Лишение лицензии управляющей компании

Ответы на вопросы по теме: "Лишение лицензии управляющей компании" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

За что могут лишить лицензии управляющую компанию

В связи с введением лицензирования предпринимательской деятельности УК по управлению МКД (глава 19 ст.192 ЖК РФ) теперь осуществляется строгий контроль за соблюдением лицензионных требований. Поэтому вам, как руководителю своей управляющей компании, нужно строго следить за исполнением своих обязанностей, особенно по раскрытию информации, чтобы не попасть под аннулирование лицензии управляющей компании из-за нарушения лицензионных требований. Итак, рассмотрим, за что вас могут лишить лицензии.

Порядок лишения лицензии управляющей компании

Как гласит ч.1 ст.199 Жилищного Кодекса РФ, лицензию могут аннулировать только по решению суда на основании и после рассмотрения письменного обращения в суд органа ГЖН с заявлением о нарушении УК лицензионных требований и не устранения их в срок. Для этого у органа ГЖН на руках должно быть соответствующее решение лицензионной комиссии. В свою очередь, при принятии решения лицензионная комиссия руководствуется положением ч.2 ст.199 ЖК РФ.

Что это значит? Это значит, что если из вашего реестра управляемых домов исключили МКД, площадь которых составляет от 15% от общей площади помещений в многоквартирных домах, то это автоматически становится основанием для подачи на вас в суд с целью аннулирования вашей лицензии.

Руководствуясь ч.5 ст.198 ЖК РФ, можно выделить следующие этапы процедуры аннулирования лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД:

  1. Сначала орган ГЖН должен в течение 1 календарного года 2 и более раз выдать вам предписание по устранению нарушений лицензионных требований в отношении одного или нескольких МКД, которыми вы управляете.
  2. Если вы не исполните эти предписания ГЖН или исполните их не должным образом, то уже суд 2 и более раз вынесет вам или ответственному должностному лиц вашей УК административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом ГЖН.
  3. В данном случае орган ГЖН вправе в законодательном порядке и в установленные сроки исключить из реестра лицензий сведения о МКД, в отношении которых по решению суда вы совершили нарушение лицензионных требований.
  4. Лицензионная комиссия на основании имеющихся данных (если из реестра МКД ушло 15% площади МКД от общей площади домов) рассматривает вопрос об обращении на вас в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
  5. Орган ГЖН на основании решения лицензионной комиссии уже может обращаться в суд с требованием лишить вас лицензии.

Нужно помнить некоторые нюансы, которые есть в законодательстве и применяются на практике. Так, согласно ч.5.1 ст.198 ЖК РФ, если в течение 1 календарного года вам или иному должностному лицу вашей УК суд 2 и более раз назначал административное взыскание за неисполнение предписания ГЖН или выполнения его не должным образом об устранении нарушений лицензионных требований, то из реестра лицензий будут исключены сведения обо всех управляемых вами МКД.

Еще одна особенность состоит в том, что управляющая компания осуществляет свою деятельность на основании заключенного с собственниками помещений в МКД договора управления. И надо отметить, что этот договор управления сохраняет свою силу и после аннулирования лицензии управляющей компании. Исходя из этого, по закону у жильцов МКД есть право принять решение, хотят ли они и в дальнейшем пользоваться услугами вашей УК или нет. То есть, отчасти судьба вашей управляющей компании находится в их руках.

Если этот пробел в законодательстве не будет устранен, то, возможно, в скором будущем будут не редки судебные разбирательства между органами ГЖН, управляющими компаниями и жильцами МКД. Чтобы не попасть в эту неловкую ситуацию, рекомендуется исполнять все свои обязательства по соблюдению лицензионных требований.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации(заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

Получение лицензии управляющими компаниями в сфере ЖКХ: лицензионные требования, порядок процедуры

Деятельность многих организаций и компаний возможна только после того, как будет получено специальное разрешение государства. Процесс получения такого разрешения называется лицензированием.

Лицензирование подразумевает собой не только разрешение, но и последующий контроль организации, получившей право на ведение той или иной деятельности. Свидетельство о таком разрешении называется лицензией.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-47-82 . Это быстро и бесплатно !

Зачем УК нужна лицензия?

