Понятие и виды перевозки

Ответы на вопросы по теме: "Понятие и виды перевозки" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Понятие и виды перевозки

Глава III. ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

Основой транспортного процесса является перемещение груза из одной точки в другую. Перемещение грузов представляет собой основу любого движения. Перемещение — это преодоление какого-нибудь пространства, занятие другого места [106].

Перемещение груза может быть осуществлено в форме перевозки груза, транспортировки груза, буксировки груза. В работе весьма подробно рассматривается каждый вид такого перемещения.

§ 1. Понятие и виды договоров перевозки

В договоре перевозки грузов участвуют транспортная организация, которая осуществляет перевозку, и грузоотправитель, сдающий груз для перевозки и уплачивающий провозную плату (ст. 785 ГК РФ). Обычно грузоотправитель сдает груз транспортной организации, называя третьего участника транспортного процесса — грузополучателя, с которым он связан обязательством и которому груз должен быть выдан в пункте назначения.

Таким образом, договор перевозки груза можно определить как договор, в соответствии с которым одна сторона — перевозчик — обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а вторая сторона — отправитель груза — обязуется уплатить за перевозку установленную плату [107]. Из приведенного определения можно сделать вывод, что договор перевозки по своему характеру является возмездным и взаимным. Он является возмездным, так как за перевозку перевозчик получает вознаграждение, и взаимным, поскольку перевозчик обязан перевезти груз и имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести эту провозную плату и имеет право на перевозку сданного груза. Договор перевозки грузов считается заключенным с момента принятия перевозчиком груза и, следовательно, относится к числу реальных договоров.

Вместе с тем в отдельных случаях этот договор может быть консенсуальным. Договор перевозки считается консенсуальным, когда перевозчик обязуется предоставить транспортные средства раньше вручения груза для перевозки. Например, на морском транспорте договор перевозки, именуемый договором фрахтования, или чартером, является консенсуальным. Кроме того, договор перевозки грузов носит публичный характер. Однако для признания договора перевозки грузов публичным договором необходимо соблюдение определенных условий, предусмотренных ст. 789 ГК РФ. К числу таких условий относится перевозка грузов транспортом общего пользования, в качестве которой признается перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что она обязана осуществлять перевозки грузов по обращению любого физического или юридического лица. И второе, не менее важное условие: перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки грузов, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, должен быть обязательно опубликован в установленном порядке.

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора. Цена услуг, работ, оказываемых коммерческой организацией при перевозке грузов, устанавливается одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актов допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Отказ коммерческой организации от заключения договора при наличии такой возможности не допускается (ст. 426 ГК РФ).

В зависимости от того, каким транспортом перевозятся грузы, перевозки подразделяются на железнодорожные, морские, речные, воздушные и автомобильные. Такая классификация обусловлена тем, что отношения, связанные с перевозкой грузов, регулируются законодательством, которое применяется к соответствующему виду перевозки.

Различают перевозки, осуществляемые в местном, прямом и прямом смешанном сообщении.

[2]

Местными называются перевозки в пределах одного транспортного предприятия (железной дороги, пароходства и т.д.).

Прямыми признаются перевозки, в выполнении которых по одному документу участвует несколько предприятий одного вида транспорта. Так, прямой будет перевозка железной дорогой по одному документу (накладной) из Москвы в Иркутск, поскольку груз в этом случае перевозится несколькими предприятиями железнодорожного транспорта (Московской, Свердловской, Иркутской и другими дорогами).

Прямой смешанной перевозкой считается перевозка, при которой на основе одного документа груз перевозится различными предприятиями нескольких видов транспорта. Примером такой перевозки может служить доставка груза от Москвы до Астрахани по железной дороге, а от Астрахани до одного из портов на Каспийском море (на территории России) морским транспортом.

На морском транспорте различают перевозки в малом каботаже, в большом каботаже и в заграничном сообщении. Под малым каботажем понимают перевозку грузов между российскими портами одного и того же моря. К большому каботажу относятся перевозки груза, осуществляемые между российскими портами разных морей, даже если судно при этом проходит через иностранные воды. Перевозка из российских портов в иностранные порты или обратно признается перевозкой в заграничном сообщении.

Воздушный кодекс не подразделяет перевозки на отдельные виды, однако содержит некоторые особые правила для международных перевозок (гл. XI ВК).

Международные полеты воздушных судов выполняются на основе международных договоров Российской Федерации или разрешений, выдаваемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила международных полетов воздушных судов и другая информация, необходимая для осуществления международных воздушных сообщений, публикуются в сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации.

На автомобильном транспорте перевозки подразделяются на городские, пригородные, междугородные и международные (ст. 4 УАТиГЭТ).

К городским перевозкам относятся перевозки в пределах черты города (другого населенного пункта); к пригородным — перевозки за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 км включительно; к междугородным — перевозки за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км; к международным — перевозки за пределы или из-за пределов Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации. Городские, пригородные, междугородные и международные перевозки грузов и пассажиров осуществляются перевозчиком на основании лицензии, выданной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Безусловно, важным условием при перевозке грузов является разграничение понятий «перевозка грузов» и «транспортировка грузов».

