Правоспособность иностранных граждан

Ответы на вопросы по теме: "Правоспособность иностранных граждан" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

MCHPravo.ru : Международное Частное Право Вся актуальная информация по международному частному праву в одном месте и всегда под рукой! Предмет, субъекты, правовое регулирования, трудовые семейные и наследственные отношения в МЧП

Дееспособность и правоспособность иностранных граждан

В аспекте МЧП Российской Федерации вопрос о право и дееспособности возникает либо применительно к иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, либо применительно к российским гражданам, пребывающим за рубежом. Указанные юридические категории так-же подходят для характеристики апатридов и бипатридов. Прежде чем вести речь о коллизионных при-вязках, формулирующих выбор права при определении право- и дееспособности, нужно четко опреде-лить, что включают в себя понятия «иностранные граждане» и «лица без гражданства». В соответствии с Федеральным законом 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федера-ции» к иностранным гражданам относятся лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к иностранному государству. К лицам без гражданства предъ-являются два требования: чтобы они не были гражданами Российской Федерации и не принадлежали к иностранному государству. Аналогичны по содержанию понятия, закрепленные в Федеральном законе 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации».

Термин «иностранные лица» используется и в Федеральном законе 2003 г. «Об основах государст-венного регулирования внешнеторговой деятельности». Для целей данного Закона согласно пункту 11 ст. 2 под иностранным лицом понимается физическое или юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства, которые не являются российски-ми лицами. А далее, в пункте 23 той же статьи, определяется российское лицо. Под таковым понимается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории России, являющееся ее гражданином или имеющее право постоянного проживания в ней либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с российским законодательством.

Иностранные граждане подразделяются на постоянно проживающих и временно пребывающих на территории России. Учитывая это обстоятельство, к определению право- и дееспособности иностранцев следует подходить дифференцированно. Однако в российском законодательстве нормы, регламентирующие право- и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, не предусматривают какой-либо дифференциации в зависимости от категории иностранцев. Следовательно, особенности правового положения постоянно проживающих и временно находящихся в России иностранцев будут закреплены в специальных двусторонних соглашениях. Как правило, в таких вопросах, как трудовая деятельность, реализация права на жилье, социальное и меди-цинское обеспечение, образование, иностранцы, постоянно проживающие в России, пользуются в полном объеме теми же правами, какими обладают российские граждане.

Коллизионное регулирование отношений, связанных с определением правового положения физи-ческих и юридических лиц, претерпело заметное изменение с принятием части третьей Гражданского кодекса РФ. Что касается физических лиц, то в ранее действовавших Основах гражданского законо-дательства 1991 г. имелась единственная статья, посвященная выбору права при определении правоспособности и дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства. В разделе VI ГК РФ законодатель посвятил семь статей правовому положению физических лиц. Исходные коллизионные принципы остались теми же:

• гражданская дееспособность физического лица определяется по закону гражданства, для лиц без гражданства—по закону места жительства;

• неграждане (т. е. иностранцы и лица без гражданства) пользуются в

Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами;

• признание в России лица безвестно отсутствующим, объявление его

умершим, признание недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву.

В некоторые вопросы были внесены коррективы. Ранее гражданская дееспособность неграждан в отношении сделок, совершаемых в России, определялась безоговорочно по российскому праву. В пунк-те 2 ст. 1197 ГК РФ законодатель сформулировал существенное исключение из этого общего положе-ния: данное правило не применяется, если будет доказано, что другая сторона знала или должна была знать об отсутствии дееспособности.

В ранее действовавших Основах имелась односторонняя коллизионная норма, согласно которой гражданская дееспособность неграждан в отношении обязательств, возникающих вследствие причине-ния вреда в России, определялась по российскому праву. В Гражданском кодексе все вопросы, свя-занные с деликтными обязательствами, регулируются теперь специальными статьями 1219, 1220. Исхо-дя из анализа этих статей, гражданская дееспособность для данных правоотношений будет определяться по общим коллизионным принципам: по праву страны, где имело место обстоятельство, послужившее основанием для требований о возмещении вреда, при определенных условиях — праву страны, где наступил вред, и т.д.

Новыми вопросами, ранее не имевшими коллизионного регулирования, стали закрепленные в ГК РФ следующие нормы:

• об определении права, подлежащего применению при определении

прав физического лица на имя;

• об опеке и попечительстве (ранее коллизионные нормы по опеке и попечительству содержались в Кодексе о браке и семье РСФСР 1969 г.);

• об определении возможности физического лица заниматься предпринимательской деятельно-стью.