До 2014 года управляющие компании работали без лицензий. В результате проверок, проведенных Министерством строительства и ЖКХ, в 2013 году, выяснилось, что никто точно не знает, сколько управляющих компаний действует в России, куда и как расходуются денежные средства. Подробнее о доходах и расходах УК на сегодняшний день, читайте здесь.

Результатом данных проверок стал ФЗ №255, вступивший в силу 21 июля 2014 года. Этим законом введено обязательное лицензирование УК. Был установлен порядок и круг УК, подлежащих лицензированию.

Помимо вышеуказанного закона, процесс лицензирование УК определяется ЖК РФ, в части лицензирования УК и Постановлением Правительства за № 1110 от 28.07.2014 года, утвердившем Положение о лицензировании, постановлениями региональных органов управления, которые должны соответствовать нормам федерального законодательства.

Лицензионные требования к управляющим компаниям в сфере ЖКХ

Чтобы УК была допущена к лицензированию, она должна отвечать требованиям закона. Лицензионные требования к управляющим компаниям в сфере ЖКХ следующие:

Читайте так же:  Оформление работника по договору подряда

  1. Наличие регистрации на территории России.
  2. Уставная деятельность организации.
  3. Руководители организации должны иметь соответствующую квалификацию и пройти курсы ее повышения, что должно подтверждаться документально.
  4. В УК должен быть соответствующий профилю штат работников. Например, дворники, электрики, сантехники — то есть те люди, которые и будут непосредственно заниматься обслуживанием домов и прилегающей к ним территории.
  5. Наличие техники и оборудования, необходимых для выполнения уставных задач. Все оборудование и техника должна принадлежать УК на законных основаниях.
  6. Наличие собственного помещение (нежилого) у УК. Оно должно отвечать определенных требованиям, установленным для подобного рода организаций.
  7. Компания должна соблюдать правила и нормы работы с информацией. Особенно в части раскрытия информации населению.

К руководителям УК закон предъявляет особые требования:

  • у руководителя должен быть квалификационный аттестат;
  • он должен пройти курсы повышения квалификации и иметь соответствующее свидетельство;
  • руководитель УК не может быть дисквалифицированным должностным лицом;
  • у него не должно быть непогашенных судимостей.

Необходимые основания для получения

Лицензия той или иной УК может быть выдана на основании:

  • заявления с просьбой допустить к аттестации;
  • соответствия УК требованиям ФЗ №255;
  • решения лицензионной комиссии.

[2]

Кроме этого основанием для выдачи лицензии УК служат заключенные с домом или домами следующие договора:

  • по оказанию услуг на обслуживание многоквартирного дома;
  • на выполнение работ;
  • по содержанию общедомового хозяйства;
  • на управление домом.

Кто выдает?

Лицензированием УК занимается Госжилнадзор — орган, который осуществляет надзор за жилым фондом, находящимся в ведении государства.

Надо помнить, что лицензия для управляющей компании ЖКХ, выданная эти органом, действительна только на территории региона, где расположено отделение Госжилнадзора, выдавшее ее УК.

Кроме отделения Госжилнадзора в лицензировании УК принимает участие и лицензионная комиссия. Именно она принимает решение о выдаче разрешения на деятельность УК, т. е. лицензию. Решение комиссией принимается на основании заключения Госжилнадзора.

Принятое комиссией решение передается в Госжилнадзор, который и оформляет, а затем выдает лицензию просителю. Если, конечно, решение будет в его пользу.

Порядок процедуры

Процесс получения лицензии можно условно разбить на три этапа:

    Подготовка документов, которые прилагаются к заявлению в Госжилнадзор.

В их число входят:

  • справка о регистрации на территории РФ, в качестве ИП или юрлица;
  • справки о судимости руководителей УК или об отсутствии оной;
  • выписка из реестра дисквалифицированных руководителей о наличии либо отсутствии в его списках руководителей УК;
  • справка о ранее аннулированных лицензиях — есть таковые или нет;
  • справка о лицензиях, которые ранее выдавались данной компании;
  • перечень печатных изданий или интернет-сайтов, где размещается информация о деятельности УК;
  • квитанция об уплате госпошлины, размер которой составляет 30000 рублей.

Дополнительно придется подготовить еще копии квалификационных аттестатов и список управляемых домов.