В действующем законодательстве, ряде федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации применены понятия «транспортирование грузов» и «перевозка грузов». Так, в ст. 15 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [108] говорится о грузах, которые «хранятся, транспортируются», а в Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» [109] в ст. 1 «Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе» применяются понятия «перевозка» и «транспортирование оружия». Статья 25 данного Закона называется «Учет, ношение, перевозка, транспортирование, уничтожение, коллекционирование и экспонирование оружия», т.е., перечисляя эти понятия, законодатель полагает, что они не тождественны и означают разные формы перемещения оружия. В Правилах оборота боевого, ручного, стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1997 г. N 1314 [110], также используются оба эти понятия, а разд. VI Правил носит название «Перевозка и транспортирование оружия».

Читайте так же:  Юридическое лицо ооо

Таким образом, понятия «транспортирование грузов» и «перевозка грузов» не тождественны. Перевозкой считается такое перемещение грузов, которое осуществляется в соответствии с положениями гл. 40 ГК РФ, т.е. с обязательным заключением договора перевозки и соблюдением всех правил, установленных на том виде транспорта, на котором осуществляется эта перевозка. При транспортировании грузов соблюдение этих положений не обязательно.

[106] Малый толковый словарь. М.: Русский язык, 1990. С. 368, 369.

[107] Такое определение договора перевозки грузов дается во всех ныне действующих транспортных уставах и кодексах. Такое же определение договора перевозки было дано в Гражданском кодексе РСФСР 1964 г.

Грузоперевозки — понятие, виды, особенности

Грузоперевозки — это процесс перемещения из одного места в другое каких-либо грузов. Груз для перевозки может быть разнообразным и по своим свойствам и назначению, по способу и видам транспортировки грузов.

Грузоперевозки классифицируются по видам используемого транспорта (морские, железнодорожные, автотранспортные, авиаперевозки, трубопровод); по территориальному признаку (внутригородские, междугородные, международные); по видам участвующего в перевозке транспорта (одновидовые, смешанные, комбинированные); по способу ответственности (интермодальные, мультимодальные).

Груз для перевозки

Железнодорожный транспорт чаще всего используется при перевозке грузов больших объемов. Огромная грузоподъемность железнодорожного транспорта является бесспорным преимуществом для перевозки продукции горнодобывающего и химического производства, тяжелой промышленности.

Перевозки авиатранспортом эффективно использовать для очень быстрого перемещения груза для перевозки, когда высокая цена на данный вид перевозки будет компенсироваться кратчайшими сроками доставки.
Морские перевозки наиболее затратные по количеству энергии и трудовых ресурсов, это один из самых сложных видов перевозки, он требует соблюдения множества условий, как юридических, так и непосредственно связанных со способом отгрузки и условиями транспортировки груза.

Трубопровод — специфический вид транспорта, к которому относятся магистральные нефтепроводы и газопроводы.
Выбор того или иного вида транспорта зависит от таких критериев, как затраты на погрузку и транспортировку, срок поставки, географические особенности, надежность и безопасность транспортирования, доступность транспорта, а также от физических свойств груза для перевозки.

По территориальному признаку грузоперевозки бывают внутригородские, междугородные, международные. Если точки отправления и назначения доставки находятся в пределах одного административного объекта, грузоперевозка является внутригородской, если транспортирование груза происходит с пересечением административной границы объекта — это междугородные перевозки. В случае, если груз для перевозки пересекает государственные границы стран, речь идет о международной перевозке.

В перевозке одного груза может быть задействовано один или несколько видов транспорта.
Одновидовые (унимодальные) перевозки осуществляется одним видом транспорта. Если свойства груза, а также географическое положение пункта назначения позволяют, то предпочтительнее использовать один вид транспорта, что позволяет экономить время на перегрузках и складировании, а также сокращает риск утраты и порчи груза.
Смешанные грузоперевозки производятся двумя видами транспорта. Чаще всего это железнодорожно-автомобильный, речной-автомобильный, морской-железнодорожный. Смешанная перевозка оформляется несколькими товарно-транспортными документами и требует четкого взаимодействия всех участвующих в перевозке звеньев.
Комбинированные грузоперевозки включают в себя более двух видов транспорта.

По способу распределения ответственности грузоперевозки делят на интермодальные и мультимодальные. Оба вида производятся несколькими видами транспорта и отличаются тем, что при интермодальных перевозках за доставку отвечает один из перевозчиков, грузоперевозки оформляются несколькими транспортными документами. В мультимодальных перевозках ответственность за доставку несет транспортно-экспедиторская компания, грузоперевозка оформляется единым документом.

