Органы управления юридического лица

Ответы на вопросы по теме: "Органы управления юридического лица" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Органы юридического лица

Понятие органа юридического лица

Орган юридического лица — лицо (единоличный орган) или совокупность лиц (коллегиальный орган), которые в соответствии с законодательством, документами юридического лица либо решением иного уполномоченного на то органа юридического лица наделены определёнными полномочиями в отношении юридического лица и через которые данное юридическое лицо осуществляет свою правоспособность. Органы юридического лица подразделяются на органы управления и органы контроля. Органы юридического лица правомочны создавать свои рабочие органы, которые не имеют собственных полномочий в отношении юридического лица, но помогают органам юридического лица в осуществлении их полномочий.

Виды органов юридического лица

Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, генеральный директор, президент, председатель правления и т. п.) и коллегиальными (правление, наблюдательный или попечительский совет, общее собрание). Коллегиальные органы обязательно создаются в корпоративных юридических лицах, построенных на началах членства (товариществах и обществах, кооперативах, общественных организациях, ассоциациях и союзах). Высшим органом здесь всегда является общее собрание их участников. Они, впрочем, могут создаваться и в фондах (попечительские советы), и в учреждениях (например, в научных и образовательных), не относящихся к корпоративным организациям. Это, однако, не касается собраний «трудовых коллективов» юридических лиц, поскольку наемные работники (рабочие и служащие) в этом своем качестве не участвуют в формировании имущества (уставного или иного капитала) юридического лица и потому не вправе влиять на формирование его воли (по крайней мере, без прямого на то согласия учредителей или участников).

Органы юридического лица могут создаваться для формирования его воли («волеобразующие органы») и для одновременного выражения его воли вовне, по отношению ко всем третьим лицам — участникам имущественного оборота («волеизъявляющие», или исполнительные, органы)1. К числу первых относятся прежде всего общие собрания и иные коллегиальные органы, волю которых как волю юридического лица должны затем осуществлять соответствующие исполнительные органы.

Функции органов юридического лица

Правоспособность и дееспособность юридического лица реализуются через его органы (п. 1 ст. 53 ГК), формирующие и выражающие вовне его волю как самостоятельного субъекта права. Органы юридического лица не только осуществляют управление его деятельностью, но и выступают в имущественном обороте от его имени, иначе говоря, их действия признаются действиями самого юридического лица. Они составляют часть юридического лица и не являются самостоятельными субъектами права (в отличие от представителей, которые тоже могут выступать от имени юридического лица по его поручению, и от полных товарищей, предпринимательская деятельность которых признается деятельностью соответствующего товарищества в целом). Поэтому для совершения сделок от имени юридического лица они не нуждаются в доверенности.

Вместе с тем исполнительные (волеизъявляющие) органы одновременно всегда являются и волеобразующими. Их деятельность не ограничивается только строгим исполнением воли, сформированной иными органами юридического лица, Более того, в унитарных предприятиях, а также во многих видах учреждений единоличный руководитель (директор) одновременно является единственным волеобразующим и волеизъявляющим (исполнительным) органом. Поэтому закон требует, чтобы волеизъявляющие органы юридического лица действовали добросовестно и разумно, руководствуясь его интересами (п. 3 ст. 53 ГК). При нарушении этих требований на них может быть возложена обязанность по возмещению причиненных юридическому лицу убытков за счет своего личного имущества. Поскольку, однако, речь идет о внутренних взаимоотношениях юридического лица и его органа, такие противоправные действия последнего не могут служить основанием для признания недействительными сделок, заключенных этим органом от имени юридического лица с третьими лицами.

Кроме того, правомочия исполнительных (волеизъявляющих) органов на выступление от имени юридического лица могут дополнительно ограничиваться законом или учредительными документами организации (т. е. волей ее учредителей), например необходимостью получения предварительного согласия на совершение определенных сделок от соответствующего коллегиального органа или учредителя (собственника). Если такие ограничения установлены в нормативном порядке, их несоблюдение влечет недействительность соответствующих сделок с третьими лицами (ст. 168 ГК), ибо последние должны были знать о требованиях закона. Например, унитарное предприятие не вправе распоряжаться своей недвижимостью без согласия собственника-учредителя (п. 2 ст. 295 ГК).

