Концессионное соглашение без проведения конкурса

Ответы на вопросы по теме: "Концессионное соглашение без проведения конкурса" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Возможно ли заключить концессионное соглашение без проведения конкурса?

Возможно ли заключить концессионное соглашение (НЕ договор АРЕНДЫ) без проведения конкурса, если у арендатора имелись прерывистые договоры аренды на имущество?

Да, возможно, если последний договор аренды заключен до 01.01.2015.

Такие требования содержатся в пункте 3 части 1.1 статьи 51 Закона о концессионных соглашениях.

В этом случае имущество также будет находиться в аренде у лица на законных основаниях.

Дополнительно см. материалы в обосновании.

Гость, знакомьтесь — Правобот!

«Окупить вложенные в рамках концессионых соглашений инвестиции позволяет институт минимального гарантированного дохода (МГД). МГД представляет собой гарантию государства на случай, если доход инвестора будет меньше запланированного в финансовой модели проекта. При этом государство компенсирует возникшую у инвестора разницу в доходах. Гарантия выплаты МГД используется как в ситуациях, когда доходы инвестора зависят от действий самого государства, так и тогда, когда они зависят от внешних обстоятельств.

Пилотными проектами, которые предусматривали компенсацию в виде МГД, стали концессионные соглашения о строительстве платных автодорог, где концессионер получил право взимать с пользователей дороги плату за проезд (direct toll concessions). МГД компенсировал инвестиции концессионера, если полученной платы за проезд оказывалось недостаточно. Реализовать такие соглашения позволили изменения в законодательстве об автомобильных дорогах. В них прямо указывалось, что концессионные соглашения могут содержать условия о выплате инвестору компенсации в случае недостижения установленных показателей интенсивности движения по автодороге.

В дальнейшем МГД стали активно применять в соглашениях о строительстве объектов железнодорожной инфраструктуры, объектов социально-культурного назначения и т. п.»

Инициативная концессия: новый способ заключения соглашения без конкурса

Р.Р. Искендеров, руководитель Центра государственно-частного партнерства Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения

С внесением изменений в закон «О концессионных соглашениях» (далее — Закон) появился новый способ заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения без проведения конкурса.

Новый механизм направлен на ускорение порядка заключения концессионных соглашений в отношении объектов водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах с небольшим количеством жителей. Конкурсы на право заключения концессионных соглашений, проводимые в таких поселениях, зачастую оказывались безрезультатными в связи с отсутствием заинтересованных участников. При этом муниципальные бюджеты несли затраты на организацию и проведение конкурсов. Новый механизм заключения концессионных соглашений позволяет муниципалитетам минимизировать свои расходы на передачу объектов водоснабжения и водоотведения в концессию.

Журнал «Наилучшие Доступные Технологии водоснабжения и водоотведения» в 2015 г. публикует серию материалов, посвященную данной тематике. Предлагаем вниманию читателей разобраться в возможностях и рисках инициатора концессии.

С внесением изменений в закон «О концессионных соглашениях» (далее — Закон) появился новый способ заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения без проведения конкурса 1 .
Закон предусматривает несколько вариантов заключения концессионного соглашения без конкурса. Одним из таких вариантов является заключение концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения по инициативе частного партнера (далее — инициативная концессия).
В отличие от конкурсной процедуры заключения концессионного соглашения при инициативной концессии еще до подачи предложения лицо, которое выступает с инициативой заключения концессионного соглашения, может проводить предварительные переговоры по поводу подготовки проекта с собственником объектов водоснабжения и водоотведения.

Порядок проведения

Для инициирования заключения соглашения частный партнер направляет в орган, уполномоченный публично-правовым образованием, которому принадлежит право собственности на объекты водоснабжения и водоотведения предложение о заключении концессионного соглашения и проект концессионного соглашения, включающий все существенные условия, предусмотренные Законом.

Законом на уполномоченный орган возложены следующие обязательства:

  • предоставить в течение 30 дней по запросу инициатора документы и материалы, в том числе: минимально допустимые плановые значения показателей и долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера; информацию о ценах на энергетические ресурсы; иные цены, величины, значения, параметры, использование которых для расчета тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
  • в течение 7 дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения направить такое предложение в региональный тарифный орган для согласования долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера и метода регулирования тарифов;
  • предоставить сведения о составе имущества и обеспечить доступ для ознакомления указанного лица со схемой водоснабжения и водоотведения.

Рис. 1. Порядок заключения концессионного соглашения (КС) по инициативе инвестора.

После получения предложения от частного партнера у уполномоченного органа есть 30 дней на то, чтобы принять одно из трех решений: о невозможности заключения концессионного соглашения, о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях и возможности заключения соглашения на иных условиях после его доработки инициатором.

