Предрейсовые осмотры водителей в организации

Ответы на вопросы по теме: "Предрейсовые осмотры водителей в организации" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Три способа организовать предрейсовый медосмотр водителей

Независимо от того, сколько в организации водителей, работодатель обязан за свой счет проводить для них предрейсовые медосмотры. Штрафы за нарушение предусмотрены серьезные: до 130 000 рублей за одного водителя.

Мы предлагаем три готовых решения, как наиболее выгодно организовать предрейсовые медосмотры в зависимости от численности водителей.

Способ 1. Если у вас транспортная организация

Организовать предрейсовые медицинские осмотры работодатель может собственными силами. Такой вариант подойдет для крупных компаний с многочисленным штатом сотрудников и сменными графиками работы. Работодатель должен быть готов к значительным вложениям сил, времени и денег на выполнение требований законодательства.

Чтобы проводить предрейсовые медосмотры внутри организации, работодатель имеет право включить в штат должность медицинского работника и создать подразделение, которое будет оказывать медицинскую помощь работникам организации (ст. 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Учтите, что предрейсовые медицинские осмотры относятся к медицинской деятельности, для которой необходима лицензия Росздравнадзора (постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291). В том числе, если предрейсовые осмотры проводит медицинский работник, который состоит в штате работодателя (п. 8 приказа Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»). Поэтому для своего медицинского подразделения работодатель обязан получить лицензию на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.

Лицензия на осуществление медицинской деятельности действует бессрочно (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности)

Как оснастить помещение для медицинских осмотров

Медицинский кабинет работодатель оборудует по требованиям законодательства (письмо Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»). Помещение должно состоять не менее чем из двух комнат: одна — для проведения осмотров, вторая — для отбора биологических сред.

Помещение оснащают медицинскими приборами, оборудованием и мебелью. В частности, должны быть:

— письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;

— прибор для определения артериального давления — 2 штуки, термометр — 3 штуки, стетофонендоскоп — 2 штуки;

— прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе — 2 штуки;

— алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры — 2 штуки, экспресс-тесты на наркотики — 10 штук;

— столик для медицинского оборудования — 1 штука;

— шпатели медицинские — 10 штук;

— сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи — 1 штука;

— оборудованная комната для отбора биологических сред;
— средства связи.

Способ 2. Если в организации работает несколько водителей

Если в организации водителей мало — например, три, то создавать и обслуживать подразделения для проведения предрейсовых медосмотров будет дорого. В этом случае экономически выгодно проводить осмотры в медицинской организации. Преимущества: не нужно тратить силы и средства на лицензию, помещения, приборы, оборудование и заработную плату медицинских работников.

Для проведения осмотров заключите договор с медицинской организацией, у которой есть лицензия на проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров (ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В договоре на оказание медицинских услуг зафиксируйте режим работы медсотрудника и обязанности медорганизации:

  • обеспечивать методическое руководство и контроль за деятельностью медработника, ответственного за медосмотры водителей;
  • повышать квалификацию медработника;
  • предоставлять отчеты по результатам медосмотров, в установленные сроки;
  • заполнять журнал медосмотров.
  • При проведении предрейсовых осмотров вне своей организации работодатель создает условия для того, чтобы водители посещали медицинское учреждение. Учтите, что время прохождения медосмотра, а также время в пути до пункта его проведения и обратно включают в рабочее время (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, подп. «г» п. 15 приказа Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей»).

    Способ 3. Если в организации несколько удаленных подразделений и в каждом есть водители

    Еще один вариант организации предрейсового медицинского осмотра — проводить его на территории работодателя, но с привлечением медицинских работников учреждений здравоохранения. В этом случае работодатель не тратит время, силы и деньги на доставку работников до медицинской организации и обратно. Кроме того, не нужно получать лицензию на осуществление медицинской деятельности.

    Если работодатель решает привлечь работников сторонней медицинской организации, следует заключить договор. Проверьте, чтобы медицинская организация внесла ваш адрес в свою лицензию.

    Осуществлять медицинскую деятельность можно только по адресам, которые прописаны в лицензии (ст. 15 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановление Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 826 «Об утверждении типовой формы лицензии»). Если медицинская организация планирует проводить предсменные медосмотры по новому адресу, который не указан в лицензии, ее нужно переоформить (ст. 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, п. 8 постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности»).

    Если медицинская организация не включит в лицензию адрес места, где будет проводить медицинский осмотр ваших сотрудников, надзорные органы могут признать результаты осмотров недействительными.

    Для медицинских организаций, которые допускают нарушения требований лицензирования, предусмотрены административные взыскания. В частности, штраф до сорока тысяч рублей (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ).

