Порядок проведения прокурорской проверки

Ответы на вопросы по теме: "Порядок проведения прокурорской проверки" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Энциклопедия решений. Поводы для назначения прокурорской проверки

Поводы для назначения прокурорской проверки

Нормы закона N 294-ФЗ об основаниях для проведения плановых и внеплановых проверок не распространяются на прокурорские проверки (п. 3 ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).

Как правило, проверка назначается на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов (п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, п. 6 приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 07.12.2007 N 195, далее — Приказ N 195). Такую информацию могут содержать поступившие в прокуратуру письма, заявления, жалобы, в том числе коллективные, запросы (депутатские либо должностных лиц), обращения, направленные средствами массовой информации, или переданные устно на личном приеме (п.п. 1.9, 2.1 Инструкции N 45). Такая информация может быть самостоятельно обнаружена прокурорами в Интернете (п. 9 Справочника N 1 приказа Генеральной прокуратуры РФ от 18.07.2013 N 295 «Об утверждении и введении в действие Временной инструкции по учету работы прокуроров в органах прокуратуры Российской Федерации», далее — Приказ N 295).

Конституционный Суд РФ в постановлении N 2-П от 17.02.2015 (далее — Постановление 2-П) сформулировал дополнительные требования к такой информации о нарушениях: эти сведения должны указывать на признаки нарушений законов, которые нельзя подтвердить или опровергнуть в ходе межведомственного взаимодействия с соответствующим надзирающим государственным органом (абз. 2 п. 2 резолютивной части, абз. 3 п. 5.2 мотивировочной части). Закон о прокуратуре (п. 2 ст. 21, п. 2 ст. 26) в редакции от 07.03.2017 учел требование КС РФ. Следовательно, прокурорская проверка может быть признана незаконной, если прокуратура не докажет наличие достаточных оснований для проведения проверки и не обоснует невозможность проведения проверки контролирующими органами в порядке Закона N 294-ФЗ (решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.03.2015 по делу N А56-48737/2014, постановления Пятнадцатого ААС от 21.09.2015 N 15АП-12694/15, Двадцатого ААС от 20.10.2015 N 20АП-3786/15, от 16.10.2015 N 20АП-4577/15 и от 01.06.2015 г. N 20АП-2269/15, Десятого ААС от 26.08.2015 N 10АП-7719/15, Девятнадцатого ААС от 18.08.2015 N 19АП-3960/15).

Анонимное сообщение также может являться поводом к проведению проверки. Если в поступившем обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, то ответ на обращение не дается (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», абз. 4 п. 2.8 Инструкции N 45). Однако анонимное обращение является достаточным основанием для проведения проверки прокуратурой (решения АС Челябинской области от 04.03.2015 по делу N А76-1008/2015, АС Ставропольского края от 24.02.2015 по делу N А63-10324/2014; АС Приморского края от 19.11.2014 по делу N А51-17835/2014; постановления ФАС Центрального округа от 30.07.2013 N Ф10-2158/13; ФАС Уральского округа от 15.02.2013 N Ф09-13176/12; Третьего ААС от 15.10.2015 N 03АП-4931/15, Двадцатого ААС от 23.12.2014 N 20АП-5564/14, Восемнадцатого ААС от 17.06.2013 N 18АП-4211/13, противоположные решения — постановления Двадцатого ААС от 16.07.2015 N 20АП-3602/15, АС Центрального округа от 19.03.2015 N Ф10-426/15). То же относится к фальшивым сообщениям (апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 04.07.2012 по делу N 11-12599).

Кроме того, в качестве повода для прокурорских проверок используются материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской практики, указания вышестоящих прокуратур (решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 03.02.2015 по делу N 2-228/2015), а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона (п. 6 Приказа N 195).

Значительная часть проверок проводится на основании собственных планов работы прокуратур на ближайший календарный период (п. 1 Справочника N 1 Приказа N 295, постановление Восемнадцатого ААС от 07.04.2014 N 18АП-2321/14). Такие планы являются служебными документами, доступ к которым закрыт.

В силу п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не вправе подменять иные государственные органы. Поэтому проведение прокурорами проверок в отношении одних и тех же организаций незадолго до либо сразу после проверок органами контроля не поощряется. В целях защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности при организации прокурорских проверок прокурорам необходимо учитывать ранее проведенные внеплановые и плановые проверки (п. 3.1 приказа Генеральной прокуратуры РФ от 27.03.2009 N 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», далее — Приказ N 93), предварительно изучать ежегодный Сводный план проведения плановых проверок, а также данные о внеплановых проверках (абз. 11 письма Генеральной прокуратуры России от 20.07.2012 N 76/2-146-2012 «Об упорядочении направления поручений о проведении проверок в федеральные контролирующие органы», далее — Письмо N 76/2-146-2012).

