Проверка предприятия прокуратурой

Ответы на вопросы по теме: "Проверка предприятия прокуратурой" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Прокурорская проверка: боевая готовность № 1

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Прокуратура – это орган, осуществляющий надзор за соблюдением законов во всех сферах общественной жизни. Прокуратора имеет самые обширные полномочия среди всех представителей власти, не считая правоохранительных органов. Поэтому если тот или иной госорган хочет проверить предпринимателя, он нередко действует в тандеме с прокуратурой, дабы задействовать широкий спектр ее полномочий в своих целях.

Прокуратура также может прийти к предпринимателю по своей инициативе в случае плановой проверки или проводя проверку по жалобе гражданина или иного лица.

Первые проводятся, если в прокуратуре запланировано, к примеру, на апрель проверить соблюдение предпринимателями трудового законодательства, а на май – деятельность предприятий строительной отрасли.

Кроме того, прокуратура уполномочена формировать ежегодный сводный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых различными государственными надзорными органами.

Перечень организаций, в отношении которых запланировано проведение проверки в текущем году, является публичным. Проверить информацию относительно своей организации можно в соответствующем сервисе на официальном сайте Генеральной Прокуратуры РФ.

Напомню, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (п. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Что касается внеплановых проверок, то жалоба может поступить от вашего конкурента, недовольного потребителя или иного недоброжелателя.

По данным Генеральной прокуратуры РФ в 2015 году 66% проверок носили именно внеплановый характер.

Если на пороге вашей организации появилось лицо с прокурорским служебным удостоверением, будет полезно знать следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор имеет право:

  • беспрепятственно входить на территории и в помещения любых коммерческих и некоммерческих организаций;
  • требовать от руководителей и сотрудников организаций представления документов, материалов и иных данных;
  • требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
  • требовать проведения ревизий деятельности подконтрольных организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушений законодательства;
  • инициировать привлечение лиц, виновных в нарушении закона, к административной и уголовной ответственности (если прокурор выявит нарушения, не относящиеся к предмету проверки, к примеру, налоговые, он обязан уведомить о них налоговую инспекцию, которая в свою очередь предпримет свои меры реагирования).

Прокурор не имеет права:

  • вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организации;
  • истребовать излишние материалы, документы и сведения, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место;
  • возлагать на организации обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы.

Предприниматель (руководитель организации) обязан:

  • безусловно исполнить требования прокурора в установленный им срок;
  • безвозмездно предоставить всю требуемую прокурором информацию (справки, документы и их копии).

Последствия неподчинения требованиям прокурора

Умышленное невыполнение требований прокурора, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток (ст. 17.7 КоАП РФ).

Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до шести месяцев (ч. 2 ст. 294 УК РФ).

Краткий порядок действий при появлении прокурора (его заместителя или помощника) в вашем офисе

Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал юридическое сопровождение проводимой проверки.

Попросите должностное лицо органа прокуратуры предъявить служебное удостоверение и разъяснить предмет проверки, предъявить письменный документ, подтверждающий основания проведения проверки. В случае отказа в предъявлении подтверждающего проверку документа, официально запросите этот документ у прокуратуры, ведь согласно Приказу Генпрокуратуры России от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокурорский надзор осуществляется гласно, что означает, что вам должна быть доступна вся информация, касающейся вашей проверки. Подобные запросы прокуратура рассматривает в течение 15 дней. После получения запрошенного документа на нем можно основывать те или иные жалобы на действия прокурора.

Желательно организовать видео- или аудио-запись процесса прокурорской проверки.

Если прокурор требует представления документов, не относящихся к предмету проверки, вы можете предоставить эти документы, и в последствии обжаловать неправомерные действия прокурора через суд, либо отказать в предоставлении указанных документов, и в случае возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, доказывать неправомерность требований прокурора в суде. Если суд установит факт существования нарушения со стороны прокурора, решение суда можно будет впоследствии использовать в другом судебном процессе, например при обжаловании представления прокурора.

Если прокурор обращается к вам с абстрактным требованием представления «всех документов», вы можете отказать в нем до получения конкретного перечня требуемых для проверки документов, зафиксировав ваш отказ в письменной форме с обоснованием причин и уведомлением о готовности предоставить документы после определения конкретного круга, либо как в предыдущем случае, вы можете удовлетворить требования прокурора и далее подготовить жалобу на его незаконные действия.

Давать прокурору объяснения по обстоятельствам, относящимся к предмету проверки, лучше после консультации с юристом.

Передавайте документы прокурору только по описи.

В случае невозможности представления запрашиваемых документов письменно проинформируйте прокурора о причинах, препятствующих исполнить его требования, и сроках, в которые документы могут быть вами предоставлены.

Если до вас не дошли результаты проверки, воспользуйтесь своим правом – обратитесь в прокуратуру с заявлением об ознакомлении с материалами проверки.

Если прокурор вынес в ваш адрес представление или предостережение, и вы согласны с выявленными им нарушениями, устраните их в указанный в представлении срок, обязательно уведомив об этом событии прокурора в течение 30 календарных дней.

