Объекты религиозного назначения

Ответы на вопросы по теме: "Объекты религиозного назначения" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) имущество религиозного назначения — недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей);

2) уполномоченный орган — федеральный орган исполнительной власти, или орган государственной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, которые уполномочены соответственно федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами на принятие решений о передаче религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения.

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Объекты культурного наследия в РФ и их виды. Справка

Согласно Федеральному закону РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 03.06.2005 N 57-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ), к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия в соответствии с Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее — объекты археологического наследия);

ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

объекты культурного наследия федерального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

объекты культурного наследия регионального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

объекты культурного наследия местного (муниципального) значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия

Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Требования пожарной безопасности к объектам религиозного назначения.

Требования пожарной безопасности к объектам религиозного назначения.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 244-ФЗ внесены изменения в действующий Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123‑ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в части включения дополнительного класса функциональной пожарной опасности – Ф 3.7 – объекты религиозного назначения. До настоящего времени объекты религиозного назначения отдельный класс функциональной пожарной опасности не имели. Кроме того, законом устанавливается отдельное требование, вступающее в действие с 30 июля 2018 года о том, что в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации религиозного назначения требования пожарной безопасности устанавливаются соответствующим нормативным документом по пожарной безопасности.

Читайте так же:  Рабочий день продолжительность

С 1 января введен в действие СП 258.1311500.2016 «Свод правил. Объекты религиозного назначения. Требования пожарной безопасности», устанавливающий требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий, сооружений и помещений объектов религиозного назначения. В данном своде правил рассматриваются вопросы противопожарной защиты и устанавливаются требования пожарной безопасности к объектам религиозного назначения религиозных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации в установленном порядке. Для некоторых конфессий приведены дополнительные требования, учитывающие специфику строения зданий и проведения религиозных обрядов.

Под объектами религиозного назначения данный свод правил понимает здания, сооружения, помещения, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы, построенные или перепрофилированные (целевое назначение которых изменено) для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество).

До момента вступления в силу соответствующих технических регламентов требования, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (статья 151 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности) продолжают действовать НПБ 108-96 «Культовые сооружения. Требования пожарной безопасности».

Основные положения СП 258.1311500.2016 базируются на требованиях НПБ 108-96, и содержат ссылки на вновь введенные в действие своды правил, регламентирующие противопожарные требования.

СП вводит требование, что при отсутствии технической возможности оборудования культовых зданий инженерными системами пожарной безопасности в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (сложность установки пожарных извещателей в двусветном или подкупольном пространстве, невозможность предусмотреть мероприятия по удалению дыма из двусветного или подкупольного пространства из-за отсутствия доступа для обслуживания и т.п.) необходимо предусматривать проведение расчета пожарного риска для подтверждения условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Отделку стен, потолков и полов молельного зала, а также путей эвакуации следует выполнять в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности.

Предел огнестойкости несущих конструкций балконов, лоджий, галерей в молельных залах зданий I-III степеней огнестойкости должен быть не менее R45, в молельных залах IV степени огнестойкости — R15. В молельных залах IV-V степеней огнестойкости размещение посетителей на балконах, лоджиях, галереях не допускается.

Объекты имущественных прав религиозных организаций

Права на земельные участки

В соответствии со ст. 36 Земельного Кодекса РФ, религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно.

Религиозным организациям, имеющим в соответствии с федеральными законами на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями.

[1]

Для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения религиозным организациям земельный участок предоставляется в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений, согласно ст. 30 Земельного Кодекса РФ. По завершении строительства и после оформления права собственности на построенный объект, религиозная организация имеет право бесплатно получить в собственность данный земельный участок на основании ст. 36 ЗК РФ.

