Обоснование для покупки автомобиля

Ответы на вопросы по теме: "Обоснование для покупки автомобиля" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Обоснование для покупки автомобиля

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Компания приобрела автомобиль бизнес-класса для директора по развитию бизнеса. Какие документы следует оформить организации в целях налогообложения прибыли для подтверждения использования директором автомобиля в интересах организации (для производственных и управленческих нужд)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Документами, подтверждающими использование автомобиля для производственных и управленческих нужд организации, могут быть путевые листы, должностная инструкция директора и др.

Обоснование позиции:

В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях главы 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Стоимость основных средств погашается посредством начисления амортизационных отчислений, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль равномерно в порядке, предусмотренном статьями 258-259.3, пп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ.

Таким образом, расходы, связанные с приобретением автомобиля, списываются в налоговом учете посредством начисления амортизационных отчислений (письмо Минфина России от 01.08.2005 N 03-03-04/1/117).

В то же время для признания в целях налогообложения прибыли произведенные организацией расходы в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ должны быть:

1) экономически обоснованы;

2) документально подтверждены;

3) произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Если расход не соответствует хотя бы одному из перечисленных требований, то он для целей налогообложения не учитывается (п. 1 ст. 252, п. 49 ст. 270 НК РФ).

В то же время, как указывает Минфин России, расходы налогоплательщика должны соотноситься с характером его деятельности, а не с фактом получения прибыли (смотрите письма Минфина России от 19.12.2011 N 03-03-06/1/833, от 20.09.2011 N 03-03-06/1/578, от 25.08.2010 N 03-03-06/1/565, от 21.04.2010 N 03-03-06/1/279, ФНС России от 21.04.2011 N КЕ-4-3/6494).

Конституционный Суд РФ в своих определениях от 04.06.2007 N 320-О-П и 366-О-П разъяснил основные моменты, связанные с толкованием понятий обоснованности и экономической оправданности расходов и применением норм ст. 252 НК РФ:

— расходы оправданы и экономически обоснованы, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом имеет значение лишь цель деятельности, а не ее результат;

[2]

— экономическая оправданность расходов не может оцениваться исходя из их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата — целесообразность, рациональность, эффективность финансово-хозяйственной деятельности вправе оценивать лишь сам хозяйствующий субъект, поскольку он осуществляет деятельность самостоятельно и на свой риск. Суды не призваны проверять экономическую целесообразность принимаемых налогоплательщиком решений в сфере бизнеса;

— все произведенные организацией расходы изначально предполагаются обоснованными. Доказывать их необоснованность должны именно налоговые органы.

Вместе с тем Конституционный Суд РФ указал, что нормы, содержащиеся в ст. 252 НК РФ, не допускают их произвольного применения, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (смотрите также письмо Минфина России от 19.01.2015 N 03-03-06/1/882).

Под документально подтвержденными расходами в соответствии с четвертым абзацем п. 1 ст. 252 НК РФ понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

При этом НК РФ не устанавливает конкретного перечня документов, которые необходимо оформить для подтверждения расходов.

Вами правильно было замечено, что из имеющихся в организации документов должно следовать, что приобретенный автомобиль используется в интересах организации, в служебных, производственных целях, для управленческих нужд. Например, на служебном автомобиле директор по развитию бизнеса может ездить на деловые встречи, переговоры, в госорганы, банк.

По мнению Минфина России и налоговых органов, документом, который подтверждает использование автотранспорта в производственных целях, является путевой лист (письма Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064123.2, от 14.11.2006 N 20-12/100253, от 13.11.2006 N 20-12/100253, от 19.06.2006 N 20-12/[email protected]).

Заметим, Минфин России в письме от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129 указал на то, что «отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции» (смотрите также постановление АС Московского округа от 08.04.2015 N Ф05-3450/15 по делу N А40-108772/2014).

