Ликвидация объекта капитального строительства

Ответы на вопросы по теме: "Ликвидация объекта капитального строительства" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Ликвидация объекта недвижимости: документальное оформление

«Бухгалтерский учет», 2009, N 4

Вопросы постановки на баланс объектов недвижимости, как вновь построенных, так и приобретенных, уже достаточно подробно и неоднократно рассмотрены. Что касается ликвидации объекта недвижимости, то подобная ситуация встречается не так часто.

[3]

Какими документами оформляется процесс ликвидации объекта недвижимости?

Для определения целесообразности дальнейшего использования объекта основных средств и оформления документации при его выбытии в организации приказом руководителя должна быть создана комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.

В компетенцию комиссии входит составление акта на списание объекта основных средств. Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется в акте на списание объекта основных средств по унифицированной ф. N ОС-4, который утверждается руководителем организации.

На основании оформленного акта на списание основных средств, переданного бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта основных средств. Соответствующие записи нужно сделать и в документе, открываемом по месту его нахождения.

Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, устанавливаемого руководителем организации в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет.

В случае принятия решения о ликвидации объекта недвижимости по причине невозможности его дальнейшего использования, необходимо представление документов в органы Федеральной регистрационной службы (Росрегистрация) для регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости. При этом необходимо соблюдать установленные требования к перечню представляемых документов.

Для проведения государственной регистрации прав заявителем представляются документы в соответствии с перечнем документов для государственной регистрации прав согласно п. 30 Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним:

Представитель юридического лица дополнительно представляет (предъявляет) учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица, а также документы, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в настоящем пункте, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Тексты документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц — без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.

Не подлежат приему на государственную регистрацию прав документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.

После регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости территориальный орган Росрегистрации аннулирует свидетельство о праве собственности на объект недвижимости (как правило, наложением соответствующего штампа).

Необходима ли государственная регистрация прекращения права собственности?

Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусматривает государственную регистрацию возникновения права собственности, перехода права собственности и прекращения права собственности. Если проигнорировать требование Закона и не провести документальное оформление ликвидации объекта в полном объеме, налоговые органы вправе предположить, что ликвидация объекта недвижимости была фиктивной, а действия налогоплательщика были недобросовестными и направленными на создание искусственной ситуации, которая не имеет реальной деловой цели и направлена исключительно на необоснованное снижение налоговой базы по налогу на имущество организаций.

Необходима ли государственная регистрация прекращения права собственности на объект недвижимости перед снятием объекта с учета и, следовательно, исключение его стоимости из налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций?

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, установленные п. 4 ПБУ 6/01:

  • объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  • объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

При ликвидации объекта недвижимости действие всех вышеперечисленных условий прекращается и оснований для дальнейшего учета объекта в качестве основного средства не имеется. Никаких иных условий и оговорок, касающихся государственной регистрации прекращения права собственности, ПБУ 6/01 не содержит.

Когда процесс ликвидации объекта недвижимости считается завершенным?

Процесс ликвидации объекта недвижимости может занять некоторое время. Согласно позиции Минфина России, приведенной в Письме от 03.04.2007 N 03-05-06-01/24 и основывающейся на п. 84 Методических указаний по учету основных средств, процесс ликвидации объекта недвижимости следует считать законченным после списания остаточной стоимости на финансовый результат по окончании выбытия объекта.

Читайте так же:  Порядок оплаты по договору

Что представляет собой кадастровый план объекта недвижимости?

Согласно ст. 14 Закона о государственном кадастре недвижимости общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц.

Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:

  • копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости;
  • кадастровой выписки об объекте недвижимости;
  • кадастрового паспорта объекта недвижимости;
  • кадастрового плана территории;
  • кадастровой справки.

Согласно примечанию 1 к Приложению N 3 Приказа Минюста России от 18.02.2008 N 32 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка» сведения из государственного кадастра недвижимости предоставляются Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.

За предоставление в установленном порядке кадастровых сведений, а также за постановку на учет объекта недвижимости должна уплачиваться государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Но в действующей редакции гл. 25.3 НК РФ уплата государственной пошлины за вышеперечисленные действия не предусмотрена. Поэтому в настоящее время за осуществление кадастрового учета недвижимости, за предоставление в установленном порядке кадастровых сведений государственная пошлина не взимается. Не взимается и плата за предоставление сведений из государственного земельного кадастра.

Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства»

Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802
«Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства»

В соответствии с частью 9 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила проведения консервации объекта капитального строительства.

Председатель Правительства
Российской Федерации

30 сентября 2011 г.

Правила
проведения консервации объекта капитального строительства
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок консервации объекта капитального строительства (далее — объект), а также особенности принятия решения о консервации объекта капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (далее — объект государственной собственности).

2. Решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.

3. В случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее — строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.

4. Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).

5. В решении о консервации объекта должны быть определены:

а) перечень работ по консервации объекта, сформированный с учетом требований пункта 9 настоящих Правил;

б) лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация);

в) сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта (далее — техническая документация), а также сроки проведения работ по его консервации;

г) размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта (далее — подрядчик), и утвержденного застройщиком (заказчиком).

6. В настоящих Правилах под технической документацией понимается комплект документов, разрабатываемых проектной организацией по договору с застройщиком (заказчиком), включающих графические, расчетные и текстовые материалы, необходимые для организации и проведения работ по консервации объекта.

7. На основании принятого решения о консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования. При этом:

а) выполняются схемы и чертежи с описанием состояния объекта и указанием объемов выполненных работ;

б) составляются ведомости, в которых указываются сведения:

о конструкциях, оборудовании и материалах, примененных (смонтированных) на объекте, в том числе о конструкциях, оборудовании и материалах, не использованных на объекте и подлежащих хранению;

о наличии сметной документации;

о наличии исполнительной документации (включая журналы проведения работ, в том числе общий журнал работ), актов освидетельствования скрытых работ, актов проведенных испытаний, опробований и иных первичных документов.

8. После принятия решения о консервации объекта застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации. Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).

9. В состав работ по консервации объекта входят в том числе:

а) выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);

б) монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;

в) освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;

г) приведение технологического оборудования в безопасное состояние;

д) отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);

е) принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.

10. Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору.

Читайте так же:  Государственная историко культурная экспертиза

11. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) законсервированного объекта (за исключением объекта государственной собственности), а также об источнике средств на оплату расходов, связанных с приведением объекта в состояние, при котором возможно продолжение строительства (реконструкции), принимает застройщик (заказчик).

12. В случае возобновления строительства (реконструкции) на ранее законсервированном объекте застройщик (заказчик) осуществляет:

а) техническое обследование объекта, по результатам которого определяются необходимый объем и стоимость работ по восстановлению утраченных или разрушенных за период консервации конструктивных элементов или деталей объекта;

б) внесение (при необходимости) изменений в ранее подготовленную проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы этих изменений, если законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение такой экспертизы, либо подготовку новой проектной документации.

13. Застройщик (заказчик) обязан заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до возобновления строительства (реконструкции) объекта, направить в орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию) объекта, а также в орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору, уведомление о возобновлении строительства (реконструкции) объекта.

II. Особенности принятия решения о консервации объекта государственной собственности

14. Решение о консервации объекта государственной собственности принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

15. Проект акта Правительства Российской Федерации о консервации объекта государственной собственности (далее — проект акта о консервации) подготавливается главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении объекта государственной собственности и согласовывается с субъектом бюджетного планирования в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является одновременно субъектом бюджетного планирования. Если строительство (реконструкция) объекта государственной собственности осуществляется в рамках федеральных целевых программ, проект акта о консервации также согласовывается с государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) соответствующей федеральной целевой программы в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является ее государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором).

16. Главный распорядитель средств федерального бюджета направляет субъекту бюджетного планирования согласованный в установленном порядке проект акта о консервации, который вносится в установленном порядке субъектом бюджетного планирования в Правительство Российской Федерации.

Одновременно с проектом акта о консервации в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации вносится на согласование проект акта о внесении изменений в соответствующий акт или решение, которым было предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в строительство (реконструкцию) объекта.

17. Финансовое обеспечение расходов, связанных с консервацией объекта государственной собственности, или расходов, связанных с приведением ранее законсервированного объекта государственной собственности в состояние, при котором возможно продолжение его строительства (реконструкции), осуществляется за счет средств федерального бюджета.

18. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) ранее законсервированного объекта государственной собственности за счет средств федерального бюджета принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

Установлен порядок консервации объекта капстроительства.

Решение о консервации принимается застройщиком (заказчиком) в 2 случаях. Если строительство (реконструкция) прекращается или приостанавливается на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.

