Положение о стажировке водителей

Ответы на вопросы по теме: "Положение о стажировке водителей" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Положение о стажировке водителей

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 05 марта 2014 г. по делу N 33-2083 (ключевые темы: стажировка — трудовой договор — положение об оплате труда — рабочее место — водитель автобуса)

Апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 05 марта 2014 г. по делу N 33-2083

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Киселевой А.А.

судей Баимовой И.А., Емельянова В.А.

при секретаре Севрюкове С.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова В.А. дело по иску Вернера «данные изъяты» к Государственному предприятию Красноярского края «Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие» о признании действий, приказов работодателя незаконными и подлежащими отмене, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе Вернера А.В.

на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 29 октября 2013 года, которыми постановлено:

«В удовлетворении иска Вернера «данные изъяты» к Государственному предприятию Красноярского края «Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие» о признании действий работодателя незаконными, о признании приказов незаконными и подлежащими отмене взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

Вернер А.В. обратился в суд к Государственному предприятию Красноярского края «Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие» с указанным иском, мотивируя требования тем, что работал у ответчика в должности слесаря по ремонту автомобилей. Приказом от 22.05.2002 г. переведен на должность водителя автобуса на регулярных маршрутах. После выхода из очередного отпуска ответчик ознакомил его с приказом от 23.07.2013 г. и обязал пройти стажировку на автомобиле НЕФАЗ-5299 в количестве 32 часов с оплатой согласно Положению об оплате труда. После прохождения стажировки на указанном автомобиле к работе допущен не был. Впоследствии был ознакомлен с приказом от 29.07.2013 г. о стажировке на автомобиле ЛИАЗ-5256 в количестве 32 часов с оплатой труда согласно Положению об оплате. Согласно приказу от 05.08.2013 г. ему надлежало пройти стажировку на автомобиле ЛАЗ-52523. После сдачи проверки знаний и получения права допуска к самостоятельной работе к работе допущен не был. Полагал, что руководитель предприятия умышленно препятствует исполнению трудовых обязанностей, установленных трудовых договором, а также препятствует получению достойной заработной платы, что расценивал, как дискриминацию в сфере труда

С учетом уточненных исковых требований просил признать незаконными и подлежащими отмене приказы работодателя о назначении стажировок N552-к от 23.07.2013 г., N581-к от 29.07.2013 г., N616-к от 05.08.2013 г., взыскать недополученную заработную плату в сумме 2814 рублей 84 копеек, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Вернер А.В. просит об отмене судебного решения, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение судом норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, выслушав Вернера А.В., его представителя Колесову Л.В., представителя третьего лица — председателя ККС СОЦПРОФ Машинца А.И., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

В соответствии со ст.135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст.212 ТК РФ, обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе организация обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда, возлагается на работодателя.

При этом, положениями ст.214 ТК РФ, на работника возложена обязанность проходить обучение, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.

Как следует из ч.3 ст.72.1 ТК РФ, не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора.

Порядок повышения профессионального мастерства, проведения стажировок водителей автобусов предусмотрен «Положением о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей» (РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, утвержденным Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986 г.). В соответствии с п.3.1 Положения, целью стажировки является адаптация водителя к условиям работы на конкретном предприятии (маршруте), а также закрепление и совершенствование комплекса их знании, умений и навыков, обеспечивающих безопасное управление транспортным средством при перевозке грузов и обслуживании пассажиров. Пункт 3.2 Положения устанавливает, что допуск водителя к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки запрещен. Пунктом 3.3. Положения, установлено, что стажирование должно осуществляться на автомобилях того типа и марки, на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать.

Указанным Положением также установлены категории лиц, которые должны проходить стажировку в качестве водителей автобуса и ее продолжительность. В соответствии с п.6.6 Положения, к шестой категории относятся водители автобусов, переведенные с одной марки автобуса на другую. Продолжительность стажировки для них составляет 32 часа (л.д.51-57).

Согласно трудовому договору, истец принят на работу в ГП КК «Ачинское ПАТП» в качестве водителя автомобиля (автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах), в связи с чем принял на себя обязательства выполнять условия трудового договора (п.4.1.1), лично, на высоком профессиональном уровне и добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, предусмотренные п.3.1 трудового договора, выполнять поручения, приказы, распоряжения и указания должностных лиц работодателя, которым работник подчинен (п.4.1.4) и повышать свой образовательный и профессиональный уровень в соответствии с требованиями работодателя (п. 4.1.9).

Читайте так же:  Изменение сроков выплаты заработной платы

Как следует из материалов дела, приказом N48-к от 03.10.2001 г. Вернер А.В. был принят на работу слесарем 3 разряда по ремонту автомобилей (л.д.12). Приказом N30-к от 22.05.2002 г. истец с 23.05.2002 г. переведен водителем 3 класса на автобус ПАЗ N 3205 в бригаду N3 на регулярные городские маршруты (л.д.14).