Перечень оснований для отказа заявителю не является закрытым. Среди оснований для отказа возможны следующие:

  • отсутствие у публично-правового образования прав собственности на объект концессионного соглашения;
  • отсутствие у публично-правового образования ресурсного обеспечения для заключения и исполнения концессионного соглашения на предложенных лицом условиях;
  • объект концессионного соглашения не требует реконструкции;
  • не требуется создание объекта концессионного соглашения;
  • инициатор заключения концессионного соглашения отказался отведения переговоров по изменению предложенных условий концессионного соглашения, либо в результате переговоров стороны не достигли согласия по условиям концессионного соглашения;
  • несоответствие централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем утвержденным схемам водоснабжения и водоотведения.

Рис. 2. Дорожная карта по заключению концессионного соглашения по инициативе инвестора.

Если принимается решение о возможности реализации соглашения на других условиях, то уполномоченный орган отправляет инициаторам предложение на доработку, после чего частный партнер направляет публичному партнеру новое предложение.

В случае принятия уполномоченным органом положительного решения по предложению частного партнера, в течение 10 дней на официальном сайте в сети Интернет 2 выкладывается сообщение о наличии такого предложения со стороны частного партнера. При этом законом не определен состав и объем информации, размещаемой на официальном сайте.

В случае, если в течение 45 дней не поступит ни одной заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении инициатора, то уполномоченный орган должен в срок до 30 дней принять решение о заключении концессионного соглашения с инициатором.

Читайте так же:  Досрочное прекращение договора аренды

В течение 5 рабочих дней после принятия решения о заключении концессионного соглашения уполномоченный орган направляет концессионеру проект концессионного соглашения и устанавливает срок для подписания этого соглашения, который не может превышать один месяц.

В том случае, если в течение 45 дней поступит заявка о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении инициатора, то собственник объектов водоснабжения и водоотведения проводит конкурс в соответствии с положениями Закона.

Возможности и риски инициатора концессии

Частным партнерам использование инициативной концессии позволяет проводить с муниципалитетами переговоры до подписания концессионного соглашения, предлагая свои условия.

Однако частный партнер несет определенный риск того, что в дальнейшем может появиться иное лицо, заинтересованное в заключении концессионного соглашения, и муниципалитетом будет объявлен конкурс. При этом для инициатора концессии законодательством не установлены ни преференции, ни порядок компенсации затрат на подготовку инвестиционного предложения.

Инициативная концессия — новация, вступившая в силу с 01.05.2015, на момент публикации данной статьи авторам не известно ни одного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, заключенного на основе данного механизма. Однако процесс его освоения уже начался, и на официальном сайте в сети Интернет опубликованы два предложения инвестора в отношении объектов водоснабжения и водоотведения 3 .

Механизм заключения концессионных соглашений в рамках частной инициативы представляет интерес как для частных партнеров, так и для органов муниципальной власти.

С введением данной нормы Центр ГЧП РАВВ зафиксировал значительный интерес к данной форме концессии со стороны предприятий ВКХ, муниципалитетов, инвесторов. Специалисты Центра совместно с ведущей консалтинговой компанией в сфере ВКХ «Водоканал Эксперт» помогают инвесторам качественно и в соответствии с действующим законодательством разработать инвестиционные предложения, а представители органов власти имеют возможность получить содействие в оценке поступивших предложений.

1 Изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» внесены Федеральным законом от 21.07.2014 г. № 265-ФЗ, вступили в силу с 1 мая 2015 г.

2 Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru.

3 Тверская область, общая сумма инвестиций — 1,2 млн руб.

Концессионное соглашение без проведения конкурса

1 мая вступил в силу новый порядок заключения концессионных соглашений: теперь сами инвесторы могут выступить с инициативой государственно-частного партнерства (ГЧП) и запустить проект без конкурса. Эта возможность появилась благодаря изменениям в ФЗ «О концессионных соглашениях», принятым летом прошлого года.

В случае если частный инвестор выступает инициатором проекта и этот проект соответствует требованиям и нуждам публичного образования, то предложение инвестора размещается на сайте www.torgi.gov.ru . Если в течение 45 дней с момента публикации не появляется других претендентов на участие в проекте, а инициатор, в свою очередь, соответствует необходимым требованиям, то концессионное соглашение может быть заключено с ним без проведения конкурса. В случае поступления заявок от иных заинтересованных лиц, проводится конкурс в соответствии с общими правилами.

По замыслу Минэкономразвития России, новый механизм частной инициативы позволит запускать больше концессий – прежде всего средних и малых проектов на региональном уровне; возможность применения частных инициатив особенно актуальна для регионов и муниципалитетов, которые не могут заранее оценить возможность заключения соглашений и качественно подготовить их.

