Концессионное соглашение

Ответы на вопросы по теме: "Концессионное соглашение" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Концессионное соглашение

— соглашение, по которому частный инвестор (Концессионер) обязуется за свой счет создать или реконструировать имущество, право собственности на которое принадлежит государству (Концеденту), осуществлять деятельность с использованием этого имущества, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру права владения и пользования этим имуществом.

Разъяснение

Концессионное соглашение позволяет привлекать частные инвестиции в объекты, принадлежащие государству, не прибегая к их приватизации. Суть концессионного соглашения в том, что концессионер (частный инвестор) создает или реконструирует имущество концедента (государства). При этом, концессионер получает на определенный соглашением срок права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления оговоренной деятельности.

Концессионные соглашения — это одна из форм Государственно-частного партнерства.

Концессионные соглашения регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Концессионное соглашение — это соглашение, по которому одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ).

Объекты концессионного соглашения

Объектами концессионного соглашения могут быть (ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ):

1) автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, то есть объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог (в том числе остановочные пункты), объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса;

2) объекты железнодорожного транспорта;

3) объекты трубопроводного транспорта;

4) морские и речные порты, в том числе искусственные земельные участки, гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;

5) морские и речные суда, суда смешанного (река — море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки;

6) аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских и государственных воздушных судов авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи;

7) объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;

8) утратил силу. — Федеральный закон от 04.12.2007 N 332-ФЗ;

9) гидротехнические сооружения;

10) объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;

11) системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания граждан;

12) метрополитен и другой транспорт общего пользования;

13) объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения;

14) объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения;

15) здания, строения и сооружения, предназначенные для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, объекты производственной и инженерной инфраструктур таких зданий, строений и сооружений;

16) объекты производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о развитии сельского хозяйства перечень и определенные согласно критериям, установленным Правительством Российской Федерации.

Стороны концессионного соглашения

Стороны концессионного соглашения регулируются ст. 5 федерального закона 115-ФЗ.

Концедент — Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. Отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться уполномоченными концедентом в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления органами и юридическими лицами, и концедент должен известить концессионера о таких органах, лицах и об осуществляемых ими правах и обязанностях. Полномочия концедента также вправе осуществлять государственная компания, созданная Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Концессионер — индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

Плата по концессионному соглашению (Концессионная плата)

Концессионная плата регулируется ст. 7 федерального закона 115-ФЗ.

Концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения. Внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования (эксплуатации). Размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.

Концессионная плата может быть установлена в форме:

1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;

Читайте так же:  Ликвидация объекта

2) установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

3) передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.

Концессионным соглашением может предусматриваться сочетание указанныхформ концессионной платы.

Пример

Концессионные соглашения заключались при строительстве «Скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург.

Так, Распоряжение Правительства России от 14 мая 2013 г. № 775-р предписывало заключить концессионные соглашения и определяло их основные условия.

Налогообложение концессионных соглашений

Особенности исчисления и уплаты в бюджет НДС при осуществлении операций в соответствии с концессионным соглашением регулируется статьей 174.1. НК РФ.

Налог на прибыль

Доходы в виде имущества и (или) имущественных прав, полученных по концессионному соглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации не облагаются налогом на прибыль организаций (пп. 37 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг или законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения или концессионного соглашения (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Первоначальная стоимость имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, определяется как рыночная стоимость такого имущества, определенная на момент его получения и увеличенная на сумму расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и доведение такого имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (концессионная плата) признается прочим расходом по налогу на прибыль (пп. 10.1. п. 1 ст. 264 НК РФ).

Налог на имущество организаций

Имущество полученное по концессионному соглашению может быть объектом налогообложения (п. 1 ст. 374 НК РФ).

Имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, подлежит налогообложению у концессионера (ст. 378.1. НК РФ).

Дополнительно

Государственно-частное партнерство, Муниципально-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.

[2]

Порядок заключения концессионного соглашения

Порядок заключения концессионного соглашения в силу своей специфики имеет ряд своих особенностей, которые отличают его от порядка заключения других гражданско-правовых договоров. Так, концессионное соглашение может быть заключено двумя способами: с проведением конкурса и без его проведения.

