Нормативное регулирование аудиторской деятельности

Ответы на вопросы по теме: "Нормативное регулирование аудиторской деятельности" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аудитор не зависит от кого-либо в своей профессиональной деятельности. Но именно для обеспечения независимости аудита, а также прочих его принципов (компетентность, конфиденциальность и пр.) необходимо регулирование аудиторской деятельности со стороны как государственных органов (государственное регулирование), так и общественных аудиторских организаций (саморегулирование).

[1]

Система организации и регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации представлена в табл. 16.3.1.

К первому уровню нормативного регулирования аудиторской деятельности относится Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», в котором установлены правовые основы аудита, в том числе определены понятие и цели аудита; случаи, когда проводится обязательный аудит; понятие «аудиторская тайна»; виды аудиторских стандартов; понятие аудиторского заключения и заведомо ложного заключения; права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц; органы, регулирующие аудиторскую деятельность; порядок аттестации аудиторов; случаи, когда аудиторские проверки не могут осуществляться аудиторами или аудиторскими фирмами, и др.

Второй уровень представлен федеральными стандартами аудиторской деятельности и нормативными актами Правительства РФ. В настоящий момент действуют федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД), утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (в ред. от 22.12.2011), и федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД) № 1—6/2010, 7—9/2011, утвержденные Минфином России.

К этому же уровню можно также отнести документы федерального уполномоченного органа исполнительной власти — Минфина РосУровни регулирования аудиторской деятельности в России

Вид и наименование нормативных документов

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «0 саморегулируемых организациях».

Иные федеральные законы и кодексы

Постановления Правительства РФ.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности. Нормативные акты уполномоченного федерального органа, регулирующего аудиторскую деятельность.

Акты других федеральных органов исполнительной власти

На уровне саморегулируемых организаций

Стандарты саморегулируемых организаций аудиторов.

Кодекс этики аудиторов.

Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций. Правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы аудиторов, являющихся членами саморегулируемых организаций, и меры дисциплинарного взыскания к аудиторам

На уровне аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (внутрифирменные стандарты)

сии по вопросам регулирования аудиторской деятельности и осуществления аудиторских проверок. Это методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности; рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций и др.

К третьему уровню относятся стандарты аудиторской деятельности — действующие в саморегулируемых организациях аудиторов (далее — СРО аудиторов) документы, определяющие вопросы внешнего контроля качества работы аудиторов, правила независимости аудиторов, этические кодексы. В России в настоящий момент действует пять СРО аудиторов: Аудиторская палата России, Московская аудиторская палата, Институт профессиональных аудиторов, Российская коллегия аудиторов, Аудиторская ассоциация «Содружество».

Четвертый уровень составляют внутрифирменные аудиторские стандарты, которые не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Аудиторская фирма самостоятельно устанавливает перечень, объем, содержание, сроки, порядок разработки и использования на практике своих внутренних стандартов. Внутрифирменные стандарты утверждаются приказом руководителя аудиторской организации или иным уполномоченным органом, предусмотренным уставом.

Аудит. Шпаргалка (В. С. Аркадьева, 2009)

Данное пособие является вспомогательным материалом для подготовки к экзаменам, зачетам по дисциплине «Аудит». Материал книги составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Объем и качество изложенного материала поможет студентам сдать экзамены на оценку «отлично». Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Оглавление

  • 1. Возникновение аудита
  • 2. Сущность аудита
  • 3. Виды, цели и задачи аудита
  • 4. Аттестация аудитора
  • 5. Лицензирование аудиторской деятельности
  • 6. Документирование аудита
  • 7. Права и обязанности аудиторов
  • 8. Основные этапы, сущность техники и технологии проведения аудиторских проверок
  • 9. Аудиторские стандарты и нормы
  • 10. Отличие аудита от других форм экономического контроля
  • 11. Нормативно-правовое регулирование и организация аудиторской деятельности
  • 12. Договор об оказании аудиторских услуг
  • 13. Оплата услуг аудитора
  • 14. Международные стандарты аудиторской деятельности

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аудит. Шпаргалка (В. С. Аркадьева, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

11. Нормативно-правовое регулирование и организация аудиторской деятельности

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике. Существуют две основные концепции регулирование аудиторской деятельности: согласно первой концепции аудиторская деятельность строго регулируется централизованными органами, на которые возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью. Согласно другой концепции аудит ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других экономических субъектов.