Проверки могут быть приурочены к определенным событиям общественной жизни. Например, в период проведения избирательных кампаний прокуроры уделяют повышенное внимание вопросам соблюдения законодательства о выборах и о проведении публичных мероприятий (п. 7.3 Приказа N 195).

Кроме того, проверка может назначаться, если имеется соответствующее задание или указание вышестоящей прокуратуры, поручение Президента РФ или Председателя Правительства РФ (п.п. 2, 10, 11 Справочника N 1 Приказа N 295). Наконец, поводами к назначению сплошных или выборочных проверок в определённой сфере могут являться различные события, вызвавшие общественный резонанс и критические выступления в СМИ (например, пожар в доме-интернате, повлекший человеческие жертвы и т.п.).

До появления правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной им в Постановлении N 2-П, отсутствие информации о нарушении закона в отношении конкретного юридического лица или предпринимателя не свидетельствовало об отсутствии законных оснований для проведения прокурором проверки (постановления Шестого ААС от 19.02.2013 N 06АП-206/13; Второго ААС от 14.08.2009 N 02АП-3386/2009). Прокурорский надзор действует независимо от наличия информации о нарушении законов, с целью их предотвращения (постановления Двенадцатого ААС от 07.11.2013 N 12АП-8871/13; Шестого ААС от 02.08.2013 N 06АП-3515/13; Московского городского суда от 28.03.2012 N 4а-3525/11). Обратные решения были чрезвычайно редки (см. постановление Тринадцатого ААС от 09.04.2014 N 13АП-3057/14, решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила от 27.01.2012 по делу N 2-83/2012).

Читайте так же:  Очередь в банкротстве

Подобные решения появляются и после Постановления N 2-П. Так, в постановлении Семнадцатого ААС от 13.10.2015 N 17АП-12772/15 суд указал, что надзор прокуратуры действует постоянно и непрерывно, и на основании п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре ей не обязательно ждать поступления обращений заинтересованных лиц, чтобы начать проверку, а на таком направлении, как соблюдение законодательства о промышленной безопасности, прокурорский надзор действует независимо от наличия информации о нарушении законов, с целью их предотвращения; в Апелляционном определении от 04.06.2015 по делу N 33-3813/2015 СК по гражданским делам Оренбургского областного суда установил, что прокурор может осуществлять и самостоятельный надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Таким образом, обычно факт проверки для субъектов проверки становится полной неожиданностью, хотя в некоторых случаях ее назначение можно предугадать.

Основание для назначения проверки должно быть указано в мотивированном решении прокурора о проведении проверки, подлежащем доведению до сведения проверяемого лица (п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре, абз. 2 п. 2 резолютивной части Постановления N 2-П, см. также типовую форму решения о проведении проверки, утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 17.03.2017 N 172, далее — Приказ N 172). То же относится к решению прокурора о расширении оснований (следовательно, и пределов) проверки (абз. 2 п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре, абз. 5 п. 5.2 мотивировочной части Постановления 2-П, см. также типовую форму решения о расширении предмета проверки, утв. Приказом N 172).

Кроме того, недопустимо проведение повторных проверок одного и того же лица по одним и тем же основаниям, за исключением проверок устранения нарушений закона, выявленных в ходе первоначальной прокурорской проверки, и по которым прокурором было внесено представление (п. 12 ст. 21 Закона о прокуратуре (абз. 4 п. 2 резолютивной части Постановления N 2-П), и проверок, которые проводятся по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (абз. 2 п. 12 ст. 21 Закона о прокуратуре).

Прокурор вправе не проводить самостоятельно проверку по поступившим в прокуратуру материалам, а потребовать ее проведения от органов государственного контроля (надзора) (абзац 3 п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре, п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Такое требование оформляется поручением прокурора о проведении проверочных мероприятий в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя (внеплановой проверки).