Дополнительным соглашением N2 от 30.03.2009 г. к трудовому договору от 01.10.2001 г. определено, что истец принят на работу в ГП КК «Ачинское ПАТП» водителем автомобиля (автобуса) с местом работы — автоколонна N2, с 02.10.2001 г. на неопределенный срок (л.д.16-17). Как видно из п.5.1 Дополнительного соглашения, истцу установлена повременно-премиальная оплата труда в соответствии с тарифной ставкой в размере: 20,25 рублей в час — во время стажировки водителя; 44,54 рублей в час — при работе на автобусе габаритной длиной до 11 метров; 50,62 рублей в час — при работе на автобусе габаритной длиной свыше 11 метров.

Дополнительным соглашением также установлены выплаты компенсирующего и стимулирующего характера, предусмотренные на основании локальных актов, действующих у работодателя (л.д.16,17).

Пунктом 1.1 Дополнительным соглашением N2 от 29.09.2010 г. к трудовому договору от 01.10.2001 г. установлено, что Вернер А.В. принят на работу водителем автомобиля (автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах) 5 разряда. В п.1.2 трудового договора также внесены изменения и предусмотрено, что место работы истца — автоколонна (л.д.118).

На основании приказа N552-к от 23.07.2013 г. Вернеру А.В. назначена стажировка на автомобиле НЕФАЗ-5299-10-15 в количестве 32 часов с оплатой согласно Положению об оплате труда (л.д.46). Назначенную стажировку истец прошел, что подтверждается листком прохождения стажировки водителем транспортного средства от 29.07.2013 г. (л.д.49), заключением о допуске водителя к самостоятельной работе от 05.08.2013 г. (л.д.116).

29.07.2013 г. приказом N581-к истцу назначена стажировка на автомобиль ЛИАЗ-5256 в количестве 32 часов с оплатой согласно Положению об оплате труда (л.д.47), которую истец прошел, что подтверждается листком прохождения стажировки водителем транспортного средства от 05.08.2013 г. (л.д.50), заключением о допуске водителя к самостоятельной работе от 05.08.2013 г. (л.д.116).

05.08.2013 г. Вернеру А.В. на основании приказа N 616-к назначена стажировка на автомобиль ЛАЗ-52523 в количестве 32 часов с оплатой согласно Положению об оплате труда. Данную стажировку истец не прошел, в связи с прекращением трудовых отношений.

Отказывая истцу в удовлетворении требований о признании приказов о прохождении стажировки N552-к от 23.07.2013 г., N581-к от 29.07.2013 г., N616-к от 05.08.2013 г. незаконными, суд обоснованно исходил из того, что поручение истцу пройти стажировку на других транспортных средствах не является переводом и в силу закона не требует его согласия, поскольку перемещение производилось в той же организации на другое рабочее место, в той же местности, с поручением трудовой функции в пределах специальности и должности, обусловленными трудовым договором с соблюдением порядка проведения стажировки и ее продолжительности.

Направление истца на стажировку на другие марки автобусов изменением трудовой функции не является.

Вместе с тем, согласно трудовому договору, заключенному с истцом, Вернер А.В. принят не на конкретный автобус, а водителем в ГП ККК «Ачинское ПАТП», в связи с чем, перемещение водителей с одного автобуса на другой связано с организацией работы предприятия и нельзя рассматривать как дискриминацию трудовых прав истца.

Судом установлено, что автобус марки ЛАЗ-695 на котором работал истец, старой модели, в связи с чем, ему предложили новый автомобиль, от которого он отказался. Тогда было принято решение о проведении стажировки истца на автобусе марки НЕФАЗ. В связи с тем, что после стажировки свободного автобуса не было, был издан приказ о стажировке водителя на другой модели автобуса — ЛИАЗ, так как планировали этот автобус закрепить за водителем. После окончания стажировки автобусы указанной марки находились на плановом ремонте, в связи с чем была назначена стажировка на автобусе марки ЛАЗ 52523.

После успешного прохождения стажировки Вернер А.В. в августе 2013 года был допущен к самостоятельной работе на автобусах: НЕФАЗ-5299 — 03.08.2013 г., ЛАЗ 695 — 04.08.2013 г. За указанные дни работы ему начислена и выплачена заработная плата по соответствующей тарифной ставке, что объективно подтверждается расчетом заработной платы (л.д.37) и в суде первой инстанции не оспаривалось самим истцом.

