддержке данных обществ.

О сути понятия

Для того чтобы определить, какие из формирований подпадают под статус «социально ориентированные коммерческие организации», необходимо сначала обратиться к понятию «некоммерческие организации» и выяснить, что представляют собой данные структуры. Итак, речь идет о компаниях, у которых получение доходов не является приоритетным направлением деятельности, а извлеченная прибыль не делится между участниками образования.

Цели создания добровольных товариществ

Подобные группы формируют для выполнения следующих задач:

  • благотворительная деятельность (помощь детским домам, многодетным семьям, инвалидам);
  • развитие научной, культурной и образовательной сфер жизни народа;
  • проведение мероприятий с целью оздоровления разных групп общества;
  • удовлетворение духовных потребностей населения;
  • защита прав людей в соответствии с законодательством РФ;
  • юридическая помощь рядовым гражданам, пособничество в разрешении споров и др.

Любая подобная организация целью создания может иметь и другой вид деятельности, но он обязательно должен быть направлен на создание социальных благ для народа.

Права и обязанности объединений

Организации, не ориентированные на извлечение финансовой выгоды, официально получают свой статус после регистрации в соответствии с правилами проведения процедуры в определенном законом порядке. В своей собственности (или в управлении) они имеют какие-то ценности или объекты и, согласно имеющимся обязательствам, несут ответственность за него, могут осуществлять имущественные права, подавать иски в суд и быть на процессе ответчиком. Им присваивается наименование, в составе которого указывается организационно-правовая форма общества и вид его деятельности. В обязательном порядке такая структура должна иметь баланс (смету). Как правило, некоммерческая организация создается на неограниченный срок. Исключение возможно в том случае, когда в учредительных документах указан конкретный период деятельности. Такие сообщества вправе открывать счета в учреждениях банков на территории РФ и за ее пределами, а лишается такой возможности только в случаях, противоречащим законодательству страны.

Управление компании заводит печать, на которой значится название общества (полностью) на родном (русском) языке. По желанию правления общество может выдавать бланки со своим названием и пользоваться фирменным штампом. В случае необходимости возможно создание собственной эмблемы.

Какие из организаций считаются социально ориентированными?

На территории России зарегистрировано достаточно большое количество обществ, не направленных на получение прибыли. Но статус социально ориентированной некоммерческой организации может быть присвоен не всем из них. Существует 2 критерия, по которым компания приобретает это «звание»: форма ее организации и вид деятельности, прописанный в учредительных документах.

Необходимое условие

В правовом акте сказано, что государственная поддержка предоставляется тем формированиям, форма организации которых является одной из тех, что прописаны в вышеуказанном законе:

«Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (ст.2, п.3 (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) (ст.2.п.2.1.);

Направления работы

Вторым критерием является вид деятельности компании. Считать общество социально ориентированным можно, если приоритетом в его функционировании является:

  • поддержка граждан и защита их интересов в социальной сфере;
  • работа с населением при подготовке к устранению последствий каких-либо катастроф (техногенных, экологических), стихийных бедствий, несчастных случаев, а также помощь людям, пережившим перечисленные события;
  • помощь нуждающимся: беженцам, переселенцам, участникам разного рода конфликтов (социальных, религиозных. );
  • охрана природы и животных;
  • защита сооружений, имеющих историческое, культурное значение, различных мест захоронения;
  • правовая помощь населению (консультирование, просвещение), направленное на защиту законных прав жителей;
  • спонсорство, меценатство;
  • профилактика проявления асоциальных форм поведения людей;
  • помощь детским домам;
  • деятельность, направленная на сбережение социальных благ в сфере культуры, образования, спорта, охраны здоровья и др., помощь в развитии данных направлений, работа по улучшению духовного состояния граждан.

Органами власти, которые способствуют определению сообщества как социально ориентированная организация, могут признаваться и другие виды деятельности, но при этом они обязательно должны способствовать решению социальных проблем и улучшению жизни населения.

