Разработка профессиональных стандартов

Ответы на вопросы по теме: "Разработка профессиональных стандартов" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Профстандарты – фикция или необходимость?

Федеральным законом от 03.12.2012 № 236-ФЗ в Трудовой кодекс РФ введена новая статья 195.1 о понятии квалификации работника и о профессиональных стандартах. Появление нового термина – профессиональный стандарт, – сферы и практики его применения вызвало вопросы со стороны кадровых и юридических служб. Попробуем разобраться.

Основанием для возникновения данного понятия послужил Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», который дал указания Правительству РФ, в частности:

  • подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Госдуму проект федерального закона, который внес изменения, касающиеся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (подп. «б» п. 1 Указа);
  • утвердить до 1 декабря 2012 г. план разработки профессиональных стандартов (подп. «в» п. 1 Указа);
  • разработать к 2015 г. не менее 800 профессиональных стандартов (подп. «г» п. 1 Указа).

Согласно Указу, данные мероприятия направлены на совершенствование государственной социальной политики. Из анализа контекстных документов можно сделать вывод о том, что речь идет о реформировании системы квалификаций и компетенций работников, цель которого – сформировать актуальную систему, заменяющую устаревшие единые квалификационные справочники с тем, чтобы обеспечить достижение целей по достойному труду и справедливой зарплате, которые заложены в Плане деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2013–2018 гг. на основании поручений Президента Российской Федерации, содержащихся в соответствующих указах на период до 2018 г. По сути, введение профессиональных стандартов призвано обновить и заменить квалификационные и тарифно-квалификационные характеристики должностей и профессий, которые в настоящее время содержатся в составе квалификационных справочников (Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, сборников квалификационных характеристик различных должностей бюджетной отрасли).

Что же такое профессиональный стандарт (далее – ПС)? Легальное определение содержится в ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ, согласно которому это характеристика квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности. Основным отличием ПС от ЕКС и ЕТКС является структура описания профессиональной характеристики, которая в ПС использует более современную конструкцию, сочетающую как требования к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам, так и к опыту работы. Если в ЕКС и ЕТКС основным лейтмотивом был ответ на вопрос «что должен работник уметь делать?», то в ПС структурирование информации основано на принципе компетенций и ответе на вопрос: «как работник должен выполнять свои обязанности, чтобы достичь максимальной эффективности».

В целях понимания, каким образом следует разрабатывать ПС, переходить на новую систему и применять эти стандарты, Правительством РФ были утверждены соответствующие Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (Утв. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23). Рассмотрим основные моменты.

Где можно использовать ПС?

Профессиональные стандарты работодатели вправе использовать (подп. «а» п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23; далее – Правила):

  • при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, в том числе для определения трудовой функции работника;
  • при организации обучения и аттестации работников;
  • при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам;
  • при установлении систем оплаты труда.

Могут ли работодатели самостоятельно разрабатывать ПС?

Да, работодатели теперь могут по собственной инициативе участвовать в разработке ПС. Проекты ПС могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций (п. 3 Правил). Правилами предусмотрена определенная процедура, которую следует применять при разработке ПС, а также перечень документов, которыми следует руководствоваться:

  • Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта (утверждены Приказом Минтруда России от 29.04.2013 № 170н);
  • Макет профессионального стандарта (утвержден Приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 147н, образец макета размещен на официальном сайте Минтруда России;
  • Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (Утверждены Приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н).
  • После разработки и обсуждения проекта ПС с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций, разработчик направляет проект ПС для рассмотрения вопроса о его принятии в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 9 Правил) с приложением следующих сопроводительных документов:

а) пояснительной записки к проекту профессионального стандарта;

б) сведений об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;

в) информации о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций (п. 10 Правил).

Далее информация как о проекте, так и о результате его обсуждения передается в Национальный совет для проведения экспертизы. После получения экспертного заключения от данного органа и на основании его рекомендации об одобрении Министерство труда и социальной защиты РФ принимает решение об утверждении проекта ПС либо его отклонении и информирует разработчика о принятом решении (пп. 14, 15, 16 Правил).

