Нормы проектирования азс

Ответы на вопросы по теме: "Нормы проектирования азс" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЕ

УСТРОЙСТВО АВТОЗАПРАВОЧНОЙ СТАНЦИИ

Схемы АЗС Состав сооружений АЗС Резервуары АЗС Топливораздаточные колонки АЗС Технологические трубопроводы
Электрооборудование, защита от токовых воздействий

Здания и сооружения АЗС

  • здание (помещение) администрации;
  • здание (помещение) приема пищи;
  • здание (помещение) службы охраны;
  • санузлы;
  • кладовые для спецодежды, инструмента, запасных деталей, приборов и оборудования.

Не допускается объединять в едином здании:

  • помещения сервисного обслуживания транспортных средств и помещения сервисного обслуживания водителей и пассажиров;
  • помещения магазина, в котором предусмотрена продажа легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, и помещения общественного питания.

Генплан АЗС с экспликацией зданий и сооружений

Основные конструктивные решения зданий и сооружений АЗС :

Нормы проектирования АЗС

Нормы проектирования АЗС

Нормы проектирования АЗС

Общие нормы для всех разделов АЗС, АГЗС.
№87 от 16 февраля 2008 г. «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»
Федеральный закон №190-ФЗ от 29.12.2004 г. «Градостроительный кодекс Российской Федерации»
Федеральный закон №123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
Федеральный закон №384-ФЗ от 30.12.2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

Раздел 2 — Схема планировочной организации земельного участка.
СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.»

Раздел 3 — Архитектурные решения.
СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения»
СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы.»

Раздел 4 — Конструктивные решения.
СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты.»
СП 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.»
НПБ 105-03 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности»

Раздел 5 — Инженерное оборудование.

Подраздел — Система электроснабжения.
ПУЭ-1999 Правила устройства электроустановок
СП 31-110-2003 Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий
СП 6.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование.»
СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».
СНиП 3.05.06-85 Электротехнические устройства
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 Гигиенические требование к искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
РД 34.21.122-87 Инструкция по устройству молниезащите зданий и сооружений

Подраздел — Система водоснабжения.
СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий»;
СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»;
СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Подраздел — Система водоотведения.
СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий»;
СНиП 2.04.03-85* «Канализация. Наружные сети и сооружения»;
СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;

Подраздел — Отопление, вентиляция.
СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»
СНиП 23-01-99 «Строительная климатология», СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения»,
ГОСТ 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата».

Подраздел — Сети связи.
СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Системы противопожарной защиты.»
СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические.»
СП 6.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование.»
ГОСТ Р53315-2009 Кабельные изделия. требования пожарной безопасности

[1]

Подраздел — Технологические решения.
СНиП 3.05.05-84 «Технологическое оборудование и трубопроводы»
ПБ 09-540-03 «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»
ПБ 03-585-03 «Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов»
ПБ 03 585 03 «Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов»
НПБ 105-2003 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности»
ПУЭ «Правила устройства электроустановок»
ПОТ РМ-021-2002 «Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов горючесмазочных материалов, стационарных и передвижных автозаправочных станций»
РД 153-39.2-080-01 « Правила технической эксплуатации АЗС»
ТОИ Р-112-06-95 Типовая инструкция по охране труда для оператора АЗС
СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых предприятий»
ГОСТ Р 51105 97* «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия»
ГОСТ 305–82* «Топливо дизельное. Технические условия»

Раздел 6 — Проект организации строительства.
СП 48.13330.2011 «Организация строительства.»
ГОСТ 12.1.046-85 «Нормы освещения строительных площадок».
ГОСТ 23407-78 Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия
МДС 12-81.2007 «Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства и проекта производства работ».
ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».
Постановление правительства РФ №87 от 16.02.2008 «О составе разделов проектной документации и требований к их содержанию».
ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской федерации
СНиП 1.04.03-85* «Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений».
СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства».
СНиП 12-01-2004 «Организация строительства».
СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве» ч.I, «Общие требования»; ч.II, «Строительное производство».
СанПиН 2.2.3.1384-03 «Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ».