    Чем грозит нарушение порядка проведения предрейсового медосмотра

    За нарушение порядка проведения предрейсового медицинского осмотра установлены штрафы в размере (ст. 11.32 КоАП РФ):

    • для водителя — от 1000 до 1500 рублей;
    • для медработника, проводящего осмотр, — от 2000 до 3000 рублей;
    • для индивидуальных предпринимателей (примечание к ст. 11.32 КоАП РФ) и юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.
    • Читайте так же:  Длящееся административное правонарушение

      Ответственность за допуск сотрудника к управлению транспортным средством (ТС) без предрейсового медосмотра.

      Категория нарушителей Допуск сотрудника к управлению ТС без предрейсового медосмотра
      (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
      Повторный допуск сотрудника к управлению ТС без предрейсового медосмотра
      (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
      Допуск сотрудника к управлению ТС в состоянии опьянения
      (ст. 12.32 КоАП РФ)
      Должностные лица Штраф от 15 000 до 25 000 рублей Штраф от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация от 1 года до 3 лет Штраф для ответственных за техническое состояние и эксплуатацию ТС 20 000 рублей Предприниматели Штраф от 15 000 до 25 000 рублей Штраф от 30 000 до 40 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток Штраф 100 000 рублей Организации Штраф от 110 000 до 130 000 рублей Штраф от 100 000 до 200 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток Штраф 100 000 рублей

      Как работодателей привлекают к ответственности: судебная практика

      Если инспектор ГИБДД установит состояние алкогольного опьянения у водителя во время исполнения должностных обязанностей, то накажут и водителя, и работодателя. Инспектор выдаст протокол водителю по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. После изучения путевого листа и договора аренды транспортного средства работодателя привлекут к административной ответственности по статье 12.32 КоАП РФ. Штраф — 100 000 рублей (пример — постановление Архангельского областного суда от 19 сентября 2014 г. по делу № 4а-325).

      Учтите, что если после выплаты административного штрафа по статье 12.32 КоАП РФ работодатель захочет взыскать его с работника, суд может отклонить такое требование. Штраф на работодателя не признают ущербом, который работник причинил во время исполнения своих трудовых обязанностей (пример — апелляционное определение Новосибирского областного суда от 18 ноября 2014 г. по делу № 33-9744-2014).
      Андрей КРЕТОВ, эксперт-профпатолог Центра профессиональной патологии ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, секретарь профильной комиссии по профпатологии ФМБА России и Минздрава России (Москва).

      Услуги Правовой защиты

      С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

      [2]

      Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.

      Аутсорсинг
      охраны труда
      от 16500 рублей

      Законодательство о предрейсовых медосмотрах водителей

      Все требования к мероприятиям, связанным с медицинскими осмотрами, содержатся в нормах Трудового Кодекса РФ (ст.213 и некоторых других), Федеральных законах, приказах, распоряжениях, рекомендациях Минздрава РФ, Минтранса РФ, а ответственность за их исполнение лежит в области административного и уголовного законодательства.

      Нормативно-правовая база

      Обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей закреплена в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» (№196-ФЗ от 10.12.1995). Согласно нему, все индивидуальные предприниматели и юридические лица, ведущие деятельность, связанную с эксплуатацией транспорта, обязаны проводить предрейсовые, послерейсовые, а также текущие медицинские осмотры. Закон обязывает привлекать к данной деятельности работников системы здравоохранения, дипломированных и сертифицированных надлежащим образом.

      Важно, что законодательство относит проведение таких медосмотров к мероприятиям из области охраны труда. Соответственно, и все нарушения по части предрейсовых медицинских осмотров водителей, трактуются именно как нарушения правил охраны труда. А это уже влечет за собой не только административную, но и уголовную ответственность. Виновными в нарушениях трудового законодательства могут быть признаны медицинские организации, их руководство, медперсонал, руководители автотранспортных предприятий, а также все, кто связан с организацией и проведением медицинских мероприятий.

      Так, если водитель из за проблем со здоровьем стал виновником ДТП, в котором серьезно пострадали люди, компетентные органы в первую очередь проверят, был ли должным образом проведен предрейсовый осмотр. И если выяснится, что при медосмотре были допущены грубые ошибки, либо он не был проведен вовсе, то незамедлительно будет заведено уголовное дело по статье 143 УК РФ. К ответственности будут привлечены все лица, ответственные за организацию и проведение предрейсовых медосмотров водителей на предприятии. Виновные могут быть приговорены к крупному штрафу (до 200.000 рублей либо в 18-кратном размере заработной платы осужденного). К тому же их могут отправить на исправительные работы на срок до двух лет, а то и вовсе лишить свободы на срок до года. Если же, не дай бог, в результате ДТП погибнет человек, то виновники лишатся свободы на срок уже до трех лет. Причем иного, более мягкого наказания (например, в виде штрафа), закон за это преступление не предусматривает.

