Репатриация валютной выручки

Ответы на вопросы по теме: "Репатриация валютной выручки" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Глава 3. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации (ст.ст. 19 — 21)

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 14 апреля 2018 г. — Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. N 64-ФЗ

Глава 3. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации

См. схему «Валютное регулирование при осуществлении внешнеторговой деятельности»

>
Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации
Содержание
Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Что такое репатриация валютной выручки и как проходит эта процедура, что нужно знать, чтобы не получить штраф?

Термин «репатриация» обозначает возвращение на родину. Его можно применить в отношении возвращения в родное государство граждан, беженцев, военнопленных, а также облигаций, капитала и выручки.

Установление правил репатриации, является важным рычагом в валютном регулировании каждой страны.

Понятие и порядок возврата валютной выручки, а так же многие другие аспекты, более подробно рассмотрим в статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 350-22-67 . Это быстро и бесплатно !

Что это такое?

Репатриация валютной выручки представляет собой возвращение резидентом валютной выручки, которую он получил в результате заключения внешнеэкономической сделки. Следует отметить, что законодатель обязывает это сделать в отношении как иностранной, так и национальной валюты. Репатриация очень важна в поддержке объема материальных благ в государстве.

Ее суть состоит в том, что экономические агенты, участвующие в международных торговых отношениях не должны полученную выручку оставлять в стране контрагента.

Если из родной страны ушли материальные блага в виде, например, товара, то и уплаченные за них финансовые средства должны поступить сюда же. Основные правила, регулирующие порядок репатриации иностранной и валютной выручки отражены в статье 19 ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Репатриацию должна быть совершена при возникновении двух видов правоотношений:

  1. Составляют отношения, в процессе которых по определенным договорам резиденты передают нерезидентам товары, информацию, исключительные права интеллектуальной собственности, а также оказывают услуги.
  2. Отношения, при которых обязательства не исполнены должным образом. Это случаи, когда резидент уплатил нерезиденту валюту за определенные соглашением товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной собственности и исключительные права на них, а иностранный контрагент не выполнил свою обязанность по ввозу данных благ на территорию Российской Федерации. Этот блок отношений очень важен, так как часто является средством мошенничества.

Как происходит?

В данном процессе участвуют три стороны. Резидент, нерезидент и банк резидента.

Когда не требуется?

Возвращать выручку на родину это общее правило. Однако из каждого правила есть исключения. Итак, резиденты могут не осуществлять зачисление национальной и валютной выручки, если выручка:

  1. Зачислена на счет юридического лица-резидента в иностранном банке для исполнения его обязательств по кредитным или долговым обязательствам перед правительственными агентами других стран, а также резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет.
  2. Связана с расходами резидента по возведению сооружений в иностранном государства, но только на время строительства.
  3. Получена от проведения выставок, спортивных, культурных и иных мероприятий за пределами РФ, и направлена для покрытие расходов по их проведению, но на период проведения этих мероприятий.
  4. Является взаимозачетом по обязательствам агентов в области рыбной и транспортной отраслях, по обязательствам перестрахования, по обязательствам в газовой отрасли, в том числе связанных с транзитом газа.
  5. Зачислена транспортным организациям на их иностранные счета, но только для целей выполнения их функций за пределами РФ.

В какие сроки нужно осуществить?

Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» репатриацию нужно осуществить в сроки, установленные внешнеэкономическими контрактами. Законодателем установлена такая обтекаемая норма в связи с тем, что каждые договорные отношения индивидуальны.

По некоторым оплата производится единовременно, по другим частями (например, ежеквартально). По некоторым оплата производится по факту доставки продукции, по другим только авансовым платежом. Таким образом, заключая внешнеэкономическое соглашение, уделите особое внимание пунктам о репатриации, с той целью, чтобы быть в силах исполнить требования действующего законодательства в этой части.

Ответственность и штрафы

За невыполнение требований валютного законодательства в сфере репатриации установлена следующая ответственность.

Невыполнение обязанности по поступлению валютной выручки на счет резидента по внешнеэкономическому контракту (п. 4.1 ст. 15.25 КоАП РФ) Невыполнение обязанности по возврату уплаченной валюты за навезённые товары, оказанные услуги, выполненные работы (п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ)
Должностные лица 4000-5000 руб. одна стопятидесятая ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств, возвращенных в РФ с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в РФ таких денежных средств и (или) от 3/4 до 1 размера суммы денежных средств, не возвращенных в РФ.
Юридические лица 40 000-50 000 руб.

