Об антимонопольной деятельности

Ответы на вопросы по теме: "Об антимонопольной деятельности" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Образовательный портал — все для студента юриста.

Антимонопольное законодательство в Российской Федерации

Понятие антимонпольного законодательства

Антимонопольное законодательство — это направление государственной деятельности в экономической деятельности.

[2]

Антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона «О защите конкуренции», иных федеральных законов.

Правовое регулирование защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности на рынках РФ осуществляется системой нормативных правовых актов. Принципы антимонополь­ного регулирования определены Конституцией РФ, ст. 8 которой за­крепляет основополагающий принцип рыночной экономики — свобо­ду конкуренции, а п. 2 ст. 34 содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Согласно ст. 74 Конституции РФ на территории РФ провозглашается существование единого экономического простран­ства в государстве — необходимое условие поддержки конкуренции.

Среди международных актов в сфере конкурентного права можно выделить следующие нормативные правовые акты:

Соглашение о согласова­нии антимонопольной политики, подписанное странами — участни­ками СНГ 12 марта 1993 г.,

— Договор о проведении согласованной ан­тимонопольной политики, заключенный в развитие Соглашения 25 января 2000 г., двусторонние соглашения, заключаемые Прави­тельством РФ с правительствами иностранных государств.

Законодательство Российской Федерации в сфере конкурентного права

Статья 10 ГК РФ содержит запрет на использование граждан­ских прав в целях ограничения конкуренции, а также на злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции определены Феде­ральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конку­ренции».

Товарные рынки, функционирующие в условиях естественных монополий, регулируются специальным законодательством, и преж­де всего Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О есте­ственных монополиях».

Помимо специального законодательства нормы, определяющие антимонопольные требования при осуществлении предпринима­тельской деятельности, содержатся в иных актах. Во-первых, это нормы ст. 10 и 1033 ГК РФ. Кроме того, следует отметить ст. 17 За­кона РФ «О недрах», ст. 32 Закона о банках, ст. 5 Федерального за­кона от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», ст. 15, 17, 20 Закона о связи и другие акты.

Наряду с законами конкурентные отношения могут регулиро­ваться постановлениями Правительства РФ, нормативными право­выми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством. В качест­ве примера приведем: постановление Правительства РФ от 19 фев­раля 1996 г. № 154 «О Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов» (далее -реестр), приказ Федеральной антимонопольной службы от 25 апре­ля 2006 г. № 108 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», приказ МАП России от 31 марта 2003 г. № 86, которым утверждены Мето­дические рекомендации по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг.

Отношения могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые Федеральным законом «О защите конкуренции», применяются правила международного договора Российской Федерации.

Уровни антимонопольного законодательства в Российской Федерации

Уровень антимонопольного законодательства :

— федеральный (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ)

— на уровне субъекта РФ — в сфере, не входящей в исключительную сферу и в сферу совместного ведения

Субъекты РФ имеют право осуществлять регулирование, формирование и применение цен в соответствующей области экономики, включая естественные монополии.
На уровне муниципальных образований.
Могут оказывать влияние на действие локальной монополии.

К ведению м/о отнесены организации, содержащие развитие муниципального тепло- и водоснабжения.

Антимонопольное законодательство РФ — основные акты

Принятие антимонопольного законодательства в России

Антимонопольное законодательство РФ направлено на недопущение создания монополий, а также способствование формированию, развитию и поддержанию конкурентной среды.

Формирование российского антимонопольного законодательства началось не так давно, в конце XX века, тем не менее некоторые его элементы уже можно усмотреть в дореволюционный период и в советское время. Однако никакие существовавшие до этого правовые системы и уложения не оказали на него существенного влияния. Поэтому принято считать, что создание антимонопольного законодательства началось с нуля.

Отправной точкой в этой сфере стало принятие закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 № 948-1, при помощи которого уже в том же году было приостановлено создание более 30 крупных концернов, наделенных властью по управлению государственным имуществом, созданию и ликвидации таких учреждений, а также назначению их руководителей.

В указанном акте были более четко определены задачи антимонопольной политики:

  1. Способствование образованию здоровых рыночных отношений путем содействия развитию конкуренции.
  2. Предупреждение, ограничение, пресечение становления монополистической деятельности.
  3. Контроль со стороны государства за исполнением указанных норм.

Этот закон действует по настоящее время, в основном в части определения понятий в данной области.

