Ответственность при перевозке грузов

Ответы на вопросы по теме: "Ответственность при перевозке грузов" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 794. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств

1. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

2. Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:

непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;

прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;

в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

Комментарий к Ст. 794 ГК РФ

1. Предусмотренная комментируемой статьей ответственность возлагается за нарушение обязательств, вытекающих из договора о подаче транспортных средств (см. ст. 791 ГК). Пункт 1 комментируемой статьи носит отсылочный характер: ответственность применяется в объеме, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Поскольку в специальном законодательстве данная ответственность предусмотрена в виде штрафов (законной неустойки), соглашением сторон данную неустойку можно только увеличить (п. 2 ст. 332 ГК). Не все транспортные законы содержат конкретные виды штрафов за неисполнение обязанностей, предусмотренных комментируемой статьей. На морском и воздушном транспорте ответственность сторон регулируется договором.

2. Ответственность перевозчика наступает в соответствии с комментируемой статьей только за одно правонарушение по уже заключенному договору о подаче транспортных средств (т.е. после того, как перевозчик принял оферту грузовладельца в форме заявки или заказа). Это правонарушение выражается в неподаче транспортных средств в обусловленное время и в оговоренное место. Некоторые транспортные законы различают непредоставление и несвоевременное предоставление транспортного средства. В зависимости от вида транспорта законом установлен следующий объем ответственности перевозчика:

[3]

а) на железнодорожном транспорте перевозчик несет ответственность в форме штрафа за каждую тонну груза, которая планировалась к погрузке в неподанные транспортные средства (ст. 94 УЖТ). Размер штрафа определяется в зависимости от транспортного средства (0,1 размера минимального размера оплаты труда за каждую непогруженную тонну груза, если груз должен был перевозиться в вагонах; от 0,5 до двух размеров минимального размера оплаты труда за каждый контейнер в зависимости от массы контейнера, если груз должен был перевозиться в контейнерах, и т.п.);

б) на автомобильном транспорте перевозчик несет ответственность за несвоевременное предоставление транспортного средства в форме штрафа за каждый час просрочки в процентах от провозной платы (п. 3 ст. 34 УАТ). Размер штрафа определяется в зависимости от вида перевозки (5% — при перевозке в городском или пригородном сообщении и 1% среднесуточной провозной платы — при перевозке в междугородном сообщении);

в) на внутреннем водном транспорте перевозчик несет ответственность в форме штрафа за каждую тонну груза, которая планировалась к погрузке в неподанные транспортные средства (ст. 115 КВВТ). Размеры штрафов такие же, как и на железнодорожном транспорте.

3. Ответственность грузовладельца наступает за более широкий круг правонарушений: во-первых, за неиспользование поданных транспортных средств, что включает в себя непредъявление груза перевозчику (но не только); во-вторых, за ненадлежащее исполнение других обязанностей по договору на подачу транспортных средств (так, например, в ст. 102 УЖТ предусмотрена ответственность грузовладельца за предъявление груза с превышением грузоподъемности (перегрузом) вагона, контейнера). И наконец, неиспользование поданных под погрузку транспортных средств влечет наложение штрафов за их простой.

В зависимости от вида транспорта различают следующий установленный законом объем ответственности грузовладельца:

а) на железнодорожном транспорте грузовладелец по ст. 94 УЖТ РФ за неисполнение своих обязанностей несет ответственность в таком же точно размере, как и перевозчик. Но это только одна составляющая. В случае если грузовладелец не использовал транспортные средства, которые принадлежат перевозчику, он в дополнение к штрафу выплачивает перевозчику так называемый сбор (0,04 размера минимального размера оплаты труда за каждую непогруженную тонну груза, если груз должен был перевозиться в вагонах, и т.п.). Видимо, этот «сбор» мыслится как упущенная выгода перевозчика (неиспользование транспортных средств означает и невнесение предусмотренной платы за пользование ими). Но правовая природа «сбора» не оставляет сомнения в том, что он, так же, как и штраф, является законной неустойкой.

За перегруз вагона (контейнера) предусмотрен штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза;

б) на автомобильном транспорте грузовладелец несет ответственность по ст. 35 УАТ РФ в форме штрафа в процентах от провозной платы: за непредъявление для перевозки груза — в размере 20% платы. Предусмотрен отдельный штраф за задержку (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику, и др.;

в) на внутреннем водном транспорте грузовладелец по ст. 115 КВВТ РФ за неисполнение своих обязанностей несет ответственность в таком же точно размере, как и перевозчик.