Если прокурор вынес в ваш адрес представление или предостережение, и вы не согласны с выявленными им нарушениями, вы можете обратиться с жалобой в суд. Срок на обжалование составляет три месяца со дня, когда проверяемому стало известно о нарушении его прав. Можно попробовать обжаловать представление вышестоящему прокурору, но в этом случае существует риск пропустить срок на обращение в суд, поэтому лучше сразу обращаться в органы судебной власти.

Читайте так же:  За какое время подается заявление в загс

Заявление о предоставлении проверяемому лицу перечня документов для проведения прокурорской проверки

Заявление об отсрочке представления документов по требованию прокуратуры

По данным Генпрокуратуры РФ в 2015 году в прокуратуру поступило 4 412 370 жалоб, в ходе прокурорских проверок выявлено 5 141 906 случаев нарушений закона, из них 1 171 530 нарушений в сфере экономики. К дисциплинарной ответственности за нарушение закона в экономической сфере привлечено 163 692 лица, к административной ответственности – 55 839 лиц, возбуждено 7800 уголовных дел. Следование приведенным в статье инструкциям поможет вам не попасть в статистику органов прокуратуры.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой Роспотребнадзором, и рассмотрю наиболее уязвимые места предпринимателей в части соблюдения требований законодательства в области защиты прав потребителей, продажи товаров, санитарии и эпидемиологии.

Проверки нарушений прокуратурой

Государственная прокуратура РФ – очень серьезный орган, который контролирует все другие надзорные организации и координирует их работу. На сайте генпрокуратуры находятся годичные графики плановых проверок предпринимателей всеми другими контролирующими органами. Именно с прокурором должны быть согласованы все остальные внеплановые проверки. Зато прокуратура, в свою очередь, уполномочена контролировать исполнение законов абсолютно в любой сфере. Вот почему прокурорская проверка – одно из самых ответственных испытаний для любого предприятия.

Впрочем, прокурор никогда не приходит просто так: для этого нужен веский повод, определенная негативная информация о бизнесе, для проверки которой и является представитель государственного органа.

Чем отличается прокурорская проверка от всех остальных? Какими рисками она может угрожать предпринимателю? Безграничны ли полномочия прокурора? Вся информация для предпринимателей – в этой статье.

Прокурорской проверке регламент не писан

Проверку прокуратуры можно назвать непредсказуемой и потому наиболее опасной для ИП. Причина кроется в том, что правовое регулирование для прокуратуры как надзорного органа фактически отсутствует. Более 10 лет назад (18.02.2000 г.) Конституционный суд РФ принял Постановление № 3-П, в котором отметил, что сроки и процедура прокурорских проверок законодательно не утверждены. Новых документов по этому поводу с тех пор не принималось. Поэтому остается руководствоваться косвенными правовыми актами:

  • Федеральный закон «О прокуратуре РФ»;
  • разъяснения Конституционного суда РФ;
  • документы, изданные самой Генеральной прокуратурой.

Из этих документов следуют лишь 3 момента, касающиеся регламента проверки, которые прописаны четко и однозначно.

  1. Служащие прокуратуры при проведении проверки должны рассматривать только то, что касается подозреваемого ими правонарушения. В основную деятельность предприятия вмешиваться им не положено.
  2. Срок проверки не превышает 30 дней. Но не потому, что таково положение о сроках, а по причине того, что именно в месячный срок прокуратура должна дать заявителю ответ на обращение, послужившее поводом для этой проверки.
  3. Реакция прокурора в случае, если проверка установила нарушение, может быть выражена в следующих формах:
    • постановление;
    • протест;
    • представление;
    • предостережение.

Прокурорская проверка плановой не бывает

Догадаться о предстоящем посещении прокурора практически невозможно, поскольку такая проверка назначается по факту обращения. Пожаловаться на предпринимателя прокурору может:

  • недовольный клиент;
  • ваш контрагент;
  • правоохранитель;
  • любой бдительный гражданин.

Инициировать проверку также может обнародование «горячих» фактов в СМИ.

ВАЖНО! Если предприниматель сомневается в законности прокурорской проверки, он может сделать письменный запрос в прокуратуру насчет ее оснований. Ему должны ответить, какой именно сигнал стал поводом для визита прокурора. Результаты проверки, проведенной безосновательно, предприниматель вправе обжаловать.

Повод для визита

ФЗ «О прокуратуре», а также п.6 Приказа Генеральной прокуратуры № 195 от 07.12.2007 г. ограничивают основания для прокурорских проверок поводами, подведомственными исключительно прокуратуре, то есть такими, которые не являются компетенцией других надзорных органов. Это могут быть подозрения:

  • в экстремистской деятельности;
  • в действиях, угрожающих безопасности государства;
  • в нарушении миграционных законов и т.д.

Таким образом, прокуратура не может подменять своим контролем другие госорганы. Однако, поскольку в законе полномочия прокурора четко не ограничены, он может обратить внимание на любые нарушения законодательства – хотя бы для того, чтобы в результате передать их в соответствующее ведомство для последующего контроля и наложения наказания.