Российское антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство России основано на Конституции и Гражданском кодексе РФ. Например, ст. 10 ГК РФ содержит положения, регламентирующие запрет применения гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Фундаментальным актом является закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ. В нём определены основы защиты конкуренции, а также методы подавления монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ регулирует отношения в условиях естественных монополий, формирование и создание которых иногда оправдано по причине возможности обеспечения рынка товарами лишь одним предприятием.

Помимо указанных актов, нормы антимонопольного законодательства РФ содержат:

  1. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 в виде запрета, ограничения, дискриминации на пользование недрами.
  2. Закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994 № 60-ФЗ указывает на недопущение отказа заключения государственного контракта с поставщиками, занимающими доминирующее положение на рынке.
  3. ФЗ «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ.
  4. Иные акты.
Читайте так же:  Увеличение исковых требований

Кроме того, отношения в этой сфере могут регулироваться постановлениями Правительства РФ, а также актами антимонопольного органа. В качестве примера можно привести приказ ФАС РФ «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» от 25.04.2006 № 108.

Уровни антимонопольного законодательства

Уровни антимонопольного законодательства делятся на 3 вида:

  1. Принимаемые на федеральном уровне.
  2. Принимаемые на уровне субъектов РФ, так как на этом уровне возможно регулировать, формировать и применять цены в определенной отрасли экономики, в том числе в естественных монополиях.
  3. Принимаемые на уровне муниципальных образований, так как на этом уровне допускается оказание воздействия на деятельность локальной монополии, например предприятия тепло- и водоснабжения.

Российское антимонопольное законодательство включает в себя немалый перечень нормативных актов, которые совершенствуются, дополняются и изменяются с учетом развития экономических отношений. Формируется оно из документов, принимаемых не только на федеральном, но и на региональном уровне, а также путем издания актов самим антимонопольным органом.

Discovered

Деньги, банки, страхование, экономика и бизнес

Антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство — совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.

Антимонопольное законодательство — система правовых актов, позволяющих обеспечить конкурентные условия рыночных отношений, установить правила поведения участников на товарных рынках, защитить права предприятий малого и среднего бизнеса от хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.

Первым законом, ограничивающим проявление монополизма на рынке товаров, стал Закон Шермана 1890 г., один из основных законов в рамках антитрестовского (antitrust) законодательства США, получивший название по имени автора законопроекта сенатора Дж. Шермана (Sherman Act). Закон запретил контракты, монополистические объединения и тайные сговоры, ограничивающие свободу торговли. Максимальный штраф в пользу государства, взимаемый с корпораций за нарушение закона, первоначально составлял 5 тыс. долл., затем был увеличен до 50 тыс. долл. (1955) и 1 млн долл. (1974).

[1]

После 2-й мировой войны (50–60-е гг.) антимонопольное законодательство появилось в странах Общего рынка, в Японии и почти во всех промышленно развитых странах мира. В одних государствах оно именуется антимонопольным (США, Канада, Япония, в США также называется антитрестовским) или антикартельным (Германия, Австрия, Швейцария), а в других (в т.ч. во многих странах – членах ЕС) оно определяется как законодательство по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой.

В современном мире антимонопольное законодательство и проводимая на его основе антимонопольная политика являются одним из важнейших средств государственного регулирования экономики. Основными целями антимонопольного законодательства большинства государств являются:

  • защита и поощрение конкуренции;
  • контроль над хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке;
  • контроль за процессом концентрации производства и централизации капитала;
  • контроль над ценообразованием;
  • содействие мелкому и среднему предпринимательству и защита его интересов;
  • защита интересов потребителей.

В некоторых государствах в антимонопольное законодательство включают правовые нормы о пресечении недобросовестной конкуренции, направленной против нечестных методов конкурентной борьбы на рынках. В узком смысле антимонопольное законодательство направлено против чистых монополий и крупных олигополистических объединений, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих нормы делового общения.

По мнению сторонников антимонопольного законодательства, оно защищает экономические интересы потребителей и способствует экономическому развитию. По мнению противников, антимонопольное законодательство является системой нарушения прав собственности и нередко или даже обычно приводит к негативным последствиям для потребителей и экономики в целом.

Антимонопольное законодательство РФ

Антимонопольное законодательство способствует поддержанию конкурентной среды между субъектами, снижает влияние монополий, создаёт оптимальные условия для развития рыночных отношений и повышения благосостояния граждан. Цель антимонопольной политики Российской Федерации стимулировать рост производителей, увеличивать число предложений, давать возможность всем поставщикам продукции и услуг участвовать в экономических отношениях.