Поручение, направленное в органы контроля, поднадзорные городским и районным прокуратурам, подписывает только прокурор города (района);

направленное в органы контроля (надзора) субъектов РФ и территориальные подразделения федеральных органов контроля в субъектах РФ — прокурор субъекта РФ или его заместитель;

направленное в органы контроля в федеральных округах — начальник управления Генеральной прокуратуры РФ или его заместитель;

поручение руководителям федеральных органов контроля направляется только через Генеральную прокуратуру РФ (п. 3.1 Приказа N 93).

Поручение должно содержать основания и подлежащие проверке вопросы (абз. 4 Письма N 76/2-146-2012). Такая внеплановая проверка проводится по правилам Закона N 294-ФЗ (п. 3 ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ), причем должностные лица органов контроля обязаны приступить к выполнению требований прокурора о проведении проверок незамедлительно (п. 4 ст. 22 Закона о прокуратуре). Руководитель органа государственного контроля на основании требования прокурора издает приказ о проведении внеплановой проверки, который является самостоятельным основанием для ее проведения (п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Уведомление организации (индивидуального предпринимателя) об этой проверке осуществляется по правилам ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ.

Прокурорская проверка: боевая готовность № 1

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Прокуратура – это орган, осуществляющий надзор за соблюдением законов во всех сферах общественной жизни. Прокуратора имеет самые обширные полномочия среди всех представителей власти, не считая правоохранительных органов. Поэтому если тот или иной госорган хочет проверить предпринимателя, он нередко действует в тандеме с прокуратурой, дабы задействовать широкий спектр ее полномочий в своих целях.

Прокуратура также может прийти к предпринимателю по своей инициативе в случае плановой проверки или проводя проверку по жалобе гражданина или иного лица.

Первые проводятся, если в прокуратуре запланировано, к примеру, на апрель проверить соблюдение предпринимателями трудового законодательства, а на май – деятельность предприятий строительной отрасли.

Кроме того, прокуратура уполномочена формировать ежегодный сводный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых различными государственными надзорными органами.

Перечень организаций, в отношении которых запланировано проведение проверки в текущем году, является публичным. Проверить информацию относительно своей организации можно в соответствующем сервисе на официальном сайте Генеральной Прокуратуры РФ.

Напомню, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (п. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Что касается внеплановых проверок, то жалоба может поступить от вашего конкурента, недовольного потребителя или иного недоброжелателя.

По данным Генеральной прокуратуры РФ в 2015 году 66% проверок носили именно внеплановый характер.

Если на пороге вашей организации появилось лицо с прокурорским служебным удостоверением, будет полезно знать следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор имеет право:

  • беспрепятственно входить на территории и в помещения любых коммерческих и некоммерческих организаций;
  • требовать от руководителей и сотрудников организаций представления документов, материалов и иных данных;
  • требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
  • требовать проведения ревизий деятельности подконтрольных организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушений законодательства;
  • инициировать привлечение лиц, виновных в нарушении закона, к административной и уголовной ответственности (если прокурор выявит нарушения, не относящиеся к предмету проверки, к примеру, налоговые, он обязан уведомить о них налоговую инспекцию, которая в свою очередь предпримет свои меры реагирования).
Читайте так же:  Добровольный выход из сро

Прокурор не имеет права:

  • вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организации;
  • истребовать излишние материалы, документы и сведения, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место;
  • возлагать на организации обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы.

Предприниматель (руководитель организации) обязан:

  • безусловно исполнить требования прокурора в установленный им срок;
  • безвозмездно предоставить всю требуемую прокурором информацию (справки, документы и их копии).

Последствия неподчинения требованиям прокурора

Умышленное невыполнение требований прокурора, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток (ст. 17.7 КоАП РФ).

Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до шести месяцев (ч. 2 ст. 294 УК РФ).

Краткий порядок действий при появлении прокурора (его заместителя или помощника) в вашем офисе

Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал юридическое сопровождение проводимой проверки.

Попросите должностное лицо органа прокуратуры предъявить служебное удостоверение и разъяснить предмет проверки, предъявить письменный документ, подтверждающий основания проведения проверки. В случае отказа в предъявлении подтверждающего проверку документа, официально запросите этот документ у прокуратуры, ведь согласно Приказу Генпрокуратуры России от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокурорский надзор осуществляется гласно, что означает, что вам должна быть доступна вся информация, касающейся вашей проверки. Подобные запросы прокуратура рассматривает в течение 15 дней. После получения запрошенного документа на нем можно основывать те или иные жалобы на действия прокурора.

Желательно организовать видео- или аудио-запись процесса прокурорской проверки.

