Регистрация права оперативного управления

Ответы на вопросы по теме: "Регистрация права оперативного управления" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Регистрация права оперативного управления

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обязано ли Федеральное государственное бюджетное научное учреждение уплачивать госпошлину за внесение изменений в свидетельство о регистрации права, в связи с изменением в графе «субъект права» и за регистрацию права оперативного управления объектами недвижимого имущества, закрепленными на праве оперативного управления за институтами, которые реорганизованы в форме присоединения к этому учреждению, за внесение изменений в свидетельство о регистрации права? Уплачивается ли госпошлина за регистрацию объектов недвижимого имущества, зарегистрированных на праве оперативного управления за обособленными структурными подразделениями (несколько институтов), которые присоединились к Федеральному государственному бюджетному научному учреждению?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. За регистрацию права оперативного управления объектами недвижимого имущества, закрепленными на праве оперативного управления за институтами, которые реорганизованы в форме присоединения к Федеральному государственному бюджетному научному учреждению, уплачивать госпошлину не нужно.
2. В настоящее время государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимость удостоверяется не свидетельством о государственной регистрации права, а выпиской из ЕГРН.
3. Сведения об изменении наименования юридического лица, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, подлежат внесению в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия на основании сведений, предоставленных ФНС. Учреждение по собственной инициативе может обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих изменений в ЕГРН без уплаты госпошлины.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна

Ответ прошел контроль качества

15 марта 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Государственная регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости

Государственная регистрация права оперативного управления

Право оперативного управления возникает с момента произведения его госрегистрации (п. 5 постановления «О некоторых вопросах» от 29.04.2010 Пленума ВС РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22).

Данная процедура производится Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Для получения данной услуги необходимо обратиться с соответствующим заявлением в названный госорган лично или через уполномоченного представителя. Также можно представить документы через многофункциональный центр или с помощью официальных интернет-ресурсов: портала госуслуг или сайта Росреестра.

Сформировать заявление в электронном формате можно на данной странице сайта Росреестра. В рассматриваемом случае при выборе цели обращения в представленной форме выбирается пункт «Регистрация иного вещного права» и из выпадающего списка далее — «Права оперативного управления».

Обратите внимание! Заявителем в данном случае по общему правилу выступает юрлицо, получающее названное вещное право (подп. 1 п. 3 ст. 15 закона «О госрегистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

Срок предоставления услуги составляет максимум (п. 1 ст. 16 указанного закона):

  • 7 рабочих дней, если документы подавались непосредственно в регистрирующий орган;
  • 9 рабочих дней при представлении документации через многофункциональный центр;
  • 3 рабочих дня — на основании заверенных нотариусом документов;
  • 1 рабочий день, если указанные в предыдущем пункте списка документы представлены в электронной форме.

Более подробно с содержанием данного вещного права можно ознакомиться с помощью статьи Право хозяйственного ведения и оперативного управления.

Регистрация права оперативного управления: размер госпошлины

Важно! За предоставление данной услуги взимается госпошлина в размерах, регламентированных подп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ. С учетом того, что получателями данной услуги являются юрлица, сумма пошлины составляет 22 000 руб.

Госпошлина за госрегистрацию права оперативного управления недвижимостью, находящейся в муниципальной или госсобственности, не взимается (подп. 4.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Перечень документов для регистрации права оперативного управления

Список необходимых документов для получения данной госуслуги:

  1. Заявление (рекомендуем ознакомиться с правилами его заполнения, см. приказ Минэкономразвития от 08.12.2015 № 920).
  2. Документы — основания возникновения права. К ним относятся (п. 1 ст. 17 закона «О госрегистрации»):
    • акт или иной распорядительный документ собственника о закреплении имущества за бюджетной организацией;
    • договор оперативного управления, если имущество передавалось на основании соответствующей сделки.
  3. Документы, подтверждающие личность (например, паспорт) и полномочия представителя правообладателя (например, доверенность, приказ и т. д.).
  4. Учредительная документация юрлица (по желанию).
  5. Документ, подтверждающий передачу недвижимого имущества (например, акт приема-передачи).
  6. Документ, подтверждающий закрепление имущества за бюджетным предприятием или приобретение права на него иным способом (договор, решение суда и т. д.).