4. В п. 2 комментируемой статьи перечислены основания освобождения перевозчика и грузовладельца от ответственности. Как перевозчик, так и отправитель груза (поскольку он является предпринимателем) несут ответственность за неисполнение обязательств по договору о подаче транспортных средств независимо от вины. Законом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, освобождающих стороны от ответственности:

1) непреодолимая сила, включая явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения);

2) военные действия;

3) прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, в установленном законом порядке (включая как экономические, так и политические причины);

4) в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами (например, на железнодорожном транспорте перевозчик освобождается от ответственности за неподачу вагонов, контейнеров, если неподача была допущена по вине грузоотправителя).

Договор перевозки груза

Содержание материала

Ответственность грузоотправителя и грузополучателя за нарушение обязательств из договора перевозки груза

Ответственность грузоотправителя перед перевозчиком может на­ступить за:

  • неправильное указание в транспортной накладной наименования груза или его особых свойств;
  • отправление груза, запрещенного для перевозки;
  • просрочку внесения провозной платы и иных платежей, причитаю­щихся перевозчику за перевозку груза.

В отличие от ответственности перевозчика такая ответственность является полной, а не ограниченной . Так, в соответствии со ст. 98 УЖТ за первых два из названных правонарушений с грузоотправителя взы­скивается штраф в размере пятикратной платы за перевозку такого гру­за на все расстояние перевозки, причем независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков железной дороги, т.е. штрафная неустойка. Аналогичная норма содержится в ст. 120 КВВТ.

Читайте так же:  Уведомление в роспотребнадзор

В воздушной и морской перевозках отсутствуют законные неустой­ки , применяемые в случае ответственности грузоотправителей. Согласно ст. 121 ВК грузоотправитель несет ответственность за вред, причинен­ный перевозчику или лицу, перед которым перевозчик несет ответст­венность, вследствие неправильности или неполноты сведений, предос­тавленных грузоотправителем. В соответствии со ст. 176 КТМ отправи­тель и фрахтователь несут ответственность за причиненные перевозчику убытки, если не докажут, что убытки причинены не по их вине или не по вине лиц, за действия или бездействие которых они отвечают.

Исполнение обязанности грузоотправителя по уплате провозной платы и иных платежей, причитающихся перевозчику за перевозку гру­за, прежде всего в достаточной степени обеспечено мерами оперативно­го воздействия, которые могут применяться перевозчиком в односто­роннем порядке. Речь идет о праве перевозчика задержать отправле­ние груза до внесения провозной платы и соответствующих платежей. Более того, на железнодорожном и внутреннем водном транспорте до внесения платы за перевозку груза и иных платежей, причитающихся перевозчику за предыдущую перевозку груза, он вправе прекратить по­дачу вагонов и контейнеров для следующей перевозки груза (ст. 30 УЖТ, ст. 120 КВВТ).

Кроме того, на основании ст. 30 УЖТ при несвоевременных расче­тах за перевозку груза по вине грузоотправителя или грузополучателя с них в пользу перевозчика взыскиваются проценты на сумму просро­ченного платежа (ст. 395 ГК), в данном случае представляющие собой меру гражданско-правовой ответственности. В силу реального харак­тера договора перевозки обязанность грузоотправителя по внесению провозной платы перевозчику не может считаться просроченной до момента принятия им груза к перевозке.

Ответственность грузополучателя возможна лишь при условии вы­ражения им в какой-либо форме своего намерения воспользоваться правом на принятие от перевозчика доставленного в его адрес груза. Лишь после этого он может нести ответственность за нарушение обя­занностей, предусмотренных транспортным законодательством. За несвоевременные расчеты с перевозчиком за перевозку груза грузо­получатель обязан уплатить проценты (ст. 395 ГК). При определенных условиях к нему может быть также применена ответственность в виде штрафа за задержку транспортных средств под выгрузкой или их са­мовольное использование (ст. 99 УЖТ).

[2]

Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;

в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

4. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

Комментарий к Ст. 796 ГК РФ

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003.

Витрянский В.В. Договор перевозки. С. 463.

Какой-либо пониженной ответственности на случай просрочки выдачи груза или багажа по вине получателя в комментируемой статье не предусмотрено. По общему правилу, установленному в транспортных законах, перевозчик в случае несвоевременного получения груза или багажа обязан хранить неполученный груз или багаж (передать его на хранение) за счет получателя. По истечении определенного срока перевозчик реализует невостребованный груз или багаж и из вырученной суммы возмещает себе расходы на хранение и иные расходы. Таким образом, только после реализации груза или багажа прекращается ответственность перевозчика за его сохранность.