Если у вас есть груз для перевозки и вы ищете транспортную компанию — позвоните по телефону:

Гражданское право России

Понятие и виды транспортных перевозок

Транспортные перевозки играют огромную роль в экономике Российской Федерации. Это важнейшая среда хозяйственной деятельности нашей страны, и ее цель — своевременный и эффективный процесс перемещения грузов, товаров и пассажиров. Поэтому законодатель уделяет сегодня огромное внимание отношениям, которые складываются в области транспортировки грузов, пассажиров и их багажа, и они регулируются не только ГК РФ но и многочисленными нормативными правовыми актами — транспортными уставами и кодексами, иными законами и правилами. В настоящее время к основным нормативным актам в области транспорта относятся: Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ (с изм. от 29 июня 2005 г.); Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» (с изм. от 7 июля 2003 г.); Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (с изм. от 20 декабря 2005 г.); Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совмина РСФСР от 8 января 1969 г. № 12 (в ред. от 18 февраля 1991 г., с изм. от 28 апреля 1995 г.); Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (с изм. от 18 июля 2006 г.).

Огромное значение для регулирования отношений в области транспорта имеют нормативные акты Правительства РФ и транспортных ведомств, которые издаются во исполнение прямого поручения, содержащегося в транспортных уставах и кодексах (например, ст. 5 КТМ), а также международные соглашения России, например: Международная конвенция для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасения на море, 1910 г., Конвенция для унификации некоторых правит, касающихся международных воздушных перевозок. 1929 г., Конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте, 1924 г. (Гамбургские правила).

Кроме того, на железнодорожном транспорте в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 г. № 384 «О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» (с изм. от 20 декабря 2004 г.) осуществляются трансформация отношений собственности, кардинальное изменение существа правоотношений, связанных с организацией и обеспечением перевозочного процесса, развитие конкурентной среды в сфере железнодорожных перевозок, возможность функционирования независимых перевозчиков.

Правовое обеспечение реформы предусмотрено Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (с изм. от 7 июля 2003 г.), Федеральным законом от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (с изм. от 22 августа 2004 г.) и другими нормативными правовыми актами.

В результате преобразований создано ОАО «Российские железные дороги», устав которого утвержден постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 г. № 585 (с изм. от 17 августа 2005 г.). При этом в соответствии с Законом о железнодорожном транспорте в Российской Федерации имущество железнодорожного транспорта может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности в соответствии с законодательством РФ (п. 6 ст. 1).

В указанных законодательных и иных актах, исходя из видов участвующих в перевозке транспортных организаций, количества их при доставке одного и того же груза или пассажиров, особенностей организации перевозочного процесса, транспортные перевозки подразделяются на следующие виды: железнодорожные, автомобильные и перевозки, осуществляемые морским, речным транспортом и авиацией; грузовые и пассажирские; местного сообщения (на всех видах транспорта), прямого сообщения (на всех видах транспорта. кроме морского), прямого смешанного сообщения (на всех видах транспорта).

Читайте так же:  Без прописки штраф

Перевозки в местном сообщении осуществляются одним транспортным предприятием; перевозки прямого сообщения выполняются по одному транспортному документу несколькими транспортными предприятиями одного вида; перевозки прямого смешанного сообщения также осуществляются по одному транспортному документу, оформляемому на весь путь следования пассажира, багажа или груза, но предприятиями различных видов транспорта.

В законодательстве различаются также каботажные перевозки — выполняемые между российскими портами, и перевозки в заграничном сообщении. Перевозки в большом каботаже производятся между портами, расположенными на разных морях, в малом каботаже — между портами, расположенными в пределах одного моря.

В связи с этим при перевозке перемещается транспортное средство (автомобиль, вагон) вместе с грузом. При транспортировке осуществляется не только перевозка, но и перемещение груза любым способом, например, перекачка нефти, подача газа по трубопроводам. При транспортировке таким способом движется только продукция: нефть, газ. Не является перевозкой также сплав леса по реке без участия транспортного средства.

По закону в правоотношении, возникающем в ходе транспортных перевозок, выделятся два самостоятельных обязательства: первое — предоставить транспорт и предъявить груз к перевозке, второе — перевезти вверенный перевозчику грузоотправителем груз и вручить его получателю. В качестве основания возникновения первого обязательства служит соглашение сторон (грузоотправителя и транспортной организации) о виде подаваемых под погрузку транспортных средств, содержащее необходимые сведения о грузе, месте погрузки и другие данные, необходимые для организации транспортного процесса.

В условиях стабильных объемов перевозок грузов и сложившихся хороших отношений сторон указанные правоотношения могут возникнуть по результатам заключения долгосрочных договоров об организации перевозок, содержание которых раскрывается в ст. 798 ГК РФ.

По договору об организации перевозки грузов, как сказано в ч. 2 ст. 798, перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В таком договоре определяются объемы перевозок (количество груза в тоннах, иных единицах измерения), сроки предоставления транспортных средств, требования, предъявляемые к транспортным средствам и грузам, порядок расчетов и иные условия организации перевозки. Однако при отсутствии такого договора транспорт предоставляется на основании заявок (заказов) на транспорт, подаваемых грузоотправителем и принимаемых (акцептуемых) перевозчиком в соответствии с транспортными уставами, кодексами и Правилами перевозок.

