Легализация объектов налогообложения

Ответы на вопросы по теме: "Легализация объектов налогообложения" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Комиссия по легализации объектов налогообложения

Налоговики регулярно проводят комиссии по легализации объектов налогообложения. Мы расскажем, всегда ли обязательно участие в них и каким алгоритмом руководствоваться в своих действиях.

Ситуация, когда компании получают от инспекций некие предписания с требованиями явиться для дачи пояснений по поводу:

  • полученного убытка по итогам отчетного или налогового периода;
  • высокого уровня налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость;
  • минимального дохода по упрощенной системе налогообложения*;
  • применения льгот по налоговым платежам и пр.

Налоговиками данные вызовы называются «комиссиями по легализации объектов налогообложения». Они стали обычным явлением для многих компаний.
Налоговый кодекс не предусматривает никакой подобной комиссии. Более того, из форм налогового контроля явно можно выделить только две самостоятельные формы:

  • камеральная налоговая проверка;
  • выездная налоговая проверка.

Цели комиссий и их правомерность

Конечная цель, которую преследуют указанные комиссии, — увеличить сумму налоговых сборов с компаний.
При этом по итогам комиссии не может быть вынесено никаких решений в отношении приглашенных фирм.
Сам процесс прохождения комиссии представляет собой следующее.

Собственно, об этом «ином случае» и идет речь в этой статье.
Кроме того, стоит обратить внимание на то, что девятым критерием концепции системы планирования выездных налоговых проверок 1 является непредставление компанией пояснений на уведомление инспекции о выявлении несоответствия показателей деятельности.
Таким образом, избежать общения с налоговиками без негативных последствий для себя вряд ли удастся.

Что делать?

[2]

Алгоритм действий достаточно прост.
Первое, что нужно помнить, — не игнорируйте подобные приглашения, но и паниковать, и исполнять бегом первые требования инспекторов тоже не нужно.
Второе — необходимо представить четкие ответы на вопросы инспекторов относительно интересующих их вопросов. При этом ответ должен быть достаточно общим, чтобы заранее не привлекать налоговиков к рассмотрению конкретных сделок или способствовать назначению выездной проверки.
Если считаете нужным, можно письменно описать деятельность компании, это поможет инспектору не только (и не столько) понять вашу правоту, но и «прикрыться» перед своим начальством.
Наиболее часто встречающимися и понятными для налоговиков обстоятельствами, которые вызывают убытки, являются следующие:

Сноски:
1 утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]

Комиссия по легализации объектов налогообложения

Налоговики регулярно проводят комиссии по легализации объектов налогообложения. Мы расскажем, всегда ли обязательно участие в них и каким алгоритмом руководствоваться в своих действиях.

Ситуация, когда компании получают от инспекций некие предписания с требованиями явиться для дачи пояснений по поводу:

  • полученного убытка по итогам отчетного или налогового периода;
  • высокого уровня налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость;
  • минимального дохода по упрощенной системе налогообложения*;
  • применения льгот по налоговым платежам и пр.

Налоговиками данные вызовы называются «комиссиями по легализации объектов налогообложения». Они стали обычным явлением для многих компаний.
Налоговый кодекс не предусматривает никакой подобной комиссии. Более того, из форм налогового контроля явно можно выделить только две самостоятельные формы:

  • камеральная налоговая проверка;
  • выездная налоговая проверка.

Цели комиссий и их правомерность

Конечная цель, которую преследуют указанные комиссии, — увеличить сумму налоговых сборов с компаний.
При этом по итогам комиссии не может быть вынесено никаких решений в отношении приглашенных фирм.
Сам процесс прохождения комиссии представляет собой следующее.

Собственно, об этом «ином случае» и идет речь в этой статье.
Кроме того, стоит обратить внимание на то, что девятым критерием концепции системы планирования выездных налоговых проверок 1 является непредставление компанией пояснений на уведомление инспекции о выявлении несоответствия показателей деятельности.
Таким образом, избежать общения с налоговиками без негативных последствий для себя вряд ли удастся.

Что делать?

Алгоритм действий достаточно прост.
Первое, что нужно помнить, — не игнорируйте подобные приглашения, но и паниковать, и исполнять бегом первые требования инспекторов тоже не нужно.
Второе — необходимо представить четкие ответы на вопросы инспекторов относительно интересующих их вопросов. При этом ответ должен быть достаточно общим, чтобы заранее не привлекать налоговиков к рассмотрению конкретных сделок или способствовать назначению выездной проверки.
Если считаете нужным, можно письменно описать деятельность компании, это поможет инспектору не только (и не столько) понять вашу правоту, но и «прикрыться» перед своим начальством.
Наиболее часто встречающимися и понятными для налоговиков обстоятельствами, которые вызывают убытки, являются следующие:

Сноски:
1 утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]

Разведка боем: что влечет за собой для налогоплательщика вызов на комиссию по легализации налоговой базы

Нередко налогоплательщиков пугают вызовами на комиссии по легализации налоговой базы в связи с убыточностью деятельности или по иным причинам. В чем суть таких комиссий и какова процедура их проведения? Вызов на подобную комиссию служит сигналом явного внимания налогового органа к конкретной компании и наличия у него информации, достаточной для назначения в будущем в отношении налогоплательщика выездной налоговой проверки и доначисления налогов.

Теперь есть возможность заранее определить риски вызова на подобную комиссию, а, следовательно, и оценить уровень налоговой безопасности бизнеса, основываясь на информации налоговых органов, содержащейся в Письме Минфина и ФНС России № АС-4-2/12722 от 17.07.2013 г. «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы».

Как указано в самом письме, главная цель таких комиссий — увеличение поступлений налогов в бюджет. Условиями вызова налогоплательщика на комиссию при этом является установление следующих фактов:

неполное отражение налогоплательщиком в учете хозяйственных операций;

несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц;

фальсификация налоговой и бухгалтерской отчетности;

отсутствие объяснимых причин тех или иных результатов деятельности налогоплательщика.