При таких обстоятельствах, выводы суда о том, что правовых оснований для признания действий работодателя незаконными и дискриминационными не имеется, а направление истца на стажировку в целях обеспечения работника работой произведено ответчиком с соблюдением порядка проведения стажировки, судебная коллегия находит правильными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в приказах о назначении истцу стажировки содержится ссылка на Положение об оплате труда работников ГП КК «Ачинское ПАТП» от 30.03.2009 г., срок действия которого истек в 2012 г., что делает данные приказы и оплату, произведенную истцу в соответствии с ними, незаконными, не могут быть приняты во внимание, поскольку как стажировка, так и оплата за ее прохождение, произведены истцу с учетом требований вышеуказанных норм трудового законодательства и положений трудового договора. Вместе с этим, содержание Положения об оплате от 30.03.2009 г. данным нормам не противоречило.

В этой связи, судебная коллегия выводы суда находит правильными и не принимает во внимание доводы апелляционной жалобы о нарушении работодателем порядка проведения стажировки и оплате при ней, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права и тщательно проверялись судом, что подробно отражено в судебном решении.

Влекущих вынесение незаконного решения, процессуальных нарушений, в том числе ссылка на которые содержится и в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328 , 329 ГПК РФ, судебная коллегия

Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 29 октября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Вернера А.В. — без удовлетворения.

ПОЛОЖЕНИЕ о стажировке и допуске к самостоятельной работе

1. Общие положения

2. Стажировке подлежат водители:

2.1. Имеющие стаж работы менее одного года.
Продолжительность стажировки не менее 35 часов.
2.2. Не работавшие в качестве водителя более одного года.
Продолжительность стажировки не менее 20 часов.
2.3. Переведенные на транспортное средство другой категории.
Продолжительность стажировки не менее 20 часов.
2.4. Переведенные на другую марку грузового автомобиля или
автобуса, а также назначенные для перевозки опасных грузов.
Продолжительность стажировки не менее 8 часов.

Читайте так же:  Регистрация ип госуслуги

3. В остальных случаях необходимость назначения и продолжительность стажировки водителей автомобилей определяет комиссия по проверке пригодности водителей к самостоятельной работе.

4. Порядок стажировки:

В период стажировки на линии водитель-стажер выполняет все
обязанности по перевозке пассажиров, грузов под наблюдением и руководством водителя-наставника, указания которого являются обязательными.
При работе на линии водитель-стажер осуществляет перевозки в
соответствии с заданием:
знакомится с пунктами погрузки-разгрузки, маршрутами движения и дорожными условиями, оформляет транспортные документы;
осуществляет контроль за техническим состоянием транспортного
средства перед выездом на линию, в процессе движения и после возвращения в гараж;
соблюдает порядок перевозки людей и грузов;
осваивает приемы безопасной работы, не допускает нарушений
Правил дорожного движения.

5. Ответственность должностных лиц за проведение стажировки водителей.

5.1. Ответственность за стажировку водителей возлагается на
руководителя предприятия, который приказом определяет конкретных должностных лиц, ответственных за выполнение установленного порядка стажировки.
5.2. Контроль за правильной организацией и ходом стажировки
водителей возлагается на службу безопасности движения (должностное лицо).
6. Водитель-наставник обязан в период стажировки находиться
вместе со стажером как при управлении автомобилем, так и при его
обслуживании, контролировать прохождение стажером предрейсового медосмотра.

7. Оформление результатов стажировки.

7.1. Для проверки пригодности водителей к самостоятельной
работе приказом руководителя создается постоянная комиссия в составе заместителя руководителя по перевозкам, начальника колонны, начальника (инженера) отдела безопасности движения.
7.2. Стажировка водителей завершается контрольной поездкой по
произвольному маршруту и собеседованием, проведенными вышеуказанной комиссией, после чего в карточке стажировки делается заключение о возможности допуска стажера к самостоятельной работе в качестве водителя с указанием марки (модели) транспортных средств и маршрутов, на которых разрешается работать.
7.3. На основании положительного заключения комиссии по
предприятию издается приказ, которым водитель допускается к
самостоятельной работе.
7.4. Карточка стажировки после оформления хранится в отделе
кадров предприятия.
7.5. В случаях, когда стажер в ходе стажировки и итоговой
проверки проявил недостаточные навыки безопасного вождения автомобиля, комиссия может принять решение о продлении ему срока стажировки.