Важно! Предоставление выписки из ЕГРЮЛ со стороны заявителя необязательно — Росреестр может сам запросить ее в порядке межведомственного взаимодействия в ФНС.

Итак, госрегистрация рассматриваемого в статье вещного права осуществляется на основании заявления правообладателя Федеральной службой госрегистрации, кадастра и картографии. Общий срок проведения процедуры — до 10 рабочих дней. Госпошлина не уплачивается, если в оперативное управление передается имущество из муниципальной или госсобственности.

Читайте так же:  Что такое подлог документов

Регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости

Источники правового регулирования вопроса

Государственная услуга по регистрации права оперативного управления по состоянию на 2018 год не имеет утвержденного административного регламента, поэтому регулирование процедуры ее предоставления несколько осложнено по сравнению с большинством других государственных и муниципальных услуг. Подробно о порядке регистрации сделок с недвижимостью, в том числе прав оперативного управления, можно прочитать в соответствующей статье.

В отсутствие единого документа, хотя бы в общем виде определяющего рассматриваемый вопрос, источниками его правового регулирования выступают следующие нормативные правовые акты:

  • Гражданский кодекс (в частности, ст. 113, 123.21–123.23, 131 и 297–300);
  • закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ;
  • приказ Минэкономразвития «Об утверждении форм заявления…» от 08.12.2015 № 920;
  • приказ Минэкономразвития «Об установлении порядка и способов уведомления органом регистрации прав заявителя о приеме заявления…» от 15.03.2016 № 127.

Также нормы права, регулирующие вопросы направления заявки, предоставления услуги, принятия решения по представленному заявлению и направления результата услуги заявителю, содержат иные подзаконные акты, в том числе приказы упомянутого министерства.

Необходимые документы

Основанием предоставления Росреестром услуги по государственной регистрации права оперативного управления является поступившее от юридического лица заявление. Этот документ имеет форму, которая утверждена указанным выше приказом Минэкономразвития № 920.

Юридическое лицо должно приложить к заявлению следующие документы:

  • удостоверение личности представителя организации-заявителя (как правило, общегражданский паспорт россиянина);
  • подтверждающие полномочия представителя заявителя документы (доверенность, оформленная надлежащим образом, приказ о назначении на должность);
  • устав компании;
  • решение собственника недвижимого имущества о передаче его на праве оперативного управления (при этом каждый объект должен быть отражен отдельно с указанием признаков, позволяющих его индивидуализировать);
  • иные документы — основания для регистрации права оперативного управления (решение судебного органа, разрешение на ввод в эксплуатацию и пр.);
  • акты приема-передачи, свидетельствующие о фактической передаче недвижимого имущества казенному предприятию или учреждению любой предусмотренной законом формы собственности;
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • выписка из ЕГРЮЛ.

Два последних документа представляются заявителем по собственной инициативе, т. е. их непредставление не может служить основанием для отказа в приеме заявления и оказании услуги. Выписка из ЕГРЮЛ получается территориальным органом Росреестра самостоятельно, посредством межведомственного взаимодействия. Информация об уплате пошлины поступает к регистратору от органов федерального казначейства.

Способы подачи заявки

Регистрация оперативного управления на объекты недвижимости может быть осуществлена при передаче документов несколькими способами:

  1. Лично при непосредственном визите заявителя или его представителя в офис территориального отделения Росреестра.
  2. Путем почтового отправления (для возможности отслеживания необходимо направлять письма заказным письмом с уведомлением и описью вложения).
  3. Через многофункциональный центр, предоставляющий данную услугу.
  4. С помощью специального сервиса на сайте Росреестра (для этого необходимо иметь подтвержденную учетную запись на сайте «Госуслуги»). Информация о регистрации доступна по адресу.

