Правила общественного питания

Ответы на вопросы по теме: "Правила общественного питания" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036
«Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»

С изменениями и дополнениями от:

21 мая 2001 г., 10 мая 2007 г., 21 августа, 4 октября 2012 г.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила оказания услуг общественного питания.

2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1993 г. N 332 «Об утверждении Правил производства и реализации продукции (услуг) общественного питания» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 16, ст. 1354).

Председатель Правительства
Российской Федерации

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2007 г. N 276 в Правила внесены изменения

Правила
оказания услуг общественного питания
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036)

С изменениями и дополнениями от:

21 мая 2001 г., 10 мая 2007 г., 21 августа, 4 октября 2012 г.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 настоящие Правила применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ и Закону РФ «О защите прав потребителей»

См. справку о Правилах оказания услуг в различных сферах деятельности

I. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания, а также обеспечивают права потребителей на получение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, информации об услугах и исполнителях услуг, определяют порядок реализации этих прав.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2012 г. N 842 в пункт 2 внесены изменения

2. Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или заказывающий, использующий услуги общественного питания исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Под исполнителем понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги общественного питания по возмездному договору.

Под порцией понимается определенный объем (вес) готового блюда продукции общественного питания (напитка), отпускаемого потребителю за определенную цену, которые устанавливаются исполнителем в меню (меню или винной карте).

3. Услуги общественного питания (далее именуются — услуги) оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.

4. Режим работы исполнителя — государственной или муниципальной организации устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Режим работы исполнителя — организации иной организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя устанавливается ими самостоятельно.

В случае временного приостановления оказания услуг (для проведения плановых санитарных дней, ремонта и в других случаях) исполнитель обязан своевременно предоставить потребителю информацию о дате и сроках приостановления своей деятельности.

5. Исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие).

6. Исполнитель обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технических документах, других правилах и нормативных документах (далее именуются — нормативные документы) обязательные требования безопасности услуг для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества.

7. Исполнитель самостоятельно определяет перечень оказываемых услуг в сфере общественного питания. Он должен иметь ассортиментный перечень производимой им продукции общественного питания, соответствующий обязательным требованиям нормативных документов.

8. Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.

9. К отношениям, возникающим при оказании услуг в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.

10. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся исполнителем до сведения потребителей.

II. Информация об услугах

11. Исполнитель обязан довести до сведения потребителей фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес), тип, класс и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске.

Индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителям информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Если деятельность исполнителя подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, то он обязан представить информацию о номере, сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.

Указанная информация размещается в удобных для ознакомления потребителя местах.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2012 г. N 842 в пункт 12 внесены изменения

12. Исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация должна содержать:

перечень услуг и условия их оказания;

цены в рублях и условия оплаты услуг;

фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;

сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции;

сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов);

обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга;

абзацы девятый — двенадцатый утратили силу.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2012 г. N 842 в пункт 13 внесены изменения

13. Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг.

В меню (винной карте) исполнителем указываются наименование алкогольной продукции, объем и цена алкогольной продукции в потребительской таре, если исполнитель предлагает и реализует алкогольную продукцию в потребительской таре, и (или) наименование алкогольной продукции, объем и цена за порцию, не превышающую 1 литра алкогольной продукции (объем порции устанавливается по усмотрению исполнителя).

14. Потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами и условиями обслуживания как в зале, так и вне зала обслуживания.

Читайте так же:  Нужны права на снегоход

15. Информация об исполнителе и оказываемых им услугах доводится до сведения потребителей в месте предоставления услуг на русском языке, а дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Потребитель вправе получить дополнительную информацию об основных потребительских свойствах и качестве предлагаемой продукции общественного питания, а также об условиях приготовления блюд, если эти сведения не являются коммерческой тайной.

III. Порядок оказания услуг

16. Исполнитель обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу, на условиях, согласованных сторонами.

Условия оказания услуги, в том числе ее цена, устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

17. Предварительный заказ на оказание услуги может быть оформлен путем составления документа (заказ, квитанция и другие виды), содержащего необходимые сведения (наименование исполнителя, фамилия, имя и отчество потребителя, вид услуги, ее цена и условия оплаты, дата приема и исполнения заказа, условия выполнения услуги, ответственность сторон, должность лица, ответственного за прием и оформление заказа, подпись лица, принявшего заказ, и другие сведения), а также путем оформления заказа посредством телефонной, электронной или иной связи.

Один экземпляр документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуги, выдается потребителю.

18. Исполнитель обязан оказать потребителю услуги в сроки, согласованные с потребителем.

19. Исполнитель обязан оказать услуги, качество которых соответствует обязательным требованиям нормативных документов и условиям заказа.