Сдача квалификационного экзамена. Эту процедуру необходимо пройти руководителю, а лучше всему руководящему составу — директору, заместителю, главному инженеру. Тем более что сдача экзамена является бесплатной.

Это нужно для того, чтобы компания не осталась без руководителя, если действующего директора дисквалифицируют. Без квалифицированного руководителя УК работать не имеет права. В противном случае на нее налагается штраф в пределах 500000 рублей.

  • Подача заявления и лицензирование. Заявление подается вместе со всеми документами в ближайшее отделение Госжилнадзора.
  • Чаще всего в выдаче лицензии отказывают по мотивам искажений в раскрытии информации. Поэтому очень важно, чтобы размещенные материалы в печати и на сайтах соответствовали реальному положению дел в компании.

    После того, как документы инспекцией будут проверены, подготовлены выводы по УК, все материалы передаются в лицензионную комиссию. Она на основании переданных ей материалов и принимает решение. Решение комиссии передается обратно в Госжилнадзор. Руководствуясь этим решением, инспекция либо выдает лицензию, либо отказывает УК.

    На фото вы можете увидеть, как выглядит лицензия, выдаваемая управляющим компаниям:


    Квалификационный экзамен

    Его должны сдавать все претенденты на руководящие должности в УК. К экзамену допускаются только те соискатели, которые соответствуют требованиям закона. В частности, претендентом не может быть дисквалифицированное лицо, то есть его не должно быть в реестре подобных руководителей.

    Сначала соискатель регистрируется в лицензионной комиссии. Для этого подается заявление по установленной форме в эту организацию.

    Заявление рассматривается не более 15 дней. Они отсчитываются с момента приема заявления.

    Если соискатель будет допущен к экзамену, ему будет выслано уведомление об этом. Уведомление высылается претенденту не позднее, чем за 5 дней до дня проведения экзамена. Для участия в экзамене необходим паспорт.

    Сам экзамен представляет собой компьютерное тестирование. Время на тест — два часа.

    В срок, не превышающий 5 дней после проведения экзамена, объявляются его результаты. Тот, кто успешно прошел тест, получает квалификационный аттестат. Срок действия документа – 5 лет.

    Аттестат изготовлен из специальной бумаги, защита уровня «В», формат – А4. Аттестат визируется руководителем Госжилнадзора и скрепляется печатью этого органа. Плата за получение аттестата не взимается.

    Просмотрев видео вы ознакомитесь с подробной информацией о сдаче квалификационного экзамена для последующего лицензирования деятельности УК:

    Если УК не сдала экзамен или допустила нарушения после лицензирования

    То, что УК не получила лицензию с первого раза не означает прекращение ее деятельности. Ей предоставляется право повторно пройти процедуру лицензирования. Если и со второго раза управляющая компания опять не сдает квалификационный экзамен, тогда с рынка жилищных услуг придется уйти.

    Кстати, выданная УК лицензия является бессрочной. Но государство вправе отозвать предоставленную лицензию, если грубо нарушается законодательство и установленные правила и нормы обслуживания жилищного фонда. В зависимости от рода и тяжести нарушений, УК либо вовсе прекращает деятельность, либо повторно проходит лицензирование.

    Такие условия действуют только в отношении вновь сформированных управляющих компаний.

    Читайте так же:  Как получить похоронные

    Как проверить наличие лицензии?

    Существуют два способа, как узнать есть ли лицензия у управляющей компании: первый – обратиться в муниципалитет; второй – в Госжилнадзор.

    Порядок личного обращения определяется на местах. Где то могут потребовать написать заявление, где то – ознакомят со списком лицензированных УК на основании устной просьбы.

    Кроме личного обращения, для проверки информации можно воспользоваться интернетом. Данные о всех УК, имеющих лицензию, доступны на сайте ГИС ЖКХ.

    Для проверки наличия лицензии у УК вам необходимо:

    На главной странице сайта нажать на раздел «Реестры» и выбрать вкладку «Реестр лицензий субъектов РФ».

    Необходимо будет заполнить поля в разделе «По реквизитам многоквартирного дома». Для начала, нажмите в правом верхнем углу на «Изменить субъект РФ».

    Система выдаст список, из которого нужно выбрать ваш регион.

    В соответствующие поля внесите полный адрес многоквартирного дома, который находится на обслуживании у проверяемой вами управляющей компании и нажмите «Найти».