Бизнес заинтересовался механизмом, показал опрос, проведенный при поддержке ведомства: 57% опрошенных участников рынка согласились, что у нового механизма большой потенциал. Правда, 85% указали, что процедура частной инициативы нуждается в дальнейшей регламентации.

Основная проблема – отсутствие гарантий для того, кто подготовил предложение. Компания может потратить время и деньги на разработку проекта концессионного соглашения, но если конкурс все-таки будет проведен, то ни преимуществ на нем, ни возможности компенсировать расходы закон не предоставляет. В большинстве стран, где для проектов ГЧП предусмотрена частная инициатива, конкурс проводится в обязательном порядке, зато инициатору нередко предоставляются преимущества.

К тому же ни инвестор, ни государство не защищены от недобросовестных заявителей, которые без труда смогут вмешаться в проект и перевести его на длительную конкурсную процедуру.

Расширению практики применения механизмов ГЧП и повышению прозрачности этой сферы будет способствовать и публикация органами власти и местного самоуправления перечней объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.

Существенное значение в заданном направлении развития инвестиционной политики принадлежит сайту торгов. С 1 мая на сайте появилась возможность размещения, поиска и просмотра перечней объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, а также частных предложений инвесторов, претендующих на приобретение прав на конкретные объекты. Информация о проведении открытых конкурсов, их результаты, протоколы конкурсных комиссий уже публикуются на сайте торгов с начала 2014 года. За это время на сайте размещено более 600 сообщений о проведении конкурсов.

Обсудить новость на страницах сайта торгов в Фейсбуке и Вконтакте

Концессионное соглашение

Специфической формой взаимодействия государства и частных лиц в области эффективного использования недвижимости, находящейся в государственной или муниципальной собственности, является концессионное соглашение, заключаемое на основании Федерального закона «О концессионных соглашениях».

Понятие концессионного соглашения

Концессионное соглашение представляет собой один из видов государственно-частного партнерства, которое направлено на привлечение инвестиций в создание или реконструкцию объектов недвижимости.

Федеральный закон от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» регулирует отношения, которые возникают в связи с разработкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, провозглашает права, обязанности, а также гарантии прав и интересов сторон соглашения.

Согласно концессионному соглашению, концессионер — хозяйствующий субъект обязуется за собственные средства возвести или реконструировать объект недвижимого имущества, а в результате осуществления таких работ, когда определенный концессионным соглашением объект недвижимости будет создан или реконструирован, получить его на определенный срок во владение и пользование от концедента с условием внесения ему соответствующих платежей — концессионной платы.

Данный договор является смешанным, то есть он содержит в себе элементы других договоров, например, элементы договора строительного подряда и аренды.

Таким образом, концессионное соглашение содержит в себе несколько сделок, которые осуществляются в определенной последовательности.

На первом этапе концедент предоставляет концессионеру недвижимое имущество – земельный участок или объект строительства (здание или сооружение). В зависимости от вида предоставленного недвижимого имущества и условий договора, концессионер обязуется возвести на земельном участке здание или сооружение либо реконструкцию уже имеющегося объекта строительства.

Читайте так же:  Отзыв персональных данных

На следующем этапе концессионер использует возведенный или реконструированный объект недвижимости в своих целях в течение всего срока, установленного соглашением.

По своей юридической природе концессионное соглашение является:

  1. Консенсуальным – вступает в силу с момента заключения, а исполняется уже после подписания.
  2. Срочным – всегда заключается на определенный срок.
  3. Взаимным — обе стороны имеют права и несут обязанности.
  4. Возмездным – наличие материальной выгоды в результате исполнения соглашения у каждой из сторон.
  5. Двусторонним – наличие прав и обязанностей двух равноправных сторон, а также необходимость выражения согласованной воли обеих сторон для его заключения.

Типовые формы концессионных соглашений для различных видов деятельности устанавливаются Правительством РФ, однако, в отношении гидротехнических сооружений, аэродромов и других особых отраслей приведены в соответствующих законах.

Существенные условия концессионного соглашения

Для концессионных соглашений законодательством предусмотрены определенные условия, по которым должно быть достигнуто согласие сторон, при отсутствии которых договор не может считаться заключенным. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» называет такие условия существенными и относит к ним следующие условия:

  • Предмет концессионного соглашения;
  • Обязанности сторон по осуществлению деятельности, которая предусмотрена соглашением;
  • Срок концессионного соглашения;
  • Объект концессионного соглашения (его описание и состав);
  • Порядок предоставления концессионеру недвижимого имущества, которое предназначено для осуществления деятельности, определенной соглашением сторон.
  • Цели и срок использования объекта соглашения.
  • Иные существенные условия, предусмотренные законодательством.