20. Исполнитель вправе предложить потребителю предварительную оплату услуг, оплату после отбора блюд или после приема пищи либо другие формы оплаты, а также наличный или безналичный порядок расчета за оказываемые услуги в зависимости от метода обслуживания, типа, специализации исполнителя и других условий.

Потребитель обязан оплатить оказываемые услуги в сроки и в порядке, которые согласованы с исполнителем.

Исполнителем при расчетах за оказываемые услуги выдается потребителю документ, подтверждающий их оплату (кассовый чек, счет или другие виды).

21. Исполнитель обязан предоставить потребителю возможность проверки объема (массы) предлагаемой ему продукции общественного питания.

22. Исполнитель обязан проводить контроль качества и безопасности оказываемых услуг, включая продукцию общественного питания, в соответствии с требованиями нормативных документов.

23. К оказанию услуг, связанных непосредственно с процессом производства продукции общественного питания и обслуживанием потребителей, допускаются работники, прошедшие специальную подготовку, аттестацию и медицинские осмотры в соответствии с обязательными требованиями нормативных документов.

24. Наряду с оказанием услуг общественного питания исполнитель вправе предложить потребителю другие возмездные услуги.

Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату.

Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

25. При нарушении сроков исполнения предварительного заказа на оказание услуги потребитель вправе по своему выбору:

назначить исполнителю новый срок;

потребовать уменьшения цены за оказываемую услугу;

Информация об изменениях:

отказаться от исполнения договора об оказании услуги.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные законодательством Российской Федерации для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Требования потребителя не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков оказания услуги произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.

26. Потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, включая продукцию общественного питания;

соответствующего уменьшения цены оказанной услуги, включая продукцию общественного питания;

безвозмездного повторного изготовления продукции общественного питания надлежащего качества.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.

27. Потребитель вправе в любое время отказаться от заказанной им услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по договору.

28. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств при оказании услуг исполнитель несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством и законодательством о защите прав потребителей.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1007 пункт 29 настоящих Правил изложен в новой редакции

29. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

ПРАВИЛА оказания услуг общественного питания

1. Услуги общественного питания (далее именуются — услуги) оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.

2. Исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие).

3. Исполнитель обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технологических нормативах, других правилах и нормативных документах (далее именуются — нормативные документы) обязательные требования к качеству услуг, их безопасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества.

4. Исполнитель самостоятельно определяет перечень оказываемых услуг в сфере общественного питания. Он должен иметь ассортиментный перечень производимой им продукции общественного питания, соответствующий обязательным требованиям нормативных документов.

5. Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.

Информация об услугах

Исполнитель обязан довести до сведения потребителей фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес), тип, класс и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске. Указанная информация размещается в удобных для ознакомления потребителя местах. Информация об оказываемых услугах должна содержать:

— перечень услуг и условия их оказания;

— цены и условия оплаты услуг;

— фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;

— сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости бутылки предлагаемого алкогольного напитка и об объеме его порций;

— обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга;

Видео (кликните для воспроизведения).

— сведения о сертификации услуг.

Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9511 —

| 7465 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Читайте так же:  Визу в финляндию

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Правила оказания услуг общественного питания в 2018 — 2019 годах

Правила оказания услуг общественного питания: основные положения

Указанные правила регламентируют правоотношения между потребителями и исполнителями в области предоставления услуг общепита (п. 1 Правил оказания услуг общественного питания, утв. постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036, далее — Правила).

Сторонами таких правоотношений являются:

  • Потребитель — физлицо, использующее услуги общепита или намеревающееся это сделать. При этом цель получения услуг не должна иметь связи с предпринимательской деятельностью такого лица.
  • Исполнитель — юрлицо любой организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю услуги общепита за определенную плату.

Помимо услуг общепита в части изготовления продукции и организации условий ее потребления на месте, обслуживания потребителей, Правила регламентируют изготовление и реализацию полуфабрикатов, готовых блюд. В этих ситуациях к правоотношениям, образующимся между исполнителем и потребителем, в части, не урегулированной Правилами, применяются Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (подробнее о них – в статье Правила продажи отдельных видов товаров в 2018 — 2019 годах.

Защита интересов потребителей в названной сфере производится на основании закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-I (далее – закон № 2300-I).

Предоставление информации об услугах

Одним из ключевых моментов, урегулированных Правилами, является регламент предоставления потребителю всей необходимой информации, к которой законодателем отнесены:

  1. Сведения о самом исполнителе (п. 11 Правил).
  2. Данные о лицензировании деятельности в установленных законом случаях.
  3. Данные о предоставляемых услугах, позволяющие потребителю получить в полной мере необходимую для осуществления выбора информацию (пп. 7, 12 Правил).
  4. Сведения о режиме работы исполнителя, а также дате начала и продолжительности периода приостановления деятельности исполнителя (п. 4 Правил). При этом режим работы:
  • государственных и муниципальных предприятий общепита регулируется решением органов госвласти или органов местного самоуправления;
  • частных объектов общепита определяется хозяйствующим субъектом самостоятельно.
  1. Собственно текст Правил.
  2. Дополнительная информация по запросу потребителя: о предложенной продукции общепита, технологии приготовлении блюд и др., если данная информация не отнесена к охраняемой законом тайне.