Таким образом, путевые листы не только обосновывают расходы на ГСМ, но и в целом подтверждают экономическую обоснованность и производственную направленность затрат, связанных с использованием автотранспорта. При этом нетранспортные компании могут разработать форму путевого листа самостоятельно с учетом требований приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (далее — Приказ N 152), в которой должны быть отражены все обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», и оформлять его на несколько дней, неделю или любой другой срок, не превышающий одного месяца (пункт 10 Приказа N 152, письма Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-07/51, от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161, от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129 и др., УФНС по г. Москве от 03.11.2009 N 16-15/115253, от 13.10.2009 N 16-15/107268).

Читайте так же:  Списание денежных средств

В письмах УФНС России по г. Москве от 30.01.2009 N 19-12/[email protected], от 31.03.2006 N 18-11/3/25186 отмечено, что помимо путевых листов документами, которые подтверждают использование в производственных (служебных) целях приобретенного автомобиля и его пробег до места назначения и обратно, могут являться договоры с поставщиками (покупателями, заказчиками), акты о показаниях спидометров и т.д.

По нашему мнению, документами, подтверждающими использование автомобиля в интересах организации, в первую очередь, могут быть оформленные должным образом путевые листы и должностная инструкция директора (например, если его работа по роду производственной (служебной) деятельности связана со служебными разъездами в соответствии с должностными обязанностями) и др.

Например, в постановление ФАС Московского округа от 17.08.2009 N КА-А40/7936-09 судами установлено и подтверждается материалами дела, что экономическая целесообразность использования в производственной деятельности служебного автотранспорта (в том числе представительского класса) обусловлена объемной договорной деятельностью и видами деятельности предприятия, которое осуществляет оперативное взаимодействие с отраслевыми диспетчерскими управлениями, службами и профильными центрами, информационно-технологическое взаимодействие с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, издает периодическое печатное издание, отдельные графические и фотографические материалы, оказывает услуги по производству, размещению и распространению рекламы, участвует в специализированных выставках, ярмарках, конференциях, семинарах и конкурсах и т.д. В результате суды сделали вывод об экономической целесообразности понесенных предприятием расходов на содержание и ремонт автотранспортных средств.

Полагаем, организация может использовать также аргументацию, что приобретенный автомобиль бизнес-класса необходим для повышения деловой репутации общества, для статуса компании в глазах партнеров (потребителей, в том числе потенциальных). При этом обосновать свою аргументацию организации лучше в письменном виде в локальном нормативном акте (приказе, распоряжении и т.п.). Также в трудовом договоре (в дополнительном соглашении к нему) лучше оговорить условия предоставления должностному лицу (директору по развитию бизнеса) автомобиля (постановления ФАС Московского округа от 16.12.2009 N КА-А40/14090-09-П, ФАС Западно-Сибирского округа от 25.09.2006 N Ф04-5366/2006(25680-А27-15)).

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Учет приобретения основных средств за плату;

— Энциклопедия решений. Учет расходов на содержание служебного транспорта;

— Энциклопедия решений. Признание расходов в целях налогообложения прибыли;

— Энциклопедия решений. Документальное подтверждение расходов в целях налогообложения прибыли;

— Энциклопедия решений. Форма соглашения об изменении условий трудового договора и порядок его заключения.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член Российского Союза аудиторов Федорова Лилия

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Обоснование для покупки автомобиля

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Имеют ли право бюджетное, казенное учреждение и органы местного самоуправления приобретать бывший в употреблении автомобиль у юридических, физических лиц или у индивидуальных предпринимателей? Если имеют право, то каков механизм приобретения? Каков порядок приобретения указанного автомобиля в случае, когда его цена будет находиться в пределах 100 тыс. руб., и в случае, когда его стоимость будет превышать указанный предел?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Экономическая обоснованность «дорогих» расходов. Проверка на налоговые риски (Селянина Е.)

Дата размещения статьи: 15.08.2014

Ситуация 1. Организация планирует приобрести автомобиль стоимостью 4,8 млн руб. для служебных целей (деловых поездок директора и руководящего состава). Возможны ли претензии налоговых органов при списании стоимости дорогостоящего автомобиля в течение года? Будут ли минимизированы налоговые риски, если взять такой автомобиль в лизинг сроком на один год и затем выкупить его по условной цене, например за 100 тыс. руб.?