Поддержка некоммерческих компаний

Если организация приобретает вышеуказанный статус и действует во благо общества, о чем значится в ее учредительных документах, она может рассчитывать на государственную поддержку. Формы оказания помощи властями могут быть разными. Это:

  • перевод денежных средств социально ориентированным некоммерческим организациям на социальные услуги для населения, предоставление необходимой информации, передача в пользование имущества, находящегося на балансе у государственных структур, проведение консультаций, подготовка сотрудников для работы, а также людей, готовых добровольно оказывать свои услуги для компаний, а также их обучение, повышение уровня квалификации и профессионализма;
  • упрощение оплаты налогов и различных видов сборов (в соответствии с порядком, прописанном в законодательстве);
  • выставление заказов этим обществам на выполнение работ для государственных учреждений, обеспечение товарами и услугами;
  • предоставление права на участие социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках;
  • взаимодействие с юридическими лицами, которые оказывают правовую помощь данным обществам (чаще всего это предоставление льгот при уплате ими налогов).

Иные формы пособничества

В зависимости от нормативно-правовой базы региона, его финансового фонда деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций может быть поддержана за счет выделения средств из бюджета. Выдача денег обществам оформляются в виде субсидий. Данная денежная помощь направлена на содействие компании в предоставлении различных услуг населению. Траты средств проверяются ответственными органами.

Читайте так же:  Возмещение ущерба работодателю

Также таким обществам передается в пользование имущество, которое числится на балансе у муниципальных органов или государственных властей. При этом ведется строгий контроль за его использованием, так как в законе о социально ориентированных некоммерческих организациях сказано, что все предоставленные объекты должны использоваться только по целевому назначению.

Следует отметить, что государственные органы способствуют не только данной группе организаций, но и обычным некоммерческим организациям (в виде экономической помощи). Но всегда социально ориентированные общества при рассмотрении данного вопроса находятся в приоритете.

Возможности руководящих органов

Для того чтобы вести учет всех формирований, которые поддерживает государство, определять виды помощи, контролировать выдачу субсидий и передачу имущества, ведется реестр социально ориентированных некоммерческих организаций. В законе четко расписан порядок ведения списка, а также полномочия органов, оказывающих помощь данным структурам. В частности, им предоставлено право разрабатывать федеральные программы по поддержке этих обществ, реализовывать их, а также оказывать помощь в осуществлении задач региональных программ. Как указывалось выше, это происходит посредством выдачи субсидий на цели конкурсного финансирования различных проектов, которыми занимаются социально ориентированные некоммерческие организации, а также путем предоставления инфраструктурной, методической, информационной поддержки.

[2]

При этом органы государственной власти наделены правом принимать участие в разработке региональных и межмуниципальных программ, нацеленных на содействие некоммерческим обществам. Они могут заниматься их реализацией. При формировании планов оказания помощи данным структурам учитываются культурные, экономические, социальные особенности региона.

Перечень некоммерческих компаний

Согласно порядку, прописанному в законодательстве, органами исполнительной власти на разных уровнях ведется реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, получившим помощь от государства. В списках указывается исчерпывающая информация о каждой структуре для обеспечения порядка и контроля за видами помощи. В каждом своде информации о подобном формировании содержатся такие данные:

  1. Наименование (обязательно полное, как в учредительных документах), адрес организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации.
  2. Идентификационный код налогоплательщика.
  3. Информация о том, в каком виде организации была оказана помощь от государства (форма поддержки и ее размер).
  4. Срок, на который рассчитана помощь.
  5. Название исполнительных органов, которыми была оказана поддержка.
  6. Дата решения властей об оказании или прекращении помощи.
  7. Данные о том, какими видами деятельности занимается формирование.
  8. Сведения о допущенных нарушениях со стороны социально ориентированных некоммерческих организаций, особенно в отношении целевого использования помощи (средств и предоставленного имущества).

Следует отметить, что эти общества включаются в данный перечень только после зафиксированного факта получения денежной помощи (субсидии).

[3]

Все сведения о социально ориентированных некоммерческих организациях, представленные в реестрах, доступны всем желающим ознакомиться с ними.

Управляющий орган

Правительство России уполномочило Министерство экономического развития РФ решать вопросы по предоставлению государственной поддержки организациям социальной направленности, наделило правом работать над этим направлением государственной политики и заниматься правовым регулированием в этой сфере, а именно: принимать решения, регламентирующие порядок ведения реестра обществ и хранения документов, представленных ими, а также вырабатывать требования относительно средств обеспечения пользования такими перечнями (Постановление от 16.04.2011 №276).

Как получить помощь

Для этого управлению социально ориентированной некоммерческой организации необходимо сделать запрос в исполнительные органы о том, какие нормативные акты были приняты по поддержке таких обществ, и далее на основании этих документов воспользоваться правом на получение государственной помощи.