В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих ее деятельность, определения роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.

1. В правовом плане ее можно выстроить в порядке:

1) Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001 г.;

2) Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Постановлением Правительства РФ от 23.08.2002 г. № 696 утверждено 6 стандартов аудиторской деятельности;

3) внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, установленные правила организации аудиторской деятельности и проведение аудита применительно к конкретным отраслям. Регулируют особенности аудита по видам – общий, страховой, банковый. Приказ Минфина РФ «Об утверждении положения о Департаменте организации аудиторской деятельности в установленный договором срок Министерства финансов в РФ»;

Читайте так же:  Восстановить свидетельство о браке

4) внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных стандартов и практики аудита. Такие стандарты определяют качество работы и престиж аудиторских фирм, используются при проведении аудита и сопутствующих аудиту услуг.

2. Система регулирования аудиторской деятельности в организационном плане.

Министерство финансов РФ:

1) уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ;

2) Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе;

3) Департамент организации аудиторской деятельности VAHA;

4) акредитированные профессиональные объединения;

5) аудиторские организации, индивидуальные аудиторы.

Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться указами Президента РФ, которые не должны противоречить федеральному законодательству. Правительство РФ тоже вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства РФ об аудиторской деятельности.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аудит. Шпаргалка (В. С. Аркадьева, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ

Кто осуществляет государственное регулирование аудиторской деятельности

Орган, играющий ведущую роль в контроле и регулировании работы аудиторов, — Министерство финансов РФ. Непосредственно данной сферой деятельности в Минфине России занимается департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности (ст. 15 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Так, например, данное подразделение Минфина ведет:

  • нормотворческую деятельность в рассматриваемой сфере;
  • реестр аудиторов и их СРО и т. д.

Кроме того, функционирует Совет по аудиторской деятельности (далее — Совет). Он периодически (не реже раза в квартал) собирается при Минфине России. Данный орган в большей степени выступает как эксперт и критик: изучает проекты постановлений, вносит свои предложения и рекомендации, оценивает контроль качества проведения аудита. Полный список функций приведен в положении «О совете по аудиторской деятельности», утвержденном приказом Минфина России от 29.12.2009 № 146н.

Для организации документооборота, в т. ч. вынесения решений, при Совете создан рабочий орган.

В дополнение ко всему аудиторы организуют некоммерческую саморегулируемую организацию (СРО).

Вывод! Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ осуществляется на нескольких уровнях.

Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ

Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ включает несколько уровней:

  1. Основным правоустанавливающим документом является закон № 307-ФЗ. Его структура будет рассмотрена ниже.
  2. Затем следуют Международные стандарты аудита, введенные с 01.01.2017 приказами Минфина РФ от 9.11.2016 №207-н и от 24.10.2016 №192н (заменены приказом Минфина РФ от 09.01.2019 № 2н). В стандартах описан порядок взаимодействия аудитора с руководством проверяемой организации, составления аудиторского задания, подготовки отчетности.
  3. 3-й уровень включает методические рекомендации, разъяснения по отдельным (частным) вопросам, одобренные Советом.
  4. Правила, требования, разъяснения и другие нормативные акты, устанавливаемые СРО и частными компаниями, оказывающими услуги аудита, также учитываются аудиторами. Они находятся на 4-м уровне правового регулирования деятельности аудиторов.
  5. Технические моменты типа порядка ведения реестров (СРО или аудиторов) либо правил проведения экзаменов на квалификацию зачастую регулируются письмами Минфина России.

Основные положения закона об аудиторской деятельности

Поскольку закон № 307-ФЗ выступает основополагающим актом по организации и регулированию аудиторской деятельности в РФ, в этом разделе изучим его структуру.

