Как обжаловать решение фас

Ответы на вопросы по теме: "Как обжаловать решение фас" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Оспариваем решение или предписание антимонопольного органа по делам в сфере государственного заказа: чек-лист

pressmaster / Depositphotos.com

Участникам рынка государственного заказа, в частности организаторам закупок, часто приходится оспаривать решения и предписания управлений ФАС России. Напомним, что для лиц, допустивших соответствующие нарушения, предусмотрены штрафы (ст. 7.29-7.32 КоАП). Оценить перспективы дела и подготовиться к судопроизводству поможет чек-лист, составленный Андреем Прокофьевым, управляющим партнером юридической фирмы «Бизнес санация».

В первую очередь, проверим частые процессуальные нарушения УФАС России при рассмотрении жалоб участников закупок.

Право УФАС на рассмотрение жалобы, по которой приняты оспариваемые решение и предписание. Например, при рассмотрении жалоб на действия заказчиков УФАС не имеет права выходить за пределы указанных в жалобе доводов (ч. 13 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).

Сроки подачи жалобы. Часто случается, что УФАС принимает решения по жалобам, поданным с пропуском установленных законом и/или закупочной документацией сроков. Жалобы, поданные за пределом установленных законом сроков должны оставляться контролирующим органом без рассмотрения (ч. 3 и ч. 4 ст. 105 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Напомним, что срок оспаривания через УФАС положений закупочной документации не может превышать дату окончания срока подачи заявок, а жалобы на решения, принимаемые комиссией заказчика при рассмотрении заявок, могут быть рассмотрены УФАС только в случае их поступления в 10-дневный срок с даты опубликования спорного документа.

Соответствие принятого решения и выданного предписания. Случается, что факты установлены верно, однако выданное предписание не приведет к исполнению решения. Пример из практики: УФАС верно установил в действиях заказчика нарушения, предписал отменить протоколы и проверить заявки участников заново. Вместе с тем контролирующий орган не учел, что контракт уже заключен, а повторная проверка заявок не приведет к какому-либо результату. Суд поддержал позицию истца и отменил предписание (решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 октября 2018 г. по делу № А56-11627/2018).

Проверка заявителя жалобы на предмет аккредитации на торговой площадке и соответствия обязательным требованиям к участникам размещения заказа (требования должны быть указаны в закупочной документации). Такая проверка поможет доказать в суде отсутствие нарушения прав третьих лиц в следствие совершения спорных действий.

Аккредитация участников проверяется на сайтах электронных торговых площадок (в разделах «Реестр участников»), а с 2020 года все участники должны быть зарегистрированы также на портале единой информационной системы, что можно будет проверить по ссылке: http://zakupki.gov.ru/epz/organization/quicksearch/search.html.

Практика принимаемых по схожим спорам решений. К счастью, специализация на спорах в сфере государственного заказа позволяет подобрать нужную практику практически в любой ситуации. Ищем судебную практику с помощью агрегатора поиска судебной практики, например, в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получить полный доступ на 3 дня бесплатно!

После оценки перспектив дела (кроме частых процессуальных нарушений, безусловно рассматривается фактическая сторона каждого спора), приступаем к формированию иска в суд.

Содержание иска также сверяем по чек-листу, поскольку есть особенности при оспаривании НПА:

ФОРМА

Заявление о признании недействительным решения и предписания антимонопольного органа

Порядок обжалования решений УФАС

В данной статье публикуем порядок обжалования решений УФАС, разработанный нашим юридическим отделом.

Итак, законодательство России предоставляет два варианта обжалования решения УФАС — досудебное и судебное.

1. Досудебное обжалование решения происходит на основании Приказа ФАС от 24.07.2012 №498 путем подачи в вышестоящий антимонопольный орган:

— Жалобу необходимо подавать в письменном виде от имени представителя организации за его личной подписью и печатью компании (обязательно прикладывать подтверждение полномочий представителя к жалобе).

— В жалобе обязательно указывается наименование антимонопольного органа, в который она подается, либо сведения о вышестоящем должностном лице (фамилия, имя, отчество, должность).

— Также указываются сведения об организации (наименование, юридический адрес, контакты) и его представителе (фамилия, имя, отчество, должность).

— Жалоба должна содержать подробное описание сути дела с указанием нарушений, допущенных комиссией ФАС (если нарушения имели место) и ссылками на законодательные акты. Причем в случае если в письменном заявлении содержится вопрос, на который заявителю неоднократно (два и более раз) давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми заявлениями, и при этом в заявлении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель вышестоящего органа вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу. О данном решении уведомляется заявитель, то есть доводы в жалобе в точности как на заседании территориального УФАС повторять нельзя, они должны быть дополнены ссылками на законодательство и расписаны более подробно.