Ситуация 2. С целью повышения эффективности работы коммерческого отдела организация приобретает для сотрудников мобильные телефоны, планшетные компьютеры, смартфоны, электронные книги. Правомерно ли учитывать такие расходы при расчете налога на прибыль?

Ситуация 3. Организация занимается строительством частных домов, коттеджей, принимает участие в постоянных выставках с демонстрацией образцов, чтобы посетители могли оценить качество работы и сделать заказ на домик или коттедж. Поскольку ежемесячные «выставочные» расходы являются для организации весьма существенными, будут ли они признаны в налоговом учете и не возникнет ли претензий со стороны налоговых органов во время проверок?

Читайте так же:  Когда вставать на очередь в детский сад

Ситуация 4. Для продвижения своих товаров на потребительском рынке организация решила разместить рекламу на одной из радиостанций. Собственного рекламного отдела и сотрудников соответствующей компетенции для изготовления рекламного ролика, выбора текста и других сопутствующих работ организация не имеет. Поэтому был заключен агентский договор с посредником, который выполнил необходимые работы, в том числе согласовал медиаплан и заключил договор с радиостанцией. Нормируются ли затраты организации на рекламу с участием посредника и какие налоговые риски могут быть в этом случае?

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Как обосновать затраты на дополнительную «начинку» для автомобиля

Вот покупает организация служебную машину, начинает ее эксплуатировать, а спустя некоторое время решает доукомплектовать ее какими-нибудь полезными устройствами или опциями. Например, установить магнитолу или парктроник, сделать шумоизоляцию салона. Ситуация не такая уж редкая, согласитесь.

Только вот незадача — ИФНС при проверке может снять расходы на такое оборудование, посчитав их необоснованными, поскольку все эти «навороты» никоим образом не участвуют в коммерческой деятельности фирмы.

2012 г. — последний год, когда продажи легковых авто росли. Тогда был установлен рекорд продаж

Справедливости ради заметим, что в арбитражной практике последних лет нам не удалось найти судебные дела по такому поводу. Однако это вовсе не значит, что налоговики больше не высказывают претензий, просто далеко не все налоговые споры доходят до суда. Поэтому мы решили вооружить вас готовыми аргументами в защиту произведенных затрат на автотюнинг.

Но прежде скажем, к расходам на какое допоборудование инспекторы вряд ли будут придираться:

  • на сигнализацию. Ведь без нее в разы увеличивается риск того, что машина покинет своего владельца и тем самым компании будет нанесен крупный ущерб;
  • на навигационные приборы. Для ряда компаний их наличие в машине обязательно в силу закона. Например, для тех, кто занимается автомобильными перевозками пассажиров (касается транспортных средств, оборудованных для перевозок более 8 челове и опасных грузо (например, легковоспламеняющихся жидкостей).

Но и для фирм, не обязанных иметь в машинах навигатор, расходы на него вполне оправданны. Ведь это устройство помогает водителю определять маршрут движения и выбирать пути объезда пробок, что позволяет эффективно использовать рабочее время и экономить ГСМ. Кроме того, данные навигационных приборов могут использоваться при составлении путевых листо

А теперь переходим собственно к защитным доводам.

А вот такие улучшения машины, как установка спойлеров, хромированных и декоративных элементов на кузов, подсветка днища, оправдать будет достаточно сложно.

Кстати, Минфин еще ни разу официально не высказывался насчет учета автомобильного дополнительного оборудования. Поэтому мы решили узнать мнение его специалиста.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Видео (кликните для воспроизведения).