Закон № 307-ФЗ состоит исключительно из статей, в нем отсутствуют разделы или главы:

  • Первые 4 статьи являются вводными, в них содержатся основные понятия (термины) и ключевые моменты, связанные с ними. К примеру, в ст. 4 дается определение понятия «аудитор» и указывается, что статус приобретается только после внесения сведений о лице в реестр аудиторов.
  • После перечисления ситуаций, при которых аудит проводится в обязательном порядке (ст. 5), в законе № 307-ФЗ определяется, что такое аудиторское заключение, как организуется аудиторская деятельность в целом и что относится к аудиторской тайне (ст. 6–9). Конечно, в нем указаны только основные моменты, которые более подробно расписаны в нормативных актах нижестоящих уровней.
  • Ст. 10–12 закона № 307-ФЗ связаны с контролем качества работы аудиторов.
  • В ст. 13–14 закона № 307-ФЗ перечисляются права и обязанности участников аудита: аудиторов и аудируемых лиц.
  • Как происходит государственное регулирование аудиторской деятельности описано в ст. 15–22. Здесь же рассказано о порядке организации СРО, условиях членства аудиторов в СРО, меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторов и контроль за деятельностью СРО.
  • Последние 4 статьи закона № 307-ФЗ содержат несколько дополнительных требований и примечаний, отменяют ряд нормативных актов и вводят в действие настоящий закон.

Таким образом, закон № 307-ФЗ хоть и лаконичен, но содержателен и императивен.

Несколько слов о МСА

Правительство РФ постановлением от 11.06.2015 № 576 ввело положение «О признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации». Согласно ему ряд документов, регулирующих деятельность аудиторов, заменено международными стандартами аудита (МСА). ФПСАД прекратили свое действие с 01.01.2018. Минфин РФ утвердил 48 Международных стандартов аудита, которые вступили в силу с 01.01.2017. Эти акты регулируют деятельность аудиторов в несколько иной плоскости, нежели действовавшие прежде документы. Много внимания уделяется вопросам взаимодействия участников процесса, правилам оценки документов. Подробнее о международных стандартах можно узнать, прочитав нашу статью Международные стандарты аудиторской деятельности.

Таким образом, система нормативного регулирования аудиторской деятельности в настоящее время приобрело законченные очертания, осуществив интеграцию в международное право — переход к международным стандартам аудита.

Говоря о системе нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ, упоминают в первую очередь закон № 307-ФЗ как нормативный акт, устанавливающий правовые основы аудиторской деятельности. После него следуют МСА и несколько еще действующих нормативных актов, толкующих, уточняющих и дополняющих практически каждую норму указанного закона.

Читайте так же:  Бесплатный санаторий для пенсионеров

Нормативное регулирование аудиторской деятельности в России 3 (стр. 1 из 4)

ИНСТИТУТ эконОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)

Э кономический факультет

Кафедра «бухгалтерского учета и аудита»

Нормативное регулирование аудиторской

деятельности в России

Контрольная работа по дисциплине

гр. Д 191 У заочного отделения

Гаврилова Людмила Николаевна

Номер зачетной книжки

Проверила : старший преподаватель

Бусыгина Елена Федоровна

Во всех странах с развитой рыночной экономикой государство активно осуществляет регулирование аудиторской деятельности. Оно определяет обязательность аудита, выделяя значимые для государства предприятия, финансовые затруднения которых могли бы существенно повлиять на экономику. Государство определяет требования и к аудитору (образование, квалификация, порядок сдачи экзаменов, ответственность и т.п.). Как правило, регулирование аудиторской деятельности в развитых странах государство осуществляет через посредство законов, оставляя при этом значительные возможности саморегулирования аудита со стороны общественных организаций аудиторов.

В России современный этап развития аудита, начавшийся в 1987 году характерен появлением первых аудиторских фирм и практически полным отсутствием нормативного регулирования аудита. Но и в этой ситуации нельзя согласиться с тем, что данное положение явилось основанием для отождествления аудита «в общественном сознании с ведомственными видами развития финансово-хозяйственной деятельности». Скорее аудит стал восприниматься как независимая ревизия, что собственно оказало влияние и на методы работы аудиторов.

Развитие аудиторской деятельности потребовало работы над законом об аудите, первым результатом которой был Указ Президента Российской Федерации «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и последовавшее за ним Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации».

Оба эти документа сыграли положительную роль в развитии и становлении аудита в России. Однако, как показала практика работы аудиторов, они имеют много недостатков и требуют своего дальнейшего совершенствования.