Но, пожалуй, одним из центральных моментов в закреплении норм, посвященных правовому по-ложению физических лиц, стало легальное закрепление такого часто используемого в доктрине и в учебной литературе понятия, как личный закон. Применительно к физическим лицам законодатель оп-ределил личный закон как закон гражданства. При этом если лицо является бипатридом, и одно из гра-жданств — российское, его личный закон — российское право. В случае если иностранец проживает в России, его личным законом тоже является российское право. Если у лица несколько иностранных гра-жданств, личным законом будет право страны, где иностранец проживает. Законодатель определил так-же и личный закон беженца: им считается право страны, предоставившей беженцу убежище.

Иностранцы и лица без гражданства пользуются в России гражданской правоспособностью нарав-не с российскими гражданами.

Такое положение закреплено в российском законодательстве (ст. 1196 ГК РФ) и представляет со-бой принцип национального режима.

Новой формулой, которая теперь закреплена статьей 1196 в отношении гражданской правоспособ-ности, является личный закон, который определяется по общим правилам, предусмотренным в статье 1 195. Как считают ученые, необходимость появления этой нормы связана с попыткой уйти от односто-ронних коллизионных норм, указывающих на возможность применения только российского права. В случае если российский суд будет рассматривать вопрос о гражданской правоспособности иностранцев, находящихся за пределами территории России, то применимым будет уже не российское право, а право страны, гражданами которой являются иностранцы.

Читайте так же:  Карта маршрута регулярных перевозок, образец

Закрепив принцип национального режима для иностранцев в Российской Федерации, законодатель предусмотрел возможность устанавливать

изъятия из этого принципа. Такие изъятия содержатся во многих российских

законах и касаются возможности для иностранцев или занимать некоторые

должности, или иметь определенные (в том числе, имущественные) права.

Так, например, иностранцы не могут быть судьями, прокурорами, они не мо

гут занимать должности в органах государственной власти и управления, в

экипажах морских и воздушных судов. Согласно пункту 1 ст. 56 КТМ РФ на судах, плавающих под Го-сударственным флагом Российской Федерации, иностранцы не могут занимать должности капитана, старшего помощника капитана, старшего механика и радиоспециалиста. Аналогичные ограничения установлены Воздушным кодексом: в силу пункта 4 ст. 56 в состав летного экипажа гражданского воз-душного судна Российской Федерации могут входить только российские граждане.

В ряде российских законов установлены ограничения для осуществления иностранцами опреде-ленных видов деятельности. В Федеральном законе «Об архитектурной деятельности в Российской Фе-дерации» 1995 г. (в ред. от 10 января 2003 г.) иностранным гражданам, а также лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам право заниматься архитектурной деятельностью на территории России предоставляется только в случае, если это предусмотрено соответствующим международным договором; в противном случае они могут принимать участие в архитектурной деятельности только совместно с архитектором — гражданином РФ (или российским юридическим лицом).

Другое ограничение: в соответствии с Законом РФ Законом РФ 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» за иностранцем признается авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет за пределами территории Российской Федерации, лишь при наличии соответствующего междуна-родного договора. С 1 января 2008 г. действует ст. 1231 ГК РФ, устанавливающая аналогичные ограни-чения в отношении исключительных и иных ителлектуальных прав на территории РФ. Определенные изъятия из принципа национального режима установлены для неграждан в Земельном кодексе. В соот-ветствии с пунктом 3 ст. 15 ЗК РФ иностранцы, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут иметь на праве собственности земельные участки, находящиеся на приграничных территориях, перечень которых определяется Президентом РФ, и на иных установленных особо территориях России.

Ограничено также право иностранцев на участие в приватизации государственных и муниципальных предприятий, которые расположены в границах закрытого территориального образования и выполняют государственный оборонный заказ. В соответствии со статьей 8 Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» 2000 г. иностранцы не могут быть учредителями общин малочисленных народов.

Не все ограничения, предусмотренные для иностранцев в российском законодательстве, можно считать обоснованными. Например, в соответствии с Федеральным законом 1995 г. «О сельскохозяйст-венной кооперации» иностранцы не могут быть членами сельскохозяйственного кооператива; в соответствии с Законом РФ 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» иностранный гражданин не может быть частным детективом. Иностранцы не могут быть аттестованы и зарегистрированы в качестве патентного поверенного (Положение о патентных поверенных, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1993 г.).

Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства

Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства. Национальный режим.

Согласно статьям 1196 – 1197 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданская дееспособность, а также гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом, который является правом той страны или государства гражданство которой данное физическое лицо имеет. Признание в Российской Федерации физического лица частично не дееспособным или же полностью недееспособным подчиняется исключительно российскому праву.

Относительно же объёма дееспособности и правоспособности, статьёй 1196 устанавливается, что иностранцы, а также лица, не имеющие гражданства, пользуются в Российской Федерации той же гражданской правоспособностью, что и сами граждане РФ (кроме таких случаев, которые устанавливаются законом). В качестве правовых ограничений для иностранцев можно выделить такие: ограничения в приватизации муниципального или государственного имущества, несение воинской службы, запрет занимания ряда государственных должностей и пр.

Установив для иностранцев национальный режим, Основами законодательства также были предусмотрены некоторые изъятия из вышеперечисленных правил по сравнению с правоспособностью граждан РФ. К примеру, в состав экипажа морских и воздушных судов обязаны входить исключительно граждане РФ. Данное ограничение правоспособности иностранцев, кроме перечисленных случаев, возможно согласно распоряжению Правительства РФ в порядке реторсии (ответная мера) для граждан тех государств или стран, в которых имеют место определённые ограничения правоспособности граждан РФ.

Гражданская правоспособность лиц, которые не имеют гражданства, однако проживающих на территории РФ полностью аналогична правоспособности иностранцев. Согласно пункту первому статьи 160 лица, не имеющие гражданства, пользуются гражданской правоспособностью в том же самом объёме, что и граждане РФ. Таким образом, им как и иностранцам предоставлен национальный режим. При этом законами РФ могут устанавливаться и отдельные изъятия.

Лицам не имеющим гражданствам, а также иностранцам гарантируются те же свободы и права, которые предусмотрены законами РФ (в том числе в сфере личных и имущественных отношений). Вместе с этим на них ложится обязанность соблюдать все требования, диктующиеся указанными законами.

Национальный режим означает возложение на иностранных граждан тех же правил, что и на граждан РФ. Обычно он устанавливается по международным договорам (к примеру, в 1883 по Парижской конвенции), а также источникам национального права (к примеру, по Конституции). Данное предоставление национального режима иностранцам не обуславливается наличием взаимности.

Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан в России

Согласно Основам гражданского законодательства, иностранные граждане пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с гражданами РФ. Закон закрепляет предоставление иностранцам национального режима, в силу чего иностранцы обладают в РФ такой же гражданской правоспособностью, как и российские граждане. Иначе говоря, гражданская правоспособность иностранца в РФ определяется российским законодательством, а не личным законом иностранца.

Более того, применение к иностранцам личного закона (т. е. закона государства, гражданином которого он является) допускается лишь при наличии соответствующих правил международного договора. Для получения иностранцем гражданской правоспособности наравне с гражданами России, ему не требуется иметь постоянное место жительства в РФ.

Согласно Основам гражданского законодательства существует возможность установления законом отдельных изъятий в отношении предоставления иностранцам равных прав с отечественными гражданами. Эти изъятия немногочисленны и могут быть сведены к двум группам:

1) изъятия в отношении возможности для иностранцев занимать определенные должности или осуществлять занятие той или иной профессией на равных началах с гражданами РФ; кроме того, запрещена промысловая, исследовательская и изыскательская деятельность иностранных судов в территориальных и внутренних водах РФ;

2) правила, устанавливающие особый режим прав иностранцев, определяемый характером охраняемых прав, особенностями их юридической природы. Данные правила имеются в международных договорах, заключенных РФ с другими странами (торговых договорах, консульских конвенциях, договорах о правовой помощи, по вопросам налогообложения и т. д.). Они закрепляют уравнение иностранцев в правах либо с отечественными гражданами (предоставление национального режима), либо с гражданами любого другого государства, с которым заключен договор на аналогичных условиях (предоставление режима наибольшего благоприятствования). На иностранцев распространяются все общие правила нашего законодательства о собственности граждан.

