Ознакомление с материалами проверки

Ответы на вопросы по теме: "Ознакомление с материалами проверки" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

16 апреля 2014 Инструкции Как ознакомиться с материалами проверки, проведенной органом власти по обращению гражданина/организации

Если Вы отправили жалобу или иное обращение в орган власти, Вы имеете право ознакомиться не только с ответом госоргана, но и с материалами проверки, проведенной по Вашему обращению.

Право это вытекает в том числе из ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления (а также их должностные лица) обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Материалы проверки позволят Вам узнать, насколько тщательно были рассмотрены доводы, указанные в Вашем обращении, насколько полной и всесторонней была проверка и насколько обоснованным является решение, принятое по Вашему обращению.

Чтобы реализовать свое право на ознакомление с материалами проверки по Вашему обращению, необходимо выполнить следующие действия.

Сначала следует узнать подробнее о порядке ознакомления с материалами проверки по Вашему обращению. Для этого зайдите на официальный сайт органа власти, который рассматривал Ваше обращение, или позвоните туда.

Выясните, в каком отделе/помещении осуществляется прием граждан по вопросам ознакомления с материалами проверки, уточните дни, часы и порядок такого приема (живая очередь или по предварительной записи, необходимо ли иметь при себе какие-либо документы и т. д.). Ознакомьтесь с положением/регламентом о порядке ознакомления граждан с материалами рассмотрения их обращений в соответствующем органе власти (если такой порядок в принципе установлен в госоргане и доступен для ознакомления, например, на сайте).

Явитесь в установленное для приема (или согласованное по телефону) время для ознакомления с материалами проверки в соответствующий отдел госоргана. При себе обязательно необходимо иметь паспорт, а также доверенность, если Вы представляете интересы другого лица.

Ознакомьтесь с предоставленными Вам органом власти материалами.

Обратите внимание, законодательство позволяет Вам знакомиться со всей информацией материалов проверок, за исключением той, доступ к которой ограничен федеральным законом (например, государственная тайна, коммерческая тайна, персональные данные и т. п.). Поэтому, если Вам откажут в ознакомлении с материалами проверок в какой-либо части, попросите объяснить, чем вызван такой отказ. Если в качестве обоснования отказа сотрудник органа власти не сошлется на федеральный закон, устанавливающий ограничения на доступ к этой информации, Вы вправе обжаловать такой отказ.

Если Вы сталкиваетесь с ситуацией, когда сотрудник органа власти говорит о том, что в материалах проверки содержатся охраняемые законом сведения, попросите его подготовить для ознакомления как минимум выборку из материалов с общедоступной информацией или закрыть в предоставляемых материалах те листы или те части страниц, которые содержат конфиденциальные сведения.

При ознакомлении с материалами Вы можете использовать технические средства для снятия копий (например, фотоаппарат). В некоторых органах власти до сих пор иногда не разрешают фотографировать материалы, но и такие решения сотрудников госорганов можно обжаловать, поскольку законодательство не запрещает снимать копии с материалов проверок.

Помните, если Вам незаконно откажут в ознакомлении с материалами проверки, данный отказ можно обжаловать вышестоящему должностному лицу, в прокуратуру или в суд. Поэтому, в случае отказа, постарайтесь каким-либо образом зафиксировать этот момент. Например, можно попытаться потребовать от сотрудника органа власти предоставить письменный отказ в ознакомлении. Если рядом есть очевидцы, можно составить акт об отказе в ознакомлении с подписями свидетелей. Кроме того, можно сразу подать жалобу на имя руководителя отказавшего в ознакомлении сотрудника, что также позволит зафиксировать факт отказа.

Вопрос-ответ

Статья 24 Конституции России обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2011 № 1251-О-О (далее – Определение суда) разъяснено указанное положение Конституции России в силу которой, любая информация, за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью, должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации.

Поскольку ограничения права граждан на доступ к информации могут быть установлены только законом, а статьи 145 и 148 УПК Российской Федерации не содержат каких-либо указаний на такие ограничения в отношении лиц, чьи права и свободы затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, их применение должно осуществляться в соответствии с изложенной правовой позицией.