Монополия, против которой работает антимонопольный комитет РФ, определяется как явление рынка, когда предложение поступает только от одного хозяйствующего субъекта, диктующего и навязывающего собственные цены. Основными признаками монополизированного рынка являются:

  • присутствие только одного продавца;
  • наличие уникального товара без аналогов;
  • отсутствие конкуренции;
  • ограничение выхода на рынок новых участников.

Антимонопольный закон не уничтожает монополии. Он позволяет субъекту добиться главенствующего положения в экономике, но не разрешает злоупотреблять им, исключая недобросовестную конкуренцию. Антимонопольный комитет РФ и сопутствующие службы осуществляют соблюдение действующего законодательства, развивают бизнес-структуры и защищают интересы покупателей.

Направления, которые контролирует антимонопольное законодательство

Антимонопольная политика Российской Федерации создаёт единую торговую платформу, устанавливает свободное хождение товаров и добивается полноценного функционирования рынков. К основным задачам отрасли относится:

  • Формирование здоровой конкуренции.
  • Предоставление свободного выхода для торговли вновь образованным производителям.
  • Государственное регулирование экономических отношений.
  • Ограничение влияния монополий на реализацию и приобретение товаров.

Являясь основным инструментом регулирования экономических отношений, антимонопольный закон в Российской Федерации выделен в отдельную отрасль законодательства, использует административные, конституционные, гражданские и уголовные нормы права. Применяется закон на разных уровнях общественных формирований: федеральном, муниципальном или в отношении к отдельным субъектам. Антимонопольное законодательство РФ состоит из перечня правовых документов, направленных для пресечения незаконных действий.

К основным нормативам относятся законы о защите конкуренции № 135-ФЗ от 26.07.2006, естественных монополиях от № 147-ФЗ 17.08.1995, недрах № 2395-1 от 21.02.1992, запрещающих нецелевое использование ископаемых ресурсов, поставках продукции для государственных нужд от 13.12.1994 № 60-ФЗ и других. Кроме этого, контролирующие органы опираются на постановления правительства Российской Федерации и законодательные документы специальных служб.

Методы, используемые для антимонопольного регулирования

Кроме анализа рыночных отношений и отслеживания изменений, происходящих в экономике, антимонопольный закон РФ активно применяет ряд запретительных мер. На основании принятого законодательства запрещено:

  • Продвижение договорённостей, ограничивающих конкуренцию.
  • Использование организациями главенствующего положения.
  • Навязывание заключения заведомо невыгодных соглашений.
  • Ведение политики неправильного формирования цен.
Читайте так же:  Норма выработки

Перечень запретов ограничивает недобросовестную конкуренцию, развитие монополий и вмешательство власти в работу субъектов. Антимонопольное законодательство РФ запрещает выбор сильно заниженных или завышенных цен на продукцию, намеренное удаление товара из оборота для создания дефицита. Монопольно низкая стоимость помогает широкопрофильным предприятиям вытеснить конкурентов, а специально завышенная цена незаконно компенсирует не полностью используемые производственные мощности предприятий в обход законодательства.

Помимо запретов, антимонопольный закон Российской Федерации накладывает ограничения на количество экономических операций. Контролирующий орган проверяет сделки для исключения нарушений, возникающих из-за взаимодействия с определёнными покупателями или продавцами, и договора, разделяющие рынок в соответствии с ассортиментом продукции. Государственный антимонопольный комитет тщательно проверяет соглашения, которые препятствуют работе новых производителей.

Антимонопольное регулирование

Антимонопольное регулирование – это совокупность экономических, административных и законодательных мер, со стороны государства, для регулирования чрезмерного развития монополии. Эти действия направлены на то, чтобы обеспечить нормальное и эффективное развитие рыночной конкуренции.

Опасность монополий заключается, в первую очередь, в том, что цены на продукцию или услуги, как правило, завышены, а цены на закупку сырья для компании монополиста занижены. К тому же, в монополистической среде отсутствует конкуренция, что чревато отсутствием развития в области. Наличие явного монополиста в определённом регионе или даже стране может вызвать определённые социальные колебания, недовольства. В связи с вышеперечисленными факторами, в развитых странах существует антимонопольное регулирование.

Антимонопольное законодательство

В развитых странах и странах Запада государство активно старается предотвратить развитие монополий, их негативное влияние на экономику и снизить отрицательное воздействие на социум. В связи с этим используется так называемое антимонопольное законодательство.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Антимонопольное законодательство – это сложная структура, которая включает в себя огромную сеть различных законов, регулирующих ту или иную отрасль права и экономики. Эти законы направлены, в первую очередь, на то, чтобы регулировать действие компаний на рынке товаров и услуг, отсекая недобросовестные фирмы, которые производят или предлагают некачественный товар или услугу, а также те компании, которые вредны для общества.