Органы управления некоммерческого юридического лица

Разнообразие форм некоммерческих юридических лиц не дает возможности установить единые основы структуры и деятельности органов управления. Для нескольких видов некоммерческих организаций предусмотрены коллегиальные органы управления. Так, высшим органом управления некоммерческого партнерства и ассоциации (союза) является общее собрание членов. Учреждение управляется единоличным или коллегиальным органом, назначенным собственником, создавшим учреждение. Основная функция высшего органа управления определена законом как обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана (п. 2 ст. 29). Дополнительные функции, подчиненные достижению общей цели, могут быть определены уставом.

Пункт 3 ст. 29 Закона «О некоммерческих организациях» определяет компетенцию высшего органа управления: изменение устава некоммерческой организации, определение приоритетных направлений деятельности, принципов формирования и использования имущества, образование исполнительных органов, утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса, утверждение финансового плана, создание филиалов и открытие представительств, участие в других организациях, реорганизация и ликвидация (за исключением фонда). Принятие решений по вопросам изменения устава, определения приоритетных направлений деятельности, образования исполнительных органов, реорганизации и ликвидации некоммерческой организации отнесено к исключительной компетенции высшего органа.

Текущее руководство деятельностью некоммерческого юридического лица осуществляется исполнительным органом – единоличным или коллегиальным, который формируется (назначается) высшим органом в порядке, предусмотренном учредительными документами организации.

Читайте так же:  Можно ли аннулировать дарственную на дом

5. Права и обязанности учредителей (участников, членов). На этапе создания некоммерческого юридического лица обязанностью учредителей является формирование необходимого для осуществления планируемой деятельности имущества, избрание (назначение) исполнительного органа, государственная регистрация организации. Личное участие в деятельности организации требуется лишь в некоторых некоммерческих организациях, в других со стороны членов обязательна лишь имущественная поддержка (например, участники благотворительной деятельности, учредители фонда).

Особые обязанности ст. 27 Закона «О некоммерческих организациях» возлагает на определенный узкий круг лиц, занимающих определенные должности в системе управления некоммерческой организацией и имеющих больше возможностей влиять на дела организации по сравнению с ее рядовыми участниками. Эти лица могут быть заинтересованы в совершении некоммерческим юридическим лицом юридически значимых действий, в том числе сделок с другими организациями и гражданами.

Заинтересованными лицами признаются:

1) руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации;

2) лицо, входящее в состав органов управления или органов надзора за деятельностью организации. Для того чтобы лиц второй группы можно было признать заинтересованными, необходимо наличие одного из четырех условий:

— наличие трудовых отношений с организацией или гражданином-предпринимателем, которые являются контрагентами некоммерческой организации;

— вхождение в состав организации, которая может стать партнером некоммерческой организации в каком-либо правоотношении;

(речь идет, например, о членстве в акционерном обществе, в потребительском кооперативе);

— существование договорных отношений с организацией или гражданином, свидетельствующих о том, что данный субъект является кредитором организации, которая может стать контрагентом данной некоммерческой организации;

— близкие родственные отношения с индивидуальными предпринимателями, которые могут стать контрагентами некоммерческой организации.

Присутствие признака заинтересованности предполагается, если вышеназванные организации и граждане являются поставщиками товаров (услуг) для некоммерческой организации, крупными потребителями товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией; владеют имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией, могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом некоммерческой организации. Собственный имущественный интерес лиц, перечисленных в ст. 27 закона, выступающих от имени некоммерческой организации или органа, осуществляющего надзор за нею, может побудить их к совершению поступков, противоречащих интересам представляемой ими организации. В этом состоит «конфликт интересов», о котором говорится в законе.