Указанные сведения размещаются в свободном для потребителя доступе в наглядной и простой для восприятия форме. Информация должна быть изложена на русском языке. При желании исполнитель может продублировать ее на государственных языках субъектов РФ или родных языках народов России (п. 15 Правил).

[2]

Исполнителю надлежит завести книгу отзывов и предложений, которая также должна быть размещена в доступном для потребителя месте или быть предоставлена по его запросу (п. 8 Правил).

Пренебрежение указанными выше требованиями является нарушением и влечет применение к нарушившему их исполнителю мер административной ответственности (см. постановление АС Западно-Сибирского округа от 22.07.2015 по делу № А03-18409/2014).

Предприятия общепита

Услуги общепита должны предоставляться населению в специальных заведениях, именуемых местами общепита, типы и классы которых, а также требования к ним определяются исполнителем на основании государственного стандарта.

Важно! ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания…», утвержденный приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 № 475-ст, в данный момент не действует. Вместо него с 01.01.2016 введен новый ГОСТ «Межгосударственный стандарт. Услуги…», утвержденный приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1676-ст (далее — ГОСТ 30389-2013).

В соответствии с п. 3.1 ГОСТ 30389-2013 предприятием общепита признается имущественный комплекс, который используется юрлицом или ИП для оказания услуг общепита, в т. ч.:

  • производства продукции общепита;
  • организации условий для употребления и продажи названной продукции как на месте ее производства, так и на других территориях (например, посредством выполнения заказов);
  • а также предоставления иных дополнительных услуг.

Классификация предприятий общепита по характеру деятельности и типам

Актуальная в 2018 2019 году классификация (п. 4.1 ГОСТ 30389-2013) объектов общепита по характеру деятельности предприятия выглядит следующим образом:

  1. Предприятия, занимающиеся производством продукции общепита с возможностью осуществления ее доставки до потребителя:
  • заготовочные фабрики;
  • цехи по изготовлению полуфабрикатов и изделий кулинарии;
  • специализированные кулинарные цехи;
  • предприятия бортового питания и т. д.
  1. Предприятия, занимающиеся производством продукции, ее продажей, а также предоставляющие условия для потребления продукции на месте или на вынос с возможностью доставки:
  • рестораны;
  • кафе;
  • бары;
  • столовые;
  • предприятия (объекты) быстрого обслуживания;
  • закусочные;
  • кафетерии;
  • буфеты.
  1. Предприятия, занимающиеся продажей продукции и предоставляющие условия для ее потребления на месте:
  • магазины;
  • отделы.
  1. По типам (т. е. специфическим условиям предоставления услуг, ассортименту продукции и техоснащенности) объекты общепита делятся:
  • на рестораны;
  • кафе;
  • бары;
  • столовые;
  • предприятия быстрого обслуживания;
  • буфеты;
  • кафетерии;
  • магазины (отделы) кулинарии.

Внутри каждого типа предприятий общепита также производится дифференциация в зависимости от предлагаемого ассортимента продукции, интересов потребителей, месторасположения, методов и форм обслуживания (см. пп. 4.2–4.3 ГОСТ 30389-2013).

Оплата дополнительных услуг предприятий общепита

Исполнитель может предлагать потребителю и дополнительные возмездные услуги (п. 24 Правил). Предоставить некую дополнительную услугу по собственной инициативе без согласования с потребителем, а потом требовать платы за нее исполнитель не может: потребитель правомочен отказаться от ее оплаты или потребовать возврата уже уплаченных за нее денег. Аналогичная норма закреплена и в п. 2 ст. 16 закона № 2300-I.

Предприятие общепита может по собственному усмотрению определить спектр оказываемых услуг. К дополнительным услугам относятся (п. 5.16 ГОСТ 30389-2013):

  • организация и осуществление кейтеринга;
  • музыкальное сопровождение или иные мероприятия развлекательной направленности;
  • обслуживание банкетов и спецмероприятий;
  • услуги консалтингового характера;
  • вызов такси по заказу (просьбе) потребителей;
  • предоставление парковочных мест или охраняемая стоянка для транспорта на территории предприятия.

Таким образом, включение в счет потребителя дополнительных строк (сумму чаевых, отдельную плату за обслуживание, оплату шоу-программ и т. д.) можно считать правомерным, только если их содержание было объявлено потребителю до заключения с ним договора.