Антимонопольное законодательство существует в узком и широком аспекте. В первом случае антимонопольные законы направлены против действия чистых монополий, которые обладают избыточной монопольной властью, предотвращает недобросовестные и нечестные действия по отношению к производству, потребителям и деловым партнёрам. В широком аспекте антимонопольное законодательство борется с любыми формами накопления монопольной власти, также и с мелкими фирмами.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Первые антимонопольные законы

Первые антимонопольные законы были приняты в Канаде и США в $1899-1890$ годах.

Закон Шермана.

Закон Шермана, который негласно называли «хартией экономической свободы», был очень жёстким по отношению к возможным монополистам и звучал так: «Закон звучал очень грозно. Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничить свободу промысла и предпринимательства, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признавались незаконными. Создание монополий влекло штраф до $5$ тысяч долларов (впоследствии он был повышен до $50$ тысяч долларов) и тюремное заключение сроком до одного года».

Закон Клейтона.

Закон Клейтона был принят в $1914$ году и запрещал слияние или покупку фирм и создание холдингов, если это влекло к уничтожению конкуренции. На основе этого закона запрещались горизонтальные слияние организаций, то есть объединение фирм и корпораций одной отрасли.

Контроль над картелями.

С $1935$ по $1937$ года в Западной Европе были попытки принять законы, которые бы регулировали картельные соглашения. Законы были направлены на то, чтобы не было явных злоупотреблений картельной формой монополий.

Акт Келлера-Кефаувера.

В $1950$ году был принят акт Келлера-Кефаувера, который дополнил закон Клейтона запретом на слияние через приобретение активов. К тому же, запрещались не только горизонтальные, но и вертикальные слияния. То есть запрещалось объединять компании, которые специализируются и работают в разных процессах, но в одной отрасли.

Все эти законы и акты были направлены на регулирование и контроль над соглашениями, обеспечение здоровой конкуренции и свободного рынка. Но эффективность этих законов часто сводилась на нет, когда дело доходило до практики. В судах решение часто принималось в пользу монополий.

Меры антимнопольного регулирования

Антимонопольное регулирование в современной экономике можно свести к трём основным группам:

Хочется отметить, что антимонопольное регулирование в каждой стране различается. Где-то оно более эффективное, где-то — менее. Однако следует сказать, компании монополисты всегда будут существовать. В первую очередь, это достигается путём лоббирования интересов компании монополиста (будущего монополиста) в правительстве той или иной страны, региона или города. Также сама конкуренция, как бы это странно не звучало, — порождает монополию. Ведь каждая конкурирующая фирма мечтает стать монополистом.

Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в марте $1991$ г. Его цель – определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции для обеспечения условий создания и эффективного санкционирования товарных рынков.

Согласно закону, фирма занимает «доминирующее положение», если ее доля на рынке превышает $35 %$ – величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП). В декабре $1991$ г. ГКАП утвердил «Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов», включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен и государственное регулирование цен, а также обязательное предоставление статистической отчетности по объему производства в натуральном выражении, удовлетворению спроса на рынке сбыта, показателям качества.

$12$ июля $1999$ г. Правительством было принято Положение о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной поддержке предпринимательства (МАП России). Его территориальные органы:

  1. Предупреждают и пресекают факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами;
  2. Направляют рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решении об осуществлении контррекламы;
  3. Направляют материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о ее приостановлении или достаточном аннулировании;
  4. Направляют в органы прокуратуры и другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.
Читайте так же:  Образец сертификата качества

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

Антимонопольное регулирование в РФ

Базовые положения системы антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности заложены в Конституции и Гражданском кодексе РФ. Основным регулирующим актом в этой области является закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее 135-ФЗ). Важными актами системы регулирования являются также:

  • закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ (далее — 147-ФЗ);
  • закон «О рекламе» от 13.03. 2006 № 38-ФЗ;
  • закон «О контрактной системе…» от 5.04.2013 № 44-ФЗ.

Значительное количество норм, составляющих антимонопольное регулирование, содержится в иных нормативных актах разного уровня. Подробнее об этом рассказывается в статьях «Антимонопольное законодательство РФ — основные акты» и «Закон о защите конкуренции — основные положения».