Правительство страны всегда работает над вопросом улучшения качества жизни населения. Именно поэтому и содействует развитию социально ориентированных некоммерческих организаций. Любому формированию для того, чтобы заручиться поддержкой со стороны органов власти или местного самоуправления, необходимо иметь светлую цель, знать свои права и действовать во благо общества. И тогда финансовая, имущественная и информационная помощь будет без труда доступна компании.

Статья 31.4. Признание социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 287-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 31.4, вступающей в силу с 1 января 2017 г.

Статья 31.4. Признание социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг

См. комментарии к статье 31.4 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 25 ноября 2017 г. — Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 320-ФЗ

1. В случае, если социально ориентированная некоммерческая организация соответствует требованиям, указанным в пункте 2.2 статьи 2 настоящего Федерального закона, по решению уполномоченного органа или его территориального органа она может быть признана исполнителем общественно полезных услуг и включена в реестр некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг.

2. Порядок принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, перечень и формы необходимых документов, порядок ведения реестра некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 31.4 дополнена пунктом 2.1 с 25 ноября 2017 г. — Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 320-ФЗ

2.1. Оценка качества оказания общественно полезных услуг социально ориентированной некоммерческой организацией осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

3. Перечень общественно полезных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с приоритетными направлениями, определяемыми Президентом Российской Федерации.

4. Социально ориентированная некоммерческая организация признается исполнителем общественно полезных услуг и включается в реестр некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг сроком на два года. По истечении указанного срока социально ориентированная некоммерческая организация может быть вновь признана исполнителем общественно полезных услуг в упрощенном порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. В случае возникновения обстоятельств, несовместимых в соответствии с пунктом 2.2 статьи 2 настоящего Федерального закона со статусом некоммерческой организации — исполнителя общественно полезных услуг, социально ориентированная некоммерческая организация может быть исключена из реестра некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг и право такой организации на приоритетное получение мер поддержки, предусмотренное пунктом 13 статьи 31.1 настоящего Федерального закона, утрачивается.

Социально ориентированные некоммерческие организации

Определение понятия социально ориентированной некоммерческой организации

В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон ) социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

Читайте так же:  Тсн смета

Виды деятельности социально ориентированных НКО

Виды деятельности СО НКО определены Федеральным законом, в соответствии с п.1 ст. 31.1 Федерального закона к ним относятся:

1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологичеaского состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;

18) увековечение памяти жертв политических репрессий.

Перечень видов деятельности СО НКО в соответствии с п.2 ст. 31.1 Федерального закона может быть расширен другими видами деятельности, направленными на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации путем принятия федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Так, в Саратовской области в соответствии со ст. Закона Саратовской области от 26.04.2011 № 45-ЗСО «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Саратовской области» установлены дополнительные виды деятельности СО НКО, наряду с видами деятельности, предусмотренными пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона:

1) развитие и поддержка детского и молодежного общественного движения;

2) укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, содействие профилактике экстремизма и ксенофобии;

3) проведение социологических исследований и мониторинга состояния гражданского общества.

Условия признания некоммерческих организаций социально ориентированными

Таких условий в соответствии с Федеральным законом два:

1. НКО должны быть создана в форме, предусмотренной Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (а с 01.09.2014, с момента вступления изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 05.05.2014 №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в организационно-правовой форме, предусмотренной Гражданским кодексом для некоммерческих организаций, в том числе: общественные организации, общественные движения, религиозные организации казачьи общества, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями).

2. НКО должна осуществлять деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» и региональным законодательством для СО НКО.

В соответствии со статьей 31.2 Федерального закона предусмотрено ведение Реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей такой поддержки со стороны государства.

Реестры формируют и ведут те уполномоченные органы, которые непосредственно оказывают поддержку социально ориентированным НКО, в том числе:

— федеральные органы исполнительной власти (федеральные реестры);

— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственные реестры субъектов РФ),

— местные администрации (муниципальные реестры),

В соответствии с п. 3 ст.31.2. Федерального закона порядок ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки и хранения представленных ими документов, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – Минэкономразвития России.

Условия вхождения в реестры СО НКО – получение поддержки от федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации.