Информация о предоставлении заведением дополнительной оплачиваемой услуги, например живой музыки, должна быть доступна потребителю для ознакомления: размещена на видном месте или озвучена представителем предприятия. Узнавая об услуге по факту, потребитель лишается законного права выбирать, пользоваться допуслугой или нет (п. 24 Правил).

Запрещено обусловливать получение одних услуг приобретением некоторых других (п. 2 ст. 16 закона № 2300-I). Так, заказ 1 блюда не может связывать потребителя обязательством заказать к нему другое и т. д.

Отказ в предоставлении услуг общепита

П. 5 Правил, закрепляющий право исполнителя на свое усмотрение устанавливать правила поведения для потребителей, не вступающие в противоречие с нормами законодательства РФ, зачастую толкуется исполнителем произвольно и влечет ущемление прав потребителей. Например, установление т. н. фейс-контроля и дресс-кода и т. д.

[1]

Такие правила, установленные исполнителем, незаконны по следующим основаниям:

  • Правила, устанавливаемые предприятием общепита, не должны противоречить закону. Вместе с тем договор оказания услуг общепита по своей сути является публичным и подлежит заключению со всяким лицом, обратившимся к данному предприятию за названной услугой (п. 16 Правил, п. 3 ст. 426 Гражданского кодекса РФ). То есть, гражданин может быть не допущен в заведение, лишь если он нарушает общественный порядок или несет угрозу жизни и здоровью других посетителей.
  • Формулировка внутренних правил поведения посетителей предприятия общепита «отказать в предоставлении услуг без объяснения причин» нарушает положения п. 14 Правил о том, что посетитель имеет право ознакомиться с условиями обслуживания как в зале, так и вне его границ.
Читайте так же:  Отходы от офисных помещений

Это подтверждается и судебной практикой. Так, в постановлении от 26.01.2009 по делу № А60-16106/08 ФАС УО счел не отвечающим требованиям закона пункт правил посещения кафе, предусматривающий право администрации заведения на отказ в обслуживании любого лица без разъяснения причин. Одновременно данным судебным актом признается неправомерным условие об обязательном включении в счет посетителя перечня дополнительных услуг.

Ответственность исполнителя за несоответствующее предоставление услуги

К исполнителю, нарушившему Правила, могут быть применены меры административной или уголовной ответственности в зависимости от вида нарушения.

Так, в рамках Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) упомянутое лицо может быть привлечено к ответственности в т. ч.:

  • за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к организации общепита (ст. 6.6 КоАП РФ).
  • Предоставление гражданам услуг несоответствующего качества или с несоблюдением требований нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления работ или оказания услуг населению. В рассматриваемом случае — Правил (ст. 14.4 КоАП РФ).
  • Обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ).
  • Нанесение ущерба ряду других прав потребителей (ст. 14.8 КоАП РФ).
  • Реализацию товаров, предоставление услуг при отсутствии регламентированной информации для ознакомления потребителя, а также неиспользование обязательной к применению контрольно-кассовой аппаратуры (ст. 14.5 КоАП РФ). Когда такое использование обязательно, можно выяснить из статей Применение ККМ при ЕНВД в 2018 2019 годахи ККТ для ИП — регистрация и применение.

Уголовный кодекс РФ (далее –УК РФ) также предусматривает ответственность за несоблюдение закона в сфере общепита. Так, за предоставление услуг, не соответствующих требованиям безопасности, могут быть назначены меры уголовной ответственности — от штрафа до лишения свободы с максимальным сроком 10 лет (ст. 238 УК РФ).

Итак, участниками правоотношений в рамках предоставления услуг общепита, регламентированных Правилами, выступают исполнитель (всегда юрлицо или ИП) и потребитель (всегда физлицо). При этом цель получения названных услуг не должна быть связана с предпринимательской деятельностью последнего.

С 01.01.2016 действует новый ГОСТ 30389-2013, содержащий классификацию предприятий общепита и список требований к ним.

Право исполнителя установить свои правила поведения потребителей на территории предприятия общепита не должно идти вразрез с действующим законодательством и ущемлять права граждан. Требование платы за дополнительные услуги, предоставленные без согласия потребителя, неправомерно. За нарушения в сфере предоставления услуг общепита могут быть назначены меры как административной, так и уголовной ответственности.

Правила оказания услуг общественного питания

Многие из нас хоть раз в жизни пользовались услугами общественного питания и, возможно, были недовольны грязной посудой, неподобающим отношением обслуживающего персонала или медленно продвигающейся очередью.

Несмотря на то, что постепенно большие рестораны вытесняются маленькими уютными кафе, в которых предоставляется большое количество различных блюд, а официанты приветливо обслуживают каждого клиента.

Однако проблема нарушения правил услуг общественного питания все равно остается актуальной.