Читайте так же:  Пожаловаться на страховую

Правовое положение иностранных юридических лиц в России

Иностранные юридические лица могут осуществлять самые разные действия на территории РФ: заключать сделки на территории России с российскими лицами в отношении имущества, находящегося в России; заниматься хозяйственной деятельностью; открывать в России представительства и учреждать филиалы; создавать с участием или без участия российских лиц новые образования в соответствии с предусмотренными российским правом организационно-правовыми формами; заниматься инвестиционной деятельностью.

В определении вопросов правового положения иностранных юридических лиц российское право исходит из принципа национального режима. Он закреплен многими источниками правового регулирования: п. 1 ст. 2 ГК РФ, ст. 254 АПК РФ, ст. 4 ФЗ от 09.07.99 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», а также в других нормативных правовых актах.

Таким образом, основой правового положения иностранных юридических лиц в РФ является уравнивание их прав с отечественными лицами. Вместе с тем не стоит забывать о применении к иностранным лицам специального режима, предусматривающего некоторые ограничения. Он действует в РФ в отношении как иностранных юридических, так и физических лиц. Все ограничения перечислить довольно затруднительно. Так или иначе, во всех областях правового регулирования можно найти особенности, связанные с принадлежностью юридического лица к иностранной юрисдикции.

Приведем ряд примеров. В соответствии с п. 3 ст. 19 Закона РФ от 20.02.92 № 2383-I «О товарных биржах и биржевой торговле» иностранные юридические и физические лица, не являющиеся членами бирж, могут участвовать в биржевой торговле исключительно через биржевых посредников. Согласно ст. 6 ФЗ от 06.05.99 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» иностранные поставщики (исполнители) товаров (работ, услуг) могут принимать участие в конкурсе, если производство товаров (работ, услуг) для государственных нужд в РФ отсутствует или экономически нецелесообразно.

Специальный режим для иностранных юридических лиц не обязательно предусматривает ограничения их прав по сравнению с отечественными лицами и запреты на осуществление какой-либо деятельности. В соответствии с этим режимом для иностранных юридических лиц могут устанавливаться особые правила и требования, обусловленные национальностью этих лиц.

В соответствии с приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» филиалы и представительства иностранных юридических лиц, находящиеся на территории РФ, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранного юридического лица, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.

[1]

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 35 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Статья 160. Правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства

Статья 160. Правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства

1. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в СССР гражданской правоспособностью наравне с советскими гражданами. Отдельные изъятия могут быть установлены законодательными актами Союза ССР.

2. Гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется по праву страны, гражданином которой он является.

3. Гражданская дееспособность лица без гражданства определяется по праву страны, в которой это лицо имеет постоянное место жительства.

4. Гражданская дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении сделок, совершаемых в СССР, и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в СССР, определяется по советскому праву.

5. Признание в СССР лица недееспособным или ограничено дееспособным подчиняется советскому праву.

6. Признание в СССР лиц безвестно отсутствующими и объявление их умершими подчиняются советскому праву.

Правоспособность иностранцев в РФ

Общие положения о правоспособности иностранцев в РФ

По общему правилу, гражданская правоспособность лица — это его способность иметь гражданские права и нести обязанности, возникающая с момента рождения и устанавливаемая законом.

Правоспособность присуща любому человеку как биосоциальному индивиду и не зависит от его умственных способностей или состояния здоровья. Она возникает с момента рождения конкретного физического лица и прекращается с его смертью или после объявления в установленное порядке данного человека умершим на основании презумпции безвестного отсутствия в течение определенного законом срока.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, исходя из данного определения в нашей стране иностранец может стать обладателем тех прав, которых он не имел на своей родине. Вместе с тем в России могут не приниматься во внимание некоторые из гражданских прав иностранцев, предоставленных им отечественным законодательством. Как устанавливается Гражданским кодексом, гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Иностранцы, в силу предоставляемого им национального режима, вправе заниматься на территории Российской Федерации предпринимательской, благотворительной и иной деятельностью; самостоятельно или совместно другими субъектами создавать в установленном порядке юридические лица; иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

В отличие от граждан РФ, для иностранных граждан установлены ограничения в области труда, связанные с их принадлежностью к другому государству. Например, они не пользуются избирательным правом и, следовательно, не избираются в органы государственной власти; они не участвуют во всенародном голосовании (референдуме); не могут назначаться на отдельные должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданам РФ.