Институт репатриации валютной выручки играет большую роль в финансовых процессах государства. С одной стороны, он обеспечивает удержание материальных благ в государстве, с другой стороны обеспечивает родину иностранной валютой. Бытует мнение, что данное обязательство ограничивает свободу экономических агентов, заключающие гражданско-правовые соглашения.

Однако, государству в первую очередь нужно думать о благосостоянии государства.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (800) 350-22-67 Это быстро и бесплатно !

Экспортеров освободят от репатриации выручки в рублях

Правительство намерено снять некоторые ограничения во внешнеторговых расчетах. Соответствующий законопроект кабмин внес на рассмотрение в Госдуму. В частности, документ предусматривает отмену обязательной репатриации рублевой выручки от сделок между российскими и иностранными компаниями.

Предполагается, что репатриацию средств, полученных от реализации несырьевой продукции, отменят с 1 января 2020 года. Также проект предусматривает поэтапную отмену этого требования в отношении экспорта сырьевых товаров.

Читайте так же:  Доля принадлежащая обществу

Исключение сделают лишь для рублевых контрактов по лесу и лесоматериалам. Правительство считает отмену репатриации в этом случае преждевременной из-за «высокой степени криминализации отрасли».

Сейчас экспортеры обязаны зачислять как рублевую, так и валютную выручку на свои счета в российских банках, причём в жёстко определённые сроки. В противном случае им грозит крупный штраф за каждый день просрочки. Это «зачастую создаёт для бизнеса дополнительные проблемы, требует затрат, осложняет работу с зарубежными партнёрами», отметил ранее Дмитрий Медведев. 13 июня на заседании правительства он заявил, что к 2024 году все экспортные операции по сырьевым и несырьевым товарам будут освобождены от обязательной репатриации рублевой выручки.

В кабмине рассчитывают, что это не только снизит административные издержки экспортеров, но и создаст «условия для более активного использования рубля в международных расчетах».

Законопроектом также предлагается освободить россиян (физлиц-резидентов) от обязанности отчитываться налоговым органам о движении средств по счету, открытому в зарубежном банке, в государствах ОЭСР или странах Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), участвующих в обмене финансовой информацией. Эта мера будет действовать, если общая сумма зачисленных или списанных средств на счету за год не превысит 600 000 руб. (или ее эквивалент в иностранной валюте).

Репатриация резидентами иностранной валюты в РФ — это…

Репатриация иностранной валюты это зачисление валютной выручки резидентов или возврат не закрытых поставками валютных авансов резидентов на счета внутри страны. Подробнее о том, что представляет собой репатриация и в чем ее экономический смысл, читайте в этой статье.

Законодательное определение репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ

О том, что такое репатриация иностранной валюты и валюты РФ для резидентов РФ, написано в ст. 19 закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Упомянутая репатриация предусматривает 2 аспекта:

  • Резиденты — участники международных контрактов при осуществлении экспорта товаров обязаны обеспечить получение на свои счета в РФ выручки по таким контрактам. Причем данная выручка может быть как в инвалюте, так и в рублях РФ.
  • Резиденты — участники международных контрактов при заключении соглашений об импортных поставках должны обеспечить соответствие уплаченных зарубежным контрагентам сумм и фактической стоимости полученных по импорту товаров. Если же денег по контракту уплачено больше, чем получено товаров — «излишки» следует вернуть в РФ.

Требование о репатриации денежных средств — одна из основных возможностей госрегулирования валютного обращения, позволяющая ограничить отток денежных средств из страны. Поэтому в сфере репатриации валют действует комплекс ограничительных мер и контрольных процедур, установленный законодательством.

Обязанность по зачислению на счета резидентов валютной выручки

Помимо того что такая обязанность предусмотрена в законах, регулирующих валютные правоотношения в РФ, существует методика контроля со стороны органов и агентов валютного контроля.

Подробнее о структуре системы валютного контроля в РФ читайте: «ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле».

Основными «инструментами» контроля со стороны государства являются:

  • Меры, налагающие ограничения на резидентов — участников внешнеторговой деятельности в части проведения транзакций по банковским счетам за рубежом. Например, российские юрлица не могут получать деньги за экспортированный товар напрямую на счета, открытые в иностранных банках. Для контроля за транзакциями резидентов по зарубежным счетам действует обязательный порядок информирования российских банков об открытых счетах и транзакциях (ст. 12 ФЗ № 173-ФЗ). Большинство ограничений отражено в федеральных законах и действует в отношении всех резидентов РФ.
  • Меры, связанные с оформлением сделок в банках — агентах валютного контроля в РФ. В первую очередь — это обязанность резидента по оформлению паспорта сделки в своем банке. Паспорт оформляется на каждый контракт и служит контрольной информацией не только для банка, но и для других сторон валютного контроля. Например, паспорт обязательно потребуют на таможне.

