Квотирование мест для инвалидов

Ответы на вопросы по теме: "Квотирование мест для инвалидов" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ в статью 21 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов

См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона

Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

См. справку о квотах для приема на работу инвалидов и других категорий работников, которых работодатель обязан трудоустроить в организации

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Приложение. Рекомендации по квотированию рабочих мест для инвалидов

Приложение
к постановлению Правительства
Удмуртской Республики
от 23 ноября 2015 г. N 530

Рекомендации
по квотированию рабочих мест для инвалидов

I. Общие положения

1. Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется в целях обеспечения им дополнительных гарантий занятости.

2. Настоящие рекомендации определяют порядок взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике (далее — уполномоченные органы), государственных казенных учреждений Удмуртской Республики «Центр занятости населения» (далее — органы службы занятости населения), территориальных органов Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики (далее — органы социальной защиты), в соответствии с которым устанавливается квота для приема на работу инвалидов (далее — работодатели).

3. Работу по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляет комиссия по квотированию рабочих мест для инвалидов, созданная решением соответствующего уполномоченного органа, с участием органов социальной защиты и органов службы занятости населения, а также общественных объединений инвалидов (далее — комиссия по квотированию рабочих мест для инвалидов).

Председателем комиссии по квотированию рабочих мест для инвалидов рекомендуется назначать первого заместителя (заместителя) главы администрации муниципального образования, а заместителем председателя комиссии по квотированию рабочих мест — руководителя органа социальной защиты.

4. Квота — минимальное количество (в процентах от среднесписочной численности работников организации) рабочих мест для приема на работу инвалидов, которые работодатель обязан создать или выделить за счет собственных средств, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды.

Выполненная квота — создание (выделение) работодателем рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты, подтвержденное документами (локальными нормативными актами), и трудоустройство на них инвалидов в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Невыполненная квота — неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов и трудоустройством на квотируемые рабочие места инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу в счет установленной квоты инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалида рекомендации к трудоустройству.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

5. Квота устанавливается для трудоустройства инвалидов, проживающих на территории Удмуртской Республики, которые в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида имеют рекомендации к трудоустройству.

II. Порядок установления квоты

6. Количество рабочих мест, подлежащих квотированию для трудоустройства инвалидов, работодатель исчисляет самостоятельно исходя из среднесписочной численности работников за предыдущий месяц в соответствующих размерах, установленных Правительством Удмуртской Республики.

7. Работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие сведения о квотируемых рабочих местах (рекомендуемая форма локального нормативного акта приведена в приложении 1 к настоящим рекомендациям).

8. Среднесписочная численность работников работодателя исчисляется в порядке, определенном Федеральной службой государственной статистики.

При исчислении размера квоты в среднесписочную численность работников организации не включается численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Размер квоты исчисляется работодателем без учета филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений организации, расположенных в другой местности.

Филиалы, представительства и иные обособленные структурные подразделения организации (далее — филиалы), расположенные вне места нахождения организации, представляют информацию о численности работников и граждан, трудоустроенных в счет установленной квоты, в органы службы занятости населения по месту нахождения филиала.

При расчете квоты округление дробного числа производится в сторону увеличения до целого значения.

9. Работодатель вправе создавать (выделять) дополнительные рабочие места (в том числе специальные) сверх установленной квоты для приема на работу инвалидов.

10. В случае невозможности создания (выделения) в своей организации рабочих мест в счет установленной квоты работодатель имеет право арендовать рабочее место в другой организации и трудоустраивать инвалидов на арендованные рабочие места в счет установленных квот на основе договора.

III. Трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты

11. Прием на работу инвалидов работодателями в счет установленной квоты производится по направлениям органов службы занятости населения, органов социальной защиты или самостоятельно.

Читайте так же:  Увольнение директора ооо

12. При приеме на работу инвалида, направленного органами службы занятости населения, работодатель в пятидневный срок возвращает в органы службы занятости направление с указанием дня приема инвалида на работу.