КАРТОЧКА
стажировки водителя (типовая)

Для определения пригодности к самостоятельной работе
__________________________ направлен согласно приказу ____ по предприятию _________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
от «___»____________________ 200_ г. № _______________ на стажировку в объеме _____________ часов с «_______» _____________________ 200_ г.
Удостоверение водителя ____________ № _____________________
(серия)
Водитель-наставник __________________________________________
(фамилия, имя, отчество)

——-T——-T——-T——-T——-T———-T——-T———-
Число, ¦Маршрут¦Гос.№ Время ¦Кол-во ¦Подпись
месяц ¦(объект¦авто- ¦работы ¦часов ¦водителя- ¦стажера¦
¦работы)¦мобиля ¦с_____ ¦стажи- ¦наставника¦ ¦
¦ ¦ ¦до____ ¦ровки ¦ ¦ ¦
——-+——-+——-+——-+——-+———-+——-+———-
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
——-+——-+——-+——-+——-+———-+——-+———-
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

Заключение водителя-наставника о навыках вождения
водителя-стажера ___________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

«____»___________200_ г. _____________________________
(подпись)

Заключение комиссии о допуске к самостоятельной работе водителя
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

«____»___________ 200_ г. Подписи ________________
________________

СТАЖИРОВКА ВОДИТЕЛЕЙ

Прежде чем начнете знакомиться со статьей, подумайте есть ли у вас такие вопросы…

СТАЖИРОВКА ВОДИТЕЛЕЙ.

По поводу стажировки водителей до сих пор есть сомнения: надо проводить или не надо, кто должен проводить, как проводить и так далее. На все вопросы мы конечно не ответим, так как это темы отдельных соответствующих наших семинаров. Но на главный вопрос мы дадим вам ответ.

Тем более, что есть свежий нормативный документ о стажировке водителей:

  • Приказ Министерства транспорта РФ от 11 марта 2016 г. N 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
  • Внимание!
    У нас единственное в России обучение по БДД, которое проводится при нашей экспертной поддержке на базе собственного образовательного учреждения. Это дистанционное обучение по всей России с выдачей Диплома установленного образца. А также Бонусы от нас бесплатно.Подробнее.

СТАЖИРОВКА ВОДИТЕЛЕЙ. ЧЕМ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ. Вопрос.

СТАЖИРОВКА ВОДИТЕЛЕЙ. ЧЕМ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ. Ответ.

РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 от 20 января 1986 г. не имеет официального статуса, так как не был опубликован, а значит не имеет юридической силы. Другими словами он рекомендательный, он так и называется «Руководящий документ». Вы им можете (а не обязаны) руководствоваться, так как он не противоречит статье 20 ФЗ-196 «О БДД».

Также процитируем один абзац из этого Положения:

Заметим, что про легковые автомобили здесь ничего нет, как нет уже и Министерства автомобильного транспорта РСФСР. Очень спорный документ, но руководствоваться им все-таки можно при составлении Программы стажировки водителей.

Теперь Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 № 1/29. Этот документ имеет официальный статус, был зарегистрирован в Минюсте и опубликован. А значит его никак нельзя игнорировать. Он обязателен. В том чисел и в части стажировки водителя, как вновь принятого работника.

Но! В Постановлении Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 № 1/29 есть только единственная скупая фраза про стажировку:

И все. Что будем делать друзья?

[1]

  • К сведению!
    Для специалистов, ответственных за обеспечение БДД, у нас есть готовое решение, которое немедленно упакует вашу работу на 100% . Это Пакет Готовых Шаблонов (более 100 форм, образцов и шаблонов), который успешно прошел реальные надзорные проверки. Подробнее.

СТАЖИРОВКА НУЖНА И ТОЧКА.

Из своего названия он обращен ко всем организациям, которые эксплуатируют транспортные средства независимо от того какую деятельность ведет сама организация. Цитирую:

Простыми словами, неважно является ваша организация транспортной компанией или в вашей организации всего один служебный автомобиль которым управляет менеджер. Этот порядок един для всех.

Настоящий Порядок устанавливает правила прохождения профессионального отбора работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта, и их профессионального обучения.

Не буду расшифровывать весь документ (это отдельная тема). Обращусь только к цитатам в части стажировки водителей:

14. При стажировке юридические лица и индивидуальные предприниматели проводят дополнительную проверку знаний и умений водителей на соответствие Квалификационным требованиям.

15. Стажировка водителей проводится на транспортном(ых) средстве(ах) того типа и модели, на том(тех) маршруте(ах) (при их наличии), на котором(ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать.

16. Стажировка водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем:
не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);
имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе).

Читайте так же:  Требование о предоставлении объяснений

17. Работодатели ведут документальный учет всех проведенных стажировок каждого водителя.

18. Прохождение стажировки подтверждается стажировочным листом, содержащим следующие сведения:
— номер стажировочного листа;
— фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;
— сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
— фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;
— дата и время прохождения, количество часов стажировки;
— замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;
— заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

19. Оформленные стажировочные листы должны храниться у юридического лица или индивидуального предпринимателя не менее пяти лет.

20. Стажировка водителей включает инструктаж и практику…

И самое интересное обозначено в пункте 5. Согласно этого пункта, под водителем понимается лицо, принимаемое на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, трудовые функции которого непосредственно связаны с управлением транспортным средством.