2. В п. 2 комментируемой статьи установлен принцип ограниченной ответственности перевозчика: грузоотправителю или пассажиру, сдавшему багаж, возмещается только реальный ущерб (в размере стоимости утраченных вещей или суммы, на которую понизилась их стоимость). Поскольку несохранность перевозчиком груза или багажа свидетельствует о ненадлежащем исполнении перевозчиком своей обязанности по договору перевозки, в п. 3 комментируемой статьи устанавливается императивное правило, в соответствии с которым перевозчик возмещает лицу, оплатившему провоз груза или багажа, провозную плату, взысканную за перевозку утраченных (недостающих) вещей, в полном объеме, а за испорченный (поврежденный) при перевозке груз или багаж — пропорционально количеству испорченного (поврежденного) груза или багажа. Таким образом, возмещаются только убытки грузоотправителя (пассажира), понесенные им по договору перевозки.

Особые правила предусмотрены в п. 2 комментируемой статьи для определения конкретной суммы реального ущерба, подлежащего возмещению грузоотправителю (пассажиру). Во-первых, если груз или багаж сдавался перевозчику с объявлением его ценности, выплаты производятся в размере (пропорционально размеру) этой объявленной ценности. Споры по поводу расхождения объявленной ценности с действительной ценой принятых перевозчиком вещей не должны допускаться, поскольку за перевозку груза или багажа с объявленной ценностью перевозчику уплачивается дополнительная плата. Во-вторых, доказывание стоимости груза или багажа для грузоотправителя или пассажира является облегченным: пострадавший может доказывать эту стоимость, указывая цену, по которой он приобрел вещи у продавца, надлежащими доказательствами также являются договор купли-продажи с указанием цены (включая кассовый чек для розничной купли-продажи) или счет продавца. Указание на необходимость учитывать естественный износ вещи в комментируемой норме не содержится. Только в случае отправки груза или багажа без объявленной ценности или при отсутствии доказательств цены приобретения вещей их стоимость определяется как рыночная, т.е. исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Читайте так же:  Как доказать несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства

Реальный ущерб должна отражать и сумма, которую грузоотправитель обязан выплатить третьему лицу в связи с утратой вещей (например, сумма, которую грузоотправитель-арендатор выплатил собственнику в связи с утратой перевозчиком арендованного им имущества ).

———————————
Определение ВАС РФ от 29 октября 2008 г. N 11772/08 по делу N А70-8471/5-2004.

3. В транспортных законах вопрос об объеме ответственности перевозчика за утрату (повреждение) груза или багажа решается следующим образом. В соответствии с комментируемой статьей предусматривается ответственность перевозчика в ст. ст. 96 и 107 УЖТ; в п. п. 7 — 9 ст. 34 УАТ; ст. 119 КВВТ РФ; ст. 169 КТМ РФ. Традиционным для морского права является ограничение ответственности перевозчика определенной суммой, но только в том случае, «если род и вид, а также стоимость груза не были объявлены отправителем до погрузки груза и не были внесены в коносамент» (п. 1 ст. 170 КТМ). На воздушном транспорте предпринята общая попытка еще более ограничить ответственность перевозчика: за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, — в размере их стоимости, но не более 600 рублей за килограмм веса багажа или груза (ст. 119 ВК).

При морских перевозках существуют особенности в определении стоимости утраченного или поврежденного груза .

———————————
См.: п. 2 ст. 169 КТМ РФ; п. 2 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания РФ (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81).

4. В комментируемой статье не затрагиваются вопросы ответственности перевозчика за сохранность ручной клади пассажира, поскольку за нее отвечает сам пассажир (см. комментарий к ст. 786 ГК). Разумеется, ответственность перевозчика может возникнуть и в связи с утратой (повреждением) ручной клади пассажира, но эта ответственность наступает по общегражданским основаниям в связи с причинением вреда имуществу гражданина (гл. 59 ГК). По общему правилу основанием наступления такой ответственности является вина причинителя вреда (п. 2 ст. 1064 ГК). Однако утверждение некоторых транспортных законов о том, что перевозчик отвечает за несохранность ручной клади только в случае своей вины (особенно, если для перевозчика установлена презумпция невиновности, как, например, в п. 10 ст. 34 УАТ), является излишне категоричным. Если вред имуществу пассажира причинен, например, в результате аварии транспортного средства, то перевозчик в качестве владельца источника повышенной опасности должен отвечать за причиненный вред без вины (ст. 1079 ГК).