      Важно помнить, что если уголовная ответственность за неподобающий либо не проведенный медосмотр грозит только после наступления тяжких последствий, то по административной статье санкции могут быть наложены в любое время, если контролирующие органы выявят какие-либо нарушения. При этом совершенно не важно, наступили какие-либо последствия или нет. Уже одного факта неправильной организации медосмотра водителей для контролирующих организаций будет достаточным основанием для вынесения постановления.

      В целом, организация предрейсовых медосмотров — задача очень сложная и трудоемкая, предполагающая большую ответственность. И наиболее разумное решение для руководителя автотранспортного предприятия — поручить проведение подобных мероприятий независимой лицензированной медицинской организации, тем самым переложив на нее часть ответственности и рисков.

      Утвержден новый порядок предрейсовых медосмотров
      С 1 мая 2015 года вступил в силу приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н, которым утвержден порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
      В частности установлено, что по результатам прохождения предрейсового медосмотра на путевых листах ставится штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». Тут же ставится подпись медицинского работника.
      Как и раньше, осмотры проводятся за счет работодателя. За непроведение осмотров или нарушение порядка проведения установлены штрафы.
      По статье 11.32 КоАП штрафы составляют:

      1. Для граждан – от 1000 до 1500 руб.
      2. Для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 2000 до 3000 руб.
      3. Для организации (предпринимателя) – от 30 000 до 50 000 руб.

      Порядок прохождения предрейсового медосмотра

      Общие принципы прохождения медицинских осмотров водителями были приняты совместным решением Минздрава РФ и Минтранса РФ от 29 января 2002 г. Этим решением были утверждены Методические рекомендации «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств».

      Читайте так же:  Принципал банковская гарантия

      Впоследствии, 21 августа 2003 года Министерство Здравоохранения издало письмо № 2510/9468-03-32 «Методические рекомендации Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», в котором рекомендовало конкретные правила проведения предрейсовых медицинских осмотров. Согласно данным правилам, работодатель обязан выделить специальное помещение, куда для проведения медосмотра будут приходить водители перед началом каждой рабочей смены. Проводить подобные мероприятия имеют право только лица с медицинским образованием, обладающие соответствующим сертификатом. Явиться на медосмотр обязаны все водители, выходящие в рейс, безо всяких исключений. Уклонение от медицинских мероприятий без уважительных причин закон позволяет расценивать как нарушение трудовой дисциплины.

      Порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров определен приказом Министерства Здравоохранения России от 15 декабря 2014 года № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров».

      Перед началом медицинского осмотра водителя медработник спрашивает его о самочувствии, длительности сна и отдыха, наличии жалоб на состояние здоровья. Затем он производит общий осмотр пациента, проверяет состояние кожи, слизистых, глазных зрачков. Особое внимание уделяется при этом артериальному давлению и пульсу. Если водитель страдает артериальной гипертонией или гипотонией, медработник должен каждый раз сопоставлять свежие данные с характерными для этого водителями показателями давления и пульса. Наконец, после всех процедур, в специальный журнал заносится запись с результатами предрейсового осмотра. Для допуска к работе необходимо, чтобы у водителя отсутствовали симптомы заболеваний, недосып, жалобы на состояние здоровья, признаки алкогольного или наркотического опьянения. Ко всему прочему у водителя не должно наблюдаться ухудшения общего состояния организма. И только при соблюдении всех этих условий, медицинский сотрудник имеет право поставить в путевой лист водителя штамп, личную роспись и инициалы, подтверждая тем самым допуск в рейс.

      Случается, что из за выявленных симптомов человек не может быть допущен к управлению автомобилем. Медперсонал вправе отстранить водителя от работы, если у него будет обнаружено:

      • Повышение или понижение артериального давления либо сердечного пульса, отклонение их показателей от характерных для водителя.
      • Повышение у водителя температуры тела выше 37 градусов,
      • Употребление водителем спиртосодержащих, психотропных либо наркотических веществ, токсикантов, нарушающих его функциональное состояние.
      • Наличие симптомов заболеваний, острые проявления хронических патологий.
      • Жалобы водителя на плохое самочувствие.
      • Головные, ушные, брюшные боли. Зубная боль.
      • Снижение остроты зрения, глазные заболевания, конъюнктивит.

      Если у водителя будет зафиксирован хотя бы один из вышеперечисленных симптомов, он должен быть немедленно направлен к дежурному врачу в поликлинику. Бывает, что медицинский осмотр производится ночью или поздно вечером, когда медучреждения уже закрыты. В таком случае, задача медперсонала — оказать пациенту первую помощь, порекомендовать обратиться в поликлинику на следующий день, либо вызвать врача на дом. Отстраненному водителю выдается справка в произвольной форме, в которой подробно описываются выявленные проблемы со здоровьем, точное время предрейсового медосмотра и прочее.