Застройщик (заказчик) приводит объект и стройплощадку в состояние, при котором обеспечиваются прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов. Также они должны быть безопасны для населения и окружающей среды.

В решении указываются перечень и сроки работ по консервации, лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, время подготовки необходимой техдокументации, сумма затрат. Последняя определяется на основании акта, составленного подрядчиком и утвержденного застройщиком (заказчиком).

Видео (кликните для воспроизведения).

После принятия решения о консервации застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта. Цель — зафиксировать его фактическое состояние, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования.

Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).

В ходе работ по консервации, в частности, выполняются конструкции, принимающие проектные нагрузки (в том числе временные). Освобождаются емкости и трубопроводы от опасных и горючих жидкостей. Закрываются или свариваются люки и крупные отверстия. Отключаются инженерные коммуникации (за исключением тех, которые обеспечивают сохранность объекта). Следует исключить несанкционированный доступ внутрь объекта и на территорию строительной площадки.

Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора (если он должен проводиться).

Урегулирована процедура возобновления строительства (реконструкции).

Установлены особенности принятия решения о консервации объекта госсобственности.

Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства»

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 7 октября 2011 г. N 225, в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 октября 2011 г. N 41 (ч. II) ст. 5739

Ликвидация объекта для нового строительства

Если ликвидация старого и не нужного основного средства, предназначенного под снос, осуществляется в процессе создания нового объекта, то остаточная стоимость ликвидируемого имущества включается в первоначальную стоимость создаваемого объекта. Именно к такому выводу пришли сотрудники Минфина России в письме № 03-03-06/1/75343 от 15.12.2016 года. Приведем аргументацию финансистов.

Порядок учета расходов на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств установлен в подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Согласно этой норме Кодекса указанные расходы, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, списываются в состав внереализационных расходов по тем объектам амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется линейным методом.

Узаконить самострой

Объекты амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется нелинейным методом, выводятся из эксплуатации в порядке, установленном п. 13 ст. 249.2 НК РФ.

Читайте так же:  Санитарно гигиеническая характеристика

Остаточная стоимость ликвидируемого имущества включается в первоначальную стоимость создаваемого объекта

В случае, когда ликвидация осуществляется в процессе создания нового объекта основных средств, остаточная стоимость ликвидируемого объекта должна увеличить первоначальную стоимость нового основного средства.

Как провести снос (ликвидацию) объекта капитального строительства

Объект капитального строительства (ОКС), по общему правилу, сносится по решению собственника или застройщика. Для сноса вам нужно обратиться к специалисту для подготовки проекта организации работ по сносу. После этого следует отключить ОКС от инженерных сетей.

За семь рабочих дней до начала сноса подайте в орган местного самоуправления уведомление о планируемом сносе. Работы по сносу должна выполнить организация (ИП), являющаяся членом СРО в области строительства. Не позже семи рабочих дней после окончания работ требуется подать уведомление о завершении работ по сносу.

По завершении сноса обратитесь в Росреестр для регистрации прекращения прав на снесенный объект и его снятия с кадастрового учета.

По каким основаниям может сноситься ОКС

Снос ОКС — это его ликвидация путем разрушения, разборки и (или) демонтажа, в том числе и его частей. Исключение составляют разрушения по причине природных явлений или противоправных действий третьих лиц (п. 14.4 ст. 1 ГрК РФ).

По общему правилу решение о сносе ОКС принимает его собственник или застройщик (ч. 1 ст. 55.30 ГрК РФ).

Далее в материале рассматривается порядок сноса ОКС по общим правилам, общим основаниям. Однако для сноса ряда объектов установлены особенности. К таким объектам относятся следующие:

  • самовольные постройки. Они сносятся в особом порядке, предусмотренном ст. 55.32 ГрК РФ. Решение о сносе в этом случае принимает суд или орган местного самоуправления;
  • ОКС, расположенные в границах зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ). Особенности сноса таких объектов предусмотрены в ст. 55.33 ГрК РФ. Так, их снос может потребоваться, если режим этой зоны не допускает размещение на ней такого объекта (ч. 1 ст. 55.33 ГрК РФ).

В этом случае объект может быть снесен как по самостоятельному решению собственника (собственников помещений в нем), так и по соглашению о возмещении убытков (ч. 2 ст. 55.33 ГрК РФ);

  • объекты, сносимые в целях строительства (реконструкции) нового ОКС. Такой снос проводится в соответствии с положениями гл. 6 ГрК РФ, которой регулируется порядок строительства ОКС (ч. 8 ст. 55.30 ГрК РФ).