Государственную работу в этой области проводит ФАС (Федеральная антимонопольная служба). Об особенностях функционирования этого органа говорится в статье «Основные полномочия и функции ФАС».

Государственное регулирование антимонопольной деятельности

Видео (кликните для воспроизведения).

Государство воздействует на предпринимательскую деятельность с целью противодействия монополистическим проявлениям посредством различных мер:

Весь комплекс мер, применяемых государством в определенной сфере, именуется государственной политикой. Такая политика противодействия проявлениям монополизма освещена в статье «Государственная антимонопольная политика — цели и задачи».

Государство использует следующие способы борьбы с монополистической деятельностью:

  • ограничение монополизации рынков;
  • запрет на введение монополистических цен;
  • содействие конкуренции на рынках;
  • непрерывное отслеживание правонарушений в этой области.

Антимонопольное регулирование экономики

135-ФЗ осуществляет общее антимонопольное регулирование товарных рынков в стране. Данный акт вводит определения основных положений, относящихся к сфере борьбы с проявлениями монополизма. В законе определен круг обязанностей и компетенция антимонопольного государственного органа (ФАС), введена ответственность за нарушения в этой области и урегулированы процедурные вопросы рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях.

135-ФЗ вводит ряд запретов на действия предпринимателей. К таковым относятся:

  • запрет злоупотребления доминирующим положением на рынке;
  • запрет соглашений предпринимателей, ограничивающих конкуренцию (т. е. создание картелей);
  • запрет определенных законом недобросовестных действий предпринимателей, направленных против конкуренции;
  • запрет на действия государственных и муниципальных структур, приводящие к нарушениям конкурентной борьбы (выражающиеся как в принятии нормативных актов, так и в непосредственных действиях);
  • запрет нарушения честной конкуренции при проведении торгов.

Понятие естественной монополии

Поскольку регулирование, осуществляемое 135-ФЗ, было рассмотрено в вышеупомянутых статьях, в данной статье мы рассмотрим антимонопольные правила, содержащиеся в иных нормативных актах. Так, некоторым своеобразием отличается подход законодателя к работе естественных монополий, деятельность которых лишь частично урегулирована 135-ФЗ.

Признаки естественной монополии:

  • рынок относится к сфере деятельности, указанной в ст. 4 закона 147-ФЗ;
  • нужды потребителей лучше удовлетворяются в отсутствие конкуренции;
  • возможность заменить товар/услугу отсутствует;
  • потребность в товаре/услуге при повышении цен на них стабильна и неизменна.
  • 2 последних признака свидетельствуют о том, что такие товары относятся к жизненно необходимым. Сферы деятельности, рынки которых находятся в состоянии естественной монополии, определены в ст. 4 147-ФЗ.

ФАС в своем письме от 06.07.2018 № АЦ/51469/18 указала, что для отнесения организации к субъектам естественной монополии необходимо установить 2 основных критерия:

  • наличие (в собственности, в аренде и т.п.) у предприятия имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности;
  • наличие факт осуществления регулируемой деятельности.

Косвенным признаком отнесения предприятия к субъектам естественной монополии является факт наличия установленного тарифа.

Регулирование субъектов естественных монополий

Предприниматели, действующие на таких рынках, именуются субъектами естественных монополий. Они могут как производить, так и только реализовывать товар. ФАС ведет реестры таких субъектов.

В судебной практике превалирует мнение, что включение предпринимателя в реестр естественных монополий возможно только на основании конкретных данных о состоянии определенного рынка (постановление ФАС МО от 13.06.2002 № КА-А40/3439-02). Отметим, что понятие рынка товара у́же понятия сферы деятельности. Например, рынки различаются по территориальному признаку (федеральный, межрегиональный, местный).

В отношении рынков, находящихся в состоянии естественной монополии, государство применяет 2 способа регулирования:

  • установление цен посредством тарифов;
  • установление категорий потребителей, которым предприниматель не имеет права отказать в обслуживании (в зависимости от особенностей конкретного рынка может определяться минимальный уровень потребления).

За нарушение установленных государством цен введена административная ответственность. Подробно об этом рассказано в статье Нарушение установленного порядка ценообразования.

Антимонопольное регулирование рынка электроснабжения

Одной из важнейших отраслей экономики является электроэнергетика. Электроснабжение — это сфера деятельности, находящаяся в состоянии естественной монополии и поэтому подлежащая специальному регулированию и контролю со стороны государства. Базовый акт для данной отрасли — закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ (далее — 35-ФЗ).