Аудит продолжает активно внедряться и влиять на становление рыночных отношений в России, следовательно, требуется достаточно быстрое развитие институтов его реализующих.

1.Уровни нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Действующая в России система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает пять уровней:

1. Федеральный закон РФ от 30.12.2008 №307 – ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

Федеральный закон определяет правовые основы аудиторской деятельности в России с 1 января 2009 года и содержит:

— Формулировку понятия и цели аудиторской деятельности

— Перечень сопутствующих аудиту услуг, которые имеют право оказывать аудиторы и аудиторские организации;

— Требования к аудиторам и аудиторским организациям;

— Состав прав и обязанностей аудиторов (аудиторских организаций) и проверяемых экономических субъектов;

— Перечень организаций, для которых проведение ежегодного аудита является обязательным;

— Требование о соблюдении принципа конфиденциальности (аудиторская тайна) при проведении аудита;

— Требование об обязательном соблюдении принципа независимости при проведении аудита и ограничения для его обеспечения;

— Определение правил (стандартов) аудита и требования об их обязательном применении;

— Определение статуса аудиторского заключения и ответственность за предоставление ложного заключения;

— Требования к обязательному контролю качества аудита;

— Требования к аттестации аудиторов и условиях аннулирования аттестата;

— Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов;

— Определение компетенции федерального органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов;

— Требования к саморегулируемой организации аудиторов, необходимые для включения ее в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов;

— Требование к аудиторским организациям об обязательном страховании рисков ответственности за нарушение условий договора при проведении обязательного аудита.

2. Федеральный закон РФ от 07.08.2001 №119 – ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в действующей редакции);

Данный закон с 01.01.2009 года действует совместно с ФЗ РФ № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. в части не противоречащей указанному закону и утратил силу с 1 января 2011 г.

3. Федеральный закон РФ от 01.12.2007 №315 –ФЗ «О саморегулируемых организациях»;

4. Другие федеральные законы;

5. Указы президента.

Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты государственного регулирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств, призванные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступательное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов.

правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита, однозначно интерпретируемыми всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности.

методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно с конкретными отраслями, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям.

внутренние стандарты аудиторских организаций, подготавливаемые с целью разъяснения положений правил (стандартов) аудиторской деятельности, оказания помощи в их технической реализации, в выработке приёмов и способов выполнения конкретных аудиторских процедур. Они разрабатываются самими аудиторскими организациями и обеспечивают единый подход к проведению проверок и контролю их результатов в данной аудиторской организации.

2. Характеристика основных положений федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Принятие Государственной Думой РФ 24.12.2008 нового Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ положило начало формированию новой модели рынка аудиторских услуг.

Основными чертами новой модели, заложенной в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ, являются:

— перераспределение функций государственного регулирования от Правительства РФ к уполномоченному федеральному органу регулирования аудиторской деятельности и от уполномоченного органа к саморегулируемым организациям аудиторов (СРО);

— отмена лицензирования и обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых организациях (СРО), причем только в одной СРО;

— внешний контроль качества аудиторских услуг со стороны СРО по отношению к их членам, а в установленных случаях и со стороны уполномоченного федерального органа;

— отмена обязательного страхования ответственности аудитора о обеспечение ответственности аудиторов через механизм компенсационных фондов, формируемых СРО.

Одним из условий вступления в СРО, согласно новому закону, является отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления (ст.18, п.6). Если обратиться к Уголовному Кодексу РФ, то в нем можно обнаружить не одно такое преступление, совершение которого никакого отношения к занятию аудиторской деятельностью не имеет. Поэтому в результате нескольких лет обсуждения проекта нового закона удалось обеспечить появление в тексте соответствующего пункта слов «умышленные» (преступления). Однако принятый закон этого слова не содержит. Таким образом, аудитор, совершивший наезд, или превысивший пределы необходимой самообороны, должен быть не только судим уголовным судом, но и лишен профессии и источника дохода. Неужели законодатель, вводя эту норму, заботился о том, чтобы пострадавшему в ДТП не были компенсированы затраты на лечение, поскольку у аудитора – виновника ДТП, лишенного профессии и дохода, не будет для этого средств?