      Процедура отстранения водителя от работы заметно усложняется, если выясняется, что он употреблял спиртные напитки. Обнаружив признаки опьянения, медработник должен на месте произвести контроль трезвости, а затем направить обследуемого в медицинское учреждение для проведения дальнейшего освидетельствования на наличие алкоголя в крови. При этом сотрудником, проводящим медосмотр, составляется специальный акт о том, что водитель находится на рабочем месте в пьяном виде. Водитель может отказаться проходить необходимые тесты на алкоголь, и заставить его насильно, естественно, невозможно. Тем не менее, подобный отказ позволяет официально считать, что водитель находился на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, со всеми вытекающими дисциплинарными последствиями.

      Иное дело — наркотическое опьянение. Без письменного согласия водителя на прохождение тестов, выявляющих наличие наркотиков в организме, освидетельствование производить нельзя, и даже если оно будет произведено, его результаты будут по закону считаться недействительными. Работодателям следует заранее оговаривать подобное согласие в трудовом договоре с водителями. Туда же должны быть включены пункты, регламентирующие прохождение предрейсового медосмотра на конкретном автотранспортном предприятии.

      В каждой организации существует такое понятие, как «группа риска». В нее входят водители, страдающие хроническими заболеваниями, злоупотребляющие алкоголем, наркотическими и психоактивными веществами, а также люди, чей возраст превышает 55 лет. Таким пациентам, помимо всеобщего предрейсового, рекомендуется чаще проходить профилактические медосмотры в поликлиниках по месту жительства.

      Организация предрейсовых медицинских осмотров водителей

      Организация предрейсовых медицинских осмотров – это мера, направленная на обеспечение безопасности дорожного движения и каждое учреждение, имеющее в своем штате водителей, обязуется соблюдать данное требование законодательства.

      Медицинский работник производит осмотр водителя непосредственно перед его отправкой с путь. Водитель может получить допуск к рейсу, либо быть отстранен в связи с недопустимым и опасным для окружающих состоянием здоровья

      Почему MedPoint24

      Программно-аппаратный комплекс MedPoint24 помогает снизить расходы на медосмотры и повысить точность результатов обследования.

      Приглашаем пройти тестовый осмотр

      Организация предрейсовых медицинских осмотров – это мера, направленная на обеспечение безопасности дорожного движения и каждое учреждение, имеющее в своем штате водителей, обязуется соблюдать данное требование законодательства.

      Медицинский работник производит осмотр водителя, непосредственно, перед отправкой в путь.

      Основная функция предрейсового медосмотра – выявление у водителей признаков алкогольного или другого вида опьянения, серьезного заболевания, переутомления. Если у обследуемого в процесс осмотра выявлен хотя бы один признак, то к управлению транспортным средством он не допускается.

      Организация предрейсовых медицинских осмотров водителей регулируется законодательством и учреждения и индивидуальные предприниматели обязаны его соблюдать. В противном случае на должностное лицо могут быть наложены штрафные санкции.

      Медицинский осмотр производится непосредственно перед отправкой в рейс в специально оборудованном и хорошо освещенном помещении специалистом, имеющим соответствующее образование (фельдшером, медицинской сестрой, врачом).

      Производить осмотр водителей может:

      1. Медицинский работник, должность которого включена в штат учреждения.

      2. Медицинский работник – сотрудник специализирующейся на проведении медосмотров компании, с которой учреждение заключает договор.

      Медработник несет полную ответственность за качество проводимых предрейсовых осмотров и за выдачу водителям путевых листов с заключением о допуске к управлению транспортным средством.

      Читайте так же:  Внеплановая проверка

      В обязанности медицинского работника также входит ведение журналов учета проведенных предрейсовых осмотров и сбор сведений о состоянии здоровья водителей.

      Предрейсовый медицинский осмотр направлен не только на обеспечение безопасности на дорогах, но и на выявление серьезных, хронических заболеваний водителей.

      Судебная практика по предрейсовым осмотрам

      Изменились правила оформления путевых листов. Появились новые требования к обязательным атрибутам документа. Проведение предрейсовых осмотров возложили на лиц, имеющих лицензию на данный вид услуг. Суды выносят неоднозначные решения. Автоюристы трактуют нормативы по-разному. Как во всем этом разобраться? На какие нормы закона опираться, чтобы избежать высоких штрафов?
      Разберетесь с терминологией — поймете законы

      Зачем оформлять путевой лист?

      Путевка – это первичный отчетный документ организации. Контролирующие органы обращают особое внимание на правильность его оформления. От этого зависит зп рабочего, размер налоговых вычетов, списание ГСМ, обоснованность нахождения ТС на балансе. Некоторые руководители на этих функциях останавливаются, забывая, что в путевом листе должны отражаться все обязательные атрибуты. Без них документ считается недействительным.
      К таким реквизитам относят предрейсовый осмотр медработником. Сотрудник ГИБДД, в первую очередь, обратит внимание на наличие штампика врача и запись о прохождении технического контроля состояния автомобиля. Путевой лист дает право управлять транспортом, принадлежащим юридическому лицу. Если есть необходимость оформлять путевку, значит надо делать это в соответствии с требованиями закона.

