Прекращение административного дела

Ответы на вопросы по теме: "Прекращение административного дела" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Содержание

Статья 28.9 КоАП РФ. Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение

Новая редакция Ст. 28.9 КоАП РФ

1. При наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса.

2. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному частью 2 статьи 24.5 настоящего Кодекса, со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

Комментарий к Статье 28.9 КоАП РФ

1. Возможность прекращения производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение связана с обстоятельствами, исключающими производство по делу. Сюда относятся: отсутствие события административного правонарушения, отсутствие состава административного правонарушения, действия лица в состоянии крайней необходимости, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, установившего ответственность за данное правонарушение, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу и др. (ст. 24.5).

2. Дело об административном правонарушении прекращается путем вынесения мотивированного постановления, в котором изложены сущность дела и основания прекращения (ст. 29.10). Данное постановление вступает в силу с момента его вынесения.

Другой комментарий к Ст. 28.9 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Дело об административном правонарушении подлежит прекращению до передачи дела при наличии установленных законом обстоятельств и в порядке, определенном КоАП РФ.

2. Дело об административном правонарушении прекращается путем вынесения мотивированного постановления, в котором излагается сущность дела и основания прекращения. В мотивированном постановлении должны быть отражены данные, касающиеся должностного лица, судьи, состава коллегиального органа, вынесших постановление; сведения о лице в отношении которого прекращено дело; обстоятельства, установленные на стадии возбуждения дела; срок и порядок обжалования; решен вопрос об изъятых предметах и вещах, документах и иных предметах, об имуществе, на которое наложен арест, вещественных доказательствах и т.д. (ст.29.10).

Такое постановление вступает в силу с момента его вынесения. Копия постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении в трехдневный срок со дня его вступления в законную силу вручается или высылается лицу, в отношении которого велось производство по делу, его представителю либо другим заинтересованным лицам в случае смерти физического лица либо ликвидации коммерческой или некоммерческой организации.

Статья 31.6 КоАП РФ. Приостановление исполнения постановления о назначении административного наказания

Новая редакция Ст. 31.6 КоАП РФ

1. Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. О приостановлении исполнения постановления выносится определение, которое при необходимости немедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящим это определение в исполнение.

2. Принесение протеста на постановление об административном аресте, обязательных работах или административном приостановлении деятельности не приостанавливает исполнение этого постановления.

Комментарий к Статье 31.6 КоАП РФ

1. Протест прокурора приносится на не вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении и/или последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на данные постановления, на основании и в пределах действия ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 04.11.2005) «О прокуратуре Российской Федерации» (Российская газета. 1995. 25 ноября).

Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, должны вынести определение о приостановлении исполнения постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста. Это определение при необходимости немедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящему его в исполнение. Исключением является только постановление об административном аресте, исполнение которого не приостанавливается принесением протеста.

В рамках комментируемой статьи предполагается возможность вынесения определения о приостановлении его исполнения, которое принимается судьей, удовлетворившим ходатайство о восстановлении срока для обжалования постановления по делу в порядке процессуальной аналогии, так как при принесении протеста прокурора на вступившее в законную силу постановление такое определение законодательно закреплено.

Приостановление исполнения вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении в связи с подачей жалобы лицами, перечисленными в статьях 25.1 — 25.5 КоАП, недопустимо, поскольку частью 1 статьи 31.6 КоАП такая возможность предусмотрена лишь в случае принесения прокурором протеста по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста детализировано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 25.05.2006) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Российская газета. 2005. 19 апреля).

2. Однако в рамках статьи 327 АПК РФ перечень лиц значительно расширен и включает в себя взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя на основании заявления и исполнительного листа, выданного арбитражным судом. Срок рассмотрения заявления составляет десять дней.

Приостановление или прекращение исполнительного производства производится арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, либо арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.

Определение арбитражного суда о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в приостановлении или прекращении исполнительного производства может быть обжаловано.

[2]

Исполнительное производство возобновляется по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя арбитражным судом, приостановившим исполнительное производство, после устранения причин или обстоятельств, послуживших основаниями для его приостановления. О возобновлении исполнительного производства выносится определение.

Другой комментарий к Ст. 31.6 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Приостановление исполнения постановления о назначении административного наказания как процессуальное действие впервые предусмотрено в КоАП РФ. Приостановление означает прекращение до определенного срока совершения каких-либо действий по исполнению конкретного административного наказания.