Указанные нормы закона не могут рассматриваться, как препятствующие гражданам защищать свои права и свободы, в том числе право на доступ к информации и правосудию при обжаловании в суд решений органов предварительного расследования.

Положения Федерального закона «О персональных данных» не содержат ограничений права заявителя на ознакомление с материалами, послужившими основанием для вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Этот закон регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, если их обработка позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным. Следовательно, действие этого закона не распространяется на отношения по сбору, проверке, хранению сведений в процессе возбуждения, расследования и рассмотрения уголовных дел и он не может ограничивать права участников уголовного процесса и заявителей о преступлениях на ознакомление с материалами уголовных дел и материалами проверок сообщений о преступлениях.

Таким образом, отказ в ознакомлении с материалами доследственной проверки заинтересованного лица, затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом, ограничивает конституционное право на обжалование действий и бездействия органов государственной власти. Наличие в материалах проверки по заявлению о правонарушении персональных данных иных лиц при отсутствии в них сведений об их частной жизни и иных конфиденциальных сведений не является основанием для ограничения права заинтересованного лица на ознакомление с этими материалами.

Информация подготовлена прокуратурой Нахимовского района
города Севастополя.

Ознакомление с материалами проверки.

После подачи обращения в соответствующий орган, бывает так, что возникает необходимость ознакомиться с материалами проверки. Причиной этому может послужить некачественное проведение проверки, необходимость ознакомления с какими-либо документами и т.д.

Некоторые граждане не знают, что такое право им предоставлено законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что при рассмотрении обращения, тем или иным органом, гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Читайте так же:  Закон о жкх

Кроме того, согласно п. 4.15 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 №45 «Об утверждении и введении в действие инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» при проведении проверки органами прокуратуры, гражданин также имеет право на ознакомление с материалами проверки.

Для того чтобы реализовать указанное право необходимо обратиться в орган, которым рассматривается или рассматривалось обращение и подготовить заявление на ознакомление с материалами проверки. Руководитель соответствующего органа должен уведомить вас о принятом решении. Вы можете прийти лично в соответствующий орган, либо направить заявление по почте.

Если вам отказано в ознакомлении с материалами проверки, вы можете обжаловать данное решение вышестоящему должностному лицу, прокурору, вышестоящему прокурору, либо в суд.

Для того чтобы максимально просто и быстро подготовить заявление об ознакомлении с материалами проверки, а также заявление об ознакомлении с материалами проверки прокуратуры, рекомендуем воспользоваться конструкторами LegoLex.

Всё об уголовных делах

Ознакомление с материалами доследственной проверки

Права лица, в отношении которого велась проверка

Право подозреваемого на доступ к материалам доследственной проверки

Отказ в доступе

Жалоба на отказ в доступе к материалам доследственной проверки

Доступ к материалам при избрании мер пресечения

Доступ к протоколам объяснений данным в ходе доследственной проверки

[3]

Ходатайство об ознакомлении с материалами доследственной проверки

— данное ходатайство используется в период доследственной проверки ( 144 УПК ) в период до принятия решения в срок 3 суток (почти никогда не соблюдается), или 10-суток или 30 суток со дня регистрации сообщения о преступлении.

об ознакомлении с материалами доследственной проверки

ч.2 ст.5 N 59-ФЗ право гражданина ознакамливаться с материалами проверки

1) Предоставить мне возможность ознакомиться с материалами доследственной проверки по факту:_________________________________________________________________________

п.6 ч.3 ст.6 N 63-ФЗ право адвоката фиксировать информацию

2) Разрешить мне в процессе ознакомления снять копии с помощью технических средств. (Техническое средство, используемое для снятия копий: цифровой фотоаппарат).

— чтобы упростить сотрудникам канцелярии поиск Вашего материала, желательно:

а) конкретизировать событие и фигурантов «»по факту ДТП (КУСП №_________ от____) с участием водителей Иванова А. А. и Петрова В.В.»

б) конкретизировать состав документов. Желательно указать в ходатайстве состав документов, которые Вы планируете изучить (хотя Вы не имеете возможность полностью знать, что входит в материал проверки).

— на практике Вам просто дают весь материал и Вы изучаете его целиком.