Если находящееся в пользовании или собственности религиозной организации здание отнесено к объектам культурного наследия народов Российской Федерации (к памятникам истории и культуры), то следует иметь в виду, что, в соответствии со ст. 99 ЗК РФ, земля, на которой расположено здание, относится к землям историко-культурного назначения. Земли историко-культурного назначения должны использоваться строго в соответствии с их целевым назначением, не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускается. (Земельный кодекс, однако, не дает однозначного ответа на вопрос, относится ли к землям историко-культурного назначения только земля, занимаемая объектом, прилегающая территория или же охранная зона памятника (последняя может быть значительно больше, чем земельный участок, огражденный храмовой или монастырской оградой).

Земельный кодекс также устанавливает, что религиозные организации имеют право использовать земли сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства (ст. 78 ЗК РФ).

Ниже рассматривается несколько видов классификации объектов имущественных прав религиозной организации в соответствии с различными критериями.

[3]

1)- Имущество религиозного назначения

— иное имущество, используемое для достижения уставных целей

Законодательство, неоднократно используя термин «имущество религиозного назначения», не дает однозначного определения этого понятия или критериев для выделения имущества религиозного назначения. Между тем, в зависимости от того, имеет ли имущество религиозное назначение, оно может или нет безвозмездно передаваться из государственной собственности религиозным организациям, освобождаться от некоторых видов налогообложения, от обращения на него взысканий по требованиям кредиторов. И если богослужебная утварь несомненно является имуществом религиозного назначения, то относится ли к таковому имущество, обеспечивающее жизнедеятельность церковного прихода и, косвенно, совершение богослужений (средства для уборки и благоустройства храма, оргтехника) не всегда удается четко определить.

Эта проблема имеет значение в связи с применением налоговых льгот. В частности перечень предметов религиозного назначения и религиозной литературы, реализация которых освобождается от налогом на добавленную стоимость, утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.03.2001 № 251.

На федеральном уровне данная проблема пока недостаточно нормативно урегулирована.

2) Движимое и недвижимое имущество

Согласно определению, данному в ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.

Читайте так же:  Тсн смета

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Правовое значение приведенной классификации заключается в том, что с точки зрения гражданского законодательства движимые и недвижимые вещи имеют различный правовой режим. Так, например, права на недвижимое имущество и любые сделки с недвижимостью подлежат обязательной государственной регистрации.

3) Объекты, относящиеся к категории памятников истории и культуры

Необходимость данной классификации обусловлена особенностями правового режима памятников истории и культуры. Государство, проявляя заботу о сохранении и надлежащем использовании памятников истории и культуры, достаточно жестко регламентирует отношения, возникающие в процессе их использования.

Как установлено ст. 50 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники и объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат.

Объекты культурного наследия религиозного назначения могут передаваться в собственность только религиозным организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В то же время ст. 48 названного закона устанавливает, что собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. Собственник-государство, как правило, оговаривает в договорах о передаче памятника истории и культуры в безвозмездное пользование религиозной организации обязанность последней нести расходы по содержанию, охране, ремонту и реставрации передаваемого объекта.

С другой стороны, получившая в собственность историческое здание религиозная организация может столкнуться с ограничением или прекращением государственного (муниципального) финансирования его содержания и реставрации. Конечно, ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в общем виде говорит о том, что «государство… оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры», но эта норма не обязывает оказывать помощь в каждом конкретном случае. Поэтому не всегда религиозным организациям передача объекта-памятника в собственность однозначно более предпочтительна, чем владение им на праве безвозмездного пользования.

Дата добавления: 2015-05-06 ; Просмотров: 1571 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

ОБСУЖДЕНИЕ И РАЗЪЯСНЕНИЕ НОРМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Объекты религиозного назначения. Требования П.Б.

Объекты религиозного назначения. Требования П.Б.

Приветствую всех постоянных Читателей нашего сайта и коллег по цеху. Сегодня мы выкладываем новый документ, утвержденный Приказом МЧС №615 от 23 ноября 2016 года. Называется этот документ «Свод правил. Объекты религиозного назначения. Требования пожарной безопасности».