      Для отчета перед налоговыми службами отсутствие в путевом листе отметки о прохождении предрейсового медосмотра, не является критической ошибкой. Хотя, при желании, могут придраться и к этому. Ространснадзор имеет полное основание наложить штраф за отсутствие обязательного реквизита (ст. 19.5 КоАП).

      Что говорят эксперты по проведению предрейсовых осмотров?

      Любое лицо, управляющее транспортным средством, является водителем. На этом основании у юрлица, эксплуатирующего автотранспорт, появляется обязанность по организации предрейсовых осмотров водителей. Легковой автомобиль, управляемый гендиректором, не является исключением.

      Судебная практика по проведению предрейсовых осмотров Москве

      ЗАО «ДХЛ Интернешнл» обратилось с иском в суд, оспаривая предписания Государственного инспектора труда. Среди многочисленных нарушений, выявлено: отсутствие регистрации путевых листов; организация предрейсовых осмотров не соответствует требованиям закона по статьям 20 и 23 №196 ФЗ от 10.12.95 г. Судья (дело № 2-742/2014) поддержал сторону Трудинспекции. По делу № 5-9/2015 (5-1993/2014) вынесено административное наказание в виде штрафа по ст. 19.20 ч. 3. В ходе плановой проверки Росздравнадзор выявил множественные нарушения, в т. ч. отсутствие у медсестры, обслуживающей филиал РТРС, лицензии на право проводить предрейсовые осмотры. Протокол об административном правонарушении на водителя (находящегося в алкогольном опьянении) и должностное лицо составил инспектор МОГТОРЭР № 5 ГИБДД ГУ МВД. Виновным признан и понес наказание, в виде штрафа по ст. 12.32 КоАП РФ, руководитель Квашин В.В. В путевом листе подчиненного ему водителя отсутствовал штамп о прохождении предрейсового осмотра. Дело № 12-201/2013.

      Судебная практика по предрейсовым осмотрам по Приволжскому ФО

      Требуется ли предрейсовый медицинский осмотр для самозанятого водителя?

      Видео (кликните для воспроизведения).

      Один из наиболее часто встречающихся вопросов у самозанятого грузоперевозчика, это требуется ли предрейсовый медицинский осмотр перед выездом на работу? Одно дело, когда водитель работает в транспортной компании, где в штате находится специальный медработник. Но что делать работающему на самого себя?

      Один из наиболее часто встречающихся вопросов у самозанятого водителя в грузоперевозках, это требуется ли предрейсовый медицинский осмотр перед выездом на работу? Одно дело, когда водитель работает в транспортной компании, где в штате находится специальный медработник. Но что делать работающему на самого себя?

      Предрейсовый медицинский осмотр — это процедура допущения водителя к выполнению работы по перевозке грузов или пассажиров, подтверждающее его физическое состояние, пригодное для выполнения обязанностей по управлению транспортным средством.

      Нормативная база

      Медконтроль регламентируется тремя нормативными документами:

      • приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации No 835н от 15.12.2014 г.;
      • письмо этого же ведомства No 2510/9468-03-32 от 21.08.2003 г.;
      • закон «О дорожном движении» 196-ФЗ от 10.12.1995 196-ФЗ;
      • приказ Минздрава СССР 555 от 29.09.1989 года.

      Основным являются положения приказа Минздрава от 2014 года, которые предписывают всем работодателям осуществление обследования водителя не только перед выездом на линию, но и после возвращения в автопарк. Этот же документ обязывает проходить медицинское освидетельствование и индивидуальным предпринимателям. В частности пункт 3 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров гласит:

      «Требование о прохождении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами.»

      Как проходить медосмотр самозанятому?

      Исходя из вышесказанного, мед контроль водителя с самостоятельной занятостью осуществляется таким же образом, как и индивидуального предпринимателя, самостоятельно управляющего грузовым автотранспортом. Благо существует достаточно сервисов, которые предоставляют такие услуги на возмездной основе. В крупных городах практикуется даже выезд медработника к клиенту.

      Для этого необходимо заключить договор с медцентром, имеющим соответствующую лицензию, и предоставить путевой лист для проставления штампа организации и подписи медспециалиста. Важно позаботиться о том, что бы медик находился как можно ближе к месту базирования грузовика.

      Как часто проходить осмотр?

      Исходя из самого названия, проверка работника осуществляется перед выездом в рейс. И если эти рейсы ежедневные, то и контролировать здоровье шофера требуется каждым утром. Однако п.4 Приложения к приказу Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н гласит:

      «Предсменные, предрейсовые медосмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.»