Порядок ведения реестров определен Приказом Минэкономразвития РФ от 17.05.2011 № 223 «О ведении реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки, хранении представленных ими документов и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами». Реестры ведутся по рекомендованному Минэкономразвития образцу. Реестровая запись, содержащая сведения о получателе поддержки, исключается из реестра органом по истечении 3 лет с даты окончания срока оказания поддержки на основании решения органа.

Поддержка СО НКО.

В соответствии со ст. 31.2 Федерального закона государством может оказываться поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами видов деятельности СО НКО, определенных законом.

В соответствии с п.3 ст. 31.2 Федерального закона оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:

1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

Видео (кликните для воспроизведения).

3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Наряду с указанными формами поддержки в Федеральном законе на региональном и местном уровне субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями могут быть предусмотрены иные формы за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Читайте так же:  Точка поставки электроэнергии

Финансовая поддержка СО НКО может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий.

Имущественная поддержка СО НКО — путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.

Информационная поддержка СО НКО осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 № 449-ФЗ «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (вступает в силу с 01.01.2017) оказание информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям возможно также путем предоставления им государственными и муниципальными организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, и редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, размещения информационных материалов социально ориентированных некоммерческих организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев СО НКО (вступает в силу с 01.01.2017) может осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления путем организации и содействия в организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций по запросам указанных некоммерческих организаций, проведения обучающих, научных и практических мероприятий.

Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, содействие развитию социального партнерства, институтов гражданского общества, благотворительности и добровольчества включено в состав задач деятельности Министерства экономического развития России.

Что такое социально-ориентированные некоммерческие организации

В настоящее время деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций регулируется Законом РФ от 05.04.2010 №40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».

В соответствии с Законом РФ от 05.04.2010 социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные указанным законом».

Социально ориентированные некоммерческие организации в соответствии с учредительными документами вправе осуществлять один из следующих видов деятельности:

1) социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

[1]

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи и представительство в арбитражном суде на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

Законом предусмотрено оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, которое может осуществляться в следующих формах:

  • финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка,
  • предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
  • размещение у социально ориентированных некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

При этом, оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации, оказывающие поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, формируют и ведут федеральные, государственные и муниципальные реестры социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей такой поддержки. Информация, содержащаяся в реестрах социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки, является открытой для всеобщего ознакомления.

Юрагентство «Гарантия» уже более 7 лет помогает в создании новых видов бизнеса, регистрации фирм в различных организационно-правовых формах, в том числе регистрация некоммерческих организаций, юридическом обслуживании создаваемых фирм впоследствии в процессе их деятельности, представлением налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговые органы. Обратившись к профессионалам, Вы, тем самым, избавите себя от множества проблем, возникающих как в процессе создания и регистрации, так и в последующей деятельности Вашей компании.

Подробнее о наших услугах Вы можете ознакомиться на нашем сайте

Социально ориентированные некоммерческие организации

Понятие социально ориентированная некоммерческая организация дано в 7 Федеральном законе «О некоммерческих организациях». Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

Формы социально ориентированных некоммерческих организаций:

Общественные и религиозные организации (объединения).

Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Государственные, муниципальные учреждения.

Автономная некоммерческая организация.

Рассмотрим статью 31, пункт 1 «Виды деятельности», которые должны осуществлять организации, зарегистрированные в тех формах, которые перечислены выше:

социальная поддержка и защита граждан;

подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф;

оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

охрана окружающей среды и защита животных;

охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

Читайте так же:  График работы сотрудников

оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

профилактика социально опасных форм поведения граждан;

благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

содействие повышению мобильности трудовых ресурсов.

Однако существуют определенные ограничения. Так, в статье 6 Закона о бухгалтерском учете перечислены организации, которые не могут составлять бухгалтерскую отчетность в упрощенном виде:

НКО, у которых поступления в виде денежных средств и иного имущества за предшествующий отчетный год превысили 3 млн рублей.

Жилищные и жилищно-строительные кооперативы.

Кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы).

Организации государственного сектора.

Политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения.

СРО (саморегулируемые организации).

НКО, выполняющие функции иностранного агента и другие.