— но предположительный состав документов, которые там обязаны быть, лучше указать:

Как писать в ходатайстве:

— прошу предоставить возможность ознакомиться:

— ч.1 144 УПК объяснения до возбуждения дела

— ч.1 92 УПК протокол задержания составляется в 3 часа после доставления

— с документами, фиксирующими правовые основания доставления указанных граждан в ОВД ( протоколом задержания , протоколами о доставлении (ч. 3 27.2 КоАП РФ) протоколами о административном задержании (27.42 КоАП).

— ч.1 148 УПК постановление об отказе в возбуждении уголовного дела

Право «подозреваемого» на доступ к материалам доследственной проверки

— имеет ли гражданин, в отношении которого проводилась проверка право на ознакомление с материалами доследственной проверки ?

В нормах УПК такого права нет

[2]

п.1 ч.4 46 УПК подозреваемый вправе получать документы

— следует понимать, что статуса подозреваемого он не имеет и поэтому у него нет права на ознакомление с документами, предусмотренного п.1 ч.4 46 УПК .

— в нормах ч.2 145 УПК и ч.4 148 УПК предусмотрена обязанность должностных лиц извещать о результатах проверки — только заявителя.

— при этом, в данных нормах не упоминается лицо, в отношении которого велась проверка.

Фактически право на ознакомление есть

ч.2 24 Конституции право граждан на ознакомление с материалами

ч.2 ст.5 N 59-ФЗ право гражданина знакомиться с материалами проверки

— но это не означает что у этого лица нет права на доступ к материалам. Хотя и нет прямых норм уголовно-процессуального закона, предусматривающих такое право, есть общие нормы:

ч.2 24 Конституции право граждан на ознакомление с материалами,

ч.2 ст.5 N 59-ФЗ право гражданина знакомиться с материалами проверки.

Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1251-О-О при рассмотрении жалобы гр. А.А. Навального. Органом дознания данному гражданину было отказано в ознакомлении с материалами проверки его заявления о преступлении, завершившейся вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Постановлением районного суда, оставленным без изменения определением суда второй инстанции, отказ был признан законным. Но Конституционный суд не согласился с такой позицией и фактически признал право любого лица (не только заявителя) на ознакомление с материалами доследственной проверки.

Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1251-О-О

« ч.2 24 Конституции обязывает должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В силу непосредственного действия этой конституционной нормы любая информация, за исключением:

— сведений, содержащих государственную тайну,

— сведений о частной жизни,

— а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью,

должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы.

Данная правовая позиция. полностью применима к ситуациям, связанным с обеспечением доступа лиц, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, к материалам, на основании которых было вынесено это решение.

Поскольку ограничения права граждан на доступ к информации могут быть установлены только законом, а ч.2 145 УПК и ч.4 148 УПК не содержат каких-либо указаний на такие ограничения в отношении лиц, чьи права и свободы затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, их применение должно осуществляться в соответствии с изложенной правовой позицией.

— иллюстрация жалобы в суд, на отказ в доступе к материалам доследственной проверки (подробнее о практике подачи таких жалоб можно прочитать здесь: Жалоба в суд на органы расследования в досудебной стадии, механизм 125 УПК .

Жалоба на отказ в предоставлении материалов доследственной проверки (в порядке 125 УПК )

— мной было подано письменное обращение в ________, содержащее требование предоставить мне возможность ознакомиться с материалами доследственной проверки по факту______.

— отказ в ознакомлении данными материалами причиняет ущерб моим конституционным правам и свободам моего подзащитного. Квалифицирую данный отказ как незаконное, необоснованное действие – грубо нарушающие мои процессуальные права.

ч.2 ст.5 N 59-ФЗ право гражданина знакомиться с материалами проверки

— данный отказ не имеет под собой никакого правового основания, и прямо противоречит законодательству ( ч.2 ст.5 N 59-ФЗ).

— п. 10 Пленума № 1 кого обязаны известить о жалобе

Читайте так же:  Раздел совместной собственности

Настоящую жалобу прошу рассмотреть с моим участием ( ч.3 125 УПК ).

— п. 8 Пленума № 1 выясняется, не подана ли аналогичная жалоба по 124 УПК

Уведомляю суд, что с аналогичной жалобой к прокурору или руководителю следственного органа – не обращался.