На железнодорожном транспорте может быть также заключен долгосрочный договор о перевозке грузов, но чаще всего при систематических регулярных перевозках грузоотправитель в установленном порядке подает месячную заявку на перевозку, которая именуется развернутым месячным планом перевозок. При наличии такого договора стороны обычно согласовывают месячные, декадные объемы перевозки грузов, количество груза в тоннах, которое будет перевезено за тот или иной промежуток времени.

Подача и принятие перевозчиком заявки — это определенная законом процедура заключения соглашения о предоставлении транспорта.

Объемы перевозок, которые при регулярных перевозках приняты, согласованы сторонами и за невыполнение которых транспортные уставы и кодексы предусматривают ответственность, именуются в них планами перевозок, а ответственность — ответственностью за невыполнение плана перевозок; т.е. здесь речь идет об ответственности за неподачу транспорта и непредъявление к перевозке груза в количестве (объеме), согласованном сторонами.

По закону на автомобильном, речном и морском транспорте стороны могут детализировать показатели отгрузки в согласованном графике. График — документ, определяющий расписание подачи транспорта (тоннажа) и предъявления груза в установленном объеме в соответствующие дни и часы в течение планируемого периода (декады, месяца).

Имея на руках соглашение, определяющее объемы перевозок и порядок их выполнения (план перевозок, заявок и др.), отправитель обязан выставить конкретный груз, готовый к отправке, а перевозчик — предоставить соответствующие транспортные средства, пригодные для перевозки этого груза. Предмет исполнения указанного обязательства определяется специфическими чертами: отправитель обязан предъявить к перевозке груз в соответствующем объеме (количестве), а транспортное предприятие — предоставить достаточное для его перевозки количество транспортных средств. Отправитель не может требовать предоставления ему вагона или автомашины с определенным номерным знаком или судна, индивидуализированного соответствующим названием.

Закон требует, чтобы, например, перевозка грузов морем осуществлялась на строго определенных судах. Основанием для возникновения обязательства перевести груз на определенном судне является специальный договор фрахтования судна — чартер (ст. 120 Кодекса торгового мореплавания — КТМ). Воздушный кодекс РФ также предусматривает возможность фрахтования воздушных судов и оформление чартера (ст. 104).

Согласно законодательству подача транспортных средств, не пригодных для перевозки груза, или предъявление его в недостойном состоянии, а также если груз не приведен отправителем в надлежащее состояние в срок, обеспечивающий своевременную отправку, квалифицируется как неисполнение обязательства, предусмотренного в соглашении об объемах перевозок. Причем за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, которые вытекают из соглашения об объемах перевозок, стороны несут имущественную ответственность.

Ответственность за невыполнение согласованных объемов перевозок наступает независимо от вины должника. Законодатель предусмотрел четкий перечень оснований освобождения от ответственности за невыполнение объемов перевозок. Для грузоотправителей и перевозчиков такими обстоятельствами считаются: стихийные явления, создающие невозможность исполнения обязательства подать транспорт, предъявить груз и выполнить погрузочно-разгрузочные работы (п. 2 ст. 794 ГК РФ, ст. 106, 107 ТУЖД, п. «а» ст. 131 УАТ); временное запрещение или ограничение погрузки и перевозки в определенных направлениях компетентными органами (ст. 106, 107 ТУЖД, п. «в» ст. 131 УАТ); военные действия (п. 2 ст. 794 ГК РФ).

Наряду с этим грузоотправители могут освобождаться от ответственности по причине аварии, в результате которой работа была прекращена на срок не менее трех суток.

Закон также требует, чтобы обязательство предоставить транспорт и использовать его могло быть выполнено реально. Однако иногда такое обязательство бывает исполнено ненадлежащим образом. Тогда имущественная ответственность наступает не только за невыполнение согласованных объемов перевозок, но и за нарушение других вытекающих из них обязанностей.

Так, транспортные уставы и кодексы предусматривают ответственность в виде штрафа: грузоотправителей — за сверхнормативные простои транспорта (ст. 141, 142 УАТ, ст. 197 УВВТ), неправильное оформление транспортной накладной (ст. 145 УАТ); кроме того, взыскиваются убытки, причиненные перевозчику (ст. 113 ТУЖД, ст. 145 УАТ, ст. 198 УВВТ); перевозчика — за подачу под погрузку неочищенного подвижного состава (ст. 121 ТУЖД), опоздание подачи транспортного средства по графику (ст. 129 УАТ, п. 9 Положения о взаимной имущественной ответственности предприятий морского транспорта Министерства морского флота и отправителей за невыполнение плана перевозок грузов в каботаже) и за другие нарушения обязанностей, направленных на обеспечение выполнения обязательства принять грузы к перевозке.

Читайте так же:  Передача имущества в казну

Данные меры ответственности применяются независимо от того, выполняется ли в итоге согласованный объем перевозок, и независимо от взыскания штрафа за его невыполнение.

Основанием к заключению договора перевозки грузов является предъявление груза к перевозке и его принятие. Следовательно, соглашение по объемам перевозок влечет и возникновение обязательства заключить договор перевозки.