      Хотите поделиться свои мнением? Это можно сделать социальных сетях:

      Понравилась статья? Расскажите друзьям:

      Предрейсовый медицинский осмотр водителей: требование закона — условие безопасности

      Развитие рынка логистических услуг ведет к появлению все большего числа транспортных компаний и расширению их штата.

      Законодательство в области предрейсовых медицинских осмотров

      Порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей

      Давайте вместе ответим на самые распространенные вопросы о порядке проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей.

      Какие категории водителей подлежат осмотру? Все, кто числится в компании на водительских должностях, независимо от места, дальности поездки, типа транспортного средства. Исключение может быть сделано только для водителей, работающих в экстренных службах (скорая помощь, газовая служба, полиция, автоинспекция, МЧС, пожарная бригада и так далее).

      Читайте так же:  Как восстановить свидетельство на квартиру

      Грузы и пассажиры — Транспортные компании

      Склады и пункты — Логистические компании

      Инкассаторские службы банков

      ЖКХ — Коммунальные службы

      Такси — Пассажирские перевозки

      Водители спецтехники — Дорожные службы

      Водители спецтехники — Эвакуаторы

      Экстренные службы — МЧС, ГИБДД

      Предрейсовый медицинский осмотр водителей, перевозящих пассажиров

      Водители такси и общественного транспорта несут ответственность за пассажиров, они обязаны качественно и безопасно оказывать услугу. При прохождении предрейсового осмотра снижается вероятность аварийных ситуаций. Водителю важно не только не стать причиной аварии, но и вовремя среагировать при экстренной ситуации на дороге, будучи, например, уставшим, водитель не всегда сможет вовремя среагировать и может стать участником ДТП. Это касается как водителей, занимающихся перевозкой грузов, так и водителей, занимающихся перевозкой пассажиров.

      Предрейсовый медицинский осмотр водителей, перевозящих грузы

      Что касается транспорта, занимающегося перевозкой грузов, водитель несет ответственность за имущество компании. Наиболее ответственно нужно относиться к предрейсовому медосмотру водителей, которые занимаются перевозкой опасных грузов. Аварии с их участием будут носить более массовый и опасный характер. Медосмотр помогает снизить вероятность инсульта, инфаркта и пр.

      Типы опасных грузов:

      1. Газы, которые были сжаты, сжижены или растворены;

      2. Соединения едкого или коррозионного типа;

      3. Взрывоопасные элементы;

      4. Радиоактивные вещества;

      [1]

      5. Легко воспламеняемые жидкости;

      6. Вещества, обладающие ядовитым или инфекционным эффектом;

      7. Самовозгорающиеся соединения;

      Занятые на подземных работах

      Проходить предрейсовые медосмотры также обязаны занятые на подземных работах. Это снижает чрезвычайные ситуации при человеческом факторе. В таких ситуациях рабочий может навредить не только себе, но и другим. Причиной может стать не только неаккуратность и незнание, но и состояние здоровья.

      Требования к организации, проводящей осмотр

      Медицинский осмотр водителей считается отдельным видом медицинской деятельности, требующим лицензирования. Проводить осмотр имеет право медицинский персонал, прошедший специальный курс обучения и имеющий соответствующий сертификат/диплом. Исходя из этого, у предприятия есть два варианта организации предрейсовых медицинских осмотров водителей:
      •Привлеченная организация, имеющая лицензию и работающая по договору на оказание услуг по проведению медицинских осмотров. Держателем лицензии может быть не только медучреждение в общепринятом смысле (больница, поликлиника), но и организация, для которой медицинские осмотры являются единственным медицинским видом деятельности.
      •Самостоятельное получение предприятием лицензии на проведение медицинских осмотров водителей. Это имеет смысл для крупных автотранспортных предприятий, которым в любом случае приходится нести затраты по содержанию медицинского кабинета и выплате зарплаты сертифицированным специалистам. Получив лицензию, они могут также оказывать услуги медосмотра водителей более мелким предприятиям.

      Согласно статье 11.32 КоАП РФ за нарушение правил проведения медицинского осмотра предусмотрены штрафы в размере:

      •1000–1500 рублей — для водителя;

      •2000–3000 рублей — для медработника, проводящего осмотр;

      •30 000–50 000 рублей — для юридического лица или индивидуального предпринимателя.

      Организация, проводящая медицинские осмотры водителей, должна обладать собственным помещением для их приема или иметь возможность предоставить выездных специалистов с необходимыми наборами для медицинских исследований.

      Предрейсовый медицинский осмотр водителя: цена услуги

      Максимальное количество водителей, выходящих в рейс в сутки Стоимость предрейсового медосмотра, в месяц:

      1–2 водителя — 5000 руб.

      3–4 водителя — 7000 руб.