Можно ли воспользоваться жалобой в прокуратуру в личных целях?

Довольно часто прокурорские проверки являются «по душу» тех предпринимателей, которые не смогли договориться со своими контрагентами. Для последних жалоба в прокуратуру становится отличной альтернативой судебному иску:

  • обращение в прокуратуру для заявителя бесплатно;
  • гарантирована быстрая реакция (максимум в месяц);
  • ответ прокурора должен быть обоснован, а значит, будет проведено серьезное разбирательство.

[3]

Если нарушение будет доказано, работники прокуратуры самостоятельно инициируют судебное разбирательство.

К СВЕДЕНИЮ! Просто так свести счеты с конкурентом, «натравив» на него прокуратуру, не стоит надеяться. За необоснованное заявление, которое не подтвердится в ходе проверки, можно привлечь клеветника к ответственности. А если в его заявлении намеренно используются обтекаемые формулировки по типу «есть основания предполагать», то ничто не мешает противнику, в свою очередь, подать жалобу, которая повлечет встречную проверку.

Полномочия прокуратуры непосредственно при проверке

Что может делать представитель прокуратуры, явившись к вам с проверкой?

  1. Предъявив свое удостоверение, он может свободно перемещаться по всей территории проверяемой организации, входя в любые помещения.
  2. Получить для изучения требуемые материалы и документы.
  3. Запрашивать документы для более глубокого изучения.
  4. Беседовать с ответственными лицами и специалистами по поводу предмета проверки.
  5. Вызывать нужных лиц для дачи объяснений.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Прокурор обязан уважать банковскую, налоговую и другие охраняемые законом тайны.

Советы проверяемым

Кроме служебного удостоверения, никаких других документов проверяющий предъявлять не обязан. Разъяснение по поводу предмета проверки может быть дано им в устной форме.

Однако, предприниматель может запросить письменный документ, который вызвал проверку (жалобу, поручение от прокурора). Если такой документ показать ему отказываются, он может запросить его в прокуратуре письменно, сославшись на упоминавшееся выше постановление Конституционного Суда, в котором говорится, что прокурорская проверка должна быть гласной.

Не стоит препятствовать прокурору в осуществлении его требований, иначе можете попасть под уголовное преследование. Если вы считаете, что проверяющий интересуется тем, что не имеет отношения к предмету проверки, можно действовать одним из следующих способов:

  • предъявить требуемые материалы, а затем обжаловать действия прокурора в суде;
  • отказать в предъявлении, а когда прокуратурой будет возбуждено дело о препятствовании проверке, доказывать, что требования были незаконными, так как не относились к предмету проверки;
  • прежде чем предъявлять или отказывать в материалах, попросить прокурора уточнить, какие материалы и на каких основаниях ему требуются, а одновременно с этим направить в прокуратуру письменное обоснование невыдачи материалов, отметив, что требования будут исполнены после их конкретизации.

Передавая прокурору оригиналы документов, составьте их реестр под подпись.

Читайте так же:  Последующий залог недвижимости

Любое неисполнение или частичное исполнения требований проверяющего обязательно оформляйте письменно – обосновывайте объективные причины и уточняйте, что выполните требования после их устранения.

Не лишней будет видеосъемка процесса проверки или ведение аудиозаписи.

Что в итоге?

Результаты проверки, в лучшем случае, выявят отсутствие нарушений, подозрения в которых стали поводом для визита. Но на практике такое случается нечасто. Предприниматель может получить от прокурора:

  • представление с требованиями об устранении нарушений;
  • предостережение (если есть подозрение, что правонарушение только готовится);
  • инициацию судебного разбирательства (о приостановке деятельности или ликвидации);
  • переадресацию к другому органу (если обнаруженные нарушения не в компетенции прокурора).

Форма составления этих документов не закреплена законодательно, прокурор может оформить результаты проверки в виде акта или простого письма.

ВАЖНО! Если предприниматель не согласен с реакцией прокурора, надо подать заявление в суд в течение 90 дней с даты получения решения (ст. 254 ГПК РФ). Внесудебные меры оспаривания действий прокуратуры неэффективны: можно пропустить сроки обращения в суд, ожидая решения вышестоящих органов прокуратуры.

Единый Реестр Проверок Генеральной Прокуратуры РФ

Сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Единый реестр проверок (ЕРП) – созданная на основании Федерального закона № 294-ФЗ федеральная государственная информационная система, оператором которой является Генеральная прокуратура Российской Федерации. Нормативное обеспечение работы Единого реестра проверок осуществляет Минэкономразвития России.

На портале ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС, Вы можете бесплатно получить в карточке Контрагента сведения, относительно проводимых проверок.