По сути такая комиссия является своеобразным шансом для налогоплательщика одуматься и исправить рисковое положение, которое, по мнению налогового органа, говорит о недоплате им налогов и предоставлении в контролирующий орган неверных отчетов и сведений.

С одной стороны, подобные комиссии дают возможность налоговому органу и налогоплательщику договориться об исправлении налоговой ситуации без длительных проверочных процедур, судов и споров; с другой, позволяют налогоплательщику оценить (хотя бы частично) уровень своих рисков и попытаться перестроить систему налоговой безопасности, подготовиться к будущим проверочным мероприятиям Налоговые риски: кто предупрежден — вооружен

Поэтому вызов на подобную комиссию, конечно, не стоит игнорировать, как и пытаться ее избежать. Диалог с налоговым органом в подобной форме конечно не предусматривает для налогоплательщика ничего приятного, однако дает хорошую возможность для оценки точки зрения налоговых органов и анализа собранного на налогоплательщика досье.

При этом, учитывая, что в подобных комиссиях зачастую участвуют не только представители налогового органа, но и Пенсионного фонда, органов местного самоуправления, прокуратуры, налогоплательщику потребуется приложить немалые усилия для отстаивания своей позиции и обоснования ее реальности Налоговая безопасность: деловая цель, необоснованная налоговая выгода, признаки неблагонадежности

В анализе деятельности налогоплательщиков контролирующие органы задействуют не только собственные ресурсы (данные ЕГРЮЛ, многочисленных ПИКов: «Налог», «НДС», «ВАИ» и т.д., о которых мы уже неоднократно писали ранее: К «выезду готов»: эффективность налоговых проверок достигла 99% за счет специальных технических средств, но и сведения из СМИ, Интернета, любых заявлений и жалоб физических и юридических лиц. Составляются схемы движения денежных средств налогоплательщика, схема ведения бизнеса, проводятся анализы сделок, сравниваются показатели отчетности по нескольким периодам.

Нельзя не отметить, что в данном письме (наряду с новыми Рекомендациями по проведению выездных и камеральных проверок) впервые так подробно официально говорится об арсенале средств налоговых органов по предпроверочному анализу деятельности налогоплательщиков и их отбору на проведение мероприятий налогового контроля. Наличие такого инструментария при умении эффективной работы с ним, конечно, очень осложнит жизнь налогоплательщиков, а систему налоговой безопасности бизнеса потребуется прорабатывать еще более тщательным образом.

[3]

Цель такого подробного анализа — выявление налогоплательщиков, деятельность которых подпадает под критерии отбора для вызова на комиссию. Наиболее важные критерии , это:

Читайте так же:  Как переехать в крым

убыточность деятельности налогоплательщика;

низкая налоговая нагрузка по прибыли (так, для производственников, по мнению налоговых органов, низкой будет нагрузка менее 3%, для торговой деятельности — менее 1%);

низкая налоговая нагрузка по НДС (при соотношении суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога от 89% и более).

Также отдельно уделяется внимание выплате заработной платы «в конвертах» , как явного признака занижения налогоплательщиком полученных доходов или завышения фактически произведенных расходов.

Поэтому при выявлении подобных фактов, пояснения от налогоплательщика требуют не только по выполнению им функций налогового агента по уплате НДФЛ работников, но и по налогу с доходов и НДС.

По результатам подобного анализа налогоплательщику предварительно направляется информационное письмо с целью самостоятельного анализа своей деятельности на наличие налоговых рисков и неправильного исчисления налогов. В случае если налогоплательщик не отреагировал на подобное письмо путем сдачи уточненных деклараций и доплаты налогов либо дачи обоснованных пояснений по отсутствию основания для увеличения налоговой нагрузки, его вызывают непосредственно на комиссию.

Таким образом, налогоплательщику, конечно, лучше сразу реагировать на подобные письма и представлять подробные и обоснованные доводы в свою защиту. Сбор доказательств и подготовка к судебным заседаниям по налоговым спорам Однако, следует учитывать, что все письма налогоплательщика и его обоснования хранятся в налоговом органе, могут быть сопоставлены между собой и с данными, имеющимися о налогоплательщике у налогового органа, и при непродуманных действиях налогоплательщика — сыграть в последующем не в его пользу.

После проведения комиссии, где налогоплательщику уже в устной форме предлагают также уточнить свои налоговые обязательства в пользу их увеличения и улучшить показатели своей деятельности, в дальнейшем обязательно проводится последующая работа по отслеживанию показателей деятельности налогоплательщика и контроля за исполнением рекомендаций налогового органа. В случае отсутствия изменений в положительную сторону рассматривается вопрос о включении налогоплательщика в план выездных налоговых проверок (о наличии которого также прямо говорится в тексте Письма).

Подводя итоги анализа содержания Письма можно говорить об ожидании в ближайшем будущем безусловно более эффективной работы налоговых органов в целях увеличения объема уплачиваемых налогов. Проведение подобных комиссий позволяет заранее, без осуществления длительных выездных проверок, побудить налогоплательщика к пополнению им бюджета при минимальных усилиях налогового органа. При этом на данной стадии работы с налогоплательщиком возможен наиболее эффективный отбор потенциальных кандидатов на проведение выездных налоговых проверок.

Для налогоплательщика участие в такой комиссии — возможность активно отстаивать свою позицию, заранее продумывая тактику защиты на будущее, в случае проведения последующих мероприятий налогового контроля. К тому же, зная о своей деятельности безусловно больше, чем налоговый орган, всегда есть возможность сопоставить риски дальнейших проверок с разрешением ситуации сейчас путем сдачи уточненных деклараций и доплаты налогов (что является целью любой подобной процедуры). Комиссия позволяет сравнить собранную налоговыми органами информацию о деятельности налогоплательщика с теми способами защиты, которые он продумывает в случае необходимости дачи пояснений по результатам своей деятельности, что позволяет проверить уровень налоговой безопасности и принять меры по его повышению до проведения выездной проверки .