При соблюдении установленных правил проживания в РФ иностранные граждане имеют право передвижения по территории РФ. Ограничения в передвижении и выборе места жительства допускаются для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья, защиты прав и законных интересов граждан РФ. Алексеев С. С. Государство и право — М.: Проспект, 2003 — С. 144

Пользуясь правами и свободами, иностранные граждане не выполняют определенных обязанностей, возлагаемых на граждан РФ. Так, они не несут обязанностей воинской службы. Однако они несут установленные обязанности перед РФ. Иностранные граждане, прибывшие в РФ на постоянное проживание, обязаны получить в органах внутренних дел вид на жительство и в установленный срок прописаться (зарегистрироваться).

Читайте так же:  Ненормированный рабочий день

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, обязаны соблюдать законы, уважать Конституцию РФ, традиции и обычаи народов России.

Предоставление национального режима иностранцам означает не только уравнивание их в гражданских правах россиянами, но и возложение на эти лица обязанностей, вытекающих из гражданского законодательства РФ (например, обязанности по возмещению в соответствующих случаях морального и имущественного вреда). Предусмотрено разделение всех иностранцев на две категории: постоянно проживающих и временно пребывающих на территории нашей страны, предоставляя первым больший объем прав по сравнению со вторыми. Отнесение лица к той или иной категории зависит не от срока его пребывания на территории РФ, а от критерия степени устойчивости правовой связи иностранца с нашим государством, цели и характера нахождения его на территории России. Закон исходит из того, что факт постоянного проживания какого-либо лица в стране существенным образом определяет его правовое положение. Поэтому в таких вопросах, как трудовая деятельность, обеспечение жилищем, предоставление медицинской помощи, образование, иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, полностью приравниваются в правах к гражданам России.

Несмотря на то, что в нашей стране правовое положение иностранцев в целом приравнивается к правовому положению российских граждан, статус первых и вторых не может совпадать полностью. Поэтому федеральное законодательство Российской Федерации устанавливает определенные изъятия прав иностранных граждан.

Так, иностранные граждане не могут занимать высшие государственные должности, избирать и быть избранными в представительные органы власти, нести воинскую повинность, быть судьями, прокурорами, нотариусами, командирами экипажей речных, морских и воздушных судов, машинистами железнодорожных локомотивов и т. д.

В ряде российских законов для иностранцев содержатся ограничения для осуществления права на занятие определенными видами деятельности. Так, например, в области предпринимательской деятельности к иностранцам предъявляются дополнительные требования: иностранцам предоставляется право заниматься предпринимательской деятельностью в России при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства.

Архитектурная деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации осуществляется наравне с гражданами Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором РФ. Однако при отсутствии соответствующего международного договора указанные категории лиц могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории России только совместно с архитектором-гражданином РФ или юридическим лицом, имеющими лицензию.

Для иностранных граждан устанавливается необходимость получения специальных разрешений органов государственной власти и местного самоуправления и обязательное извещение компетентных органов при приватизации объектов и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, а также мелких предприятий промышленности и строительства, автомобильного транспорта. Боголюбов А. С. Гражданское право — М.: Проспект, 2006 — С. 21

Правосубъектность иностранных граждан в Российской Федерации

юридические науки

  • Звягинцева Татьяна Александровна , студент
  • Алтайский Государственный Университет
  • ПРАВОВОЙ СТАТУС
  • ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ
  • ИНОСТРАНЕЦ
  • ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Похожие материалы

Актуальность определения правосубъектности иностранных граждан в Российской Федерации обусловлена расширением международных связей. Большое количество иностранных лиц прибывает в Россию для различных целей, в связи с чем, возникает вопрос об определении их правового статуса на территории нашего государства, а также порядка реализации ими своих прав и обязанностей.

Правосубъектность представляет собой общую категорию, сочетающую в себе правоспособность и дееспособность физических лиц. Объем правосубъектности иностранных граждан зависит от режима, который предоставляется им на территории Российской Федерации. В соответствии с действующим российским законодательством иностранцам в России предоставляется национальный режим. Национальный режим предполагает уравнивание иностранцев в правах и обязанностях с российскими гражданами, то есть наделение первых теми же правами, свободами и обязанностями, что и собственных граждан. В наиболее полной мере действие данного режима проявляется в регулировании личных прав и свобод, которые принадлежат всем людям, независимо от государства их гражданства.

В соответствии с Конституцией РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2) [1]. При этом провозглашенные права и свободы должны гарантироваться и защищаться государством. Помимо того, права и свободы человека, как неотъемлемая часть его правосубъектости, представляют собой значимые конституционные ценности [2, 3].

