Медицинская деятельность без лицензии

Ответы на вопросы по теме: "Медицинская деятельность без лицензии" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Медицинская деятельность без лицензии

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Правомерно ли оказание медицинских услуг по проведению обязательных периодических осмотров работников организации выездными бригадами медицинских работников вне места осуществления деятельности (не по адресу поликлиники), указанного в лицензии? Возможно ли указать в договоре пункт о проведении медосмотра на территории заказчика? Является ли это нарушением законодательства РФ?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

10 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Отметим, что последнее решение было вынесено еще в период действия Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», однако в связи с тем, что нормы данного закона относительно места осуществления лицензируемой деятельности практически идентичны положениям Закона N 99-ФЗ, выводы, сделанные судом в этом решении, являются актуальными и в настоящее время.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Оформление медицинской деятельности

Можно ли схему, подобную вызову такси, работающего на аренде, применить для медицинской сферы, сделать службу вызова врача на дом и избежать аренды помещения для клиники и лицензирования. Каким образом должно осуществляться сотрудничество с врачами? Что должны иметь врач и медицинская сестра для оказания услуг населению на платной основе, не нарушая законодательства?

Оказание любой помощи медицинского характера, будь то лечение или диагностика заболеваний, профилактический осмотр или простой массаж на дому, в нашей стране принято считать медицинской деятельностью.

Эта деятельность всегда затрагивает одно из главных благ, которым наделила природа человека – здоровье. Законом предусмотрен строгий контроль над процессом ее осуществления. А реализуется этот контроль путем обязательного лицензирования.

Обязательное лицензирование подразумевает, что никто не имеет права на осуществление медицинской деятельности без лицензии, т.е. без того самого документа, который подтверждает, что его обладатель выполнил все требования, которые необходимы для оказания тех или иных услуг.

Чтобы стать обладателем лицензии — разрешения на занятие конкретным родом деятельности, необходимо соответствовать многочисленным требованиям и условиям, куда входит квалификация сотрудников, соблюдение российских законов, а также экологических и санитарно-гигиенических норм.

Перечень необходимых требований приведен в соответствующем постановлении Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра „Сколково“)». В нем определено, в каких условиях должна осуществляться деятельность, кто имеет право на ее осуществление, какие виды работ и услуг подлежат лицензированию.

Таким образом, медицинская деятельность подлежит лицензированию. Теперь необходимо определиться, какие виды составляют эту деятельность и подлежат лицензированию. Полный перечень приведен в приложении к названному постановлению.

В качестве примеров назовем некоторые виды работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и подлежащих, таким образом, лицензированию: акушерское дело, анестезиология и реаниматология, диетология, косметология, медицинский массаж, медико-социальная помощь, медицинские осмотры, неотложная медицинская помощь, нефрология, общая врачебная практика (семейная медицина), общая практика и проч.

При оформлении медицинской лицензии, как и любой другой, претенденту перед подачей заявления надо убедиться, что он соответствует лицензионным требованиям (п. 4 и 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)). В числе таких требований:

наличие у претендента (на праве собственности или на других законных основаниях) здания или помещения для оказания заявленных работ, соответствующих разработанным нормативам;

наличие у ИП или компании условий для оказания выбранных услуг — медицинского оборудования, инструментов, приборов, документов и различных разрешений на использование технологий;

наличие у руководителя организации соответствующего медицинского образования (в том числе сертификата специалиста) и стажа работы по выбранному профилю не менее трех лет;

наличие сотрудников с профильным образованием, которые соответствуют определенным требованиям, в частности раз в пять лет все работники фирмы проходят повышение квалификации.

Кроме этого, необходимо соблюдение порядка предоставления врачебной помощи, установленного порядка контроля качества и безопасности деятельности, порядка оказания платных общемедицинских услуг.

Законодательством РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных требований. В ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ предусматривается ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). В ст. 235 УК РФ предусматривается ответственность за осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности лицом, не имеющим лицензии на избранный вид деятельности, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека или смерть человека.