В этом случае нужно подготовить проектную документацию на строительство, которая предусматривает в том числе снос объекта, и получить разрешение на строительство.

Обратите внимание, что запрещен снос объектов культурного наследия, как включенных в соответствующий реестр, так и выявленных (п. 10 ст. 16.1, п. 13 ст. 18 Закона об объектах культурного наследия).

Как подготовить проект организации работ по сносу ОКС

До того, как снести ОКС, застройщик (технический заказчик) должен обеспечить подготовку проекта организации работ по сносу ОКС в виде отдельного документа (ч. 2 ст. 55.30 ГрК РФ).

Подготовить этот проект может только специалист по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором внесены в национальный реестр таких специалистов (ч. 2 ст. 55.30 ГрК РФ). Следовательно, вам нужно обратиться к такому специалисту и заключить с ним договор на выполнение данных работ.

Проект разрабатывается на основании результатов и материалов обследования ОКС, которые прилагаются как к самому проекту, так и к уведомлению о планируемом сносе ОКС (ч. 4 ст. 55.30, п. 1 ч. 10 ст. 55.31 ГрК РФ).

Требования к составу и содержанию проекта утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 N 509.

Обратите внимание, что в случае если объект будет сноситься за счет бюджетных средств, застройщик (технический заказчик) должен составить смету на его снос. Она будет приложена к проекту (ч. 6 ст. 55.30 ГрК РФ, п. 7 названных Требований).

В каких случаях не требуется подготовка проекта организации работ по сносу ОКС

Такой проект не нужно разрабатывать, если сносятся (ч. 3 ст. 55.30 ГрК РФ):

  • строения и сооружения вспомогательного использования;
  • объект, который не является ОКС;
  • жилой (садовый) дом, хозяйственные постройки, находящиеся на садовом земельном участке, либо гараж на земельном участке, который предоставлен физлицу для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью;
  • объект индивидуального жилищного строительства.

При сносе перечисленных объектов вы можете обеспечить разработку проекта по собственной инициативе (ч. 3 ст. 55.30 ГрК РФ).

Как отключить ОКС от инженерно-технического обеспечения

Снос ОКС возможен только после его отключения от сетей инженерно-технического обеспечения. Для этого сначала нужно получить условия отключения (ч. 1 ст. 55.31 ГрК РФ).

Правила отключения объекта от сетей утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.07.2019 N 850. Вам нужно обратиться в организацию, которая осуществляет эксплуатацию сети, с заявлением, в котором нужно указать предусмотренные сведения. К нему необходимо приложить ряд документов.

Условия отключения вам должны выдать в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления без взимания платы (ч. 2 ст. 55.31 ГрК РФ).

Отключение ОКС от сетей проводит сама эксплуатационная организация в течение 30 рабочих дней со дня выдачи условий, но не ранее планируемой даты отключения, которую вы указали в заявлении. При этом за три рабочих дня до начала выполнения работ по отключению вас проинформируют в письменном виде. В подтверждение отключения вам выдадут акт (ч. 2 ст. 55.31 ГрК РФ, п. п. 9, 12 указанных Правил).

Обратите внимание, что помимо отключения объекта от сетей его также следует вывести из эксплуатации, если это предусмотрено федеральными законами (ч. 1 ст. 55.31 ГрК РФ).

Как подать уведомление о планируемом сносе ОКС

Такое уведомление составляется по форме, приведенной в Приложении N 1 к Приказу Минстроя России от 24.01.2019 N 34/пр. Для его заполнения рекомендуем воспользоваться образцом.

Читайте так же:  Гражданство словении для россиян

К уведомлению нужно приложить следующие документы (ч. 10 ст. 55.31 ГрК РФ):

  • результаты и материалы обследования объекта;
  • проект организации работ по сносу объекта.

Если уведомление вы подадите без указанных документов, то у вас их запросят. Эти документы не потребуются при сносе объектов, по которым указанный проект не составляется (ч. 10, 11 ст. 55.31 ГрК РФ).

Уведомление и прилагаемые документы нужно подать в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта. Уточните, куда именно его необходимо представить, в какое подразделение органа. Как правило, такие уведомления подаются в управление или департамент, занимающиеся вопросами архитектуры или градостроительства. В г. Москве, например, уведомления подаются в Мосгосстройнадзор (п. 4.6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 16.06.2011 N 272-ПП).