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [4].

Личные права и свободы, предоставляемые иностранным гражданам на территории государства пребывания (проживания), можно классифицировать по возможности их ограничения на следующие группы:

  1. Права и свободы, не подлежащие ограничению ни при каких обстоятельствах;
  2. Права и свободы, которые могут быть ограниченны.

В соответствии с законодательством РФ к первой группе относятся права на жизнь, право на достоинство личности, право на тайну частной жизни лица, защита своей чести и достоинства, доброго имени.

Права и свободы иностранных граждан, которые могут быть ограниченны, можно разделить на две подгруппы по основаниям ограничений таких прав и свобод:

  1. Права и свободы, которые могут быть ограниченны по основаниям, общим, как для собственных граждан государства, так и для иностранцев;
  2. Права и свободы, подлежащие ограничение по основанию принадлежности к гражданству иностранного государства.

К первой подгруппе следует отнести право иностранцев на свободу личности и ее неприкосновенности. Гарантией недопущения дискриминации иностранных граждан при реализации указанного права может являться четкое законодательное закрепление оснований и порядка ограничения данного права в отношении иностранных граждан.

Ко второй подгруппе относятся права и свободы в сфере безопасности государства и управлении делами государства.

Так, иностранные граждане не могут замещать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации; быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; быть командиром воздушного судна гражданской авиации; быть принятым на работу на объекты и в организации (их перечень утверждается Правительством Российской Федерации), деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации; заниматься частной детективной и охранной деятельностью; выступать учредителями теле-, видеопрограмм, если доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале составляет 50%; быть таким учредителем не вправе даже гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, а также другие.

Иностранные граждане не могут быть судьями Конституционного Суда, арбитражных судов и судов общей юрисдикции; поступать на службу в прокуратуру, полицию, ФСБ; не могут проходить любые виды государственной и муниципальной службы и т.д.

Читайте так же:  Сопроводительная документация

Иностранцы наравне с гражданами РФ несут многие обязанности. Они обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, платить налоги, бережно относиться к природным богатствам, беречь памятники истории и культуры, однако они не обязаны служить в армии. За совершение преступлений, административных или иных правонарушений на территории РФ иностранцы и лица без гражданства несут ответственность наряду с гражданами РФ.

Действующее законодательство закрепляет также особый правовой режим для отдельных иностранных граждан. Например, к ним относятся дипломатические работники, обладающие привилегиями и иммунитетами, которые распространяются и на членов их семьей.

На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что правовой статус иностранных граждан в РФ ограничен в некоторых сферах. Ограничения обусловлены, прежде всего, интересами российского государства, его безопасностью, целостностью, охраной государственной границы, обеспечением сохранности суверенитета, а также возможностью участия в управлении делами государства только граждан РФ.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с изм. и доп.) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
  2. Казанцева О.Л. Об особенностях юридической природы конституционных ценностей как категории российского права // Алтайский Вестник государственной и муниципальной службы. — 2013. — №10. — С. 74-76.
  3. Аничкин Е.С., Казанцева О.Л. Конституционные ценности как основополагающие ориентиры государственно-правового развития России // Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 13: в 2 т. Т. 1. / — М.: ООО «Издательство «Юрист», — 2013. — С. 548-553.
  4. Федеральный Закон от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Российская газета. — 2002. — 31 июля.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

[2]

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Гражданская правоспособность иностранцев и лиц без гражданства.

Иностранный гражданин

— это лицо, имеющее особую правовую связь — гражданство — с определенным государством. В связи с этим на гражданина любого государства, находящегося вне пределов юрисдикции своего отечества, распространяется по крайней мере два правопорядка: своего государства и иностранного, на территории которого лицо находится.

Иностранные граждане согласно ст. 1196 ГК пользуются в нашей стране гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, т.е. им предоставляется национальный правовой режим. Следовательно, иностранные граждане, находящиеся в нашей стране, обладают равной правоспособностью независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения . Они, как и российские граждане, могут иметь имущество в собственности, пользоваться жилыми помещениями и иным имуществом, наследовать и завещать имущество и иметь иные имущественные и личные неимущественные права, не запрещенные действующим гражданским законодательством и не противоречащие его общим началам.