Порядок заключения концессионного соглашения (с победителем конкурса)

Порядок заключения концессионного соглашения включает в себя несколько этапов. Прежде всего, концедент обязан направить в срок, составляющий 5 рабочих дней, начиная с момента подписания протокола об итогах проведения конкурса, лицу, который выиграл конкурс, экземпляр указанного протокола и проект соглашения. При этом проект с концессионного соглашения должен включать следующие условия:

  • условия, которые установлены решением о заключении концессионного соглашения;
  • условия соглашения, определенные документацией конкурса;
  • условия, которые включены лицом, выигравшим конкурс, в предложение;
  • прочие условия.

Концессионное соглашение подписывается в срок, который определяется конкурсной документацией и опубликовывается в сообщении о проведении конкурса.

Если лицо, которое победило в конкурсе не предоставляет концеденту необходимые для заключения соглашения документы, а также документы, которые подтверждают обеспечение исполнения обязательств по соглашению, до определенной конкурсной документацией даты подписания соглашения о концессии, то концедент отказывает в заключении такого соглашения с указанным лицом.

После даты подписания протокола об итогах проведения конкурса, уполномоченный орган, ведет переговоры в виде совместных совещаний с лицом, которое победило в конкурсе, или с другим лицом, относительно которого решено заключить концессионное соглашение для того, чтобы обсудить условия соглашения и их возможное изменение по итогам переговоров.

После проведения переговоров нельзя изменять условия сделки, если такие условия представляют собой критерии, по которым проводился конкурс, и содержание таких условий устанавливалось исходя из конкурсного предложения лица, победившего конкурс и являющегося претендентом на заключение соглашения о концессии.

Документацией конкурса определяется порядок и срок ведения переговоров, включая условия соглашения о концессии, не подлежащие изменению при ведении переговоров, и условия, подлежащие изменению с учетом установленного документацией конкурса порядка.

В случае отказа или уклонения лица, победившего в конкурсе, от заключения в предусмотренный срок соглашения о концессии, концедент имеет право сделать предложение о заключении соглашения о концессии участнику конкурса, конкурсное предложение которого по итогам рассмотрения и оценки конкурсных предложений состоит из лучших условий, следующих после условий, которые предложил победитель конкурса.

Такому участнику конкурса концедент отправляет проект концессионного соглашения, который включает в себя условия соглашения, установленные решением заключения соглашения, документацией конкурса и заявленным таким участником конкурса конкурсным предложением, а также иные необходимые условия.

Концессионное соглашение подписывается в срок, предусмотренный документацией конкурса, и опубликовывается в сообщении о проведении конкурса. Срок исчисляется со дня отправления такому участнику конкурса проекта соглашения о концессии.

Если лицо, победившее в конкурсе, не подписывает в срок соглашение о концессии, то ему не возвращается задаток, который он внес в качестве средства обеспечения исполнения обязательства по соглашению.

В случае, если участник конкурса, которому было предложено заключить концессионное соглашение, до предусмотренного срока подписания соглашения не предъявил концеденту документы, установленные документацией конкурса и удостоверяющие обеспечение исполнения обязательств по соглашению о концессии, концедент отказывает в заключении соглашения с таким участником конкурса и объявляет конкурс несостоявшимся.

Читайте так же:  Кто рассматривает трудовые споры

Если заявку на участие в конкурсе подало лишь одно лицо, или если конкурсная комиссия признала только одно конкурсное предложение в качестве соответствующего критериям конкурса, то порядок заключения концессионного соглашения будет аналогичным порядку заключения такого соглашения с победителем конкурса.

Если после отправления концедентом лицу, которое выиграло конкурс, другому участнику конкурса, или заявителю всех необходимых документов установлено, что такое лицо находится в состоянии ликвидации, или прекращает свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, или такое лицо признано судом банкротом, и в отношении него открыто конкурсное производство, концедент отказывается от заключения соглашения о концессии с таким лицом, и в срок равный 5 дней с момента принятия такого решения оповещает о нем такое лицо. В срок, равный 30 дней с момента получения таким лицом решения об отказе заключить договор, указанное лицо может оспорить это решение в судебном порядке.