Представить уведомление вы можете как лично, так и по почте, через МФЦ или Единый портал госуслуг. Сделать это необходимо не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ по сносу (п. 9 ст. 55.31 ГрК РФ).

В течение семи рабочих дней после поступления уведомления орган местного самоуправления (ч. 11 ст. 55.31 ГрК РФ):

  • проверяет наличие необходимых документов;
  • размещает их в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности;
  • уведомляет о размещении орган регионального государственного строительного надзора.

Как проводятся работы по сносу ОКС

Начать работы по сносу можно не ранее чем через семь рабочих дней после подачи уведомления о планируемом сносе ОКС (ч. 9 ст. 55.31 ГрК РФ).

[2]

Осуществлять такие работы могут (ч. 4, 7, 8 ст. 55.31 ГрК РФ):

  • застройщик. Он вправе проводить снос самостоятельно, если является членом СРО в области строительства;
  • организация (ИП), с которой заключен договор подряда на осуществление сноса. По общему правилу она также должна являться членом СРО в области строительства. Работы по сносу обеспечивает главный инженер проекта.

Обратите внимание, что в ряде случаев членство в СРО не требуется.

Все работы проводятся в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта (ч. 1 ст. 55.31 ГрК РФ).

В ходе выполнения работ лицо, осуществляющее снос, обязано (ч. 3, 7 ст. 55.31 ГрК РФ):

  • принять меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу граждан и организаций, а также государственному или муниципальному имуществу и окружающей среде;
  • установить временные ограждения, подъездные пути и проводить мероприятия по утилизации строительного мусора;
  • обеспечить соблюдение требований проекта организации работ, техрегламентов, техники безопасности.

В каких случаях для выполнения работ по сносу членство в СРО не требуется

Это не требуется в следующих случаях:

  • если договор о сносе заключен с лицом, которое не является застройщиком, техзаказчиком или лицом, ответственным за эксплуатацию ОКС (ч. 4 ст. 55.31 ГрК РФ);
  • размер обязательства по договору подряда составляет не более 1 млн руб. (ч. 5 ст. 55.31 ГрК РФ);
  • в случаях, установленных в ч. 6 ст. 55.31 ГрК РФ. Например, если договор подряда на снос объекта заключен муниципальным унитарным предприятием с органом местного самоуправления, в ведении которого оно находится.

Как подать уведомление о завершении сноса ОКС

Такое уведомление застройщик (техзаказчик) должен подать не позднее, чем через семь рабочих дней после завершения работ по сносу ОКС (ч. 12 ст. 55.31 ГрК РФ).

Уведомление о завершении работ по сносу составляется по форме, приведенной в Приложении N 2 к Приказу Минстроя России от 24.01.2019 N 34/пр. Для его заполнения воспользуйтесь образцом.

Уведомление нужно подать в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, на котором был расположен снесенный объект. Сделать это можно лично или по почте, через МФЦ либо Единый портал госуслуг (ч. 12 ст. 55.31 ГрК РФ).

В течение семи рабочих дней после поступления уведомления о завершении сноса ОКС орган местного самоуправления (ч. 14 ст. 55.31 ГрК РФ):

  • обеспечивает его размещение в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности;
  • уведомляет о размещении орган регионального государственного строительного надзора.

Как по завершении сноса снять ОКС с кадастрового учета и зарегистрировать прекращение прав на него

Эти процедуры проводятся одновременно. Сначала вам нужно провести кадастровые работы и получить акт обследования. После этого следует подготовить заявление и необходимые документы.

Подайте заявление и документы в Росреестр. После снятия объекта с кадастрового учета и регистрации прекращения права получите выписку из ЕГРН.

Ознакомиться подробно с порядком проведения этих процедур вы можете в отдельном материале.

Рекомендуем ознакомиться:

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить

именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта . Или позвоните нам по телефонам:

Министерство экономического развития Российской Федерации

Письмо № Д23и-478 от 20 февраля 2014 г. относительно реконструкции объектов недвижимости

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости), рассмотрев письмо Росреестра относительно реконструкции объектов недвижимости, сообщает.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс):

  • строительство – это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);
  • реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;
  • реконструкция линейных объектов – это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Читайте так же:  Можно ли передавать

Как установлено статьей 55 Градостроительного кодекса, окончание строительных работ в связи со строительством нового объекта, реконструкцией объекта капитального строительства, оформляется разрешением на ввод в эксплуатацию, на основании которого производится:

  • постановка на государственный кадастровый учет построенного объекта;
  • внесение изменений в документы государственного кадастрового учета реконструированного объекта.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости, законодательство в целом определяет строительство как создание нового объекта, а иные виды строительных работ – реконструкцию, капитальный ремонт, перепланировку и переоборудование – как изменение существующего объекта.