Понятие и виды договоров перевозки

Понятие и виды договора перевозки

Понятие договора перевозки включает в себя обязательства одного лица (перевозчика) по осуществлению действий по перемещению груза, физического лица (пассажира) или багажа в определенное место назначения (т. е. оказание транспортных услуг) и корреспондирующую обязанность отправителя груза / пассажира оплатить данные услуги перевозчика.

Одной из основных классификаций перевозки является следующее деление договоров по объекту транспортировки:

  • перевозка грузов;
  • перевозка пассажиров;
  • перевозка багажа.

Разделение договоров перевозки производится также по иным параметрам: типу транспорта, числу транспортных организаций, участвующих в перевозке, количеству груза и др., о чем более подробно рассказывается ниже.

Базовые положения договора перевозки регламентируются Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ). Вместе с тем в зависимости от вида перевозки при регулировании транспортных отношений следует руководствоваться специальными нормативными правовыми актами, а именно:

  • Воздушным кодексом РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее — ВК РФ);
  • законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ;
  • законом «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа…» от 13.07.2015 № 220-ФЗ;
  • Кодексом торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее — КТМ РФ);
  • Кодексом внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ и др.

Понятие и виды договоров перевозки груза

Понятие договора перевозки грузов дано в ст. 785 ГК РФ, согласно которой перевозчик обязуется доставить переданное ему отправителем имущество (груз) по конкретному адресу и передать его уполномоченному лицу (получателю), а грузоотправитель должен внести соответствующую плату за оказанные транспортные услуги.

Договоры перевозки (в том числе грузов) разделяются по следующим основаниям:

  1. Типу транспорта:
    • перевозка железнодорожным транспортом;
    • перевозка внутриводным транспортом;
    • перевозка воздушным транспортом;
    • перевозка морским транспортом;
    • перевозка автомобильным транспортом;
  2. Количеству транспортных компаний, организующих перевозку:
    • перевозка в местном сообщении (транспортировкой занимается одна транспортная компания);
    • перевозка в прямом сообщении (транспортировка, совершаемая несколькими транспортными компаниями одного типа транспорта);
    • комбинированная перевозка (транспортировка несколькими транспортными компаниями и отличающимися типами транспорта).

В свою очередь, перевозки также могут быть классифицированы внутри некоторых типов транспорта. Например, перевозки автомобилем делятся:

  • на городские — транспортировка в границах города;
  • пригородные — транспортировка за границами города на расстояние до 50 км включительно;
  • междугородние — транспортировка за пределами города на расстояние более 50 км и др.

Подробнее об автомобильных перевозках рассказывается в статье Договор на перевозку грузов автомобильным транспортом (образец).

По количеству груза на железнодорожном транспорте выделяются перевозки:

  • мелкие;
  • повагонные;
  • перевозки полными составами.

Содержание договора перевозки груза

Договор перевозки считается заключенным с момента вручения груза перевозчику с сопутствующими транспортными документами (накладной, коносаментом).

Содержание договора перевозки груза составляют определенные сторонами условия, среди которых большое значение имеют предмет договора, срок и цена перевозки.

Предмет договора перевозки груза — транспортная услуга по перемещению имущества из одной точки координат в другую, хранению груза, осуществлению погрузочно-разгрузочных работ и иных действий. Для согласования предмета договора сторонам необходимо определиться со следующими моментами:

  • характеристиками груза (наименованием, количеством, весом, размером и т. д.);
  • адресами отправки и доставки груза.

Важным условием договора является также срок доставки и выдачи груза получателю. Данный период определяется транспортными уставами и кодексами исходя из типа и скорости транспорта, преодолеваемого расстояния и др. параметров. При отсутствии такого срока в законе применяется принцип разумности (ст. 792 ГК РФ).

Цена перевозки представляет собой провозную плату за оказываемые перевозчиком услуги. При наличии в законе специальных положений о стоимости перевозки и/или утвержденных государством тарифов (например, при перевозках общественным транспортом) стороны обязаны применять соответствующий расчет цены (ст. 790 ГК РФ).

ВАЖНО! В судебной практике прослеживается неоднозначная позиция об указании в договоре перевозки таких условий, как срок и цена транспортировки, поскольку они могут быть определены на основании положений закона.

Виды договоров перевозки: разовый и долгосрочный договор

В зависимости от длительности отношений между отправителем и перевозчиком выделяются следующие виды договора перевозки:

  • разовый договор;
  • договор об организации перевозок.

Разовое соглашение предполагает транспортировку конкретного груза с индивидуальными (например, спортивный инвентарь) или родовыми признаками (продовольственная продукция). Как правило, для разовой перевозки не обязательно составлять документ в письменной форме. Перевозка осуществляется по заявке (заказу) и подтверждается транспортной накладной.

Подробнее о перевозке по заявке рассказывается в статье Договор-заявка на перевозку груза (образец).

Договор перевозки пассажира и багажа также подпадает под признаки разовой перевозки. Обычно заключение такого договора осуществляется в устной форме, а оказание транспортных услуг подтверждается пассажирским билетом, багажной квитанцией и др. документами.

Подробнее о перевозке пассажира рассказывается в статье Договор перевозки пассажиров и багажа (образец).