Перечень существенных условий является открытым, поскольку концессионные соглашения в отдельных отраслях деятельности, помимо Федерального закона «О концессионных соглашениях», регулируются специальным законодательством, в котором предусмотрены дополнительные условия, присущие конкретному виду деятельности.

Помимо существенных, законодательство устанавливает иные условия концессионного соглашения, которые в большинстве случаев предусмотрены соглашением. Такой перечень условий не является исчерпывающим, это означает, что стороны концессионного соглашения по своей воле могут включить в концессионное соглашение и иные условия. К ним относятся:

  • Объемы оказания услуг, выполнения работ, производства товаров при осуществлении деятельности, которая предусмотрена соглашением.
  • Порядок установления и изменения цен на выполненные работы, оказанные услуги и произведенные товары.
  • Объем денежных средств, инвестированных в создание либо реконструкцию объекта соглашения.
  • Срок сдачи в эксплуатацию объекта концессионного соглашения, с предусмотренными в договоре техническими и экономическими показателями.
  • Обязанности концессионера по реализации выполненных работ, оказанных услуг, произведенных товаров на внутреннем рынке в течение срока, предусмотренного соглашением сторон, а также другим условием.

Стороны концессионного соглашения

Сторонами концессионного соглашения, в соответствии с Федеральным законом «О концессионных соглашениях», признаются концедент и концессионер.

Обладателем права собственности на объект такого соглашения является концедент, в качестве которого могут выступать:

  • Государство, от имени которого действует Правительство РФ или федеральный орган исполнительной власти, который был уполномочен на то Правительством, в случае если соглашение заключено в отношении объектов, право собственности на которые принадлежит государству или в отношении объектов соглашения, которые имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности и обороноспособности государства.
  • Субъект РФ, интересы которого представляет орган государственной власти субъекта РФ, в случае, когда концессионное соглашение заключено в отношении объектов, принадлежащих на праве собственности субъекту РФ.
  • Муниципальное образование, от имени которого действует орган местного самоуправления, в случае, когда концессионное соглашение заключено в отношении объектов, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Концессионером признается организация, индивидуальный предприниматель либо, действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества, два и более юридических лица. При этом, концессионер может как являться резидентом РФ, так и не быть таковым.

Исходя из положений законодательства, стороны концессионного соглашения должны обладать общей правоспособностью.

Видео (кликните для воспроизведения).

В науке выделены некоторые проблемы относительно субъектов концессионного соглашения. Например, на стороне концедента могут выступать Российская Федерация, ее субъекты либо муниципальные образования. Однако, полномочия различных органов власти не конкретизированы законодательством. Также множественность лиц на стороне концедента недопустима, но несмотря на это договор может затрагивать одновременно интересы как муниципального образования, так и Российской Федерации или ее субъектов.

Срок концессионного соглашения

Концессионное соглашение является срочным договором. Такой признак вытекает из определения концессионного соглашения, которое предусматривает предоставление концессионеру прав владения и пользования объектом соглашения на срок, установленный концессионным соглашением. Исходя из этого срок действия соглашения признается его существенным условием.

Срок действия концессионного соглашения определяется соглашением сторон, с учетом срока создания или реконструкции объекта концессионного соглашения, а также объема денежных вкладов в создание или реконструкцию такого объекта. Помимо этого, учитывается срок окупаемости таких денежных вкладов и других обязательств сторон по концессионному соглашению.

Как правило, концессионные соглашения являются продолжительными – обычно 25 лет. Мировая практика основывается на таких же принципах, что и национальная. Например, в большинстве стран Европы обычный срок концессионного соглашения составляет 30-50 лет.

Российское законодательство же не содержит конкретных требований к максимальному сроку концессионного соглашения. Поэтому срок концессионного соглашения определяется сторонами.

Ответственность сторон концессионного соглашения

Федеральный закон «О концессионных соглашениях» предусматривает положения, касающиеся ответственности субъектов договора. Ответственность концессионера за качество объекта соглашения предусмотрена статьей 12 вышеуказанного закона.

Концессионер ответственен перед концедентом за допущенное при возведении либо реконструкции объекта соглашения нарушение требований, предусмотренных договором, или требований проектной документации, технических регламентов, иных обязательных требований.

При нарушении установленных соглашением требований, концедент имеет право требовать от концессионера устранения такого нарушения безвозмездно в установленные концедентом сроки. Концедент имеет право требовать от концессионера возмещения причиненных убытков, если нарушение установленных требований не было устранено в установленный концедентом разумный срок, а также, если такие нарушения являются существенными.