Если прокурор требует представления документов, не относящихся к предмету проверки, вы можете предоставить эти документы, и в последствии обжаловать неправомерные действия прокурора через суд, либо отказать в предоставлении указанных документов, и в случае возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, доказывать неправомерность требований прокурора в суде. Если суд установит факт существования нарушения со стороны прокурора, решение суда можно будет впоследствии использовать в другом судебном процессе, например при обжаловании представления прокурора.

Если прокурор обращается к вам с абстрактным требованием представления «всех документов», вы можете отказать в нем до получения конкретного перечня требуемых для проверки документов, зафиксировав ваш отказ в письменной форме с обоснованием причин и уведомлением о готовности предоставить документы после определения конкретного круга, либо как в предыдущем случае, вы можете удовлетворить требования прокурора и далее подготовить жалобу на его незаконные действия.

Давать прокурору объяснения по обстоятельствам, относящимся к предмету проверки, лучше после консультации с юристом.

Передавайте документы прокурору только по описи.

В случае невозможности представления запрашиваемых документов письменно проинформируйте прокурора о причинах, препятствующих исполнить его требования, и сроках, в которые документы могут быть вами предоставлены.

Если до вас не дошли результаты проверки, воспользуйтесь своим правом – обратитесь в прокуратуру с заявлением об ознакомлении с материалами проверки.

Если прокурор вынес в ваш адрес представление или предостережение, и вы согласны с выявленными им нарушениями, устраните их в указанный в представлении срок, обязательно уведомив об этом событии прокурора в течение 30 календарных дней.

Если прокурор вынес в ваш адрес представление или предостережение, и вы не согласны с выявленными им нарушениями, вы можете обратиться с жалобой в суд. Срок на обжалование составляет три месяца со дня, когда проверяемому стало известно о нарушении его прав. Можно попробовать обжаловать представление вышестоящему прокурору, но в этом случае существует риск пропустить срок на обращение в суд, поэтому лучше сразу обращаться в органы судебной власти.

[2]

Заявление о предоставлении проверяемому лицу перечня документов для проведения прокурорской проверки

Заявление об отсрочке представления документов по требованию прокуратуры

По данным Генпрокуратуры РФ в 2015 году в прокуратуру поступило 4 412 370 жалоб, в ходе прокурорских проверок выявлено 5 141 906 случаев нарушений закона, из них 1 171 530 нарушений в сфере экономики. К дисциплинарной ответственности за нарушение закона в экономической сфере привлечено 163 692 лица, к административной ответственности – 55 839 лиц, возбуждено 7800 уголовных дел. Следование приведенным в статье инструкциям поможет вам не попасть в статистику органов прокуратуры.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой Роспотребнадзором, и рассмотрю наиболее уязвимые места предпринимателей в части соблюдения требований законодательства в области защиты прав потребителей, продажи товаров, санитарии и эпидемиологии.

Основания проведения прокурорских проверок исполнения законов в органах контроля

Согласно ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» п ри осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором .

Таким образом, поводами для прокурорской проверки в органах контроля могут быть:

    1. обращение в прокуратуру (как устное, так и письменное), содержащее информацию о нарушении законности в какой-либо сфере;
    2. материалы СМИ;
    3. задание вышестоящей прокуратуры;
    4. указание прокурора о проведении выборочной проверки исполнения законодательства в определенной организации, данное подчиненным работникам на основании сведений о нарушении законности (внеплановая проверка);
    5. проведение плановой проверки, осуществляемой согласно плану работы прокуратуры на полугодие, в который включена подобная проверка (запланирована на определенный месяц).

Выполнение стоящих перед прокуратурой задач по над­зору за исполнением законов предполагает наличие полной и объективной информации о нарушении законов, позволя­ющей систематически анализировать:

    • состояние, структуру и динамику правонарушений;
    • многочисленные обстоя­тельства, способствующие нарушениям.
Читайте так же:  Расторжение договора займа

В широком плане под информационным обеспечением прокурорского надзо­ра за исполнением законов понимается сбор, обработка, хранение (накопление) различных сведений (данных) в процессе его осуществления.

Наибольший интерес для прокуроров представляют сведения о нарушении законов.

Емкими источниками информации о нарушении законов являются:

    1. письменные и устные обращения граждан (жало­бы, заявления), поступающие в прокуратуру;
    2. сообщения средств массовой информации (периодической печати, ра­дио, телевидения);
    3. обращения в прокуратуру руководителей предприятий, учреждений, организаций, предпринимате­лей, фермеров и других юридических лиц, законные инте­ресы которых были нарушены;
    4. сообщения правоохрани­тельных органов и органов контроля о совершении правонарушений и принимаемых ими мерах.