Комиссия по легализации объектов налогообложения физических лиц

ИФНС достаточно часто организует комиссии по легализации объектов налогообложения. Отзывы экспертов об этой процедуре весьма неоднозначны. Однако большинство специалистов сходятся во мнении, что к ней необходимо тщательно подготовиться.

Комиссия по легализации объектов налогообложения – что это такое?

При наличии оснований контрольный орган может направить предпринимателю извещение о необходимости явиться в инспекцию. Хозяйствующие субъекты получают от ИФНС предписания с таким требованием по разным причинам. Наиболее распространены следующие поводы вызова:

  • Возникновение убытка по окончании отчетного периода.
  • Большой размер вычетов по НДС.
  • Получение минимального дохода по УСН.
  • Применение налоговых льгот.

Собственно, процедура вызова именуется контрольными органами комиссией по вопросам легализации объектов налогообложения .

Стоит сказать, что эта процедура стала для хозяйствующих субъектов, давно работающих на рынке, обычным явлением. Поэтому они, как правило, не испытывают никаких проблем при посещении ИФНС. Между тем многие предприниматели, впервые получающие приглашение на комиссию по легализации объектов налогообложения , начинают паниковать, поскольку не знают, чем это для них грозит. Попробуем разобраться с основными аспектами этой процедуры.

В первую очередь нужно сказать, что в НК комиссия по легализации объектов налогообложения физических лиц (как и юридических) не предусматривается. Более того, налоговое законодательство закрепляет 2 формы контроля: камеральную и выездную проверки.

По мнению многих экспертов, целью приглашения на комиссию по легализации объектов налогообложения является стремление ИФНС увеличить величину сборов с субъекта. Между тем по результатам процедуры контрольный орган может и не принять никакого решения в отношении лица.

Суть процесса

Явившись по вызову на комиссию по легализации объектов налогообложения , хозяйствующий субъект получает анкету, в которую вносятся сведения о:

  • Основных кредиторах и дебиторах.
  • Расходах, доходах и их структуре.
  • Штатной численности работников и формах привлечения сотрудников (гражданско-правовое или трудовое соглашение). Такие сведения предоставляются, если необходимы пояснения по зарплате. Комиссию по легализации объектов налогообложения может, к примеру, насторожить нерегулярность выплат з/п.
  • ОС.
  • Количестве денежных средств на счетах.

Этот перечень носит весьма условный характер, поскольку по усмотрению проверяющего органа может быть дополнен или сокращен. Как правило, на комиссии по легализации объектов налогообложения изучается информация за последние 3 года.


С лицом проводится беседа, в ходе которой ему неоднократно указывают на необходимость дачи объяснений по поводу вызова. Субъекту при этом говорят о вероятности внесения его в план проверок.

Далее лицу предлагают несколько вариантов выхода из сложившейся ситуации. Как отмечают многие юристы, нередко действия служащихносят противоправный характер, противоречат не только положениям НК, но и пояснениям Минфина.

Основная цель вызова на комиссию по легализации объектов налогообложения сводится к убеждению предпринимателя увеличить размер начисленных налогов за предыдущий период, сократить издержки и вычеты путем предоставления уточненной декларации. Следует особо подчеркнуть, что никакие иные меры, кроме таких «рекомендаций» в рамках данной проверки, служащие предпринимать не вправе.

Нормативная база

Многие субъекты, получив уведомление, решают не являться на заседание комиссии по легализации объектов налогообложения . Такая реакция вполне объяснима: в НК, как выше уже говорилось, отсутствуют нормы, предусматривающие такую процедуру. Обратимся к законодательству.

Согласно положениям 31 статьи НК, контрольные органы уполномочены вызывать субъектов налогообложения письменным извещением для дачи разъяснений по вопросам, связанным с выплатой (удержанием, перечислением) сумм в бюджет, проведением налоговой проверки, в прочих случаях, касающихся исполнения предписаний НК.

Именно к этим «прочим случаям» и относится комиссия по легализации объектов налогообложения .

Эксперты не рекомендуют уклоняться от явки, напоминая, что один из критериев планирования выездной инспекции – непредставление субъектом пояснений при получении от ИФНС соответствующего требования. Следовательно, избежать отрицательных последствий уклонения от явки на заседание не выйдет.

Читайте так же:  Договор задним числом

Рекомендации юристов

Вне зависимости от повода, по которому лицо вызывается на комиссию по легализации объектов налогообложения , уклоняться от явки не следует. Вместе с тем паниковать и оперативно исполнять все требования ИФНС тоже нецелесообразно.

Специалисты рекомендуют продумать заранее ответы на вероятные вопросы инспекторов. При этом информация должна по возможности носить общий характер. В ответах следует постараться не конкретизировать те или иные обстоятельства, поскольку в противном случае инспекторы могут заинтересоваться особенностями определенных договоров (трудовых в том числе) и инициировать выездную проверку. Особенно актуальны такие рекомендации и для случаев, когда налоговикам необходимы пояснения по НДФЛ.

На комиссии по легализации объектов налогообложения субъект может предоставить письменный отчет о своей деятельности.

Некоторые примеры объяснений

На комиссии по легализации объектов налогообложения субъект может привести следующие пояснения по вопросам, связанным с возникновением убытков:

  • Лицо только начало предпринимательскую деятельность. Такое обоснование целесообразно приводить в случае, если убытки возникают с начала работы субъекта, а затраты выше доходов.
  • Проводится модернизация/ремонт активов, агрессивная политика захвата рыночного сектора, планируется расширение, идет освоение новых направлений в бизнесе. Эти причины обосновывают ситуации, когда темп увеличения затрат выше темпа роста доходов.
  • Снижение продаж вследствие изменения рыночной конъюнктуры или ожидаемым повышением стоимости реализуемого товара. Такое объяснение можно дать, если затраты остаются на одном уровне, а прибыль снижается.

Как утверждают субъекты, побывавшие на таких комиссиях, инспекторы хотят услышать только одно: предприниматель в самое ближайшее время начнет отчислять в бюджет большие суммы. Однако, по мнению юристов, давать такое обещание не следует. Дело в том, что нередко инспекторы предлагают договориться о предстоящих показателях, «идя навстречу» субъекту.