Ответственность за качество предоставленного объекта концессионер несет перед концедентом в течение срока, предусмотренного концессионным соглашением. В случае, если такой срок не предусмотрен, то в течение 5 лет со момента передачи объекта.

Статья 37. Заключение концессионного соглашения без проведения конкурса

Комментарий к статье 37 Федерального закона “О концессионных соглашениях”

1. Комментируемая статья предусматривает случаи, в которых концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения. К данной статье отсылает норма ч. 1 ст. 13 комментируемого Закона, указывая на изъятия из общего правила, которое установлено данной нормой и в соответствии с которым концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Читайте так же:  Квотирование мест для инвалидов

Комментируемая статья изложена Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ полностью в новой редакции. В прежней редакции данной статьи указывалось лишь то, что концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса в случаях, предусмотренных частью 6 ст. 29 и частью 7 ст. 32 комментируемого Закона, а также в иных предусмотренных федеральным законом случаях. В отличие от данной редакции в ч. 1 комментируемой статьи в действующей редакции введено указание на случай, предусмотренный частью 2 данной статьи, а также уточнено, что без проведения конкурса концессионное соглашение заключается с концессионером, определенным решением Правительства РФ.

В части 6 ст. 29 комментируемого Закона речь идет о случае, когда конкурс по решению концедента объявлен несостоявшимся по причине того, что по истечении срока представления заявок на участие в конкурсе представлено менее двух заявок на участие в конкурсе. В указанной норме предусмотрено, что концедент вправе вскрыть конверт с единственной представленной заявкой на участие в конкурсе и рассмотреть эту заявку в установленном порядке; в случае, если заявитель и представленная им заявка на участие в конкурсе соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией, концедент вправе предложить такому заявителю представить предложение о заключении концессионного соглашения на условиях, соответствующих конкурсной документации; по результатам рассмотрения представленного заявителем предложения концедент в случае, если это предложение соответствует требованиям конкурсной документации, в т.ч. критериям конкурса, принимает решение о заключении концессионного соглашения с таким заявителем. Порядок подписания концессионного соглашения при его заключении в этом случае определен в ч. 3 ст. 36 комментируемого Закона.

В части 7 ст. 32 комментируемого Закона речь идет о случае, когда конкурс по решению концедента объявлен не состоявшимся по причине того, что в конкурсную комиссию представлено менее двух конкурсных предложений или конкурсной комиссией признано соответствующими требованиям конкурсной документации, в т.ч. критериям конкурса, менее двух конкурсных предложений. Как предусмотрено в указанной норме, концедент вправе рассмотреть представленное только одним участником конкурса конкурсное предложение и в случае его соответствия требованиям конкурсной документации, в т.ч. критериям конкурса, принять решение о заключении с этим участником конкурса концессионного соглашения в соответствии с условиями, содержащимися в представленном им конкурсном предложении, в 30-дневный срок со дня принятия решения о признании конкурса несостоявшимся.

2 – 3. В части 2 комментируемой статьи определены два условия, при одновременном соблюдении которых концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса с лицом, у которого права владения и пользования имуществом, которое в соответствии с комментируемым Законом может использоваться в качестве объекта концессионного соглашения и необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возникли на основании договора аренды:

1) объектом заключаемого концессионного соглашения является имущество, которое было передано арендатору в соответствии с договором аренды, создано и (или) реконструировано арендатором по такому договору и в соответствии с комментируемым Законом может быть объектом концессионного соглашения;

2) договор аренды, в соответствии с которым у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, заключен до 1 июля 2010 г.

Часть 3 комментируемой статьи устанавливает требования, которым должно удовлетворять концессионное соглашение, заключенное без проведения конкурса в соответствии с ч. 2 данной статьи:

1) срок действия концессионного соглашения не превышает срок действия договора аренды, в соответствии с которым у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения;

2) заключение концессионного соглашения не влечет за собой ухудшение положения сторон договора аренды, а также потребителей производимых арендатором товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;

3) заключаемое концессионное соглашение содержит все существенные условия концессионного соглашения, установленные статьей 10 комментируемого Закона, и обязанности концессионера, установленные статьей 8 данного Закона, в т.ч. обязанность концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и осуществлению деятельности с использованием (эксплуатацией) такого объекта;

4) заключаемое концессионное соглашение не может предусматривать уменьшение инвестиционных обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения по сравнению с инвестиционными обязательствами арендатора, предусмотренными договором аренды.

Части 2 и 3 комментируемой статьи введены Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ, одной из целей которого декларировалось обеспечение возможности трансформации договоров долгосрочной аренды в концессионные соглашения. Как отмечалось авторами проекта указанного Закона, уточняется порядок трансформации в концессионные соглашения договоров аренды, заключенных на долгосрочный период и предполагающих инвестиционные обязательства; эта мера позволит перейти к более прозрачной и сбалансированной системе отношений в сферах, где в настоящее время частные операторы работают на основании договоров аренды.