Сведения о на­рушении законов содержатся также в уголовных и граждан­ских делах, материалах прокурорских проверок, представ­лениях, вносимых следователями по уголовным делам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Разнообразной информацией обладают контролирующие, надзорные и многие другие государственные органы специальной компе­тенции, осуществляющие функции государственного конт­роля за соблюдением законодательства, регулирующего от­ношения в определенных сферах общественной жизни. Поэтому прокуроры путем истребования из таких органов соответствующих материалов и сведений или непосред­ственно при посещении этих органов получают, в частно­сти, информацию:

    • о выявленных ими нарушениях законов, причинах нарушений и способствующих этому условиях;
    • о наступивших вредных последствиях в результате соверше­ния этих нарушений;
    • о принятых или принимаемых мерах по устранению и предупреждению нарушений законов;
    • о числе должностных лиц и граждан, привлеченных к адми­нистративной и иной ответственности;
    • о количестве и сум­мах заявленных исков в суды и арбитражные суды в возме­щение ущерба, причиненного нарушениями законов;
    • о количестве материалов, направленных в органы прокурату­ры и другие правоохранительные органы для решения воп­роса о возбуждении уголовного дела, и другую информа­цию.

В процессе организации работы по надзору за исполнени­ем законов необходимая прокурору информация о нарушении законов может быть получена в различных общественных организациях и движениях. Соответствующую информацию прокуроры получают при изучении и расследовании уголов­ных дел, при участии в рассмотрении судами уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, дел об административных правонарушениях.

Встречаясь с трудовыми и иными коллективами, гражда­нами по месту их жительства, с работниками профсоюзных органов, ведя прием посетителей, участвуя в работе пред­ставительных и исполнительных органов власти, различных совещаний и заседаний, прокуроры нередко получают ин­формацию о нарушениях законов.

Полученная прокурором информация о нарушениях зако­нов подлежит тщательному анализу, который позволяет видеть реальное состояние исполнения законов, определить те законы, которые нарушаются чаще, органы и должност­ных лиц, допускающих эти нарушения.

Глубокий и всесто­ронний анализ позволяет прокурору определить:

    1. содержание первоочередных мероприятий, которые в наибольшей мере могут способствовать предупреждению нарушений законов;
    2. наметить органы, где проверки исполнения зако­нов надлежит провести в первую очередь;
    3. проверки, проведение которых следует поручить другим органам.

Проверка прокуратурой предпринимателя

В наши дни любые предприятия, компании, организации вынуждают привыкать к постоянным проверкам со стороны надзорных органов.

Содержание статьи:

Государство, таким образом, учит руководство хозяйствующих субъектов соблюдать все правовые нормы, подчиняться установленным правилам; борется с любыми проявлениями коррупции. Среди всего спектра проверок, выделить хочется, именно прокурорские. Это, совершенно особенный вид контроля. Хотя бы потому, что любая прокурорская проверка носит надзорный характер и является реакцией государственного органа на нарушения, о которых стало известно. Источником мог стать кто угодно, жалоба в прокуратуру на работодателя (по ссылке подробнее о правилах составления и рассмотрения жалобы), даже СМИ.

У прокуратуры есть полномочия инициировать проверки самостоятельно, без каких-либо обращений. Прокуратура призвана следить за исполнением законодательства государственными органами, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями.

Прокуратура очень немного ограничена в своих правах, а потому, ее проверки относятся к самым непредсказуемым. Прокурор может обратить внимание на задолженность перед сотрудником, на не соблюдение прав человека, не соблюдение миграционного законодательства, на природоохранные нормы. К таким проверкам крайне сложно готовиться, потому это единственный вид проверок, у которого просто не прописан четкий регламент.

Для прокуратуры прописано лишь 3 основных правила:

  1. нельзя вмешиваться в текущую хозяйственную деятельность компании, можно изучать документацию, относящуюся к правонарушению;
  2. проверка должна быть проведена в течение 30 дней;
  3. установлены формы прокурорского реагирования: протест, представление, постановление прокурора, предупреждение.

В остальном, ограничений для прокурора не существует. С мая 2009 года Генпрокуратура РФ начала выкладывать в общий доступ ежегодный сводный график плановых проверок и размещать его на своем сайте.