Скачать указанный документ можно на нашем сайте, пройдя по ссылке Приказ 615 МЧС .

Поскольку свод правил опубликован и утвержден Приказам МЧС, имеет силу закона и нормативного документа, которым необходимо пользоваться при проектировании. Однако, на наш взгляд, документ еще «сырой», имеет в своем составе противоречащие друг другу пункты и будет в дальнейшем еще скорректирован. Так чтобы было понятно, о каких именно противоречиях идет речь, обращу Ваше внимание на содержимое следующих ниже пунктов.

Раздел 1, п. 1.1. (Область применения)

1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий, сооружений и помещений объектов религиозного назначения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Теперь в этом же Своде правил посмотри, что понимается под выражением «Объекты религиозного назначения» – смотрим Раздел 3, п. 3.1 (Термины и определения)

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими

3.1 Объекты религиозного назначения: Здания, сооружения, помещения, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы, построенные или перепрофилированные (целевое назначение которых изменено) для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество).

Прекрасно, все пока понятно. Теперь возвращаемся обратно в Раздел 1 (Область применения), п. 1.4 и 1.5

1.4 Настоящий свод правил не распространяется на сооружения религиозного почитания (паломничества), а также на жилые помещения при совершении в них богослужений и других религиозных обрядов и церемоний. Требования пожарной безопасности для названных жилых помещений устанавливаются в соответствии с их классом функциональной пожарной опасности.

1.5 В отношении зданий, в которых осуществляется образовательная деятельность духовными образовательными организациями, подлежащая лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в отношении зданий, предназначенных для обучения религии, применяются требования пожарной безопасности, установленные для зданий образовательных организаций.

Внимательно прочитав вышеуказанные пункты, мы видим конфликт формулировок. С одной стороны, п.1.1. предписывает применять требования Свода правил к объектам религиозного назначения, в перечень которых входят (согласно п. 3.1.) здания, сооружения, помещения предназначенные для совершения богослужений и прочих религиозных обрядов и церемоний, также обучения религии и религиозному образованию, также места религиозного почитания (паломничества). И тут же, пунктами 1.4 и 1.5 того же Раздела 1, исключаются сооружения религиозного почитания (паломничества), жилые помещения для проведения богослужений, а также образовательные религиозные заведения относятся к объектам, к которым применимы требования пожарной безопасности, установленные для зданий образовательных организаций – то есть уже не по настоящему Своду правил. Кто понимает в чем тут дело, сразу сообразил, что от ключевого решения «куда отнести объект» зависят и объемно-планировочные решения и опять же, возможность организовать встроенные помещения различного назначения, а так же эвакуационные пути, функциональное назначение Ф n.n. и еще некоторые тонкости.

Читайте так же:  Как поменять билет

Объекты религиозного назначения вообще, надо сказать, долгое время проектировались «вне пожарных норм» в части, к примеру, крышных ограждений или пожарных лестниц (считалось что нельзя портить внешний вид храмов), в отношении пожарных сигнализаций (считалось недопустимым устанавливать пожарные извещатели на потолках храмов, часто покрытых старинной росписью или фресками, являющимися исторической ценностью), в части использования открытого огня в общественных помещениях и местах массового скопления людей (свечи и лампады) и немало еще моментов есть. Сейчас, с утверждением настоящего Свода правил, вопрос считается решенным – к объектам введенным в эксплуатацию до 2008 года Свод правил не применяется – их рассматривают через «призму» Правил противопожарного режима, утвержденных Правительством РФ 25.04.2012 г. №390, а к «новоделам» после 2008 года применим Свод правил в полной мере (см. раздел «Введение» «Свод правил. Объекты религиозного назначения. Требования пожарной безопасности»).