На основании изложенного,

Что просить в жалобе, нельзя просить у суда того, что он не может сделать

Признать незаконным отказ в предоставлении возможности ознакомиться с материалами доследственной проверки и обязать дознавателя устранить указанное нарушение закона

[1]

Ознакомление подозреваемого с материалами доследственной проверки

Ознакомление подозреваемого с материалами доследственной проверки является составной и наиболее важной частью защиты от уголовного преследования. Знание содержания данных материалов, особенно на первоначальном этапе защиты, способствует более точному определению ее стратегии и тактики. Здесь не может быть мелочей и недоработок.

Порядок ознакомления подозреваемого с материалами доследственной проверки

Прямого указания на порядок ознакомления подозреваемого с материалами доследственной проверки уголовно-процессуальный закон не содержит. Но из анализа его правовых норм можно определить порядок ознакомления исходя из стадий проведения проверки:

  1. Ознакомление до вынесения итогового постановления по материалу проверки.
  2. Ознакомление после вынесения итоговых постановлений: об отказе в возбуждении или возбуждении уголовного дела.

В первом случае, когда срок проверки еще не закончен, потенциальный подозреваемый может частично ознакомиться с содержанием следственных действий, в которых он принимал участие в процессе производимой проверки.

Однако, практика показывает, что копии протоколов следственных действий, за получение которых он расписывается в соответствующей графе, у клиента отсутствуют. Между тем, знание их точного содержания важно не только с точки зрения анализа информации по делу, но и с точки зрения оценки законности проверки. Поэтому в большинстве случаев получением этих копий занимается адвокат, реализуя свое право на ознакомление с данными материалами.

Но не всегда следственные действия проводятся с участием потенциального подозреваемого и единственным источником информации порой является лишь подробное выяснение всех обстоятельств у самого подзащитного. Поэтому до окончания проверки даже частично ознакомиться с ее содержанием бывает невозможно.

Во втором случае, когда по материалам доследственной проверки принято постановление о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, возникает право на получение копии постановления. В принципе, исходя из текста постановления уже понятно, о чем идет речь, и какие примерно материалы имеются в распоряжении следствия.

Тем не менее, данные материалы следует изучить. Как это сделать? Например, путем обжалования постановления о возбуждении уголовного дела в суде в порядке ст.125 УПК РФ.

В подтверждение поводов и оснований возбуждения уголовного дела следствие должно представить соответствующий материал в суд. В суде по письменному ходатайству подозреваемого или его защитника данные материалы предоставляются для ознакомления с возможностью снятия с них фотокопий.

Однако по материалам проверки может быть вынесено и решение об отказе в возбуждении уголовного дела, в связи с чем возникает вопрос о целесообразности ознакомления с этими материалами, который решается в каждом случае по-разному.

Дело в том, что данное постановление могут отменить вышестоящее следственное руководство или суд по жалобе потерпевшего. В случае отмены у адвоката, принимающего участие в доследственной проверке будут находиться копии материалов, анализ которых будет способствовать определению более точной линии доказывания невиновности гражданина.

Основания отказа подозреваемому в ознакомлении с материалами доследственной проверки

Единственным основанием отказа, на мой взгляд, может явиться вынесение постановления о возбуждении уголовного дела не в отношении конкретного лица, а по факту совершения преступления, например, по факту кражи из магазина. В этом случае, как бы сама проверка до поры до времени не касается гражданина, поскольку следствие еще не уверено в его причастности к совершению преступления.

Вместе с тем, бывают ситуации, когда дело возбуждено по факту, а все проверочные мероприятия проводятся в отношении конкретного гражданина. Здесь ситуация сложнее. С одной стороны, его права напрямую затрагиваются подобным действиями следствия, с другой — статус официально еще не определен. Поэтому нужно приводить дополнительные доводы в ходатайстве об ознакомлении с материалами проверки, в чем может оказать помощь адвокат по уголовным делам.

Таким образом, ознакомление подозреваемого с материалами доследственной проверки дает возможности:

  1. тщательной подготовки к защите;
  2. обжалования постановления о возбуждении уголовного дела;
  3. убеждения следствия еще на стадии проверки в непричастности к совершенному или предполагаемому преступлению.

Видео (кликните для воспроизведения).