В случае отказа в приеме на работу инвалида, направленного органами службы занятости населения, работодатель делает в направлении органов службы занятости населения отметку о дне явки инвалида и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление инвалиду.

По требованию инвалида, обратившегося к работодателю самостоятельно, в случае отказа ему в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину в письменной форме.

13. В течение срока действия квоты увольнение трудоустроенных в счет квоты инвалидов по инициативе работодателя осуществляется при уведомлении органов службы занятости населения по месту нахождения организации в пятидневный срок.

14. Работодатели, в отношении которых действует механизм квотирования рабочих мест для инвалидов, ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в органы службы занятости населения по месту нахождения:

сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), реорганизации или ликвидации, принятии в отношении их в установленном законодательством порядке решения об их ликвидации или банкротстве, а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;

информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;

информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов по форме согласно приложению 2 к настоящим рекомендациям.

15. Работодатели, в отношении которых действует механизм квотирования рабочих мест, ежегодно за месяц до окончания текущего года представляют в органы службы занятости населения по месту своего нахождения данные о численности работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда, с приложением заверенных копий документов, подтверждающих отнесение условий труда на рабочих местах к вредным и (или) опасным.

Работодатели вправе представить дополнительную информацию, касающуюся изменений, связанных с выделением, созданием, перепрофилированием или ликвидацией квотируемых рабочих мест.

16. Работодатели предоставляют в органы службы занятости населения отчетную информацию, указанную в пункте 14, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной подписи, либо по почте, либо факсимильной связью при условии последующего подтверждения указанных сведений на бумажном носителе.

17. Органы службы занятости населения:

1) вносят в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведения о свободных рабочих местах и вакантных должностях для трудоустройства инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, выданными в установленном законодательством порядке и содержащими заключения о рекомендуемом характере и условиях труда;

2) выдают инвалидам направления к работодателям для трудоустройства в счет установленной квоты в соответствии с потребностями работодателей, профессиональными возможностями инвалидов и их трудовыми рекомендациями;

3) осуществляют учет работодателей, не представивших информацию в органы службы занятости населения, а также не выполнивших установленную квоту для трудоустройства инвалидов;

4) готовят для комиссии по квотированию рабочих мест для инвалидов информацию о работодателях, не представивших информацию в органы службы занятости населения, не выполняющих установленную квоту для трудоустройства инвалидов, отказывающих в приеме на работу инвалидов.

[2]

18. Контроль выполнения работодателями установленных квот для трудоустройства инвалидов осуществляет комиссия по квотированию рабочих мест для инвалидов соответствующего муниципального образования.

  • Приложение 1. Бланк Приказа
  • Приложение 2. Информация о выполнении квоты для приема на работу инвалидов
>
Бланк Приказа
Содержание
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 23 ноября 2015 г. N 530 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Квоты для инвалидов: нюансы, которые важно знать

Несоблюдение квоты для инвалидов – одно из самых спорных нарушений, выявленных надзорными органами. Из-за противоречивой трактовки законодательства претензии нередко предъявляются к работодателю, у которого на самом деле все «по регламенту». Как правильно понимать нормативные требования и отстоять свою позицию в случае судебного разбирательства, разъясняет эксперт трудового права Денис Елисеенков.

Об авторе: Денис Елисеенков, руководитель направления по трудовым спорам Департамента трудового права Юридической компании «Митрофанова и партнеры». Более 10 лет консультирует работодателей из разных отраслей экономики в области трудового законодательства РФ по различным аспектам его применения и проведения кадровых аудитов. Опыт представления интересов в суде на стороне Заказчика свыше 8 лет.

Квотирование рабочих мест для инвалидов — процедура, реализация которой всегда вызывает споры и противоречивые мнения.