Для получения сведений, числится ли Контрагент в “Едином Реестре Проверок Генеральной Прокуратуры РФ” и поиска контрагента (ЮЛ или ИП) по ИНН/ОГРН(ИП)/ОКПО или другим реквизитам, воспользуйтесь поисковой строкой:

В соответствии со ст.13.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» оператор единого реестра проверок обеспечивает размещение на специализированном сайте в сети «Интернет» следующей общедоступной информации из единого реестра проверок:

  • — учетный номер проверки;
  • — информация, указываемая в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля и предусмотренная пунктами 1 — 6 и 9 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона;
  • — информация, указываемая в акте проверки и предусмотренная пунктами 1 — 6 части 2 статьи 16 настоящего Федерального закона;
  • — указание результатов проверки (были ли выявлены в ходе проверки нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами);
  • — указание на принятые меры в отношении нарушений, выявленных при проведении проверки, об обжаловании соответствующих решений и действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц и о результатах такого обжалования.

Желаем Вам плодотворной, комфортной работы на портале, используя поиск организаций и получения сведений из Единого Реестра Проверок! Ваш ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.РФ.

Обратная связь

По другим вопросам Вы можете связаться
с администрацией портала
ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.РФ
из Личного кабинета

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Как узнать о плановой проверке моего предприятия? — Прокуратура разъясняет

Как узнать о плановой проверке моего предприятия?

Как узнать о плановой проверке моего предприятия? Какая предусмотрена ответственность должностных лиц органов контроля за проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный сводный план проверок предпринимательства?

Существует несколько способов узнать о плановой проверке Вашего предприятия.

Первый и наиболее универсальный: Вы можете зайти на сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации в раздел «Сводный план проверок предпринимательства», выбрать соответствующий год проверки (к примеру, http://plan.genproc.gov.ru/plan2013/), после чего указать ИНН своего предприятия и подтвердить запрос нажатием на картинку «Искать». Автоматизированная программа выдаст Вам результаты поиска.

Законодательные положения о необходимости размещения сводного плана проверок предпринимательства на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации предусмотрены п. 7 ст. 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.


Использование второго варианта возможно, когда Вы знаете о том, какой контрольно-надзорный орган должен организовать в отношении Вас плановые мероприятия по контролю.


К примеру, Вы получили по почте распоряжение о предстоящей плановой проверке от органа муниципального контроля.

Согласно п. 5 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети «Интернет» либо иным доступным способом.

Таким образом, Вы можете проверить наличие планового мероприятия по контролю посетив сайт органа местного самоуправления, которому подчиняется орган муниципального контроля (при отсутствии у органа муниципального контроля собственного сайта).

И третий вариант:используется, когда Вы знаете, какой орган контроля должен проверить Ваше предприятие. Зайдите на сайт прокуратуры области в раздел «Сводный план проверок» (к примеру, http://www.samproc.ru/plan/2013/index.php), выберите соответствующий орган контроля, далее просмотрите план данного органа контроля на предмет наличия вашего предприятия.

Важно отметить, что проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, влечет недействительность результатов ее проверки (пп. 7 ч. 1.1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ), а также административную ответственность должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ,в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Повторное совершение подобных нарушений влечет административную ответственность вплоть до дисквалификации на срок от шести месяцев до одного года (ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ).

Дела об указанных административных правонарушениях рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ), а возбуждает прокурор (ст. 28.4 КоАП РФ).

[1]

Старший помощник прокурора Самарской области

по правовому обеспечению

Прокурорские проверки работодателей: чаще, активнее, больше (проект)

[email protected] / Depositphotos.com

Прокуроры усилят надзор за соблюдением трудового законодательства, количество проверок увеличится. Такой вывод можно сделать, изучив проект 1 соответствующего приказа Генеральной прокуратуры РФ. Основные тренды прокурорского контроля в данной сфере таковы:

Узнайте последние изменения правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца

[2]

Зато устраивать собственно прокурорские проверки по жалобам на небезопасные условия труда прокурорам будет необязательно – им рекомендовано перенаправлять эти материалы в ГИТ для рассмотрения либо проведения соответствующих проверок.

Кроме того, в проекте Приказа есть еще пара любопытных моментов:

1 С текстом проекта приказа Генеральной прокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 04/15/02-19/00088675).

План проверок на 2019 год: прокуратура

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц и ИП органами государственного и муниципального контроля (надзора) регламентируется Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ . Закон регулирует вопросы не только проведения проверок, но и защиты прав организаций и ИП при проведении таких проверок. Одним из инструментов защиты прав проверяемых субъектов предпринимательской деятельности является размещение информации о предстоящих в следующем году проверках на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Ведь, как известно, «предупрежден – значит вооружен». Подробнее о размещаемом в Интернете Генпрокуратурой плане проверок на 2019 год расскажем в нашей консультации.

Читайте так же:  Пск как рассчитать

О каких проверках будет известно

Не все плановые проверки будут известны заранее. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ регулирует вопросы проведения, в частности, следующих проверок (ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ ):

  • федеральный государственный пожарный надзор;
  • федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства;
  • лицензионный контроль;
  • государственный строительный надзор;
  • экспортный контроль;
  • государственный экологический надзор;
  • государственный надзор в сфере рекламы;
  • федеральный государственный транспортный надзор (в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта и автомобильного транспорта);
  • федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения;
  • федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности;
  • федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций;
  • региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, а также за деятельностью ЖСК, связанной со строительством многоквартирных домов;
  • федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств.