Задачи регулирования электроэнергетики сформулированы в ст. 20 35-ФЗ. Среди них антимонопольными являются:

  • обеспечение доступности электроэнергии для любых потребителей и защита их прав;
  • развитие конкуренции и ограничение монополистической деятельности в отрасли;
  • достижение баланса потребителей и поставщиков;
  • государственное регулирование тех рынков отрасли, на которых конкуренция отсутствует или ограничена;
  • недискриминационный доступ к услугам субъектов естественных монополий, действующих в отрасли.

Для достижения этих задач применяются следующие методы:

  • государственное регулирование и контроль субъектов естественных монополий;
  • государственное регулирование цен и контроль над их соблюдением.

В 35-ФЗ подробно определены:

  • полномочия госорганов по регулированию и контролю в данной области (статьи 21 и 24);
  • особенности регулирования цен в отрасли (статьи 23, 23.1 и 23.2);
  • нюансы регулирования при полном отсутствии или ограничении конкуренции (ст. 23.3);
  • особенности антимонопольных мер в отрасли (ст. 25);
  • доступ потребителей к приобретению продукции и услугам в отрасли (ст. 26).

Антимонопольное регулирование некоторых рынков

Сходным образом осуществляется антимонопольное регулирование и в других важнейших для массового потребителя сферах экономики. Перечислим базовые акты:

  • в теплоснабжении — федеральный закон «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ;
  • в водоснабжении — федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ;
  • в сфере связи — федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ;
  • в газовой сфере федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 № 69-ФЗ;
  • в сфере железнодорожных перевозок — федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ.
Читайте так же:  Пмж новая зеландия

Антимонопольное регулирование в сфере рекламы

В данной области действует закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ. Этот закон выполняет следующие задачи:

  • следование идее честной конкуренции на рынках;
  • осуществление права потребителя на получение честной рекламы;
  • гарантирование единого экономического пространства;
  • профилактика нарушений в сфере рекламы;
  • борьба с противоправной рекламой;
  • благоприятствование социальной рекламе.

В законе установлены и определены:

  • общие требования к рекламе;
  • исчерпывающий перечень товаров, реклама которых запрещена;
  • особенности разных способов распространения рекламы (например, на телевидении, на радио, на транспорте);
  • особенности рекламы разных видов товаров (например, алкогольной продукции, лекарств, ценных бумаг).
  • правила государственного надзора в этой области;
  • полномочия надзорного органа (ФАС) при осуществлении надзора;
  • ответственность за нарушения в области рекламы.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Лицами, подлежащими ответственности за правонарушения в рекламе, являются (ст. 37 35-ФЗ):

  • юрлица и их должностные лица;
  • физлица (в т. ч. ИП);
  • должностные лица государственных и муниципальных органов.

Такие нарушения могут привести к следующим видам ответственности:

  • гражданско-правовой;
  • уголовной;
  • административной;
  • дисциплинарной (косвенным образом для должностных лиц госорганов).

Гражданско-правовая ответственность наступает вследствие причинения вреда подобными нарушениями (например, вред, нанесенный имуществу физлица из-за неправдивой рекламы). Такие отношения регулируются гл. 59 Гражданского кодекса.

Уголовная ответственность за преступления против конкуренции установлена ст. 178 Уголовного кодекса.

Несколько составов за подобные нарушения содержит Кодекс об административных правонарушениях. Их можно поделить на 2 группы:

  1. Нарушения, совершенные должностными лицами в процессе их функционирования.
  2. Нарушения, совершенные должностными лицами при их взаимодействии с ФАС.

К 1-й группе относятся:

  • злоупотребления доминирующим положением (ст. 14.31, 14.31.1, 14.31.2 КоАП);
  • соглашения предпринимателей, ограничивающие конкуренцию (ст. 14.32 КоАП);
  • недобросовестные действия, направленные против конкуренции (ст. 14.33 КоАП).

Ко 2-й группе относятся:

  • неисполнение предписания ФАС (ст. 19.5 КоАП);
  • непредставление в ФАС информации, ходатайств, заявлений, обязательных в силу закона (ст. 19.8 КоАП).

Проблемы антимонопольного регулирования

Регулирование в данной области должно способствовать конкуренции на рынках при сбалансированности интересов всех участников — как предпринимателей, так и потребителей. Для достижения этой цели была разработана и утверждена Президиумом ФАС 03.07.2013 «Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на 2013–2024 гг.». В этом документе констатировано, что к 2013 году в стране сформирована как юридическая, так и организационная база развития и защиты конкуренции.

В то же время в правовом регулировании данной области существуют определенные проблемы.