Читайте так же:  Уведомление о предоставлении объяснений

Таким образом, действующее законодательство достаточно жестко регламентирует сферу оказания медицинских услуг, выдвигая довольно обширный перечень требований, соблюдение который обязательно.

Суды разъяснили, является ли меддеятельность не по адресу работой «без лицензии» или «с нарушением лицензионных требований»?

everythingposs / Depositphotos.com

Главврача окружной больницы оштрафовали за то, что один из адресов, по которому работают его подчиненные, не указан в лицензии на осуществление медицинской деятельности. При этом городской суд квалифицировал нарушение по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ: как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Апелляционная инстанция переквалифицировала нарушение на ч. 2 той же статьи как осуществление деятельности с нарушением требований лицензии, по следующим мотивам:

  • медицинская лицензия подлежит переоформлению, в частности, в случаях изменения адресов мест осуществления лицом лицензируемого вида деятельности;
  • при этом до переоформления лицензии лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии;
  • следовательно, лицензия дает лицензиату право на осуществление лицензируемого вида деятельности, но исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности;
  • следовательно, осуществление лицензируемого вида деятельности не по адресу, указанному в лицензии, образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ.

Напомним, что санкции ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ значительно мягче – штраф для должностных лиц составляет от 15 тыс. руб. до 25 тыс. руб. (по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ – от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от года до трех), для организаций штраф составляет от 100 тыс. руб. до 150 тыс. руб. (по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ – от 170 тыс. руб. до 250 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до трех месяцев).

Последствия осуществления медицинской деятельности без лицензии: наказания не избежать!

Контролирующими органами, осуществляющими присмотр за работой организаций здравоохранения, соответствию их действий с полученной лицензией, являются Федеральная служба по надзору, а также уполномоченные органы субъектов Российской Федерации.

Нормативно-правовая база

Ревизионные органы регулярно проводят запланированные и внеплановые походы по медицинским учреждениям либо к лицам, работающим в частном порядке. Их деятельность основывается на таких законодательных актах:

Информация! За несоответствие при работе требованиям полученной лицензии или ее отсутствием как таковой, имеются административная ответственность и уголовная.

Административная ответственность и штрафы за оказания услуг при отсутствии разрешения

Частные лица, включая компании коммерческого и некоммерческого типа, работающие в медицинской сфере, при отсутствии лицензирования будут подвергаться привлечению к ответственности посредством административных взысканий, регламентированных статьями Кодекса об АП РФ № 14.1, 6.2, 19.20.

Часть вторая ст. 14.1 Кодекса об АП РФ гласит, что нелицензированное предпринимательство наказывается штрафными санкциями:

  • от двух до двух с половиной тыс. руб. для физических лиц, включая конфискацию рабочего инструмента, продукции и имеющегося сырья;
  • от четырех до пяти тыс. руб. в отношении должностных лиц, включая конфискацию рабочего инструмента, продукции и сырья;
  • для юридических лиц порядка 40 – 50 тысяч рублей с конфискацией рабочего инструмента, продукции и сырья.

Справка! При наложении штрафа изъятие имущества по обязательному принципу не производится, а осуществляется по усмотрению уполномоченных органов.

Ведение деятельности при отсутствии соответствующей лицензии Росздравнадзора, позволяющей ее осуществлять, влечет за собой применение следующих штрафных санкций:

  • административное взыскание на сумму между тридцатью и пятьюдесятью тысячами российских рублей в отношении должностных лиц или введение ограничения на право работать сроком на 1-3 года;
  • для обычных граждан – 500 – 1 000 руб.;
  • для лиц, ведущих деятельность предпринимателя без официальной регистрации статуса юридического лица, санкции составляют 30 – 40 тыс. рублей или осуществляется остановка их работы на 90 дней;
  • 170 000 – 250 000 рублей или запрет на трудовую деятельность до девяноста дней.