Зачем требуют паспорт сделки таможне, узнайте подробнее: «В чем суть валютного контроля в таможне».

Обязанность по возврату не закрытых поставками платежей

Эта обязанность, налагаемая на резидентов-импортеров, закрывает второй возможный путь вывода валют из РФ. Смысл этой меры в том, чтобы лишить участников внешнеэкономической деятельности возможности заключать подложные договоры, по которым из РФ будут выводиться деньги на зарубежные счета без реальных поставок соответствующих товаров в РФ.

В данном случае в качестве контрольных моментов:

  • тоже оформляются паспорта сделок по импортным контрактам;
  • действует система обмена информацией между органами и агентами валютного контроля, отслеживающими переводы денег и фактические поставки товаров (об этом также рассказывается в предлагаемой выше статье о валютном контроле на таможне).

Тенденции законодательства в сфере контроля и регулирования репатриации валют

Как уже разъяснялось выше, обязательная репатриация валютной выручки — это способ защиты финансовой системы государства от утекания денег за рубеж. Если рассмотреть проекты законов, разработанные и обсуждаемые в 2016 году, то можно сделать вывод о том, что меры по репатриации валютной выручки являются самым приоритетным направлением в законотворчестве в РФ.

В части обеспечения государством репатриации средств от экспортно-импортных контрактов с участием резидентов РФ законы будут все более детализироваться и ужесточаться.

Еще о перспективах валютного законодательства смотрите в материале «Изменения в валютном законодательстве с 2017 года».

Один из основных способов ограничить отток капиталов из страны — это репатриация иностранной валюты. Судя по принимаемым законам и рассматриваемым законопроектам, существует приоритетная тенденция по дальнейшему совершенствованию валютного законодательства РФ в данном вопросе.

Diplom Consult.ru

§ 4. Репатриация валютной выручки

Законодательством детально регламентировалось понятие «репатриация (от лат. re (приставка, выражающая обратное действие) и patria (родина) – возвращение на родину) иностранной валюты и валюты Российской Федерации». Репатриация валюты определена как обязанность резидентов, если иное не предусмотрено законодательством, в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

[1]

Требование о репатриации касается только резидентов, являющихся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

экспортеры были обязаны обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках, причем не допускалось зачисление данной выручки на любой другой счет, за исключением случаев получения индивидуального разрешения у Центрального банка;

импортеры несли финансовую ответственность перед государством в размере всей суммы иностранной валюты, которая была переведена на счет нерезидента и не возвращения на текущий валютный счет импортера в случае непоступления на таможенную территорию Российской Федерации оплаченных товаров.

Читайте так же:  Место для инвалидов штраф

Статья 5 Закона РФ 1992 года «О валютном регулировании и валютном контроле» обязывала резидентов, являвшихся предприятиями (организациями) зачислять получаемую ими иностранную валюту на их счета в уполномоченных банках. Зачисление валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности на счета резидентов или третьих лиц в банках за границей допускалось в сумме, необходимой для исполнения обязательств резидентов по кредитным соглашениям с организациями-нерезиден­тами, являвшимися агентами правительств государств–членов ФАТФ и ОЭСР. При использовании средств в иностранной валюте на указанных счетах в иных целях, эти средства должны были быть переведены на валютные счета резидентов в уполномоченных банках.

Действующий закон №173-ФЗ в статье 19 предписывает, что резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, обеспечить:

получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты, причитающейся за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

возврат в Российскую Федерацию иностранной валюты, уплаченной нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

[3]

Действующим законодательством предусмотрены случаи освобождения резидентов от обязанности осуществлять репатриацию иностранной валюты, причем перечень случаев, когда резиденты вправе не зачислять иностранную валюту на свои счета в уполномоченных банках, намного шире, чем в Законе РФ 1992 года. Резиденты освобождаются от обязанности репатриации иностранной валюты:

при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц – резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации – в целях при исполнении обязательств юридических лиц – резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств-членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух дет. Для этих целей валютная выручка может зачисляться на счета резидентов и третьих лиц в банках за границей;

при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению – на период проведения этих мероприятий;

при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, – на период строительства. По окончании строительства оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов в уполномоченных банках;

при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории Российской Федерации резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями – резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям);

при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющихся страховыми организациями или страховыми брокерами.