Это значит, что речь идет не о штатном водителе, а о любом работнике, который будет управлять служебным автомобилем: специалист, юрист, менеджер, начальник, инженер, руководитель, директор и т.д.

Видео (кликните для воспроизведения).

Потому что управление служебным автомобилем — это работа по профессии водитель.

  • К сведению!
    Стать экспертом по БДД можно от «немедленно» до 30 дней. Для вас и/или вашего специалиста запущена новая онлайн Программа-содействие. Участие в ней абсолютно бесплатное. Подробнее.

…Время от времени появляется очень актуальный и интересный материал или ценное предложение. Оставьте свой E-mail , чтобы быть в курсе и держите себя в теме последних событий. Подписная форма НИЖЕ.

Приказ минтранса №59: стажировка водителей

Министерство транспорта РФ 11.03.2016 г. утвердило приказ № 59, регламентирующий порядок проведения профессионального отбора и соответствующего обучения всеми работниками, чья должность напрямую связана с движением автотранспортных средств и городского наземного электрического транспорта.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые ведут на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией автотранспорта (электротранспорта), обязаны привлекать к работе только лиц, имеющих необходимое образование и должный уровень компетенции, отвечающий надлежащему осуществлению возложенных на них обязанностей.

Приказ Минтранса 59

Приказ Минтранса 59

Работники, допускаемые к управлению транспортными средствами, должны владеть правами соответствующей категории, проходить обязательные медосмотры (как первичные, так и периодические) в целях выявления профпригодности и предупреждения профзаболеваний. Все водители, занимающиеся транспортировкой пассажиров или грузов, должны соответствовать установленным квалификационным требованиям, занесённым в документы об образовании, согласно приказу Мин. транспорта от 28.09.2015г. № 40032.

Соответствие профессиональным категориям и опыт работы подтверждаются записями в трудовой книжке. Работодатель, в процессе собеседования или тестирования, выявляет степень знаний и профессиональную пригодность (либо непригодность). Полученные результаты заносятся в учётные листы, подлежащие хранению в течение пяти лет. Если собеседование и проверка дали положительные результаты и не имеют нарушений, прописанных в п. п 5-8 настоящих Правил, претендент принимается на работу.

Кто подлежит стажировке, и каковы её цели

Водители, не имеющие опыта работы, переведённые с одного вида транспорта на другой, либо если их трудовая деятельность в данной должности имела перерыв более двенадцати месяцев, обязаны проходить стажировку. Целью данной процедуры является усовершенствование приобретённых знаний и навыков, обеспечивающих безопасное вождение на дорогах, умение их применять в конкретных условиях. Приказ Минтранса № 59 возлагает на работодателя проведение стажировки, последний издаёт приказ по предприятию, назначает наставника и необходимое число часов.

Как составляется приказ

Приказ о проведении стажировки считается внутренним правовым документом организации, являющимся частью комплексного пакета, обеспечивающего БДД. В нём оговариваются: лицо-стажер, подлежащее стажировке; водитель-наставник, в обязанности которого входит обучение по утверждённой программе и контроль за исполнением всех требований обучающимся. Могут создаваться отдельные приказы на каждого. Данный приказ действует на весь период стажировки, до момента допуска работника к самостоятельной работе, как того требует программа стажировки по охране труда для водителя автомобиля.

Важно! Допуск разрешается отдельным приказом, после чего составляется акт передачи автотранспорта водителю и фиксируется актом закрепления автомобиля за конкретным лицом. К приказу о допуске прилагается форма стажировочного листка (карточки), с соответствующими записями.

Пример приказа о назначении наставника-водителя:

Приказ о назначении наставника-водителя

Могут использоваться уже готовые формы. Образец 1:

Приказ о допуске к самостоятельной работе

Для чего нужна программа по ОТ

Программа разрабатывается для каждой отдельной организации, с учётом конкретной специфики. В основе её задач стоит обучение особенностям предстоящей работы, с учётом ознакомления с производственно-техническим процессом, функционированием структурных подразделений, и получение практических навыков и методов труда. В комплекс мер программы входит положение о стажировке водителей на предприятии, образец и примерный план:

Количество часов и план мероприятий может меняться с учётом специфики компании. Образец плана обучения:

Как правило, компания (в лице директора) может вносить поправки в существующее положение, если организация претерпела изменение технологического процесса (либо сферы деятельности), но оно всегда содержит основные пункты:

  • общее положение;
  • кто подлежит стажировке и её сроки;
  • порядок стажировки, обязанности стажера и водителя-наставника;
  • порядок оформления результатов;
  • обязанности и ответственность должностных лиц.