Каковы сроки регистрации и получения результата, выдается ли свидетельство о государственной регистрации?

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 16 закона № 218-ФЗ срок оказания рассматриваемой государственной услуги по общему правилу не может превышать 7 дней с момента, когда заявка была зарегистрирована в органе Росреестра. Данный срок измеряется рабочими днями, к которым относятся дни с понедельника по пятницу.

При положительном рассмотрении заявления физическому или юридическому лицу направляется указанным в заявке способом выписка из Единого государственного реестра недвижимости с регистрационной записью. Также заявителю направляются подлежащие возврату документы, поданные вместе с заявлением.

Свидетельство о государственной регистрации оперативного управления не выдается. Выписка из ЕГРН является достаточным подтверждением наличия права оперативного управления.

Итак, государственная услуга по регистрации права оперативного управления на недвижимые объекты оказывается в отсутствие утвержденного административного регламента. При этом основанием оказания услуги служит заявление, к которому необходимо приложить пакет документов, указанный в статье. Срок получения результата не должен превышать 7 рабочих дней. Документом, подтверждающим право оперативного управления, служит выписка из ЕГРН, выдаваемая заявителю.

Приложение N 14. Примерный перечень документов, необходимых для государственной регистрации права хозяйственного ведения и оперативного управления

Приложение N 14

Управления Федеральной службы

кадастра и картографии

по Белгородской области

от 2 сентября 2011 г. N 200

14. Примерный перечень документов, необходимых для государственной регистрации права хозяйственного ведения и оперативного управления

1. Документ, удостоверяющий личность заявителя

См. перечень документов, предоставляемых физическими лицами.

П. 4 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации)

2. Документы, подтверждающие полномочия представителя правообладателя, в том числе:

— доверенность по форме, установленной действующим законодательством;

— документ, удостоверяющий полномочия действовать от имени юридического лица без доверенности

п. 1 ст. 16 Закона о регистрации

3. Документ об оплате государственной пошлины

Сведения, подтверждающие информацию об уплате государственной пошлины, содержащие информацию о платежном документе, запрашиваются регистрирующим органом в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», если заявитель не представил указанный документ самостоятельно

Если в соответствии с Налоговым кодексом РФ государственная пошлина уплате не подлежит, указанный документ не предоставляется.

4. Заявление о государственной регистрации

Оформляется при приеме документов на государственную регистрацию.

П. 1 ст. 16 Закона о регистрации

5. Один из правоустанавливающих документов:

— решение собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием, казенным предприятием, учреждением;

— разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, документ, подтверждающий право на земельный участок (для вновь созданных объектов);

Читайте так же:  Виды счетов в банке

— договор о приобретении объекта недвижимости, стороной по которому является унитарное предприятие, казенное предприятие, учреждение;

— вступивший в законную силу судебный акт о признании права хозяйственного ведения, оперативного управления,

п. 1 ст. 17 Закона о регистрации

6. Выписка из соответствующего реестра (федеральной собственности, собственности субъекта, муниципальной собственности) с указанием основания для включения объекта недвижимости в соответствующий реестр;

документ, подтверждающий наличие права государственной или муниципальной собственности на имущество, закрепляемое собственником за унитарным предприятием, казенным предприятием, учреждением

[1]

Необходимо в случае, если право государственной или муниципальной собственности на объект недвижимости не зарегистрировано в ЕГРП.

Постановление Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества»

7. Акт приема-передачи объекта недвижимости

8. Кадастровый паспорт объекта недвижимости

Представление кадастрового паспорта не требуется, если кадастровый паспорт, план данного объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный Законом о регистрации, и содержащий описание объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся для регистрации права государственной или муниципальной собственности.