Обязанность работодателя в создании или выделении рабочих мест для инвалидов регламентирована положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а так же Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 90 «О квотировании рабочих мест». Согласно этим нормативным актам, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны создавать или выделять рабочие места для людей с ограниченными возможностями.

Если работодатель не исполняет обязанность по созданию рабочих мест в соответствии с квотой, а так же если отказывает инвалиду в трудоустройстве – его могут привлечь к административной ответственности (кодекс РФ об административных нарушениях, закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»).

При этом действующее законодательство не дает четкой трактовки, что следует понимать под созданием или выделением рабочего места. Если следовать буквальному толкованию закона, то выделение рабочего места означает его оформление в кадровых документах согласно общей процедуре (указание в штатном расписании компании). Создание рабочего места означает его физическое формирование.

В любом случае, административная ответственность, предусмотренная законом за отказ в приеме на работу инвалида, а так же за отсутствие выделенных или созданных рабочих мест не означает , что работодатели обязаны самостоятельно заниматься поиском работников-инвалидов и таким образом заполнять установленную квоту, обеспечивая фактическое трудоустройство.

Данный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ (Определение от 22.05.2013 года № 50-АПГ13-5).

Что происходит на практике

Тем не менее, судебная практика нижестоящих судов по данному вопросу в некотором роде не соответствует требованиям закона. В одном из текущих административных дел по оспариванию результатов проверки, в ходе которой инспекторы усмотрели нарушения в части соблюдения требований законодательства по квотированию организациями рабочих мест для инвалидов, Останкинский районный суд г. Москвы пришел к следующему выводу. «Под созданием (выделением) рабочих мест для инвалидов следует понимать организацию и фактическое трудоустройство на такие места работников (инвалидов). Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, иными словами — выполнена квота» .

Читайте так же:  Заявление о регистрации юридического лица

То есть, суд полагает, что привлечение организации к административной ответственности за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов вполне законно в случае, если в организации отсутствуют работники-инвалиды или квота не заполнена в полном объеме.

Почему-то не принимаются во внимание три обстоятельства:

  • во-первых, административная ответственность установлена не за невыполнение квоты, а за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой;
  • во-вторых, у работодателей отсутствует обязанность в самостоятельном поиске работников вышеуказанной категории для заполнения установленной квоты;
  • в-третьих, предусмотрена отдельная ответственность за отказ в приеме на работу инвалида и не предоставление в органы занятости населения сведений.

Последняя обязанность сформулирована в пункте 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» –предоставлять в органы службы занятости сведения, касающиеся:

  • наличия вакантных рабочих мест (должностей);
  • созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
  • информации о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;
  • выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Данные обязанности направлены на выполнение работодателем квоты. То есть, создание и выделение рабочих мест – это одна из составляющих процесса квотирования.

Позиция судов, что рабочие места считаются созданными (выделенными), только в том случае, если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

Таким образом, чтобы исключить претензии со стороны инспекционных органов по данному вопросу, а так же аргументировано оспорить законность привлечения к административной ответственности за невыполнение обязанности по созданию и выделению квотируемых рабочих мест, организациям необходимо предпринять все меры по соблюдеению квоты для приема на работу инвалидов установленные действующим законодательством. В том числе – выполнять требования пункта 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В совокупности, все эти действия, при их документальном подтверждении, помогут отстоять свою правоту.

Квотирование рабочих мест для инвалидов – всего лишь один пункт в «прицельном» списке вопросов надзорных органов (в том числе ГИТ). Разобраться в многочисленных нормативных противоречиях и «застраховать» компанию от репутационных и финансовых рисков поможет семинар «Инспекционные проверки ГИТ. Как обжаловать действия инспектора по результатам проверки? Актуальные вопросы по типичным нарушениям требований трудового законодательства».

Квотирование мест для инвалидов

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 мая 2019 г. «В 2020-2025 годах планируется проведение эксперимента по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места»

Минтруд России подготовил пакет законопроектов, которые направлены на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов. В частности, вносятся изменения в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. При этом действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей. Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, не удобен работодателям, не однозначен в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов — установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов зафиксировано в федеральном законе от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.