Дополнительная информация! Для предприятий с высоким классом опасности: химической промышленности, строительные, инженерно-изыскательные и др. компании, подведомственных Минстрою России, не прошедшие процедуру перерегистрации, где Ростехнадзор ежегодно контролирует сферу деятельности на соответствие установленным требованиям, алгоритм положения о стажировке не меняется.

Стажировка водителей: приказ Минтранса, кто проводит

Нужное число водителей-наставников назначается руководителем предприятия и излагается в приказном порядке. Наставники подбираются из числа опытных работников организации, имеющих достаточный водительский стаж и обладающих навыками воспитательной работы. Закрепляются на весь период стажировки. Оплата их труда производится в установленном порядке, согласно % тарифной ставки. Другие требования, предъявляемые к водителям-наставникам:

  • опытное вождение 1-2 класса;
  • безопасное и безаварийное вождение, не повлёкшее нарушений ПДД по собственной вине в течение последнего года;
  • отсутствие дисциплинарных взысканий;
  • стаж работы водителем автобуса не менее 5-и лет;
  • опыт вождения грузового или автомобильного транспорта не менее 3-х лет.

Обратить внимание! Если в штате предприятия нет водителя, соответствующего всем вышеизложенным требованиям, то стажировка может осуществляться лицом, привлечённым со стороны, чего не запрещает приказ Минтранса № 59. С образовательной организацией (физическим лицом или ИП), имеющей подтверждающие сертификаты и лицензию, дающую право на этот вид деятельности, заключается гражданско-правовой договор, на основании которого проводится обучение водителей нужной категории.

Читайте так же:  Назначение платежей в платежном поручении

Наставник контролирует работу водителя-стажера и заносит все данные в карточку специальной формы, выданную инженером, отвечающим за БДД. В ней же делается заключение об уровне мастерства и его готовности к самостоятельной работе. Он пишет отчёт о проведённых занятиях. Дальнейшую оценку знаниям даёт квалификационная комиссия.

Отчет, который должен заполнять водитель:

Назначение комиссии

Комиссия создаётся на основании приказа руководителя организации, членами которой проводится проверка усвоенных знаний. В число её членов входят: должностное лицо, ответственное за грузоперевозки (если таковое имеется), начальник автобазы (колонны), инженер (инспектор) по охране труда или начальник отдела по безопасному вождению. Комиссионная группа заканчивает проверку, опираясь на результаты контрольной поездки по произвольно выбранному маршруту и последующему собеседованию.

Все результаты заносятся в карточку, и делается полное заключение, разрешающее допуск к самостоятельной работе на транспорте конкретной марки и по указанному маршруту. На основании данных карточки по предприятию издаётся приказ, позволяющий вождение, с которым стажер ознакомляется под роспись. В случае если комиссия не согласна с заключением водителя-наставника и результаты проверки показали недостаточный уровень знаний и безопасного вождения, она имеет право продлить сроки стажировки с последующей пересдачей.

Важно! Карточка с результатами оформления стажировки хранится в отделе кадров. Водитель имеет право ознакомиться с её данными в любое время и получить соответствующее уведомление или копию документа.

Правила проведения

Стажировка водителей должна осуществляться на автомобилях той марки, на которой они затем будут работать. Перед началом проводится инструктаж. Водитель-стажер в течение всего срока занимается грузоперевозками (перевозкой пассажиров) под надзором наставника, исполняет все его требования и указания. Если работа на линии подразумевает знание пунктов и мест погрузки-разгрузки, заполнение маршрутных листов, оформление транспортных накладных, он учится ведению документации. Контролирует и следит за состоянием технического средства перед выездом из гаража во время движения и по завершению работы. Соблюдает необходимые правила перевозки людей и грузов, осваивая безопасные методы труда. Не допускает нарушения ПДД. Проходит обязательные предрейсовые медосмотры.

Каковы сроки стажировки

Ниже представлены сроки стажировки в зависимости от разных ситуаций:

  • для водителей без опыта работы, либо имеющих рабочий стаж менее одного года, стажировка длится не менее 35 часов;
  • если перерыв в водительском стаже составляет один год и более, рабочий должен стажироваться не менее 20 часов;
  • в случаях, когда автомобильный транспорт требует вождения другой категории, длительность стажировки составляет не менее 20 часов;
  • при переводе работника с одной марки грузового автотранспорта (автобуса) на другую, или допущенного к перевозке опасных грузов, срок стажировки не может устанавливаться менее 8 часов.

Важно! В других случаях необходимость стажировки водителей автотранспортных средств и её сроки назначаются специальной комиссией, чьей задачей является определение профессионализма и допуск к самостоятельной работе.

На кого возлагается ответственность

Во всех случаях ответственность возлагается на работодателя. Он отдаёт распоряжение руководителю и назначает конкретных лиц, ответственных за установленный порядок проведения мероприятия (в приказном порядке). Контроль осуществления ведётся должностным лицом, отвечающим за безопасность движения.