Предостережения

Прежде чем соглашаться на предложения налоговиков, необходимо учитывать, что позиция отдельно взятой группы инспекторов может существенно отличаться от мнения других служащих.

К примеру, ИФНС потребовались пояснения по НДС. На комиссии по легализации объектов налогообложения субъекту предлагают перенести затраты на предстоящие периоды для учета налога с прибыли для дробления НДС и возмещения его по частям. Такие рекомендации идут вразрез с позицией инспекторов выездных проверок, пояснениями Минфина и положениям НК в целом.

Если на комиссии по легализации объектов налогообложения сотрудники настойчиво предлагают выполнить рекомендации, то хозяйствующий субъект может сделать встречное предложение: направить официальное письмо в территориальную ИФНС с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию. Как отмечают предприниматели, воспользовавшиеся таким вариантом, служащие перестают настаивать.

Инициаторы

На практике существует 3 типа комиссий:

  1. При территориальной ИФНС.
  2. При управлениях Налоговой службы в регионах.
  3. При администрации субъекта и местных органов власти.

Если инициатива вызова предпринимателя исходит от территориальной ИФНС, то на это будет прямо указано в уведомлении. Между тем желание пригласить субъекта на беседу может возникнуть и у администрации субъекта (города), независимо от решения местной инспекции. Более того, ИФНС вообще может не знать о такой комиссии. Дело в том, что обмен соответствующими документами возможен, если инспекция сама отправила предпринимателя в администрацию.

Инициатива может также исходить от чиновников Управления ФНС, если они располагают общими сведениями о предпринимателях, отразивших убытки, периоде, в котором они были учтены, причинах, отрасли деятельности и т. д. Обычно раз в квартал/полугодие сотрудники Управления направляют запрос в подведомственные инспекции. На основании полученных данных принимается решение о проведении комиссии.

Присутствие юриста

Представителям ИФНС достаточно беседы с гл. бухгалтером или финансовым директором предприятия либо, соответственно, с предпринимателем-физлицом. Вопросы, которые задаются, непосредственно касаются финансовой деятельности. Гл. бухгалтер или финансовый директор, да и сам предприниматель вполне могут самостоятельно оценить уровень угрозы для бизнеса.

Между тем далеко не всегда субъекты, вызванные на беседу, обладают достаточными знаниями законодательства. Соответственно, правомерность тех или иных вопросов им оценить затруднительно. В этой связи присутствие компетентного юриста будет как нельзя кстати. Разумеется, он должен ориентироваться в деятельности конкретного предпринимателя.

Состав комиссии

В нее, как правило, входят сотрудники, полномочия которых распространяются на те сферы, по которым поставлены вопросы. Ими могут быть, в частности, руководители структурных подразделений, выполняющих проверки (камеральные, выездные), предпроверочный анализ, служащие, участвующие в урегулировании задолженности. Юристы в комиссию не входят.

В отдельных случаях в беседе могут участвовать представители исполнительных структур власти, ПФР, Государственной трудовой инспекции, прокуратуры, правоохранительных органов. Как правило, для включения этих лиц в состав комиссии должны быть особые основания.

Раньше вопросы комиссии были связаны только с получением убытков либо выплатой зарплаты, сумма которой меньше среднеотраслевого размера, а также с планами предпринимателя по повышению прибыльности своего бизнеса.

В настоящее врем ситуация несколько иная. Основные моменты, касающиеся комиссий, регламентированы письмом ФНС № АС-4-2/12722.

Подготовка

Видео (кликните для воспроизведения).

Составить перечень предполагаемых вопросов налоговиков субъект может, если проанализирует информацию о своей деятельности, размещенную в общедоступных источниках. Стоит сказать, что ИФНС также ведет мониторинг таких ресурсов и собирает сведения.

Особое внимание предпринимателю следует обратить на сделки, существенно повлиявшие на результаты деятельности. Вероятно, именно они и стали причиной убытков.

Любые сведения, которые лицо сообщит комиссии, будут повторно проверены по общедоступным источникам.

Проводя анализ работы предпринимателя, ИФНС учитывает разные факторы. В их числе сезонность, изменение расчетных схем, спад производства и пр. Квартальный отраслевой анализ выполняется с использованием материалов из сводов данных Росстата и информации с официальных сайтов российских холдингов с учетом оценок экспертов. Надо сказать, что статистические органы отказываются предоставлять подразделениям ФНС такие сведения. Инспекции получают нужную информацию из иных источников. К примеру, на сайте любой региональной администрации можно найти сведения о социально-экономической ситуации. При этом в сводке зачастую приводятся достижения крупных компаний и самых успешных предпринимателей с указанием показателей их финансовой деятельности.

Сотрудничество с инспекцией по труду

Следует сказать, что эта структура чаще других органов идет на контакт с ИФНС и быстро реагирует на запросы, предоставляя нужные сведения о выполненных проверках, их сроках и основаниях.

Они особенно актуальны в случаях, когда у налоговой службы есть сведения о выплате зарплат «в конвертах».

Вопросы о производственных тонкостях

В последнее время они часто задаются на комиссиях. Налоговики интересуются изношенностью активов, проблемами отрасли, технологическими особенностями производства.

Инспекторам необходимо понимать специфику сферы деятельности предпринимателя. Это помогает оценить достоверность сведений, предоставляемых хозяйствующим субъектом. Кроме того, такие знания пригодятся и при проверке другого плательщика, которая, вполне вероятно, проводится в это же время.

Если в тех или иных мерах, принимаемых предпринимателем в процессе производства, не скрывается стремление уклониться от налоговых обязательств, то разъяснить тонкости процесса в интересах самого субъекта.

Заключение

Как уже говорилось выше, многие плательщики приходят к выводу о нежелательности присутствия на комиссиях. При этом свой отказ предприниматели мотивировали проведением инвентаризации и многими другими причинами.