“ Установку на автомобиль дополнительного оборудования, в частности сигнализации, встроенной навигационной системы, газовых баллонов, надо расценивать как дооборудование или модернизацию объекта, поскольку в этих случаях расширяется функциональность машины. Такие расходы увеличивают ее первоначальную стоимост и списываются через амортизаци

Но хотим заметить, что суды в свое время не признали дооборудованием авто установку на него:

  • газового баллон
  • сигнализации, аудиосистемы и динамико
  • нового двигателя взамен изношенног

Имущество, введенное в эксплуатацию до 01.01.2016, признается амортизируемым, если его стоимость более

Ведь, по мнению судов, в результате установки подобного оборудования технологическое или служебное назначение машины не изменяется. Поэтому затраты на него фирмы-общережимники могут списывать исходя от стоимости самого оборудования:

  • 100 000 руб. или менее — единовременно в составе материальных расходо
  • превышает 100 000 руб. — через амортизацию как по отдельному объекту

«Доходно-расходным» упрощенцам тоже ничего не мешает учесть подобные расход

Приказ руководителя, который обоснует расходы на тюнинг автомобиля

Популярное по теме

К ак документ позволит сэкономить.

Наиболее распространенным способом оптимизации налога на прибыль является увеличение расходов компании. При этом четкий перечень налоговых затрат не установлен (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Поэтому компании принимают к налоговому учету те или иные затраты в соответствии со своим собственным пониманием принципа направленности расходов на получение дохода. Практика показывает, что расходы на тюнинг автомобиля вполне могут уменьшать облагаемую прибыль при должном обосновании их экономического смысла во внутреннем документе организации.

Официальная позиция налоговиков состоит в том, что расходы на тюнинг автомобиля не увеличивают его первоначальную стоимость, поскольку в НК РФ такие услуги не квалифицируются в качестве работ по достройке, дооборудованию и модернизации. Кроме того, эти затраты нельзя учесть и в качестве расходов на ремонт (ст. 260 НК РФ). Ведь, по сути, транспортное средство исправно (письмо УФНС по г. Москве от 12.12.08 № 19–12/116029).

[3]

Однако судьи не столь категоричны. Они не ленятся разобраться в пользе того или иного автомобильного улучшения. И если тюнинг действительно помогает компании успешно вести дела, то не возражают против учета соответствующих расходов при исчислении налога на прибыль. В частности, такие решения суды принимали в отношении работ по:

В документах, сопутствующих расходам на тюнинг, должна быть четко показана их польза для деятельности компании. Вряд ли фискалы и суды согласятся с правомерностью учета затрат на установку дорогостоящих тюнинг-бамперов и спойлеров, которые, полезных свойств автомобилю не придают, лишь добавляют «спортивности». Это же касается покраски машины в новый цвет или установки подсветки на днище и диски автомобиля.

В каком виде составляется.

Приказ руководителя является внутренним документом компании, который она вправе составить в свободной форме.

Что обязательно должно быть в документе.

В приказе важно прописать три основных момента. Во-первых, кто из сотрудников будет пользоваться авто, в отношении которого проводится тюнинг. Практика показывает, что чаще всего именно от этого зависит оправданность расходов. Например, установка бронированных стекол может понадобиться сотруднику, который ежедневно отвозит в банк наличные деньги. А в автомобиле руководителя не лишним будет наличие кожаного салона, улучшенной приборной панели. Ведь это влияет на имидж работника и соответственно положительно сказывается на деловой репутации самой компании. Таким образом, приказ на тюнинг стоит оформлять в разрезе сотрудников компании.

Читайте так же:  Приказ антитеррористической защищенности

Во-вторых, в документе обязательно нужно указать цель проведения улучшений с точки зрения выгоды для компании. К примеру, в одном из споров компания обосновала деловую цель установки монитора в автомобиль частыми служебными командировками руководителя, поскольку он готовился к встречам с деловыми партнерами в пути (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.06.11 № КА-А40/6029–11).

В другом деле суд согласился с доводом компании о том, что тонировка стекол предохраняет автомобиль от преждевременного износа. Причем арбитры не ссылались на какие-то специальные технические нормы (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 09.08.05, 08.08.05 № КА-А40/7398–05).