Если лицу, выигравшему конкурс, отказано в заключении с ним концессионного соглашения, концедент имеет право сделать предложение о заключении соглашения участнику конкурса, чье конкурсное предложение по итогам рассмотрения и оценки конкурсных предложений включает в себя лучшие условия, следующие после условий, которые предложил победитель конкурса.

Концессионное соглашение заключается в письменной форме и вступает в силу с момента его подписания.

Заключение концессионного соглашения без проведения конкурса

Закон предусматривает несколько случаев, когда концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса:

Концессионное соглашение: двойное толкование в законе

Платные дороги уже есть, а как будет регулироваться плата за пользование городскими улицами, например?

Конечно, до этого еще не дошло, но строго говоря, зачем Вам улица, если Вы по ней не ездите или загрязняете ее? Уверен, наши законодатели будут изобретать все новые и новые подходы сбора денег с населения.

Вот выдержка из Федерального закона №115-ФЗ от 21 июля 2005 года «О концессионных соглашениях», в котором речь идет о платных дорогах, но поскольку договор простой аренды для таких масштабов нашим олигархам маловат, изобретаются новые термины, которые, например, в основополагающем нормативном акте – Гражданском кодексе РФ – звучат иначе. Итак, по принятому закону и принимаемым к нему поправкам, статья 3 указанного Федерального закона звучит так:

«1. По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее – объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности».

Видео (кликните для воспроизведения).

Вот статья 1027 Гражданского кодекса РФ, которому не должны противоречить иные федеральные законы и подзаконные акты:

«По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)».

Мы видим: речь идет о нематериальных активах, праве на имя, деловую репутацию, торговую марку, торговый знак, в крайнем случае изображение того или иного лица или упоминания успешности его компании. Взамен нужно отчислить часть прибыли от продажи продукции, если эта рпродукция маркирована известным брендом.

Концессионные соглашения тоже предусматривают пользование, но в отличие от нематериальных объектов, как устанавливает сегодня российское право, они касаются вполне материальных активов: частью коммуникаций общего назначения, автомобильных дорог. Заметим, что никакого исключительного права на содержание инфраструктуры дорог в целом, автозаправки, обеспечение пищей и топливом, дополнительными ремонтными работами, пользователю не передается ни по факту, ни по такому соглашению, ни по закону. Просто пользователь стрижет деньги с граждан вместе с арендодателем и все.

Концессионное соглашение – это только красивое название, перепечатанное из непонятного зарубежного правового источника, что не скрывает отзыв Правительства России.

В законе подчеркнуто право пользования бесплатной дорогой, а платная должна быть ей хорошей альтернативой. Помолчим влиянии на экологическую ситуацию от такого строительства и невозможной стоимости на трассе Москва – Санкт-Петербург. К тому же пользование знаменитым Ленинградским шоссе в субботу, например, становится вообще невозможным, а значит проезд по платной автодороге становится не добровольным.

То есть, возвращаясь к закону, прав граждан там вообще нет, уж если Вы, господа законодатели, делаете новую конструкцию юридической нормы, могли бы упомянуть и о них.

[1]

Простой договор аренды автомобильной дороги, конечно, предусматривает обязанности пользователя, но словосочетание «возвратить объект в срок» должно определить границы объекта, а тут такое безграничное право собственности и пользования.

Точно также и срок договора является существенным для договора аренды, а зачем нам здесь вообще сроки, они, конечно, оговорены, но вечное пользование такой дорогой должно войти у «пользователей» в привычку. Недаром концессионное соглашение, например, использование Вашего товарного знака или просто изображение симпатичного лица на упаковках с шампунем и доходы от его продажи, например, вечно пока производиться этот самый шампунь и существуют заводы по его производству.

Может возникнуть вопрос цены, но пользователь не знает какова будет цена, какая будет плата, сколько получит арендодатель в итоге, потому, строго говоря, это нельзя называть своим именем, договором аренды недвижимого имущества.

Читайте так же:  Реорганизация разделение выделение снт

Возможность подачи в суд исков от третьих лиц, здесь при таком непонятном названии соглашения, почти исключена, ведь нельзя нарушить то, чего нет в российском праве по большому счету.