Согласно статье 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) государственный кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее – постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также – снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 – 21, 25 – 29 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости.

Таким образом, при осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости могут быть изменены сведения государственного кадастра недвижимости об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе о площади, местоположении здания, сооружения на земельном участке, а также о дополнительных сведениях государственного кадастра недвижимости, таких как назначение здания (пункт 5 части 2 статьи 7 Закона о кадастре), назначение помещения (пункт 16 части 2 статьи 7 Закона о кадастре), вид жилого помещения (пункт 17 части 2 статьи 7 Закона о кадастре), назначение сооружения (пункт 18 части 2 статьи 7 Закона о кадастре), количество этажей, в том числе подземных этажей (пункт 19 части 2 статьи 7 Закона о кадастре), материал наружных стен (пункт 20 части 2 статьи 7 Закона о кадастре), основная характеристика объекта недвижимости (пункт 25 части 2 статьи 7 Закона о кадастре).

При этом в Законе о кадастре отсутствуют ограничения в отношении допустимых пределов изменения (увеличения или уменьшения) площади здания, сооружения, помещения и объекта незавершенного строительства при осуществлении государственного кадастрового учета изменений, в том числе в связи с реконструкцией такого объекта, или пределов изменения количества этажей. Кроме того, в Законе о кадастре отсутствуют условия при которых не допускается осуществлять государственный кадастровый учет изменений сведений о местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке.

Необходимо отметить, что согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя Российской Федерации от 4 августа 1998 г. № 37, признаками единства здания служат:

[1]

  • фундамент и общая стена с сообщением между частями, независимо от назначения последних и их материала;
  • при отсутствии сообщения между частями одного здания признаком единства может служить общее назначение здания, однородность материала стен, общие лестничные клетки, единое архитектурное решение.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости, если в результате реконструкции объекта недвижимости были изменены параметры такого объекта недвижимости, указанные в статье 16 Закона о кадастре, то в орган кадастрового учета представляется заявление об осуществлении государственного кадастрового учета изменений и необходимые для осуществления того учета документы, предусмотренные статьей 22 Закона о кадастре, в том числе технический план.

Вместе с тем реконструкция может проводиться, в том числе с целью раздела объекта недвижимости, выдела из объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, то есть в результате реконструкции происходит преобразование существующего объекта недвижимости (объектов недвижимости), в результате которого образуются новые объекты.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровом номере объекта недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого, реконструкции которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым (далее – преобразуемый объект недвижимости) был образован другой объект недвижимости (далее — образование объекта недвижимости).

В связи с этим, по мнению Департамента недвижимости, если в результате реконструкции объекта недвижимости происходит образование других объектов недвижимости, то в данном случае в орган кадастрового учета представляется заявление и необходимые для постановки на государственный кадастровый учет образованных объектов недвижимости документы, указанные в статье 22 Закона о кадастре, в том числе технические планы в отношении каждого образованного объекта недвижимости.

Видео (кликните для воспроизведения).

Учитывая, изложенное, по мнению Департамента недвижимости, при реконструкции объекта недвижимости в зависимости от цели и результатов проведения реконструкции (изменение параметров существующего объекта, образование новых объектов) может быть осуществлен государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости или постановка на учет образованных в результате реконструкции новых объектов недвижимости.

Источники


  1. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному Закону от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринемателей» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2014. — 286 c.

  2. Каландаришвили, З. Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодежи / З.Н. Каландаришвили. — М.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. — 172 c.

  3. ред. Кофанов, Л.Л. Институции Юстиниана; М.: Зерцало, 2013. — 400 c.
  4. Дмитриев, О. В. Экономическая преступность и противодействие ей в условиях рыночной системы хозяйствования / О.В. Дмитриев. — М.: ЮРИСТЪ, 2005. — 400 c.
  5. Зайцева Т. И., Медведев И. Г. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3; Инфотропик Медиа — М., 2010. — 400 c.
Ликвидация объекта капитального строительства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here