Участившиеся случаи уклонения от явки в ИФНС привели к тому, что в ФЗ № 134 3 пункт 88 статьи был дополнен абзацем, предусматривающим право налоговиков требовать от плательщика пояснений о величине убытка при выполнении камеральной проверки. Соответствующие объяснения субъект должен предоставить в пятидневный срок.

Отказаться от объяснений предприниматели в настоящее время не имеют права. При неявке в ИФНС к должностным лицам применяются санкции, установленные ст. 19.4 КоАП. Кроме того, возможно назначение выездной проверки.

Читайте так же:  Закона об аудиторской деятельности

Комиссии по легализации налоговой базы: кого туда пригласят, и какими будут последствия

ФНС России выпустила письмо от 17.07.13 № АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы». По сути, данный документ — это инструкция по отбору компаний и предпринимателей, которых следует пригласить на комиссию, а также по организации работы самой комиссии. На наш взгляд, письмо представляет интерес не только для инспекторов, но и для самих налогоплательщиков.

Кто создает комиссии

Комиссии по легализации налоговой базы создаются на трех уровнях. Первый уровень — это «рядовая» налоговая инспекция. Второй уровень — региональное управление ФНС России. Третий, самый высокий уровень — межведомственный, при администрации субъекта РФ и органах местного самоуправления.

В состав комиссии входят налоговики, которые отвечают за камеральные и выездные проверки, предпроверочный анализ и за урегулирование задолженности перед бюджетом. При необходимости в комиссию включают представителей органов исполнительной власти, Пенсионного фонда, трудовой инспекции, полиции и прокуратуры.

Кого пригласят на комиссию

Значительная часть налогоплательщиков, приглашенных на комиссию — это компании и предприниматели, вызывающие подозрение у инспекторов. Но поскольку подозрение еще не переросло в уверенность, налоговики пока воздерживаются от выездной проверки. Вместо этого они создают комиссию, чтобы у налогоплательщика был шанс самостоятельно исправить ситуацию.

Кроме того, на комиссию попадают организации и ИП, чья недобросовестность уже не вызывает сомнений, но сумма сокрытого дохода мала. При таких обстоятельствах выездная проверка считается малоэффективной, и налоговики ограничиваются комиссией.

Поводом для подозрений и для приглашения на комиссию служат следующие обстоятельства.

Для организаций

1. Убытки от финансово-хозяйственной деятельности, показанные в двух предыдущих налоговых периодах и в текущем отчетном периоде. Под убытками подразумевается отрицательная величина, указанная по строке 100 листа 02 декларации по налогу на прибыль. Убыточными считаются также компании, которые вообще не заполнили данную строку, и при этом их расходы оказались больше доходов.

2. Низкая налоговая нагрузка по прибыли, акцизам, единому «упрощенному» налогу и ЕСХН. Налоговая нагрузка по налогу на прибыль рассчитывается как отношение исчисленного налога (строка 180 листа 02 декларации по прибыли) к сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (сумма строк 010 и 020 листа 02 декларации по прибыли). Нагрузка по прибыли считается низкой, если приведенное выше отношение меньше, чем 0,03. Для торговых организаций низкой является нагрузка менее 0,01.

3. Низкая налоговая нагрузка по НДС на протяжении нескольких кварталов. Данная нагрузка рассчитывается как отношение предъявленных вычетов к сумме налога, начисленного к уплате в бюджет. Нагрузка считается низкой, если это отношение равно 0,89 и более.

Для предпринимателей на ОСНО

1. Высокая доля профессиональных вычетов, заявленных в декларации 3-НДФЛ. Доля рассчитывается как отношение профессиональных вычетов (строка 120 декларации) к доходам от предпринимательской деятельности (строка 110 листа В декларации). Доля считается высокой, если приведенное выше отношение равно 0,95 и более.

2. Наличие выручки от реализации в декларациях по НДС (строки 010 — 050 раздела 3, графа 2 раздела 4 и графа 2 раздела 7) и нулевой доход в декларации 3-НДФЛ (строка 110 листа В) за соответствующий год.

В первую очередь на комиссию пригласят тех, у кого отношение «нетто»-вычетов к НДС, начисленному при реализации, равно 0,89 и более. Под «нетто»-вычетами подразумевается сумма вычетов без учета вычетов по авансам, строительно-монтажным работам и «агентских» вычетов.

Для работодателей (организаций и ИП)

1. Задолженность по НДФЛ. Она определяется путем сопоставления двух величин. Первая величина — это удержанная сумма налога, показанная в форме 2-НДФЛ. Вторая величина — это поступления налога в бюджет, отраженные в карточке «Расчеты с бюджетом» (с учетом данных по обособленным подразделениям). Дополнительно анализируются данные отчетности по взносам в ПФР.

2. Снижение поступления НДФЛ относительно предыдущего налогового периода более чем на 10%, при том, что среднесписочная численность сотрудников осталась на прежнем уровне. Данные о численности инспекторы узнают из отчетности по взносам в ПФР.

3. Зарплата сотрудников ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. При расчетах инспекторы берут общую сумму доходов, выплаченных всем работникам компании, и делят на среднесписочную численность персонала. Работодателей, для которых полученная величина окажется ниже регионального прожиточного минимум, пригласят на комиссию в первую очередь.

4. Наличие сведений о выплате зарплаты «в конвертах». Инспекторы черпают такую информацию из обращений контрольно-надзорных ведомств, организаций и граждан. Налоговики рассуждают так: «теневая» зарплата выдается за счет неучтенной наличности. А она, в свою очередь, образуется за счет искусственного занижения доходов. Поэтому при поступлении данных о неучтенной зарплате и неоформленных трудовых отношениях, инспекторы заинтересуются не только уплатой НДФЛ, но и всеми налогами в комплексе.

Для физических лиц без статуса ИП

Отсутствие деклараций 3-НДФЛ при наличии сведений о полученном налогооблагаемом доходе. Такие сведения имеются в информационных ресурсах налогового органа об отчуждении имущества, находящегося в собственности физлиц менее трех лет. В первую очередь на комиссию пригласят тех, у кого предполагаемая сумма сокрытого налога больше, чем у других.