В конце 2013 года Министерство финансов выпустило письмо 07-01-06/57795 «Об упрощенных способах ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность». Это письмо, разрешает до утверждения соответствующих федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета и для составления упрощенной бухгалтерской отчетности некоммерческим организациям, указанным в пункте 2 и 3 части 4 статьи 6, применять формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств, предусмотренных приложением №6 к Приказу 66н. Исходя из этого письма, государственные корпорации могут делать отчетность упрощенным способом. Несмотря на то что это письмо и дает право составлять отчетность в упрощенном виде по формам, предусмотренным для социально ориентированных некоммерческих организаций, делать это все же не рекомендуется, поскольку норма Федерального закона всегда выше.

Отдельно для религиозных организаций официально отменено письмо Министерства финансов от 16 мая 2003 года №ВГ-6-02/[email protected] В этом письме говорилось о том, что религиозные организации, у которых нет объекта обложения налогом на прибыль, имеют право не сдавать бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Теперь все религиозные организации также должны сдавать бухгалтерскую отчетность в налоговый орган.

Письмо от 18 декабря 2013 года №03-02-07/2/55878 предназначается специально для религиозных организаций. В нем сказано, что если религиозная организация, помимо своего прямого назначения, еще ведет деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества, то эта религиозная организация может быть признана социально ориентированной, и она также может составлять отчетность по формам для социально ориентированных некоммерческих организаций.

Перечень общественно полезных услуг НКО

27 октября 2016 года Правительством РФ утверждён перечень общественно полезных услуг, оказываемых организациями, вошедшими в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг ( Постановление №1096 от 27.10.2016 ). Постановление вступает в силу с 1 января 2017 года.

Перечень общественно полезных услуг

1. Предоставление социального обслуживания в форме «на дому».

2. Предоставление социального обслуживания в стационарной форме.

3. Предоставление социального обслуживания в полустационарной форме.

4. Социально-трудовые услуги, направленные на оказание содействия в вопросах трудоустройства и в решении вопросов, связанных с трудовой адаптацией молодежи, матерей с детьми, инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, освободившихся из мест лишения свободы:

  • оказание содействия молодежи в вопросах трудоустройства, социальной реабилитации, трудоустройство несовершеннолетних граждан;
  • содействие трудоустройству граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
  • организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
  • психологическая поддержка безработных граждан;
  • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
  • оказание содействия в трудоустройстве на оборудованные (оснащенные) рабочие места;
  • организация сопровождения при содействии занятости инвалидов и самозанятости инвалидов.

5. Услуги, предусматривающие реабилитацию и социальную адаптацию инвалидов, социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • оказание информационно-справочной поддержки гражданам по вопросам инвалидности, социальной защиты, медико-социальной экспертизы и реабилитации, абилитации инвалидов, в том числе женщин-инвалидов, девочек-инвалидов, а также пострадавших в результате чрезвычайных обстоятельств;
  • проведение реабилитации или абилитации инвалидов при сложном и атипичном протезировании и ортезировании в стационарных условиях;
  • проведение социально-средовой реабилитации или абилитации инвалидов;
  • проведение социально-психологической реабилитации или абилитации инвалидов в амбулаторных условиях;
  • проведение социокультурной реабилитации или абилитации инвалидов;
  • проведение социально-бытовой адаптации.

6. Услуги по оказанию социальной помощи детям, инвалидам, гражданам пожилого возраста, лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам, а также по их социальному сопровождению:

  • содействие в получении питания в месте временного размещения лицам, признанным беженцами в соответствии с Федеральным законом «О беженцах»;
  • содействие в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещения или в трудоустройстве;
  • содействие в предоставлении жизненно необходимых товаров малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в Федеральном законе «О государственной социальной помощи»;
  • содействие во временном отселении в безопасные районы с обязательным предоставлением стационарных или временных жилых помещений;
  • содействие в предоставлении бесплатной юридической помощи;
  • оказание медицинской (в том числе психиатрической), социальной и психолого-педагогической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
  • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.

7. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

  • проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями с учетом анализа причин и условий, способствующих самовольным уходам несовершеннолетних из семей;
  • оказание содействия в организации поиска несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций;
  • организация оказания психологической и социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций;
  • содействие в получении медицинской помощи несовершеннолетними, самовольно ушедшими из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций;
  • вовлечение несовершеннолетних, учитываемых образовательными организациями, подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, в социально значимую деятельность.
Читайте так же:  Положение о продаже имущества должника

8. Услуги по профилактике социального сиротства, включая психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей для предотвращения отказа от новорожденного ребенка, сокращения случаев лишения родительских прав в части консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи родителям детей и профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения их в родительских правах, лишения их родительских прав, а также в целях обеспечения возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав.