На этом, статью «Объекты религиозного назначения. Требования П.Б.» завершаю, читайте другие статьи на нашем сайте (список ссылок на статьи на главной странице сайта), участвуйте в обсуждениях в наших группах социальных сетей по следующим ссылкам:

Передача религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Статьи 21 и 22 Федерального закона «о свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливают норму о безвозмездной передаче находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения в качестве правового основания передачи, осуществляемой органами, уполномоченными распоряжаться соответствующим государственным имуществом. Таким образом, эта передача государственного или муниципального имущества признается не противоречащей конституционному принципу отделения религиозных объединений от государства. Это имущество было ранее национализировано советской властью, изъято у владевших им религиозных объединений. Однако те юридические лица, которые им владели, были ликвидированы, а вновь созданные после 1990 г. религиозные организации не являются их правопреемниками с гражданско-правовой точки зрения. Поэтому рассматриваемая нами передача имущества не является реституцией.

Постановлением правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. № 490 был утвержден порядок передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения.

Вышеназванные нормы закона, разрешающие передачу из государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения оставляют принятие решения на усмотрение компетентных властей. В настоящее время (2010 г.) разрабатывается проект закона, который призван ускорить и облегчить передачу имущества религиозного назначения в собственность религиозных организаций с учетом их исторического происхождения и конфессиональной принадлежности. Религиозные организации, владеющие объектами культурного наследия на праве собственности или безвозмездного пользования обязаны исполнять все требования законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), в том числе обеспечивать его сохранность.

[2]

Государство не осуществляет специального нормативного регулирования имущественных взаимоотношений между религиозными организациями, в частности между централизованной религиозной организацией и входящими в ее структуру местными религиозными организациями. Эти вопросы должны быть урегулированы в их уставах.

Государственное или муниципальное имущество религиозного назначения по сложившейся практике как правило, передается в безвозмездное пользование той местной религиозной организации, которая непосредственно пользуется этим имуществом. Централизованная религиозная организация (например, епархия Русской православной церкви), в структуру которой входит данная местная религиозная организация, не имеет имущественных прав на этот объект. Однако в устав местной религиозной организации могут быть включены положения о контроле за имуществом, которым она владеет и пользуется, со стороны централизованной религиозной организации.

Кроме того, в Типовой устав местной православной религиозной организации РПЦ (прихода) включено положение о том, что в случае ликвидации прихода как юридического лица, его недвижимое и движимое имущество религиозного назначения и иное имущество (после удовлетворения законных претензий кредиторов) переходит в распоряжение соответствующей епархии РПЦ.

Дата добавления: 2015-05-06 ; Просмотров: 394 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Объекты религиозного назначения

Стоит рассмотреть вопрос об отнесении к имуществу религиозного назначения в соответствии с Федеральном законе № 327 монастырских, храмовых и (или) иных культовых комплексов). Возникает неясность, являются ли указанные комплексы самостоятельными объектами, способными участвовать в обороте. Представляется, что ответ на этот вопрос должен быть отрицательным ввиду того, что Федеральный закон № 327 указывает монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы, перечисляя объекты недвижимости религиозного назначения. Также пункт 2.1 Положения о порядке рассмотрения обращений религиозных организаций устанавливает, что обращение религиозной организации подаваемое в КУГИ должно содержать, в том числе, указание на пообъектный состав такого имущества. Поскольку монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплекс) не признаются отдельным объектом, указанные объекты являются совокупность объектов недвижимости, наделенных законом определенными признаками.

Поэтому при подаче заявления религиозной организацией о передаче ей, например, монастырского, храмового и (или) иного культового комплекса) религиозная организации в соответствии с п. 2.1 Указанного положения должна указать пообъектный состав недвижимости, входящей в состав указанных комплексов.

В противном случае, после вступления Федерального закона № 327 в силу на указанное имущество могли претендовать религиозные организации иных конфессий, к которым исторически относилось указанное имущество. Такие мероприятия оказались возможными из-за отсутствия в зако нодательстве критерия конфессиональной принадлежности. При этом можно констатировать, что Федеральный закон № 327 не внес значительных изменений в сложившуюся ситуацию.