Из анализа документа видно, что к основным проблемам в данной области ФАС, в частности, относит:

  • отсутствие регулирования порядка недискриминационного доступа к некоторым ограниченным ресурсам (диапазон частот электромагнитного поля, недра);
  • отсутствие правовых норм, стимулирующих внедрение антимонопольного регулирования на корпоративном уровне;
  • отсутствие правовых антиконкурентных механизмов в сфере интеллектуальной собственности.

Некоторые проблемы регулирования, отмеченные в документе, уже решены. Так, в 2015 году в 135-ФЗ был введен перечень запрещенных деяний, признаваемых недобросовестной конкуренцией (гл. 2.1. 135-ФЗ).

Объем статьи не позволяет коснуться всего корпуса нормативных актов антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности. Система регулирования заключается в основном законе в этой области — 135-ФЗ, базирующемся на положениях Конституции РФ, и в значительном количестве норм, включенных в разнообразные нормативные документы (от законов до подзаконных актов), регулирующие разные сферы предпринимательства. Главным госорганом, контролирующим соблюдение антимонопольного законодательства, является ФАС.

Об антимонопольной деятельности

Библиографическая ссылка на статью:
Мусостова Д.Ш. Антимонопольная политика как направление деятельности государства // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/01/13532 (дата обращения: 07.02.2019).

Появление первых монополий в России происходит в к конце 19 века. К таким можно отнести Союз рельсовых фабрикантов и другие объединения. Интересно заметить, что эти монополии создавались самим государством в таких отраслях как: техника, транспорт, металлургия, нефть и.д.И постепенно монополии захватывали и другие важные отрасли промышленности. Создавались они виде картелей и синдикатов, где сохранялась хозяйственная и финансовой самостоятельность. В 1908 году в тогдашней Российской Империи и была попытка формирования антимонопольного законодательства на основе закона Шермана, который был принят в США. Но по стечению определенных обстоятельств не был принят, содействии этому оказали организации российских предпринимателей. Монополии существуют во всех странах мира, но особенностью монополий России заключается в том, что они появились на основе государственного монополизма административно-командной экономики. После распада СССР Российское законодательство о конкуренции вводилось при больших монополиях и в начале формирования рыночных отношений. Именно поэтому для России необходимо было не только ограничить монополизацию и злоупотребления доминирующим положением, но и создавать условия для свободной конкуренции.

Становление антимонопольной политики современной России начинается в 1991 г., когда в 22 марта вступил в силу закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В данном законе были изложены основные задачи государственной конкурентной политики: помощь в формировании рыночных отношений путем развития конкуренции и предпринимательства, контроль, регулирование, ограничение монополистической деятельности и несовершенной конкуренции, государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов,(смотри рисунок 1) контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы.

Основными функциями ФАС являются:

Рисунок. 1. Функции антимонопольного органа

Основные законы и нормативные акты, контроль за которыми возложен на ФАС систематизированы в следующем рисунке 2:

Рисунок. 2. Основные законы и нормативные акты

государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной

конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей

нормальному функционированию рыночного механизма.

Основными направлениями антимонопольной политики являются:

• обеспечение и развитие конкуренции;

Читайте так же:  Развод квартира в ипотеке

• контроль над хозяйствующими монополиями;

• контроль за процессом концентрации капитала;

• защита интересов потребителей;

• защита и поддержание малого и среднего бизнеса.

Основные цели антимонопольной политики представлены на рисунке 3, таковыми являются:

Рисунок.3.Экономические цели антимонопольной политики

Основные задачи Антимонопольной политики государства:

— Обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике.

— Снятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющее исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов.

— Определение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции.

— Защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса.

— Создание условий для развития национальной экономики.

Защита конкуренции на конкурсных торгах. Конкурсные торги позволяют исключить фаворитизм, коррупцию, нечестные сделки. Конкурсные торги при публичном распределении договоров и сделок на поставки или работы, являются важным способом защиты интересов общества. Фальсификация заявок приводит к прямого нарушениюnФедеральным и местным властям, органам субъектов или местного самоуправления запрещается ограничивать создание новых хозяйствующих субъектов, устанавливать запреты на виды деятельности, создание товаров, кроме случаев, определённых российским законодательством. Запрещается устанавливать запреты на передвижение товаров между регионами Российской Федерации или другим способом ограничивать права хозяйствующих субъектов.Предоставление льгот хозяйствующим субъектам, которые преимущества по сравнению с другими субъектами в одной отрасли требует согласования с федеральными антимонопольными органами.