В случае утверждения проекта ПС в качестве стандарта Министерство труда и социальной защиты РФ вносит соответствующие сведения в реестр профессиональных стандартов, создание и ведение которого входит в компетенцию данного министерства (п. 18 Правил). В целях информационного и межведомственного взаимодействия эта информация также подлежит передаче в течение 10 дней со дня вступления в силу в Министерство образования и науки РФ.

Читайте так же:  Права учредителей в ооо

Важный и главный вопрос, который сейчас возникает, – нужно ли уже применять профессиональные стандарты, является это обязанностью или нет? Предусмотрена ли законами ответственность за неприменение работодателем ПС?

Важным моментом в определении обязательности применения профессиональных стандартов в ближайшем будущем станет вопрос о принятии поправок в Трудовой кодекс РФ.

С учетом вышеизложенного, достаточно разумным – как для профильных юристов, так и для кадровых работников – будет заблаговременная подготовка предприятий к смене «идеологии» по квалификационным и должностным характеристикам работников, а также к правоприменению будущих требований законодательства в отношении профессиональных стандартов.

Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 147н

Внедрение профессиональных стандартов

Структурирование содержания профессиональных стандартов предполагает формирование требований к знаниям, умениям и навыкам, компетенции работника, что позволяют ему качественно выполнять основные трудовые функции в рамках соответствующей сферы профессиональной деятельности.

Структурой профессиональных стандартов предусмотрено, что профессиональная (трудовая) деятельность делится на структурные элементы – основные трудовые функции, для каждой из которых устанавливаются требования к знаниям, умениям, навыкам, компетенций работника и критериям выполнения этих требований.

Профессиональные стандарты

Профессиональные стандарты направлены на:

  • повышение эффективности работы по управлению трудовым потенциалом и качеством труда;
  • определение должностных обязанностей работников, планирование их профессионального роста;
  • повышение эффективности системы подготовки, переподготовки и совершенствование квалификации работников, в том числе путем неформального обучения;
  • подбор, размещение и использование кадров;
  • обоснование решений, что принимаются во время проведения аттестации работников и т.п.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Применение профессиональных стандартов

Профессиональные стандарты используют для:

  • разработки государственных стандартов профессионально-технического образования;
  • стандартов высшего образования;
  • образовательных (образовательно-профессиональной и образовательно-научных) программ;
  • учебных программ и модулей для всех форм и видов профессиональной подготовки, а также для разработки учебно-методических материалов до учебных программ (модулей);
  • проведения оценки соответствия компетенций работников, выпускников учебных заведений требованиям профессионального стандарта;
  • применения в сфере управления персоналом, в том числе его сертификации и аттестации;
  • профессиональной ориентации населения, в том числе учащихся и студентов учебных заведений, работников и безработных;
  • проведения процедур подтверждения результатов неформального профессионального обучения лиц;
  • формирования единого критерия выполнения требований к способностям (компетентности) особы, независимо от путей их получения.

Принятие решения о разработке проекта профессионального стандарта

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Разработчик принимает решение о разработке проекта профессионального стандарта как по собственной инициативе, так и по обращению отдельных предприятий, учреждений, организаций, профессиональных объединений и физических лиц, что обосновали необходимость разработки проекта профессионального стандарта.

Принятие решения о разработке проекта профессионального стандарта должно базироваться на анализе текущей ситуации на рынке труда в соответствующей отрасли / секторе экономической деятельности, определение возможностей в подготовке кадров, передового опыта и тенденций развития отрасли.

Создатель берет на себя обязательства по соблюдению процедур и содержательных требований к разработке и согласованию профессионального стандарта, в частности:

  • организует сбор и проведение анализа информации о группах занятий (профессии) соответствующего вида экономической деятельности, к которым относится соответствующий профессиональный стандарт;
  • организует разработку и согласование проекта профессионального стандарта;
  • организует профессиональное общественное обсуждение проекта профессионального стандарта;
  • вносит изменения и дополнения в проект профессионального стандарта по результатам профессионального общественного обсуждения;
  • подает отраслевой проект профессионального стандарта.