4 – 5. Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ с 1 января 2014 г. в комментируемую статью введены части 4 и 5, предусматривающие передачу концедентом концессионеру прав владения и (или) пользования объектами, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при исполнении концессионного соглашения, объектом которого является имущество, указанное в ч. 1.2 ст. 10 комментируемого Закона, т.е. объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

В части 4 комментируемой статьи предусмотрена возможность передачи концедентом концессионеру прав владения и (или) пользования объектами, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если выявлены технологически связанные с объектом концессионного соглашения бесхозяйные объекты теплоснабжения, бесхозяйные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, являющиеся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем теплоснабжения, систем водоснабжения и (или) водоотведения.

Передача прав владения и (или) пользования такими объектами осуществляется в случае, если оценка стоимости таких объектов в совокупности не превышает 10% от определенной на дату заключения концессионного соглашения балансовой стоимости объекта концессионного соглашения. При этом непосредственно определено, что данное ограничение балансовой стоимости имущества, права на которое могут быть переданы без проведения торгов, распространяется на все договоры или соглашения, заключаемые правообладателем без проведения торгов и предполагающие переход прав владения и (или) пользования в отношении каждого объекта теплоснабжения и каждого объекта централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в совокупности.

Читайте так же:  Порядок заключения мирового соглашения

Часть 5 комментируемой статьи предусматривает возможность передачи концедентом концессионеру прав владения и (или) пользования объектами, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и без учета требований, установленных частью 4 данной статьи (т.е. вне зависимости от стоимости объектов), в случае, если выявлены технологически связанные с объектом концессионного соглашения бесхозяйные объекты теплоснабжения, бесхозяйные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, являющиеся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем теплоснабжения, систем водоснабжения и (или) водоотведения.

Передача прав владения и (или) пользования такими объектами в указанном порядке осуществляется концессионеру, наделенному статусом единой теплоснабжающей организации, гарантирующей организации:

единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения согласно п. 28 ст. 2 Федерального закона “О теплоснабжении” – это теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ;

гарантирующая организация в соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона “О водоснабжении и водоотведении” (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ ) – это организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Порядок заключения концессионного соглашения

Порядок заключения концессионного соглашения в силу своей специфики имеет ряд своих особенностей, которые отличают его от порядка заключения других гражданско-правовых договоров. Так, концессионное соглашение может быть заключено двумя способами: с проведением конкурса и без его проведения.

Порядок заключения концессионного соглашения (с победителем конкурса)

Порядок заключения концессионного соглашения включает в себя несколько этапов. Прежде всего, концедент обязан направить в срок, составляющий 5 рабочих дней, начиная с момента подписания протокола об итогах проведения конкурса, лицу, который выиграл конкурс, экземпляр указанного протокола и проект соглашения. При этом проект с концессионного соглашения должен включать следующие условия:

  • условия, которые установлены решением о заключении концессионного соглашения;
  • условия соглашения, определенные документацией конкурса;
  • условия, которые включены лицом, выигравшим конкурс, в предложение;
  • прочие условия.

Концессионное соглашение подписывается в срок, который определяется конкурсной документацией и опубликовывается в сообщении о проведении конкурса.

Если лицо, которое победило в конкурсе не предоставляет концеденту необходимые для заключения соглашения документы, а также документы, которые подтверждают обеспечение исполнения обязательств по соглашению, до определенной конкурсной документацией даты подписания соглашения о концессии, то концедент отказывает в заключении такого соглашения с указанным лицом.

После даты подписания протокола об итогах проведения конкурса, уполномоченный орган, ведет переговоры в виде совместных совещаний с лицом, которое победило в конкурсе, или с другим лицом, относительно которого решено заключить концессионное соглашение для того, чтобы обсудить условия соглашения и их возможное изменение по итогам переговоров.

После проведения переговоров нельзя изменять условия сделки, если такие условия представляют собой критерии, по которым проводился конкурс, и содержание таких условий устанавливалось исходя из конкурсного предложения лица, победившего конкурс и являющегося претендентом на заключение соглашения о концессии.

Документацией конкурса определяется порядок и срок ведения переговоров, включая условия соглашения о концессии, не подлежащие изменению при ведении переговоров, и условия, подлежащие изменению с учетом установленного документацией конкурса порядка.

В случае отказа или уклонения лица, победившего в конкурсе, от заключения в предусмотренный срок соглашения о концессии, концедент имеет право сделать предложение о заключении соглашения о концессии участнику конкурса, конкурсное предложение которого по итогам рассмотрения и оценки конкурсных предложений состоит из лучших условий, следующих после условий, которые предложил победитель конкурса.