    Проверьте информацию, которую вам выдаст система — какая УК обслуживает дом и есть ли у нее лицензия.

    Если же УК не устраивает собственников МКД, например, превышает полномочия, в частности, по отключению электроэнергии за долги, или не предоставляет всех услуг по договору, в том числе не знакомит владельцев квартир с ежегодным отчетом, то можно ее проверить на предмет наличия нарушений и в дальнейшем сменить УК или просто отказаться от нее.

    Последующий контроль управляющей организации

    Лицензионный контроль управляющих компаний в сфере ЖКХ возложен на жилищную инспекцию — Госжилнадзор. Осуществляется он путем плановых, а так же внеплановых проверок деятельности УК.

    Если в результате проверки обнаружатся нарушения лицензионных требований, действующего законодательства — в адрес нарушителя направляется предписание с требованием исправить выявленные недочеты. Срок исполнения – 14 дней.

    Руководители органов Госжилнадзора несут персональную ответственность, вплоть до уголовной, в том случае, когда предписание нарушителю не выдается.

    В этом случае Госжилнадзор обращается с иском в суд. Именно он и принимает решение об аннулировании действующей лицензии. Если суд примет такое решение, то на его основании Госжилнадзор прекращает действие лицензии провинившейся компании.

    Заключение

    Процесс лицензирования занимает много времени и сил. Поэтому, чтобы все получилось с первого раза, нужно тщательно подготовить требуемые материалы. Желательно подчистить все хвосты и исправить недочеты и упущения в деятельности. Если есть нарушения, то лучше сразу их устранить.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Необходимо привести в соответствие с требованиями закона не только документацию, но и саму хозяйственную деятельность, и только потом обращаться за лицензией.

    В видео рассказаны все нюансы получения лицензии управляющими компаниями:

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 938-47-82 (Москва)
    +7 (812) 467-38-15 (Санкт-Петербург)

    Аннулирование лицензии управляющей организации

    В соответствии с ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее — лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее — лицензионная комиссия).

    Аннулирование лицензии осуществляется по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии (ч. 1 ст. 199 ЖК РФ).

    Частью 2 указанной нормы предусмотрено, что основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в ч. 5-5.4 ст. 198 ЖК РФ, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд, а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

    Как следует поступить в ситуации, когда срок 6 месяцев истек, а орган государственного жилищного надзора не заявил об аннулировании лицензии? Правомерен ли будет отказ органа государственного жилищного надзора о включении МКД в реестр лицензий, если срок 6 месяцев истек, а лицензия не аннулирована?

    Следует учесть, что порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» (далее — Приказ № 938/пр). Так, в соответствии с указанным Приказом изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта РФ на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр. По результатам рассмотрения указанного заявления и документов, приложенных к нему, орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:

    о внесении изменений в реестр;

    об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;

    о приостановлении рассмотрения заявления.

    При этом, основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:

    несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пп. «а», «г» — «е» п. 5 указанного Приказа;

    несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пп. «б» и «в» п. 5 Приказа, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с требованиями Приказа. Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения (п. 9 Приказа № 938/пр).

    Читайте так же:  Как вернуть обувь

    Исходя из смысла указанной нормы, следует, что перечень оснований для отказа является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

    Таким образом, отказ органа государственного жилищного надзора во включении МКД в реестр лицензий субъекта, по основаниям, не предусмотренным п. 9 Приказа № 938/пр, будет являться неправомерным и необоснованным. Аналогичные выводы содержатся и в материалах судебной практики (Определение Верховного суда РФ от 09.01.2018 № 306-КГ17-20279 по делу № А49-1018/2017, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.06.2018 № Ф04-2412/2018 по делу № А27-14726/2017, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.10.2017 № Ф09-5593/17 по делу № А60-49124/2016).

    Вместе с тем, как отмечалось выше, аннулирование лицензии осуществляется по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии.

    Буквальное толкование указанной нормы право позволяет сделать вывод о том, что в случае, если органом государственного жилищного надзора не было подано заявление об аннулировании лицензии лица, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирными домами, то лицензия считается действующей.