В случае отсутствия отраслевого совета, разработчик представляет проект профессионального стандарта, а также информацию о проведенных работ по разработке проекта профессионального стандарта.

Если разработчиком проекта профессионального стандарта является отраслевой совет, решение о его разработке публикуется на сайте отраслевого совета (или организации, при которой создан отраслевой совет).

Если разработчиком проекта профессионального стандарта является объединение разработки профессиональных стандартов, то с целью обнародования информации об инициативе разработки проекта профессионального стандарта разработчик направляет соответствующее сообщение в союз работодателей.

В сообщении о разработке профессионального стандарта указывается контактная информация разработчика, название проекта профессионального стандарта и партнерских организаций (предприятия, учебные заведения, экспертные организации, профессиональные общественные организации и т.п.), которые будут привлекаться к разработке проекта профессионального стандарта.

Отраслевой совет принимает решение о поддержке инициативы разработки проекта профессионального стандарта или отклонении такой инициативы в соответствии со своими внутренними положениями.

Разработка и внедрение проекта профессионального стандарта

В целях надлежащей разработки проекта профессионального стандарта его разработчик формирует рабочую группу по вопросам внедрения стандарта, задачами которой являются: утверждение мероприятий по разработке профессионального стандарта, в том числе избрание председателя группы; исследование трудовых функций, описание трудовых действий каждой трудовой функции; подготовка проекта профессионального стандарта; организация профессионального общественного обсуждения проекта профессионального стандарта; подача проекта профессионального стандарта соответствующей отрасли совета для утверждения.

[3]

Разработчик организует работу по формированию перечня трудовых функций, используя, в частности, функциональный анализ как метод исследования трудовых функций.

Результаты исследования трудовых функций оформляются группой разработчиков как проект профессионального стандарта, который должен иметь следующие составные части:

  1. Паспорт профессионального стандарта. 1.1. Основная цель вида профессиональной деятельности. 1.2. Вид экономической деятельности. 1.3. Название профессиональной деятельности. 1.4. Профессия. 1.5. Обобщенная профессия (в случае необходимости). 1.6. Требования к государственной сертификации (требует или не требует). 1.7. Названия типовых должностей.
  2. Общие требования к профессиональной деятельности. 2.1. Общие компетенции (наименование). 2.2. Общепрофессиональные компетенции (наименование).
  3. Перечень основных трудовых функций (номер ТФ, название ТФ, перечень трудовых действий).
  4. Описание трудовых функций. 4.1. Название трудовых действий. 4.2. Перечень умений, знаний, средств и предметов труда, необходимых для выполнения трудового действия, функции.
  5. Технические характеристики. 5.1. Разработчики профессионального стандарта. 5.2. Организация, утвердившая профессиональный стандарт. 5.3. Номер стандарта. 5.4. Дата утверждения. 5.5. Дата следующего пересмотра стандарта. 5.6. Лист регистрации изменений профессионального стандарта.
Читайте так же:  Оформление путевого листа в командировке

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

История разработки профессиональных стандартов

Тема профессиональных стандартов особенно активно обсуждалась в 2015 году в связи с принятием большого количества профстандартов. По итогам 2015 года введено в действие 508 профстандартов, еще 296 стандартов находятся в разработке. Для сравнения, в 2014 году было введено в действие 129 стандартов, а в 2013 – только три. Особенно острым этот вопрос стал, когда стало ясно, что после введения соответствующих поправок в Трудовой Кодекс РФ профстандарты станут обязательными для применения.

[2]


Введенные в действие профстандарты, 2013-2015гг.:


Профстандарты, введенные в действие и находящиеся в разработке на 11.01.2016.:

Первые шаги к профстандартам в России

Впервые термин «профессиональный стандарт» был использован в 1997 г. в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996–2000 годов.