Раздел 8 — Перечень мероприятий по охране окружающей среды.
СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»
СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»
Пособие к МГСН 2.04-97 «Проектирование защиты от транспортного шума и вибрации жилых и общественных зданий».
«Методические указания по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров»
«Методические пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (дополненное и переработанное)»
«Рекомендации по расчету систем сбора, отведения и очистки поверхностного стока с селитебных территорий, площадок предприятий и определению условий выпуска его в водные объекты»
«Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты»

Читайте так же:  Как снять машину

Раздел 9 — Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.
НПБ 105-03 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности»
ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации».
СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы.»
СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты.»
СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Системы противопожарной защиты.»
СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические.»
СП 6.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование.»
СП 7.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Отопление, вентиляция и кондиционирование.»
СП 11.13130.2009 «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения.»
СП 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.»

ОДИ10 — Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов.
СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;
СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям».

Требования к размещению Контейнерной АЗС (КАЗС)

При изготвлении Контейнерных АЗС (КАЗС) и других типов аналогичных изделий, необходимо руководствоваться сводом правил СП 156.13130.2014 утвержденным приказом МЧС от 05.05.2014 в котором описываются основные принципы и правила к вышеуказанным изделиям. Помимо требований к изготовлению АЗС, в правилах присутствует информация касательно их размещению на территории. Предлагаем рассмотреть основные выдержки из данных правил.

Для правильной установки КАЗС и аналогичных типов изделий, фундамент должен исключать скопление топлива под резервуарами. Минимальная высота фундамента должна быть не менее 0,2 м по отношению к прилегающей кнему площадке. Размеры фундамента должны превышать размеры контейнера не менее чем на 0,5 м во все стороны. Также не нужно забывать про уклоны верхней поверхности от резервуаров (контейнера) в сторону краев фундамента не менее 2-х градусов. Необходимо предусмотреть подвод силового кабеля с 4-мя жилами к предполагаемому месту установки. Изоляция кабеля должна быть масло-бензостойкой. Сечение рассчитывается дополнительно в зависимости от суммарной мощности установленного оборудования КАЗС, длины и типе закладки.

Требования к заземлению контейнерных АЗС

Основным правилом для обеспечения безопасной эксплуатации КАЗС и топливозаправочных пунктов, является защитное заземление. Для этого необходимо подготовить стандартный контур заземления треугольного типа. В

качестве проводника от контура до корпуса КАЗС рекомендуется использовать металлическую полосу. Данный проводник приваривается к корпусу контейнера или к опоре резервуара. Допускается проводное соединение, которое в последующем крепится к опоре или корпусу контейнера через специальный болт заземления.

Требования к месту установки КАЗС

Место под установку контейнерной АЗС или другого аналогичного изделия необходимо выбирать согласно таблицам в своде правил СП 156.13130.2014.

1) Таблица 1 (стр. 26-28) — содержит в себе уточнения по минимальным расстояниям от АЗС жидкого моторного топлива, размещенных вне территорий населенных пунктов, до объектов, к ним не относящихся.

2) Таблица 2 (стр. 29-30)- указаны минимальные расстояния между зданиями и сооружениями, расположенными на территории АЗС жидкого моторного топлива с подземными резервуарами.

3) Таблица 3 (стр. 30-32) — указаны минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АЗС жидкого моторного топлива с надземными резервуарами.

С вышеуказанными требованиями можно ознакомиться в прикрепленном на странице файле.

СП 156.13130.2014 станции автомобильные заправочные

Скачать в формате PDF если онлайн отображение файла на данной странице в вашем браузере не поддерживается.

Нормы проектирования АЗС

3. ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЯМ И СООРУЖЕНИЯМ

20*. «На АЗС могут размещаться следующие служебные и бытовые здания (помещения) для персонала АЗС: операторная, администрации, котельной, приема пищи, службы охраны, а также санузлы, кладовые для спецодежды, инструмента, запасных деталей, приборов и оборудования. Помимо указанных, на территории АЗС с подземными резервуарами допускается размещать здания (помещения) сервисного обслуживания пассажиров, водителей и их транспортных средств».

Для сервисного обслуживания пассажиров и водителей могут предусматриваться магазин сопутствующих товаров, кафе и санузлы. Для сервисного обслуживания транспортных средств могут предусматриваться посты технического обслуживания и мойки автомобилей.

На территории АЗС с наземными резервуарами, наряду с помещениями для персонала АЗС, допускается предусматривать помещения магазина сопутствующих товаров без торгового зала.

[2]

21*. Категории зданий и помещений по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять в соответствии с НПБ 105-95, категории наружных установок по пожарной опасности — по НПБ 107-97.