Такому участнику конкурса концедент отправляет проект концессионного соглашения, который включает в себя условия соглашения, установленные решением заключения соглашения, документацией конкурса и заявленным таким участником конкурса конкурсным предложением, а также иные необходимые условия.

Концессионное соглашение подписывается в срок, предусмотренный документацией конкурса, и опубликовывается в сообщении о проведении конкурса. Срок исчисляется со дня отправления такому участнику конкурса проекта соглашения о концессии.

Если лицо, победившее в конкурсе, не подписывает в срок соглашение о концессии, то ему не возвращается задаток, который он внес в качестве средства обеспечения исполнения обязательства по соглашению.

В случае, если участник конкурса, которому было предложено заключить концессионное соглашение, до предусмотренного срока подписания соглашения не предъявил концеденту документы, установленные документацией конкурса и удостоверяющие обеспечение исполнения обязательств по соглашению о концессии, концедент отказывает в заключении соглашения с таким участником конкурса и объявляет конкурс несостоявшимся.

Если заявку на участие в конкурсе подало лишь одно лицо, или если конкурсная комиссия признала только одно конкурсное предложение в качестве соответствующего критериям конкурса, то порядок заключения концессионного соглашения будет аналогичным порядку заключения такого соглашения с победителем конкурса.

Если после отправления концедентом лицу, которое выиграло конкурс, другому участнику конкурса, или заявителю всех необходимых документов установлено, что такое лицо находится в состоянии ликвидации, или прекращает свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, или такое лицо признано судом банкротом, и в отношении него открыто конкурсное производство, концедент отказывается от заключения соглашения о концессии с таким лицом, и в срок равный 5 дней с момента принятия такого решения оповещает о нем такое лицо. В срок, равный 30 дней с момента получения таким лицом решения об отказе заключить договор, указанное лицо может оспорить это решение в судебном порядке.

[3]

Если лицу, выигравшему конкурс, отказано в заключении с ним концессионного соглашения, концедент имеет право сделать предложение о заключении соглашения участнику конкурса, чье конкурсное предложение по итогам рассмотрения и оценки конкурсных предложений включает в себя лучшие условия, следующие после условий, которые предложил победитель конкурса.

Концессионное соглашение заключается в письменной форме и вступает в силу с момента его подписания.

Заключение концессионного соглашения без проведения конкурса

Закон предусматривает несколько случаев, когда концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса:

Конкурс на право заключения концессионного соглашения

Настоящая статья описывает, как проводится конкурс на право заключения концессионного соглашения, что входит в состав конкурсной документации, каким образом формируется конкурсная комиссия по заключению концессионного соглашения.

Читайте так же:  Кадастровая паспорт на квартиру

Проведение конкурса на право заключения концессионного соглашения

Согласно положениям Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», конкурс на право заключения концессионного соглашения является начальным этапом в процедуре заключения концессионного соглашения.

[2]

Конкурс на право заключения концессионного соглашения — это особая процедура отбора концессионера из числа потенциальных претендентов для заключения концессионного соглашения, в рамках которого участник соглашения обязуется создать или реконструировать за свой счет определенное этим соглашением имущество, принадлежащее на праве собственности концеденту, а также осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.

Конкурс проводится определенной концедентом конкурсной комиссией и в соответствии с конкурсной документацией.

Конкурсы подразделяются на несколько видов:

  • Открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения — заявки на участие вправе представлять любые лица.
  • Закрытый конкурс на заключение концессионного соглашения — заявки на участие вправе представлять только те лица, которые получили приглашения принять участие конкурсе.
  • Совместный конкурс на заключение концессионного соглашения — вид конкурса, который проводится в случае если при заключении концессионного соглашения планируются создание или реконструкция объекта, части которого находятся или будут находиться в собственности разных публично-правовых образований.

[1]

Конкурс на право заключения концессионного соглашения подразделяется на несколько этапов:

  • принятие решения о заключении соглашения;
  • публикация сведений о проведении конкурса;
  • представление заявок на участие в конкурсе;
  • предварительный отбор;
  • предоставление конкурсных предложений;
  • конкурсный отбор;
  • объявление победителя конкурса;
  • проведение переговоров с победителем конкурса и заключение концессионного соглашения.

Решение о заключении концессионного соглашения

Решение о заключении концессионного соглашения принимается с учетом требований, установленных законодательством о концессионных соглашениях в зависимости от того, кому принадлежит право собственности на объект, в отношении которого планируется заключение концессионного соглашения.