9. Услуги, направленные на социальную адаптацию и семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей:

  • содействие устройству детей на воспитание в семью;
  • подготовка граждан, выразивших желание принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы устройства;
  • оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка;
  • оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот;
  • психолого-медико-педагогическая реабилитация детей;
  • защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства.

10. Оказание помощи семье в воспитании детей:

  • формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга);
  • организация и проведение культурно-массовых мероприятий;
  • осуществление экскурсионного обслуживания;
  • показ (организация показа) спектаклей (театральных постановок);
  • показ (организация показа) концертов и концертных программ.

11. Услуги по организации отдыха и оздоровления детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе организация деятельности специализированных (профильных) лагерей:

  • организация отдыха детей и молодежи;
  • санаторно-курортное лечение.

12. Услуги в сфере дошкольного и общего образования, дополнительного образования детей:

  • реализация дополнительных общеразвивающих программ;
  • реализация дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств;
  • реализация дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта;
  • психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
  • организация и проведение олимпиад, конкурсов, мероприятий, направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности;
  • присмотр и уход.

13. Услуги по психолого-педагогическому консультированию, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации:

  • психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
  • реализация основных общеобразовательных программ среднего общего образования;
  • психолого-медико-педагогическое обследование детей.

14. Услуги в сфере дополнительного образования граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе услуги обучения навыкам компьютерной грамотности.

15. Услуги в сфере дополнительного образования сотрудников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций, направленного на повышение качества предоставления услуг такими организациями.

16. Услуги по профилактике социально значимых заболеваний, курения, алкоголизма, наркомании, включая просвещение и информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни:

  • работы по профилактике неинфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения;
  • профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании;
  • организация и проведение консультативных, методических, профилактических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекций.

17. Услуги, предусматривающие медико-социальное сопровождение лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, и лиц, нуждающихся в медицинской паллиативной помощи, включая организацию оказания медицинской паллиативной помощи и содействие в ее получении:

  • патронаж семей, имеющих лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, организация обучающих мероприятий для членов семей лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, по вопросам принципов ухода, психологической поддержки и другое;
  • организация групп психологической поддержки и социальной адаптации для лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, и их семей, а также семей, переживших утрату;
  • проведение мероприятий по адаптации помещений жилых домов для маломобильных граждан, страдающих тяжелыми заболеваниями;
  • привлечение и обучение волонтеров работе с лицами, страдающими тяжелыми заболеваниями, координация работы волонтеров;
  • подготовка и выпуск буклетов, брошюр и других печатных изданий по вопросам медико-социального сопровождения лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями (осуществление ухода, оказание санитарно-гигиенических услуг), организация горячей линии (телефона доверия) по вопросам оказания помощи лицам, страдающим тяжелыми заболеваниями, и их семей, а также семей, переживших утрату;
  • организация и проведение культурно-массовых мероприятий;
  • показ (организация показа) спектаклей (театральных постановок);
  • показ (организация показа) концертов и концертных программ;
  • паллиативная медицинская помощь.

18. Услуги, направленные на медико-социальную реабилитацию лиц с алкогольной, наркотической или иной токсической зависимостью:

  • медицинская реабилитация при заболеваниях, не входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования;
  • услуги по социальной трудовой реинтеграции лиц, осуществлявших незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ, страдавших алкоголизмом.

19. Услуги в области физической культуры и массового спорта:

Видео (кликните для воспроизведения).

20. Услуги по сбору, обобщению и анализу информации о качестве оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, осуществляемые организацией-оператором в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» в части популяризации системы независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования и возможности участия в ней потребителей услуг, вовлечение граждан в независимую оценку.

Источники


  1. Тихомиров, М. Ю. Защита жилищных прав. Комментарии, судебная практика, образцы документов / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 144 c.

  2. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. — М.: ЮРИСТЪ, 2018. — 384 c.

  3. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2014. — 240 c.
  4. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 237 c.
  5. Розен, Александр Последние две недели. Прения сторон / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Москва, 2016. — 528 c.
Социально ориентированные некоммерческие организации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here