Таким образом, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны:

— создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;

— создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;

Видео (кликните для воспроизведения).

— предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.

С целью совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов Минтруд России подготовил законопроект, в рамках которого в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов. Он разработан по аналогии с пакетом федеральных законов, принятых в 2018 году о проведении в некоторых регионах эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». В качестве «пилотных» были выбраны Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области, как регионы со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в 2018 году инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

Читайте так же:  Взыскание алиментов на содержание супруги

С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты. Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.

Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать законом субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации. Если прожиточный минимум для трудоспособного населения субъекта Российской Федерации выше федерального, то в размере регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения. Такой подход обуславливается необходимостью сохранения единого подхода к размеру компенсационной выплаты в каждом субъекте Российской Федерации, участвующем в эксперименте, а также географических особенностей расположения регионов.

[3]

Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству инвалидов планируется устанавливать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Согласно предлагаемым изменениям средства фондов могут направляться на:

— организацию профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства;

— организацию работодателем профессионального обучения инвалида непосредственно на рабочем месте, включая предоставление инвалиду при необходимости помощи наставника;

— создание и оборудование специальных (дооснащённых) рабочих мест для инвалидов;

— стимулирование работодателей к приёму на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты;

— организацию стажировки инвалидов молодого возраста, в том числе из числа инвалидов — выпускников образовательных организаций;

— расходы на осуществление сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе оказание помощи в организации труда инвалида при дистанционной работе или работе на дому.

Законопроектом устанавливается, что квота для трудоустройства инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в трудовых отношений с инвалидом и/или осуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, исходя из количества рабочих мест в пределах установленной квоты, на которые не были трудоустроены инвалиды. При этом оформление работодателем трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, не отнесенное к заквотированным, в рамках проведения настоящего эксперимента считается в счет выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.

Кроме того, с целью усиления ответственности работодателей предусмотрено внесение дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях за неисполнение работодателем в «пилотных» регионах обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства, путем увеличения штрафных санкций для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц — в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.

Проведение эксперимента запланировано на пять лет — с 1 января 2020 года до 31 декабря 2025 года.

Обзор документа

В 2020-2025 гг. Минтруд намерен провести эксперимент по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места. В рамках квоты работодатели будут обязаны:

— создавать или выделять рабочие места для инвалидов;

— создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;

— предоставлять информацию для организации занятости инвалидов.

Отказ в приеме на работу инвалида в пределах квоты повлечет административное наказание.

В ряде регионов будет введен специальный механизм установления и исполнения квоты. Будут созданы фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями. Это альтернативный вариант выполнения квоты при невозможности принять на работу инвалида. Минтруд разъяснил, как будет определяться размер такой выплаты.

Порядок квотирования рабочих мест для инвалидов в обособленном подразделении численностью более ста человек

Обособленное подразделение организации не встает на учет самостоятельно. Это должна делать головная компания, которой нужно зарегистрироваться как по юридическому адресу, так и месту нахождения каждого обособленного подразделения для выполнения обязательств, установленных законом «О занятости населения» для подачи сведений в органы занятости о вакансиях, для уведомления о сокращении и о квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов (в случае если количество рабочих мест в обособленном подразделении превышает 100 человек).

В связи с этим если обособленное подразделение превышает по численности 100 человек, то оно должно быть зарегистрировано в Центре занятости по месту его нахождения, и, например, в случае сокращения работников обособленного подразделения подает туда информацию.

При этом вопросы квотирования также распространяются на обособленное подразделение, если численность его работников также превышает 100 человек.