Не допускается участия в предпринимательской деятельности должностных лиц, органов государственной власти и государственного управления.

Демонополизация российской экономики имеет свои принципы:

1. Анализ рынков, выделение среди них конкурентных и монопольных. Для выяснения степени монополизации рынка нужно выяснить долю продукции компании в общем объеме. Если показатель выше 60 % этот рынок является монополизированным, если ниже 20 %, не монополизирован.

2. Разносторонний подход к монопольным рынкам. Предполагает, что антимонопольная политика не должна направляться против всех монополий.

3. Выявление отрасли естественной монополии, которая в принципе не подлежит демонополизации.

4. Определение монополий, против которых государство использует жесткие меры. Государство контролирует процессы слияния компаний и далеко не каждое из них признается легальным и допустимым. Антимонопольная политика в первую очередь направлена против таких монополий.

5. Сочетание антимонопольной политики, правовых норм (анти- монопольного законодательства) и организационного механизма, обеспечивающего их реализацию. Такая форма в развитых странах действует уже давно, а в России она находится еще в стадии формирования.

6. Синхронное проведение демонополизации и либерализации цен, потому что одна либерализация цен приводит к закреплению позиций монополий, которые могут свободно назначать свои цены.

7. Совершенствование и укрепление рыночных структур, которые противостоят монополиям.[4,стр 105]

Цель антимонопольной политики заключается в том, чтобы в экономике действовала только зона естественной монополии. Однако у условиях рыночной экономики многим монопольным отраслям характерны черты естественной монополии. По функциональному назначению естественные монополии можно разделить на технологические олигополии, научно-технические и государственные монополии. Специфика технологий в некоторых отраслях естественным образом приводит к технологической олигополии. На основе приобретенных патентов и лицензий формируется естественная научно-техническая монополия.[4,стр 101]

Как уже говорилось выше, естественная монополия образуется на рынке, когда одна фирма может производить товар низкими издержками, чем несколько более малых фирм. С увеличением объема выпуска естественной монополии происходит снижение средних издержек производства.

Фирмы, достигшая положение естественной монополии в отрасли, может устанавливать цены выше издержек и ограничить количество товаров по сравнению с оптимальным для общества. Таким образом, возникает необходимость государственного регулирования естественных монополий. С этой целью в 1995 году в России был принят закон о регулировании естественных монополий.

Методы регулирования субъектов естественных монополий:

— ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен или их предельного уровня;

— определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии.

Нарушениями, за которые естественные монополии наказываются штрафами являются:

— установление цен, выше уровня установленных органом регулирования естественных монополий. Штраф до 15тыс. МРОТ;

— неисполнение решения, выданного органом регулирования естественных монополий в соответствии. Штраф до 10 тыс. МРОТ;

— предоставление недостоверной информации органам регулирования естественных монополий. Штраф 1000 МРОТ;

Видео (кликните для воспроизведения).

– несвоевременное предоставление документов и другой информации, необходимой для его деятельности. Штраф до 500 МРОТ

Важное значение имеет система ценообразования на рынке естественного монополиста, который обеспечивал бы установление оптимального уровня цены, включающего в себя справедливую прибыль, когда цена совпадает со средними общими издержками. Регулирование ценообразования может одновременно привести и снижению цены, и повышению объема производства, и привести к уменьшению экономической прибыли естественных монополий.В сложной ситуации находятся отрасли, которые направлены на оборону страны, обслуживающие государство как монопольного потребителя. Такие предприятия не имеют самостоятельности в плане определения объемов и структуры производства, свойств и характеристик продукции, цен, выборе поставщиков. Требования, предъявляемые им весьма изменчивы и зависят от военно-политической ситуации и стратегии государства. С целью компенсации потерь, связанных с изоляцией от открытого рынка, предприятия нужно обеспечивать материальными, информационными и другими ресурсами, осуществить долгосрочное планирование объемов государственных заказов и т.д.

[3]

Источники


  1. Астахов Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Астахов, Павел. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.

  2. Сомов, В.П. Латинско-русский юридический словарь: моногр. / В.П. Сомов. — М.: ГИТИС, 2014. — 104 c.

  3. Чашин А. Н. Квалификационный экзамен на адвоката; Дело и сервис — М., 2010. — 544 c.
  4. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и К°, 2012. — 579 c.
  5. Кучерена Анатолий Бал беззакония. Диагноз адвоката; Политбюро — М., 2015. — 352 c.
Об антимонопольной деятельности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here