Поэтому на данной стадии уголовного процесса, с точки зрения защиты, уже необходимо делать все возможное для доказывания своей невиновности.

Ознакомление с материалами проверки

Основания для ознакомления с материалами доследственной проверки

В случае отказа в возбуждении уголовного дела по Вашему заявлению о совершенном преступлении, лицо осуществлявшее проверку, обязано направить заявителю копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Изучив постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, может возникнуть несколько ситуаций. Первая — все понятно, правильно и справедливо в данном случае можно просто оставить постановление на память. Вторая — по Вашему мнению, ничего непонятно и неправильно. Третья — когда все понятно, но неправильно и имеется необходимость обжаловать постановление.

Во втором и третьем случаях, чтобы понять, насколько объективно и полно проведена проверка, будет целесообразно ознакомиться с материалами проведенной проверки используя при этом технические средства фиксирования (фотоаппарат).

Для этого необходимо подготовить и подать заявление об ознакомлении с материалами проверки. В заявлении необходимо сослаться на нормативные документы, на основании которых Вас должны ознакомить с материалами. Образец заявления смотрите .

1. Конституция РФ — ч. 2 ст. 24

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

2. ФЗ- 59 от 02.05.2006 — п. 2 ст. 5. Права гражданина при рассмотрении обращения.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3. Приказ МВД РФ № 707 от 12.09.2013 — п. 9, 9.2 Инструкции

9. Гражданину, обращение которого рассматривается в органе внутренних дел, должна быть обеспечена возможность:

9.2. Знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

4. Приказ СК № 17 от 19.09.2007 — п. 4.16 Инструкции

По окончании проверки заявителю по его просьбе предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами по поводу рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Читайте так же:  Штраф за порчу паспорта

Ссылка в заявлении на приказ МВД или следственного комитета в зависимости от того кем принято решение.

Если Вам потребуется консультация, услуги адвоката звоните по телефонам: 8-928-471-39-91; 8-961-828-50-48

Адвокат Виганд Александр Викторович.

Всё об уголовных делах

— имеет ли гражданин, в отношении которого проводилась проверка право на ознакомление с материалами доследственной проверки ?

— в нормах ч.2 145 УПК и ч.4 148 УПК предусмотрена обязанность должностных лиц извещать о результатах проверки — только заявителя;

— при этом, в данных нормах не упоминается лицо, в отношении которого велась проверка.

— но это не означает что у этого лица неправа на доступ к материалам.

— обоснование: Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1251-О-О при рассмотрении жалобы гр. А.А. Навального. Органом дознания данному гражданину было отказано в ознакомлении с материалами проверки его заявления о преступлении, завершившейся вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Постановлением районного суда, оставленным без изменения определением суда второй инстанции, отказ был признан законным. Но Конституционный суд не согласился с такой позицией и фактически признал право любого лица (не только заявителя) на ознакомление с материалами доследственной проверки.

Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1251-О-О

«ч.2 24 Конституции обязывает должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В силу непосредственного действия этой конституционной нормы любая информация, за исключением:

— сведений, содержащих государственную тайну,

— сведений о частной жизни,

— а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью,

должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы…..

Данная правовая позиция… полностью применима к ситуациям, связанным с обеспечением доступа лиц, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, к материалам, на основании которых было вынесено это решение.

Поскольку ограничения права граждан на доступ к информации могут быть установлены только законом, а ч.2 145 УПК и ч.4 148 УПК не содержат каких-либо указаний на такие ограничения в отношении лиц, чьи права и свободы затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, их применение должно осуществляться в соответствии с изложенной правовой позицией…….»

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане РФ вправе обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам.

Механизмы реализации гражданами конституционного права на обращение регламентированы Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 №59-ФЗ, а также иными федеральными и федеральными конституционными законами в зависимости от характера обращений.

Так, в ст. 5 названного Закона прописаны права, которыми пользуются граждане в рамках обращений. Думается, не лишне напомнить посетителям нашего сайта, какими правами пользуются граждане при рассмотрении их обращений государственными органами, органами местного самоуправления или их должностными лицами.

Итак, граждане имеют право:

представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 Закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с действующим федеральным законодательством;

обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения его обращения.