В-третьих, в приказе целесообразно описать характеристики объекта, который планируется установить в автомобиль. Практика показывает, что зачастую налоговики пристально изучают способности оборудования улучшать авто. И если некоторые функции для предпринимательской деятельности не важны, отказывают в признании расходов на тюнинг. Поэтому в приказе руководитель может отметить, что оборудование должно соответствовать определенным требованиям. К примеру, приобретаемые автомагнитола и колонки должны обладать выходной мощностью не менее 4×55 Вт, иметь сенсорный дисплей, цифровой тюнер, порт USB и т. п. Указание в документе таких деталей также обоснует высокую стоимость приобретенного улучшения.

Прописывая в документе необходимость проведения тюнинга, важно указать марку и государственный номер конкретного автомобиля. Это позволит идентифицировать транспортное средство и в случае возникновения претензий объяснить налоговикам, что именно на этом служебном автомобиле передвигается тот или иной сотрудник.

Кроме того, в документе целесообразно указать сотрудника, который будет ответственным за приобретение и установку тюнинга. Желательно, чтобы это был специалист, разбирающийся в нюансах автомобильных улучшений и их рыночной стоимости. Это позволит не только сэкономить деньги, но и объяснить инспекторам все прелести дополнительного оборудования на авто.

Дополнительные меры безопасности.

Иногда установка дополнительного и полезного оборудования в автомобиль является не тюнингом, а требованием закона. В этом случае обосновать расходы компании будет проще. В частности, это касается навигаторов, которые в настоящее время чаще всего входят в современные штатные устройства с множеством полезных функций — Bluetooth, 3G интернет, камера заднего вида, парктроник и т. п. При этом системами навигации в обязательном порядке снабжаются автомобили, в которых перевозятся специальные и опасные грузы (п. 1 ст. 4 закона от 14.02.09 № 22-ФЗ «О навигационной деятельности»). Следовательно, соответствующие затраты являются обоснованными и компания вправе учесть их в составе расходов на содержание служебного транспорта (п. 1 ст. 252, подп. 11 и 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Нередко инспекторы не отказывают в признании расходов на тюнинг авто, но оспаривают порядок их учета. Так, например, в случае приобретения и установки автомагнитол и автопокрышек налоговики заявляют, что такие расходы увеличивают первоначальную стоимость автомобиля. А списывая расходы единовременно, компания неправомерно занижает налог на прибыль. Суды с таким мнением не соглашаются и указывают, что автомобиль можно использовать и без дополнительного оборудования, поэтому его установка не увеличивает стоимость авто (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.01.08 № А55-6448/07). Аналогичные выводы Федеральный арбитражный суд Московского округа высказал в отношении затрат по замене кабины КамАЗа. Суд отметил, что компания вправе списать их единовременно в составе расходов на ремонт. Ведь цель замены кабины — восстановление утраченных первоначальных технических характеристик авто (постановление от 14.09.09 № КА-А40/8093–09).

Блог о налогах Владимира Турова

Учим законно снижать налоги с 2003 года

  • RSS-Канал
  • Facebook
  • Instagram
  • Ютуб Telegram
  • ВКонтакте

Берегись автомобиля: как обосновать дорогую покупку

Как вы думаете, чем отличается обычный автолюбитель от бизнесмена-автолюбителя? Отвечаю: ошибками. Первый нарушает ПДД, покупает машину с рук без проверки и страхуется в сомнительных конторах.

А второй, т.е. бизнесмен, пользуясь своим статусом и типа «налоговыми привилегиями» рассуждает следующим образом: «Как давно я мечтал о новеньком Rolls-Royce! Наконец-то, я могу позволить себе этого красавца, да еще и сэкономлю. Куплю через свою компанию, оформлю, снижу НДС и буду катать свою попу». Такие покупки ради личных понтов налоговики раскрывают на раз-два-три.

Но начнем с хорошего примера: как «ездить» на престижном автомобиле правильно? Итак, Постановление АС Уральского округа № Ф09-5640/18 от 04.10.2018 года по делу №А47-13583/2017.