На заинтересованное лицо возлагается обязанность сообщить органу управления или органу надзора о своей заинтересованности в сделке, которую заключает или собирается заключить некоммерческая организация, до момента принятия решения о заключении сделки. Такая сделка может быть заключена лишь после ее одобрения органом управления организации или органом надзора.

Если сделка, в совершении которой заинтересован, например, руководитель некоммерческой организации, заключена без предварительного согласия органа управления организацией, такая сделка может быть признана недействительной на основании ст. 174 ГК, как совершенная с превышением полномочий органа юридического лица.

6. Реорганизация и ликвидация некоммерческих юридических лиц. Формы реорганизации некоммерческих юридических лиц те же, что и для других юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование (Федеральный закон «О некоммерческих организациях»). Реорганизация завершается государственной регистрацией вновь возникшего юридического лица, кроме случаев присоединения, когда в реестровую запись организации, к которой происходит присоединение, вносится соответствующее изменение.

Использование любой из форм реорганизации не должно привести к невыгодным последствиям для кредиторов некоммерческой организации. Но законодательство о некоммерческих организациях не дает ответа на вопрос о том, как избежать таких последствий. Здесь следует руководствоваться общей нормой ст. 60 ГК, а в соответствии со ст. 6 ГК допустимо применение по аналогии соответствующих правил Федерального закона «Об акционерных обществах».

Реорганизация в форме преобразования возможна в соответствии со ст. 17 Закона «О некоммерческих организациях», не допускающей произвольного выбора новой организационно-правовой формы для преобразуемого некоммерческого юридического лица. Некоммерческое партнерство может быть преобразовано в общественную или религиозную организацию (объединение), фонд или автономную некоммерческую организацию; учреждение – в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество; автономная некоммерческая организация – в общественную или религиозную организацию (объединение) либо в фонд; ассоциация или союз – в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество или товарищество. Приведенные ограничения в выборе вариантов преобразования объясняются особенностями различных форм некоммерческих организаций, целями, которые они ставят перед собой. Так, например, ассоциация или союз осуществляют функции организации и координации деятельности входящих в их состав коммерческих или некоммерческих организаций. Если ассоциация координировала предпринимательскую деятельность своих участников, то для нее целесообразнее будет преобразование в хозяйственное общество или товарищество.

Решение о реорганизации некоммерческого юридического лица принимают его участники (учредители). Федеральный закон «О некоммерческих организациях» общих правил по этому вопросу не содержит. Лишь применительно к отдельным видам организаций указано, кто именно принимает решение о преобразовании: в отношении учреждения оно принимается его собственником, в отношении некоммерческого партнерства – учредителями единогласно и т.д.

Ликвидация некоммерческой организации осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК. В соответствии с п. 2 ст. 119 ГК и п. 2 ст. 18 закона фонд может быть ликвидирован только по решению суда, принятому по заявлению заинтересованных лиц.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Органы управления юридического лица

ОРГАН ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА — часть юридического лица, которая формирует и выражает его волю в отношениях с другими лицами. Через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Состав органов и их компетенция… … Юридическая энциклопедия

[2]

ОРГАН ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА — часть юридического лица, которая формирует и выражает его волю. Именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Состав органов и их компетенция определяются законом, иными… … Юридический словарь

Читайте так же:  Ходатайство об объединении дел

ОРГАН ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА — часть юридического лица, которая формирует и выражает его волю в отношениях с другими лицами. Через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Состав органов и их компетенция… … Энциклопедический словарь экономики и права

орган юридического лица — часть юридического лица, которая формирует и выражает его волю. Именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Состав органов и их компетенция определяются законом, иными… … Большой юридический словарь

Исполнительный орган юридического лица — Гражданский кодекс РФ не содержит явного определения исполнительного органа. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно… … Бухгалтерская энциклопедия

ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ОРГАН — ОРГАН ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА … Юридическая энциклопедия

ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ОРГАН — (см. ОРГАН ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА) … Энциклопедический словарь экономики и права