Каждая организация, имеющая на своём балансе автомобильный транспорт, так или иначе попадает под действие приказа № 59 Минтранса РФ, поэтому обязана разрабатывать план мероприятий по ОТ и обеспечению БДД. Стажировка же является неотъемлемой частью перечисленных в нём требований.

Положение о стажировке водителей грузовых автомобилей

  • Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.

Дополнительно, для компаний перевозчиков, в Приказе Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», есть пункте 1.3. Приложения № 2 с перечнем мероприятий по подготовке работников к безопасной работе.

В процессе стажировки ведется стажировочный лист. По окончании стажировки проводится экзамен.

Документальное обеспечение стажировки:

  • Программа стажировки;
  • Приказ о назначении водителя-наставника;
  • Приказ о проведении стажировки;
  • Стажировочный лист;
  • Журнал инструктажа на рабочем месте.

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Так же на сайте www.trans-otdel.ru можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.

Все документы представлены в формате Word и Excel.

Положение о стажировке водителей грузовых автомобилей

Постановления Минтруда, Минобразования № 1/29:

[3]

  • Работодатель обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

Более подробно об этом сказано в Пункте 16 Приказа Минтранса № 59:

  • Стажировка водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Именно в этом пункте, помимо того что стажировку должен проводить водитель-наставник, описаны требования к водителю-наставнику.

Положение о стажировке водителей грузовых автомобилей москва

Подвижной состав, выделенный для проведения стажировки, должен быть технически исправен и оборудован дополнительным местом для водителя-наставника, обеспечивающим ему непосредственный контакт со стажером и возможность лично вмешиваться в управление автобусом в случаях возникновения опасной ситуации. Кабины оборудуются дублирующими педалями сцепления (кроме автобуса ЛиАЗ-677), тормозами, сиденьем водителя-наставника, дополнительными зеркалами заднего вида.

В кабине водителя на лобовом стекле в правой части устанавливается опознавательный знак учебного транспортного средства и табличка с надписью «Автобус ведет стажер». Указанный знак и табличка устанавливаются также в салоне автобуса у заднего стекла справа.

Целью маршрутной стажировки является закрепление знаний, умений и навыков стажируемого водителя в условиях движения по конкретным маршрутам, на которых он в дальнейшем будет самостоятельно работать.

8.3. Маршрутная стажировка включает движение по маршруту без пассажиров и движение с пассажирами по расписанию.

Читайте так же:  Вопросы по егаис

Количество часов маршрутной стажировки приведено в табл. 2.

Категория водителя Тип маршрута городские пригородные количество часов стажирования: без пассажиров с пассажирами без пассажиров с пассажирами I 16 147 16 147 II 8 64 8 64 III 4 28 4 28 IV 4 12 4 12 V 1 23 — 24 VI 1 31 — 32 VII 2

  • Проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости — в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

После приема экзамена в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте делается запись о прохождении стажировки.

В случаях, когда стажер, пройдя установленный курс стажировки и предоставляемые дополнительные 20 часов (см. п. 9.7), получил по итогам тестовых проверок неудовлетворительную оценку, водитель-инструктор совместно с водителем-наставником, ответственным за стажировку данного водителя автобуса, имеют право вынести решение о непригодности данного стажера к самостоятельной работе в качестве водителя автобуса на рассмотрение квалификационной комиссии предприятия.

11.4. Данные о возможности работы водителей автобусов на различных маршрутах в конце каждого месяца представляются главным инженером предприятия в распоряжение диспетчерских служб в форме аттестационной карточки (приложение 3).

ФСР N СВ-13/76 от 07.04.80 «О вводе в действие учебного плана и программы ежегодных занятий с водителями в автотранспортных предприятиях Министерства», циркулярного письма N 82-ц от 13.09.83 «О внедрении специальных программ и методических рекомендаций НИИАТа по совершенствованию профессионального мастерства водителей автомобилей», циркулярного письма Минавтотранса РСФСР N 173-ц от 13.06.68, Приказа Минавтотранса РСФСР N 32 от 18.01.67, Положения о стажировке водителей-выпускников учкомбинатов и автошкол в автохозяйствах Минавтошосдора РСФСР, утвержденного Минавтошосдором от 12.05.67.

Работа выполнена в соответствии с комплексным планом важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 1985 г., утвержденным протоколом заседания Коллегии Минавтотранса РСФСР от 20.12.84, а также Планом работ по стандартизации и метрологии Минавтотранса РСФСР на 1985 г.

Далее можно приступать непосредственно к самой стажировке. После контрольной поездки наставник должен заполнить стажировочный лист.

Скачать бесплатное приложение с образцами документов можно здесь.