Общегражданскими положениями российского законодательства не предусмотрена возможность установления транспортным законодательством ограниченного размера внедоговорной ответственности перевозчика за сохранность ручной клади. Но в соответствии с п. 3 ст. 119 ВК РФ за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления — в размере не более чем 11000 рублей. Данное правило ни в коем случае нельзя признать развивающим или дополняющим положения ГК РФ об ответственности перевозчика за утраченный багаж, как это иногда пытаются представить, — норма п. 3 ст. 119 ВК РФ однозначно противоречит п. 1 ст. 1064 ГК РФ и применяться не должна.

———————————
См.: п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (далее — ГПК РФ, ГПК) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (далее — АПК РФ, АПК) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.

См.: п. 2 ст. 394 КТМ РФ; п. 4 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания РФ (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81).

Определяем ответственность сторон по договору перевозки грузов

Общая концепция

Перевозят различные грузы, людей и их багаж. Общие положения содержатся в Гражданском кодексе, а детали — в Федеральных законах и кодексах:

  • 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
  • 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ»;
  • Воздушный кодекс;
  • Кодекс торгового мореплавания;
  • Кодекс внутреннего водного транспорта.

Ответственность сторон за нарушение договора перевозки грузов установлена статьями 794–800 ГК РФ, перечисленными выше нормативными актами и соглашением сторон. Снижать предел, по сравнению с установленным законом, запрещено, если прямого указания на такое право не содержится, например, в транспортном уставе. Пример: согласно ч. 2 ст. 175 КТМ, перевозчик вправе договориться о снижении его ответственности при наступлении определенных условий.

Ответственность сторон по договору перевозки может быть отменена в случае «стандартных» форс-мажорных обстоятельств типа войны или пожара. Кроме того, учитываются специфические обстоятельства, например, ограничение перевозки по определенному направлению.

Обязателен претензионный порядок разрешения споров, а срок исковой давности сокращенный — один год, согласно ст. 797 ГК РФ.

Обязательства перевозчика

В первую очередь он должен подать исправные и подходящие транспортные средства под погрузку. При таком нарушении договора перевозки чаще всего применяют штраф.

[1]

Доставить вверенное своевременно, то есть в сроки, согласованные участниками сделки. При нарушении — неустойка, процент которой определяется соглашением сторон, взыскивается за каждый день от стоимости перевозимого. Можно предусмотреть наказание в виде фиксированной суммы, взыскиваемой за каждый день.

Следует помнить о презумпции невиновности перевозчика. Она применима, когда поврежденный товар пришел в исправной «упаковке» и при сохраненных пломбах. Другой пример: недостача или повреждение явились следствием перемещения в открытом полувагоне или кузове. Допустим, при доставке угля или щебня в кузове автосамосвала неизбежно происходит выпадение части товара по пути следования.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обязательства отправителя

С него начинается процесс. По договору перевозки он должен подготовить продукцию к отправке, обеспечить соответствие заявленного количества мест. За «недостачу» предусмотрена санкция в виде компенсации стоимости недопоставленного объема.

Товар должен быть готов к погрузке вовремя, иначе возникает ответственность за неиспользование поданного транспорта (ст. 794 ГК РФ). В договоре за такое нарушение обычно предусматривают штраф или возмещение расходов за простой транспорта.

Отправитель обязан произвести оплату, если по условиям сделки такая обязанность не возложена на грузополучателя. В качестве ответственности за нарушение срока оплаты обычно взимается неустойка, процент которой оговаривается заранее. Кроме того, перевозчик вправе удерживать груз до окончательного расчета.

Обязательства получателя

Получатель обязан принять груз. В приемку входит:

  • оформление полномочий представителя;
  • подготовка площадки (склада) для выгрузки;
  • наличие исправных механизмов и(или) людей для осуществления выгрузки.

Все три пункта влекут простой автотранспорта, поэтому ответственность за нарушение договора перевозки груза в этом случае обычно выражается в возмещении расходов, связанных с простоем. Это может быть почасовая ставка или сумма за сутки.

Читайте так же:  Коды виды деятельности ооо

Если по условиям соглашения оплату должен произвести получатель, то при неоплате именно с него взыскивается неустойка. При этом сам груз может быть удержан перевозчиком до произведения расчета.

За что в ответе грузоотправитель?

«Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», 2013, N 7

Если условием договора поставки предусмотрено, что доставка пищевого сырья либо иных имущественных ценностей до предприятия пищевой промышленности (готовой продукции до покупателя) осуществляется силами предприятия, оно непременно столкнется с вопросами обеспечения сохранности груза. Кроме того, российским законодательством на грузоотправителя возложены обязанности, невыполнение которых может привести к штрафным санкциям. За что же в ответе грузоотправитель, осуществляющий перевозку грузов автомобильным транспортом?