п. 1.2 ст. 20 Закона о регистрации,

ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»,

Приказ Минюста РФ от 18.02.2008 N 32 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка»

Подлинники правоустанавливающих документов, оформленных в простой письменной форме, предоставляются не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, остальные документы — подлинник и копия (п. 5 ст. 18 Закона о регистрации). Подлинники документов после государственной регистрации возвращаются правообладателю.

Начальник отдела правового обеспечения

>
N 15. Примерный перечень документов, необходимых для государственной регистрации договора об ипотеке, погашения регистрационной.
Содержание
Приказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области от 2 сентября.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Срок регистрации права оперативного управления

В какие сроки мы обязаны зарегистрировать право оперативного управления после передачи нам имущества? Или это необязательно?

Право оперативного управления Вы должны зарегистрировать с момента передачи имущества. Согласно пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В соответствии с п. 1. ст. 299 ГК право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом или иными правовыми актами или решением собственника.Согласно п.2 данного Постановления заявление о государственной регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности подается организацией, за которой недвижимое имущество закреплено на основании акта соответствующего уполномоченного органа. Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится в течение двадцати календарных дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом.

Документы необходимые для регистрации права хозяйственного ведения и оперативного управления:

Решение государственного органа или органа местного самоуправления

Подтверждение оплаты госпошлины

Иные необходимые документы

Для осуществления государственной регистрации права полного хозяйственного ведения и оперативного управления на недвижимость унитарное предприятие представляет заявление об этом, а также решение государственного органа, на основании которого эти права возникают. К заявлению прилагаются документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права хозяйственного ведения и оперативного управления, а также документ об оплате регистрации.

Право хозяйственного ведения (оперативного управления) считается зарегистрированным, а правовые последствия — наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в Единый государственный реестр прав.

Государственная регистрация права оперативного управления на имущество

Государственная регистрация права оперативного управления

Регистрация права оперативного управления: размер госпошлины

Перечень документов для регистрации права оперативного управления

Государственная регистрация права оперативного управления

Право оперативного управления возникает с момента произведения его госрегистрации (п. 5 постановления «О некоторых вопросах» от 29.04.2010 Пленума ВС РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22).

Данная процедура производится Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Для получения данной услуги необходимо обратиться с соответствующим заявлением в названный госорган лично или через уполномоченного представителя.

Свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления общим имуществом дома

Департаменте государственного и муниципального имущества г.

    Перечень документов на оформление права оперативного управления и получения свидетельства на пользование зданиями, сооружениями системы образования в департаменте государственного и муниципального имущества г.

Государственная регистрация права оперативного управления Регистрация права оперативного управления: размер госпошлины Перечень документов для регистрации права оперативного управления Государственная регистрация права оперативного управления Право оперативного управления возникает с момента произведения его госрегистрации (п.

Видео (кликните для воспроизведения).

5 постановления « О некоторых вопросах» от 29.04.2010 Пленума ВС РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22). Данная процедура производится Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Государственная регистрация права оперативного управления на имущество

Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Если такая передача произведена собственником после введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. №122-ФЗ и начала деятельности территориального регистрирующего органа, соответствующее вещное право возникает с момента его государственной регистрации (п. 1. ст. 131 Гражданского кодекса, п. 2 ст. 4 , п. 6 ст. 33 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Читайте так же:  Как признают человека недееспособным

Право оперативного управления на имущество может возникнуть как в силу передачи такого имущества учреждению собственником, так и в порядке приобретения учреждением данного имущества по иным основаниям, в том числе в силу возведения объекта недвижимого имущества самим учреждением.

Документы требуемые для регистрации

Регистрация аренды имущества на праве оперативного управления требует подачи следующих документов:

  • Учредительных документов предприятия;
  • Личных документов заявителя, подтверждающих его полномочия;
  • Документа о закреплении объекта;
  • Документы о факте передачи собственности.

Дополнительную документацию, а именно выписку из ЕГРЮЛ, реестра госсобственности и кадастровый паспорт подавать не обязательно.