реорганизация юридического лица — прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства. Статья 57 ГК РФ различает пять видов Р.ю.л.: слияние (два и более юридических лиц превращаются в одно), присоединение (одно или несколько лиц … Большой юридический словарь

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА — в соответствии со ст. 53 ГК реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то… … Юридический словарь современного гражданского права

Реорганизация юридического лица — (англ. reorganization of jur >Энциклопедия права

Органы управления юридического лица

ОРГАН ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА — часть юридического лица, которая формирует и выражает его волю в отношениях с другими лицами. Через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Состав органов и их компетенция… … Юридическая энциклопедия

ОРГАН ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА — часть юридического лица, которая формирует и выражает его волю. Именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Состав органов и их компетенция определяются законом, иными… … Юридический словарь

ОРГАН ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА — часть юридического лица, которая формирует и выражает его волю в отношениях с другими лицами. Через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Состав органов и их компетенция… … Энциклопедический словарь экономики и права

[1]

орган юридического лица — часть юридического лица, которая формирует и выражает его волю. Именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Состав органов и их компетенция определяются законом, иными… … Большой юридический словарь

Исполнительный орган юридического лица — Гражданский кодекс РФ не содержит явного определения исполнительного органа. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно… … Бухгалтерская энциклопедия

ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ОРГАН — ОРГАН ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА … Юридическая энциклопедия

ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ОРГАН — (см. ОРГАН ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА) … Энциклопедический словарь экономики и права

реорганизация юридического лица — прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства. Статья 57 ГК РФ различает пять видов Р.ю.л.: слияние (два и более юридических лиц превращаются в одно), присоединение (одно или несколько лиц … Большой юридический словарь

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА — в соответствии со ст. 53 ГК реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то… … Юридический словарь современного гражданского права

Реорганизация юридического лица — (англ. reorganization of jur >Энциклопедия права

Структура управления ООО: кто руководит юрлицом

Структура управления ООО строится в зависимости от нескольких факторов – количества участников, величины их вклада в уставной капитал, сферы деятельности, объема штата работников. Подробнее о формах управления предприятием ООО рассказываем в этой статье.

При открытии ООО обязательно принимается устав организации. Без этого документа невозможна регистрация юридического лица. Именно в уставе прописывается структура управления ООО. При смене числа участников или необходимости исправления некоторых аспектов в устав могут быть внесены изменения, в том числе те, которые касаются управления.

Чтобы правильно сформировать устав ООО и без ошибок прописать все особенности структуры управления, советуем обратиться за помощью к профессионалам. Сотрудники сервиса Главбух Ассистент помогут решить документальные вопросы и возьмут на себя общение с налоговой.

Структура органов управления ООО

Создавая общество с ограниченной ответственностью, участники вкладывают доли в общий учредительный капитал. Число учредителей законом не ограничивается. Все аспекты создания и управления ООО регламентируются ст. 32 Федерального закона №14-ФЗ от 8.02.1998 (ред. 23.04.2018) и ст. 65.3 Федерального закона №51-ФЗ от 30.11.1994 (ред. 3.08.2018).

Согласно этим нормативным актам, учредители должны не только внести свои доли в общий капитал, но также разработать устав и в нем назначить или выбрать органы управления ООО. Структура хозяйственного сообщества предполагает несколько вариантов управления – есть сложные и упрощенные схемы.

Органами управления ООО могут выступать как коллегиальные структуры, так и единоличный руководитель:

  1. Общее собрание участников (учредителей) – высший орган управления ООО, регулярно собирающийся для решения главных стратегических, финансовых и хозяйственных вопросов.
  2. Наблюдательный совет (совет директоров) – орган параллельного контроля, уполномоченный управлять компанией непрерывно и руководить текущей хозяйственной деятельностью.
  3. Исполнительные органы ООО – один или несколько руководителей компании, которые занимаются оперативным управлением, решением повседневных, текущих и плановых задач.
  4. Аудиторская или ревизионная комиссия – орган управления ООО, избираемый общим собранием участников, выполняет функции контроля и проверки финансово-хозяйственной деятельности компании.
Читайте так же:  Лицевой счет