Подготовка к комиссии

Перед тем, как назначить заседание комиссии, сотрудники ИФНС проводят аналитическую работу. Они изучают данные из своих информационных ресурсов, публикации в СМИ и интернете, сведения, полученные от банкиров, таможенников, страховщиков и прочих структур, а также жалобы юридических и физических лиц.
Кроме того, инспекторы штудируют налоговую и бухгалтерскую отчетность налогоплательщика за последние годы и выявляют зоны риска. К ним, в числе прочего, относится частая смена контрагентов, снятие с расчетного счета сумм, превышающих заработную плату, выдача больших займов другим организациям, отсутствие наличной выручки при наличии зарегистрированной ККТ и проч.

Всю собранную информацию налоговики оформляют в виде таблиц, которые подшиваются в так называемое досье налогоплательщика.

Затем в адрес налогоплательщика отправляют информационное письмо, в котором отражаются все подозрительные факты, выявленные в ходе подготовки к комиссии. В этом же письме налогоплательщику предлагается подать «уточненки», в том числе уменьшить сумму убытка, погасить задолженность по НДФЛ, исчислить НДФЛ с реально полученных доходов и т д. На все это налогоплательщику отводится 10 рабочих дней с момента получения информационного письма.

Приглашение на комиссию

Если по истечении 10-дневного срока налогоплательщик не предпримет никаких действий, ему направят уведомление о вызове на комиссию. Неявку расценят как неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль). За подобную провинность предусмотрено административное наказание по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ. Это либо предупреждение, либо штраф: для граждан от 500 до 1 000 руб., для должностных лиц от 2 000 до 4 000 руб.

Далее инспекторы пришлют повторный вызов на комиссию. Если и этот вызов останется без внимания, налогоплательщика пригласят на комиссию более высокого уровня — сначала в региональное управление ФНС России, а затем в местную администрацию. В случае игнорирования налогоплательщиком данных приглашений, инспекция начнет подготовку к выездной проверке.

Как проходит комиссия

Налогоплательщика, который явился на комиссию, попросят рассказать, почему его налоговая нагрузка мала, доля вычета высока и проч. Выслушав разъяснения, комиссия сформулирует рекомендации по устранению нарушений. Суть всех рекомендаций сводится к следующему — подать уточненные декларации, доплатить налоги и пени, а в будущем не повторять ошибок. Для выполнения рекомендаций установлен срок — 10 рабочих дней с даты заседания комиссии.

Читайте так же:  Возражения на протокол

Не исключено, что по итогам работы комиссии налоговики направят информацию в полицию, миграционную службу, трудовую инспекцию и проч. А про работодателя, который выплачивает зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ, инспекторы будут ежеквартально сообщать в органы местного самоуправления.

Добавим, что комиссия проходит в индивидуальном порядке. Это значит, что на каждое заседание приглашают только одного налогоплательщика.

Контроль после комиссии

После того, как заседание комиссии состоялось, налогоплательщик остается «на карандаше» у инспекторов. Они станут ежеквартально анализировать задолженность по НДФЛ, динамику численности персонала и уровня заработной платы, а также изменение показателей налоговой нагрузки.

При отсутствии положительных тенденций и обоснованных тому пояснений, пакет документов передадут в отдел предпроверочного анализа инспекции. Его сотрудники будут рассматривать вопрос о включении налогоплательщика в план выездных проверок.

На нашем сайте вы можете не только читать статьи, но и подписаться на аудиосеминары наших экспертов: ведущего эксперта «Бухгалтерии Онлайн» Елены Маврицкой; главного налогового эксперта форума «Бухгалтерия Онлайн» Александра Погребса, а также менеджера разработки программы «Контур-Зарплата» и консультанта портала «Бухгалтерия Онлайн» Вячеслава Шинкарева.

Стоимость подписки — 300 рублей. За эту сумму подписчик получает доступ на три месяца ко всем записанным и выложенным аудиосеминарам. Это не менее нескольких десятков лекций. Новые аудиосеминары выкладываются каждую неделю. Кроме того, по понедельникам размещается аудиообзор новостей для бухгалтера за минувшую неделю.

Оплатить доступ можно с помощью банковской карты через систему мгновенных платежей ASSIST или по квитанции Сбербанка.

Как защититься на комиссии по легализации объектов налогообложения

Популярное по теме

Первоначально комиссии по легализации объектов налогообложения, по большому счету, носили формальный характер. Протокол такого мероприятия содержал лишь пару фраз о пояснении причин убытков компании. Никакого углубленного анализа не приводилось, а сама комиссия имела, скорее, неофициальный статус. У компаний не было ответственности за непредставление информации, неявку на комиссию, а налоговики не имели права потребовать присутствия должностных лиц организации.

Сейчас многое изменилось. Налоговики готовятся к комиссии по легализации объектов налогообложения ничуть не меньше, чем к выездной налоговой проверке, а вопросы, задаваемые на таких комиссиях, все сложнее предугадать. Все это сильно затрудняет представителям компании подготовку к защите от возможных претензий. Однако это возможно.

Три типа комиссий по легализации

Существует три типа комиссий по легализации налоговой базы в зависимости от инициатора мероприятия:

· комиссия при местной налоговой инспекции;

· комиссия при управлениях ФНС России по субъектам РФ;

· межведомственная комиссия при администрации субъектов РФ и органах местного самоуправления.

Если инициатива приглашения представителей компании на комиссии по легализации различного уровня исходит от местных налоговиков, об этом прямым текстом будет написано в протоколе решения. Однако независимое от ИФНС желание побеседовать с руководством компании может появиться и у администрации региона или города, и у УФНС. Обслуживающая налоговая инспекция может вообще не знать о комиссиях по легализации объектов налогообложения при администрации ничего, кроме того, что сообщено в новостях в интернете. Так как обмен информацией (протоколов с комиссий) возможен, только если сама ИФНС направила компанию на такую комиссию.