Читайте так же:  Кор счет

В качестве основания приостановления исполнения административного наказания в рассматриваемой статье указывается на принесение протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст.30.11). В этом случае, судья, орган, должностное лицо, вынесшие это постановление, приостанавливают его исполнение до рассмотрения протеста. О приостановлении исполнения выносится определение, которое в случае необходимости немедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящим постановление о наложении административного наказания в исполнение.

В случае принесения протеста на постановление об административном аресте исполнение данной меры наказания не приостанавливается.

[1]

2. Действующим законодательством предусмотрены и иные основания для приостановления исполнения постановления об административном наказании.

Так, в ст.20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве» установлены случаи обязательного приостановления исполнения административного наказания, например, утрата должником дееспособности, участие должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований и др.

3. Согласно ст.21 упомянутого Закона исполнительное производство может быть приостановлено по просьбе должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, в случае нахождения должника в длительной служебной командировке, на лечении в стационарном лечебном учреждении либо в отпуске за пределами места совершения исполнительных действий, а также в ряде других случаев.

4. Производство по исполнению постановления об административном наказании приостанавливается на срок до устранения причин, вызвавших приостановление: до назначения недееспособному должнику опекуна, увольнения с военной службы или начала прохождения военной службы по контракту, возвращения из командировки, выписки из лечебного учреждения и т.д. (ст.22 Закона).

5. Определение о приостановлении производства по исполнению постановления о наложении административного наказания выносится судом общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя, а решение арбитражного суда — либо арбитражным судом, вынесшим решение о наложении административного наказания, либо арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя (ст.23 Закона).

Статья 28.9. Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение

Статья 28.9. Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение

[3]

См. комментарии к статье 28.9 КоАП РФ

1. При наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса.

2. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному частью 2 статьи 24.5 настоящего Кодекса, со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

>
Рассмотрение дела об административном правонарушении (ст.ст. 29.1 — 29.14)
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 28.9. Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение

1. При наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса.

2. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному частью 2 статьи 24.5 настоящего Кодекса, со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

Комментарий к Ст. 28.9 КоАП РФ

1. Комментируемая статья устанавливает правило, согласно которому орган или должностное лицо, обязаны прекратить административное производство и вынести постановление об этом с соблюдением требований к постановлению. В постановлении указываются обстоятельства, по которым прекращается производство дела об административном правонарушении. Закрытый перечень таких обстоятельств перечислен в ст. 24.5 Кодекса.

1.1. Отсутствие события административного правонарушения — это реальный факт совершения физическим, должностным или юридическим лицом деяния (действия, бездействия), предусмотренного конкретной статьей или частью статьи КоАП РФ. То есть если не было самого правонарушения, то не может быть и наказания за него.

1.2. Отсутствие состава административного правонарушения. Состав административного правонарушения включает в себя:

а) объект правонарушения — общественные отношения, на которые посягает нарушитель;

б) объективная сторона правонарушения — возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями;

в) субъект правонарушения — физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определенного возраста, или юридическое лицо;

г) субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности.

Если отсутствует хотя бы одно из этих признаков состава административного правонарушения, то не может быть и производства по делу.

1.3. Действия лица в состоянии крайней необходимости (комментарий к ст. 2.7). Если будет доказано, что действия виновного лица продиктованы крайней необходимостью, то оно не может быть привлечено к административной ответственности

1.4. Издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания. Акт об амнистии может принять Государственная Дума РФ, он должен быть одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ. Акт амнистии применяется только к тем деяниям, которые были совершены и признаны оконченными до его принятия. Акт амнистии обязательно должен содержать положения о том, что он устраняет применение административного наказания.

1.5. Отмена закона, установившего административную ответственность. Здесь стоит обратить пристальное внимание на сроки, когда именно вступает в действие отменяющая ответственность норма закона. Такие сведения содержатся в самом принятом законе. Это может быть немедленное вступление в силу, либо вступление в силу по истечении какого-либо срока с момента официального опубликования закона, либо законодатель устанавливает какой-нибудь конкретный день, когда закон вступит в силу.

1.6. Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения такого правонарушения. Но если в результате совершения административного правонарушения был причинен легкий или средней тяжести вред здоровью, то срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год.

Читайте так же:  Стипендия в академическом отпуске

1.7. Наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела. Речь идет о том, что никто не может быть подвергнут наказанию за одно и то же правонарушение дважды, а также если это деяние является не административным правонарушением, а преступлением, то наказание за него должно быть уголовным.