Общие положения по деятельности в сфере общепита

Вся деятельность, связанная с областью общественного питания регламентируется пакетом законопроектов, постановленных Правительством России в 1997 году.

Согласно этому законодательству, услугой общественного питания является результат работы граждан и предприятий для удовлетворения потребностей клиентов в питании и проведении досуга.

В то же время потребителем сферы общепита является любое лицо (как физическое, так и юридическое), желающее заказать услуги данного направления, исключительно для личного пользования, не преследуя коммерческие цели.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что предприятием общественного питания является компания, которая берет на себя функции по созданию, реализации и совершенствованию продуктов питания.

Несмотря на то, что дороги ежегодно ремонтируются, жалоб на них не становится меньше. Дорожные проблемы — чуть ли не главная проблема каждого шестого автомобилиста.

О строительной экспертизе читайте здесь.

Как уже упоминалось, данный сектор экономики регулируется несколькими законами Российской Федерации, а также другими нормативными документами.

В зависимости от качества оборудования и уровня обслуживания потребителей, все заведения общепита разделяются на некоторые типы (кафе, рестораны, закусочные, столовые и бары). В свою очередь бары и рестораны делят на классы:

Эти классы должны устанавливаться руководством предприятия и полностью соответствовать установленным стандартам.

Классы предприятий в общепите

Для того чтобы предприятию был присвоен класс «люкс», помимо высокого уровня обслуживания клиентов, заведение должно предоставлять дополнительные услуги. Торговый зал указанного класса должен быть выполнен в одном художественном стиле и по специальному проекту.

Что касается оборудования и инвентаря, то они должны гармонично сочетаться с внешним видом заведения. Вся печатная продукция, включая ценники и меню, должна изготавливаться на одном предприятии и выполняться в одном эксклюзивном стиле.

Все сотрудники подобного заведения должны обладать специальными знаниями, а также носить одинаковую форму.

Многие покупатели сталкиваются в своей жизни с проблемами, связанными с приобретением некачественных товаров или не выполнением заказанных услуг.

О жалобах на дороги читайте здесь.

Стоит отметить, что предприятия класса «Люкс» предоставляют своим посетителям блюда фирменной и изысканной кухни, а также могут похвастаться уникальной кондитерской продукцией и экзотическими фруктами.

Если же компания претендует на получение «Высшего класса», то клиенты должны получать качественное обслуживание. Кроме того, предметы интерьера и торговое оборудование должны быть выполнены в одном стиле и полностью дополнять друг друга. Работники такого заведения также обязаны носить одинаковую форму, а само помещение должно иметь художественный дизайн.

Как и в предыдущем случае, заведение «Высшего класса» предоставляет своим посетителям изысканные и оригинальные блюда, а также авторские кулинарные произведения.

Наконец, если предприятие хочет соответствовать уровню «Первого класса», то потребители этого заведения должны получать достойный уровень обслуживания. К тому же, подобная компания должна быть оформлена в соответствии со всеми требованиями, иметь специальную вывеску, необходимое оборудование и обычные материалы для упаковки товаров.

Примечательно, что любая организация, занимающаяся общественным питанием, независимо от класса и типа, должна полностью соответствовать всем прописанным правилам, согласно которым потребитель должен иметь возможность получить достоверную информацию о количестве и качестве товаров, а также контакты для обратной связи в случае необходимости.

Требования к заведениям общепита

Так как область общественного питания напрямую связана со здоровьем человека, то для снижения риска различных отравлений сейчас к предприятиям данного направления выдвигаются определенные требования.

Эти условия прописаны в государственных стандартах и специальных федеральных законах.

На сегодняшний день отмечают такие основные критерии для существования заведения общественного питания:

Требования к предприятиям общепита Описание
Сертификация продуктов общего питания Данное определение стоит понимать как процесс подтверждения качества того или иного продукта установленным ранее нормам.
Читайте так же:  Как выписаться из квартиры

Такое соответствие подкрепляется документом, который говорит о том, что вся процедура проходила по всем правилам, а нужный товар полностью соответствует стандарту.

Установленная законом лицензия Опираясь на российское законодательство, можно сказать, что лицензирование – это получение юридическим лицом специального документа, позволяющего заниматься определенным видом деятельности. Санитарно-гигиенические нормы Так как область общепита напрямую связана с жизнедеятельностью и здоровьем человека, то производимые продукты тщательно проверяются санитарной комиссией, дабы свести риск отравления к минимуму.

Санитарным проверкам подвергаются не только продукты питания, но и работники данной области: все сотрудники должны пройти комплексное медицинское обследование и иметь прививки от самых распространенных болезней.

Правила оказания услуг общественного питания На сегодняшний день существуют определенные правила в сфере общественного питания, которые контролируются российским правительством.