Эти проверки останутся в тайне

В план проверок, размещаемый Генпрокуратурой в Интернете, не войдет информация о следующих видах контроля и надзора (ч. 3.1 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ ):

  • налоговый контроль;
  • контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • контроль за осуществлением иностранных инвестиций;
  • валютный контроль;
  • таможенный контроль;
  • контроль за соблюдением требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • государственный контроль и надзор за обработкой персональных данных.

В какой срок и где размещается план проверок?

Генеральная прокуратура РФ на основе поступивших от органов прокуратуры сведений формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте в срок до 31 декабря текущего года.

Сформированный Генеральной прокуратурой план проверок на 2019 год можно найти на официальном сайте ведомства http://plan.genproc.gov.ru/.

По данным ФГИС «Единый реестр проверок», оператором которой является Генпрокуратура РФ, в сводном плане проверок прокуратуры на 2019 год можно производить поиск проверок по номеру проверки, ИНН, ОГРН или наименованию организации.

Кроме того, планы проверок на следующий год можно найти и на региональных сайтах Генпрокуратуры.

В плане проверок в отношении конкретных организации или ИП содержится, в частности, следующая информация:

  • место нахождения организации;
  • место фактического осуществления деятельности организацией или ИП;
  • ОГРН, ИНН;
  • цель проведения проверки;
  • основание проведения проверки;
  • дата начала проверки;
  • срок проведения проверки;
  • форма проведения проверки (документарная, выездная).

План проверок на 2019 год Прокуратуры Москвы

План проверок на 2019 год для организаций города Москвы.

Прокуратура Московской области: план проверок-2019

План проверок на 2019 год для организаций и ИП Московской области.

Прокуратура Санкт-Петербурга: план проверок на 2019 год

План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей г. Санкт-Петербурга на 2019 год.

Прокуратура Ставропольского края: план проверок на 2019

План проверок на 2019 год прокуратуры Ставропольского края.

Прокуратура Кемеровской области: план проверок 2019

План проверок на 2019 год прокуратуры Кемеровской области.

Прокуратура Ивановской области: план проверок на 2019 г.

Прокуратура Республики Карелия план проверок на 2019 г.

При поиске плана проверок на сайте Прокуратуры Республики Карелия отсылка производится на сайт Генпрокуратуры в соответствующий раздел.

Прокуратура Мурманской области: план проверок на 2019 год

Сводный план проверок прокуратуры Мурманской области на 2019 год.

План проверок на 2019 год: прокуратура Мордовии

План проверок на 2019 год Мордовской Прокуратуры.

Башпрокуратура: сводный план проверок на 2019 год

Кого проверять не будут

До 31.12.2018 плановые проверки не должны были проводиться в отношении организаций и ИП, отнесенных к субъектам малого предпринимательства (ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ ). При этом под освобождение не подпадали те «малыши», которые занимаются видами деятельности в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере, перечень которых утвержден Постановлением Правительства от 23.11.2009 № 944. Этот перечень включает в себя:

  • оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи;
  • оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи;
  • оказание скорой медицинской помощи;
  • розничная торговля лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств в аптечных учреждениях;
  • оптовая торговля лекарственными средствами;
  • дошкольное и начальное общее образование;
  • основное общее и среднее (полное) общее образование;
  • деятельность детских лагерей на время каникул;
  • предоставление социальных услуг с обеспечением проживания.

Указанные СМП могут попасть под проверку и в 2019 году. Хотя в отношении многих организаций и ИП, являющихся субъектами малого предпринимательства, в 2019-2020 гг. опять же действует освобождение в части проверок (ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ )

Обращаем внимание, что если вы относитесь к субъектам малого предпринимательства и вам не должны были назначать проверку, но в ежегодный план проведения плановых проверок в 2019 году вас все равно включили, необходимо подать заявление об исключении из плана проверок. Правила подачи и рассмотрения такого заявления утверждены Постановлением Правительства от 26.11.2015 № 1268.

Готовимся к проверке генпрокуратурой

Кто попал в план прокурорских проверок

Сводный план контрольно-ревизионных мероприятий 2019 года был опубликован на официальном сайте Генеральной прокуратуры страны еще в прошлом году. Глобальный документ содержит информацию о сроках, предметах и объектах планируемых контрольных мероприятий. Скачивать план проверок Генпрокуратуры не имеет смысла, гораздо удобнее воспользоваться онлайн-поиском.

Сервис позволяет быстро определить, попала ли ваша организация в «список счастливчиков». Поиск размещен на сайте Генпрокуратуры. Чтобы проверить свое юридическое лицо, достаточно ввести полное наименование, ОГРН или ИНН.

Также предусмотрен поиск по адресу организации. Однако, в справочник закрались ошибки, поэтому рекомендуем искать свое учреждение по ИНН.