1.8. Смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

При наличии одного из перечисленных оснований производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Статья 28.9. Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение

Статья 28.9. Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение

1. Анализ правил ст. 28.9 позволяет сделать ряд выводов:

1) обстоятельства, исключающие производство (либо рассмотрение, если производство по делу было начато) по делу об административном правонарушении, исчерпывающим образом перечислены в ч. 1-8 ст. 24.5 (см. коммент. к ней);

2) при наличии хотя бы одного из этих обстоятельств должно быть вынесено постановление о прекращении производства по делу (а не определение).

2. Часть 2 введена в ст. 28.9 Законом N 203 от 04.12.06 и вступила в силу с 01.01.07. Установлено, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении совершенном военнослужащим (иными лицами перечисленными в ст. 2.5, см. коммент. к ней) подлежит направлению:

1) в воинскую часть (орган, учреждение, перечисленные в ст. 2.5) по месту прохождения службы (сборов) правонарушителем;

2) со всеми материалами дела собранными до момента направления;

3) в течение 24 часов отсчитываемых с момента вынесения постановления (отсчет начинается со следующего часа).

3. Для правильного применения ст. 28.9 нужно учитывать:

1) положения ст. 29.10 (о содержании постановления по делу об административном правонарушении, см. коммент. к ней);

2) нормы ст. 29.9 о том, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится также в случае:

а) объявления устного замечания (в соответствии со ст. 2.9, см. коммент. к ней);

б) передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного расследования, в случаях, когда в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления (см. коммент. к ст. 29.9). О примере формы постановления о прекращении производства по делу об АП см. приказ Роструда от 10.12.04 N 47.

Статья 28.9. Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение

СТ 28.9 КоАП РФ

1. При наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса.

2. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному частью 2 статьи 24.5 настоящего Кодекса, со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

Комментарий к Ст. 28.9 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Содержащийся в статье 24.5 КоАП РФ перечень обстоятельств, исключающих возможность производства по делу об административном правонарушении, на стадии возбуждения, в том числе при проведении административного расследования, обязывает орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, при наличии хотя бы одного из этих обстоятельств вынести с соблюдением требований, предусмотренных ст. 29.10 КоАП РФ, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Таким образом, в постановлении, вынесенном в порядке, предусмотренном ч. 1 комментируемой статьи, должны быть указаны: сведения об органе, должностном лице, вынесшем постановление; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу с указанием соответствующей статьи, предусматривающей возможность прекращения производства по делу; срок и порядок обжалования постановления; решение вопросов об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест.

При принятии решения о прекращении производства по делу не имеет значения, подведомственно ли рассмотрение дела органу, должностному лицу, поскольку требования комментируемой статьи о прекращении производства по делу распространяются на стадию возбуждения дела об административном правонарушении. Следовательно, наличие одного из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 КоАП РФ, которое наступило до направления дела на рассмотрение, влечет за собой обязанность должностного лица, в производстве которого находится дело, вынести постановление о прекращении производства по делу, а не направлять его на рассмотрение судье, в орган должностному лицу.

При вынесении постановления о прекращении производства по делу в отношении военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, это постановление вместе со всеми материалами дела в течение суток с момента его вынесения направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего правонарушение, для привлечения данного лица к дисциплинарной ответственности.

Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

СТ 24.5 КоАП РФ

1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

Видео (кликните для воспроизведения).

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность;

Читайте так же:  Приказ о проведении акции

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

8.1) внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

9) иные предусмотренные настоящим Кодексом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.

2. В случае, когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

3. В случае выявления административного правонарушения, связанного с управлением транспортным средством физическим лицом, не достигшим на момент совершения противоправного действия возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращается после применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, необходимых для пресечения соответствующего противоправного действия.

4. В случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Комментарий к Ст. 24.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В комментируемой статье определен исчерпывающий перечень обстоятельств, наличие которых исключает производство по делу. При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению. Эти обстоятельства могут быть установлены на любой стадии производства по делу об административном правонарушении: возбуждение дела; рассмотрение дела; пересмотр постановления и решения; исполнение постановления о назначении наказания.

Обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении, являются:

— отсутствие события административного правонарушения, т.е. не установлено либо отсутствовало вообще противоправное действие (бездействие), за которое предусмотрено административное наказание;

— отсутствие состава административного правонарушения (за исключением случая, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи 24.5 КоАП РФ). В этом случае событие административного правонарушения наличествует, но отсутствует хотя бы один из элементов состава административного правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона). Так, например, не является субъектом административного правонарушения лицо, не достигшее 16-летнего возраста (ст. 2.3 КоАП), а также физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ст. 2.8 КоАП РФ);

— действия лица в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (ст. 2.7 КоАП РФ);

— издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания (в тех случаях, когда этим актом устраняется возможность применения к лицу административного, но не уголовного наказания);

— отмена закона, установившего административную ответственность. В данном случае учитываются положения ст. 1.7 КоАП РФ о действии законодательства во времени, когда закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу;

— истечение сроков давности привлечения к административной ответственности к моменту вынесения постановления (ст. 4.5 КоАП РФ).