Особенности оперативного управления

Как у любого вида управленческой деятельности, у оперативного управления есть несколько особенностей:

  • Непрерывность для достижения результатов;
  • Последствия управления могут наступить не только во время его осуществления, но и после окончания действия договора;
  • Связано с достижением конкретной цели, измеренной в объективных показателях (финансовых или иных результатах труда);
  • Лежит в основе долгосрочных планов.

Глобальная особенность в том, что оперативное управление должно привести к росту эффективности использования данной собственности.

Задачи и цели управления

Основная цель управления заключается в выполнении программы по использованию имущества, переданного управляющей компании.

Задачи представляют собой более детальное уточнение цели.

Статьей 131 ГК РФ предусматривается необходимость зарегистрировать такие права в отношении передаваемых объектов недвижимости в установленном порядке.

Что такое регистрация оперативного управления?

Суть управления передаваемым имуществом в оперативном порядке заключается в его безвозмездном использовании для осуществления собственной деятельности.

Закона о регистрации недвижимости или договор удостоверен нотариально Имущество присудил суд Решение суда с отметкой о вступлении в силу Две копии, заверенные судом Имущество переходит в порядке реорганизации Передаточный акт Подлинник и копия Учреждение либо казенное предприятие построило объект для себя Однако иногда возникает вопрос об обязательности такой процедуры, ведь она отнимает время, требует сбора определенной документации.

[2]

Кроме того, учреждения могут пользоваться этим имуществом с момента его передачи. Физическая возможность использования недвижимых объектов, действительно, появляется с момента их фактической передачи.
Но юридически они получают законное право владеть, а также пользоваться переданным имуществом только после госрегистрации своих прав. Это следует из положений статьи 131 ГК РФ.

В законе №218 говорится о том, что акт регистрации является единственным достоверным подтверждением наличия такого права.
Оспаривать зарегистрированные права можно только через суд.

Порядок регистрации прав

Основанием для проведения процедуры регистрации является решение собственника о передаче имущества учреждению (предприятию) в оперативное управление.

Росреестра, его отдел или филиал кадастровой платы заказным письмом с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.

Установлены следующие специальные требования к составу и форме документов:

1) необходимо нотариально заверить подпись лица на заявлении, а также доверенность заявителя;

2) к пакету документов нужно приложить копию документа, удостоверяющего личность заявителя;

3) следует нотариально заверить сделку, на основании которой возникает право, и доверенность, если эта сделка совершена представителем, действующим на основании доверенности.

с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

Документы в электронной форме направляются через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), через официальный сайт Росреестра (www.rosreestr.ru), посредством веб-сервисов.

Право оперативного управления недвижимым имуществом подразумевает возможность использовать объекты, находящиеся в собственности государства, распоряжаться и владеть ими в пределах, установленных законодательством, согласно 296 статье ГК РФ, а именно по целевому назначению помещения и в соответствии с деятельностью учреждения.

К организациям, обладающим правом хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом, относятся нижеприведённые:

  • жилищный фонд;
  • организации массовой культуры и спорта;
  • учебные заведения;
  • научно-просветительские учреждения;
  • имущественные комплексы по водо-, тепло-, газо- и электроснабжению;
  • медицинские учреждения;
  • и т. д.

Распоряжение недвижимостью происходит с разрешения владельца, то есть государственных органов или муниципалитета.

Таким образом, для государственной регистрации права хозяйственного ведения или права оперативного управления необходимо представить в регистрирующий орган:

— акт государственного или муниципального органа о закреплении конкретного имущества за соответствующим предприятием или учреждением;

— акт приема- передачи этого имущества.

Необходимым условием регистрации прав на закрепляемое имущество является документальное подтверждение наличия права государственной или муниципальной собственности. Таким документальным подтверждением может послужить выписка из реестра государственной или муниципальной собственности.

Если право государственной (муниципальной) собственности возникло до 31 января 1998 г (т.е. до введения в действие Закона о регистрации), оно является юридически действительным и не требует государственной регистрации.