Кроме того, под репатриацией подразумевается возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, не оказанные услуги, не переданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Репатриация валютной выручки — обязательность возврата

Репатриация в валютном законодательстве

Какого-то специфического смысла в слово «репатриация» законодателем не вкладывается. Оно имеет то же значение, что и других случаях, — возвращение на родину (в переводе с латинского языка).

Не давая понятия этого термина, законодатель установил обязанность, связанную с репатриацией, закрепив ее в ст. 19 закона «О валютном регулировании…» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173).

Данная обязанность возлагается на участников гражданского оборота, осуществляющих внешнеторговые сделки. При этом такие участники должны быть резидентами РФ и обязаны обеспечить:

  1. Получение предусмотренных международным договором денег от контрагента-нерезидента за услуги, работы или товары, которые такой контрагент получил. Денежные средства должны быть перечислены на банковский счет резидента в банке РФ.
  2. Возвращение в Россию денег, которые ранее были перечислены резидентом своему контрагенту, являющемуся нерезидентом, за определенные соответствующим договором услуги, товары, работы, если контрагент не исполнил свои обязательства, то есть не ввез в РФ товар, не оказал на территории РФ услуги, не произвел работы, которые должен был сделать в соответствии с условиями заключенного договора.
  3. Получение на свои счета валюты, причитающейся в соответствии с договорами займа.

При этом обязанность по репатриации считается выполненной, если резидент РФ обеспечил поступление денежных средств при неисполнении контрагентом своих обязательств путем страхования рисков, либо установления обеспечения выполнения договора, а также в случае, когда резидент включен иностранным государством в санкционный список (п.п. 4, 4.1, 4.2 закона № 173).

Обязательная продажа валютной выручки: сколько составляет ее размер для резидентов

До 2007 года в законе № 173 действовала ст. 21, предусматривавшая такое понятие, как обязательная продажа валютной выручки (ее части). Суть этого обязательства заключалась в том, что резидент, получивший причитающиеся ему деньги по контракту от контрагента-нерезидента был обязан часть этих средств, выраженных в иностранной валюте, продать, то есть купить рубли. Затем статья 7 была исключена, однако заголовок главы 3 закона № 173 по-прежнему содержал фразу «обязательная продажа». Указанная фраза была удалена из закона № 173-ФЗ 3 апреля 2018г.

В настоящее время порядок и условия обязательной продажи установлены инструкцией Банка России от 30.03.2004 № 111-И, которая применяется в части, не противоречащей действующему законодательству (см. письмо Банка России от 06.08.2007 № 36).

Часть валютной выручки, подлежащая непременной реализации, определяется в процентах, определяемых Центробанком. В настоящее время уже много лет (с марта 2006 года) эти проценты равняются 0, то есть резидент, получивший валютную выручку, не обязан продавать ее часть, а может перевести ее полную сумму на свой валютный счет. До этого участники внешнеторговых отношений (резиденты РФ) должны были продавать 25, а чуть позже 10% от дохода в иностранной валюте.

Читайте так же:  Виды авторских прав

Порядок обязательной продажи части валютной выручки: подлежит ли он применению

Этот порядок определен в гл. 3 инструкции №111-И и выглядит он следующим образом:

  1. Банк в течение 1 дня после даты поступления денег на транзитный счет сообщает клиенту-резиденту об этом. Ему направляется уведомление по установленной форме и выписка со счета, из которой видна сумма поступления.
  2. Клиент, на счет которого поступили деньги в иностранной валюте, делает распоряжение банку о продаже части валюты, а затем о перечислении денег. То есть рубли, полученные от обязательной продажи, перечисляются на рублевый счет, а оставшаяся иностранная валюта — на валютный счет.
  3. Одновременно с распоряжением клиент представляет в банк справку, в которой указывается поступившая в иностранной валюте сумма и валютная операция, по которой эта сумма поступила. Ее форма установлена Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления…».
  4. Банк, получив распоряжение клиента и справку, проверяет правильность суммы, которая подлежит продаже, а если она указана верно, то депонирует ее на специальный счет. Оставшаяся часть валюты в это же время переводится на валютный счет резидента.
  5. В последующие 2 дня после депонирования банк обязан продать валюту.

ВАЖНО! Учитывая, что закон № 173 не предусматривает обязательной продажи вовсе, а Банк Росси установил размер обязательной продажи валютной выручки резидентов в размере 0%, указанный порядок в настоящее время не применяется.