Негрубые нарушения

Ч. 2 ст. 19.20 и ч. 3 ст. 14.1 из Кодекса об АП определяют ответственность за неправомерную медицинскую практику, заключающуюся в наложении штрафных санкций:

  • для граждан они равны 1,5 – 2 тысячам рублей;
  • для должностных лиц предполагаются в сумме 3 000 – 4 000 руб.;
  • по отношению к юридическим лицам штраф будет равняться 30 000 – 40 000 руб.

Помимо незначительных нарушений лицензионной деятельности имеются и «грубые», заключающиеся в неисполнении лицензиатом условий, утвержденных пунктами 4 и 5 Постановления № 291 и совершении действий, несущих определенные последствия, указанные в части 11 статьи 19 законопроекта «О лицензировании».

Грубые нарушения

Согласно ч. 4 ст. 14.1, ч. 3 ст. 19.20 Кодекса об АП, грубые нарушения наказуемы штрафными взысканиями:

  • от четырех тысяч рублей до восьми или остановкой деятельности на 90 дней для лиц, занимающихся предпринимательством без официальной регистрации;
  • 5 000 – 10 000 руб. для должностных лиц;
  • 100 000 – 200 000 руб. либо приостановкой работы на 90 дней для юридических лиц.

Внимание! Наказание в некоторых случаях не ограничивается штрафными санкциями.

Уголовная ответственность

Согласно статье 171 и статье 235 Уголовного Кодекса РФ, если нелицензированная работа медика или организации привела к крупному ущербу гражданину либо была направлена на получение масштабного дохода, размеры которого утверждены статьей 169 УК РФ, последует наказание в виде:
  • принудительных работ сроком от 180 до 240 часов;
  • ареста на период от четырех месяцев до полугода;
  • тюремного срока, равного пяти годам.
Читайте так же:  Выморочное имущество

Уголовное наказание несут в основном руководители организаций. Иногда оно может дополняться административными штрафами, если так сочтут нужным компетентные органы.

Во избежания проблем с законом, рекомендуем Вам получить необходимые для работы медицинские лицензии:

Нарушая требования лицензионного соглашения либо работая и вовсе без него, работодатель рискует расплатиться за это большим штрафом либо лишением свободы на некоторый срок.

Органы, лицензирующие медицинскую деятельность

В соответствии с действующим законодательством РФ для занятия отдельными видами деятельности необходимо получение лицензии. В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту — Закон № 99-ФЗ) под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности«.

К таким отдельным видам деятельности, согласно п. 46, ст. 12 Закона № 99-ФЗ, относится медицинская деятельность.

Нормативная база лицензирования медицинской деятельности

  • Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (утв. постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 ) (далее по тексту — Положение о лицензировании);
  • Приказа Минздрава России от 11.03.2013 № 121н «Об утверждении требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях» (далее — Приказ Минздрава России № 121н).

Субъекты медицинской деятельности

Получить лицензию на осуществление медицинской деятельности могут:

  • медицинские организации, под которыми понимаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об основах));
  • иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность;
  • индивидуальные предприниматели, которые:
    • намереваются осуществлять медицинскую деятельность, выполняя определенные виды работ и услуг;
    • соответствуют установленным лицензионным требованиям.

Нормативная база, регулирующая деятельность лицензирующих органов

  • Федеральный закон № 99-ФЗ (ред. от 04.03.2013) от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Федеральный закон № 323-ФЗ от 11.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон № 61-ФЗ от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных средств»;
  • Федеральный закон № 3-ФЗ от 08.01.1998 «О наркотических средствах и психотропных веществах »;
  • Закон Российской Федерации № 3185-1 от 02.07.1992 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
  • Федеральный закон № 294-ФЗ от 16.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
  • Положения о федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения (утв. Постановлением Правительства РФ № 323 от 30.06.2004 г .)
  • Приказы министерства здравоохранения РФ, регламенты и положения.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения находится в ведении Министерства здравоохранения РФ и осуществляет свои полномочия непосредственно и через свои территориальные органы в субъектах Российской Федерации.