Кроме того, инициатива по комиссии по легализации может исходить и от чиновников УФНС, если у них имеется общая информация о компаниях, отразивших убытки, периоде их отражения, их причинах, отрасли и т. д. Как правило, инспекторы из управления один раз квартал или в полугодие запрашивают у курируемых ими инспекций информацию для проведения своей комиссии.

На комиссию по легализации стоит захватить юриста

Налоговикам достаточно присутствия на комиссии по легализации объектов налогообложения только главного бухгалтера компании или ее финансового директора. Так как задаваемые вопросы касаются преимущественно их компетенции. Конечно, эти люди могут и самостоятельно оценить степень угрозы для компании со стороны налоговых органов, однако они зачастую не обладают юридическими знаниями, чтобы понять, насколько законны вопросы и требования комиссии. Поэтому присутствие опытного юриста на комиссии по легализации будет нелишним. Естественно, юриста, хорошо ориентирующегося в деятельности компании. Предварительно обсудившего все возможные риски с главным бухгалтером и иными руководителями компании, подобравшего выгодные арбитражные решения.

Со стороны налоговиков в состав комиссии по легализации объектов налогообложения включаются сотрудники, в чьи должностные обязанности входит перечень вопросов, подлежащих рассмотрению. Начальники структурных подразделений по проведению камеральных и выездных проверок, предпроверочного анализа, урегулированию задолженности. Юристы со стороны налогового органа сейчас в состав комиссии не входят.

В исключительных случаях в состав комиссии налоговых органов могут быть включены представители органов исполнительной власти, Пенсионного фонда, Государственной инспекции по труду, а также правоохранительных органов и прокуратуры. Однако для их присутствия обычно нужны какие-то дополнительные основания.

Так, в настоящее время происходит объединение информационных ресурсов ФНС, ФМС, Росфинмониторинга и МВД. В результате получения доступа к информации коллег, у какого-то из этих ведомств может возникнуть интерес к участию в комиссии по легализации. И желание задать вопросы представителю компании.

Кроме того, причиной участия в комиссии по легализации правоохранительных органов может стать наличие фактов снятия с расчетного счета наличных денежных средств в размерах больших, чем выплаченная налогоплательщикам заработная плата. Или обоснованные подозрения в применении схем необоснованного возмещения НДС, связей с однодневками или иные признаки преступной деятельности.

Вопросы комиссии по легализации регламентируются письмом ФНС

Если ранее вопросы комиссии по легализации сводились только к причинам получения убытков или выплаты заработной платы ниже среднеотраслевого уровня и к планам компании стать прибыльной, то сейчас ситуация кардинально поменялась. В настоящее время работа всех налоговых инспекций регулируется письмом ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12722 «О работе комиссии налоговых органов по легализации налоговой базы».

Как правило, начинается заседание комиссии с оглашения общей информации о компании — это делается просто с целью проверки данных. Иногда сверка такой информации позволяет налоговым органам установить факты отсутствия у компании лицензий, наличие незарегистрированных обособленных подразделений и другие нарушения.

Далее, естественно, участники переходят к главному вопросу: интересуются причинами убытка, низкого уровня оплаты труда персонала, высокой доли вычетов по НДС и т. п. При этом обязательно стоит ждать дополнительных вопросов о скачках показателей в аналитических таблицах, приведенных в приложениях к письму ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12722.

Просчитать, какие именно вопросы зададут на комиссиях по легализации объектов налогообложения, возможно, собрав информацию о своей компании в интернете. Так как такие общедоступные сведения могут направить интерес налоговиков в определенное русло. Особенно стоит обратить внимание на сделки и операции, оказавшие значительное влияние на финансово-хозяйственную деятельность и, возможно, приведшие к убыткам. Любая информация, которую сообщают на комиссии представители компании, будет перепроверена по общедоступным источникам.

При проведении анализа компании налоговые органы учитывают такие факторы, как сезонность, спады и смена расчетных схем в отрасли. Отраслевой квартальный анализ проводится с использованием материалов отраслевых бюллетеней, составляемых РИА-Рейтинг, которые представляют собой свод данных Росстата и сведений сайтов холдингов России с учетом экспертных оценок.

Стоит отметить, что органы статистики категорически отказываются предоставлять такого рода информацию в налоговые органы. Однако налоговые органы получают информацию из других источников. Например, на порталах администрации областей приводится информация о социально-экономическом развитии области, где часто перечисляются достижения ведущих в своих отраслях компаний и сведения о монополистах с указанием их финансовых показателей.

Читайте так же:  Штатная численность

Не последнюю роль может сыграть и арбитражная практика. При изменении позиции Президиума ВАС РФ или практики Федерального арбитражного суда данного округа налоговики попробуют найти аналогии в деятельности приглашенной на комиссию компании и задать соответствующие вопросы. Следовательно, перед посещением комиссии представителю компании стоит ознакомиться с последними тенденциями арбитражной практики.

Вопросы могут касаться также информации, предоставленной другой инспекцией, которая запросила сведения, касающиеся приглашенной на комиссию компании. Либо просит провести выездную налоговую проверку для выявления фактов участия в незаконной налоговой оптимизации.

Также налоговые органы тесно сотрудничают с инспекцией по труду — она наиболее контактна в направлении материалов выявленных нарушений. Информация о проведенных трудинспекцией проверках по конкретному налогоплательщику доступна на сайте генеральной прокуратуры (www.genproc.gov.ru). С указанием органа, проводящего проверку, сроков проверки и основания ее проведения. Помощь этого ведомства становится особенно актуальной при имеющихся у налоговых органов сведениях о выплате компанией «конвертной» заработной платы.

[1]

Часто инспекторы задают вопросы технологического характера о тонкостях процесса производства, изношенности основных фондов, отраслевых проблемах и т. п. Во-первых, инспекторам, собирающимся на проверку в компанию, важно заранее знать, с чем они столкнутся. И понимать технологические особенности деятельности компании. Во-вторых, понимание технологии поможет при проверке аналогичного налогоплательщика, которая в данный момент, возможно, проводится.