    При этом, применение срока исковой давности, в соответствии с ч. 2 ст. 199 ГК РФ возможно только по заявлению стороны в споре, сделанном до вынесения решения судом. Из указанного следует, что заявить об истечении срока давности по направлению заявления об аннулировании лицензии органом государственного жилищного надзора следует лицу, в отношении которого это заявление рассматривается. Аналогичные выводы содержатся и в материалах судебной практики: Апелляционное определение Иркутского областного суда от 15.03.2016г. по делу № 33-2925/2016.

    Принимая во внимание вышеизложенное, заявление органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии лица, осуществляющего управление многоквартирным домом после истечения срока, предусмотренного ч. 2 ст. 199 ЖК РФ (6 месяцев) и при условии наличия многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат, подлежит обжалованию.

    Проведенное исследование судебной практики показало, что споры, связанные с применением указанной нормы, практически отсутствуют. При рассмотрении дел, споры, в основном, касаются реализации и прекращения лицензиатом деятельности по управлению многоквартирными домами после аннулирования лицензии (Постановление Арбитражного Западно-Сибирского округа от 31.05.2016 № Ф04-1459/2016 по делу № А03-18027/2015, Решение магаданского городского суда Магаданской области от 11.02.016 по делу № 12-71/2016, Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 02.09.2015 по делу № 33-8229/2015).

    Обсудить статью и задать вопросы можно здесь.

    Рассылка новостей ЖКХ

    а также наших статей

    Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

    Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

    Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

    Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

    Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

    Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

    Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

    Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

    2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

    а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

    б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

    в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

    г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

    д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

    Читайте так же:  Ущерб от дтп

    е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

    ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

    з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

    и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

    к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

    Статья 5.62. Дискриминация

    3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, — влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

    Последствия управления МКД без лицензии

    Как известно, с 11 января 2018 года вступили в силу очередные изменения в Жилищный кодекс РФ (далее – ЖК РФ), которые внесены и в часть 7 ст. 162 ЖК РФ. Если ранее управляющая организация должна была приступить к управлению многоквартирным домом (далее – МКД) в течение 30 дней с момента подписания договора управления, то теперь такая обязанность (соответственно, и право) возникает только с момента внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ. Буквально о праве на управления МКД только с момента внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ не говорится, но подразумевается и толкуется данная норма именно так.

    Однако пункт 4 ст. 198 ЖК РФ (в ред. до 11 января 2018 г.) говорил о том, что при выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта РФ в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи.

    То есть, до момента внесения вышеназванных изменений, сроки начала управления МКД не конкретизировались в жилищном законодательстве и позволяли толковать их неоднозначно. Это вызывало споры по моменту заключения договора управления и возникновению прав и обязанностей по нему. Нередки были случаи управления одним домом двумя управляющими организациями, выставления двойных квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) жителям.

    Пресловутые отказы органов государственного жилищного надзора (далее – ГЖН) во включении дома в реестр лицензий управляющей организации при наличии судебного спора также порождали ситуации с «двойным управлением» МКД. Единственный плюс от таких пробелов в законе – отсутствие штрафов за управление домом «без лицензии», так как споры о законной управляющей организации в судах могли идти годами. Сроки начала управления в разных нормах ЖК разнились, что, как мы знаем, является «неустранимыми сомнениями в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности», что и позволяло избежать штрафов за управление «без лицензии»по КоАП РФ.

    Верховный суд РФ Решением от 29.09.2017 № АКПИ17-704 установил:

    «Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт «а» пункта 9 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. № 938/пр, в части, допускающей в качестве основания для отказа во внесении изменений в реестр и возврата заявления несоответствие заявления и документов требованию, установленному подпунктом «г» пункта 5 данного нормативного правового акта — отсутствие судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении». Раньше включения дома в лицензию можно было ждать до момента «пока рак на горе свистнет».

    Также внесены изменения с начала 2018 года в часть 6 статьи 198 ЖК РФ, согласно которым сдаты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 ЖК РФ.

    Однако некоторые особо рьяно исполняющие свои обязанности представители органов ГЖН, наверное, являются провидцами, которые, несмотря на отсутствие еще вышеназванных изменений, еще в 2016 году выдавали предписания о незаконности управления МКД без включения дома в реестр лицензий за управляющей организацией (УО). Радует, что такая практика не прижилась. По-видимому, адекватных сотрудников в ГЖН на порядок больше.