Также необходимо рассмотреть проблему, возникающую в случае отсутствия правоустанавливающих документов на имущество религиозного назначения. Поскольку указанное имуществ не имеет юридического владельца, то применение положений Федерального закона № 327 оказывается затруднительным. Арбитражная практика может внести некоторую ясность в этот вопрос. Так, в нескольких решения Арбитражных судов Костромской области был выработан подход, согласно которому все национализированное в 1918 году религиозное имущество рассматривается в качестве федеральной собственности Решение Арбитражного суда Костромской области от 05.12.2003 N А31-39/5//СПС Консультант плюс Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Костромской области от 09.03.2004 N 12-13-14-2004//СПС Консультант плюс.

Читайте так же:  Закупка у единственного поставщика

На практике включение имущества религиозного назначения, которое не имеет соответствующей документации в региональные и местные реестры проблематично. В итоге подобные проблемы могут быть разрешены судебном порядке признания права собственности.

Объекты религиозного назначения

Сабитова Анфиса Ирековна

соискатель кафедры гражданского и

международного частного права ВолГУ, г. Волгоград.

30 ноября 2010 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям иму­щества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» [3] (далее — Закон о передаче иму­щества религиозного назначения).

С точки зрения практического применения Закона о передаче имущества религиозного назначения, особенно актуальным является вопрос правильного разграничения имущества религиозного назначе­ния от прочего, так как одним из оснований для принятия решения об отказе в передаче религиозной организации запрашиваемого имущест­ва является тот факт, что данное имущество не является имуществом религиозного назначения в соответствии со статьей 2 данного закона [3].

В иных нормативно-правовых актах, которые не направлены непосредственно на нормативное урегулирование правоотношений по передаче религиозным организациям имущества религиозного назна­чения, но содержащие в себе нормы об имуществе религиозного назна­чения, например в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 1 июля 2011 г.) «О свободе совести и о религиозных объе­динениях» [5], Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ (ред. от 6 декабря 2011 г.) «О приватизации государственного и муни­ципального имущества» [4] под имуществом религиозного назначения понимаются культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иное имущества религиозного назначения. Таким образом, понятие имущества религиозного назначения не огра­ничивается лишь культовыми зданиями и сооружениями, подразу­мевается существование еще иного имущества, имеющего религиозное назначение.

Закон о передаче имущества религиозного назначения в статье 2 определяет имущество религиозного назначения как недвижимое иму­щество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культо­вые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессио­нальное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для вре­менного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей) [3].

При обсуждении проекта Закона о передаче имущества религиоз­ного назначения работники культуры высказывали свои опасения относительного того, что при такой формулировке в Законе понятия имущества религиозного назначения под эту категорию может попасть практическое любое имущество [7].

На практике же чаще встречаются случаи, когда понятие иму­щества религиозного назначения понимается намного уже, чем предус­мотрено в Законе о передаче имущества религиозного назначения. Несмотря на то, что в соответствии с действующим законодательст­вом, заключение государственного органа охраны памятников истории и культуры о возможности передачи памятника истории и культуры религиозной организации не включен в перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению религиозной организации, тем не менее, по мнению автора, памятники истории и культуры будут пере­даваться с учетом мнения государственного органа охраны памятников.

Государственные органы охраны памятников при отнесении того или иного объекта культурного наследия к имуществу религиозного назначения, руководствуются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках исто­рии и культуры) народов Российской Федерации» [1] (далее — Закон об объектах культурного наследия).