Читайте так же:  Дополнительный выходной день

Новым законом установлено не только периодическое прохождение внешнего контроля качества аудита всеми аудиторскими организациями и аудиторами, но и участие всех членов саморегулируемых организаций аудиторов в осуществлении саморегулируемыми организациями внешнего контроля качества работы других членов этой организации (ст.10, п.2). При этом за несоблюдение требований данного закона предусмотрены меры дисциплинарного воздействия вплоть до исключения из саморегулируемых организаций, то есть лишения возможности вести аудиторскую деятельность (ст.20, п.1).

Минимальная численность аудиторов в аудиторских организациях снижена новым законом с пяти до трех, введены требования к доле аудиторов (аудиторских организаций) в уставном капитале аудиторских организаций и исполнительном органе, индивидуальные аудиторы получили возможность осуществлять обязательный аудит, в том числе открытых акционерных обществ, инвестиционных фондов, унитарных предприятий. При этом периодичность внешнего контроля качества аудита таких организаций (за исключением организаций с долей государственной собственности 25% и более) определена в пять лет.

Нормативное регулирование аудиторской деятельности в Российской федерации

Видео (кликните для воспроизведения).

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике, но в отличие от других стран, в нашей стране система нормативного регулирования находится в стадии становления. Все концепции и пути регулирования аудиторской деятельности можно представить в виде многоуровневой системы, которая включает 5 уровней.

Третий уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности профессиональных аудиторских объединений, если разработка стандартов предусмотрена их уставами для своих членов. Основное их назначение: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и, прежде всего арбитражным судом. Внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских объединений не должны противоречить и не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Четвертый уровень – это нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила аудиторской деятельности и проведение аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права и др. В этой области разработаны стандарты по проведению аудита коммерческих банков, министерствами принят ряд нормативных актов по специфическим видам аудита.

Пятый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, они определяют качество и престиж аудиторских фирм. Требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.

Стандарты аудита регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления. Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Они устанавливают единые требования к процедуре аудирования, аудиторскому заключению и самому аудитору. С изменением экономической ситуации аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру в целях максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

Стандарты играют важную роль в аудите и аудиторской деятельности, поскольку они:

— обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

— содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

— помогают пользователям понимать процесс аудиторской проверки;

— устраняют контроль со стороны государства;

— помогают аудитору вести переговоры с клиентом;

— обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

В настоящее время выделяют три группы стандартов:

Национальные стандарты аудита существуют в каждой стране, имеющей специфику ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, экономического развития, регулирования экономики и т.д.

В Российской Федерации согласно Федерального закона «Об аудиторской деятельности» правила (стандарты) аудиторской деятельности – это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Федеральный закон разделяет правила (стандарты) аудиторской деятельности на: федеральные и внутренние правила, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Кроме того, как уже говорилось выше, используются российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации до принятия Закона «Об аудиторской деятельности».

1. Назовите документы, относящиеся к первому уровню нормативного регулирования аудиторской деятельности.

2. Какие основные понятия отражены в «Законе об аудиторской деятельности»?

3. Какие документы относятся ко второму уровню нормативного регулирования аудиторской деятельности?

4. Назовите понятие и виды правил (стандартов) аудиторской деятельности.

[2]

5. Кто занимается разработкой международных стандартов аудиторской деятельности?

Читайте так же:  Льготы ветеран военной службы

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

Нормативное регулирование аудиторской деятельности.

В России складывается сложная система регулирования аудиторской деятельности. К первой группе этой системы относится Закон об аудиторской деятельности. Ко второй группе могут быть отнесены подзаконные нормативные акты, определяющие общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, являющиеся обязательными для исполнения всеми субъектами рынка. Особенности правового положения аудиторских организаций, осуществляющих аудиторские проверки сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов, могут быть установлены Законом о сельскохозяйственной кооперации. Кроме того, отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента РФ.

К документам третьей группы можно отнести правила (стандарты) аудиторской деятельности, устанавливающие нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка. Данные Правила (стандарты) подразделяются на федеральные и внутренние. Федеральные правила утверждаются Правительством РФ и являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также дляаудируемых лиц. К их числу можно отнести следующие стандарты:

  • аудиторская выборка;
  • аудиторские доказательства;
  • внутрифирменный контроль качества аудита;
  • действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности;
  • документирование аудита;
  • использование работы эксперта и т. д.

Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ были одобрены 38 правил (стандартов) аудиторской деятельности и перечень терминов (глоссарий). Но из-за отсутствия законодательного обоснования обязательности применения этих правил (стандартов) их использование, а также контроль за их соблюдением в определенной степени затруднены.

Кроме того, к данной группе могут быть отнесены нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам.

К четвертой группе могут быть отнесены внутрифирменные аудиторские стандарты, определяющие действия конкретных аудиторских фирм в конкретных условиях.

Возможность установления данных стандартов предусматривается законодателем при выполнении следующих условий:

  • во-первых, внутрифирменные стандарты не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности;
  • во-вторых, требования внутрифирменных стандартов не могут быть ниже требований федеральных правил.

Данные правила не содержат всех признаков нормативного акта, хотя их можно отнести к локальным нормативным актам. Документы этого уровня лишь детализируют документы более высоких уровней, принимаются в их развитие и не должны им противоречить.

Разработка внутрифирменных стандартов должна базироваться на аналитических процедурах аудита, которые представляют собой программу аудита с целями, задачами и методиками его проведения.

Ранее регулирование аудиторской деятельности осуществлялось в соответствии с Временными правилами, постановлениями Правительства РФ «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации», «О лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности».

8) Кодекс этики аудиторов

Кодекс этики аудиторов — это подробный официальный перечень ценностей и принципов, которыми руководствуется аудиторы России при осуществлении профессиональной деятельности.

Кодекс профессиональной этики аудитора устанавливает нормы поведения аудиторов, определяет основополагающие принципы, которые должны соблюдаться им в процессе выполнения своих профессиональных функций.

Внутренние аудиторы должны придерживаться следующих принципов.

  1. Честность
  2. Объективность
  3. Конфиденциальность
  4. Профессиональная компетентность

Аудиторы несут ответственность перед обществом, в том числе перед всеми, кто полагается на их объективность, честность, независимость, что способствует поддержанию нормального функционирования коммерческой деятельности.

Профессиональная этика включает в себя свод норм:

§ императивный — строится на жестких правилах, которых следует придерживаться, недостаток — рассматривается только соблюдение правил, а не последствие действий;

§ утилитарный — изучаются последствия в результате действий, а не соблюдение правил (т.е. допускаются исключения из правил

§ генерализация — разумное сочетание императивного и утилитарного подходов, предполагает решать проблему выбора

Выделяют международный, национальный и внутренний кодексы профессиональной этики аудиторов.

9) Правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности— профессиональные стандарты для осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации, разработанные Министерством финансов.

Стандарты первой очереди были утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 года; на данный момент действуют 29 (5-й, 6-й, 13-й, 14-й и 15-й из 34-х утратили силу) стандарта (ПСАД) плюс 9 федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД). Они основаны на официальном переводе международных стандартов аудита.

Список стандартов

1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчётности. (основан на МСА 200)

2. Документирование аудита. (МСА 230)

3. Планирование аудита. (МСА 300)

4. Существенность в аудите. (МСА 320)

5. Аудиторские доказательства.(Утратило силу)(МСА 500)

6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчётности. (Утратило силу)(МСА 700)

7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту. (МСА 220)

8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчётности. (МСА 400)

9. Связанные стороны. (МСА 550)

10. События после отчетной даты. (МСА 560)

11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица. (МСА 570)

12. Согласование условий проведения аудита. (МСА 210)

13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита. (Утратило силу)(МСА 240)

14. Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита. (Утратило силу)(МСА 250)

15. Понимание деятельности аудируемого лица. (Утратило силу) (МСА 310)

[3]

16. Аудиторская выборка. (МСА 530)

17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях. (МСА 501)

18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников. (МСА 505)

19. Особенности первой проверки аудируемого лица. (МСА 510)

20. Аналитические процедуры. (МСА 520)

21. Особенности аудита оценочных значений. (МСА 540)

22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника. (МСА 260)

23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица. (МСА 580)

24. Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами. (МСА 120)