Самое главное, что государство, если верить статье 3, строит дороги за свой счет и по этому соглашению передает не только в пользование, но и в собственность, хотя ни один пользователь товарной упаковки и товарного знака на ней права собственности на изображение или знак не имеет по договору концессии никогда. Кроме того, собственник вообще не обязан никогда и никому за что-то платить, кроме налогов и взносов –обязательных сборов в бюджет России и специальные фонды…

[3]

Если говорить правду, такие соглашения по сути могут быть признаны фиктивными, поскольку существуют для возможности прикрывать другие правоотношения, а именно по эксплуатации, проектированию и строительству, сдаче в аренду транспортных коммуникаций общего пользования. Но на самом деле подразумевается совершенно произвольное отчисление правообладателю части дохода, который определяет исключительно пользователь. Его исключительное – право это собирать деньги, но у государства такого права получается нет, и передавать потому ему по таким соглашениям нечего, потому оно строит, но ничего не собирает, а назначает подставное лицо (передающего объекты) для обогащения частных структур, где участие государства может быть довольно посредственным.

Но тем не менее автомобильное движение междугороднего сообщения должно быть обеспечено в любом случае и неисполнение его функционирования предусматривает ответственность органов власти и органов местного самоуправления, о чем в чисто гражданском законе вообще речи нет, но закон не регулируется просто Гражданским кодексом именно потому, что разработчики учли и это.

Это социальные права граждан не прописаны так, чтобы комар носа не подточил, а права получать доходы с граждан, предусмотрены так, чтобы подкопаться было нельзя, не было бы правовых инструментов для этого подкопа.

Но тем не менее, собственника с платной государственной трассой можно только пожалеть, ведь он один, а пользователей собственно дороги, водителей и граждан миллионы, а контролирующих органов и того больше, а государство и его аффилированные структуры здесь больше не при чем!!

Отношения сугубо гражданские, никаких должностных преступлений, именуемых коррупцией. Но ведь ни один чиновник не скажет Вам : «Давайте решать вопрос!», он назовет Вам коммерческую фирму для консультаций.

Что такое договор концессии — простыми словами о важном

Многие страны остро нуждаются в инвестициях, в том числе иностранных.

Это не только материальные ресурсы, но также современные технологии, актуальные инженерные решения, работа специалистов международного уровня.

Один из способов решения этой проблемы – предоставление концессий.

Что такое концессия простыми словами

Государству необходимо реализовать какой-либо важный проект. Это может быть строительный объект: аэропорт, гидроэлектростанция, линия метро. Или разработка природных ресурсов.

Проектирование и строительство такого сооружения сопряжено с большими расходами. Также желательно привлечь инженеров и других технических специалистов, которые уже имеют опыт подобных работ. Кроме того, нужно выбрать ответственного подрядчика.

Не каждая организация сможет разработать проект такого масштаба и реализовать его. У многих может просто не хватить ресурсов.

Взамен компания получает возможности использовать объект, получая прибыль. Что позволит вернуть затраченные средства и получить доход.

Концессии можно дать следующее определение – это предоставление государством организации исключительных прав на возведение конкретного объекта с последующей передачей его в собственность страны. За это организация получит возможность эксплуатировать объект после его возведения в течение определённого времени.

Актуальными примерами концессии являются строительство моста через Обь в Новосибирской области и инвестиции в объекты водоснабжения Волгоградской области.

Концессия в России имеет богатую историю. Её корни идут к системе откупов, распространённой в средние века. В этот период частные компании занимались удержанием различных сборов с населения в доход государства. Такие права давались тем организациям, которые занимались строго определённым видом деятельности. Например, торговлей вином.

Концессионное соглашение (договор)

Правовой основой для рассматриваемого партнёрства служит договор.