«На территории АЗС не допускается размещение помещений категорий «А», «Б» (за исключением помещений для установки транспортных средств в зданиях мойки и постов технического обслуживания) и «Г. При этом в помещениях категорий «А» и «Б» предусматривать технологические процессы, в которых обращаются горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости (за исключением топлива в топливной системе транспортных средств), а также горючие пыли, не допускается».

22*. Здания и сооружения*, расположенные на территории АЗС, должны быть I, II или IIIa степени огнестойкости, как правило, одноэтажные. Допускается проектирование двухэтажных зданий общей площадью не более 150 м2, в которых отсутствуют складские помещения для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
* Здесь и далее под сооружениями АЗС следует понимать сооружения, размещаемые на территории АЗС, за исключением технологических систем.

«При проектировании котельной АЗС следует предусматривать автоматизированные водогрейные котлы с температурой теплоносителя не выше 80 °С. При этом, как правило, следует применять электрокотлы.

23. На территории АЗС устройство подземных помещений, подпольных пространств, а также подземных сооружений (туннелей, каналов и т.п.) с наличием свободного пространства, не допускается. Прокладка трубопроводов с топливом под зданиями АЗС и со стороны эвакуационных выходов не допускается.

24. Помещения для персонала АЗС, включая помещение операторной, допускается предусматривать в зданиях сервисного обслуживания водителей, пассажиров или их транспортных средств. При этом указанные помещения должны быть выполнены в конструкциях, соответствующих степени огнестойкости основного здания, отделяться от помещений сервисного обслуживания водителей, пассажиров или их транспортных средств противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа.

Читайте так же:  Апк досудебный порядок урегулирования спора

25. Не допускается объединять в едином здании:

    помещения сервисного обслуживания транспортных средств и помещения сервисного обслуживания водителей и пассажиров;
    помещения магазина, в котором предусмотрена продажа легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, и помещения общественного питания.

26. В зданиях сервисного обслуживания транспортных средств допускается предусматривать не более трех постов технического обслуживания. Помещения различного функционального назначения следует разделять перегородками, выполненными из негорючих материалов, а помещения, предназначенные для установки транспортных средств (кроме мойки), — противопожарными перегородками 1 -го типа.

При проектировании АЗС, предназначенных для размещения в населенных пунктах, допускается предусматривать помещения постов технического обслуживания только легковых автомобилей.

27. В зданиях АЭС запрещается предусматривать помещения для проведения огневых и сварочных работ.

28. Помещения категорий «В1»-«В3», , а также кладовые магазина для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей следует размещать у наружных стен зданий с оконными проемами.

Смазочные масла (включая отработанные) должны храниться в емкостях общей вместимостью не более 1 м3, размещаемых либо подземно, либо в специальном помещении, отделенном от соседних помещений противопожарными перегородками 1 -го типа и имеющим самостоятельный выход непосредственно наружу здания.

29. Один из эвакуационных выходов любого из помещений следует предусматривать не в сторону площадок для АЦ, топливораздаточных колонок и резервуаров для хранения топлива, за исключением случаев, когда расстояние от выхода до указанных сооружений и оборудования не менее 15 м.

30*. «Навесы должны быть выполнены из негорючих материалов. В покрытии навесов высотой не менее 4 м допускается использование трудногорючих материалов (за исключением навесов или частей навеса, расположенных над местами заправки грузовых автомобилей;

Устройство навесов над площадками для АЦ и над наземными, резервуарами для хранения топлива не допускается».

31. Технологические системы должны быть изготовлены и/или размещены таким образом, чтобы обеспечивать их целостность и работоспособность при воздействии на них возможных нагрузок (при движении и остановке транспортных средств, подвижках грунта и т.п.), определяемых проектом на АЭС.

32. Блоки и контейнеры хранения топлива на блочных и контейнерных АЗС соответственно, а также ТРК традиционных и модульных АЗС должны быть защищены от повреждения транспортными средствами. На АЗС для заправки крупногабаритной техники (грузовые автомобили, автобусы, строительная и сельскохозяйственная техника и т.п.) крепление защитных устройств к блокам и контейнерам хранения топлива не допускается. 33. Покрытие проездов, заправочных островков и площадок для АЦ должно проектироваться стойким к воздействию нефтепродуктов.