Когда возврат валютной выручки не обязателен

В п. 2 ст. 19 закона № 173 предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда резидент имеет право не производить возврат валютной выручки:

  1. Если валюта была перечислена на банковские счета за рубежом с целью погашения займов и кредитов, полученных у нерезидентов.
  2. Когда нерезидент-заказчик оплачивает траты резидента по возведению объектов на территории иностранного государства.
  3. Когда валюта получена резидентом РФ от проведения всевозможных культурных мероприятий за рубежом и предназначена для покрытия трат на их поведение.
  4. При зачете встречных требований, которые проводятся за рубежом между резидентами, осуществляющими рыбный промысел, и нерезидентами, оказывающими им соответствующие агентские услуги. Это же основание применяется при взаиморасчетах между транспортными компаниями-резидентами и их контрагентами-нерезидентами, оказывающими тем услуги.
  5. Когда взаимозачет совершается между страховыми организациями по договорам страхования.
  6. Если зачисление валюты произошло на счета транспортных компаний в зарубежные банки, а цель такого зачисления — оплата услуг, сборов, иных расходов.
  7. При взаимозачетах, проводимых между участниками договора по экспорту природного газа.

Законом «О внесении изменений…» от 03.04.2018 № 64-ФЗ с 14.04.2018 вводятся еще 3 основания:

  • При предоставлении нерезиденту займа на добычу полезных ископаемых при условии, что возврат займа зависит от объема добычи ископаемых или размера выручки от их продажи.
  1. При взаимозачетах по договорам займа.
  2. При невозврате средств денежного займа, предоставленного нерезиденту на осуществление инновационной деятельности.

Штраф за нарушение требований валютного законодательства

Валютная выручка подлежит обязательной репатриации, кроме оговоренных выше случаев. Штраф за репатриацию валютной выручки, произведенную с опозданием или иным нарушением, а также за ее невозвращение предусмотрен ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Категория административного нарушения

Размер штрафа

Ст. КоАП

Нарушение срока репатриации за оказанные нерезидентам услуги, поставленный товар и т. д.

1/150 ставки рефинансирования за каждый день — на сумму, перечисленную с опозданием

От 75 до 100% штраф будет наложен на сумму, которая не перечислена на счета

На должностное лицо от 20 000 до 30 000

Нарушение резидентом сроков своих обязательств по обеспечению поступления валютной выручки в определенной Правительством РФ доле (по контрактам с паспортом сделки)

На организации и ИП — от 40 000 до 50 000 руб.

На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.

Невозвращение резидентом уплаченных денег в определенный срок за товары, работы, услуги, которые, соответственно, не были поставлены, выполнены, оказаны нерезидентом

1/150 ставки рефинансирования за каждый день — на сумму, перечисленную с нарушением срока

От 75 до 100% — штраф от невозвращенной суммы

На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.

В тех случаях, когда размер невозвращенных денег больше 9 млн руб., виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 193 Уголовного кодекса РФ.

Вина в невозврате денег в РФ

Рассматривая дела по данным правонарушениям, суды должны выяснять, имелось ли событие административно-наказуемого деяния и содержится ли в действиях (бездействии) организации и должностных лиц вина, какова ее степень.

К рассматриваемой категории дел, так же как и к иным, применяются положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. Так, если компания, обязанная осуществить репатриацию денег в срок, не выполнит свои обязательства, хотя у нее будет для этого реальная возможность, а также не предпримет всех необходимых мероприятий по возврату денег и предотвращению нарушения закона, она будет считаться виновной (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.04.2010 по делу № А47-6629/2009).

Чтобы организацию не привлекли к ответственности за невозврат денег в РФ, можно предпринять следующие действия:

  1. Заранее предусмотреть в заключаемом договоре санкции к контрагенту за задержку в перечислении денежных средств (неустойку, штраф и т. п.). Это будет в будущем свидетельствовать о стремлении принять разумные и достаточные меры для побуждения контрагента к исполнению обязанностей (см. постановление президиума ВАС РФ от 28.04.2009 № 15714/08).
  2. Незамедлительно после нарушения обязательств контрагентом выслать ему соответствующую претензию. Вкупе с другими мероприятиями резидента она будет свидетельствовать о его невиновности (см. постановление ВС РФ от 19.05.2015 № 309-АД15-4149).
  3. При игнорировании требований, указанных в претензии, подать иск в судебные инстанции.