В нём должны быть следующие положения:

  1. Общие сведения о сторонах, целях заключения договора, намерениях сторон. Часто соглашение составляется по результатам публичных торгов. Если они проводились, в документе должна быть ссылка на протокол мероприятия.
  2. Описание объекта, который должен быть создан: размеры, производительность, сроки создания и иные технические характеристики. Подробности детально расписываются в техническом приложении.
  3. Порядок использования возведённого объекта, период и размер платы.
  4. Права и обязанности концессионера. Компания может реализовывать проект своими силами и с привлечением подрядчиков. Также лицо использует возведённый объект строго по назначению. Организация обязана следовать требованиям согласованной технической документации, осуществлять текущий ремонт и обслуживание зданий и оборудования. После завершения срока эксплуатации она передаёт объект государству.
  5. Права и обязанности концедента. Государство имеет право требовать строгого исполнения согласованного проекта, в том числе и по срокам. Также концедент контролирует соблюдение технических нормативов, норм законодательства. Сторона обязана передать оговоренное в договоре имущество концессионеру. Обычно это земельный участок.

В договоре могут быть оговорены и иные условия. Документ разрабатывается под каждый проект, образцы используются редко.

Коммерческая концессия

Коммерческая концессия предназначена для того, чтобы организация или гражданин могли передать какие-либо исключительные права иному лицу. Коммерческой концессии близко понятие франшизы.

В рамках подобных договоров сегодня развиваются сети быстрого питания. Головная организация продаёт право на свой бренд, предоставляет технологии и стандарты, по которым работают заведения по всему миру. Концессионеру потребуется вложить деньги в уже готовый проект.

Классическая и коммерческая концессия имеют следующие отличия:

  1. Концедентом в обычной концессии выступает государство. В коммерческой – любое лицо.
  2. Коммерческая концессия не предполагает переход каких-либо имущественных прав.
  3. Концедент в коммерческой концессии заинтересован в получении максимальной прибыли от собственных разработок. Государство при заключении договора желает получить современный объект с инфраструктурой, который оно самостоятельно не может создать.
Читайте так же:  Заключение мирового соглашения

Концедент и концессионер

Сторонами рассматриваемого договора являются:

  1. Концессионер – лицо, которое берёт на себя обязательство по реализации инвестиционного проекта. Обычно это коммерческая организация или группа компаний.
  2. Концедент – конкретное государство. От его имени соглашение подписывают руководители правительства, административных единиц или иных органов власти.

Отношения сторон проходят строго в рамках подписанного договора.

Концессионная плата

В период пользования построенным объектом, юридическое лицо обязано перечислять государству определённое вознаграждение.

Плата может устанавливаться следующим образом:

  • в виде доли прибыли, получаемой коммерческой организации от эксплуатации объекта;
  • в размере определённой суммы, которая подлежит перечислению в бюджет одним или несколькими платежами;
  • в форме передачи недвижимости, принадлежащей частной компании.

Размер платы согласовывается сторонами отдельно.

Концессионное соглашение – эффективный инструмент для создания и развития объектов инфраструктуры. Привлечение частных компаний означает приток ресурсов и новых технологий.

Смотрите видео, в котором специалист разъясняет особенности концессионных проектов:

Концессионное соглашение — что это такое простыми словами

История концессионных соглашений

Концессионное соглашение(от лат. ”concessio”- уступка) — это форма договора, регулирующийся Гражданским кодексом, взаимовыгодного партнерства между частным лицом (концессионер) и государством (концедент). Благодаря которому государство передает часть или весь объем работы частному лицу, с целью эффективного управления государственной собственностью. Вторая сторона взамен получает прибыль и возможность разработать определенные проекты на этой государственной, или муниципальной собственности.

Изначально Государству необходимо реализовать важный проект. Например, строительство дороги, аэропорта, метро, моста и т. д. Но возможности, по большей части из-за нехватки бюджета, у него такой нет. С другой стороны есть инвестор, у которого есть необходимая сумма, и готов в любой момент взяться за проект, реализовать его, но с тем учетом что в дальнейшем он получит за это определенную прибыль, например, установит определенный период времени для эксплуатации объекта на платой основе. На основании договоренности заключается концессионное соглашение, в котором государство на время передает во владение собственность, а частное лицо реализует проект. Прибыль и окупаемость с проекта у инвестора складывается за счет эксплуатации объекта.