Установив для иностранных граждан национальный режим, ГК предусмотрел в изъятие из этого правила возможность некоторых ограничений правоспособности иностранных граждан по сравнению с правоспособностью российских граждан. Например, в состав экипажа воздушных и морских судов могут входить по общему правилу лишь российские граждане.

Иностранные граждане не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных особых территориях (п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ). Ограничение гражданской правоспособности иностранных граждан, помимо указанных случаев, возможно по постановлению Правительства РФ в порядке ответной меры (реторсии) для граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения гражданской правоспособности российских граждан (ст. 1194 ГК). Например, если в какой-либо стране нашим гражданам запрещено приобретать в собственность жилые дома, то граждане этой страны согласно данному закону также не вправе будут иметь жилые дома на праве собственности на нашей территории.

Гражданская правоспособность лиц без гражданства (апатридов),

т.е. лиц, которые проживают на нашей территории, не являясь российскими гражданами и не имея доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства, аналогична правоспособности иностранных граждан. Согласно ст. 1196 ГК лица без гражданства пользуются гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. Следовательно, им, как и иностранным гражданам, предоставлен национальный правовой режим. Отдельные изъятия могут быть установлены законами РФ. Иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории РФ, гарантированы права и свободы, предусмотренные ее законами, в том числе в сфере имущественных и личных неимущественных отношений. Наряду с этим на них возлагается обязанность соблюдать требования указанных законов.

Дееспособность гражданина – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, возникающая с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста. Следует учитывать, что за исключением некоторых случаев и в порядке, предусмотренном законом, никто не может быть ограничен как в правоспособности, так и в дееспособности. Если ограничение правоспособности и (или) дееспособности наступило после издания соответствующего акта государственного органа или иных органов, то это влечет недействительность данного акта.

Выделяют, как вид дееспособности, гражданскую правовую дееспособность, которая предполагает гражданские права и обязанности и большей частью регламентируется Гражданским Кодексом РФ. Классифицирует гражданскую правоспособность согласно ГК следующим образом. До 6 лет ребенок считается абсолютно недееспособным в силу абсолютно незрелой психики, что не отменяет его правоспособности, так как правоспособность возникает с момента рождения. От 6 лет до 14 лица считаются Гражданским Кодексом малолетними, но при этом ГК закрепляет за ними дееспособность малолетних, которое обозначает:

1) мелкие бытовые сделки, то есть сделки, направленные на удовлетворение повседневных потребностей, исполняются обычно при их совершении и незначительны по сумме

2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие регистрации или нотариального удостоверения

[3]

3) сделки по распоряжению денежных средств, предоставленных законным представителем или, с согласия последнего, третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения.

Малолетние не обладают гражданской деликтоспособностью, то есть не могут нести ответственность за свои действия. В качестве представителя лицам до 14 лет назначается опекун.

Лица в возрасте от 14 до 18 лет считаются обладающими частичной дееспособностью, поскольку могут совершать сделки лишь с письменного согласия родителей или законных представителей. Впрочем, частично дееспособное лицо может осуществлять ряд прав самостоятельно:1.свободно распоряжаться своими заработками, стипендией;2.осуществлять права автора произведений искусства, науки, литературы и т.д.;3.вносить вклады в кредитные организации;4.с 16 лет лицо может быть членом кооператива;5.самостоятельно нести ответственность за свои действия;

В полном объеме дееспособность возникает с 18 лет. Согласно ст. 21 п.2 ГК лицо, достигшее совершеннолетия, полностью несет ответственность за свои действия, при этом ГК закрепляет два случая наступления дееспособности до 18-летия: 1) эмансипация лица от 16 лет, осуществляющего трудовую деятельность или предпринимательскую деятельность и 2) вступление несовершеннолетнего лица в брак. Эмансипация происходит путём дачи согласия несовершеннолетнего лица, обоих родителей или представителей лица с принятием в дальнейшем решения органов опеки и попечительства или суда.

Читайте так же:  Принудительное изъятие земельного участка

Если гражданин вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими, он может быть признан судом недееспособным. Дело о признании гражданина недееспособным может быть начато по заявлению членов семьи, прокурора, органов опеки и попечительства, психиатрического лечебного заведения и других лиц, указанных в ст. 281 ГПК. Для определения психического состояния лица назначается судебная экспертиза.