Компания купила Mercedes-Benz GLE и комплект зимней резины к нему. Инспекция подумала: «Зачем покупать такую дорогущую машину? Даже если приспичило, неужели нельзя кататься, например, на отечественной тарахтелке? Учредитель явно купил для личного пользования, а заодно решил получить необоснованную налоговую выгоду. Экономия по НДС-то нехилая получается… Тем более, покупка совершена на займы взаимозависимых лиц». В логике проверяющих есть доля здравого смысла. Но налогоплательщик доказал, что это разумное и нужное приобретение:

  • Документы, подтверждающие покупку (договор купли-продажи, счет-фактура, платежное поручение, выписка из лицевого счета);
  • Деловая цель (использование автомобиля для проведения встреч и переговоров директора общества с контрагентами, чтобы продемонстрировать положительный деловой имидж);
  • Реальность сделки (автомобиль зарегистрирован в органах ГИБДД, принят к бухгалтерскому учету общества, как основное средство);
  • Использование автомобиля в предпринимательской деятельности (путевые листы и документы, подтверждающие несение расходов по содержанию автомобиля).

Инспекторы не смогли доказать, что автомобиль использовался исключительно в личных целях владельца компании.

Но если вы подумали, что отстоять приобретение шикарной машины, – раз плюнуть… Вы заблуждаетесь. Смотря какие инспекторы придут проверять ваши «золотые колеса»… Например, в Постановлении АС Поволжского округа №Ф06-37224/2018 от 21.09.2018 года по делу №А55-34867/2017 сотрудники фискальной службы докопались до истины. Покупка Tоyота Camry и Tоyота Land Cruiser – пустая трата денег, потому что:

  • Во-первых, автомобили приобретены на беспроцентную финансовую помощь учредителя за счет его личных средств;
  • Во-вторых, компания не ведет реальную хозяйственную деятельность (отсутствуют операции по выплате зарплаты, в штате 1 человек, недвижимое имущество на балансе не числится);
  • В-третьих, налогоплательщик не предоставил документов, подтверждающих фактическую эксплуатацию автомобилей, таких как путевые листы, транспортные накладные, документы, подтверждающие расход горюче-смазочных материалов, а также доверенности на лиц, допущенных к управлению автомобилем. К тому же, в штате у организации не числятся сотрудники с должностью – водитель;
  • В-четвертых, спорные автомобили сдавались в аренду взаимозависимым лицам по ценам в десятки раз ниже рыночных.
Читайте так же:  Повышение квалификации водителей

Кстати, на «смешных» ценах налогоплательщики прокалываются довольно часто. Например, в Постановлении АС Уральского округа №Ф09-5395/18 от 28.09.2018 года по делу №А34-12500/2017 индивидуальный предприниматель по договорам лизинга приобрел два грузовых и один легковой автомобиль. Грузовое авто сдал почти задарма в аренду взаимозависимому лицу: за 1 000 рублей в месяц. Т.е. в 100 раз ниже ежемесячной суммы лизинговых платежей. А на легковом транспорте, по всей вероятности, передвигался сам бизнесмен исключительно в личных целях: путевых листов, документов, подтверждающих расходы на ГСМ и расходы на содержание автомобиля, ИП не предоставил.

Как указал суд, «руководствуясь Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», на предпринимателя возлагалось обязанность по оформлению путевого листа, поскольку именно этот документ позволяет определить кем, когда и с какой целью использовался конкретный автомобиль, а также подтверждает количество километров, пройденных автомобилем при осуществлении соответствующего вида деятельности, необходимых для определения расходов по ГСМ и иных расходов по ремонту и содержанию автотранспорта».

Итак, что еще следует предусмотреть перед покупкой дорогостоящего авто, чтобы не вляпаться на доначисления?


Юлия Баранова

Юрист и старший налоговый консультант «Туров и партнеры»:

Если вы задумались над тем, чтобы помочь своей организации в оптимизации налогов за счет лизинга и себя родимого не обидеть, то учтите несколько нюансов:

Купили машину класса люкс? Вы под прицелом у налоговиков!

Материал для подписчиков издания «ЭЖ-Бухгалтер (Бухгалтерское приложение)». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

ЭЖ-Бухгалтер

Бухгалтерское приложение газеты «Экономика и Жизнь» — рассчитано на практикующих бухгалтеров, аудиторов, работников налоговых органов. Представляет актуальные комментарии специалистов, оперативные ответы на вопросы читателей, а также законы, постановления, инструкции, письма и разъяснения министерств и ведомств.

Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем:12 полос.

Компания приобрела автомобиль бизнес-класса для директора: как оформить для целей налогообложения

Компания приобрела автомобиль бизнес-класса для директора по развитию бизнеса. Какие документы следует оформить организации в целях налогообложения прибыли для подтверждения использования директором автомобиля в интересах организации (для производственных и управленческих нужд)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

[1]

Документами, подтверждающими использование автомобиля для производственных и управленческих нужд организации, могут быть путевые листы, должностная инструкция директора и др.

Обоснование позиции:

В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях главы 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Стоимость основных средств погашается посредством начисления амортизационных отчислений, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль равномерно в порядке, предусмотренном статьями 258-259.3, пп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ.

Таким образом, расходы, связанные с приобретением автомобиля, списываются в налоговом учете посредством начисления амортизационных отчислений (письмо Минфина России от 01.08.2005 N 03-03-04/1/117).

В то же время для признания в целях налогообложения прибыли произведенные организацией расходы в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ должны быть:

1) экономически обоснованы;

2) документально подтверждены;

3) произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Если расход не соответствует хотя бы одному из перечисленных требований, то он для целей налогообложения не учитывается (п. 1 ст. 252, п. 49 ст. 270 НК РФ).

В то же время, как указывает Минфин России, расходы налогоплательщика должны соотноситься с характером его деятельности, а не с фактом получения прибыли (смотрите письма Минфина России от 19.12.2011 N 03-03-06/1/833, от 20.09.2011 N 03-03-06/1/578, от 25.08.2010 N 03-03-06/1/565, от 21.04.2010 N 03-03-06/1/279, ФНС России от 21.04.2011 N КЕ-4-3/6494).

Конституционный Суд РФ в своих определениях от 04.06.2007 N 320-О-П и 366-О-П разъяснил основные моменты, связанные с толкованием понятий обоснованности и экономической оправданности расходов и применением норм ст. 252 НК РФ:

расходы оправданы и экономически обоснованы, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом имеет значение лишь цель деятельности, а не ее результат;

экономическая оправданность расходов не может оцениваться исходя из их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата — целесообразность, рациональность, эффективность финансово-хозяйственной деятельности вправе оценивать лишь сам хозяйствующий субъект, поскольку он осуществляет деятельность самостоятельно и на свой риск. Суды не призваны проверять экономическую целесообразность принимаемых налогоплательщиком решений в сфере бизнеса;

все произведенные организацией расходы изначально предполагаются обоснованными. Доказывать их необоснованность должны именно налоговые органы.

Вместе с тем Конституционный Суд РФ указал, что нормы, содержащиеся в ст. 252 НК РФ, не допускают их произвольного применения, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (смотрите также письмо Минфина России от 19.01.2015 N 03-03-06/1/882).

Читайте так же:  Действие договора во времени

Под документально подтвержденными расходами в соответствии с четвертым абзацем п. 1 ст. 252 НК РФ понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

При этом НК РФ не устанавливает конкретного перечня документов, которые необходимо оформить для подтверждения расходов.

Вами правильно было замечено, что из имеющихся в организации документов должно следовать, что приобретенный автомобиль используется в интересах организации, в служебных, производственных целях, для управленческих нужд. Например, на служебном автомобиле директор по развитию бизнеса может ездить на деловые встречи, переговоры, в госорганы, банк.

По мнению Минфина России и налоговых органов, документом, который подтверждает использование автотранспорта в производственных целях, является путевой лист (письма Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064123.2, от 14.11.2006 N 20-12/100253, от 13.11.2006 N 20-12/100253, от 19.06.2006 N 20-12/[email protected]).

Заметим, Минфин России в письме от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129 указал на то, что «отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции» (смотрите также постановление АС Московского округа от 08.04.2015 N Ф05-3450/15 по делу N А40-108772/2014).