Практика концессионного партнерства образовалась в средние века. Впервые концессионное законодательство появилось в Великобритании в 17 веке. Там же произошли наиболее значимые в истории преобразования. В период с 1992 — 2001 правительство реализовало больше 400 проектов и концессионных соглашений. В России история концессии появилась с десятком тысяч железных дорог в начале 20 века. Концессия внесла положительный первый опыт в России, огромный вклад в развитие страны, а вместе с ним и большой доход государству. Неоценимый вклад со временем стал приносить и в развитие инфраструктуры, сельского хозяйства, возросло число квалифицированной рабочей силы, сократился коэффициент безработицы.
Пример концессионных соглашений

Как пример можно рассмотреть концессионное соглашение, которое состоялось 14 сентября 2016 года. Между ООО «Наро-Фоминская платная дорога» и городом Наро-Фоминск. Проект на исполнении у частного лица ООО «Наро-Фоминская платная дорога» до 2019 года. Договоренность заключалась в передаче проекта частному сектору от муниципалитета на взаимовыгодных условиях. Общая протяженность трассы составляет 2,6 км. По плану проекта предусмотрен путепровод, где он с дорогой соединится. После реализации проекта дорога и дополнительные постройки будут переданы обратно государству. А концессионер сможет платно эксплуатировать его в течение 35 лет, дополнительно выплачивая государству вознаграждение.

Для наглядности указано основное содержание договора. Важный этап сделки — это подготовка соглашения. В соглашении значится условия оплаты, и правила предоставления земельного участка, ее эксплуатации, правила, сроки и обязательства сторон. Описание объекта, его технические и экономические характеристики. Условия пользования, и остальные важные пункты. Прочие существенные условия, определены в федеральном законодательстве.

Существует установленный порядок заключения соглашения — это конкурсная основа. По взаимному добровольному согласию можно вносить дополнительные пункты в типовой договор, не противоречащие законодательству РФ. Пользователь наделен гарантиями и защитой своих интересов в рамках Конституции, международных договоров, ФЗ. Так же, может рассчитывать на компенсацию убытков, причиненных государственной, муниципальной,или региональной властью. В следствии не правомерных действий.

Преимущества и недостатки концессионных отношений

  1. Выгодное и эффективное управление государственной собственностью за счет частных лиц;
  2. Решаются общественные проблемы, которые государство решить в затруднении, в связи с недостаточным финансированием;
  3. Взаимодействие государства и бизнеса;
  1. Очень дорогостоящие отношения, рискованно не окупаемостью.
  2. Слишком мало практики и опыта.
  3. Прав больше у концендента, конссионер сильно рискует.
  4. На время пользования объектом юридическое лицо должно передавать государству вознаграждение (плата может быть в качестве: твердой денежной суммы, доли доходов или передача в собственность имущества)

Концессионное соглашение — вполне выгодный вариант для эффективного развития инфраструктуры страны и создания ее объектов.Выгодно как для государства, частного лица и общества в целом.

Инициативная концессия: подготовка проекта концессионного соглашения

Инициативная концессия: подготовка проекта концессионного соглашения

Заключая концессионное соглашение, концессионер берет на себя обязанность в процессе пользования и владения принадлежащим концеденту имуществом, произвести инвестиции с целью его модернизации, реконструкции или создания нового. Имущество предоставляется концессионеру во временное пользование и владение на условиях, установленных соглашением. Такого рода соглашения преследуют цель защитить как вложенные инвестиции, так и оградить государственное или муниципальное имущество от утраты. Объектами концессионного соглашения чаще всего являются объекты коммунального хозяйства.

Фабула дела:

ООО «Тепло» (далее — истец) приняло решение об участии в концессионном соглашении. Согласно закону, инициатива в его заключении может исходить от концессионера. Истец обратился к главе Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края с письмом, в котором просил предоставить документацию и информацию, в целях подготовки предложения о заключении концессионного соглашения. Предметом соглашения предполагались объекты тепло-водоснабжения, водоотведения на территориях, входящих в Верхнебуреинский район.

Читайте так же:  Понятие дееспособности граждан

В ответе на письмо истца Администрация Верхнебуреинского муниципального района (далее — ответчик) указала, что с необходимой информацией можно ознакомиться на ее сайте. Истец ознакомился с содержанием информации и документацией, представленной на сайте ответчика, и пришел к выводу, что их перечень и объем не соответствует объему информации и документации, обязанность в предоставлении которых возложена на ответчика законом.