Постановления закреплен приоритет регистрации права собственности над передачей владения, законным владельцем недвижимости является лишь то лицо, право собственности либо хозяйственного ведения которого зарегистрировано в ЕГРП, но не то лицо, которое получило владение по акту приема-передачи. При этом законом установлены определенные требования для возникновения права собственности (а применительно к казенному предприятию и учреждению — права оперативного управления) на объект недвижимого имущества, лишь при соблюдении которых вещь может считаться созданной для себя с соблюдением требований закона и иных правовых актов, в том числе наличие документов, указанных в ст.

Однако иногда возникает вопрос об обязательности такой процедуры, ведь она отнимает время, требует сбора определенной документации.

Читайте так же:  Ходатайство о переносе судебного

Кроме того, учреждения могут пользоваться этим имуществом с момента его передачи. Физическая возможность использования недвижимых объектов, действительно, появляется с момента их фактической передачи. Но юридически они получают законное право владеть, а также пользоваться переданным имуществом только после госрегистрации своих прав. Это следует из положений статьи 131 ГК РФ.

В законе №218 говорится о том, что акт регистрации является единственным достоверным подтверждением наличия такого права.

В круг подобных организаций, наделенных полномочиями ведения хозяйственной деятельности и оперативного управления, входят следующие структуры:

  • фонд жилья;
  • учреждения по развитию массовой культуры, спорта;
  • образовательные и научно-просветительные учреждения;
  • предприятия в сфере медицины;
  • комплексы, обеспечивающие снабжение различными коммунальными ресурсами (отопление, вода, газ, электричество) и др.

Владельцем передаваемого имущества выступает государство или муниципалитет, разрешающие подобным организациям распоряжаться вверенной собственностью.

В этом случае государственная регистрация права ОУ осуществляется на тех же основаниях, что и право собственности – договоры, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, решения суда и т.д. Данное имущество не нуждается в закреплении собственником.

Также не требуется предварительная регистрация права государственной (муниципальной) собственности. Имущество, самостоятельно приобретенное этими организациями, автоматически становится государственной или муниципальной собственностью.

Собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

Расчётное время:

указано в описании услуги

Результат предоставления услуги:

Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

  • Государственная пошлина (Согласно статье 333.35 НК РФ государственная пошлина за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не взимается.):

Оформление права оперативного управления – Законники

Момент возникновения права оперативного управления на объекты недвижимого имущества всегда вызывал много споров. По общему правилу, в соответствии с ч.

Следовательно, документ об уплате госпошлины не представляется.

Документы на недвижимость

Ситуация Документы Требования Имущество учреждению или казенному предприятию передал собственник Акт собственника о закреплении имущества на праве оперативного управления (п. 1 ст. 299 ГК РФ) Две копии, заверенные собственником или нотариусом Акт приема-передачи, подписанный собственником и учреждением (казенным предприятием) Подлинник и копия Договор о передаче имущества на праве оперативного управления

Право оперативного управления имуществом

Довольно распространена практика владения имуществом на правах оперативного управления. Это способ пользования собственностью, который используют различные компании. Для этого им необходимо произвести передачу недвижимости и зарегистрировать права на них. О целях и особенностях оформления таких прав и поговорим далее.

Отличие оперативного управления от безвозмездного пользования

Это два разных вида использования имущества. Главное отличие касается объёма прав по распоряжению имуществом. В случае оперативного управления, организация, получившая такое право, может вести коммерческую деятельность с помощью полученного имущества, передавать его в аренду и получать за это плату.

При безвозмездном пользовании, имущество можно использовать только в личных целях. Все дополнительные формы использования данных объектов собственности нужно согласовывать с их владельцем, если они не прописаны в договоре. Также безвозмездное пользование не даёт права на ведение коммерческой деятельности.

Особенности оперативного управления

Как у любого вида управленческой деятельности, у оперативного управления есть несколько особенностей:

  • Непрерывность для достижения результатов;
  • Последствия управления могут наступить не только во время его осуществления, но и после окончания действия договора;
  • Связано с достижением конкретной цели, измеренной в объективных показателях (финансовых или иных результатах труда);
  • Лежит в основе долгосрочных планов.