Таким образом, путевые листы не только обосновывают расходы на ГСМ, но и в целом подтверждают экономическую обоснованность и производственную направленность затрат, связанных с использованием автотранспорта. При этом нетранспортные компании могут разработать форму путевого листа самостоятельно с учетом требований приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (далее — Приказ N 152), в которой должны быть отражены все обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», и оформлять его на несколько дней, неделю или любой другой срок, не превышающий одного месяца (пункт 10 Приказа N 152, письма Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-07/51, от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161, от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129 и др., УФНС по г. Москве от 03.11.2009 N 16-15/115253, от 13.10.2009 N 16-15/107268).

В письмах УФНС России по г. Москве от 30.01.2009 N 19-12/[email protected], от 31.03.2006 N 18-11/3/25186 отмечено, что помимо путевых листов документами, которые подтверждают использование в производственных (служебных) целях приобретенного автомобиля и его пробег до места назначения и обратно, могут являться договоры с поставщиками (покупателями, заказчиками), акты о показаниях спидометров и т.д.

По нашему мнению, документами, подтверждающими использование автомобиля в интересах организации, в первую очередь, могут быть оформленные должным образом путевые листы и должностная инструкция директора (например, если его работа по роду производственной (служебной) деятельности связана со служебными разъездами в соответствии с должностными обязанностями) и др.

Например, в постановление ФАС Московского округа от 17.08.2009 N КА-А40/7936-09 судами установлено и подтверждается материалами дела, что экономическая целесообразность использования в производственной деятельности служебного автотранспорта (в том числе представительского класса) обусловлена объемной договорной деятельностью и видами деятельности предприятия, которое осуществляет оперативное взаимодействие с отраслевыми диспетчерскими управлениями, службами и профильными центрами, информационно-технологическое взаимодействие с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, издает периодическое печатное издание, отдельные графические и фотографические материалы, оказывает услуги по производству, размещению и распространению рекламы, участвует в специализированных выставках, ярмарках, конференциях, семинарах и конкурсах и т.д. В результате суды сделали вывод об экономической целесообразности понесенных предприятием расходов на содержание и ремонт автотранспортных средств.

Полагаем, организация может использовать также аргументацию, что приобретенный автомобиль бизнес-класса необходим для повышения деловой репутации общества, для статуса компании в глазах партнеров (потребителей, в том числе потенциальных). При этом обосновать свою аргументацию организации лучше в письменном виде в локальном нормативном акте (приказе, распоряжении и т.п.). Также в трудовом договоре (в дополнительном соглашении к нему) лучше оговорить условия предоставления должностному лицу (директору по развитию бизнеса) автомобиля (постановления ФАС Московского округа от 16.12.2009 N КА-А40/14090-09-П, ФАС Западно-Сибирского округа от 25.09.2006 N Ф04-5366/2006(25680-А27-15)).

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Учет приобретения основных средств за плату;

— Энциклопедия решений. Учет расходов на содержание служебного транспорта;

— Энциклопедия решений. Путевой лист;

— Энциклопедия решений. Признание расходов в целях налогообложения прибыли;

— Энциклопедия решений. Документальное подтверждение расходов в целях налогообложения прибыли;

— Энциклопедия решений. Форма соглашения об изменении условий трудового договора и порядок его заключения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Федорова Лилия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Видео (кликните для воспроизведения).

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Источники


  1. Под., Ред. Ванян А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней / Под. Ванян. — М.: Рязань: Узорочье, 2012. — 528 c.

  2. Хаин, В. Е. История и методология геологических наук / В.Е. Хаин, А.Г. Рябухин, А.А. Наймарк. — М.: Academia, 2017. — 416 c.

  3. Пикалов И. А. Уголовное право. Особенная часть; Эксмо — Москва, 2011. — 560 c.
  4. Герасимова, Л.П.; Зубко, Ю.А. Шпаргалка по коммерческому праву; Аллель-2000, 2011. — 167 c.
  5. Головистикова, А.; Дмитриев, Ю. Проблемы теории государства и права. Учебник; М.: Эксмо, 2012. — 832 c.
Обоснование для покупки автомобиля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here