Договор об организации перевозок носит долгосрочный характер и имеет целью оптимизировать процесс повторяющейся транспортировки грузов. По нему в обязанности перевозчика входит приемка груза в определенные сроки, а в обязанности грузоотправителя — своевременное представление к перевозке имущества (товаров) в соответствующем количестве (ст. 798 ГК РФ).

В договоре об организации перевозок определяются, как правило, следующие условия:

  • количество перевозимого груза;
  • сроки отправки и доставки;
  • порядок осуществления расчетов;
  • иные условия, согласованные сторонами.

Образец договора морской перевозки груза

Договор морской перевозки груза предполагает транспортировку перевозчиком имущества после его получения от отправителя в конкретное место (порт назначения) и его дальнейшую передачу уполномоченному лицу. За перевозку груза должна быть внесена соразмерная плата — фрахт.

Морская перевозка может осуществляться с предоставлением для транспортировки целого корабля или его части (палубы, трюма и др.). Такой договор именуется чартером (ст. 115 КТМ РФ), а перевозка — трамповой. Договор перевозки груза может и не содержать такое условие, и тогда будет иметь место линейная перевозка.

Помимо стандартных условий договора перевозки (предмета, срока и цены), стороны договора морской перевозки согласовывают также следующие условия:

  • сталийное время (период, в течение которого перевозчик подает судно для погрузки груза и ожидает его получения без взимания дополнительной платы);
  • контрсталийное время (период, когда за дополнительное время ожидания взимается установленная плата);
  • размер компенсации за убытки перевозчика в случае задержки судна свыше контрсталийного срока;
  • обязательства перевозчика обеспечить мореходное состояние судна (ст. 124 КТМ РФ) и др. условия.
Читайте так же:  Лицензия может быть аннулирована

Образец договора морской перевозки груза можно скачать по ссылке: Договор морской перевозки груза (образец).

Договор воздушной перевозки пассажира

В зависимости от территории перемещения воздушные перевозки подразделяются:

[3]

  • на внутренние, при которых пункты посадки и прибытия расположены в пределах РФ;
  • международные, при которых любой из вышеуказанных пунктов находится за пределами РФ.

Порядок осуществления перевозок воздушным транспортом регламентирован ВК РФ, а также Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок…», утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 № 82.

Договор воздушной перевозки пассажира заключается между перевозчиком, имеющим лицензию в области авиации, и физическим лицом — пассажиром и подтверждается билетом и багажной квитанцией.

ВАЖНО! Согласно авиационным правилам определенные категории граждан вправе рассчитывать на льготы при покупке билета, например при перевозке несовершеннолетних детей и др.

В обязанности перевозчика по договору перевозки воздушным транспортом входят:

  • транспортировка пассажира по указанному в билете рейсу в пункт назначения с предоставлением ему конкретного места на воздушном транспорте;
  • перемещение багажа пассажира в пункт назначения и выдача его пассажиру или другому уполномоченному лицу;
  • оказание пассажирам сопутствующих перелету услуг согласно правилам данного перевозчика (регистрация пассажиров, погрузка в самолет и т. д.);
  • информирование пассажиров о правилах полета и безопасности на борту воздушного транспорта и др.

В обязанности пассажира входят:

  • оплата перевозки его самого;
  • оплата транспортировки багажа;
  • соблюдение установленных правил поведения во время полета и др.

Образец договора воздушной перевозки пассажира можно скачать по ссылке: Договор воздушной перевозки пассажира (образец).

Итак, основными видами договоров перевозки являются:

  • в зависимости от объекта перемещения — договор перевозки груза, пассажира или багажа;
  • исходя из типа транспорта — договор перевозки автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутриводным или морским транспортом.

Общие правила перевозок регулируются ГК РФ и специальными законами, действующими в отношении перевозок разного типа транспорта.

Понятие и виды автомобильных перевозок

1.1 Понятие и виды автомобильных перевозок

Автомобильная перевозка – автомобильная перевозка пассажиров и багажа (далее – автомобильная перевозка пассажиров) или грузов.

Правовые отношения между перевозчиком и клиентом складывающиеся при выполнении перевозок, основаны на договоре перевозки и реализуются в его рамках. Таким образом, подтверждая договорную природу перевозочных отношений, Гражданский кодекс признаёт договор перевозки единственным правовым основанием выполнения перевозки грузов, пассажиров и багажа. Однако сложный и многогранный процесс предоставления транспортных работ и услуг, непосредственно связанных с перевозкой, хотя и имеет договорную природу, не сводится только к договору перевозки. Наряду с ним транспортные работы и услуги потребителям предоставляются также на основании договоров транспортной экспедиции, иных договоров, заключаемых между производителями и потребителями этих работ и услуг. Все эти договоры образуют систему транспортных договоров. И в этой системе договор перевозки является основным, поскольку опосредует важные экономические отношения, связанные с пространственным перемещением грузов и людей. В гражданском праве он образует самостоятельный договорный тип.

В зависимости от видов транспорта в Республике Беларусь можно выделить:

— перевозки железнодорожным транспортом;

Выделяют также трубопроводный и космический транспорт и другие виды.