Знание нормативной базы обязательно

В процессе перевозки грузов обычно задействованы несколько лиц: грузоотправитель, грузополучатель, а при необходимости — еще перевозчик и экспедитор. Каждое из названных лиц в определенной степени несет ответственность за сохранность груза. (Меры ответственности урегулированы ГК РФ, Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее — Устав автомобильного транспорта), Законом о транспортно-экспедиционной деятельности .)

Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ.
Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ.

Так, согласно ст. 796 ГК РФ, п. п. 5, 7 — 9 ст. 34 Устава автомобильного транспорта перевозчик несет ответственность за несохранность груза, произошедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком:

  • в случае утраты или недостачи груза — в размере стоимости утраченного или недостающего груза;
  • при повреждении (порче) груза — в размере суммы, на которую уменьшилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости;
  • в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза.

Наряду с возмещением установленного ущерба перевозчик возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза. В случае если неисполнение перевозчиком своих обязательств произошло вследствие непреодолимой силы, временного ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенного в порядке, установленном законодательством РФ, иных не зависящих от перевозчика причин, он освобождается от ответственности.

Если грузоотправитель (грузополучатель) заключил договор транспортной экспедиции, в соответствии с которым экспедитор обязан перевезти груз самостоятельно либо организовать его перевозку посредством транспортной компании, ответственность перед клиентом в виде возмещения ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза возникает у экспедитора после принятия груза и до его выдачи получателю. В частности, если экспедитор не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, ущерб возмещается в установленных п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности размерах:

  • за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки: с объявлением ценности — в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза, без объявления ценности — в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или его недостающей части;
  • за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки: с объявлением ценности — в размере суммы, на которую уменьшилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере объявленной ценности, без объявления ценности — в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а в случае невозможности восстановления поврежденного груза — в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

Отношения между перевозчиком и экспедитором регулируются названными выше нормативными актами.

Крепление груза — забота грузоотправителя

Однако возникают ситуации, когда ответственность за повреждение груза снимается как с перевозчика, так и с экспедитора, в том числе в случае, если груз не был достаточно прочно закреплен в кузове автомобиля (при этом данная обязанность лежала на грузоотправителе) либо качество упаковки не отвечало установленным требованиям. Доказательство тому — многочисленная арбитражная практика.

Снова обратимся к нормативным документам. Согласно п. 2 ст. 10 Устава автомобильного транспорта грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность груза, а также не допустить повреждение транспортного средства. В соответствии с п. 8 ст. 11 этого же документа погрузка товара в транспортное средство осуществляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором перевозки.

Согласно § 14 разд. 5 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом водитель обязан проверить соответствие укладки и крепления груза на подвижном составе требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности подвижного состава, а также сообщить грузоотправителю о замеченных нарушениях в укладке и креплении груза, угрожающих его сохранности. Кроме того, водитель обязан проверить соответствие габаритов груза Правилам дорожного движения, а также состояние крепления и увязки груза, которые должны предотвращать смещение груза за пределы кузова или его выпадение из кузова.

Утверждены Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971.

Таким образом, в общем случае ответственным за погрузку товара в транспортное средство является грузоотправитель. Если в договоре не указано иное, он и будет нести убытки, в случае если перевозимый товар будет поврежден по указанным выше причинам.

Например, ФАС УО в Постановлении от 31.01.2013 N Ф09-13681/12 проанализировал следующую ситуацию: между владельцем груза и третьим лицом был заключен договор транспортной экспедиции, в соответствии с которым экспедитор самостоятельно либо с привлечением транспортной организации обязался доставить груз по указанному адресу. Груз был доставлен вовремя, но при его приеме было обнаружено повреждение, возникшее в результате перевозки. Приемная комиссия грузополучателя заключила, что поврежденная продукция восстановлению и применению в производстве не подлежит. Была выставлена претензия экспедитору. Последний ее не признал, вследствие чего дело оказалось в суде.

Определением ВАС РФ от 30.04.2013 N ВАС-5027/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Проанализировав условия договора, суд установил, что на водителя перевозчика возлагалась обязанность проверить качество укладки и крепления груза на предмет обеспечения безопасности дорожного движения, а обязанность по осуществлению укладки, крепления и погрузки товара надлежащим образом, исключающим его повреждение, возлагалась на грузоотправителя. В данном случае водитель перевозчика не мог осуществлять контроль за состоянием крепления ввиду опломбирования кузова (груз прибыл с исправной пломбой грузоотправителя, что подтверждено ТТН).