Несмотря на то, что Федеральные министерства и ведомства включили разработку профстандартов в свои программы, никаких значимых действий для осуществления поставленной Правительством задачи в последующие десять лет предпринято не было.

Только в 2006 году на базе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), который уже тогда возглавлял Шохин Александр Николаевич, появилось Национальное агентство развития квалификаций (НАРК). Создание агентства стало важным шагом на пути создания национальной системы квалификаций в РФ.

[1]

В 2007 году НАРК впервые разработало макет профессионального стандарта, а также Положение о профессиональном стандарте.

Первые профстандарты и Национальная рамка квалификаций

Первые профессиональные стандарты появились в 2007-2008 гг. Вдохновленные успехом, руководители министерств надеялись, что стандарты будут применяться при разработке образовательных стандартов нового поколения (ФГОС). Однако бизнес-сообщество оказалось не заинтересовано в разработке профстандартов, поэтому вузам пришлось разрабатывать образовательные программы самостоятельно.

В 2008 году появляется Проект Национальной рамки квалификаций РФ, основанный на идеях Европейской рамки. В разработке Национальной рамки квалификаций приняли участие Минобразования, Федеральный институт развития образования, РСПП, НАРК.

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК) — обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России.

Отсутствие продуктивного взаимодействия бизнеса при разработке профстандартов привело к несоответствию выпускаемых вузами специалистов реальным требованиям бизнеса. Проблема стыковки академического и бизнес-сообщества отразилась на многих ФГОС и привела к появлению ряда документов, в которых впервые предлагалось частично (а в перспективе полностью) передать вовне право вузов присваивать профессиональные квалификации. Эти документы:

  • «Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования»;
  • «Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах».

В том числе, для реализации этой идеи было решено отказаться от специальностей и присвоения соответствующих квалификаций, укрупнить перечень направлений подготовки ФГОС ВПО/ВО, постепенно исключить детальные описания к содержанию подготовки студентов.

В этом же году была создана Межведомственная рабочая группа по разработке профессиональных стандартов (квалификационных требований) к должностям работников высокотехнологичных отраслей экономики. Рабочей группе, в первую очередь, было необходимо определить методологические подходы к разработке профессиональных стандартов в высокотехнологичных отраслях экономики.

Видео (кликните для воспроизведения).

В 2010 году состоялось заседание Госсовета РФ и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, на котором президент страны Дмитрий Медведев заявил о необходимости завершения разработки профессиональных стандартов, отметив, что профессиональный заказ на будущих специалистов должно формировать бизнес-сообщество. По итогам заседания были определены сроки разработки профстандартов в высокотехнологичных отраслях (энергоэффективность, ядерные технологии, медицинская техника и фармацевтика) — около двух лет.

Новые исполнители, прежние проблемы

В том же 2010 году был создан Общественно-государственный совет Системы независимой оценки качества профессионального образования, председателем Совета стал Шохин Александр Николаевич. Совет утвердил ряд документов:

  • «Порядок оценки и сертификации квалификаций выпускников. »,
  • «Порядок конкурсного отбора организаций для наделения полномочиями экспертно-методических центров (ЭМЦ)»,
  • «Центра оценки и сертификации квалификаций (ЦОСК)…»,
  • «Общие требования к экспертам…», «Положение о квалификационном сертификате» и т.д.

В 2011 году появился Проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части определения понятия профессиональных стандартов, порядка их разработки, утверждения и применения)».

В этом же году Правительством РФ было учреждено Агентство стратегических инициатив (АСИ), которое принялось за разработку дорожной карты «Создание Национальной системы квалификаций и компетенций».

Кроме того, Агентство одно из первых стало продвигать идею создания не только системы квалификаций, но и компетенций. Был утвержден новый план разработки профстандартов (на 2012-2015 гг.), а также утвержден очередной макет профстандарта, разработаны нормативные документы и методические рекомендации.