Видео (кликните для воспроизведения).

В Законе Республики Беларусь от 14 августа 2007 года № 278-3 «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» приводится несколько классификаций автомобильных перевозок.

В зависимости от объекта перевозки:

а) автомобильные перевозки пассажиров и багажа;

б) автомобильные перевозки грузов.

В зависимости от территории, по которой выполняется перевозка:

[1]

а) международные автомобильные перевозки — автомобильные перевозки, выполняемые за пределы (за пределами) территории Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитные автомобильные перевозки, выполняемые через территорию Республики Беларусь между двумя пунктами пересечения Государственной границы Республики Беларусь в местах, установленных законодательством;

б) внутриреспубликанские автомобильные перевозки — автомобильные перевозки, выполняемые по территории Республики Беларусь, за исключением международных автомобильных перевозок.

— городские автомобильные перевозки — автомобильные перевозки, выполняемые в пределах города (населенного пункта) и за его пределы до пунктов, установленных решением местных исполнительных и распорядительных органов;

— пригородные автомобильные перевозки — автомобильные перевозки, которые не могут быть отнесены к городским автомобильным перевозкам и выполняются в пределах административных границ района или за его пределы с протяженностью маршрута не более 50 километров, измеряемого от границ города (населенного пункта), являющегося начальным пунктом маршрута;

— междугородные внутриобластные автомобильные перевозки — автомобильные перевозки, которые не могут быть отнесены к городским или пригородным автомобильным перевозкам и выполняются в пределах административных границ области Республики Беларусь;

— междугородные межобластные автомобильные перевозки — автомобильные перевозки, которые не могут быть отнесены к городским или пригородным автомобильным перевозкам и выполняются по территориям двух и более областей Республики Беларусь.

В зависимости от регулярности автомобильные перевозки пассажиров подразделяются на:

а) перевозки в регулярном сообщении — систематические автомобильные перевозки пассажиров, выполняемые согласно расписаниям либо интервалам движения транспортных средств с установленными началом и окончанием работы по определенным маршрутам с местами посадки и высадки пассажиров, оборудованными в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов;

б) автомобильные перевозки в нерегулярном сообщении — автомобильные перевозки пассажиров, которые не могут быть отнесены к автомобильным перевозкам пассажиров в регулярном сообщении.

На основании классификации в Законе об автомобильных перевозках проводится дифференциация правового регулирования.

Так, к примеру, для международных автомобильных перевозок устанавливаются следующие специальные правила:

— разрешительный порядок выполнения отдельных международных автомобильных перевозок (необходимость получения разрешений на проезд по территории иных государств);

— необходимость подтверждения профессиональной компетентности лиц, ответственных за организацию и выполнение международных автомобильных перевозок, и получения ими свидетельств, подтверждающих профессиональную компетентность (часть третья статьи 16 Закона об автомобильных перевозках);

— обязательность применение тахографов, если иное не предусмотрено международными договорами (статья 18 Закона об автомобильных перевозках).

Понятие и виды транспортных обязательств

гражданские правоотношения, связанные с оказанием услуг на различных видах транспорта.

Особенности транспортных обязательств:

1. относятся к группе договоров по оказанию услуг, их предмет не имеет материально овеществленной формы

2. услуги предоставляются посредством использования особого объекта – транспортного средства

3. транспортные обязательства возникают из договоров

4. потребность в транспортных услугах имеет постоянный и массовый характер. Часто являются публичными договорами. Договор перевозки транспортом общего пользования.

5. транспорт является источником повышенной опасности, необходимо обеспечить его надлежащую эксплуатацию. Перевозки практически на всех видах транспорта подлежат лицензированию. Ст. 1079 – повышенная ответственность владельца транспортных средств. Независимо от вины.

Виды транспортных обязательств:

1. договоры об организации перевозок

2. договоры перевозки – грузов, пассажиров и багажа

3. договор транспортной экспедиции

4. договор буксировки

5. договор об организации работы по обеспечению перевозок грузов

Читайте так же:  Размер неустойки за нарушение сроков оплаты

Договор перевозки по уставу автотранспорта делится на:

1. международные перевозки – за пределы и из-за пределов РФ

· городские – в пределах черты города

· пригородные – за пределы черты города, до 50 км включительно

· междугородние – за пределы черты города на расстояние более 50 км

· межрегиональные – по территории 2 и более субъектов РФ

· в прямом международном сообщении

· в непрямом международном сообщении

Специальные ж/д перевозки – для гос нужд, осужденных лиц

Правовое регулирование

гл. 48 – общие правила перевозок независимо от вида транспорта

Спец нормы установлены в транспортных уставах и кодексах.

ФЗ о транспортно-экспедиционной деятельности

гл. 41 ГК – транспортная экспедиция

Подзаконные акты – постановления правительства – правила перевозок, приказы, инструкции Министерства транспорта

Международная конвенция о морской перевозке грузов ООН – имеют приоритет

Если гражданин выступает в качестве заказчика – закон о ЗПП

Договор об организации перевозок

На всех видах транспорта

ГК как самостоятельный не выделяет

Ч. 1 ГК, транспортные уставы и кодексы

Заключается на год и более.