    Однако одной управляющей организации из Ивановской области не повезло и именно ей «прилетело» от ГЖН за управление в отсутствие лицензии на дом в виде предписания вернуть деньги жителям за все время управления «без лицензии». После проведенного общего собрания в апреле и мае 2016 г., на котором собственники двух выбрали новую управляющую организацию, она неоднократно направляла в ГЖН заявление о внесении изменений в реестр лицензий. На основании действующей на тот момент нормы Закона(п.7 ст.162 ЖК РФ) приступила к исполнению договора управления в течение 30 дней с момента его заключения.

    Читайте так же:  Положение о должностной инструкции

    Так как орган ГЖН внес изменения в реестр лицензий только в июле 2016 года, то за июнь 2016 г. выдано предписание вернуть жителям двух домов собранные деньги. «Предпринимательские риски» управляющей организации, как любят писать в своих решениях суды.

    И суды трех инстанций признали такое предписание органа ГЖН законным и обоснованным. Жаль, что упорства УО хватило только до кассационной инстанции.А может, наоборот, это было благом для всех УО. Ведь ВС РФ мог бы закрепить в своем решении эту практику, и в дальнейшем, аналогичные предписания ГЖН летели бы направо и налево по всей стране. Как говорится, все, что ни делается – к лучшему…

    Управляющая организация в своих жалобах поясняла следующее:

    «…Ссылаясь на положения жилищного законодательства, Общество настаивает на законности выставления квитанций жителям многоквартирных домов № 21 по Кохомскому шоссе и № 5 Г по проспекту Текстильщиков г.Иванова. Заявитель жалобы считает, что положения статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) устанавливают основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, а не условия изменения (приостановления) срока начала исполнения договора.

    ООО «Управляющая компания «Корона» полагает, что часть 7 статьи 162ЖК РФ определяет момент начала исполнения управляющей организациейдоговора управления многоквартирным домом. По мнению заявителя жалобы,судом первой инстанции не учтено, что ООО «Управляющая компания«Корона» на основании названной нормы приступило к исполнениюобязанностей в соответствии с договором управления многоквартирным домом».

    Однако суды апелляционной и кассационной инстанции не согласились с заявителем жалобы. В Постановлении АС Волго-Вятского округа от 07.04.2017 г. по делу № А17-7070/2016указал:

    «…Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензийсубъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме изуказанного реестра, установлены в статье 198 ЖК РФ.

    Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации. Эти сведения лицензиат также обязан направить в орган государственного жилищного надзора.

    Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 данной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).

    [3]

    При выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 названного Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи (часть 4 статьи 198 ЖК РФ).

    Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом,управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания (часть 7 статьи 162 ЖК РФ).

    Таким образом, возникновение у лицензиата права осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом обусловлено обязательным выполнением требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации».

    [1]

    В принципе, ничего удивительного в таком решении нет. Суды крайне неохотно выносят решения о признании действий и решений государственных органов незаконными. Это касается также,по большей части, и протоколов по административным делам. Толкование закона в пользу простых граждан и юридических лиц, если это не ресурсники или иные любители лоббировать свои интересы лица, в наших судах не принято. Как сказано в народной пословице: «Закон — что дышло…»

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В свете изменений Жилищного кодекса остается надеяться, что аналогичные споры исчезнут в будущем. Однако изречение древнегреческого философа Аристотеля: «Природа не терпит пустоты» отлично подходит и к нашей отрасли ЖКХ, ик нашей судебной системе, хотя и речь в изречении шла о совершенно ином. И поэтому оснований для новых видов судебных разбирательств, думаю, будет еще множество. Ведь законы нашей страны будут всегда далеки от идеального, пока их принимают врачи, певцы и спортсмены, а монополисты — активно лоббируют свои интересы в законодательных органах, да и не только в них.

    Источники


    1. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права. — М.: Зерцало-М, 2011. — 336 c.

    2. Правоведение. — М.: Флинта, МПСИ, 2010. — 360 c.

    3. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Санкт-Петербург, Издательский дом «Право», 2010. — 468 c.
    4. Тихомиров, М.Ю. Исковые заявления в суд общей юрисдикции; М.: Тихомиров М.Ю., 2013. — 768 c.
    5. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2018. — 352 c.
    Лишение лицензии управляющей компании
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here