33. Покрытие проездов, заправочных островков и площадок для АЦ должно проектироваться стойким к воздействию нефтепродуктов.

Глубина заложения аварийного резервуара и прокладка трубопроводов для отвода проливов должны обеспечивать предотвращение замерзания в них воды в холодный период года.

Сбросной трубопровод и лоток (трубопровод) отвода ливневых стоков следует оснащать запорной арматурой (заглушками, задвижками и т.п.).

36. Расположение транспортных средств на площадке для их стоянки не должно препятствовать свободному выезду транспортных средств с ее территории.

37. Фундаменты для контейнеров хранения топлива должны исключать скопление топлива под резервуарами. Высота фундамента должна быть не менее 0,2 м по отношению к прилегающей к нему площадке, его размеры в плане должны превышать размеры контейнера хранения топлива не менее чем на 0,5 м во все стороны, а верхняя поверхность фундамента должна иметь уклоны от резервуаров в сторону краев фундамента не менее 2°.

38. В случае применения ограждающих конструкций контейнеров хранения топлива и их технологических отсеков эти конструкции должны выполняться в виде продуваемых преград с равномерным по площади ограждений расположением отверстий. Отношение площади отверстий к полной площади преграды должно быть не менее 50 %.

Допускается использовать ограждающие конструкции с отношением площади отверстий к площади преграды менее 50 % при выполнении требований п. 89.

39*. При оснащении АЗС очистными сооружениями для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, эти сооружения должны отвечать следующим требованиям:

  • оборудование очистных сооружений, в свободное пространство которого могут поступать пары топлива, должно располагаться подземно».
  • емкости-накопители (при наличии) необходимо оснащать датчиками уровня, обеспечивающими подачу сигнала оператору АЗС при их номинальном заполнении;
  • оборудование для опорожнения емкостей-накопителей от нефтепродуктов должно обеспечивать осуществление этой операции закрытым способом;
  • линии деаэрации емкостей должны отвечать требованиям, предъявляемым настоящими нормами к линиям деаэрации топливных резервуаров;
  • трубопроводы для жидкости необходимо оснащать гидрозатворами;
  • крышки люков для очистки песколовушек, устанавливаемых на стоках атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, должны быть выполнены в виде решеток, обеспечивающих проветривание песколовушек.

40. АЗС следует оборудовать молниезащитой в соответствии с требованиями РД 34.21.122-87, но не ниже II категории.

41. Система заземления АЗС должна отвечать требованиям ПУЭ и «Правил защиты от статического электричества в производствах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности».

Монтаж системы заземления следует производить до начала пусконаладочных испытаний технологических систем АЗС.

42. Предусматривать на АЗС воздушные линии электропередачи не допускается.

43. АЗС должны быть оснащены телефонной или радиосвязью, а также системой громкоговорящей связи.

Категорирование по взрывопожарной опасности и классификация взрывоопасных зон объектов автозаправочных станций (АЗС) и топливозаправочных пунктов (ТЗП)

КАТЕГОРИРОВАНИЕ ПО ВЗРЫВОПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ
И КЛАССИФИКАЦИЯ ВЗРЫВООПАСНЫХ ЗОН ОБЪЕКТОВ
АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ (АЗС) И
ТОПЛИВОЗАПРАВОЧНЫХ ПУНКТОВ (ТЗП)

В нормативных документах, касающихся установок топливозаправки (бензин, дизельное топливо) автомобильного транспорта, приводятся изложенные ниже данные по категорированию объектов по взрывопожарной опасности и классификации взрывоопасных зон.

1. «Правила технической документации стационарных и передвижных автозаправочных станций», утверждены председателем Госкомнефтепродукта РСФСР 15 апреля 1981 г.

Читайте так же:  100 мрот

Взрывоопасные установки АЗС представлены в таблице.

Размер взрывоопасной зоны

Топливораздаточная колонка (бензин)

5 м по горизонтали и вертикали от колонки

Резервуары для приема и хранения ЛВЖ подземные

3 м по горизонтали и вертикали от резервуара

Стоянка автоцистерн при сливе ЛВЖ и смотровые колодцы подземных резервуаров ЛВЖ

5 м по горизонтали и вертикали от закрытого места слива (границ колодца)

Дыхательные устройства резервуаров ЛВЖ

5 м по горизонтали и вертикали от дыхательных и предохранительных клапанов

Обращает на себя внимание неправомерность категорирования наружных взрывоопасных установок и несоответствие указанных размеров взрывоопасных зон требованиям главы 7.3 ПУЭ.