О функциях и полномочиях единоличного исполнительного органа юридического лица читайте здесь

Функции и компетенции органов управления ООО

В уставе ООО должна быть четко прописана схема управления ООО с указанием компетенции и задач каждой из структур. Например, система управления может быть сформирована следующим образом:

  1. Самые важные решения по управлению компанией принимаются общим собранием учредителей. Если число участников ООО большое, уставом может быть установлен необходимый кворум для признания решений полномочными.
  2. Часто собирать общее собрание для управления компанией невозможно и нецелесообразно, поэтому повседневным управлением занимается наблюдательный совет. Функции и состав наблюдательного совета как органа оперативного управления ООО прописываются в уставе.
  3. Механизм создания наблюдательного совета тоже должен быть прописан в уставе. Совет директоров может состоять из выборных и назначенных руководителей, исключительно из участников ООО, а также частично из привлеченных со стороны наемных специалистов.
  4. Исполнительные органы в зависимости от величины компании могут быть представлены одним или несколькими руководителями, разделяющими между собой основные рычаги управления хозяйственной и финансовой деятельностью. В эту категорию входит единоличный исполнительный орган (директор, президент), заместители, коммерческий директор, главный бухгалтер и т.д.
  5. Для регулярной проверки эффективности и правомерности деятельности компании может быть сформирован или назначен аудиторский орган – ревизионная комиссия или единоличный ревизор.
Видео (кликните для воспроизведения).

Структура органов управления ООО, срок действия, состав, обязанности и права каждого из них устанавливаются уставом организации. Образец устава можно скачать здесь

[3]

Подробная информация о полномочиях и функциях каждого из органов управления ООО представлена в таблице

Общее собрание участников

Решение всех вопросов планирования, осуществления и изменения деятельности ООО. Назначение исполнительных органов и изменение структуры компании. Принятие решений о реорганизации, ликвидации, продажи ООО. Назначение и увольнение руководителей. Право передачи полномочий управления. Назначение и утверждение аудиторских органов и проверок.

По факту вложения долей в общий капитал.

Учредители ООО собираются регулярно, минимум один раз в год. При необходимости может быть созвано внеочередное собрание участников.

Компетенции и состав, согласно уставу. К основным полномочиям относится управление внутренними и внешними процессами, организация партнерства с контрагентами, разработка долгосрочных планов, подготовка и создание внутренних документов, согласование и проведение сделок, контроль работы исполнительных органов, решение текущих задач всех видов экономической деятельности ООО.

Чаще всего это избирательный орган, срок действия назначается, согласно уставу. Председатель избирается большинством голосов участников совета из числа его членов.

Заседания членов совета директоров проводятся регулярно в сроки, установленные уставом. Обычно – один раз в квартал, при необходимости может быть созван внеплановое собрание для решения неотложных вопросов.

Один или несколько руководителей, занимающихся ежедневными вопросами управления компанией. Ответственность и полномочия директора и его помощников определяются уставом ООО. Директор имеет право представлять интересы и действовать от имени организации в государственных, коммерческих и финансовых структурах. Обладает правом назначения на должность работников, принимать решения о внутренних кадровых изменениях, увольнении сотрудников.

Единоличный исполнительный орган (директор) может быть избран из числа учредителей или принят на должность как наемный специалист.

Срок работы исполнительных органов прописывается в уставе и регулируется заключением трудового договора, который по окончании может быть продлен или прерван раньше срока при наличии законных оснований.

Аудиторская комиссия или ревизор имеют право и обязанность проверять финансовую и хозяйственную деятельность компании. В полномочия органа входит изучение всех документов и проводить проверку всех фактов деятельности исполнительных органов, которые обязаны во время работы комиссии предоставить все запрашиваемые документы. Без заключения ревизионной комиссии не могут приняты годовые отчеты и бухгалтерские балансы компании (ст. 47 фед. закона №14-ФЗ).

Количество и состав ревизионной комиссии установлены уставом ООО.