Читайте так же:  Лицензия на добычу золота

В 2012 году в свое предвыборной статье Путин В.В. отметил, что государство переоценило степень интереса бизнес-сообщества к национальной системе квалификаций.

Новая волна разработки профстандартов началась после Указа Президента РФ от 07.05.2012 №597. Именно во исполнения Указа в Трудовой Кодекс РФ было введено понятие профессионального стандарта, разработаны подзаконные акты и методические документы, Министерством труда и социальной защиты РФ было объявлено множество конкурсов на создание профстандартов: были выделены бюджетные средства – порядка 600 тысяч рублей на каждый лот. К концу 2014 планировалось разработать не менее 800 профстандартов.

Национальный совет по профессиональным квалификациям, прямой контроль Президента

Но что-то снова пошло не так. Первые стандарты были разработаны только к октябрю 2013 года. Президент России Путин В.В. решил взять процесс под свой прямой контроль. В конце 2013 года на совещании по вопросам разработки профстандартов он вновь обозначил важность разработки профстандартов и подчеркнул необходимость обязательной экспертизы профессионального сообщества. В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Владимир Путин поставил задачу создать Национальный совет профессиональных квалификаций для разработки профстандартов, по-настоящему востребованных экономикой страны и отечественным бизнесом.

В 2014 году стало ясно, что заинтересованность бизнеса в разработке профстандартов так и осталась на низком уровне. В связи с этим Минтруда решило полностью изменить формат разработки профстандартов и выделить на разработку Российскому союзу промышленников и предпринимателей около 140 миллионов рублей из федерального бюджета.

31 марта 2014 года вышло Постановление Правительства № 487-р, утверждающее комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 — 2016 годы, а 16 апреля Президент страны подписал Указ о создании Национального совета профессиональных квалификаций при Президенте РФ.

Эти два документа положили начало новому подходу к решению проблемы, о которой говорилось в течение семнадцати (!) лет.

Постановление Правительства вызвало определенный скепсис, так как оно не давало разъяснений, как именно и чего конкретно можно потребовать от «объединений работодателей». РСПП подошел к решению проблемы по-своему: было организовано бесплатное обучение по программе «Разработка профессиональных стандартов», что позволило бы переложить часть ответственности по разработке профстандартов на компании и предприятия. В результате было несколько громких случаев разработки одних и тех же профстандартов двумя конкурирующими организациями, закончившиеся скандалом.

Профстандарт оценщика

В декабре 2014 года была создана Ассоциация участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций», который уже в мае 2015 года был наделен полномочиями отраслевого совета по профессиональным квалификациям финансовых рынков, куда была отнесена и оценочная деятельность. Ассоциация разработала профстандарт «Специалист в оценочной деятельности», который был утвержден Минтруда и вступил в действие 12 сентября 2015 .

Несмотря на то, что профстандарт не обсуждался широко оценочным сообществом, дальнейшие события развивались стремительно. В октябре 2015 года в Совете создана Комиссия по апробации и применению профессиональных стандартов в сфере труда и образования в оценочной деятельности РФ, а уже в ноябре был зарегистрирован Центр оценки квалификации, уполномоченный проводить оценку квалификации в соответствии с профстандартом «Специалист в оценочной деятельности».

Как только требования к квалификации будут установлены в отраслевом законе (ФЗ №135 «Об оценочной деятельности»), применение профессионального стандарта оценщика станет обязательным. Поэтому оценочному сообществу необходимо как можно активнее участвовать в разработке системы компетенций и квалификаций.

«Если система будет организована неправильно, возможны злоупотребления при оценке квалификаций. Оценочным компаниям придется сокращать штат или вовсе уходить из отрасли», – отметила Елена Петровская, генеральный директор СРО «АРМО».

«Как только эти изменения появятся, мы утратим возможность влиять на ситуацию», – объяснила Наталья Владимирова, Президент НП СОО «СИБИРЬ».