Отмечается, что здесь прописаны пожарные, санитарные и прочие нормы, соблюдение которых обеспечивает дальнейшую работу того или иного заведения.

На грубое отношение сотрудников ГИБДД, порой хочется ответить с помощью кулака. Но это не законно, поэтому необходимо принять цивилизованные меры и написать жалобу.

О возврате денежных средств покупателю читайте здесь.

Правила оказания услуг общественного питания

Если с первыми тремя требованиями к организациям общепита практически все понятно, то последнему пункту стоит уделить особое внимание.

Стоит отметить, что правила оказания услуг общественного питания прописаны в Федеральном законе России № 1036 от 15 августа 1997 года.

Одной из ключевых норм является то, что заведение или предприятие должны предоставлять своим посетителям максимальную информацию об оказываемых услугах. Подобная информация должна включать в себя:

  • полный список предоставляемых услуг;
  • цены на каждый товар и условия оплаты;
  • полный перечень предоставляемых товаров и блюд с указанием всех компонентов;
  • данные о весе или объеме той или иной торговой позиции;
  • образцы нормативных документов, подтверждающих возможность работы заведения;
  • документы о сертификации продуктов и услуг.

Опираясь на указанный ранее законопроект, стоит отметить, что каждый посетитель должен иметь возможность ознакомиться с прейскурантом, меню и перечнем дополнительных услуг, независимо от того, находится ли он внутри помещения или на специальной площадке, если такая имеется.

Кроме того, каждый покупатель имеет право получить дополнительные сведения о качестве предоставляемых товаров, а также о методах приготовления того или иного блюда. Но стоит отметить, что получить подобную информацию можно только в том случае, если она не является коммерческой тайной.

Основной задачей современной промышленности является производство широкого спектра разнообразных и качественных товаров для удовлетворения различных потребностей населения.

Общественное питание: правила, ГОСТ. Услуги общественного питания. Технология продукции общественного питания. Организация предприятия общественного питания

В настоящее время все больше возрастает значение предприятий общественного питания. Обуславливается это изменениями методов переработки сырья, развитием коммуникаций, интенсификацией многих производственных процессов, усовершенствованием способов доставки. Рассмотрим далее, что сегодня представляет собой общественное питание.

Общая характеристика

Основные вопросы, которые касаются рассматриваемой сферы, разъясняются в различных нормативных актах международного и внутригосударственного типа. Стандарты и требования, предъявляемые к данному сектору, устанавливает ГОСТ. Общественное питание можно охарактеризовать разными способами. Так, под ним понимают способы приготовления еды в больших количествах, реализуемые без предварительного договора с потребителями. Также общественным называют любой вид питания, организованный вне дома.

[3]

Общая классификация

Предприятия общественного питания могут относиться к частному или государственному сектору. Последний включает в себя учреждения для школьников и дошкольников, осужденных лиц, военнослужащих, а также людей, занятых на госслужбе и проходящих лечение в больницах. В частный сектор могут входить многие предприятия общественного питания, перечисленные выше. К нему также относят рестораны и прочие разновидности торговых точек, которые приносят доход. В частный сектор входят организации, выпускающие готовую пищу, реализуемую через любой канал из перечисленных выше.

Значение сферы

Развитие общества способствовало формированию социально организованного характера питания. Экономическое значение этой сферы состоит в создании условий для повышения производительности и улучшения качества трудовой активности. Это достигается за счет предоставления полноценного питания по месту учебы и работы граждан. К важнейшим задачам рассматриваемой сферы относят также обеспечение экономии труда и средств, создание предпосылок к увеличению свободного времени людей, в особенности женщин. Общественное питание представляет собой вид деятельности, касающийся производства, переработки, сбыта и потребления соответствующих изделий, а также оказания услуг гражданам.

В сферу общепита входят все организационные формы, в которых выражается массовое потребление (в детских учреждениях, больницах и пр.), к задачам которых относят восстановление и поддержание на необходимом уровне здоровья населения. Услуги в рамках рассматриваемой отрасли предоставляются в обмен на денежные средства граждан. Одной из основных особенностей сектора выступает общность торгово-технологической, материально-технической и административно-экономической структур.

Функции отрасли

В рамках рассматриваемого сектора осуществляется производство и сбыт изделий, а также организация общественного питания. Первая функция считается основной и исходной. При производстве продуктов питания затраты труда составляют порядка 70-90 % всех расходов отрасли. Данный процесс предполагает создание нового изделия. Собственные продукты общественного питания поступают на реализацию с дополнительной стоимостью и новыми потребительскими качествами. По комплексу своих функций организации рассматриваемой отрасли отличаются от компаний, задействованных в других отраслях. Например, предприятия, работающие в пищевой промышленности, выпускают изделия, которые можно употреблять обычно после дополнительной обработки. Что касается товаров, производимых в рассматриваемом секторе, то они не подлежат продолжительному хранению и транспортировке. Это, в свою очередь, требует организации потребления продукции на месте. Однако следует отметить, что в течение последних лет ситуация несколько изменилась. В частности, предприятия, занятые в общественном питании, налаживают выпуск кондитерских и кулинарных изделий, полуфабрикатов и прочих товаров, а также реализацию их в розничную сеть посредством оптового отпуска.