Кроме того, они вправе ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращений, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Так, заявителю могут отказать в реализации права на ознакомление, если, к примеру, в материалах содержатся сведения об усыновлении (удочерении) ребенка в связи с тем, что федеральным законодательством охраняется тайна усыновления (удочерения).

Можно привести множество других примеров, препятствующих исполнению Закона в этой части.

Что необходимо сделать гражданину, чтобы получить доступ к материалам, связанным с его обращением, рассмотренным, скажем, в органе прокуратуры?

Гражданин обращается с письменным заявлением, в котором он просит дать ему возможность ознакомиться с материалами и документами, находящимися в надзорном (наблюдательном) производстве и связанными с его обращением. При этом он указывает о желании ознакомиться с материалами и документами лично или совместно со своим представителем. Он вправе предоставить своему представителю возможность ознакомиться с материалами и документами единолично, указав об этом в своем заявлении.

Необходимо помнить, что представителем гражданина может быть только дееспособное лицо, имеющее надлежащим образом оформленные полномочия от заявителя (доверенность установленной формы).

Надо заметить, что гражданин вправе ознакомиться с одним или несколькими документами, которые, по его мнению, в данный момент представляют для него определенный интерес, о чем он также указывает в своем заявлении.

Может ли при этом гражданин требовать от компетентного должностного лица органа прокуратуры изготовления для него копий материалов и документов или копий отдельно взятых документов?

Согласно положению пункта 4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 №45, заявитель либо его представитель имеет возможность в рамках ознакомления с материалами и документами снимать копии документов, находящихся в надзорном (наблюдательном) производстве, с использованием собственных технических средств, если с соблюдением вышеуказанных запретов, которых установил федеральный законодатель, ему или им предоставлены материалы и документы для ознакомления.

Полезные статьи:

§ 1. дПЧЕТЕООПУФШ ЛБЛ ЗТБЦДБОУЛП-РТБЧПЧБС УДЕМЛБ1. рПОСФЙЕ ДПЧЕТЕООПУФЙуПЗМБУОП У Р. 1 УФ. 9 зл ЗТБЦДБОЕ…

Порядок проведения перерасчета в рамках ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФПорядок проведения перерасчета в рамках…

Когда заявлять ходатайство об ознакомлении с административным производством? Чтобы приступить к процедуре доказывания собственной невиновности,…

Как и когда оформляют уведомление о внеплановой выездной проверкеВыездная проверка проводится по месту расположения компании,…

Понятия «ветхое жилье» и «аварийное жилье». Основания и последствия признания жилого помещения непригодным для проживанияЧто…

Что понимается под служебным жильемСлужебное жилье – это помещение, которое предоставляется для временного проживания отдельным…

Энциклопедия решений. Ознакомление налогоплательщика с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля

Ознакомление налогоплательщика с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя, а также знакомиться со всеми материалами дела (включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля) и давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки. При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки вправе участвовать представители ответственного участника этой группы, других участников такой группы (абз. 2 п. 2, абз. 1 п. 4 ст. 101 НК РФ).

Читайте так же:  Распределение прибыли ооо

На сегодняшний день процедура ознакомления налогоплательщика с материалами налоговой проверки, а также документами, полученным по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, урегулирована нормами НК РФ. Соответствующие поправки внесены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ, вступившим в силу 2 июня 2016 года, и применяются при вынесении решений по результатам налоговых проверок, завершенных после этой даты.

Со 2 июня 2016 года на основании обновленной нормы абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля налогоплательщик или его представитель вправе в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений, то есть:

— в течение 1 месяца со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ);

— в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, указанного в соответствующем решении налогового органа, вынесенного по результатам рассмотрения (п. 6.1 ст. 101 НК РФ)

Для реализации своего права на ознакомление с материалами проверки необходимо подать в налоговый орган соответствующее заявление.

Не позднее 2-ух дней со дня подачи такого заявления налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля.

Ознакомление проводится на территории налогового органа.