Таким решением устанавливаются:

  1. Все необходимые условия соглашения.
  2. Права и обязанности сторон.
  3. Объект и предмет соглашения.
  4. Критерии проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
  5. Вид конкурса.
  6. Перечень возможных участников конкурса (в случае, если конкурс является закрытым).
  7. Сроки опубликования информации о конкурсе, а также сроки проведения конкурса и примерные сроки действия концессионного соглашения.
  8. Органы, которые уполномочены концедентом на утверждение и внесение изменений в конкурсную документацию, а также ответственные за проведение конкурса.

Конкурсная документация на право заключения концессионного соглашения

Особое внимание законодателя уделено этапу разработки конкурсной документации, от которого непосредственно будет зависеть весь процесс проведения конкурса.

Конкурсная документация на право заключения концессионного соглашения – комплект документов, регламентирующий условия, требования сроки, критерии концессионного конкурса и др. Конкурсная документация утверждается уполномоченным концедентом органом.

Законодательство содержит закрытый перечень сведений, которые должны быть отражены в конкурсной документации. Так, конкурсная документация на право заключения концессионного соглашения должна содержать:

  1. Условия конкурса.
  2. Описание и состав объекта концессионного соглашения.
  3. Требования, которые предъявлены к участникам конкурса и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников.
  4. Критерии проводимого конкурса.
  5. Перечень документов, которые необходимо предоставить участникам конкурса для возможности участия в нем.
  6. Временные рамки опубликования, размещения сообщения о проведении конкурса.
  7. Требования и порядок представления заявок на участие в конкурсе.
  8. Срок и место предоставления заявок на участие в конкурсе.
  9. Порядок представления разъяснений по вопросам, возникшим у участников конкурса.
  10. Размер необходимой концессионной платы, а также порядок и форму ее внесения.
  11. Срок и место внесения участниками конкурса предложений, а также обращения по всем интересующим их вопросам.
  12. Срок и место проведения предварительного отбора участников конкурса.
  13. Процедуру рассмотрения и оценки конкурсных положений.
  14. Процедуру определения победителя конкурса.
  15. Порядок и срок подписания всех необходимых документов.
  16. Все требования, предъявляемые к победителю конкурса на заключение концессионного соглашения.

Конкурсная комиссия по заключению концессионного соглашения

Конкурсная комиссия по заключению концессионного соглашения – временный орган, образованный уполномоченным концедентом органом для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Конкурсная комиссия по заключения концессионного соглашения должна состоять не менее, чем из 5 членов, определяемых концедентом, один из которых является ее председателем. Решения конкурсной комиссии принимаются большинством голосов путем проведения открытого голосования. При этом, если на заседании комиссии присутствует менее, чем 50% ее членов, то решения, принятые комиссией, считаются недействительными и могут быть обжалованы в судебном порядке. Если число голосов равное, то голос председателя конкурсной комиссии признается решающим.

Законодательство о концессионных соглашениях устанавливает ограничения при выборе членов конкурсной комиссии концедентом. Так, быть членом комиссии не вправе граждане, которые подали заявки на участие в конкурсе, а также имеющие непосредственное отношение к организации, которая принимает участие в конкурсе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральный закон «О концессионных соглашениях» предусматривает для конкурсной комиссии следующие функции:

  1. В случае открытого конкурса публикует сообщение о проведении конкурса, а в случае закрытого — предоставляет возможным участникам конкурса сведения о проведении конкурса.
  2. Публикует и размешает информацию об изменениях, которые возникли в ходе корректировки конкурсной документации.
  3. Осуществляет прием заявок на участие в конкурсе.
  4. При необходимости разъясняет конкурсную документацию.
  5. Производит проверку документов, которые были предоставлены заявителями.
  6. Определяет участников конкурса из числа заявителей.
  7. Уведомляет всех участников о месте и сроках проведения конкурса, а также разъясняет все необходимые положения конкурсной документации.
  8. Определяет победителя конкурса.
  9. Направляет победителю уведомление о результатах конкурса.
  10. Уведомляет всех остальных участников конкурса о результатах его проведения.

Источники


  1. Файкс, Г. Полиция возвращается. Из истории уголовной полиции ФРГ; М.: Юридическая литература, 2012. — 240 c.

  2. Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности; СПб: Лань, 2013. — 608 c.

  3. Головистикова, А.; Дмитриев, Ю. Проблемы теории государства и права. Учебник; М.: Эксмо, 2012. — 832 c.
  4. Прыкин, Б.В. Компактэкономика. Курс лекций; М.: Academia, 2011. — 500 c.
  5. Новицкий, И.Б. Римское право; М.: Гуманитарное знание, 2011. — 245 c.
Концессионное соглашение без проведения конкурса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here