2. СНиП II -93-74 «Предприятия по обслуживанию автомобилей. Нормы проектирования».

Категорирование установок в нормах отсутствует, но приведены следующие расстояния от раздаточных колонок нефтепродуктов:

до зданий АЗС II степени огнестойкости — 4 м;

до зданий АЗС III степени огнестойкости — 7 м;

до подземных резервуаров нефтепродуктов — 4 м;

до раздаточных колонок нефтепродуктов — не нормируется;

до проездов или площадок автомобилей (край заправочного островка) — 0,8 м.

Расстояние между заправочными островками должно приниматься:

при расположении заправляемых автомобилей в один ряд равным ширине автомобиля плюс 1 м, но не менее 3 м;

при расположении автомобилей в два ряда — равным удвоенной ширине автомобиля плюс 1,5 м, но не менее 7 м.

Указанные расстояния между заправочными островками должны увеличиваться на 4 м, если между ними предусматривается также транзитный проезд автомобилей к другим заправочным колонкам станции.

Классы взрывоопасных зон согласно указанию СНиП 11-93-74 должны определяться по требованиям главы 7.3 ПУЭ.

3. ВСН 01-89 «Предприятия по обслуживанию автомобилей», Минавтотранс РСФСР.

В составе ТЗП для бензина и дизельного топлива, размещаемого на территории автотранспортных предприятий, предусматриваются следующие сооружения:

подземные резервуары для хранения топлива;

островки для размещения раздаточных колонок;

павильон для установки пультов управления (может не сооружаться).

Расстояния от раздаточной колонки до других сооружений ТЗП следует принимать не менее:

до павильона ТЗП — 4 м;

до проезда, до края островка для раздаточной колонки — 0,8 м;

до подземного резервуара — 4 м;

Видео (кликните для воспроизведения).

до раздаточной колонки — не нормируется.

Расстояние между островками для раздаточных колонок можно принимать согласно п. 2 настоящего документа.

В ВСН 01-89 имеется указание, что при проектировании должны выдерживаться требования ПУЭ. Это означает, что классификация взрывоопасных зон установок ТЗП должна выполняться согласно главе 7.3 ПУЭ.

4. Перечень категорий помещений и сооружений автотранспортных и авторемонтных предприятий по взрывопожарной опасности Минавтотранса РСФСР (1989 г.).

Выписка из перечня

Размер взрывоопасной зоны

Стационарный автозаправочный пункт (бензин, дизельное топливо)

3 м по горизонтали и вертикали от топливораздаточных колонок

Площадка для передвижной заправочной станции (бензин, дизельное топливо)

3 м по горизонтали и вертикали от топливозаправщика

Подземные резервуары для бензина, дизельного топлива

5 м по горизонтали и вертикали от устройств выброса из предохранительных и дыхательных клапанов емкостей

Склад баллонов СНГ, СПГ, открытый (пропан-бутановая смесь, метан)

3 м по горизонтали и вертикали от баллонов

Пункт аккумуляции СПГ (метан)

5м по горизонтали и вертикали от границы пункта и обреза сбросного трубопровода (свечи)

Сливная и наполнительная колонка для СНГ (пропан-бутановая смесь)

3 м по горизонтали и вертикали от сливных и наполнительных колонок

Площадка для подземных емкостей для СНГ (пропан-бутановая смесь)

8 м по горизонтали и вертикали от резервуаров

Примечание . СНГ — сжиженный нефтяной газ; СПГ — сжатый природный газ.

Приведенная выше информация по АЗС, ТЗП свидетельствует о ее противоречивости, особенно в части категорирования и классификации пространства у топливозаправочных колонок. Согласно приведенным документам транспортное средство при заправке, как правило, располагается непосредственно во взрывоопасной зоне класса В-1г, что является недопустимым.

В рассмотренных выше документах СНиП II -93-74 и ВСН 01-89 в части классификации взрывоопасных зон сделаны ссылки на главу 7.3 ПУЭ «Электроустановки во взрывоопасных зонах». Следует иметь в виду, что требования ПУЭ определяют общие принципы классификации взрывоопасных зон и специфика АЗС, ТЗП, естественно, в главе 7.3 не отражена.