При этом в п. 2 ст. 101 НК РФ закреплена возможность ознакомления с такими материалами не только путем их визуального осмотра, но также путем изготовления выписок и снятия копий. Ранее налогоплательщикам не всегда удавалось реализовать желание снять копии с имеющихся в деле документов несмотря на официальные разъяснения о том, что право на ознакомление налогоплательщика с материалами проведенной налоговой проверки может включать снятие копий соответствующих материалов (см. письма Минфина России от 22.05.2013 N 03-02-07/1/18189 и ФНС России от 07.08.2015 N ЕД-4-2/13890, а также постановления Восьмого ААС от 01.11.2016 N 08АП-11112/16, от 14.06.2016 N 08АП-4743/16).

По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со ст. 99 НК РФ. Рекомендуемая форма протокола приведена в письме ФНС России от 07.08.2013 N СА-4-9/14460.

До 2 июня 2016 года специальные сроки для ознакомления с материалами проверки и допмероприятий налогового контроля НК РФ не были установлены, как не были установлены и сроки подготовки проверяемым лицом возражений по результатам допмероприятий налогового контроля. До этой даты в абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ была предусмотрена лишь обязанность налогового органа ознакомить лицо (его представителя), в отношении которого проводилась налоговая проверка, с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля не позднее двух дней до дня рассмотрения материалов налоговой проверки. Причем такая обязанность возникала в случае подачи этим лицом заявления об ознакомлении с материалами дела.

Поэтому срок для ознакомления налогоплательщика с материалами по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля и представления возражений определялся руководителем (заместителем руководителя) налогового органа с учетом фактических обстоятельств, включая количество указанных материалов и их объем (письма Минфина России от 26.09.2011 N 03-02-07/1-342 и от 26.10.2011 N 03-02-08/112, ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309 (вопросы 13, 18, 19)).

Если срок, определенный налоговым органом для представления возражений, налогоплательщик считал недостаточным, он вправе был ходатайствовать о его продлении.

Поскольку оценка фактических обстоятельств в этом случае носила субъективный характер, вопрос о сроке ознакомления налогоплательщика с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля вызывал много судебных споров.

Так, например, ознакомление налогоплательщика с материалами допмероприятий непосредственно в день их рассмотрения судьи расценивали как лишение налогоплательщика возможности реализовать право на представление возражений, отменяя при этом решение налогового органа (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.06.2012 N Ф02-1811/12, ФАС Северо-Кавказского округа от 04.08.2011 N Ф08-4363/11).

Отменить решение инспекции судьи могли и в случае, когда рассмотрение материалов дополнительных мероприятий проводилось на следующий день после ознакомления с ними налогоплательщика (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.09.2010 по делу N А19-3820/10).

Вместе с тем к такому выводу судьи приходили не всегда. Президиум ВАС в постановлении от 08.11.2011 N 15726/10 указал, что для признания факта нарушения существенных условий процедуры налоговой проверки, выразившегося в отсутствии у налогоплательщика возможности ознакомиться с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля и представить соответствующие возражения, недостаточно указания на наличие у него такого права. Суду надлежит выяснить, о каких документах и информации идет речь, каким образом подобная информация влияет на первоначальные выводы налогового органа, зафиксированные в акте выездной налоговой проверки.

В рассматриваемом ВАС РФ деле налогоплательщик был ознакомлен с материалами встречной проверки по конкретной сделке, проведенной в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, в день итогового рассмотрения материалов налоговой проверки. Высшие арбитры пришли к выводу, что, поскольку налогоплательщик возражений относительно содержания материалов дополнительных мероприятий не заявлял и фактически ранее обладал соответствующей информацией, у судов отсутствовали основания для признания факта нарушения прав и законных интересов общества, влекущего безусловную отмену принятого инспекцией решения.

А в постановлении от 21.09.2012 N Ф04-4511/12 ФАС Западно-Сибирского округа признал необоснованным довод общества о необеспечении реальной возможности для предоставления возражений по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в ситуации, когда на представление возражений налоговым органом был предоставлен 1 день. Основанием для такого вывода послужил тот факт, что общество не заявило о недостаточности времени на подачу возражений ни до ознакомления с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля, ни после их ознакомления. Причем ВАС РФ определением от 30.01.2013 N ВАС-57/13 отказал в передаче указанного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра.