Методические рекомендации по исключению ответственности за невозвращение валютной выручки

Невиновность организации в невозврате валютной выручки, когда иностранным государством введены ограничительные меры, следствием которых является невозможность репатриации, может быть подтверждена сертификатом. Этот документ может выдать Торгово-промышленная палата РФ (см. письмо Минфина России от 12.08.2015 № 07-05-08/46382).

Еще одним документом, на который следует опираться при ведении внешнеторговых отношений и спорах с органами валютного контроля, является приказ Росфиннадзора от 28.09.2015 № 369. Им утверждены Методические рекомендации, в соответствии с которыми должны устанавливаться обстоятельства, исключающие ответственность по ст. 15.25 КоАП.

Так, помимо указанного выше принципа невиновности, можно отметить следующие моменты, указанные в этих рекомендациях:

  1. Отсутствие состава адм. правонарушения исключает производство по делу. Так, если задержка в перечислении возникла из-за действий кредитных учреждений, в том числе Внешэкономбанка, то административная ответственность не наступает.
  2. Резидент считается выполнившим требования закона, если обеспечил перечисление денег на свой счет от страховой компании по договору страхования рисков невыполнения обязательств его контрагентом-нерезидентом. В данном случае анализу подлежит соответствующий договор страхования.
  3. Также резидент считается исполнившим свои обязательства, если им было передано право требования денег с нерезидента финансовому агенту.
Читайте так же:  Как получить похоронные

Таким образом, ответ на вопрос «что это — репатриация валютной выручки?» таков: это не только часть валютно-денежной политики страны, но и средство воздействия на хозяйствующие субъекты, осуществляющие международную деятельность. Воздействие это заключается в стимулировании таких субъектов к добросовестному, разумному и ответственному поведению при проведении валютных операций с нерезидентами под страхом применения административной и уголовной ответственности.

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Требование о репатриации валюты

При осуществлении внешнеэкономической деятельности, валютные резиденты РФ обязаны соблюдать требование валютного законодательства о репатриации валюты. Это требование существует для недопущения незаконного вывода денежных средств за рубеж. Это требование применимо к заключенным внешнеторговым контрактам и договорам займа. Репатриация предусмотрена в отношении как иностранной, так и российской валюты.

Так, валютные резиденты РФ обязаны:

  1. Получить от нерезидентов на свои счета в российских банках деньги, причитающиеся за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности.
  2. Возвратить в РФ деньги, уплаченные нерезидентам за неввезенные в РФ или неполученные в РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности.
  3. Получить от нерезидентов на свои счета в российских банках денежные средства, причитающиеся по договору займа.

Но есть несколько исключений, когда резидент может не зачислять на свой счет в уполномоченном банке такие деньги. Об этом чуть ниже.

Срок исполнения обязанности по репатриации зависит от срока, который установлен во внешнеторговом контракте или договоре займа.

Формально требование репатриации не позволяет компаниям прекращать обязательства по внешнеэкономическим контрактам с нерезидентами путем зачета, прощения долга или новации.

Это значит, что если иностранная компания А должна денег российской компании Б по договору № 1, а при этом российская компания Б должна денег иностранной компании А по договору № 2, то зачесть взаимные требования нельзя и компаниям придется совершить две самостоятельные расчетные операции по договору № 1 и по договору № 2.

До марта 2018 года контроль за соблюдением требования репатриации осуществлялся за счет паспорта сделки. С 1 марта 2018 года вступила в силу новая Инструкция Банка России 181-И, устраняющая требование по его заполнению. Теперь вместо паспорта сделки нужно ставить внешнеэкономический контракт на специальный учет.

Важно помнить, что ограничения распространяются и на договоры займа, которые на практике заключаются большим количеством российских компаний, не только осуществляющим внешнеторговую деятельность.

Сегодня отечественные экспортеры не могут использовать электронные денежные средства для трансграничных операций в сегменте B2B. Аналогичные ограничения действуют и внутри страны. Требования валютного законодательства делают невозможным обращение к электронным денежным средствам для расчетов в рамках трансграничных коммерческих отношений, т. к. репатриация прямо предусматривает необходимость возврата выручки по внешнеторговым контрактам на счета российских резидентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей именно в уполномоченных банках.

Для исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам).

За невыполнение резидентом требования о репатриации налагается штраф.