Для того, чтобы выполнить требование о квотировании рабочих мест для инвалидов:

  1. Необходимо иметь требуемое количество инвалидов, находящихся с обособленным подразделением в трудовых отношениях.
  2. В обособленном подразделении должны быть копии документов инвалидов об их инвалидности и карты реабилитации и допустимых для них условий труда.
  3. Рабочие места инвалидов должны быть отражены как квотируемые рабочие места (созданные или выделенные) прямо в штатном расписании или отдельном документе организации.
  4. У обособленного подразделения должно быть положение (иной локальный акт) о квотировании рабочих мест, где подразделение определяет все внутренние процедуры приема на работу и организации труда инвалидов.
  5. Рабочие места работников-инвалидов должны пройти специальную оценку условий труда, и работники должны быть с ними ознакомлены.
  6. Карта реабилитации инвалида и результаты его медицинских осмотров должны подтверждать, что он может работать на данном рабочем месте в данных условиях. Оптимально, если данный анализ и решение обособленное подразделение оформит в виде документа (протокол комиссии или заключение специалиста по охране труда и т.д.).
  7. Рабочее место инвалида должно быть оборудовано в соответствии с его медицинскими показаниями (если они есть в части оборудования рабочего места).

Если один или несколько инвалидов работают на дому, — это тоже допустимый вариант закрытия квоты, но «числиться» инвалиды должны именно в обособленном подразделении, а не в головной организации.

По Вашим вопросам:

Для того, чтобы выполнить обязанности по закрытию квоты рабочих мест для инвалидов необходимо:

  • чтобы головная компания зарегистрировала обособленное подразделение в органах занятости региона, в котором оно находится;
  • подать информацию в органы занятости о размере квоты в обособленном подразделении исходя из количества рабочих мест;
  • подать информацию о работающих инвалидах, – если соблюдены все указанные выше условия.
Читайте так же:  Исковое о взыскании задолженности

При этом если в организации работает, необходимое количество инвалидов, — вопросов от службы занятости не возникнет. Однако если квота не будет закрыта, обособленному подразделению могут направлять инвалидов из органов занятости, для которых ему необходимо будет оборудовать рабочие места.

Для того чтобы обособленному подразделению не смогли направить инвалидов для трудоустройства:

  • Оптимальный вариант – всегда держать квоту закрытой, в том числе используя труд инвалидов – надомников, которые будут работать на дому именно в регионе нахождения обособленного подразделения.
  • Второй вариант – выделить какое то рабочее место для приема на работу инвалида и передать сведения в органы занятости о квалификационных требованиях к инвалиду, которого обособленное подразделение может принять на это место. Если у органов занятости не будет кандидатов, обладающих необходимыми квалификационными требованиями, они не смогут направлять в обособленное подразделение других. Однако если в определенном субъекте очень большое количество не трудоустроенных инвалидов, часто органы занятости пишут, что требования организации нереальны, и настаивают на том, чтобы организация сменила статус квотированного рабочего места с «выделенного» на «создаваемое». В случае если место «создаваемое», работодатель никаких требований заранее не предъявляет и обязан трудоустроить любого инвалида создав для него необходимые условия труда.

При этом всю отчетность по квотированию подает головная организация.

Пара слов о порядке выделения и создания специального рабочего места ля инвалида.

По создаваемому рабочему месту никакого особого порядка нет – обособленному подразделению присылают инвалида, оно оценивает его квалификационные характеристики и медицинские противопоказания и создает для него новое рабочее место исходя из потребностей данного конкретного инвалида.

Выделенное рабочее место отражается в штатном расписании, где указывается, что оно выделено для приема на работу квотируемой категории, а в органы занятости подается информация о том, на какую должность (профессию) обособленному подразделению нужен инвалид (условия труда не могут быть вредными), с какими квалификационными характеристиками и какие характеристики имеет его рабочее место. Обособленное подразделение трудоустраивает на это место только того инвалида, который подойдет под данные условия. Прием на работу «не инвалида» на квотируемое рабочее место, которое в обособленном подразделении является выделенным, запрещено.