Срок действия ревизионной комиссии назначается общим собранием. Состав комиссии может вновь утверждаться на ежегодном общем собрании или назначаться на несколько лет.

О том, как правильно оформить назначение директора, читайте здесь

Органы управления ООО с одним учредителем

Основными документами ООО считаются учредительный договор, подписанный всеми участниками, и устав. Если учредитель выступает в одном лице, то устав является главным учредительным документом. Структура управления ООО с одним учредителем немногим отличается от организаций с несколькими участниками.

Если общество создано одним участником, он сам имеет полномочия общего собрания, то есть, обладает правом назначать исполнительные, наблюдательные и аудиторские органы управления ООО, если в этом есть необходимость. Единственный учредитель может сам выполнять функции единоличного исполнительного органа, выступать владельцем и руководителем компании одновременно.

Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram и группы во Вконтакте, Фейсбуке и Одноклассниках. Присоединяйтесь! Даже Твиттер есть.

Исполнительный орган юридического лица

Гражданский кодекс РФ не содержит явного определения исполнительного органа.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. (ГК РФ, ст. 54, п. 2)

Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор).

Бухгалтерская энциклопедия . 2013 .

Смотреть что такое «Исполнительный орган юридического лица» в других словарях:

ОРГАН ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА — часть юридического лица, которая формирует и выражает его волю в отношениях с другими лицами. Через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Состав органов и их компетенция… … Юридическая энциклопедия

Читайте так же:  100 мрот

Орган юридического лица — лицо (единоличный орган) или совокупность лиц (коллегиальный орган), которые в соответствии с законодательством, документами юридического лица либо решением иного уполномоченного на то органа юридического лица наделены определенными полномочиями… … Википедия

ОРГАН ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА — часть юридического лица, которая формирует и выражает его волю в отношениях с другими лицами. Через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Состав органов и их компетенция… … Энциклопедический словарь экономики и права

Коллегиальный исполнительный орган — (англ. collegial executive body) в гражданском праве РФ образованный из нескольких лиц орган, реализующий функции управления коммерческой или некоммерческой организацией, подотчетный ее высшему органу управления и осуществляющий текущее… … Энциклопедия права

Коллегиальный исполнительный орган — (англ. collegial executive body) в гражданском праве РФ образованный из нескольких лиц орган, реализующий функции управления коммерческой или некоммерческой организацией, подотчетный ее высшему органу управления и осуществляющий текущее… … Большой юридический словарь

Орган управления — Орган (управления) (в акционерном обществе или обществе с ограниченной ответственностью) один из четырех возможных органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об акционерных обществах и обществах с ограниченной… … Википедия

Юридические лица — Юридическое лицо по российскому законодательству организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени… … Википедия

Государственный орган — (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора

Представительство (правоотношение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Представительство. Представительство предполагает совершение сделки одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании… … Википедия

РУКОВОДИТЕЛЬ ДОЛЖНИКА — единоличный исполнительный орган юридического лица, а также иные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами деятельность от имени юридического лица без доверенности … Словарь понятий и терминов, сформулированных в нормативных документах российского законодательства

Что нужно знать об органах управления ООО

Бизнес не может существовать сам по себе и работать по инерции. За каждой компанией стоит команда менеджеров, которые с разной степенью успешности управляют внутренними и внешними процессами. В этой статье речь пойдёт о том, что такое органы управления ООО и для чего они нужны.

Какими бывают органы управления

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – довольно распространённая организационно-правовая форма ведения бизнеса. В состав организации может входить от одного до пятидесяти участников. Логично возникает вопрос, каким образом осуществляется стратегическое управление ООО, кто принимает решения и контролирует их исполнение, кто отвечает за формирование и достоверность отчётности.

Сразу следует обратиться к законодательству. Основной документ, в котором можно почерпнуть необходимую информацию, – Федеральный закон № 14-ФЗ от 08.02.1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью». Глава 4 полностью посвящена таким вопросам, как управление и контроль ООО.