Организация прокурорских проверок

Прокурорская ревизия — это комплекс особых мероприятий, направленных на осуществление контроля над исполнением действующего законодательства подконтрольной организацией в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Данный комплекс мероприятий осуществляется органами прокуратуры РФ.

Предметом прокурорской ревизии являются результаты деятельности подконтрольной организации, частного предпринимателя, органа власти или местного самоуправления в части соблюдения финансового, налогового, бюджетного законодательства, а также административного и уголовного права.

Порядок организации и проведения прокурорской ревизии законодательно не установлен. То есть нормативный документ, регламентирующий особенности проведения таких мероприятий, отсутствует. Органы прокуратуры при осуществлении контрольных мероприятий руководствуются действующим Законом о прокуратуре.

Особенности проведения прокурорских проверок

Определим ключевые особенности организации и проведения ревизий прокуратуры:

  1. Органы прокуратуры самостоятельно разрабатывают и утверждают план проверок. Однако, большая часть контрольно-ревизионных мероприятий инициируется при поступлении жалоб, обращений и заявлений от физических и юридических лиц.
  2. Сроки проведения ревизий не ограничены законодательно. Но обычно прокурорская ревизия завершается в течение 30 дней, так как этот срок установлен для дачи официального ответа на заявление.
  3. Предмет и пределы проверки также не ограничены действующим законодательством. Следовательно, в период проведения контрольного мероприятия предмет ревизии может быть расширен.
  4. Любые требования прокурора либо его представителей должны быть выполнены безоговорочно. В противном случае нарушителей ждут штрафы от 50 000 до 100 000 рублей для юридических лиц, либо приостановление деятельности на 90 дней.
Читайте так же:  Код деятельности по енвд

Напомним, что любое решение прокуратуры можно обжаловать. Порядок и сроки подачи апелляции закреплены в Законе РФ от 27.04.1993 № 4866-I и в главе 25 ГПК РФ.

Как подготовиться к прокурорской проверке

Чтобы избежать крупных штрафов и наказаний по результатам прокурорской ревизии, важно к ней правильно подготовиться. Предлагаем ознакомиться с ключевыми правилами подготовки:

  1. Уточните предмет контрольно-ревизионных мероприятий. Проведите предупредительную ревизию по данному направлению деятельности организации собственными силами либо с привлечением сторонних экспертов. Выявленные ошибки следует исправить в установленном порядке.
  2. Проверьте локальные нормативные акты, которые регламентируют предмет проверки. Например, положение по оплате труда, приказы на выплату премий, стимулирующих и компенсационных доплат. Определите законность данных распоряжений.
  3. Проконтролируйте наличие подписей ответственных должностных лиц на первичных и учетных документах. Например, в расходных кассовых ордерах или актах на списание материальных запасов.
  4. Удостоверьтесь, что все подтверждающие документы в наличии. Например, чеки, квитанции или акты выполненных работ. Отсутствие подтверждающих документов может быть расценено как нарушение.
  5. Проверьте целевое назначение расходов. В первую очередь обратите внимание на предмет договоров, контрактов и соглашений: они должны отвечать целевым назначениям. В противном случае такие расходы признают нецелевыми.

В ходе проведения контрольных мероприятий не препятствуйте действиям органов прокуратуры. Не пытайтесь скрыть или подделать факты деятельности организации. За такие действия предусмотрена уголовная ответственность, как и за дачу взятки.

Независимо от предмета планируемой прокурорской проверки подготовьте следующие документы:

  1. План финансово-хозяйственной деятельности на текущий финансовый год.
  2. План-график и план закупок вашей организации.
  3. Локальное положение о проведении закупок товаров, работ и услуг для выполнения государственных (муниципальных) нужд.
  4. Прочую документацию, регламентирующую деятельность учреждения в сфере закупок.

Исполнение законодательства в сфере закупок — самый актуальный предмет прокурорских проверок.

Как проходит прокурорская проверка?

Проверка из органов прокуратуры – одно из самых серьезных испытаний для компании. Ее невозможно спрогнозировать, предсказать, какие нарушения были замечены в вашей хоздеятельности. Ирина Голова узнала, почему стоит бояться прокурора и как с наименьшими потерями пережить это контрольное мероприятие.

Прокурорские проверки коренным образом отличаются от всех остальных контрольных мероприятий. Существенное различие кроется в том, что визиты в офис представителей из этого ведомства носят надзорный характер. Это, прежде всего, реакция государственного органа на какие-либо нарушения, о которых ему стало известно. Источником негативной информации может быть кто угодно: недовольный клиент компании, бывший контрагент, конкурент и даже из СМИ может поступить соответствующий «сигнал». Прокуратура имеет право самостоятельно инициировать проверку, даже если ее сотрудникам не подавалось обращение уделить пристальное внимание деятельности определенной организации. О подробностях проведения контрольных мероприятий рассказал адвокат Александр Трач.