В отсутствие полного перечня определенной законом информации и документации истец не мог начать подготовку проекта концессионного соглашения и был вынужден обратиться в суд с требованием о понуждении ответчика передать, необходимую информацию и документацию.

Судебный акт: решение АС Хабаровского края по делу No А73-3335/2018

Выводы суда:

1. Концессионное соглашение представляет собой, по сути, договор, содержащий в себе элементы нескольких договоров. Закон устанавливает возможность заключения указанного договора в отношении объектов тепло-водоснабжения, водоотведения.

2. Закон предусматривает, что инициатива в заключении концессионного соглашения может исходить от концессионера. Концессионером может быть лицо, отвечающее предъявляемым к нему законом требованиям.

3. Лицо, выразившее инициативу в заключении указанного договора, имеет право на представление в орган, уполномоченный на рассмотрение и заключение такого рода договоров, условий и проекта его заключения, а также на проведение предварительных переговоров по поводу подготовки проекта с собственником объектов тепло-водоснабжения и водоотведения. Инициатива концессионера должна соответствовать программам развития объектов тепло-водоснабжения и водоотведения.

4. Если инициатива в заключении концессионного соглашения направлена на объекты тепло-водоснабжения, водоотведения, то закон наделяет концессионера правом требования представления ему уполномоченным органом указанных в законе документов, материалов, сведений о составе указанных систем и их схему.

5. Доводы ответчика о том, что у него нет в полном объеме запрошенной истцом информации и документации, не снимает с него обязанность по ее представлению. Неисполнение требований закона по передаче истцу запрошенной им информации и документации по системе тепло-водоснабжения, водоотведения является нарушением его прав.

Комментарии:
1) Концессионные соглашения являются одной из наиболее эффективных форм государственно-частного партнерства. Они обеспечивают приток инвестиций и эффективное управление имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности, и направлены, прежде всего, на решение публичных интересов.

Высокая эффективность инвестиций бизнеса в создание или модернизацию имущества жизнеобеспечения публичного образования и есть желаемый результат от заключения такого рода договоров.

2) Закон в равной степени защищает права и интересы и частного инвестора и публичного образования на этапе подготовки концессионного соглашения.

3) Примечательно, что истец избрал способ защиты нарушенного права путем инициирования судебного разбирательства в исковом порядке. Представляется, что в случае принятия решения о подаче заявления о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия и их должностных лиц, обязанность доказывания правомерности действий ответчика полностью возлагалась бы на последнего. Положение истца в судебном разбирательстве было бы более удобным и менее трудоемким в несении бремени доказывания .

4) Ситуация, при которой публичное образование не может предоставить полную и достоверную информацию относительно имущества, в отношении которого оно осуществляет права собственника, не нова. При закреплении имущества одного публичного образования за другим либо при создании новых органов, осуществляющих полномочия собственника в отношении имущества публичного образования возможны как потеря документации, вследствие ненадлежащего контроля за ее наличием, так и отсутствие должного контроля за актуальностью содержащихся в ней сведений.

5) Это требует от публичного образования дополнительных временных, а подчас и материальных затрат для ее актуализации и приведения в соответствии с нормативными требованиями. В случае же, если такие упущения нарушают права третьих лиц, то у публичного образования возникает риск несения неблагоприятных последствий подобного рода упущений.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес [email protected] .

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Видео (кликните для воспроизведения).

Давид Гликштейн, менеджер. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.

Источники


  1. Фаградянц, И. Немецко — русский словарь — справочник. Переписка с официальными лицами и учреждениями: структура письма, образцы обращений, примеры писем; М.: ЭТС & Polyglossum, 2011. — 208 c.

  2. Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.

  3. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Норма, 2017. — 415 c.
  4. Егиазаров, В.А. Транспортное право: Учебник; М.: Юстицинформ; Издание 5-е, доп., 2012. — 552 c.
  5. Теория государства и права. — М.: Форум, Инфра-М, 2008. — 624 c.
Концессионное соглашение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here