Основания для проведения проверки прокуратурой

Пункт 6 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» говорит о том, что основаниями для проверки могут служить письменные или устные обращения граждан, сообщения в СМИ, обращения в прокуратуру руководителей предприятий, любых организаций, индивидуальных предпринимателей, любых юридических лиц, которые считают, что нарушены чьи-то интересы, совершенны правонарушения, есть признаки несоблюдения законодательства. Помимо этого, основанием для проверки может стать сообщение от правоохранительных органов или органов контроля.

Прокурорскую проверку легко можно организовать и по заданию вышестоящей прокуратуры либо проверка может осуществляться по заранее составленному графику, то есть быть плановой.

ПОЛЕЗНО: смотрите видео, почему юридическое сопровождение выгодно любой фирме не только при проверке со стороны прокурора, пишите свой вопрос в комментариях ролика

[1]

Порядок проведения проверки прокуратурой

Под прокурорской проверкой следует понимать проверку исполнения законодательных актов со стороны хозяйствующего субъекта, то есть, того, кого эта проверка настигла.

Во время проверки прокурор имеет право беспрепятственно входить в помещении проверяемой организации, после предъявления служебного удостоверения; имеет право получить доступ ко всей документации организации. Прокурор имеет право задавать вопросы специалистам компании, ее руководству, требовать пояснений. Если будут найдены нарушения законодательства, то специалисты компании и/или администрация компании будут вызваны в прокуратуру для дачи объяснений.

►Руководителям организаций следует помнить об одном нюансе. Прокурор хоть и должен иметь доступ к любой документации компании, но перечень ее все равно должен ограничиваться основанием проверки. Например, если проверяется медицинское учреждение по вопросу закупки оборудования, то прокурор никак не может потребовать предоставить статистические данные по пациентам или летальным исходам, то есть истребованная документация должна соотноситься с причиной проверки и не выходить за ее рамки.

Читайте так же:  Арбитражный заседатель

Срок прокурорской проверки по жалобе

Сроки проведения мероприятий по проверке организации не определены Федеральным законом «О прокуратуре». Но необходимые сроки четким образом определены российским Федеральным законом «По поводу порядка рассмотрения гражданских обращений». Также информация о сроках есть в Инструкции по поводу порядка обращения и дальнейшего приема граждан в системе российской прокуратуры, утверждено 17.12.2007г.

►Итак, после обращения граждан, других компаний или СМИ проверку следует провести в течение 30 дней. Если возникнет острая необходимость, то этот срок может быть увеличен еще на 11 дней.

Внеплановая проверка прокуратуры

Проверка прокуратуры без предупреждения осуществляется на основании ч. 1 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ». Основаниями для проведения такой проверки могут быть: обращения юридических или физических лиц, информация в СМИ, возникновение угрозы причинения вреда здоровью и жизни граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, музейным коллекциям, архивным фондам; наличие фактов нарушения прав потребителей; истечение срока выданного ранее предписания, факт его не исполнения; обращение любого из надзорных органов или вышестоящих организаций.

Как инициировать прокурорскую проверку?

Чтобы инициировать проверку достаточно обратиться с письменным заявлением в органы прокуратуры, указать основания, по которым следует провести проверку.

Коррупции — нет

Соблазн решить проблему, которая возникла в ходе проверки, за взятку есть у многих. Многолетняя Российская практика коррупционных схем и стандартов дает о себе знать и сегодня. Находятся такие, кто взятки берет, но в большинстве случаев, это приводит к очень серьезным последствиям, несоизмеримо большим, чем законное решение вопроса. Так в Курганской области не так давно был осужден человек, попытавшийся дать взятку следователю. Есть и другая сторона медали: однажды данная взятка может стать ежемесячной повинностью, аппетиты чиновников будут расти и однажды предприниматель просто не сможет откупиться.

В наши дни очень сильно возросло число обращений к адвокатам по вопросам, связанным с прокурорскими проверками – это говорит о том, что законным путем решать свои проблемы намного выгоднее, дешевле и явно безопаснее.

Как оспорить предписание прокурора?

Если в отношении Вашей организации прокурором все-таки вынесено предписание, то за разъяснением каких-либо его положений, вызывающих вопросы, можно обратиться непосредственному к должностному лицу, которое его вынесло.

Если же Вы полностью не согласны с вынесенным предписанием, следует обращаться в суд.