Исключения

В законодательстве предусмотрены исключения, при которых валютный резидент РФ вправе не возвращать/возвращать не в полном объеме деньги предоставленные нерезиденту по договору займа. Это:

  • Финансирование геологического изучения, разведки или добычи полезных ископаемых при определенных условиях, если возврат зависит от прибыли или объемов добычи.
  • Зачет встречных однородных требований по договорам займа между нерезидентном и валютным резидентом РФ, если встречное требование — это обязанность валютного резидента РФ вернуть заем, который был предоставлен нерезидентом, но только на российский счет резидента. В качестве встречного требования нерезидента, допустимого к зачету, закон допускает только требование к российской компании по возврату займа. То есть, если встречным обязательством валютного резидента РФ, например, является обязанность по оплате товара или услуг, оплате акций или взносу в уставный капитал, то зачет производить нельзя.
  • Финансирование инвестиционной и инновационной деятельности нерезидента в случае, если происходит невозврат денег в сумме вклада валютного резидента РФ в уставный капитал, ценные бумаги или приобретение долговых обязательств того же нерезидента, либо в случае банкротства нерезидента. Это исключение распространяется только на определенную категорию российских резидентов — на российские компании, включенные в специальный перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в установленных законом формах, и их связанных лиц.

Другие мои статьи на схожие темы:

Моя электронная почта: [email protected]

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

репатриация выручки

Закон о поэтапной отмене репатриации экспортной выручки внесен в Госдуму

Правительство внесло в Госдуму законопроект, которым предусматривается поэтапная отмена обязательности репатриации экспортной выручки в российской валюте при внешнеторговых расчётах между резидентами и нерезидентами. Об этом сообщает пресс-служба Кабмина.

С 1 января 2020 года предполагается отменить репатриацию резидентами валюты РФ в отношении несырьевого экспорта. В дальнейшем будет проведена поэтапная отмена репатриации в отношении экспорта сырьевых товаров.

Документом также предлагается закрепить за российским рублём статус региональной валюты и средства международных расчётов, и либерализовать режим счетов резидентов, открытых в банках за пределами России.

Однако нельзя сказать, что законопроект даст только послабления для участников валютных расчетов. Так, например, резиденты РФ должны будут уведомлять налоговые органы об открытии счетов не только в иностранных банках, но и в других финансовых организациях. Кроме того, движения по таким счетам тоже ограничат, т.е. можно будет зачислять или списывать с них денежные средства только в установленных ЦБ РФ случаях.

Штрафы для нарушителей валютного контроля снизят из-за санкций

Российским предприятиям, нарушителям правил валютного контроля, увеличат срок репатриации валюты на 30 дней и снизят штрафы до 30 процентов от объёма выручки пишет «Парламентская газета». Законопроект с такими поправками был рекомендован к первому чтению Комитетом Госдумы по финансовому рынку в понедельник.

Читайте так же:  Компенсация льготного проезда

Поясняя необходимость принятия поправок, замминистра финансов Алексей Моисеев отметил, что в настоящее время участились случаи, когда зарубежные контрагенты стали задерживать перечисления российским предприятиям по контрактам. Происходит это часто по причине усиливающегося санкционного давления и предприятия невольно вынуждены терпеть убытки. Согласно действующему закону, в случае просрочки зачисления валютной выручки на счета уполномоченного российского банка предприятию грозит штраф до 100 процентов от объёма валютной выручки.

Чтобы обезопасить отечественный бизнес от негативного влияния санкций, кабмин предлагает увеличить на 30 дней срок репатриации валютной выручки и снизить штрафы. Согласно нововведению, с нарушителей валютной дисциплины будут взимать от 5 до 30 процентов от объёма выручки.

Моисеев также уточнил, что при доработке проекта закона ко второму чтению, возможно, будут учтены интересы физических лиц, в отношении которых также действуют серьёзные санкции в случае нарушения правил валютного контроля.

Репатриации экспортной выручки предлагают отменить

Возвращение экспортной выручки в рублях при внешнеторговых расчётах резидентов и нерезидентов России может быть отменено.

Соответствующий законопроект от Минфина размещён на официальном портале правовых актов.

Действующие нормы, по мнению министерства, обуславливают значительную административную нагрузку на российских экспортеров, что, в том числе, не способствует расширению объемов несырьевого экспорта из Российской Федерации, а также недостаточная степень либерализации валютного ркгулирования в отношении зарубежных счетов граждан.

Законопроект предполагает либерализацию режима счетов резидентов зарубежных банков, а также отмену репатриации экспортной выручки в рублях при осуществлении внешнеторговых расчётов между резидентами и нерезидентами. Также документ устанавливает обязанность по уведомлению налоговых органов о действиях с зарубежными вкладами, открытыми в иных организациях финансового рынка.

Подписан закон об отмене штрафов за нерепатриацию валютной выручки для санкционных компаний

Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 29.07.2018 № 246-ФЗ, отменяющий штрафы за нерепатриацию валютной выручки для компаний-экспортеров, которые подпали под западные санкции.