В статье 32 перечислены все органы, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия. К ним относятся:

  • общее собрание участников,
  • совет директоров (он же наблюдательный совет),
  • исполнительный орган (единоличный или коллегиальный),
  • ревизионная комиссия (или ревизор в единственном числе).

Тем не менее это совсем не значит, что организационная структура управления ООО должна включать все вышеуказанные позиции.

Один из главных документов общества – устав. Учредители вправе решить, какую форму использовать – типовую или согласованную всеми участниками. Документ должен содержать все сведения о компании (наименование, местонахождение), уставном капитале (УК), правах и обязанностях участников, а также отражать порядок вступления и выхода из общества, состав и порядок формирования органов управления ООО.

Надо сказать, что закон предоставляет компаниям относительную свободу действий в плане выбора системы менеджмента.

Проще говоря, участники сами определяются с управляющими органами. Решение можно принять на этапе создания ООО или в дальнейшем.

В любом случае проводится общее собрание, по итогам которого утверждаются органы управления ООО и их компетенция. Вся эта информация в обязательном порядке должна быть отражена в уставе (первоначальном или действующем путём внесения изменений).

Итак, рассмотрим, кто может участвовать в управлении ООО и для чего нужен каждый орган.

Общее собрание участников

Этот высший орган управления ООО является обязательным и по умолчанию присутствует в любой компании с такой организационно-правовой формой. От него нельзя отказаться или заменить каким-либо другим. Единственное, что допускает закон, – корректировка правил голосования. Общий порядок предусматривает, что каждый учредитель располагает количеством голосов, пропорциональным его доле в УК.

К компетенциям общего собрания участников относятся:

  • Принятие решения о том, будет ли компания действовать на основании типового устава.
  • Утверждение устава и внесение изменений в него (наименование, местонахождение, УК), государственная регистрация как первоначального устава, так и всех принятых изменений.
  • Выбор основных направлений деятельности, принятие решений об участии в различных ассоциация и объединениях.
  • Утверждение внутренних нормативных документов.
  • Избрание ревизионной комиссии, а также досрочное прекращение её полномочий.
  • Утверждение годовых отчётов и бухгалтерских балансов.
  • Принятие решений по поводу распределения чистой прибыли.
  • Назначение аудиторской проверки, выбор аудитора, согласование и утверждение стоимости его услуг.
  • Принятие решений о размещении ценных бумаг.
  • Принятие решений о реорганизации или ликвидации компании, определение состава ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных документов.
  • Если устав не предусматривает таких компетенций для совета директоров, общее собрание принимает решения о:
    • создании исполнительных органов, а также досрочном прекращении их полномочий;
    • назначении управляющего, определении условий договора с ним и передаче ему полномочий единоличного исполнительного органа.
Читайте так же:  Документы на алименты

Совет директоров

Правовое положение совета директоров ООО регламентируется частью 2 статьи 32 Федерального закона № 14-ФЗ от 08.02.1998 г. «Об ООО». Второе название этого органа – наблюдательный совет. Без него, в отличие от общего собрания, предприятие вполне может обойтись. Если же принято решение о формировании совета директоров, некоторые функции общего собрания делегируются ему.

В законе отсутствует чёткая инструкция о том, как в ООО создать совет директоров. Данный вопрос решают участники общества – они самостоятельно должны разработать механизм избрания совета, определить его членов, круг полномочий и закрепить все эти сведения в уставе. Законодательство предусматривает некоторые ограничения:

  • Председателем совета не может быть лицо, которое является единоличным исполнительным органом.
  • Члены коллегиального исполнительного органа могут входить в состав наблюдательного совета, но их доля не должна превышать 25% от общего количества лиц, состоящих в совете директоров.

Здесь важно вспомнить, что минимальное количество учредителей (участников) предприятия – один. Тогда вполне закономерен вопрос, кто входит в совет директоров ООО с одним участником.