Валентина Митрофанова, учредитель Института профессионального кадровика

С работодателей, не трудоустраивающих инвалидов, предлагается взимать компенсационную выплату в фонд содействия трудоустройству инвалидов

Размер такой выплаты будет определяться субъектом РФ в (но не менее 7800 рублей в месяц) и устанавливаться в законе о бюджете субъекта РФ на очередной год. Перечисление работодателями компенсационной выплаты в фонд содействия трудоустройству инвалидов будет осуществляться в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Индексация размера компенсационной выплаты будет осуществляться в сроки и в объемах, предусмотренных для индексации размера величины прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Устанавливается, что квота считается выполненной в случаях трудоустройства инвалида на соответствующем рабочем месте либо осуществления работодателем компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов за каждое незаполненное инвалидом рабочее место в пределах установленной квоты.

На ФНС России предлагается возложить обязанность по предоставлению в органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, сведений о работодателях, уплативших в истекшем году компенсационные выплаты в фонд содействия трудоустройству инвалидов за невыполнение установленной квоты.

Одновременно предлагается установить ограничения для работодателей, нарушающих положения законодательства о трудоустройстве инвалидов. Такие работодатели будут лишаться допуска к получению мер государственной поддержки, к участию в государственных закупках, а также права привлечения иностранных работников.

Кроме того, корректируются правила установления квоты для инвалидов. Так, устанавливается, что численность работников для определения обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов определяется количеством штатных единиц у работодателя согласно штатному расписанию без учета штатных единиц филиалов и представительств организации, расположенных в других субъектах РФ. Филиалам и представительствам квота устанавливается в соответствии с законодательством субъекта РФ, на территории которого они расположены и исходя из их штатной численности.

Предполагается, что федеральный закон вступит в силу с 1 января 2019 года.

Квота для приема на работу инвалидов

Каждый гражданин имеет право трудиться, но работодатель неохотно трудоустраивает некоторые категории лиц. В частности это касается людей с ограниченными возможностями. На некоторых предприятиях должна выделяться квота для приема на работу инвалидов . Кто и в каких количествах должен создавать места работы для указанной категории лиц, узнаем из статьи ниже.

Порядок и правила распределения квот на предприятиях

С целью обеспечения рабочими местами лиц с инвалидностью в России действует ФЗ №181-ФЗ , документ регламентирует порядок и правила распределения квот на предприятиях. В ст. 24 ФЗ №181-ФЗ для работодателя установлены определенные обязанности, связанные с данным направлением:

  1. зарезервировать рабочие места для граждан с ограниченными возможностями;
  2. обеспечить условия труда для скорейшей адаптации льготников на предприятии;
  3. подготовить необходимые внутренние документы о формировании мест для инвалидов, подготавливать и регулярно подавать отчетность в государственные учреждения;
  4. информировать центр занятости о ходе и итогах программы выделения квот на предприятии.

В ст. 21 ФЗ №181-ФЗ утвержден предельный норматив для выделения рабочих мест на предприятиях.

Квота – это минимальное количество рабочих мест или их доля для конкретной группы граждан (инвалиды, несовершеннолетние лица).

Значение показателя устанавливается в зависимости о среднесписочной численности граждан, трудящихся в организации, и формируется следующим образом:

Штатная численность работников, чел. Норматив квоты (%)
35-100 до 3,0 100 и более 2,0-4,0

Для определения количества мест для льготников при расчете среднесписочного состава трудящихся не учитываются рабочие места, где условия труда являются тяжелыми или вредными для жизни.

Также в расчет не берется штатная численность сотрудников, трудящихся в филиалах и представительствах в иной местности.

Резервировать места для инвалидов обязаны любые организации, независимо от того какая у них форма собственности. Поэтому не важно, государственное это предприятие или частное. Если штатная численность превышает 35 человек, то руководство фирмы обязаны предоставить рабочие места для льготных категорий.