Заявление об оспаривании решения прокурора подается в суд не позднее трех месяцев со дня, когда стало известно о его вынесении. При этом закон содержит оговорку о том, что при наличии уважительных причин пропущенный трехмесячный срок может быть восстановлен судом.

Заявление об оспаривании представления прокурора должно содержать:

  • наименование и адрес суда, куда подается заявление,
  • наименование и данные заявителя,
  • данные предписания и наименование органа, которым это предписание вынесено,
  • доказательства того, что предписание является незаконным,
  • требование об отмене предписания,
  • при необходимости – ходатайство о приостановлении действия предписания

К заявлению следует приложить все документы, на которые Вы ссылаетесь, а также доказательства, подтверждающие Вашу позицию.

Такие дела Арбитражный суд рассматривает в течение трех месяцев со дня поступления заявления в суд. Этот срок может быт продлен судом до шести месяцев по причине особой сложности дела.

Наш адвокат в индивидуальном порядке поможет выбрать наиболее правильную линию поведения и защиты при получении с Вашей стороны предписания или будет защищать вас, как потерпевшего столкнувшегося с произволом в отношении своих прав и законных интересов.

СПЕЦИФИКА И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОКУРОРСКИХ ПРОВЕРОК В СФЕРЕ СОБЛЮДЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

магистрант кафедры трудового права Саратовская государственная юридическая академия,

Россия, г. Саратов

Право на труд является одним из важнейших прав человека и гражданина, оно закреплено на международном и национальном уровне. К числу важнейших международных актов в данной сфере следует отнести Конвенцию «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» от 1981 г. [2], Конвенцию «Относительно принудительного или обязательного труда» [1] от 1930 г. и ряд других. В ст. 37 Конституции РФ [3] закреплено право на труд в условиях, которые отвечают требованиям безопасности, вводится запрет на принудительный труд, гарантируется право на вознаграждение за труд без дискриминации.

В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) [6] регулирование трудовых отношений осуществляется трудовым законодательством, сюда относятся следующие нормативные правовые акты: ТК РФ, иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы), законы и иные акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления.

Меры ответственности за нарушение трудового законодательства установлены в Уголовном кодексе (далее – УК РФ), а также в Кодексе об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Так, в ст. 145.1 УК РФ [4] закреплена уголовная ответственность за полную и частичную невыплату заработной платы, пособий и иных установленных законом выплат. Несоблюдение безопасности труда влечет ответственность по ст. 143 УК РФ «Нарушение правил охраны труда» и др. Административная ответственность предусмотрена, например, ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» [5].

Одним из контролирующих органов, наделенных компетенцией надзора за соблюдением Конституции РФ и принятых в ее продолжении законов, в т.ч. в сфере трудовых правоотношений, является прокуратура. Исходя из нормы ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) [7] предмет прокурорского надзора за соблюдением трудового законодательства – это соблюдение норм, установленных Конституцией РФ, ТК РФ, иными федеральными и региональными законами, регулирующими трудовую сферу.

Соответственно, субъекты представлены следующими организациями и лицами – федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и предприятия всех организационно-правовых форм собственности и их должностные лица, индивидуальные предприниматели. Помимо этого, прокуратура проводит проверку в части соответствия действующему законодательству правовых актов, которые издают поднадзорные прокуратуре органы и должностные лица в сфере трудовых правоотношений.

Читайте так же:  Гражданская правоспособность

В процессе осуществления надзора за соблюдением трудовых прав граждан прокуроры должны руководствоваться приказом Генеральной прокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» [8] (в п. 7.1 указано на необходимость уделять повышенное внимание защите трудовых прав граждан), и указанием Генеральной прокуратуры РФ «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности» [9].

Принимая во внимание требования, вытекающие из указанных актов, следует выделить основные задачи прокурорского надзора за соблюдением трудового законодательства:

— системное поступление и анализ информации о соблюдении трудового законодательства;

— своевременное и полное выявление и устранение нарушений в рассматриваемой сфере;

— предупреждение и профилактика нарушений;

— обеспечение принятия мер по привлечению к ответственности виновных за нарушения норм трудового законодательства лиц;

— выявление и устранение причин и условий, содействующих нарушению трудового законодательства;

— обеспечение эффективного взаимодействия прокуратуры с компетентными органами, общественными организациями и пр.;

— содействие (в установленных законом пределах и формах) совершенствованию трудового законодательства.