Услуги общественного питания сегодня предоставляют:

Их деятельность может осуществляться посредством использования непереработанного сырья или полуфабрикатов. Они могут входить в систему структурного образования либо быть самостоятельными. Организация предприятия общественного питания — процесс, к которому предъявляются достаточно жесткие требования. В частности, они касаются внешнего и внутреннего оформления заведений, микроклимата в помещении, приборов и столовой посуды, мебели, ассортимента и меню, музыкального обслуживания и пр. Предусмотренные в нормативных актах правила общественного питания должны неукоснительно соблюдаться всеми субъектами, задействованными в отрасли.

Классификация компаний

Предприятия общепита по характеру производства разделяются на:

Последние могут представлять собой отдельные цеха либо их комплексы. У каждого такого подразделения могут быть отдельные производственные задачи и функции. Цеха предназначаются для механизированного централизованного производства кулинарных, хлебобулочных и кондитерских изделий, а также для снабжения доготовочных компаний, магазинов, розничных точек. Такие предприятия специализируются на переработке исходного сырья и производстве полуфабрикатов разной степени готовности, а также кулинарных изделий из мяса птицы и прочих животных, рыбы, овощей. Доготовочные компании осуществляют непосредственное приготовление блюд с последующей реализацией и формированием системы потребления. Такие заведения в своей работе используют различные рецептуры. Для предприятий общественного питания раздаточного типа не характерно наличие какого-либо специального производства. Такие заведения осуществляют сбыт готовых изделий, которые, в свою очередь, получают от заготовочных и прочих компаний. Организация общественного питания такими заведениями осуществляется в специальных залах. Для компаний смешанного типа выполняют производственно-торговый процесс в полном цикле.

Читайте так же:  Разглашение информации третьим лицам статья

Ассортимент

В зависимости от него различают предприятия общепита универсальные и специализированные. Первые осуществляют приготовление блюд из разного, а вторые — из конкретного вида сырья. На сегодняшний день наполнение рынка услуг происходит горизонтально. Это значит, что открывается достаточно много китайских и японских ресторанов, а традиционно европейских мало.

Характер обслуживания

Услуги общественного питания могут оказываться на разном уровне:

Классом заведения называется комплекс отличительных черт предприятия конкретного типа, который характеризует условия, уровень и качество обслуживания. Приведенные выше категории присваиваются барам и ресторанам. Кафе, столовые и закусочные классов не имеют. В зависимости от контингента различают заведения общедоступные и расположенные на территориях учебных и лечебных заведений, производственных структур.

Время и место функционирования

Предприятия общепита могут быть постоянно действующими или сезонными. В весенне-летний период работают различные летние кафе. Они предлагают сравнительно небольшой ассортимент блюд собственного приготовления и покупных изделий. Размещаются такие заведения в зданиях полузакрытого, закрытого или открытого типа. Оборудование общественного питания в таких временных кафе отличается простотой. В них нет изысканной мебели, прилавки, как правило, выполняются аналогично тем, что присутствуют в павильонах и киосках. Постоянно действующие заведения кардинально отличаются от летних кафе. В первую очередь, они размещаются в закрытых сооружениях, оборудуются техникой для осуществления разных операций. В зависимости от места действия заведения могут быть стационарными или передвижными.

Функциональная принадлежность

В отдельную группу входит организация общественного питания в самолетах, автомобильном, морском и железнодорожном транспорте. Обслуживание в гостиницах охватывает разные сегменты рынка. Специфичным также является выездное обеспечение продуктами, выпуск кулинарных изделий. Система «фастфуд» включает в себя передвижные киоски и стационарные заведения.

Прочие предприятия общепита

Отдельно рассматриваются такие заведения, как буфеты. Они представляют собой структурные подразделения, которые предназначены для продажи кулинарных изделий в ограниченном ассортименте. Буфеты могут работать самостоятельно или действовать при прочих объектах, в которых осуществляется общественное питание (рестораны, столовые). В последнем случае заведение должно обладать той же категорией, что и структура, к которой оно относится.

Они представляют собой производственно-хозяйственные комплексы. В их состав входят доготовочные и заготовочные учреждения, в которых используется одна технология приготовления продукции, магазины кулинарии и вспомогательные службы. Обычно они выступают в качестве головных объектов унитарного предприятия в системе потребкооперации. Кулинарный комбинат является заготовочным предприятием. Цеха предназначены для централизованного изготовления хлебобулочных, кулинарных и кондитерских изделий. Они также осуществляют снабжение доготовочных предприятий, торговой розничной сети, магазинов. При кулинарных комбинатах действуют свои торговые точки и кафетерии.