Подконтрольные субъекты

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) осуществляет лицензирование в отношении:

  • медицинских и иных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
  • медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.

Полномочия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения

В настоящее время полномочия Росздравнадзора регламентированы Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения». Одним из полномочий Росздравнадзора является лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции службы.

3 октября 2016 года вступили в законную силу изменения, внесенные в статью 15 Закона об основах (изменения внесены Федеральным законом от 05.04.2016 № 93-ФЗ), согласно которым полномочия по осуществлению непосредственно лицензионного контроля в отношении организаций (лицензиатов), в том числе в сфере медицинской деятельности, передаются Росздравнадзору. При этом лицензионный контроль лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий также, как и прежде, будут осуществлять органы исполнительной власти субъектов РФ (например, Департамент здравоохранения города Москвы, Минздрав Московской области).

К осуществлению внеплановых проверок органы Росздравнадзора приступили уже с октября 2016 года.

Полномочия по плановым проверкам соблюдения лицензионных требований органы Росздравнадзора начнут осуществлять с января 2017 года (письмо Росздравнадзора от 03.11.2016 № 02И-2155/16 «О соблюдении законодательства»).

Кроме того, органы Росздравнадзора в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2016 № 93-ФЗ наделяются полномочием по приостановлению, возобновлению действия и аннулирования лицензий, проведению мониторинга эффективности лицензирования деятельности. Отметим, что порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии установлен статьей 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Аннулирование лицензии на сегодняшний день является полномочием суда, а не Росздравнадзора.

Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере лицензирования медицинской деятельности

Конкретный орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий лицензирование медицинской деятельности, определяется в нормативно-правовых актах субъектов РФ, и в каждом субъекте он различен. Например, такими органами являются:

  • в г. Москве — Департамент здравоохранения г. Москвы (п. 4.3.1 Положения о Департаменте здравоохранения города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 22.08.2012 № 425-ПП );
  • в Московской области — Министерство здравоохранения Московской области (п. 12.5 Положения о Министерстве здравоохранения Московской области, утв. Постановлением Правительства Московской области от 17.10.2007 № 790/28);
  • в г. Санкт-Петербурге — Комитет по здравоохранению (п. 3.54 Положения о Комитете по здравоохранению, утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2007 № 1673).
Читайте так же:  Обратная сила закона

Подконтрольные субъекты

Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют лицензирование в отношении:

  • медицинских и иных организаций, за исключением подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи;
  • индивидуальных предпринимателей.

Органы, контролирующие медицинскую деятельность на территории инновационного центра «Сколково»

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» медицинская деятельность на территории Центра осуществляется медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, без получения ими лицензий на соответствующие виды деятельности и на основании разрешений, выданных управляющей компанией.

Таком образом, органом, контролирующим медицинскую деятельность на территории инновационного центра «Сколково» является управляющая компания (Фонд Сколково), которая представляет собой российское юридическое лицо, на которое возложена реализация проекта Распоряжением Президента РФ от 02.07.2010 № 446-рп «О создании и обеспечении функционирования инновационного центра «Сколково».

Статья 235 ч.1 медицинская практика без лицензии: ответственность

Видео (кликните для воспроизведения).

Каждый гражданин России имеет право на получение квалифицированной, а значит качественной, медицинской помощи.

Независимо от того будут услуги на платной основе, либо это будет бесплатная медпомощь, она должна соответствовать установленным нормам и правилам и приносить здоровью человека только пользу, а не вредить ему.

Именно поэтому каждый медицинский специалист должен получать разрешение (лицензию) на право заниматься лечением людей, или проводить иную деятельность, связанную с медицинскими услугами.

Если данного разрешения не получено от контролирующих государственных органов, то специалист не имеет права приступать к работе.

В случаях нарушения установленных Законом РФ правил, виновник может понести серьезное наказание в соответствии со статьей УК под номером 235, части первой. Данная статья предусматривает разные меры ответственности за незаконное ведение медпрактики.