Существенное условие для правильной организации надзора за соблюдением трудового законодательства представляет надлежащее информационное обеспечение прокурорской деятельности. Обязанность по проведению информационно-аналитической работы следует из ч. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, где указано, что проверки исполнения законов производятся на основании информации о фактах нарушения законодательства, поступившей в органы прокуратуры. Соответственно, собственно аналитическая работа должна быть построена на основе дифференцированного подхода, следует акцентировать внимание именно на актуальных проблемах, имеющих место в том или ином регионе.

Достаточно значимым представляется анализ состояния законности в трудовой сфере с учетом количества и характера совершаемых правонарушений. К источникам информации о правонарушениях относятся обращения граждан и организаций; сведения, полученные из СМИ; отчетные сведения о работе уполномоченных контролирующих органов; прокурорская, судебная статистика и пр. Анализ и обобщение информации о состоянии законности в трудовой сфере представляет собой надежную основу для правильного выбора объекта надзорной проверки, подготовки перечня основных вопросов и выработки методики их решения.

Важно принимать во внимание тот факт, что обязательным для исполнения прокурорами являются требования, изложенные в ч. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре – при надзоре за исполнением законов органы прокуратуры не могут подменять иные государственные органы. Как ранее упоминалось, проверки исполнения законодательства, в частности трудового, производятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации, требующих мер прокурорского реагирования. Основание для проведения внеплановой проверки – требование прокурора о ее проведении в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (ст. 360 ТК РФ).

Согласно п. 6 Приказа Генпрокуратуры России «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», поводом для прокурорских проверок могут служить:

— материалы судебных дел (уголовные, гражданские, арбитражные, административные);

— результаты статистики, а также прокурорской и правоприменительной практики;

— иные материалы, содержащие достоверные и достаточные сведения о факте нарушения законодательства, в частности, трудового.

Перечень вопросов, которые подлежат выяснению, прокурор готовит при подготовке к проверке, на основе характера дела, правового статуса проверяемого объекта и пр. В частности, сюда относится проверка соблюдения условий трудового договора, выплаты заработной платы и пр. Также прокуроры могут осуществлять проверку в центрах занятости населения. При осуществлении надзора прокуроры также руководствуются п. 1 указания Генпрокуратуры России от 06.07.2000 [9], он обязывает обеспечить своевременную и тщательную проверку при каждом случае производственного травматизма на предприятиях и в организациях, вне зависимости от форм собственности.

Качество проводимых проверок контролирующими органами, может оцениваться посредством проведения встречных проверок организаций. По совокупности данных показателей прокурор оценивает, насколько полно и эффективно проверяемым органом (например, государственная инспекция труда) выполняются задачи и функции по обеспечению соблюдения трудового законодательства, возложенные на него законом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, органы прокуратуры и их должностные лица осуществляют проверку заявлений, жалоб и иных сообщения о нарушении законодательства, разъясняют пострадавшим порядок защиты нарушенных прав, принимают меры по предупреждению и пресечению нарушений, привлечению к ответственности виновных лиц, возмещению причиненного ущерба. В случае наличия оснований полагать, что имеет место преступление или административное правонарушение, прокурор принимает меры, направленные на уголовное преследование или возбуждает производство об административном правонарушении (ст. 27 Закона о прокуратуре).

Следует отметить, что несмотря на наличие значительного количества нормативных правовых актов, регулирующих осуществление прокурорского надзора за соблюдением трудового законодательства, практически отсутствуют нормы, которые регулируют порядок информационного обеспечения прокурорской деятельности, аналитической работы, необходимо принятие мер (например, установленной методики сбора и обработки информации), упорядочивающих анализ и обобщение информации о состоянии законности в сфере соблюдения трудового законодательства.

Список литературы:

[3]

Источники


  1. Рыжаков, А. П. Защитник в уголовном процессе / А.П. Рыжаков. — М.: Экзамен, 2016. — 480 c.

  2. Ло, Реймонд Фен-Шуй и анализ судьбы; София, 2011. — 224 c.

  3. Картрайт, Г. Обвиняется в убийстве. История судебных процессов над Калленом Дэвисом / Г. Картрайт. — М.: Прогресс, 2017. — 384 c.
  4. Общество с ограниченной ответственностью. Судебная практика, официальные разъяснения и рекомендации. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 128 c.
  5. Миронов, Иван Борисович Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Миронов Иван Борисович. — М.: Книжный мир, 2015. — 216 c.
Порядок проведения прокурорской проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here