Как разработчик главы 7.3 институт Тяжпромэлектропроект рекомендует для объектов АЗС, ТЗП принимать следующие решения:

у наружной топливозаправочной колонки имеет место взрывоопасная зона класса В-1г (зона 2 согласно публикации 79-10 МЭК и проекта главы 7.3 ПУЭ 7-го издания) на расстоянии 0,5 м от корпуса колонки. Это решение соответствует требованиям раздела 514 национального электротехнического кода США для разливочных автоматов заправки автотранспорта. В рекомендациях МЭК не содержится конкретных указаний по топливозаправочным колонкам, но анализ документа 31 J секр. 10 от мая 1987 г., подготовленного ТК 31 МЭК, позволяет принять для данной конструкции зону класса 2 радиусом 1 м от возможного источника выделения, что примерно соответствует протяженности зоны 0,5 м от корпуса колонки;

при непринятии мер по удалению пролившегося топлива пространство у земли вокруг топливозаправочной колонки высотой 0,5 м и радиусом 3 м от оси колонки следует также относить к взрывоопасной зоне класса В-1г;

пространство внутри кожуха топливораздаточной колонки классифицируется согласно главе 7.3 ПУЭ только в том случае, если это оговорено техническими условиями или стандартами на изготовление топливораздаточной колонки;

классификацию помещений с установками заправки автомобилей рекомендуется производить согласно пп. 3.1.1, 3.1.2 ВНТП 10-90 «Определение категорий помещений и зданий заводов Минавтосельхозмаша по взрывопожарной и пожарной опасности», Минавтосельхозмаш СССР, 1990 г.;

размеры взрывоопасных зон остальных наружных взрывоопасных установок АЗС, ТЗП должны приниматься в соответствии с отраслевыми нормами технологического проектирования, при разработке которых следует учитывать рекомендации ТК 31 МЭК. Часть из них содержится в работе Тяжпромэлектропроекта «Классификация взрывоопасных зон в национальных и международных стандартах, правилах» (шифр М788-1082, 1992 г.).

Читайте так же:  Приказ об ответственности

При отсутствии отраслевых норм технологического проектирования должны быть учтены требования п. 7.3.44 главы 7.3 ПУЭ 6-го издания.

ТМД 21-606-2005 Методические указания по обеспечению пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации автозаправочных станций на территории Санкт-Петербурга

Система территориальных нормативных документов в строительстве

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ,
СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ
НА ТЕРРИТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ТМД 21-606-2005 Санкт-Петербург

Содержание

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Пожарно-техническая классификация

5 Огнестойкость зданий АЗС

6 Требования к размещению и территории АЗС

7 Объемно-планировочные решения

8 Инженерное оборудование

Предисловие

1 РАЗРАБОТАНЫ Санкт-Петербургским филиалом ФГУ «Всероссийский научно-исследовательского института противопожарной обороны» МЧС России совместно с Управлением Государственной противопожарной службы Санкт-Петербурга

2 ВНЕСЕНЫ Комитетом по строительству Правительства Санкт-Петербурга

3 СОГЛАСОВАНЫ Управлением государственного пожарного надзора ГУ МЧС РФ по Санкт-Петербургу и Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга

4 ОДОБРЕНЫ И РЕКОМЕНДОВАНЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ распоряжением Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга от 24.06.2005 № 11

Требования СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование», включенных в СК-1 «Нормативные, методические документы и другие издания по строительству. Перечень — 2005» (по состоянию на 1 января 2005 г.), но не прошедших регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, рекомендуются к применению на территории Санкт-Петербурга.

Методические указания по обеспечению пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации автозаправочных станций на территории Санкт-Петербурга разработаны на основании утвержденной приказом Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга от 12.11.99 № 158 «Концепции создания территориальных строительных норм пожарной безопасности на территории Санкт-Петербурга».

Необходимость разработки документа вызвана неполнотой нормативной базы для ряда специфических автозаправочных станций (далее — АЗС), а также необходимостью эффективного использования территории в границах Санкт-Петербурга для строительства АЗС.

Назначение методических указаний — повышение эффективности строительства АЗС на территории Санкт-Петербурга путем внедрения современных методов обеспечения пожарной безопасности.

Разработка настоящего документа базируется на анализе положений действующих нормативных документов и научно обоснованных и внедренных на практике требований пожарной безопасности при строительстве новых и реконструкции действующих АЗС в Санкт-Петербурге.