Заключается при необходимости осуществления систематических перевозок.

Консенсуальный договор, возмездный, взаимный.

Существенные условия – объем, сроки предоставления транспортных средств, порядок расчетов, иные условия организации перевозок на будущее время

Договор об организации перевозок грузок предусмотрен, дано понятие – ст. 798. По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме.

Морской транспорт называет его долгосрочный договор, внутренний водный транспорт – навигационный договор.

Часто заключается как предварительный, на его основе договор перевозки грузов.

Не более чем за 45 и не менее чем за 10 дней – заявка на ж/д транспорте.

Автотранспорт – заявка за 14 часов, в международном сообщении – за 48 часов. Допускается заказ телефонограммой.

Договор перевозки груза

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Реальный, возмездный. Публичный – если перевозка транспортом общего пользования. Ст. 789. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. ИП тоже подпадает под действие этой статьи. Двусторонне-обязывающий.

Стороны – перевозчик и грузоотправитель.

Перевозчик – субъект предпринимательской деятельности либо некоммерческая организация, если разрешено.

Грузоотправитель — собственник, титульный владелец либо иное уполномоченное лицо

Грузополучатель – может совпадать с грузоотправителем, если не совпадает – третье лицо.

Письменная форма, должны быть составлены товарно-транспортные документы в зависимости от вида транспорта. Коносамент, накладная, чартер.

Товарная накладная – основной перевозочный документ, сопровождает груз до места назначения и составляется в определенном количестве экземпляров (авто – 4 экземпляра). Обязательно один выдается грузополучателю, один остается у перевозчика. Грузоотправителю. Один обычно сдается в бухгалтерию. На основании накладной производится расчет между сторонами, выдается квитанция о приемке груза.

Коносамент – ценная бумага, которая удостоверяет не только факт передачи груза, но и права на данный груз лица, являющегося владельцем коносамента. На морском виде транспорта при перевозках на линейном судне. По составленному расписанию и указанному рейсу.

Чартер – в отношениях между перевозчиком и получателем груза, который одновременно является и грузоотправителем, т.е. стороной в договоре. Чартер — не просто документ, а сам договор перевозки груза. Коносамент договором не является, только доказывает наличие договора.

1. подать транспортное средство в установленный срок в исправном состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза

2. осуществить погрузку, если это возложено на него по договору

3. доставить груз в пункт назначения в сроки и порядки, установленные договором

4. уведомить грузополучателя о прибытии груза на воздушном транспорте

5. хранить груз в течение определенных сроков

Обязанности отправителя или получателя груза:

1. уплатить провозную плату. Размер определяется тарифами либо по соглашению

2. осуществить погрузку и выгрузку

Право удерживать груз в обеспечение полагающихся ему платежей

· за неподачу транспортных средств

· подачу с опозданием

· за утрату, недостачу и неполучение груза

Освобождается в случае непреодолимой силы или есть какие-либо действия отправителя или получателя.

Ответственность в виде возмещения реального ущерба. Возврат провозной платы.

Получатель может отказаться от получения груза, если повреждения носят существенный характер – на воздушном транспорте.

· за неоплату услуг перевозчика

· за неиспользование поданных транспортных средств

Сокращенный срок исковой давности – год с момента, определяемого транспортными уставами и кодексами.

Отдельные виды перевозки груза – чартер на воздушном транспорте, на морском транспорте.

КТМ – общая и частная авария – порядок распределения убытков между перевозчиком, судовладельцем и грузоотправителем.

Сроки – срок подачи транспортного средства под загрузку

Срок доатвки и срок перевозки – срок в который груз должен быть доставлен, определяется договором или правилами перевозки

Договор буксировки

Соглашение, по которому владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние либо для выполнения маневров на акватории данного порта, в т.ч. для ввода судна в порт или вывода из него.

Договор возмездного оказания услуг – гл. 39 ГК.

Консенсуальный, возмездный, двусторонне-обязывающий. Морская и портовая буксировки. Морская – под управлением капитана буксирующего судна, портовая – под управлением капитана буксируемого судна. Они будут нести ответственность в случае причинения ущерба, если есть вина. Стороны – заказчик и исполнитель.

Договор перевозки пассажиров и багажа

Видео (кликните для воспроизведения).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

Источники


  1. Брауде Илья Записки адвоката; Советская Россия — М., 2010. — 224 c.

  2. Пепеляев, С. Г. Компенсация расходов на правовую помощь в арбитражных судах / С.Г. Пепеляев. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 186 c.

  3. Суворов, Н. Об юридических лицах по римскому праву / Н. Суворов. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 362 c.
  4. Картрайт, Г. Обвиняется в убийстве. История судебных процессов над Калленом Дэвисом / Г. Картрайт. — М.: Прогресс, 2017. — 384 c.
  5. Осиновский, А.Д. Акционер против акционерного общества; СПб: ДНК, 2013. — 352 c.
Понятие и виды перевозки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here