Определение частной мед.деятельности

С каждым годом в нашей стране становится все больше платных медицинских услуг. Даже в государственных медицинских учреждениях, чтобы получить определенный вид услуг приходится платить.

Это печально! Задача государственных органов — регулировать частную медицинскую деятельности и не допустить снижения предоставляемых гражданам качественных медуслуг, проводимых на бесплатной и платной основах.

Важно знать! Частные платные услуги, предоставляемые населению страны, должны быть разрешены. А значит у владельца частной клиники или самого предпринимателя на ведение данного вида деятельности должна иметься лицензия.

Не всегда, принимая частные медуслуги, мы спрашиваем о наличии разрешительного документа.

Владельцы негосударственных медицинских заведений должны нести ответственность за квалификацию своего персонала и наличии у них соответствующих подтверждений.

[1]

На какие виды деятельности в обязательном порядке выдается лицензия?

Перечислим некоторые из них:

  • фармацевтические — изготовление лекарств;
  • гинекологические — осмотры, ведение и учет беременности, лечение;
  • стоматологические — протезирование и лечение;
  • другие.

Лицензию должны иметь народные знахари и целители, которые проводят лечение больных травами. Имеет место частная скорая помощь, которая тоже должна получать разрешение на ведение своей деятельности.

Прием в стоматологической клинике

Иногда лицензия требуется и руководителям государственных медицинских учреждений, когда в данном заведении присутствуют платные осмотры или предоставляются дополнительные медуслуги на платной основе.

Практически всем, кто каким-то образом связан с медицинской деятельностью, либо непосредственно ею занимается, необходимо получать разрешение на свою работу, если из услуги предоставляются гражданам за деньги.

Получение разрешения

В российском Законе четко указано, что все фармацевтические компании, частные клиники и иные медучреждения, занимающиеся медицинской практикой на платной основе, должны иметь лицензию на право оказания услуг населению.

Отсутствие данного документа свидетельствует о том, что частный предприниматель, либо компания, не имеет никаких прав на проведение медицинских работ.

Без лицензии их деятельности будет незаконной, так как своими действиями они могут навредить здоровью обратившихся за помощью людей.

[3]

Стоит знать! Лицензия выдается только после тщательной проверки квалификации и опытности специалиста. Лишь профессионал может иметь лицензию.

Для шарлатанов и обманщиков разрешения не предусмотрены, поэтому наличие лицензии будет доказательством того, что вы имеете дело с медицинским спецом.

Получение разрешительного документа требует предоставление доказательств о получении соответствующего медицинского образования и наличия сертификата.

Срок действия лицензии — пять лет, после чего снова требуется подтвердить свою квалификацию и получить разрешение на право ведения медицинской практики.

Условия выдачи лицензии:

  • договор аренды или иной документ, подтверждающий наличие помещения для ведения своей деятельности;
  • документы о прохождении специальной подготовки по профессии;
  • присутствие необходимого для работы оборудования и инструментов;
  • соблюдение установленных правил санитарии и иных нормативов;
  • соблюдение правил оказания медицинских услуг;
  • наличие возможности самостоятельного контроля за предоставлением качественных услуг и работ.

Лицензия может быть выдана только юридическим лицам, поэтому необходимо будет пройти регистрацию в налоговом органе и заплатить госпошлину.

Если говорить о народных целителях, то заниматься подобным видом деятельности могут дипломированные специалисты. Им может быть любой человек, получивший диплом целителя. Медицинское образование в данном случае роли никакой не играет.

Действие дипломного срока — 3 года.

Стоит знать! Целителям запрещено заниматься обычной медицинской практикой и собирать народные массы для проведения одного сеанса. Деятельность народных «врачей» строго контролируется и проверяется. При поступлении жалобы от гражданского населения, лицензия на право ведения целительной деятельностью аннулируется.