Дееспособность не может быть ограничена кроме как в случаях, предусмотренных законом. Суд может ограничить права частично дееспособных лиц. В случаях, когда брак с несовершеннолетним признан недействительным, суд может ограничить дееспособность несовершеннолетнего бывшего супруга. Либо лицо может быть ограничено в дееспособности, если его действия ставят в тяжелое материальное положение его семью.

Гражданская дееспособность иностранного лица определяется по личному закону физического лица.

Опека устанавливается над лишенными родительского попечения малолетними (в возрасте до 14 лет), а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки (ст. 32 ГК РФ).

Попечительство устанавливается над лишенными родительского попечения несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности. Попечитель не совершает сделок вместо подопечного, но осуществляет за ними контроль путем дачи согласия на совершение тех сделок, которые гражданин, находящийся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. При этом согласие попечителя должно быть письменным, особенно если сама сделка требует письменной формы. Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Попечитель не является законным представителем подопечного.

Таким образом, можно сказать, что основное различие опеки и попечительства состоит в объеме гражданско-правовых обязанностей, которые закон возлагает на опекунов и попечителей, исходя из объема дееспособности их подопечных.

Опекуном (попечителем) может быть назначен только совершеннолетний дееспособный гражданин при условии его согласия на это. Согласие подопечного не является обязательным для назначения опеки (попечителя), но в случае, когда это возможно, его желание выявляется и учитывается. Опекунами (попечителями) преимущественно назначаются лица, близкие подопечному, а при их отсутствии — по выбору органов опеки и попечительства. Закон запрещает назначение опекунами и попечителями лиц, лишенных родительских прав (ст. 35 ГК РФ). Еще более жесткие требования к личности опекунов и попечителей установил Семейный кодекс РФ. Так, в соответствии п. 3 ст. 146 СК, не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. Патронаж.

Опека прекращается: над несовершеннолетними — автоматически по достижении ими 14 лет (заменятся попечительством); над недееспособными душевнобольными — на основании решения суда о признании их дееспособными в случае выздоровления.

Попечительство прекращается: над несовершеннолетними — по достижении ими 18 лет, при вступлении несовершеннолетнего в брак и в случае эмансипации, а над совершеннолетними ограниченно дееспособными — на основании решения суда об отмене ограничения дееспособности. Опека и попечительство прекращаются также в случае смерти подопечного либо объявления его умершим.

Патронаж — устанавливается над дееспособным гражданином с его согласия и даже по его инициативе. В ГК под патронажем как формой попечительства понимается регулярное оказание помощи в осуществлении прав, их защите и выполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному лицу, нуждающемуся в этом по состоянию здоровья: из-за болезни, физических недостатков, немощи по старости. Попечитель (помощник) назначается в таком случае органом опеки и попечительства по заявлению данного дееспособного лица. Обязательным является согласие гражданина на установление над ним патронажа и на назначение в качестве попечителя конкретного лица. Особенность правового положения попечителя-помощника заключается в том, что он исполняет свои обязанности не в силу решения органа опеки и попечительства о его назначении, а на основании договора поручения или договора о доверительном управлении имуществом, который заключается с самим подопечным.

Право граждан на предпринимательскую деятельность. Его содержание и правовые формы реализации.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя

Место жительства гражданина — в качестве такового признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, считается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов (ст. 20 ГК РФ).

С местом жительства гражданина законодательство РФ связывает важнейшие правовые последствия. Так, именно с местом жительства гражданина связаны признание его безвестно отсутствующим и объявление умершим. В соответствии с местом жительства определяются подсудность при предъявлении иска, место открытия наследства, исполнения обязательств и т. п.

Гражданин может быть

по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Гражданин может быть

Видео (кликните для воспроизведения).

объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение 6 месяцев.

Источники


  1. Майлис, Н. П. Моя профессия — судебный эксперт / Н.П. Майлис. — М.: Щит-М, 2014. — 168 c.

  2. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 128 c.

  3. Гамзатов, М. Латинско-русский словарь юридических терминов и выражений для специалистов и переводчиков английского языка / М. Гамзатов. — М.: СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2013. — 508 c.
  4. Делия, В. П. История и методология науки производства / В.П. Делия, Л.Д. Гагут, Ю.А. Гнидина. — М.: Де-По, 2013. — 304 c.
  5. Николаева, Т.П. Деятельность защитника на судебном следствии / Т.П. Николаева. — М.: Саратов: Саратовский Университет, 2013. — 574 c.
Правоспособность иностранных граждан
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here