Аналогичное дело было рассмотрено ФАС МО (Постановление от 07.03.2012 N А40-164162/09-39-1064 ). И снова перевозчик был признан невиновным в повреждении груза, случившемся в пути следования. Согласно акту документальной экспертизы основными причинами повреждения груза стали недостаточная упаковка, неправильная укладка в грузовом отсеке автотранспорта, недостаточное крепление грузоотправителем, недостаточная жесткость деревянных брусков — фиксаторов, наличие больших интервалов между упаковками груза и бортами грузового отсека автотранспорта.

Читайте так же:  Работа на полставки по основному месту работы

Определением ВАС РФ от 09.06.2012 N ВАС-7301/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Предоставление недостоверных сведений. . о массе и габаритах груза

К сведению. Согласно п. 5, Приложениям 1 — 3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, тяжеловесный груз — груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств.

Предельно допустимые массы транспортных средств

Предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств

Крупногабаритный груз — груз, который с учетом габаритов транспортного средства превышает предельно допустимые габариты транспортных средств.

Предельно допустимые габариты транспортных средств

Предельно допустимые габариты транспортных средств включают в себя размеры съемных кузовов и тары для грузов, в том числе контейнеров.

Более того, Федеральным законом от 06.11.2011 N 296-ФЗ внесены дополнения в КоАП РФ, в соответствии с которыми теперь к административной ответственности могут быть привлечены и грузоотправители. Так, согласно п. 3.1 ст. 12.21.1 КоАП РФ предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе и габаритах груза, если это повлекло нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5000 руб., на индивидуальных предпринимателей — от 10 000 до 15 000 руб., на юридических лиц — от 250 000 до 400 000 руб.

Приведем пример из судебной практики, когда организация-грузоотправитель была привлечена к административной ответственности по п. 3.1 ст. 12.21.1 КоАП РФ.

Согласно ТТН, оформленной грузоотправителем, товар (песок) был загружен в автомашину в количестве 19 т. При измерении весовых параметров транспортного средства системой дорожного контроля было установлено несоответствие их данным, указанным в товаросопроводительных документах: фактическая загрузка автомашины составила 36 420 кг. Данный факт стал причиной превышения предельно допустимой осевой нагрузки ТС (при этом водитель в пояснениях автоинспекторам указал, что грузил песок в карьере, где нет весов, поэтому вес груза не знал) (Постановление ФАС ЗСО от 14.12.2012 N А46-16862/2012).

. об условиях перевозки груза

Грузоотправителю может быть отказано во взыскании с экспедитора (перевозчика) суммы ущерба за испорченный товар, если он не укажет в транспортной накладной особые условия хранения и перевозки груза (если таковые имеются). В частности, п. 77 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом предусмотрено, что скоропортящийся груз перевозится с соблюдением температурного режима, определенного условиями его перевозки, обеспечивающими сохранность его потребительских свойств, указываемыми грузоотправителем в графе 5 транспортной накладной.

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012 N 09АП-35894/2012-ГК рассмотрена такая ситуация. По договору транспортной экспедиции экспедитор обязался доставить груз по указанному адресу в оговоренный срок. В месте погрузки товар был принят в количестве 8 транспортных мест. Характер груза заявлен как ТНП (товары народного потребления). Особых условий по перевозке груза отправителем не заявлено.

В месте разгрузки представителями грузополучателя каких-либо нарушений целостности упаковки груза (следов ее повреждения или вскрытия) обнаружено не было, груз был доставлен в том количестве и в том состоянии, в каком был принят от грузоотправителя. Впоследствии экспедитору была предъявлена претензия, что груз доставлен с недостатками, связанными с ненадлежащими условиями перевозки (с подтеками, замерзший, с бомбажем (вздутие банок)), что исключает его использование в пищевых целях.

Суд пришел к выводу, что обстоятельства наличия ответственности экспедитора за порчу груза не доказаны: экспедитор принимал груз по количеству грузовых мест, без внутритарной проверки его содержимого, поскольку такая услуга дополнительно не была заказана клиентом, он не мог знать, что находилось внутри упаковок, переданных отправителем для транспортировки. Ссылка отправителя на то, что груз представлял собой детское питание и другие пищевые продукты с особыми условиями хранения и перевозки, является необоснованной, поскольку из экспедиторских документов по данной транспортировке этого не следовало.

По общим правилам в случае, если в процессе перевозки груза он был поврежден, перевозчик (экспедитор) должен возместить заказчику ущерб в размере суммы, на которую уменьшилась стоимость товара, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости (объявленной стоимости). Однако в отдельных случаях перевозчик (экспедитор) имеет все основания отказать отправителю в возмещении ущерба, в частности, если повреждение груза:

  • произошло по причине его неправильного крепления в автотранспорте (если согласно договору обязанность крепить груз лежала на грузоотправителе);
  • связано с несоблюдением особых условий перевозки, при этом грузоотправитель не обозначил их в транспортной накладной.