Если за технологическими тонкостями не кроется никакой налоговой оптимизации, то разъяснить инспекторам особенности хозяйственной деятельности — в интересах самой компании. Меньше вопросов возникнет на проверке. В противном случае, конечно, не стоит делиться подробностями — есть шанс, что несведущие инспекторы не заметят каких-то налоговых схем.

На особый контроль на комиссиях по легализации объектов налогообложения поставлены заемные отношения. В практике нередки случаи, когда российский налогоплательщик постоянно несет убытки из-за выплаты значительной суммы процентов по займу, предоставленному дружественной иностранной компанией. По сути вся прибыль российской компании под видом процентов перечисляется за рубеж в низконалоговую юрисдикцию (например, Кипр) без уплаты налога у источника. Естественно, в этом случае представителей компании на комиссии будут убеждать добровольно прекратить подобную практику, ссылаясь на необоснованность налоговой выгоды, задавать вопросы о заимодавце и бенефициарах. Однако реальных инструментов заставить российского заемщика стать прибыльным у налоговиков нет — необоснованность налоговой выгоды еще надо доказать. Причем, скорее всего, делать это им придется в суде.

В приложении № 10 к письму ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12722 указаны критерии зоны риска при анализе операций по расчетному счету налогоплательщика. Естественно следует ожидать вопрос и по контрагентам.

Основной «защитник» на комиссии по легализации

Основную опасность для компаний могут представлять вопросы выездников, иногда камеральщиков. Особенно если комиссия по легализации объектов налогообложения собралась, к примеру, обсудить убыток в декларации за 9 месяцев 2014 года, а в данный момент налоговый орган уже проверяет период 2010–2013 годов. В этом случае комиссия становится отличным поводом для выездников задать накопившиеся вопросы, возникшие в ходе текущей выездной налоговой проверки.

Поэтому необходимо четко следить и отсекать вопросы не по тому периоду, по которому состоялся вызов на комиссию, прямо указывая на это спросившему. Или по не относящемуся к делу по информационному содержанию. Когда, к примеру, комиссия проводится в связи с получением убытков, а задаются вопросы технологического характера, которые никаким образом не могли на него повлиять.

В целом для компании участие в комиссии по легализации объектов налогообложения несет не только минусы, но и плюсы. Присутствие на комиссии позволяет руководству компании здраво оценить степень налоговых рисков по характеру задаваемых вопросов, а также вычислить источники получения налоговиками негативной информации.

Стоит учитывать, что и для налоговиков такая комиссия является лишь разведкой перед боем — этапом подготовки к выездной налоговой проверке, которая рано или поздно случится. И кроме сбора важной информации для налоговиков комиссии чаще всего ничего не несут. Особенно справедливо это для крупных компаний. Сами налоговики признают, что комиссии эффективны только для малого и среднего бизнеса. Уточненные декларации на уменьшение убытка среди крупнейших налогоплательщиков, скорее, исключение из правил.

Стоит обратить внимание, что ход проведения комиссии по легализации объектов налогообложения иногда фиксируется аудиозаписью, о которой сразу могут не сообщить. Есть смысл заранее уточнить этот момент. При этом стенограмма беседы редко ведется в протоколе дословно, чаще редактируется в официально-деловом стиле. Поэтому протокол, перед тем как подписать, стоит внимательнейшим образом прочесть во избежание смысловых искажений. Некоторые организации подписывают протокол не только на последней, но и на каждой странице. А часть сложных вопросов, на которые налогоплательщик затруднился ответить устно, он может описать сам, когда ему пришлют проект протокола на согласование.

Не всегда разумно брать по итогам комиссии по легализации на себя какие-то конкретные обязательства. К примеру, если представитель компании обязался в течение какого-то срока выйти на прибыль, то ему гарантировано повторное приглашение на комиссию по истечении срока.

В практике встречаются случаи, когда по окончании проведения комиссии по легализации объектов налогообложения какие-либо требования выдвигаются к собственникам компании. Часто это связано с тем, что они сами оказали прямое или косвенное влияние на получение убытков. Например, головная компания продала дочерней дорогостоящее оборудование в неисправном состоянии, составив при этом договор таким образом, что дочерняя компания не могла предъявить претензии головной компании. Из-за чего и возник убыток. Однако этого не стоит сильно бояться, так как собственников компании привлечь к административной или уголовной ответственности можно лишь в редчайших случаях. И никаких реальных инструментов воздействия на них у налоговиков нет.

Убыточные комиссии легализованы

Многие налогоплательщики самостоятельно или под влиянием различных материалов в прессе пришли к выводу о нежелательности посещения подобного рода комиссий. Особенно часто так поступали должностные лица крупнейших налогоплательщиков. Они отказывались присутствовать на комиссиях, мотивируя свой отказ проведением инвентаризации, нахождением генерального директора в командировке и рядом других причин. Участившиеся отказы привели к тому, что Федеральный закон от 28.06.13 № 134-ФЗ дополняет пункт 3 статьи 88 НК РФ абзацем, устанавливающим право требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка при проведении камеральной налоговой проверки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отказаться от дачи пояснений убыточная компания теперь не вправе. В случае неявки к должностным лицам в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные статьей 19.4 КоАП. А в исключительных случаях неявка на комиссию без уважительной причины приведет к назначению выездной налоговой проверки.

Источники


  1. Правоведение. — М.: КноРус, 2010. — 472 c.

  2. Галахова, А. В. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под редакцией В.М. Лебедева, А.В. Галахова. — М.: Городец, 2015. — 367 c.

  3. Судебная бухгалтерия. — М.: Юридическая литература, 2015. — 344 c.
  4. Шамин, А. Н. История биологической химии. Истоки науки / А.Н. Шамин. — М.: КомКнига, 2013. — 392 c.
  5. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов; Щит-М — М., 2011. — 384 c.
Легализация объектов налогообложения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here