      5–7 водителей — 10 000 руб.

      8–15 водителей — 12 000 руб.

      16–30 водителя — 15 000 руб.

      31–50 водителей — 18 000 руб.

      > 50 > водителей — 21 000 руб.

      Услуга недорогая. При таких расценках оформлять врача в штат имеет смысл только при наличии более ста водителей или получении лицензии на предприятие для проведения медосмотра водителей сторонних организаций. Стоит сказать, что процесс оформления лицензии отнимает много времени и денежных средств. Даже если ваше предприятие собирается этим заняться, на время оформления всех документов, возможно, придется обратиться в стороннюю организацию, поскольку работать все равно надо, а выход водителя на смену без штампа о прохождении медосмотра в путевом листе незаконен.

      При возникновении проблем на дорогах сотрудники ГИБДД имеют право задержать водителя для медицинского освидетельствования и обязательно поинтересуются его путевым листом (если речь идет не о вождении личного транспортного средства). «Нарисованный» штамп, поставленный врачом без сертификата или компанией без лицензии, повлечет для вашего предприятия серьезные последствия.

      Заключаем договоры на предрейсовые осмотры по приятной для Вас цене на выгодных условиях!

      Предрейсовые и послерейсовые осмотры

      Ваша организация имеет собственный штат водителей? Они каждый день выходят на линию: перевозят пассажиров, различные товары? А проходят они должный медицинский осмотр перед выходом на работу? Ведь здоровый водитель — это безопасность участников дорожного движения, сохранность ваших грузов и техники.

      Предприятие по действующему законодательству должно обеспечить для своих сотрудников безопасные условия труда. Водитель при выезде на линию должен хорошо себя чувствовать, быть трезвым и находиться в здравом уме.

      Группа компаний «Альтамед» предлагает вам проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств в соответствии с Федеральным Законом РФ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», приказом Минздрава РФ № 2510/9468-03-02 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств».

      Мы проводим медосмотры как на базе наших клиник в г.Одинцово, а также в местах постоянной производственной деятельности водителей в Москве, Московской области. Если на вашем предприятии есть лицензированный медкабинет для проведения осмотра, то мы можем прикрепить к вашей организации медработника. В случае отсутствия подготовленного помещения, мы готовы организовать на территории вашего предприятия передвижной пункт для прохождения предрейсовых и послерейсовых осмотров. Передвижные медицинские пункты лицензированы на проведение в них медицинской деятельности.

      В своей работе мы руководствуемся законодательством Российской Федерации. Порядок проведения медосмотров регламентируется Приказом Министерства здравоохранения от 15.12.2014 N 835н «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров».

      Наша компания берет на себя полную ответственность за состояние здоровья Ваших водителей!

      Как проводится предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр

      Водитель приходит в медпункт. При себе водитель должен иметь путевой лист, где указывается фамилия, имя, отчество, дата и время проведения предрейсового или послерейсового медицинских осмотров.

      Читайте так же:  Совмещение енвд и осно

      Осмотр водителя обычно длится не дольше 5 минут. Медработник измеряет у водителя артериальное давление, частоту пульса. Анализирует выдыхаемый воздух на алкоголь, проводит тест на наличие в организме психотропных веществ. Если же врач имеет подозрение на опьянение обследуемого, то доктор может посоветовать водителю сдать анализ мочи на дополнительное исследование.

      Если в результате предрейсового осмотра у водителя обнаруживаются отклонения по состоянию здоровья, то он не допускается к выходу на линию. При успешном прохождении — врач ставит в путевом листе подпись, собственную фамилию, инициалы, печать медицинской организации, дату, время осуществления осмотра.

      Каким предприятиям требуются регулярные предрейсовые осмотры

      • Транспортные, логистические компании;
      • Пассажирские перевозки, службы такси;
      • Инкассаторские службы;
      • Коммунальные службы;
      • Дорожные службы, эвакуаторы;
      • МЧС, пожарные, ГИБДД.

      Предрейсовые медосмотры должны проходить все работники организации, чья деятельность связана с управлением транспортными средствами (п. 3 ст. 23 Закона №196-ФЗ от 10.12.1995г. ).

      Послерейсовые медосмотры должны проходить только те водители автотранспорта, работа которых подразумевает перевозку пассажиров или опасных грузов.

      Ответственность работодателя, который не отправляет водителей на предрейсовые и послерейсовые осмотры

      Согласно Ст.11.32 КОАП РФ, нарушение законодательно установленного порядка проведения обязательного медосвидетельствования водителей автотранспортных средств (равно как и кандидатов в водители), либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых осмотров, влечет за собой наложение следующих штрафов:

      • для водителей автотранспорта в размере от 1 000 до 1 500 рублей;
      • должностных лиц (кто отвечает за организацию медосмотров, директоров и пр.) – от 2 000 — 3 000 рублей;
      • для юридических лиц – 30 000 — 50 000 рублей.

      Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность аналогично юридическим лицам.

      Сотрудник, ответственный за проведение медосмотров на предприятии, так же несет уголовную ответственность по ст.143 УК РФ, если по его вине водителем по неосторожности был причинен тяжкий вред здоровью людей или их смерть.

      [3]

      Стоимость предрейсового и послерейсового осмотра

      Чтобы точно посчитать стоимость проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотров, нам нужна следующая информация:

      • Количество водителей, которое будет проходить осмотр;
      • Время и дни, в течение которого медработник будет осматривать работников предприятия;
      • Место, где будет осуществляться медосмотр.

      Вопросы и ответы

      Вопрос: Моя организация не относится к транспортным предприятиям, а пользуется автомобилями только для управленческих нужд. Необходимо ли нам организовывать предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей?

      Ответ: Предрейсовые медосмотры проводить нужно обязательно, а вот послерейсовые – только в том случае, если вы осуществляете перевозку пассажиров, например работников организации, или опасные грузы.

      Вопрос: Моя компания никоим образом не связана с медициной. Требуется ли моей компании при организации медосмотров (в т. ч. предрейсовых и послерейсовых) в собственном медпункте получать лицензию на подобную деятельность.

      Ответ: Да, если вы планируете самостоятельно осуществлять медосмотр водителей, то организации требуется соответствующая лицензия (подп. 46 п. 1 статья 12 Закона №99-ФЗ от 4 мая 2011 г.). Предрейсовые и послерейсовые осмотры относятся к медицинским услугам и подлежат обязательному лицензированию (Положению постановления Правительства Российской Федерации №291 от 16 апреля 2012 г.). Для осуществления медицинской деятельности даже для собственных нужд вам все равно требуется получение лицензии и никаких послаблений в этом случае законодательством не предусмотрено.

      Вопрос: Как оборудовать помещение медпункта для проведения осмотров водителей перед выходом на линию?

      Ответ: Чтобы проводить медосмотр в организации, вы должны под эти нужды выделить два помещения: помещение где будет проводится непосредственно осмотр и помещение для сдачи анализов (выдыхаемый воздух и моча). Медицинский кабинет требуется оснастить следующим медоборудованием согласно списку:

      • кровать медицинская, стол для медоборудования;
      • письменный стол, стулья, лампа настольная, сейф;
      • шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик
      • прибор для определения артериального давления 2 шт., термометр 3 шт., стетофонендоскоп 2 шт., 10 шт. шпателей медицинских ;
      • Алкотестер для определения паров алкоголя в выдыхаемом воздухе 2 шт.;
      • алкометр, экспресс-тесты на содержание алкоголя и наркотиков в организме обследуемого. Неснижаемый остаток должен составлять: алкометры 2 шт., экспресс-тесты на наркотические средства 10 шт.;
      • один набор лекарств для оказания первой медицинской помощи;
      • оборудованная комната для отбора биологических сред.

      Вышеперечисленные требования указаны в п.4 прил.2 к письму Минздрава РФ № 2510/9468-03-32 от 21.08.2003г. .

      Вопрос: Возможно ли, что работник моей компании, например кадровик, у которого имеется высшее медицинское образование, будет осуществлять предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей? Он же врач.

      Ответ: Так поступать нельзя. Если вы хотите собственными силами организовывать медосмотры водителей, то необходимо, чтобы это делали исключительно медицинские работники с действующим сертификатом. Они должны пройти обучение по программе подготовки медработников по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств и получить сертификат по результатам обучения. Это прописано в письме Минздрава РФ №2510/9468-03-32 от 21.08.2003г. Получается, если штатный работник имеет только диплом о медобразовании, но не имеет действующего сертификата, то он не может осуществлять обязательные медосмотры.

      Видео (кликните для воспроизведения).

      В клиниках нашей сети водители вашей организации могут быстро оформить медсправки для ГИБДД, в том числе и с прохождением ЭЭГ.

      Источники


      1. Микешина, Людмила Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки / Людмила Микешина. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. — 576 c.

      2. Чашин А. Н. Квалификационный экзамен на адвоката; Дело и сервис — М., 2010. — 544 c.

      3. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации. Учебник; ТК Велби, Проспект — М., 2016. — 208 c.
      4. Марчалис, Николетта Люторъ иже лютъ. Прение о вере царя Ивана Грозного с пастором Рокитой / Николетта Марчалис. — М.: Языки славянской культуры, 2017. — 870 c.
      5. Кудрявцев, И. А. Комплексная судебная психолого — психиатрическая экспертиза / И.А. Кудрявцев. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 498 c.
      Предрейсовые осмотры водителей в организации
      Оценка 5 проголосовавших: 1

      ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

      Please enter your comment!
      Please enter your name here