Кроме указанных последствий, халатное заполнение транспортной накладной может послужить причиной для выставления грузоотправителю штрафных санкций, в том числе установленных п. 3 ст. 35 Устава автомобильного транспорта (20% провозной платы), п. 3.1 ст. 12.21.1 КоАП РФ (для юридических лиц — от 250 000 до 400 000 руб.).

Виды ответственности сторон по договору перевозки грузов

Организация доставки груза начинается с подготовления сопроводительных документов, так как на это требуется уделить много времени. Важным документом при поставке товара с пункта отправки в пункт назначения выступает договор, в котором указывается предмет договора, обязанности и ответственность сторон, участников процесса доставки. Договор выступает не обязательным документом. Он заключается по взаимному согласию сторон и не требует утверждения в государственных органах, службах.

Договор грузоперевозки заключается по взаимному согласию сторон

Концепция ответственности

Для того чтобы понимать меру ответственности за доставку груза, отправителю и перевозчику нужно знать, что лежит в основе ответственности, за что отвечает понятие и какие виды обязательности есть. После подписания договора, перевозчик берет на себя ручательство доставить груз в пункт назначения, в пункт, который согласован с заказчиком и указан в договоре. Такое действие возлагает на перевозчика имущественную ответственность, что регулируется Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Процесс взаимного согласия и выполнения условий перевозки регулирует не только договор и ГК РФ, также транспортный устав. Ответственность за некорректное предоставление услуг перевозки груза предусмотрена в 793 статье Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Закон придает большего значения ответственности за перевозку груза, чем другому виду ручательства, так как в процессе доставки товара выделяют понятие ограниченной ответственности. Взыскание может быть не только за нарушение условий договора, а и при нарушении действий во время организации грузоперевозки. Это может быть задержка при доставке перевозчиком транспортного средства для погрузки товара. Обязательство лежит и на отправителе, он должен использовать предоставленный автомобиль. Это регулируется 794 статьей ГК РФ.

Читайте так же:  Ходатайство об объединении дел

Обязательство отправителя

Согласного условиям договора, ответственность за процесс доставки товара несут две стороны, как отправитель, так и перевозчик. При нарушении своих обязательств, к отправителю применяются меры:

  1. В соглашении сторон принять участие в процессе доставки товара указывается количество доставляемых позиций. Если отправитель нарушает обязательство и предоставить количество единиц товара меньше, чем указано в документе, то к нему применяются штрафные санкции. Штраф оплачивается компании, которая занимается организациею поставки содержимого багажа. Размер штрафных санкций зависит от количества непредоставленного товара. Согласно ГК РФ: « В размере процентов от стоимости перевозки не предъявленного груза «.
  2. Если отправитель нарушает пункт а, б, е восьмой статьи договора перевозки методично, планомерно и производит оплату на непостоянной основе, то компания, что производит поставку багажа имеет право прекратить доставку, придержать багаж у себя. Перед началом действий, организация должна поставить отправителя в известность за пять дней.

Себестоимость товара зависит от средней рыночной цены и промежутка, расстояния между пунктом отправки и поставки.

Если заказчик нарушает сроки оплаты услуг грузоперевозчика, последний вправе задержать багаж до внесения денежных средств

Обязательство перевозчика

В период поставки багажа, перевозчик может доставить товар в неполном составе, с повреждением упаковки, внешнего вида. Утрата товара подразумевает под собой невозможность предоставить получателю багаж на протяжении тридцати календарных дней после окончания основного срока поставки. Поставка груза в неполном составе подразумевает под собой частичную доставку, с неточным весом, количеством позиций. При возникновении такой ситуации нужно составить протокол, и указать несоответствия. Если протокол составляет перевозчик сам, без участия отправителя, получателя, то согласно четвертому пункту 796 статьи Гражданского Кодекса Российской Федерации, он не имеет силы. Это учитывается при разбирательстве в суде. Ответственность за доставку товара лежит на перевозчике. Для того чтобы избежать меру наказания, ему нужно доказать, что утрата, недостача, повреждение товара произошли под влиянием сил и действий, которые он не мог предотвратить.

Дополнительные обстоятельства

В транспортном законодательстве есть ряд случаев, когда нарушения правил поставки груза, мера ответственности и отправителя и получателя имеет смягченный характер. К обстоятельствам относятся:

  1. Свойства товара самостоятельно терять вес. Это могут быть продукты питания, которые поставляются на длительное расстояние между пунктами отправки и назначения.
  2. Недостаточное количество тары, упаковки, в которой поставляется багаж и невозможность их замены.
  3. Если товар имеет особенные свойства, характеристики, то эту информацию отправитель должен предоставить в сопроводительных документах. Если такого примечания нет, то ответственность за недостачу или порчу груза с перевозчика снимается.
  4. Багаж должен быть соответствующего вида, без лишней влаги, порчи.