Ознакомление с материалами проверки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2011 г. N 1251-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Навального Алексея Анатольевича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 145, частью четвертой статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30 Федерального закона «О полиции» и статьей 7 Федерального закона «О персональных данных»

Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2011 г. N 1251-О-О
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Навального Алексея Анатольевича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 145, частью четвертой статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30 Федерального закона «О полиции» и статьей 7 Федерального закона «О персональных данных»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

Читайте так же:  Правила развода при наличии детей

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.А. Навального к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.А. Навальный оспаривает конституционность части второй статьи 145 «Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении», части четвертой статьи 148 «Отказ в возбуждении уголовного дела» УПК Российской Федерации, части 5 статьи 30 «Гарантии правовой защиты сотрудника полиции» Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» и статьи 7 «Конфиденциальность персональных данных» Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».

Как следует из жалобы, органом дознания — со ссылкой на часть 5 статьи 30 Федерального закона «О полиции» и на необходимость обеспечения конфиденциальности персональных данных — А.А. Навальному было отказано в ознакомлении с материалами проверки его заявления о преступлении, завершившейся вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Постановлением Замоскворецкого районного суда города Москвы от 29 июня 2011 года, оставленным без изменения определением суда кассационной инстанции от 1 августа 2011 года, действия органа дознания были признаны законными и обоснованными.

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения, по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяют правоохранительным органам без предусмотренных законом оснований отказывать гражданину в ознакомлении с непосредственно затрагивающими его права и свободы материалами проверки, проведенной по его заявлению о преступлении, а потому противоречат статьям 24 ( часть 2 ), 29 ( часть 4 ), 45 , 46 ( части 1 и 2 ), 52 , 55 ( части 2 и 3 ) и 56 ( часть 3 ) Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные А.А. Навальным материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

Статья 24 ( часть 2 ) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В силу непосредственного действия этой конституционной нормы любая информация, за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью, должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.

Данная правовая позиция, сформулированная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2000 года по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», полностью применима к ситуациям, связанным с обеспечением доступа лиц, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, к материалам, на основании которых было вынесено это решение.

Поскольку ограничения права граждан на доступ к информации могут быть установлены только законом, а часть вторая статьи 145 и часть четвертая статьи 148 УПК Российской Федерации не содержат каких-либо указаний на такие ограничения в отношении лиц, чьи права и свободы затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, их применение должно осуществляться в соответствии с изложенной правовой позицией (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 2000 года N 191-О и от 19 февраля 2003 года N 78-О ). Таким образом, оспариваемые нормы уголовно-процессуального закона не могут рассматриваться как препятствующие гражданам защищать свои права и свободы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в том числе использовать право на доступ к информации и правосудию при обжаловании в суд решений органов предварительного расследования.

Не содержат ограничений права заявителя на ознакомление с материалами, послужившими основанием для вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, и оспариваемые положения федеральных законов «О полиции» и «О персональных данных» .

Часть 5 статьи 30 Федерального закона «О полиции», не возлагая на сотрудника полиции обязанность давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы для ознакомления, гарантирует правовую защиту сотрудника полиции во время проведения им проверочных мероприятий и не регламентирует основания и порядок ознакомления граждан с этими материалами после того, как производство по делам и материалам будет завершено, в том числе и вынесением в установленном порядке постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Федеральный закон «О персональных данных» регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, если их обработка позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным ( часть 1 статьи 1 ). Следовательно, действие этого Закона не распространяется на отношения по собиранию, проверке, хранению сведений в процессе возбуждения, расследования и рассмотрения уголовных дел и сам по себе он не может ограничивать права участников уголовного процесса и заявителей о преступлениях на ознакомление с материалами уголовных дел и проверок сообщений о преступлениях.

Разрешение же вопроса о правильности истолкования и применения оспариваемых законоположений в конкретном деле, который, по существу, ставится заявителем, в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», не входит.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 , частью первой статьи 79 , статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Навального Алексея Анатольевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Видео (кликните для воспроизведения).

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации

Источники


  1. Троицкий, Н. А. Корифеи российской адвокатуры: моногр. / Н.А. Троицкий. — М.: Центрполиграф, 2015. — 416 c.

  2. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь для бизнесменов / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2015. — 496 c.

  3. Решетников, В.И. Экологическое право. Курс лекций; М.: Щит-М, 2011. — 331 c.
  4. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 1999. — 608 c.
  5. Поставка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 537 c.
Ознакомление с материалами проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here