Согласно закону компания освобождается от обязанности репатриировать валютную выручку в случае, если она включена в специальный перечень резидентов. Данный перечень утверждает ФНС по согласованию с Минфином, пишет «Интерфакс». Перечень также должен быть размещен на официальном сайте ФНС.

Включение резидента в перечень осуществляется на основании его письменного заявления с указанием в нем соответствующего нормативного правового акта иностранного государства, государственного объединения или союза о введении в отношении такого резидента мер ограничительного характера.

Одновременно с этим расширяется перечень разрешенных валютных операций между резидентами в том случае, если они связанны с заключением с Внешэкономбанком договоров страхования экспортных кредитов и инвестиций. В перечень разрешенных валютных операций включены сделки, обеспечивающие исполнение обязательств нерезидента по внешнеторговому контракту перед Внешэкономбанком. Из-под валютного контроля выводятся операции по уплате страховой премии, выплате страхового возмещения по договорам страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских или политических рисков, операции по выплате вознаграждения и выплате иностранной валюты по сделкам, обеспечивающим исполнение обязательств нерезидента по внешнеторговому контракту, предусмотренных федеральным законом «О банке развития».

Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Репатриацию экспортной выручки могут отменить

Минфин РФ предложил распространить идею либерализации валютного законодательства в части отмены обязательной репатриации рублевой выручки экспортеров на их выручку в валюте.

Инициатива сейчас обсуждается с ведомствами и ЦБ, к консенсусу стороны пока не пришли, пишет «Интерфакс».

«Мы сначала решили с репатриацией рублёвой (выручки экспортеров — ИФ), а потом подумали — почему только с рублёвой, будем со всей репатриацией разбираться. Сейчас разработан законопроект, который предполагает полную отмену всех репатриаций экспортной выручки, и валютной тоже. Он в самой начальной стадии согласования, но, тем не менее, мы его разработали и пытаемся продвигать», — сказал замглавы ведомства Алексей Моисеев журналистам в кулуарах Гайдаровского форума.

«У нас есть три принципиально важных ограничения, которые сохранились: репатриация выручки для экспортеров, обязанность возврата аванса по импорту, ограничения по режиму счетов для граждан — для тех, которые живут заграницей больше 183 дней, по факту уже нет, а для тех, кто здесь, эти ограничения сохраняются — предполагается и отмена этих оставшихся ограничений», — сказал замминистра.

«Законопроект написан в Минфине, сейчас обсуждаем с ФНС, ФТС, ЦБ и Минэкономразвития. Минэк поддерживает, ФНС, ФТС — осторожно, а ЦБ — совсем осторожно», — добавил он.

Торговлю товарами без ввоза в Россию возьмут на валютный контроль

Минфин подготовил поправки в закон о валютном регулировании, ужесточающие контроль над валютной выручкой.

Обязанности репатриации денежных средств будет распространена на внешнеторговые контракты, по условиям которых товары передаются вне территории России не подлежат ввозу на территорию РФ.

Действующая редакция Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» не охватывает весь спектр торговых отношений между резидентами и нерезидентами, поскольку предусматривает перемещение товара исключительно через границу РФ. Поэтому, отмечает Минфин, отсутствует возможность контроля со стороны органов и агентов валютного контроля за валютными операциями резидентов по внешнеторговым договорам, в соответствии с которыми перемещение товаров через границу Российской Федерации не предусмотрено.

Законопроектом предусматривается новая редакция абзаца первого пункта 2 части 1 статьи 19 Закона, предусматривающая распространение требования о репатриации денежных средств по таким контрактам.

Контроль за осуществлением валютных операций, связанных с передачей указанных товаров, будет проводиться налоговыми органами. При этом на банки будет возложена обязанность информирования о платежах в рамках таких внешнеторговых контрактов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вторым законопроектом предлагается добавить в ст.15.25 КоАП ответственность за неисполнение обязанности по репатриации денежных средств по внешнеторговым договорам (контрактам), по условиям которых товары передаются вне территории РФ и не подлежат ввозу на территорию РФ.

Источники


  1. Ивин, А.А. Логика для юристов; М.: Гардарики, 2011. — 288 c.

  2. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2009. — 384 c.

  3. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, 2013. — 432 c.
  4. Чиркин, В. Е. Основы сравнительного правоведения / В.Е. Чиркин. — М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 392 c.
  5. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2015. — 154 c.
Репатриация валютной выручки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here