Глобальная особенность в том, что оперативное управление должно привести к росту эффективности использования данной собственности.

Задачи и цели управления

Основная цель управления заключается в выполнении программы по использованию имущества, переданного управляющей компании.

Задачи представляют собой более детальное уточнение цели. Это могут быть:

  • Рост финансовых показателей;
  • Производительности труда;
  • Снижение риска и травматизма на предприятии;
  • Профилактика девиантного поведения среди молодёжи, если речь идёт об управлении собственностью муниципальных учреждений, переданной школам и другим образовательным организациям.

Все цели формулируются в зависимости от типа деятельности организации и вида собственности, которую она получила на правах оперативного управления.

Чем регулируется предоставление права оперативного управления объектами недвижимости

Законодательные нормы, регулирующие владение объектами недвижимости, и другие права на них описаны в Гражданском кодексе РФ. Помимо общей или частной собственности на имущество, закон допускает его передачу в оперативное управление. Эта возможность указана в 296 статье ГК. Вид имущества, движимое или недвижимое, при этом роли не играет.

Важно зарегистрировать такое управление собственностью. Эти требования прописаны в 131 статье ГК и законе «О государственной регистрации недвижимости».

Что такое регистрация оперативного управления

На праве оперативного управления имущество закрепляется для безвозмездного использования и осуществления собственной деятельности. В частности, таким образом государственное имущество передаётся бюджетным организациям – детским садам, школам и т.п.

Но только лишь передачи собственности недостаточно. Нужно зарегистрировать сами права, то есть подтвердить их переход. Закон №218 определяет регистрацию как внесение соответствующих данных в Единый государственный реестр недвижимости.

Для чего и кому нужна регистрация?

Несмотря на законодательное предписание регистрировать закрепление на праве оперативного управления недвижимого имущества, многие люди задаются вопросом об обязательности этой процедуры. Поскольку она требует определённых денежных трат, а также сбора ряда документов, то неудивительно, что люди хотят обойтись без неё.

Однако, получив собственность и начав пользоваться ею, без регистрации учреждение не получает права на эту собственность, что чревато сложностями в случае спорных ситуаций.

[3]

Согласно 218-му закону регистрация является единственным достоверным подтверждением такого права. После её прохождения оспорить права оперативного управления можно только в суде.

Читайте так же:  Список документов для пенсии

Порядок регистрации прав

Право оперативного управления на недвижимое имущество возникает на основании передачи имущества собственником компании, которая будет им управлять. Для проведения регистрации нужно подать в Росреестр перечень документов. Подаёт их и заявление о регистрации компания, которой такое право передаётся. Подать заявление можно лично, либо по почте. Кроме этого есть возможность подавать на регистрацию в МФЦ или через портал Госуслуги. Госпошлиной этот вид регистрации не облагается. Сама процедура сводится к проверке поданных документов и внесению необходимой информации в реестр.

Документы требуемые для регистрации

Регистрация аренды имущества на праве оперативного управления требует подачи следующих документов:

  • Учредительных документов предприятия;
  • Личных документов заявителя, подтверждающих его полномочия;
  • Документа о закреплении объекта;
  • Документы о факте передачи собственности.

Дополнительную документацию, а именно выписку из ЕГРЮЛ, реестра госсобственности и кадастровый паспорт подавать не обязательно. Они считаются дополнительными документами, и подаются по желанию.

Если документы подаёт представитель организации, у него должна быть действующая доверенность с соответствующими правами.

Процедура передачи имущества

Оформление права оперативного управления недвижимым имуществом предполагает прохождение процедуры передачи самой собственности. Владельцы имущества закрепляют объекты за учреждениями, получившими его в управление.
Часто речь идёт именно о передаче государственного имущества. В таком случае, решение о его передаче должен принимать орган, обладающий такими полномочиями.