Методические указания устанавливают рекомендуемые требования пожарной безопасности для АЗС на жидком моторном топливе при их проектировании и строительстве на территории Санкт-Петербурга.

Документ разработан Санкт-Петербургским филиалом ФГУ «Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны» МЧС России (Голиков А.Д., Гитцович А.В., Бороздин С.А.) совместно с Управлением Государственной противопожарной службы Санкт-Петербурга (Дегтярев Д.Ю.).

Настоящие методические указания рассмотрены и одобрены на заседании научно-технического совета разработчика документа и утверждены Начальником Санкт-Петербургского филиала ФГУ ВНИИПО МЧС России 29.12.2004 г.

1 Область применения

1.1 Настоящие методические указания развивают, дополняют и уточняют требования пожарной безопасности, установленные в НПБ 111 «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» и в разделе XVI ППБ 01 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» и являются рекомендуемыми для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями (независимо от форм собственности, вида деятельности и ведомственной принадлежности), должностными и физическими лицами.

1.2 Настоящие методические указания устанавливают требования пожарной безопасности для автозаправочных станций при их проектировании, строительстве и эксплуатации на территории Санкт-Петербурга.

1.3 При решении вопросов, не нашедших отражения в настоящих методических указаниях, следует руководствоваться действующими федеральными и региональными нормативными документами.

2 Нормативные ссылки

В настоящих методических указаниях использованы ссылки на следующие нормативные документы:

СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность зданий и сооружений

СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование

ГОСТ 12.1.033-81 ССБТ Пожарная безопасность. Термины и определения

ГОСТ Р 50913-96 Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования

СТ СЭВ 383-87 Пожарная безопасность в строительстве. Термины и определения

ППБ 01-03 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации

НПБ 03-93 Порядок согласования органами Государственного пожарного надзора Российской Федерации проектно-сметной документации на строительство

НПБ 105-03 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности

НПБ 111-98 Автозаправочные станции. Нормы пожарной безопасности

НПБ 243-97 Устройства защитного отключения. Требования пожарной безопасности. Методы испытаний

3 Термины и определения

В настоящем документе, за исключением специально оговоренных случаев, приняты термины и определения, приведенные в СТ СЭВ 383, ГОСТ 12.1.033, НПБ 111, ППБ 01.

В методических указаниях введены следующие термины:

Автоматическая автозаправочная станция (ААЗС) — автозаправочная станция, на территории которой водители транспортных средств производят заправку автомобилей жидким моторным топливом после оплаты через автомат приема платежей, как наличными деньгами, так и при помощи магнитных карт.

Служебное здание ААЗС — здание, предназначенное для размещения оборудования и приборов ААЗС без постоянного присутствия обслуживающего персонала.

4 Пожарно-техническая классификация

Классификацию автозаправочных станций в зависимости от размещения, вида хранения топлива (жидкое моторное топливо, сжиженный или природный газ), выполнения блока хранения топлива (в резервуарах — наземно, подземно, в контейнерах, емкостях) следует принимать по НПБ 111.

5 Огнестойкость зданий АЗС

Служебные здания и сооружения, расположенные на территории ААЗС, должны быть одноэтажными не ниже III степени огнестойкости класса С0.

6 Требования к размещению и территории АЗС

6.1 Допускается применять минимальное расстояние равное 6 м от стен здания АЗС до топливно-раздаточных колонок (далее — ТРК) при организации заправки только легковых транспортных средств, что обеспечивается установкой на въезде на АЗС знака «Грузовое движение запрещено» и контролем со стороны обслуживающего персонала.

6.2 Допускается размещать подземные двустенные резервуары жидкого моторного топлива с постоянным контролем герметичности межстенного пространства в соответствии с разделом 4 приложения 5 НПБ 111 непосредственно у стен зданий АЗС не ниже IV степени огнестойкости и класса С0 (здания для персонала, сервисного обслуживания транспортных средств, водителей и пассажиров). Размещение и конструктивное исполнение трубопроводов линии деаэрации резервуара должно соответствовать пункту 51 НПБ 111.