Имеется ряд предприятий, освобожденных от данной обязанности:

  • незначительная численность штата;
  • общественные организации инвалидов (ООИ);
  • предприятия, созданные ООИ.

Региональные власти могут регулировать количество квотируемых мест. Так они могут оставить показатель на уровне, утвержденном в законе, или увеличить его на свое усмотрение.

Как рассчитывается квота

Следует быть внимательным при расчете, рекомендуется ориентироваться на сведения, содержащиеся в форме 4-П на начало отчетного периода. Данный вид отчетности предоставляется в Росстат с отражением сведений о численности сотрудников и их заработке.

Читайте так же:  Бесплатный санаторий для пенсионеров

Для определения мест по квоте применяется следующая формула:

При расчете необходимо обязательно исключить те рабочие места, которые связаны с повышенной опасностью или вредностью для человека.

Приведем пример расчета:

Штатная численность 132 единицы (вредное производство отсутствует).

Применяется норматив, установленный региональной властью.

Следуем простым математическим путем – делаем округление, получается, что руководство компании обязано обеспечить 4 рабочих места для инвалидов .

Для выполнения программы квотирования необходимо трудоустроить лицо с ограниченными возможностями. Этот факт необходимо подтвердить документально через трудовое соглашение сроком не менее 15 дней в одном текущем месяце.

Порядок резервирования рабочих мест для инвалидов на предприятиях

Предприятия, на которых возложены обязательства по обеспечению социальных гарантий лицам с проблемами по здоровью, обязаны соблюдать строгие правила. Они должны разработать ряд планомерных мероприятий, способствующих развитию программы.

Этапы занесем в таблицу №2

Мероприятия
1 Определить – имеется ли у компании обязанность для бронирования мест по квотам. Для этого потребуется изучить федеральные и региональные законы и другие нормативные акты. За их несоблюдение к организации применяются внушительные штрафные санкции. 2 Рассчитать размер квотируемых мест по утвержденным нормативам. Для этого используется штатное расписание, а не фактическая численность работников. 3 Разработать и издать на предприятиях локальные акты, позволяющие вести правильную политику по успешному исполнению законов. 4 Сообщить в службу занятости для оформления учета и регистрации. 5 Закрепить обязанности за определенным сотрудником по предоставлению регулярной отчетности в центр занятости населения. За несоблюдение сроков или искажение информации могут наложить штраф, как на должностное лицо, так и на саму организацию. Поэтому необходимо выбирать ответственного сотрудника, который понимает всю ответственность и не совершит нарушение закона.

После того как были изучены соответствующие законодательные акты необходимо продолжить внедрять программу в жизнь.

Разработка локальных актов

Для выполнения требований законов на предприятиях необходимо издать следующие документы:

Положение о квотировании рабочих мест для определенной категории льготников Положение о квотировании рабочих мест для определенной категории льготников В регламенте отражаются необходимые сведения:
  • величина квоты и категория льготников;
  • правила проведения мероприятий по выбранному направлению;
  • назначить должностное лицо, ответственное за дальнейшую работу.
Приказ о выделении квоты по вакансиям Документ должен содержать определенные пункты:
  • должность, на которую может рассчитывать инвалид;
  • какие потребуется внести изменения в трудовые условия исполнения должностных обязанностей;
  • лиц, ответственных за выполнение приказа.

В регламенте отражаются основные принципы организации рабочего процесса на предприятии, а приказ содержит сведения о конкретных ответственных лицах. На крупных предприятиях такая обязанность возлагается на кадровую службу. Необходимо предусмотреть, кто будет оказывать дальнейшее развитие программы, если основной ответственный работник будет отсутствовать.

Регистрация в ЦЗН

Необходимо тесно взаимодействовать со службой занятости, для этого требуется выполнить ряд простых действий:

  • ознакомиться с нормативными актами на региональном уровне;
  • подготовить требуемый перечень документов для оформления;
  • передать пакет бланков для дальнейшей регистрации в ЦЗ в той местности, где зарегистрирована фирма;
  • дождаться письменного уведомления от ЦЗ, что процесс регистрации завершен и организация признана соответствующей для предоставления рабочих мест инвалидам.