Ответственность за незаконное осуществление медпрактики

Нарушение установленных правил, оказание услуг населению без лицензии будет считаться незаконной деятельностью.

Читайте так же:  Возврат обмен ювелирных изделий

За это по закону предусмотрено наказание, даже если не будет фактов причинения здоровью пациента вреда. За подобное деяние можно получить значимое денежное наказание и лишиться прав на получение лицензии на какой-то период времени.

Если же имеет место нанесение вреда больному или смертельный случай, то подобные дела рассматриваются в судебном порядке.

Здесь для незаконных деятелей предусмотрены иные меры наказаний. Они более суровые, по сравнению с предыдущими.

Помимо штрафных санкций и лишения прав на занятие медпрактикой, предусмотрены реальные сроки тюремного заключения.

По статье 235 части первой — по делам незаконного предпринимательства в медицине, ставшим причиной серьезного ухудшения здоровья гражданского лица, предусмотрено:

  • ограничение (условное наказание) свободы на три года;
  • денежный штраф, в зависимости от финансового положения виновника и серьезности нанесенного ущерба. Это может быть сумма в триста минимальных окладов, либо размер дохода за три месяца;
  • тюремное заключение на три года.

Народное целительство

Если установлен факт летального исхода больного в результате незаконной деятельности виновника, то здесь будет применять реальный срок — это лишение на пять лет свободы и отбывание наказания в колонии.

Помимо этого будет применен запрет на тот же срок на право занятия медицинской деятельностью.

Стоит знать! Народные целители под данную статью УК РФ не попадают, так как не являются медицинскими представителями.

Примеры из судебной практики

Незаконное оказание услуг населению, и осуществление медицинской практики, без полученного на то разрешения, часто встречается в нашей повседневной жизни.

Одной из причин такого нарушения могут быть непомерные налоги на предпринимательскую деятельность, которую не под силу платить простым ИП.

Но, несмотря на это, по закону человек не имеет право вести медицинскую деятельность без разрешительных документов.

Рассмотрим некоторые примеры, когда незаконная деятельность была пресечена и наказана.

  1. Гражданин С. занимался фармацевтической деятельностью без лицензии. А значит не был зарегистрирован в качестве юридического лица и не платил государству налоги. Причин для возбуждения уголовной ответственности не было, ввиду отсутствия фактов причинения вреда здоровью населению. Решение суда — денежный штраф в размере двадцати тысяч рублей.
  2. Гражданка Т. Вела незаконное оказание медицинских услуг у себя дома, либо на дому у больных. Не имея на то разрешения и необходимого оборудования для более детального осмотра пациента, ею был поставлен изначально неверный диагноз. Она назначила больному лекарственные препараты для улучшения самочувствия. В результате проведения лечебного курса произошло ухудшение состояния пациента и больной погиб. Следственные мероприятия полностью доказали вину гражданки Т. Суд приговорил ее к двум годам лишения свободы с отбыванием в колонии.

Мы привели примеры денежного наказания и реальной уголовной меры по статье 235. Понятно, что каждый случай будет рассмотрен судом в индивидуальном порядке. Будут учтены все стороны расследуемого дела, и, только после этого, будет вынесен приговор за осуществление незаконной медицинской деятельности.

Статья 235 УК РФ. Незаконное осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности

1. Осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности, при условии, что такая лицензия обязательна, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарии к ст. 235 УК РФ

1. Непосредственный объект — здоровье населения.

2. Объективная сторона состоит в занятии частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без лицензии на соответствующий вид деятельности.

Согласно Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 под частной медицинской практикой понимается оказание платных медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения. Эти услуги включают диагностирование, предписание курса лечения, хирургическое вмешательство, введение больному лекарственных препаратов и т.д.

Частная фармацевтическая деятельность означает изыскание, изготовление, хранение и отпуск лекарственных средств и препаратов.

Обязательным признаком объективной стороны этого преступления является наступление общественно опасных последствий в виде причинения вреда здоровью человека. С этого момента преступление признается оконченным.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью.