Краткая схема истории профстандартов:


Статью подготовила Наталья Ничкова

Профстандарты: профессиональные стандарты, утвержденные Министерством труда РФ

Понятие «профессиональный стандарт» было введено в Трудовой кодекс пять лет назад Федеральным законом от 03.12.2012 N 236-ФЗ. С тех пор оно прочно вошло в обиход. Минтруд практически ежедневно утверждает новые стандарты, применение которых стало обязательным для ряда организаций. Чтобы информация была систематизирована, а любой работодатель или гражданин мог найти нужные ему сведения, был создан реестр профессиональных стандартов. Оператором ресурса стал Минтруд России.

По нормам трудового законодательства профессиональные стандарты являются требованием к квалификации специалистов, необходимой для выполнения ими профессиональной деятельности. Квалификация, в свою очередь, включает в себя перечень знаний и умений, опыта и профессиональных навыков, которыми должен обладать работник. Разработкой и утверждением профессиональных стандартов занимается Минтруд России, перечень специальностей при этом формируется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. В Трудовом кодексе эти требования регулирует статья 95 .

Для того, чтобы любой работодатель или специалист могли в нужный момент найти описание и требования к каждой профессии, для которой уже существует стандарт, профессиональные стандарты, утвержденные Министерством труда 2019, объединены в специальный реестр. Он представляет собой детализированную информационную систему, которая определяет соответствующие требования к квалификации для включенных в нее специальностей. В реестре можно найти:

  • определения, связывающие между собой сферы профессионального труда;
  • описания, которые помогают делать упор на реальный опыт специалистов, а не на программы образовательного характера;
  • перечень полномочий и ответственности работников, занимающих определенную должность;
  • степень ответственности по видам деятельности;
  • другую полезную информацию.
Читайте так же:  Машина при разводе

Основы разработки утверждения, применения требований осуществляются ведомством по правилам, установленным постановлением Правительства РФ. Кроме того, есть официальный сайт «Профессиональные стандарты», который оперативно обновляется. Для удобства поиска и использования специальности приведены в нем в алфавитном порядке.

Обязательность применения профстандартов

До 1 июля 2016 года применение утвержденных Минтрудом России профессиональных стандартов не являлось обязательным и носило рекомендательный характер. Однако, с этой даты начала действовать статья 195.3 ТК РФ , которая регламентирует порядок их применения. В ней, в частности, сказано, что если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты являются обязательными для применения работодателями. Остальные организации могут руководствоваться этими требованиями на свое усмотрение.

Так, специалисты Минтруда поясняют, что для определения трудовых функций при заключении или изменении трудовых договоров по нормам статьи 57 ТК РФ , обязательным условием является указание трудовых функций. Поэтому при указании должностей в штатном расписании работодателям рекомендовано использовать наименования должностей, содержащихся в соответствующем блоке третьего раздела документа, их также содержит реестр профессиональных стандартов 2019. Что полезного могут почерпнуть из него те работодатели, для которых пока не является обязательным применение на практике установленных требований? Среди такой информации есть, в частности:

  • сведения для формирования основы кадровой политики организации;
  • нормативы для установления системы оплаты труда;
  • данные для определения конкретных трудовых функций для каждого сотрудника;
  • формулировка основных обязанностей работников;
  • помощь в разработке должностных инструкций;
  • требования к обучению и аттестации работников.

Организации, для которых требования к квалификации сотрудников стали обязательными:

  • государственные учреждения и организации;
  • открытые акционерные общества (за исключением кредитных организаций);
  • страховые организации;
  • негосударственные пенсионных фонды;
  • акционерные инвестиционные фонды;
  • управляющие компании паевые инвестиционные фонды;
  • иные экономические субъекте, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций) или проведенные через онлайн кассы;
  • государственные внебюджетные фонды.

Все эти организации обязаны брать на работу главных бухгалтеров или других работников, на которых возлагается обязанность по ведению учета, только в соответствии с профстандартами, поскольку это предусмотрено Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Для других отраслей могут быть установлены строгие требования к другим должностям и специальностям, поэтому работодатели должны следить за этим самостоятельно, в чем им может помочь реестр профессиональных стандартов Минтруда.