Груз должен быть доставлен в целости и сохранности

Снятие мер наказания законным путем

Закон предусматривает случаи, когда грузоперевозчик может снять с себя ответственность на законных основаниях. К таким случаям относятся:

  1. Не будет нарушением, если перевозчик доставит содержимое багажа в том виде, который предоставила сторона отправителя, в контейнере, упаковке с пломбами, маркировкой.
  2. Не будет нарушением, если сторона отправителя предоставит своего представителя, сопровождающего груз.
  3. Не будет нарушением, если сторона отправителя предоставит в документации, несоответствующую содержимого багажа, информацию. Если часть информации будет скрыта.
  4. Не будет нарушением, если сторона отправителя одобрит поставку багажа в транспортном средстве открытого типа, в открытом кузове прицепе. На такой груз может иметь воздействие погодные условия.
  5. Не будет нарушением потеря веса груза естественным способом в приделах нормы.

Компенсация грузоперевозчиком

Возместить ущерб за порчу, недостачу и нарушение сроков поставки, грузоперевозчик может в той мере, в которой был нанесен реальный ущерб. Это может быть:

  1. Утрата и недостача товара компенсируется соответственно рыночным ценам, стоимости и размеру недостающего и утраченного товара.
  2. Порча товара. Если восстановить внешний вид товара нельзя, то грузоперевозчик должен компенсировать разницу первоначальной цены товара и после порчи. Компенсация может быть и в полном размере стоимости товара. Это решение принимает сторона отправителя и соответствующие органы.
  3. Если сторона отправителя производит отправку дорогостоящего товара, то рекомендовано это делать с объявленной ценностью. При полной потере багажа, грузоотправитель компенсирует стоимость багажа в размере согласно объявленной стоимости. Это действие регулируется и предусматривается вторым пунктом 796 статьи Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Стоимость багажа указывается в договоре, в сопроводительных документах.

Компенсация ущерба в случае порчи багажа оговаривается в одном из пунктов договора

Несвоевременная доставка содержимого багажа

При оплате штрафных санкций, важно учесть фактор, который повлиял на возникновения факта возмещения. Много вопросов и разбирательств возникает при нарушении сроков доставки груза. Если возникает такая ситуация, грузоперевозчик обязан оплатить пеню, возмещение. Такое правило принято в работу всеми транспортными организациями. Вычисляется размер пени, возмещения в соответствии периода задержки груза и стоимости, размера оплаты за предоставляемую услугу. Ответственность можно изменить. Решение принимают обе стороны действия. Законодательно регулируются изменения Гражданским Кодексом Российской Федерации, 793 статей.

Не своевременная поставка содержимого багажа может стать причиной того, что он доставлен в несоответствующем виде, с порчей. При возникновении такой ситуации, грузоперевозчик оплачивает и пеню за несвоевременную доставку и штраф за принесенный отправителю ущерб.

Влияние внешней среды

Видео (кликните для воспроизведения).

Второй пункт 794 статьи ГК РФ определяет перечень ситуаций, когда участники процесса не несут ответственность за порчу, потерю и не своевременную доставку груза:

  1. Влияние погодных условий, военные действия, пожар, бедствия стихийного характера.
  2. Нарушить и замедлить процесс передвижения транспортного средства могут уполномоченные органы, транспортный устав, кодекс. Законодательная база позволяет остановить движение автомобиля.
  3. Другие случаи. Это может быть приостановление действий на срок не меньше трех суток. Задержка может быть связана с дорожными происшествиями, авариями, погрузкой багажа на платформу.

Источники


  1. Руденко, Р. А. Р. А. Руденко. Судебные речи и выступления / Р.А. Руденко. — М.: Юридическая литература, 2016. — 368 c.

  2. Радько, Т. Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / Т.Н. Радько. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 608 c.

  3. Зайцев, Р. В. Признание и приведение в исполнение в России иностранных судебных актов / Р.В. Зайцев. — М.: Wolters Kluwer, 2013. — 208 c.
  4. Неуймин, Я. Г. Вопросы истории и методологии автоматизации промышленного производства / Я.Г. Неуймин. — М.: Главная астрономическая обсерватория АН СССР, 2014. — 160 c.
  5. Правоведение. — М.: Знание, 1999. — 304 c.
Ответственность при перевозке грузов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here