4. Субъект — специальный: лицо, оказывающее платные медицинские услуги или занимающееся частной фармацевтической деятельностью без лицензии на соответствующий вид деятельности.

5. Квалифицированный вид рассматриваемого преступления характеризуется причинением по неосторожности последствия в виде смерти человека (ч. 2 ст. 235).

Ответственность за осуществление медицинской деятельности без лицензии

Государственными конституционными законами прописано, что осуществлять коммерческую деятельность, не имея лицензию или государственную регистрацию, воспрещено и влечет наложению административного штрафа или уголовного наказания. Какие нарушения являются грубыми, а какие не грубые, какие наказания предусмотрены для тех, кто осуществляет деятельность без лицензии, расскажем далее.

Нормативно-правовая база

Федеральным законом 99 устанавливаются понятия, которые используются для регулировки отношений, возникающих в сфере лицензирования.

Закон определяет также обязанности с правами, ответственностью объектов лицензирования и контролирующих органов.

Статья 8 в данном нормативном акте закрепляет требования лицензирования. Здесь прописаны правила, по которым юридическое лицо должно образовываться и действовать, момент создания статуса индивидуального предпринимателя в сферах, предписанных государством.

Правила разработаны, чтобы реализовывать задачи в сфере лицензирования.

Что это означает

Лицензия — право распоряжаться собственностью, выполнять определенные действия, которые могут быть удовлетворены одноименным документом. Отсутствие лицензии на выполнение медицинской деятельности, а также работ в предпринимательской, юридической, сфере и ряде других несет наложение штрафа. В случае, если от действий юридического лица и его компании пострадали люди, организация или государство, предусмотрено уголовное наказание по статье 170 или 180 УК РФ. Перечень сфер деятельности, которые попадают под лицензирования, дан в ФЗ 99 от 2011 года. Разрешение выдается в бессрочном порядке.

Читайте так же:  Стационарное рабочее место

Административно-правовая ответственность за осуществление медицинской деятельности без лицензии

Медицинская сфера — та область, которая требует обязательного получения разрешительного документа на обследование, лечение и реабилитацию больных. Заниматься медициной в частном порядке, осуществлять частную фармацевтическую деятельность воспрещено. Если такая работа привела к неосторожному причинению вреда человеку, лицо выплачивает штраф за работу без лицензии на медицинскую деятельность по статье 235 Уголовного кодекса в количестве одной зарплаты или до 300 заработных плат по МРОТ.

Также действует штраф в размере дохода за 3 месяца. В случае если обслуживаемый человек серьезно пострадал, предусмотрен тюремный срок заключения до 3 лет. Если пострадавший погиб по неосторожности лица, у которого отсутствует лицензия на медицинскую деятельность, это влечет к тюрьме на срок до 5 лет по разделу 2 нормы 235 Уголовного кодекса.

Грубые нарушения лицензионных требований

Грубое нарушение — процесс невыполнения юридическим лицом требований, которые предусмотрены в пункте 4 и в двух первых подпунктах Постановлений №291. Если работа предпринимательского характера повлекли последствия, которые установлены в части 11 статье ФЗ 99.

В области медицины, например, к таким относятся нарушения в виде:

  1. Несоблюдения требований к площадкам, медикаментам и врачебному оборудованию для осуществления деятельности(услуг) в сфере здравоохранения;
  2. Отсутствия специального высшего или среднего специального образования с опытом работы для исполнения обязанностей;
  3. Отсутствия сформированных договоров по Трудовому кодексу РФ с работниками, осуществляющими комплекс медицинских и других услуг;
  4. Отсутствия соответствующего контроля за работой на предмет качества и безопасности, соблюдения порядка их проведения;
  5. Правильного соблюдения за порядком по оказанию квалифицированной помощи и другого.