Сотрудники фирмы занятости каждой организации присваивают определенный номер, его необходимо указывать на отчетности для идентификации.

Взаимодействие с ЦЗН

Все предприятия обязаны предоставлять ежемесячную отчетность в ЦЗ. Форма бланка утверждена, поэтому необходимо соблюдать правила по заполнению формы.

В отчете отражается такая информация:

  • общее число вакансий на предприятии;
  • количество мест, предназначенных для льготников;
  • обо всех принятых сотрудниках на работу, в том числе и инвалидах;
  • о введенных на предприятиях локальных актах, связанных с предоставлением мест для льготных категорий лиц;
  • как выполняются требования законодательства по квотированию рабочих мест.

[1]

Юридические лица передают в органы статистики отчет по форме №4-П , в нем содержится идентичная информация.

Необходимо сверять цифры между данными видами отчетности, чтобы не было расхождений. Индивидуальные предприниматели освобождены от предоставления данной отчетности.

Как происходит трудоустройство инвалидов
Руководство фирмы может принять большее число работников, имеющих проблемы со здоровьем, но этот показатель не может быть меньше, чем установлено на федеральном или региональном уровне.

Соискатель вакансии может получить рабочее место одним из путей:

  • человек лично обращается в кадровую службу с просьбой о подборе для него места;
  • гражданин обратился в фирму по объявлению, что имеется определенная вакансия;
  • потенциального сотрудника направляют из ЦЗН, после получения заявки от организации;
  • новый работник был отобран на ярмарке вакансий.

При наличии вакансии, соответствующей специализации льготника, работодатель должен принять его на работу без установления испытательного срока. Дальнейшее оформление происходит по действующим нормам трудового законодательства. С новым работником подписывается трудовое соглашение, в котором указываются условия труда, а также иные социальные гарантии.

Ответственность

Трудовая инспекция строго контролирует выполнение правил выделения мест работодателем льготникам.

Инспекция должна реагировать на обращения граждан при выявлении фактов нарушения их прав трудоустроиться. При выявлении отклонений от нормы, виновнику грозит административная ответственность.

Нарушение ст. КоАП РФ Величина штрафа Кому назначается
В организации не сформированы рабочие места для инвалидов в соответствии с утвержденной квотой 5.12 5 000 – 10 000 руб. На должностное лицо Инвалиду отказали в приеме на работу, хотя квота имеется Пропущен срок предоставления первичных статистических сведений 13.19 10 000 – 20 000 руб. На должностное лицо 20 000 – 70 000 руб. На организацию Нарушение сроков предоставления отчетности в ЦЗН, или если сведения были указаны не в полном объеме или искаженном виде 19.7 300 – 500 руб. На должностное лицо 3000 – 5000 руб. На организацию
Видео (кликните для воспроизведения).

Предприятия со штатной численностью сотрудников обязаны предусмотреть места работы для лиц с ограниченными возможностями. Такое правило закреплено на законодательном уровне, а его нарушение организациям грозят штрафные санкции.

Источники


  1. Шамин, А. Н. История биологической химии. Истоки науки / А.Н. Шамин. — М.: КомКнига, 2013. — 392 c.

  2. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2009. — 384 c.

  3. Пивоваров, Ю.С. История судебных учреждений России / Ю.С. Пивоваров. — М.: ИНИОН РАН, 2015. — 222 c.
  4. Бирюков, Б.М. Приватизация и деприватизация жилья: вопросы правового регулирования; М.: Ось-89, 2011. — 208 c.
  5. Теория государства и права в вопросах и ответах:Учебно-методическое пособие. -5-е изд. исп. — Москва: ИЛ, 2015. — 725 c.
Квотирование мест для инвалидов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here