По мнению автора, ошибки совершаются в тех случаях, когда, например, религиозная организация запрашивает имущество религиоз­ного назначения, отнесенное к памятникам истории и культуры, но которое не является непосредственно культовым объектом, например, здание духовной семинарии. В соответствии со статьей 3 Закона об объектах культурного наследия памятниками религиозного назначения являются лишь церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений, а духовная семинария среди перечисленных объектов не значится и построена не для богослу­жений, а для религиозного образования, то, таким образом духовная семинария не является памятником религиозного назначения и соот­ветственно не подлежит передаче. На основании той же статьи духов­ную семинарию нельзя отнести и к ансамблям религиозного назначе­ния, так как таковыми являются четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комп­лексы, дацаны, монастыри, подворья).

Необходимо обратить особое внимание, что такая классификация в Законе об объектах культурного наследия применяется не для выде­ления из общей массы объектов культурного наследия имущества религиозного назначения, а для дифференциации всех существующих объектов культурного наследия на памятники, ансамбли и достопри­мечательные места.

При решении же вопроса о принадлежности того или иного нед­вижимого объекта к имуществу религиозного назначения, даже если он является объектом культурного наследия, надо руководствоваться не статьей 3 Закона об объектах культурного наследия, а статьей 2 Закона о передаче имущества религиозного назначения.

Оба закона приняты Государственной Думой Российской Феде­рации. Закон об объектах культурного наследия принят в 2002 г., а Закон — в 2010 г. В случаях, если «противоречат друг другу акты одного и того же органа, но изданные в разное время, то применяется последний по принципу, предложенному еще римскими юристами: позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится» [6, с. 431].

По отношению к имуществу религиозного назначения Закон является специальным, а если «расходятся общий и специальный акты одного уровня, то применяется последний» [6, с. 431].

Федеральным законом от 30 ноября 2010 г. № 328-ФЗ «О внесе­нии изменений в отдельные законодательные акты Российской Феде­рации в связи с принятием Федерального закона «О передаче рели­гиозным организациям имущества религиозного назначения, находя­щегося в государственной или муниципальной собственности» в статье 3 Закона об объектах культурного наследия слова «специально предназначенные» [2] были заменены словом «построенные». Сущест­венного вклада для правильного применения данной нормы эти изме­нения не внесли.

Читайте так же:  Отправка претензии заказным письмом

Таким образом, при такой формулировке в Законе об объектах культурного наследия понятия памятников религиозного назначения, перечень объектов религиозного назначения, отнесенных к памят­никам истории и культуры и подлежащих передаче религиозной орга­низации как имущество религиозного назначения, с точки зрения госу­дарственного органа охраны памятников будет значительно уже, нежели это предусмотрено Законом о передаче имущества религиоз­ного назначения.

ОБСУЖДЕНИЕ И РАЗЪЯСНЕНИЕ НОРМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Архив метки: пожарная безопасность религиозных объектов культа

Объекты религиозного назначения. Требования П.Б.

Объекты религиозного назначения. Требования П.Б.

Приветствую всех постоянных Читателей нашего сайта и коллег по цеху. Сегодня мы выкладываем новый документ, утвержденный Приказом МЧС №615 от 23 ноября 2016 года. Называется этот документ «Свод правил. Объекты религиозного назначения. Требования пожарной безопасности».

Скачать указанный документ можно на нашем сайте, пройдя по ссылке Приказ 615 МЧС .

Поскольку свод правил опубликован и утвержден Приказам МЧС, имеет силу закона и нормативного документа, которым необходимо пользоваться при проектировании. Однако, на наш взгляд, документ еще «сырой», имеет в своем составе противоречащие друг другу пункты и будет в дальнейшем еще скорректирован. Так чтобы было понятно, о каких именно противоречиях идет речь, обращу Ваше внимание на содержимое следующих ниже пунктов.

Раздел 1, п. 1.1. (Область применения)

1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий, сооружений и помещений объектов религиозного назначения.

Теперь в этом же Своде правил посмотри, что понимается под выражением «Объекты религиозного назначения» – смотрим Раздел 3, п. 3.1 (Термины и определения)

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими

3.1 Объекты религиозного назначения: Здания, сооружения, помещения, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы, построенные или перепрофилированные (целевое назначение которых изменено) для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество).