Безграничные возможности

Многие эксперты отмечают, что прокурорские проверки относятся к самым непредсказуемым по двум причинам. Во-первых, прокуратура в полномочиях не ограничена – она может обратить внимание на задолженность по заработной плате, соблюдение миграционного законодательства или прав человека, на природоохранные нормы или законность ведения строительства на конкретном земельном участке. Говорить о том, что есть исчерпывающий перечень нарушений, который относится к компетенции работников прокуратуры, нельзя. Пожалуй, этот государственный орган не может заниматься одними фундаментальными вещами, к примеру, оспаривать те или иные законодательные нормы. Во-вторых, документы, регламентирующие порядок проведения контрольных мероприятий органами прокуратуры, менее подробны, чем регламенты других структур. «Например, у налоговых органов достаточно четко определен регламент, который полностью описывает процесс проведения контрольных мероприятий: с чего начинается проверка, какие периоды проверяются, перечислены документы, которые должны просмотреть инспекторы, что должно стать ее результатом. Соответственно, компания имеет возможность к проверке подготовиться», – говорит Александр Трач.

У представителей прокураторы отсутствует четкий регламент, который регулирует процесс проведения контрольных мероприятий. Есть только три аспекта, которые прописаны достаточно четко. Правило первое: работники прокуратуры не имеют права вмешиваться в текущую хозяйственную деятельность организации, то есть они могут отсматривать только документы, которые напрямую относятся к правонарушению. Второе: четко определены сроки рассмотрения обращений о нарушениях закона в организации. По общему правилу результат должен быть представлен заявителю спустя 30 дней с момента обращения. Третье: установлены формы прокурорского реагирования в случае установления факта нарушения закона: протест, представление, постановление прокурора, а также в целях предупреждения правонарушений при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор направляет предостережение о недопустимости нарушения закона.

Стихийное бедствие

С мая 2009 года именно Генпрокуратура РФ занимается формированием ежегодного сводного плана проведения плановых проверок и размещает его на своем сайте в срок до 31 декабря текущего календарного года. Прокуратура имеет право отказать в проведении контрольных мероприятий, если не усматривает достаточных оснований для их проведения. Это существенно снизило административную нагрузку на бизнес, потому что количество визитов органов контроля резко сократилось и их действия стали прогнозируемы. Так, любой руководитель или бухгалтер может в Интернете отследить себя в графике проверок на сайте Генпрокуратуры РФ. Но при этом проверки, инициированные самой прокуратурой, спрогнозировать практически невозможно, потому что сотрудники этого ведомства работают по факту нарушения. Предупредить о предстоящем визите могут только «свои люди» в этом государственном органе, либо намекнуть «способна» информация, опубликованная в СМИ, если контрольные мероприятия будут носить массовый характер. «Когда случается событие, которое может затронуть всех, то проводятся веерные проверки. К примеру, так было после пожара в клубе «Хромая лошадь», – отмечает Александр Трач.

Суду на подмогу

Прокурорские проверки для многих компаний, которые не могут решить споры с контрагентами путем переговоров, становятся альтернативой судебному разбирательству. «Во-первых, это занимает намного меньше времени. Рассмотрение дела служителями Фемиды может длиться полгода и более, в то время как прокуратура должна ответить на обращение, как правило, в течение 30 дней. В крайнем случае можно продлить этот срок еще на 15 дней. То есть за это время должны быть проведены все мероприятия по выявлению нарушений, если таковые имеются. Кроме того, за обращение не приходится платить.

Проверки прокуратуры спрогнозировать практически невозможно, потому что сотрудники этого ведомства работают по факту обнаружения нарушения. Предупредить о визите могут только «свои люди» в госорганах. Если контрольные мероприятия носят массовый характер, информация о них появится в СМИ.

Почему еще обращаются в прокуратуру? Потому что представители этого надзорного органа не вправе просто так отписаться – потребуется свою позицию обосновать. Получив заключение, уже можно понять настроение государственных органов в решении данного спора или в устранении конкретного нарушения. Хотя на практике встречаются ситуации, когда прокуратура укладывается в отведенный срок, но на руки получаешь-таки отписку, что этот вопрос не относится к компетенции данного государственного органа, или что он не усматривает нарушений, изучив обстоятельства дела. С самого начала нужно понимать, что прокуратура не может заменить суд, но она достаточно часто разгружает его от лишней работы. Служители Фемиды могут принять окончательное решение в споре, но в то же время они не имеют право самостоятельно инициировать разбирательство, даже если знают о факте нарушения, в отличие от прокуратуры», – разъясняет наш собеседник.

Читайте так же:  Пенсия без стажа

Провокации конкурентов

«Любой может обратиться в прокуратуру и сообщить, о том, что в определенной компании возможны нарушения закона и попросить обратить внимание на работу организации», – объясняет Александр Трач. Могут ли этой возможностью воспользоваться конкуренты для того чтобы устранить соперника? Да, но есть небольшая деталь. Нужно действительно быть уверенным, что указанные нарушения имеют место быть на предприятии. В противном случае, заявителя по результатам проверки можно обвинить в клевете. Но на практике это происходит крайне редко, потому что в заявлении можно не утверждать точно, а говорить: есть основания полагать, что в данной организации возможны определены правонарушения. Прокуратура все равно должна будет отреагировать на это заявление и обратить внимание на деятельность фирмы. Очень часто такие механизмы работы приводят к встречным проверкам. То есть сторона, которая подверглась контрольным мероприятиям, обращается в прокуратуру с призывом уделить внимание деятельности заявителя.