Актуальность данных в реестре

Министерство труда и социального развития РФ постоянно утверждает новые пакеты профстандартов и обновляет их реестр. Например, 31 марта 2019 года в него были включены такие специальности, как:

  • специалист в области энергоменеджмента в строительной сфере;
  • специалист по проведению энергосервисных мероприятий на объектах капитального строительства;
  • монтажник промышленного газового и газоиспользующего оборудования и газопроводов;
  • техник по композитным материалам;
  • организатор проектного производства в строительстве;
  • машинист комбинированной дорожной машины;
  • специалист по модернизации, техническому перевооружению и реконструкции литейного производства;
  • машинист машины для укладки геосинтетических материалов;
  • калильщик;
  • специалист в области проектирования сооружений водоподготовки и водозаборных сооружений;
  • пружинщик;
  • машинист разогревателя (нагревателя) асфальтобетона;
  • специалист по наладке подъемных сооружений;
  • эксперт по оценке соответствия подъемных сооружений требованиям безопасности;
  • машинист крана общего назначения;
  • машинист машин для забивки и погружения свай;
  • монтажник слаботочных систем охраны и безопасности;
  • специалист в области проектирования систем холодоснабжения;
  • техник по обслуживанию роботизированного производства;
  • врач-лечебник (врач-терапевт участковый);
  • специалист по энергетическому обследованию объектов капитального строительства и др.

Профессиональные стандарты


Профессиональный стандарт
— многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням.


Области применения профессионального стандарта
.
Стандарт применяется при подборе и расстановке кадров; при планировании и нормировании труда. Также применяется для решения задач по развитию систем управления персоналом; для создания системы сертификации персонала и оценки уровня квалификации работников; для разработки образовательных стандартов и программ обучения в соответствии с требованиями работодателей; при проведении профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала.

Профессиональный стандарт – это первый и самый главный шаг на пути становления эффективной системы управления кадровым потенциалом на современном предприятии.

Актуальность

Сегодня главная проблема на промышленных предприятиях — поиск квалифицированных рабочих, мастеров, руководителей среднего и начального звена!
В настоящее время современное развитие технологий значительно опережает существующую систему требований производства к составу рабочих профессий, их компетенциям, не обеспечивая своевременную трансляцию в систему образования.

В этих условиях возникли и с течением времени все более обостряются проблемы обеспечения производства квалифицированными рабочими кадрами и прежде всего в инновационных областях экономики:

  • разрыв между требованиями со стороны предприятий и теми компетенциями, которые работники приобретают в системе профессионального образования;
  • увеличение затрат работодателя на профессиональную переподготовку и адаптацию;
  • несвоевременная профессиональная переподготовка.

Нормативная база разработки ПС в России

Четкая позиция государства в области разработки современных профессиональных стандартов начала формироваться в 2007 году, когда было заключено Соглашение между Минобрнауки РФ и РСПП ( минобрнауки.рф и рспп.рф ) о создании по инициативе РСПП Национального агентства по развитию квалификаций. – ( nark — rspp . ru )

Читайте так же:  Сбербанк онлайн госпошлина в суд

7 мая 2012 года Президент России Владимир Путин подписал указы «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». ( минобрнауки.рф / новости / 2214 )

…. подготовить и внести до 1 сентября2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;

. утвердить до 1 декабря2012 г. план разработки профессиональных стандартов;

. разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов;

. в целях выработки единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров:

…. подготовить и до 1 августа2014 г. внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся порядка аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров.

Современное состояние разработки ПС

Первые современные профессиональные стандарты были разработаны Федерацией рестораторов и отельеров ( frio . ru ) в 2007 г. для работников производства и обслуживания в сфере индустрии питания. В результате был успешно апробирован предложенный Центром изучения проблем профессионального образования ( cvets . ru ) метод функционального анализа, который затем был рекомендован к использованию РСПП.