За грубое нарушение лицензионных требований налагается административная денежная санкция. Лица, которые работают в предпринимательской сфере без государственного разрешения и соответствующего образования, должны выплатить деньги в размере от четырех до восьми тысяч. На юридических лиц распространяется санкция в размере от 100 до 200 тысяч рублей или полная остановка деятельности на 3 месяца.

Подобные административные правонарушения для должностных лиц некоммерческих предприятий наказываются штрафной санкцией от 20 до 30 тысяч рублей, для людей не имеющих юридического спецобразования — до 20 тысяч, для юридических лиц — до 250 тысяч рублей. Также предусмотрена тюрьма на срок до трех месяцев.

Негрубые нарушения лицензионных требований

Не грубые правонарушения требований лицензии – отклонения от установленных нормативов, которые не могут и не привели к плачевным обстоятельствам, в том числе причинению вреда и гибели лиц.

По указанию первой части статьи 99, если будут нарушены лицензионные правила, виновные могут получить наказание в виде:

  • Штрафа;
  • Принудительных социальных работ;
  • Ареста.

В статье Уголовного кодекса содержится состав преступления. Если негрубые нарушения будут допущены группой или были сопряжены с извлечением прибыли, наказание становится более жестким. При этом сумма штрафной санкции может увеличиться, как и обязательные работы с арестом. Также вместо административного взыскания, на лиц может быть наложено уголовное, влекущее к тюремному заключению.

[2]

Кроме статьи 171, мера наказания представлена а других нормах УК РФ. Санкции распространяются на деятельность, связанную с банком, фармацевтикой, медициной, образованием и рядом других сфер.

Уголовно-правовая ответственность за осуществление медицинской деятельности без лицензии

Медицинская деятельность — сфера, особо контролируемая со стороны государства. Поэтому на лиц, ведущих деятельность в сфере здравоохранения без соответствующего разрешения, налагается административно-правовая ответственность. За работу коммерческого или некоммерческого предприятия без разрешения в области фармацевтики, медицины, образования, юриспруденции и других областях налагается штраф по статье 6.2, 14.1 и 19.20 КоАП РФ.

Занятие в области народной медицины без разрешения приводит к административному штрафу до 2-4 тысяч рублей по статье 6.2 КоАП РФ. Осуществление деятельности в разных сферах по части 2 статье 14.1 КоАП РФ влечет наложение штрафа:

  1. для обычных людей в размере от 2 до 2,5 тысяч рублей с ликвидированием или изыманием созданного имущества;
  2. для лиц при исполнении служебных обязанностей — от 4 до 5 тысяч рублей с конфискацией изготовленного сырья;
  3. для юридических лиц — от 40 до 50 тысяч рублей с изъятием созданного объекта производства.

По пункту 1 нормы 19.20 КоАП РФ работа без официального разрешения, не связанная с получением прибыли, наказывается штрафом в объеме от 500 до 250 тысяч рублей, в зависимости от статуса лица. Также может ограничиться предупреждением.

В целом, деятельность без лицензии наказывается штрафной санкцией или лишением прав, в случае, если она привела к причинению вреда здоровью гражданам РФ или их смерти.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС
получите БЕСПЛАТНУЮ консультацию:

Источники


  1. Воробьев, А. В. Теория адвокатуры / А.В. Воробьев, А.В. Поляков, Ю.В. Тихонравов. — М.: Грантъ, 2015. — 496 c.

  2. Беспалов, Ю. Ф. Гражданский иск в уголовном судопроизводстве. Учебно-практическое пособие: моногр. / Ю.Ф. Беспалов, Д.В. Гордеюк. — М.: Проспект, 2015. — 176 c.

  3. Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. 1992-2008 (комплект из 7 книг). — М.: Издательский дом «Право», 2016. — 298 c.
  4. Перов, С.И. Основы судебно-бухгалтерской экспертизы / С.И. Перов. — М.: Ярославль: Нюанс, 2015. — 662 c.
  5. Репин, В.С. Настольная книга нотариуса (теория и практика); М.: Юрилическая литература, 2013. — 288 c.
Медицинская деятельность без лицензии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here