При этом необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в Постановлении от 16.06.2009 N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова», что само по себе прекращение производства по делу об административном правонарушении вследствие истечения сроков давности привлечения к административной ответственности не предполагает возможность отказа в таких случаях от оценки обоснованности выводов юрисдикционного органа о наличии в действиях лица состава административного правонарушения.

В развитие этой правовой позиции Верховный Суд РФ в п. 13.1 Постановления Пленума от 24.03.2005 N 5 дал следующие разъяснения: в постановлении о прекращении производства по делу по названному основанию исходя из положения, закрепленного в п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Следует иметь в виду, что в случае, когда постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (ч. 3 ст. 30.6, ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ).

Читайте так же:  Как восстановить утерянные права

Обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении, также являются:

— наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении:

постановления о назначении административного наказания по той же статье или той же части статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ;

постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ;

постановления о возбуждении уголовного дела.

Во всех вышеуказанных случаях действует правило, установленное в ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, о недопустимости удвоения административной ответственности;

— смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отличие от уголовно-процессуального законодательства законодательство об административных правонарушениях не предусматривает в данном случае такого исключения, когда возбуждение дела и производство по нему необходимы для реабилитации умершего (п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).

В п. 11 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» ВАС РФ разъяснил, что после принятия решения об отказе в привлечении к ответственности либо о признании незаконным и об отмене постановления административного органа по основаниям, предусмотренным ст. ст. 2.9 и 24.5 КоАП РФ, в силу ст. 29.9 КоАП РФ является неправомерным дальнейшее осуществление административным органом производства по этому делу (составление протоколов, проведение административного расследования, вынесение постановлений и т.п.).

2. В ч. 2 комментируемой статьи установлено, что, если административное правонарушение совершено военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы, и имеющими специальные звания сотрудниками органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов (ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ), производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности. Исключение составляют случаи, когда за административное правонарушение эти лица несут административную ответственность на общих основаниях (ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ).

3. Часть 3 комментируемой статьи 24.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ устанавливает еще одно обстоятельство, влекущее прекращение производства по делу об административном правонарушении, когда такое правонарушение связано с управлением транспортным средством физическим лицом, не достигшим на момент совершения противоправного действия возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности. В соответствии с ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

В случае выявления противоправного действия, совершенного лицом, не достигшим возраста 16 лет, применяются необходимые меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении для пресечения соответствующего противоправного действия, после чего производство по делу об административном правонарушении прекращается, поскольку в действиях указанного лица отсутствует состав административного правонарушения.

Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение.

При наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в ст. 24.5 КоАП:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Рассмотрение дела об административном правонарушении.

Это вторая стадия производства по делам об административных правонарушениях. Рассмотрению дела посвящена гл. 29 КоАП РФ.На ней принимается главный документ дела – постановление о привлечение лица к административной ответственности или освобождение его от нее. На стадии рассмотрения решаются основные задачи производства – всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, решение его в соответствии с законом, выявление причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.

3 этап Принятие постановления (решения) по делу. Это результат рассмотрения дела. Выносится постановление (ст.29.9 КоАП) о назначение административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. По ст. 206 АПК выносится решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности. В постановлении должны содержаться (ст. 29.10 КоАП): 1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;2) дата и место рассмотрения дела;3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; 5) статья закона, предусматривающая ответственность за проступок, либо основания прекращения производства по делу;6) мотивированное решение по делу;7) срок и порядок обжалования постановления;8) иные вопросы, указанные в ст. 29.10 КоАП. Постановление по делу об админ. правонарушении, выявленном с помощью спец. технических средств, выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП.

4 этап Обнародование постановления (решения), доведение постановления (решения) до сведения привлекаемого к ответственности.Постановление по делу объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления по делу: вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе, либо высылается указанным лицам в течение 3-х дней со дня вынесения постановления. Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение 3-х дней со дня вынесения постановления. ( ст.29.12 КоАП)

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 387 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

КоАП РФ. Статья 28.9. С комментариями. Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение

Статья 28.9. Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение

1. При наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса.

2. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному частью 2 статьи 24.5 настоящего Кодекса, со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

Комментируемая статья устанавливает правило, согласно которому орган или должностное лицо, в чьем производстве находится дело об административном правонарушении, обязаны прекратить его и вынести постановление об этом с соблюдением требований к постановлению. В постановлении обязательно должны быть указаны обстоятельства, по которым прекращается производство дела об административном правонарушении. Эти обстоятельства перечислены в ст. 24.5 КоАП РФ. Данный перечень закрыт и не подлежит расширительному толкованию. Для прекращения производства по делу достаточно наличия одного из указанных обстоятельств.

Читайте так же:  Уведомление о смене собственника

Рассмотрим эти обстоятельства.

1. Отсутствие события административного правонарушения. Событие административного правонарушения — это реальный факт совершения физическим, должностным или юридическим лицом деяния (действия, бездействия), предусмотренного конкретной статьей или частью статьи КоАП РФ. То есть если не было самого правонарушения, то не может быть и наказания за него. Например, такая ситуация может возникнуть, когда вы, предположим, поставили автомобиль вечером на место его ночной стоянки и решили выпить на месте бутылку пива. Вдруг появляется инспектор ГИБДД и намеревается наказать вас по ст. 12.8 КоАП РФ. В данном случае нет события административного правонарушения, так как вы не управляли автомобилем, а за то, что вы пили пиво в неподвижном автомобиле, никакого наказания не предусмотрено.

2. Отсутствие состава административного правонарушения. Состав административного правонарушения образуют четыре элемента:

объект правонарушения — те общественные отношения, которые оно нарушает;

объективная сторона правонарушения — признаки конкретного деяния, его возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями;

субъект правонарушения — физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее.определенного (в России — 16-летнего) возраста, или юридическое лицо;

субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности.

Если отсутствует хоть один из элементов состава административного правонарушения, то не может быть и производства по делу. Здесь нужно обратить внимание на то, что при производстве по делу об административном правонарушении должностные лица не мотивируют должным образом, а то и вовсе не отражают субъективную сторону состава правонарушения. А между прочим, если умысел, к примеру, был направлен не на то, что вменяется в вину, то речь должна идти или об освобождении от ответственности, или о переквалификации действий.

Основание прекращения производства по делу об административном правонарушении дополнено и такой причиной, как невменяемость физического лица, которое совершило противоправное действие (бездействие). В этом случае дело также подлежит прекращению.

3. Действия лица в состоянии крайней необходимости. О том, в каких ситуациях речь может идти о наступлении состояния крайней необходимости, мы уже говорили в комментарии к ст. 2.7 КоАП РФ. Если будет доказано, что ваши действия продиктованы именно крайней необходимостью, ни о каком привлечении к административной ответственности не может быть и речи.

4. Издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания. Акт об амнистии может принять Государственная Дума РФ, он должен быть одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ. Акт амнистии применяется только к тем деяниям, которые были совершены и признаны оконченными до его принятия. Акт амнистии обязательно должен содержать положения о том, что он устраняет применение административного наказания.

5. Отмена закона, установившего административную ответственность. Если вас не успели наказать по определенной статье Кодекса, а ее отменили, то ваше дело должно быть прекращено. Здесь стоит обратить пристальное внимание на сроки, когда именно вступает в действие отменяющая ответственность норма закона. Такие сведения содержатся в самом принятом законе. Это может быть немедленное вступление в силу, либо вступление в силу по истечении какого-либо срока с момента официального опубликования закона, либо законодатель устанавливает какой-нибудь конкретный день, когда закон вступит в силу.

6. Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения такого правонарушения. Но если в результате совершения административного правонарушения был причинен легкий или средней тяжести вред здоровью, то срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год.

Если вы ходатайствовали о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства, то срок давности приостанавливается до момента поступления материалов дела к судье, должностному лицу, которые будут рассматривать дело уже по месту вашего жительства.

7. Наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела. Речь идет о том, что никто не может быть подвергнут наказанию за одно и то же правонарушение дважды, а также если это деяние является не административным правонарушением, а преступлением, то наказание за него должно быть уголовным.

8. Смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Видео (кликните для воспроизведения).

При наличии одного из перечисленных оснований производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Источники


  1. Правоведение. Шпаргалка. — Москва: ИЛ, 2014. — 892 c.

  2. Кучерена Анатолий Бал беззакония. Диагноз адвоката; Политбюро — М., 2015. — 352 c.

  3. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 240 c.
  4. Исаков, Владимир Теория государства и права 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров / Владимир Исаков. — М.: Юрайт, 2016. — 830 c.
  5. Пикуров, Н. И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями / Н.И. Пикуров. — М.: Юрайт, 2014. — 496 c.
Прекращение административного дела
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here