Внимание! Стажировочный лист нужно хранить 5 лет

Далее лист передают в кадровый отдел или непосредственно руководителю, он принимает решение, брать ли кандидата на работу.

Зачем нужна стажировка водителей при приеме на работу, как ее проводить, оплачивать и оформлять документально? Разберем все вопросы по порядку в этой статье.

Водитель на предприятии – это ответственная должность, от его профессионализма зависит безопасность жизней, сохранность транспорта и грузов. Поэтому после проведения профессионального отбора организуйте для нового водителя стажировку.

Комментирует директор по правовым вопросам ООО «Байкал-Сервис ТК» Александр Митрясов:

Стажировка позволяет обновить и закрепить навыки вождения, тем самым, повысить безопасность движения на дороге.

[2]

Поэтому очень важно, чтобы стажировку действительно провели, а не оформили на бумаге для «галочки». Нарушение порядка проведения стажировки может повлечь привлечение к административной ответственности по ч.
1, 2 ст.

Он должен иметь достаточный стаж (3 года для служебного и грузового транспорта, 5 лет для общественного транспорта). Наставничеством не имеют право заниматься лица, которые за последние 12 месяцев имели нарушения ПДД.

Этапы стажировки

Обычно стажировка состоит из таких этапов:

Проверка теоретической базы. Наставник задает вопросы по ПДД, правилам эксплуатации автотранспорта, поведению на дороге. 2. Практика на специальной площадке. Задача – проверить, имеет ли стажер базовые навыки в управлении транспортным средством.

3. Поездка по городу (а для экспедиторов и маршрутного транспорта – по маршруту). За рулем сидит стажер, наставник контролирует поездку и оценивает навыки ученика. 4. Контрольный рейс с пассажирами или грузом. Наставник тоже должен присутствовать.
Перечень необходимого разметочного оборудования и приборов, необходимых для проведения предмаршрутной стажировки водителей автобусов во время автодромной подготовки, приведен в «Методике совершенствования профессионального мастерства водителей автобусов» (М., 1983, утв. Минавтотрансом РСФСР).Приложение 1

Приложение к распоряжению Минавтотранса РСФСР N 82-ц от 13.09.83

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РСФСР _______________________________________________________ (Наименование транспортного управления) СВИДЕТЕЛЬСТВО Выдано _______________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) в том, что он(а) с «__» ___________________ 19__ г.

по «__» ___________________ 19__ г. прошел(ла) обучение по повышению профессионального мастерства и сдал(а) зачет с оценкой _____________. Главный инженер автопредприятия ______________________ М.П.

Важным моментом является практическая отработка проблемных моментов на маршруте:

  • Аварийных ситуаций и их устранения.
  • Вызова специальных спасательных служб.
  • Устранения мелких поломок ТС.
  • Работы с пассажирами в аварийных и нештатных ситуациях.

Здесь можно скачать образец программы стажировки водителя.

Мастер-наставник

Наставника для новичка выбирает руководство организации из водителей, безупречно выполняющих свои обязанности длительное время.

Основные требования к нему, это:

  1. Безаварийная езда в течение 12 месяцев на маршруте стажировки. Аварии, возникшие не по вине наставника, в расчет не берутся.
  2. Стаж наставника — важнейший показатель.

Если вы принимаете специалиста для вождения служебного авто, то обычно достаточно 2 смены практики. Для водителей-экспедиторов назначают 40 часов (20 часов предмаршрутной тренировки и 20 часов на маршруте).

Отдельные правила касаются стажировки водителей автобусов при приеме на работу.
Например, если кандидат ранее не работал на этом виде транспорта, то он обязан «откатать» 18 часов вне маршрута и 32 часа на маршруте. Для тех, кто имеет перерыв в вождении автобуса более 6 месяцев, предусмотрена стажировка 8 часов перед маршрутом и 16 часов на маршруте.

Читайте также: Как составить должностную инструкцию для водителя

Порядок оплаты

Видео (кликните для воспроизведения).

Вы обязаны оплатить стажировку водителей на предприятии. Сумму вознаграждения нужно прописать в трудовом договоре.

Источники


  1. Под. Ред. Ванян, А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней; Рязань: Узорочье, 2013. — 528 c.

  2. Пивовар, А.Г. Большой англо-русский юридический словарь: моногр. / А.Г. Пивовар. — М.: Экзамен, 2016. — 864 c.

  3. Хутыз, М.Х. Римское частное право; М.: Былина, 2011. — 170 c.
  4. Правовые и социально-психологические аспекты управления. — М.: Знание, 2005. — 320 c.
  5. Кондратьев, Ф.В. Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Очерки истории / ред. Т.Б. Дмитриева, Ф.В. Кондратьев. — М.: ГНЦССП им. Сербского, 2014. — 228 c.
Положение о стажировке водителей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here