Кроме регистрации права управления, нужно оформлять акт приёма-передачи собственности. В некоторых муниципальных учреждениях принимают свои акты о порядке передачи имущества.

Раздел 4. Порядок регистрации права хозяйственного ведения и оперативного управления

4. Порядок регистрации права хозяйственного
ведения и оперативного управления

4.1. Право хозяйственного ведения и оперативного управления регистрируется внесением записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

4.2. Регистрация права хозяйственного ведения или оперативного управления не означает прекращения права собственности муниципального образования.

4.3. Муниципальное предприятие представляет следующие документы:

4.3.1. Заявление о регистрации права хозяйственного ведения.

4.3.2. Подлинный платежный документ, подтверждающий внесение платы за регистрацию права.

4.3.3. Подлинник и копию устава, свидетельства о регистрации предприятия, нотариально засвидетельствованные или заверенные органом, зарегистрировавшим предприятие, либо Комитетом — учредителем предприятия.

4.3.4. Доверенность представителя предприятия на совершение действий по регистрации права, получение документа о регистрации.

4.3.5. Документ, удостоверяющий личность представителя. После установления личности возвращается правообладателю.

4.3.6. Правоустанавливающий документ (подлинник и копию, заверенную печатью предприятия либо Комитета):

— акт приема-передачи имущества;

— приказ, решение органа исполнительной власти о принятии предприятием объекта на баланс;

— решение уполномоченного органа (постановление администрации, распоряжение Комитета) о закреплении имущества за предприятием;

— иной документ гражданско-правовой сделки (купля, мена, отступное), на вновь создаваемое недвижимое имущество (в том числе по договорам долевого участия), решение суда и т.п.

4.3.7. Документы, подтверждающие наличие объекта недвижимого имущества на балансе предприятия: акт приема-передачи основных средств по форме ОС-1, утвержденный руководителем предприятия, акт постановки объекта на баланс.

4.4. Муниципальное учреждение представляет следующие документы:

4.4.1. Заявление о регистрации права оперативного управления.

4.4.2. Подлинный платежный документ, подтверждающий внесение платы за регистрацию права.

4.4.3. Доверенность представителя учреждения на совершение действий но регистрации права, получение документа о регистрации.

4.4.4. Документ, удостоверяющий личность представителя. После установления личности возвращается правообладателю.

4.4.5. Подлинник и копию Устава о регистрации учреждения, нотариально засвидетельствованная либо заверенная органом, зарегистрировавшим учреждение как юридическое лицо, или Комитетом.

4.4.6. Правоустанавливающий документ (подлинник и копию, заверенную печатью предприятия либо Комитета):

— акт приема-передачи имущества;

— приказ, решение органа исполнительной власти о принятии учреждением объекта на баланс,

— решение уполномоченного органа (постановление администрации, распоряжение Комитета) о закреплении имущества за учреждением;

— иной документ гражданско-правовой сделки (купля, мена, отступное), на вновь создаваемое недвижимое имущество (в том числе по договорам долевого участия), решение суда и т.п.

4.4.7. Документ, подтверждающий наличие объекта недвижимого имущества на балансе учреждения: акт приема-передачи основных средств по форме ОС-1, утвержденный руководителем учреждения, акт постановки объекта на баланс.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источники


  1. Жилина, Е. А. Юридическая служба предприятия: cоздание и управление / Е.А. Жилина. — М.: КноРус, 2010. — 168 c.

  2. Кучерена, А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: моногр. / А.Г. Кучерена. — М.: Юркомпани, 2017. — 432 c.

  3. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и К°, 2012. — 579 c.
  4. Яковлев, В.Н. Древнеримское и современное российское наследственное право. Рецепция права; М.: Институт практической психологии, 2013. — 128 c.
  5. Егиазаров, В.А. Транспортное право: Учебник; М.: Юстицинформ; Издание 5-е, доп., 2012. — 552 c.
Регистрация права оперативного управления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here