Пока не создана нормативная база, ПС разрабатываются крупными промышленными компаниями по собственной инициативе. Корпоративные профессиональные стандарты способны заменить отраслевые в силу того, что многие крупные компании фактически являются отраслеобразующими. В настоящее время такой опыт имеют ОК РУСАЛ, «Тюменская нефтяная компания (ТНК-ВР)», «Российские железные дороги (РЖД)», «Уральская горно-металлургическая компания (УГМК)» и др.

Корпоративный профессиональный стандарт (КПС) представляет собой требования к содержанию и качеству выполнения трудовой деятельности (функциям) работников различных квалификационных уровней в рамках определенной профессии/области профессиональной деятельности, разработанные с учетом корпоративных потребностей, особенностей организации производства, труда и управления, прав и ответственности работников компании/отрасли.

Содержание профессионального стандарта для профессии или области профессиональной деятельности составляют единицы, каждая из которых соответствует трудовой функции. При этом каждая единица содержит перечень действий, входящих в данную трудовую функцию, необходимые знания и умения, а также указание на степень сложности этих действий и уровень ответственности и самостоятельности при их выполнении.

Такая структура ПС обеспечивает измеримость заложенных требований и возможность формирования на их основе механизмов оценки и сертификации квалификаций.

Профессиональные стандарты позволяют выявить тот набор единиц, который является необходимым и достаточным для получения соответствующей квалификации, подтверждающей право человека на осуществление конкретной профессиональной деятельности в должностной иерархии.

Профессиональный стандарт отражает минимально необходимые требования к профессии по квалификационным уровням с учетом обеспечения качества, продуктивности и безопасности выполняемых работ.

Профессиональные стандарты — это продукт коллективной деятельности работодателей, объединенных по видам экономической деятельности.

Зачем нужны профессиональные стандарты?

Назначение и функции ПС

  • профессиональные стандарты позволяют четко структурировать профессиональную деятельность работника за счет описания требований к трудовым функциям и качеству их выполнения, исключив дублирование трудовых функций по должностям;
  • работникам предоставляется возможность определить свой профессиональный уровень и развить профессиональные компетенции, повысить квалификационный уровень и подтвердить его сертификатом, получить основу для дальнейшего профессионального роста;
  • работодатели получают критерии для оценки персонала с целью повышения качества труда и эффективности работников за счет развития их компетенций, освоения требуемых квалификаций, активизации их мотивации, следовательно, для достижения высоких экономических результатов;
  • работодатели приобретают возможность контролировать профессионализм работников, поддерживать и улучшать отраслевые стандарты качества;
  • система профессионального образования в виде стандартов получает содержательную основу для обновления образовательных стандартов, разработки учебных программ, модулей и учебно-методических материалов.

Разработка профессионального стандарта – это трудоёмкий процесс, для реализации которого формируются рабочие группы специалистов из представителей предприятия и методического центра УрФУ. Работа организуется в несколько этапов, в результате формируется официальный документ – профессиональный стандарт.

Видео (кликните для воспроизведения).

За предприятием остается право конфиденциальности информации, но, между тем, существует возможность пройти всероссийскую экспертизу и утвердить данный профессиональный стандарт на уровне Национального агентства развития квалификаций с последующей публикацией его, как официального Стандарта Российской Федерации в конкретной трудовой области.

Источники


  1. Валютное право; Юрайт — Москва, 2011. — 592 c.

  2. Кучерена Анатолий Бал беззакония. Диагноз адвоката; Политбюро — М., 2015. — 352 c.

  3. Медик, В. А. Заболеваемость населения. История, современное состояние и методология изучения / В.А. Медик. — М.: Медицина, 2016. — 512 c.
  4. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2018. — 352 c.
  5. Малько, А. В. Теория государства и права. В вопросах и ответах / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 1999. — 272 c.
Разработка профессиональных стандартов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here