Читайте так же:  Ук рф 204

6.3 Расстояние между зданием АЗС и ТРК для заправки грузового автотранспорта допускается принимать менее 15 м (но не менее 6 м), при оснащении стен зданий АЗС, обращенных в сторону ТРК для заправки грузового автотранспорта, системой орошения в виде дренчерной водяной завесы с интенсивностью орошения не менее 1,0 л/с на 1м длины стены. Запуск системы орошения осуществляется вручную дистанционно или автоматически при срабатывании датчиков автоматической пожарной сигнализации.

6.4 Для исключения растекания аварийного пролива топлива на АЗС и за се пределы допускается использовать:

— ограничение периметра территории АЗС бетонным бортовым камнем высотой не менее 200 мм с обеспечением герметичности стыков путем заделки материалом, инертным к нефтепродуктам;

— отделение заправочного островка от остальной территории АЗС бетонным бортовым камнем высотой не менее 200 мм;

— устройство на въезде-выезде с территории АЗС и заправочного островка пологих повышенных участков высотой не менее 200 мм, не препятствующих свободному въезду-выезду любых заправляемых транспортных средств;

— ограничение площадки для автоцистерн (АЦ) бетонным бортовым камнем или повышением рельефа с обеспечением общего перепада высот не менее 150 мм.

6.5 При осуществлении доставки нефтепродуктов на АЗС автоцистернами, оснащенными донными клапанами по ГОСТ Р 50913, аварийный резервуар допускается не предусматривать.

6.6 Расстояние от очистных сооружений до здания АЗС допускается принимать не менее 6 м при выполнении системы непрерывного автоматического контроля за концентрацией паров топлива в технологических колодцах очистных сооружений. Система должна обеспечивать подачу звукового и светового сигналов при достижении концентрации паров топлива величины 20 % от значения нижнего концентрационного предела распространения пламени и включение принудительной аварийной вентиляции.

В качестве альтернативного варианта допускается свободное пространство обслуживаемой части колодцев заполнять негорючим материалом, имеющим свойство плотного примыкания (уплотнения) к поверхности, который при проведении ремонтных и профилактических работ мог бы свободно удаляться.

6.7 ААЗС размещаются, как правило, на разделительных полосах городских магистралей. Не допускается размещение ААЗС на путепроводах и под ними

6.8 Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями ААЗС следует принимать по таблице 1

Наименование здания и сооружений ААЗС

Минимальное расстояние между соответствующими зданием и сооружениями в порядке их записи в графе «Наименование. «, м

Нормы проектирования АЗС

Разъясните статус документа НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности». В нормативной базе обозначен следующий статус: с 01.05.1998 действует.

По факту документ не входит не в один из перечней.

С 01.07.2014 года введен в действие СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»

Какими из вышеуказанных документов руководствоваться при проектировании автозаправочных станций? Действуют оба этих документа или только СП 156.13130.2014?

СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» входит полностью в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ ‘Технический регламент о требованиях пожарной безопасности’, что в соответствии с пунктом 4 статьи 16.1 Федерального закона 184-ФЗ О техническом регулировании означает:

4. Применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

В первую очередь обязательны требования, изложенные в тексте Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, затем СП 156.13130.2014. Соблюдение требований этих документов достаточно для соблюдения в полном объеме Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

НПБ 111-98* Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности в действующие перечни не входит. Является документом добровольного применения и может применяться дополнительно по требованию заказчика, в части не противоречащей Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности,

В соответствии с описанием значений статусов документов в справке к программному обеспечению NormaCS: «действует» — есть правоустанавливающий документ, указатель, перечень, приказ и т.д., который определяет этот статус документа, как действующего.

[3]

НПБ 111-98* Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности утвержден:

МЧС России, Приказ № 316 от 18.06.2003,

ГУГПС МВД России, Приказ № 25 от 23.03.1998

Видео (кликните для воспроизведения).

Госстрой России, Письмо № 13-831 от 30.12.1997.

Источники


  1. Бегичев, А. В. Обеспечение доказательств нотариусами. Теория и практика / А.В. Бегичев. — М.: Логос, 2014. — 396 c.

  2. Николаева, Т.П. Деятельность защитника на судебном следствии / Т.П. Николаева. — М.: Саратов: Саратовский Университет, 2013. — 574 c.

  3. Торвальд, Ю. Век криминалистики; М.: Прогресс, 2011. — 325 c.
  4. Жбанов, Евгений Вокруг версии; М.: Известия, 2013. — 256 c.
  5. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации; Проспект — Москва, 2011. — 216 c.
Нормы проектирования азс
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here