Заведения быстрого обслуживания

Общественное питание может осуществляться в системе «фастфуд» в стационарных или переносных объектах. Заведения для быстрого обслуживания предназначены для производства и реализации, а также обеспечения потребления на месте постоянного ассортимента блюд простого приготовления. В своей деятельности такие предприятия используют полуфабрикаты промышленного либо собственного изготовления.

Стационарные объекты

Палатка представляет собой объект общепита, в котором осуществляется продажа небольшого ассортимента изделий собственного изготовления и покупных товаров. Палатка относится к стационарной сети, располагается в легкой закрытой постройке. В ней предусматриваются два и более рабочих мест, подсобное помещение. Торговый зал отсутствует. Павильон представляет собой объект общепита, в котором осуществляется реализация собственной продукции в узком ассортименте и покупных товаров. Располагается он во временной либо постоянной постройке. В павильоне может предусматриваться торговый зал.

Общие требования

Номенклатура стандартов устанавливается ГОСТ Р 52113. Общие требования к деятельности следующие:

  1. Социальная адресность.
  2. Функциональная пригодность.
  3. Безопасность.
  4. Эргономичность.
  5. Эстетичность.
  6. Информативность.
  7. Гибкость.

Социальная адресность

Данное требование к общепиту предусматривает:

  1. Обеспеченность и доступность для потребителей разных категорий.
  2. Соответствие предоставляемых услуг ожиданиям покупателей, в том числе относительно ассортимента, формы и метода обслуживания, профессионализма персонала.
  3. Наличие определенных условий и льгот для незащищенных категорий граждан (детей, инвалидов и так далее).

Функциональная пригодность

Это требование предполагает:

  1. Своевременность и точность работы, в том числе соблюдение режима, установленного на предприятии, ассортиментного перечня блюд, напитков и изделий, соответствие времени ожидания и исполнения заказа и так далее.
  2. Обеспечение возможности выбора услуг потребителем.
  3. Соответствие персонала, занятого в обслуживании, профессиональному назначению, квалификации, компетентности и так далее.

Прочие требования

Эргономичность услуг отражает соответствие условий их оказания и используемых в процессе обслуживания приборов, мебели физиологическим, антропометрическим и гигиеническим возможностям клиентов. Эстетичность характеризует гармоничность дизайна и стилевое единство помещений. Это требование также распространяется на внешний вид сотрудников, сервировку столов, оформление меню и прочее. Информативность предполагает своевременное, достоверное и полное получение потребителями сведений в зале обслуживания и вне его, касающихся услуг, продукции и самой компании. Требование гибкости характеризует способность к изменению. Корректировка перечня оказываемых услуг осуществляется в соответствии с потребностями населения и условиями жизни.

Технология общественного питания

Без знания этой сферы невозможно построить производство. Технология продукции общественного питания включает в себя различные способы приготовления блюд, обработки сырья, нормативы компонентов. Специалисты, задействованные в этой сфере, должны знать порядок отпуска изделий, пределы затрат на изготовление. Одним из важнейших моментов выступает техническое оснащение всего процесса. Специалисты должны знать особенности и уметь рационально использовать различные устройства, используемые в ходе производства и реализации изделий. Технология продукции общественного питания включает в себя также и культуру обслуживания. Подготовка специалистов осуществляется в соответствующих профильных заведениях. В обязанности сотрудника входит:

  1. Разработка и внедрение оптимальных производственных режимов.
  2. Использование современных способов приготовления блюд.
  3. Разработка норм материальных и трудовых затрат, порядка работ.
  4. Оптимизация процессов и сокращение расходов.
  5. Контроль за соблюдением дисциплины и правильной эксплуатации оборудования.
  6. Надзор за исполнением санитарно-гигиенических норм в процессе производства.
Видео (кликните для воспроизведения).

Технология общественного питания предполагает также исследование и использование опыта заведений мирового уровня, зарекомендовавших себя в рассматриваемой сфере.

Источники


  1. Андреева, Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката / Ю.С. Андреева. — М.: Проспект, 2016. — 48 c.

  2. Андреева, Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката / Ю.С. Андреева. — М.: Проспект, 2016. — 48 c.

  3. Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция. Том 2. История химико-биологических наук. История наук о земле. Проблемы экологии. История техники и технических наук. — М.: Ленанд, 2013. — 440 c.
  4. Правоведение. Учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 400 c.
  5. Грот, Н.Я. О нравственной ответственности и юридической вменяемости / Н.Я. Грот. — Москва: ИЛ, 2017. — 144 c.
Правила общественного питания
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here