Прекрасно, все пока понятно. Теперь возвращаемся обратно в Раздел 1 (Область применения), п. 1.4 и 1.5

1.4 Настоящий свод правил не распространяется на сооружения религиозного почитания (паломничества), а также на жилые помещения при совершении в них богослужений и других религиозных обрядов и церемоний. Требования пожарной безопасности для названных жилых помещений устанавливаются в соответствии с их классом функциональной пожарной опасности.

1.5 В отношении зданий, в которых осуществляется образовательная деятельность духовными образовательными организациями, подлежащая лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в отношении зданий, предназначенных для обучения религии, применяются требования пожарной безопасности, установленные для зданий образовательных организаций.

Внимательно прочитав вышеуказанные пункты, мы видим конфликт формулировок. С одной стороны, п.1.1. предписывает применять требования Свода правил к объектам религиозного назначения, в перечень которых входят (согласно п. 3.1.) здания, сооружения, помещения предназначенные для совершения богослужений и прочих религиозных обрядов и церемоний, также обучения религии и религиозному образованию, также места религиозного почитания (паломничества). И тут же, пунктами 1.4 и 1.5 того же Раздела 1, исключаются сооружения религиозного почитания (паломничества), жилые помещения для проведения богослужений, а также образовательные религиозные заведения относятся к объектам, к которым применимы требования пожарной безопасности, установленные для зданий образовательных организаций – то есть уже не по настоящему Своду правил. Кто понимает в чем тут дело, сразу сообразил, что от ключевого решения «куда отнести объект» зависят и объемно-планировочные решения и опять же, возможность организовать встроенные помещения различного назначения, а так же эвакуационные пути, функциональное назначение Ф n.n. и еще некоторые тонкости.

Объекты религиозного назначения вообще, надо сказать, долгое время проектировались «вне пожарных норм» в части, к примеру, крышных ограждений или пожарных лестниц (считалось что нельзя портить внешний вид храмов), в отношении пожарных сигнализаций (считалось недопустимым устанавливать пожарные извещатели на потолках храмов, часто покрытых старинной росписью или фресками, являющимися исторической ценностью), в части использования открытого огня в общественных помещениях и местах массового скопления людей (свечи и лампады) и немало еще моментов есть. Сейчас, с утверждением настоящего Свода правил, вопрос считается решенным – к объектам введенным в эксплуатацию до 2008 года Свод правил не применяется – их рассматривают через «призму» Правил противопожарного режима, утвержденных Правительством РФ 25.04.2012 г. №390, а к «новоделам» после 2008 года применим Свод правил в полной мере (см. раздел «Введение» «Свод правил. Объекты религиозного назначения. Требования пожарной безопасности»).

Видео (кликните для воспроизведения).

На этом, статью «Объекты религиозного назначения. Требования П.Б.» завершаю, читайте другие статьи на нашем сайте (список ссылок на статьи на главной странице сайта), участвуйте в обсуждениях в наших группах социальных сетей по следующим ссылкам:

Источники


  1. Перов, С.И. Основы судебно-бухгалтерской экспертизы / С.И. Перов. — М.: Ярославль: Нюанс, 2015. — 662 c.

  2. История Библиотеки Академии наук СССР. 1714 — 1964 / ред. М.С. Филиппов. — М.: М-Л: Наука, 2017. — 600 c.

  3. Скворцова, М.В. Англо-русский словарь сокращений. Бизнес, банки, финансы, статистика, экономика, юриспруденция / М.В. Скворцова. — М.: Филоматис, 2014. — 527 c.
  4. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2012. — 400 c.
  5. Михайловская, Н.Г. Искусство судебного оратора / Н.Г. Михайловская, В.В. Одинцов. — М.: Юридическая литература, 2016. — 176 c.
Объекты религиозного назначения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here