В законодательных актах об этом ничего не сказано. Как правило, владелец бизнеса сам себе хозяин, который самостоятельно управляет деятельностью организации и единолично принимает соответствующие решения. В данном случае он не должен советоваться с кем бы то ни было и тем более ставить вопросы на голосование. Таким образом, совет директоров ООО с одним учредителем попросту не нужен, так как все функции, связанные с управлением компанией, возлагаются на конкретное лицо.

Исполнительный орган

В соответствии со статьями 40 и 41 закона № 14-ФЗ от 08.02.1998 г. «Об ООО» исполнительный орган может быть единоличным и коллегиальным. В его состав могут входить только физические лица, включая тех, кто не является участником ООО.

Итак, постоянно действующий исполнительный орган ООО – это вышеупомянутый единоличный. Устав общества определяет, каким образом и на какой срок он избирается. Более привычные примеры – генеральный директор и президент. Руководитель действует от имени предприятия, имеет право выдавать доверенности на представление интересов компании, издаёт приказы, связанные с кадровыми вопросами (приём на работу, перевод, увольнение, премирование и взыскание). Можно сказать, что это наёмный менеджер высшего звена – тот, кто управляет ООО на основании договора.

В качестве альтернативы генеральному директору или президенту закон предусматривает делегирование функций по управлению компанией внешнему менеджеру – управляющему. Общим собранием (или советом директоров, если это предусмотрено уставом) определяются условия соглашения с наемным лицом. После этого стороны подписывают договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ООО. Деятельность управляющего должна осуществляться в соответствии с законодательством, подписанным соглашением и уставом компании.

Коллегиальный исполнительный орган, в отличие от единоличного, не является обязательным. Его название говорит о том, что участников больше одного. Примерами могут служить правление или дирекция. Председателем назначается лицо-единоличный исполнительный орган или управляющий. Количественный состав, срок, на который избирается коллегиальный исполнительный орган ООО, его полномочия и порядок работы определяются уставом.

Ревизионная комиссия

Если количество участников ООО менее пятнадцати, ревизионная комиссия (РК) может не избираться. При большем количестве участников её формирование обязательно. В состав РК не могут входить члены совета директоров или исполнительного органа (как единоличного, так и коллегиального). Уставом может быть предусмотрено, что функции РК возлагаются на аудитора, но при условии, что он не связан имущественными интересами с органами управления ООО. Порядок деятельности, срок и количество членов ревизионной комиссии регламентируются уставом.

РК занимается проверкой финансово-хозяйственной деятельности, она вправе в любое время проводить соответствующие проверки и запрашивать пояснения. Кроме того, ревизионная комиссия обязана проверять годовые отчёты и бухгалтерские балансы, формировать своё заключение, после чего эти документы утверждаются общим собранием участников.

Заключение

Система управления ООО может включать:

  • общее собрание участников,
  • совет директоров,
  • единоличный или коллегиальный исполнительный орган,
  • ревизионную комиссию.
Видео (кликните для воспроизведения).

Общее собрание, единоличный исполнительный орган, РК (если количество участников более пятнадцати) являются обязательными. Все остальные могут быть избраны в случае, если это предусмотрено уставом. В качестве единоличного исполнительного органа может выступать управляющий, а вместо РК допускается назначение аудитора.

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: АСТ, Сова, 2010. — 160 c.

  2. Малько, А.В. Теория государства и права. Гриф УМО МО РФ / А.В. Малько. — М.: Норма, 2015. — 203 c.

  3. Фохт-Бабушкин, Ю.У. Искусство в жизни человека. Конкретно-социологические исследования искусства в России конца XIX — первых десятилетий XX века. История и методология / Ю.У. Фохт-Бабушкин. — М.: Алетейя, 2016. — 788 c.
  4. Жан, Мишель Ламбер Маленький судья / Жан Мишель Ламбер. — М.: Прогресс, 2016. — 352 c.
  5. Александр, Чашин Пособие по написанию курсовых и дипломных работ по теории государства и права / Чашин Александр. — М.: Дело и сервис (ДиС), 2008. — 932 c.
Органы управления юридического лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here