«В моей практике был случай, когда прокуратура становилась участником корпоративного спора. Для всех было очевидно, что спорят собственники одного бизнеса, но это были настолько серьезные оппоненты, что в разрешении конфликта приняли участие и государственные органы. Причем прокурор инициировал и принимал участие в судебных разбирательствах. Понятно, что когда на стороне одного участника выступает государственный орган, доверие к нему больше. Вызвала уважение беспристрастная позиция судьи: письменные обращения государственных органов в ее адрес с просьбой принять правильное решение по делу (какое именно хорошо читалось между строк) были признаны как не относящиеся к существу спора. Конфликт был разрешен, но время упущено: 9 месяцев судебных тяжб не позволили реализовать инвестиционный проект», – говорит Александр Трач.

Намеки не понимаю

Юрист, который берет взятку «под прокурора» таким образом страхует его от риска быть уличенным в коррупционных действиях. Денежные вознаграждения должностным лицам за определенные услуги и решение проблемных вопросов до сих пор остается в России одним из самых сложно доказуемых составов преступления. Потому что начать судебное преследование можно только, зафиксировав факт передачи денег, при условии, что оба участника сознаются, что имел место именно факт дачи взятки. Последнее время появилось много сообщений о том, что определенное должностное лицо (в т.ч. и сотрудники прокуратуры) было замечено в коррупционной деятельности, но большинство дел разваливаются еще до суда из-за недостатка доказательств, точнее, из-за отсутствия либо небрежного процессуального закрепления таких доказательств. При указанных обстоятельствах достаточно будет заявить, что деньги были переданы в долг, как громкий скандал сойдет на нет.

Ревизоры не имеют право вмешиваться в текущую хозяйственную деятельность организации, то есть они могут смотреть только документы, которые напрямую относятся к нарушению.

В зарубежной практике есть случаи, когда взятки чиновникам давали в самолете. Зачем для этого отправляться в полет? Шум турбин глушит прослушивающие устройства, которыми нашпигованы кабинеты госорганов. Мало того, по законодательству многих стран получение взятки можно доказать, взяв должностное лицо с поличным. И еще. Чтобы обвинить в получении взятки, нужна такая деталь, как четкое обозначение места совершения преступления. А зафиксировать его в воздухе невозможно.

Дешевле не выйдет

Соблазн решить проблему, которая возникла в ходе проверки прокуратуры, появляется у многих людей. Потому что мелкие нарушения могут привести к штрафу, а серьезные – к лишению лицензии и приостановлению деятельности организации. Естественно, в такой ситуации люди ищут все возможные пути решения. Однако они не всегда приводят к нужному результату.

Так, в Курганской области недавно был осужден адвокат, который пытался дать взятку следователю, сумма взятки 5 тысяч рублей.

Есть и другой побочный эффект от решения вопросов коррупционным путем. Однажды переданная прокурору сумма может привести к тому, что это станет постоянной обязанностью. В декабре 2010 года бывший заместитель прокурора Северного округа Москвы Вячеслав Трофимов был приговорен к 13,5 годам лишения свободы за вымогательство. Предприниматель Алексей Ященко не раз откупался от чиновника, а желание разрешить вопрос по закону пришло к нему, когда в очередной раз он не смог собрать сумму, которую затребовал чиновник.

«Сейчас увеличивается количество обращений именно к адвокатам при решении споров, возникающих в ходе проверки, в том числе и с участием прокуратуры. Это говорит о том, что законный путь оказывается более дешевым и выгодным. Потому что если с помощью взятки можно временно «закрыть» проблему, но это не говорит о ее решении, – считает Александр Трач. – Во-первых, коррупционные методы урегулирования вопросов приводят людей в кабалу, когда им приходится платить все больше и чаще. Во-вторых, у должностных лиц, будь то сотрудник прокуроры или органа государственного контроля нет преемственности: меняется человек – меняются правила игры, и ничто не мешает следующему специалисту заново инициировать проверку и рассмотреть те же нарушения, которые были «прикрыты» взятками».

Практическая энциклопедия бухгалтера

Видео (кликните для воспроизведения).

Все изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Источники


  1. Малько, А. В. Теория государства и права. В вопросах и ответах / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 1999. — 272 c.

  2. Бирюков, Б.М. Приватизация и деприватизация жилья: вопросы правового регулирования; М.: Ось-89, 2011. — 208 c.

  3. CD-ROM. Теория государства и права. Электронный учебник. Гриф МО РФ. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2006. — 577 c.
  4. Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект / Н.М. Чепурнова, Д.В. Белоусов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 168 c.
  5. Рыжаков, А. П. Защитник в уголовном процессе / А.П. Рыжаков. — М.: Экзамен, 2016. — 480 c.
Проверка предприятия прокуратурой
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here