25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчётность которого подготавливает специализированная организация. (МСА 402)

Читайте так же:  Переход в неположенном

26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчётности. (МСА 710)

27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчётность(МСА 720)

28. Использование результатов работы другого аудитора(МСА 600)

29. Рассмотрение работы внутреннего аудита(МСА 610)

30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации (МСА 920)

31. Компиляция финансовой информации(МСА 930)

32. Использование аудитором результатов работы эксперта(МСА 620)

33. Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчётности(МСА 910)

34. Контроль качества услуг в аудиторских организациях (МСА 220)

Федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД)

1. Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности (ФСАД 1/2010)

2. Модифицированное мнение в аудиторском заключении (ФСАД 2/2010)

3. Дополнительная информация в аудиторском заключении (ФСАД 3/2010)

4. Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля (ФСАД 4/2010)

5. Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита (ФСАД 5/2010)

6. Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита (ФСАД 6/2010)

7. Аудиторские доказательства (ФСАД 7/2011)

8. Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам (ФСАД 8/2011)

9. Особенности аудита отдельной части отчетности (ФСАД 9/2011)

10) Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Контроль качества аудита подразделяется на внутренний и внешний.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к указанным правилам, регламентируются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Общие требования к системе внутреннего контроля качества аудита, которые устанавливаются аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), должны предусматривать следующее:

Во время проведения аудита работники, осуществляющие контрольные функции, должны:

  1. осуществлять контроль за ходом аудита;
  2. получать информацию и рассматривать важные вопросы в области бухгалтерского учета и аудита, возникающие в ходе проведения аудита, осуществлять оценку их важности и внесения соответствующих изменений в общий план и программу аудита;

Своевременной проверке подлежат:

  1. общий план и программа аудита.
  2. оценка неотъемлемого риска и риска средств внутреннего контроля,
  3. документальное отражение аудиторских доказательств, полученных в результате процедур проверок по существу, и выводов, сделанных на их основе, включая результаты консультаций;
  4. финансовая (бухгалтерская) отчетность, предлагаемые поправки и аудиторское заключение.

Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливается уполномоченным федеральным органом.

Проверка может проводиться раз в три года, но не чаще одного раза в год, при наличии оснований. В состав группы контролеров может входить не более трех человек. Все контролеры должны быть независимы от проверяемой организации. Итоговым документом является заключение по результатам проверки.

В случае выявления в ходе внешней проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов фактов систематического нарушения виновные лица могут быть привлечены к ответственности, установленной Законом об аудиторской деятельности, вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора.

11) Государственное регулирование аудиторской деятельности.

1. Функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган.

2. Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются:

1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных настоящим Федеральным законом;

3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;

5) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции.

3. Для осуществления функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, уполномоченный федеральный орган вправе запрашивать у саморегулируемых организаций аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов и иную необходимую информацию и документацию.

Следует отметить, что первоначально Указом Президента РФ 1993 г. об аудите (п. 4) в целях организации государственного регулирования аудиторской деятельности в России была образована Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ (КпАД при Президенте РФ). Как предусматривалось в п. 19 Временных правил аудита 1993 г., утв. данным Указом, положение о названной Комиссии утверждается Президентом РФ, назначающим также ее председателя. Соответственно, распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 г. N 54-РП «Об организации работы Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации»*(112) были утверждены Положение о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации и состав указанной Комиссии. Названным Положением определялось, что КпАД при Президенте РФ является коллегиальным органом при Президенте РФ, организующим разработку системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в России, а также защите интересов государства, экономических субъектов, аудиторов и аудиторских фирм.

Видео (кликните для воспроизведения).

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

Источники


  1. Образцов, В.А. Криминалистика. Курс лекций; М.: Право и закон, 2011. — 448 c.

  2. Ильин, В. А. История и методология физики. Учебник / В.А. Ильин, В.В. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2014. — 580 c.

  3. Тихомиров, М. Ю. Защита жилищных прав. Комментарии, судебная практика, образцы документов / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 144 c.
  4. Акции. Судебная практика, официальные разъяснения, образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 930 c.
  5. Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований; Юриспруденция — Москва, 2009. — 264 c.
Нормативное регулирование аудиторской деятельности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here