— В жалобе обязательно приводится список документов, которые к ней прилагаются и которые служат для подтверждения обоснованности требований подателя жалобы.

— В жалобе можно требовать признания решения комиссии ФАС незаконным, отмены административных взысканий.

— Жалоба направляется в вышестоящий антимонопольный орган заказным письмом с уведомлением о вручении, либо подается лично, при этом на втором ее экземпляре должны быть отметка о принятии на рассмотрение.

— Жалоба рассматривается в тридцатидневный срок с момента получения. Однако это срок может быть продлен на усмотрение руководителя вышестоящего антимонопольного органа в том случае, если для рассмотрения жалобы необходимо проводить дополнительные проверки или запрашивать дополнительную информацию. Продление срока рассмотрения жалобы не должно превышать 30 дней. О продлении срока рассмотрения жалобы орган ФАС должен сообщить заявителю в письменном виде с обязательным указанием причин, по которым срок рассмотрения продлен.

— По результатам рассмотрения жалобы руководитель вышестоящего органа ФАС выносит решение, которое направляется заявителю в письменном виде в течение трех дней.

— В рассмотрении жалобы может быть отказано в двух случаях: если заявитель одновременно подал судебный иск и судом уже вынесено решение, либо если заявителем уже подавалась ранее жалоба по тому же предмету и основанию.

2. Кроме досудебного обжалования, представитель организации может обратиться в арбитражный суд:

— Обжаловать в арбитражном суде можно не только решение, действия или бездействие органа ФАС, но и ответ на жалобу, поданную в вышестоящий орган ФАС.

Читайте так же:  Предварительный договор заключается в форме

— Заявление в Арбитражный суд подается в арбитражный суд по месту нахождения территориального УФАС, вынесшего решение.

— При подаче заявления в арбитражный суд согласно ст. 199 АПК РФ необходимо соблюсти следующие требования: «Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.(примеч. Автора-письменная форма, должно быть указаны наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление; наименование истца, его место нахождения; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца; истец обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.)

В заявлении должны быть также указаны:

1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК, а также текст оспариваемого акта, решения.
По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения».

— Дела об оспаривании решений рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Вывод

Какой именно выбрать способ обжалования решения Федеральной антимонопольной службы решать Вам. Но для максимально грамотного отражения Вашей позиции в жалобе в вышестоящий орган ФАС или в заявлении в арбитражный суд рекомендуем Вам обратиться к профессионалам.

Обжалование решения ФАС по 44-ФЗ

Возникновение споров – актуальное явление при проведении государственных аукционов на закупки. Причиной может быть неправильное исполнение обязательств каждой из сторон, связанных с участием в тендерных торгах. Согласно закону РФ, обжалование решения ФАС по 44-ФЗ осуществляется несколькими способами: в досудебном порядке и через арбитражный суд.

Возможные сроки подачи протеста

На основании ч. 4 ст. 198 АПК РФ, иск в суд должен быть направлен на протяжении 3-х месяцев после того, как заинтересованное лицо узнало о нарушении его прав, предусмотренных законом. Сроки на обжалование решений ФАС начинают свой отсчет с даты получения от антимонопольного органа акта, подлежащего обжалованию.

На заметку! Уполномоченный орган подготавливает свои решения незамедлительно и направляет их заинтересованным лицам.

Урегулирование споров в досудебном порядке

Жалоба на решение антимонопольной службы по 44-ФЗ подается в письменной форме на основании Приказа ФАС-498 от 24.06.12 года. Заявление составляется уполномоченным представителем организации на основании документа, удостоверяющего его права. Заверяется печатью компании или ИП и подписью руководителя.

В жалобе указываются следующие данные:

  • В шапке: кому подается заявление (название органа или имя уполномоченного лица), кто направляет жалобу (инициалы, должность представителя, реквизиты организации).
  • По тексту: расписываются нарушения комиссии антимонопольной службы со ссылкой на закон. Если до этого ФАС отказывало в рассмотрении жалобы, то в каждом последующем заявлении указываются другие аргументы.
  • Обоснованность предъявляемых требований подтверждается соответствующим пакетом документов, которые прилагаются к протесту.
  • Заявление направляется по почте заказным письмом с уведомлением о получении или регистрируется лично с отметкой о вручении на 2-ой копии. На рассмотрение жалобы законом отводится 30 дней.

Срок может быть пролонгирован еще на месяц при необходимости получения дополнительной информации. О причинах продления данного периода заинтересованное лицо уведомляется в письменной форме.

В течение 3-х дней с момента принятия решения по жалобе заявителю направляют соответствующий ответ в письменном виде.

Обжалование акта ФАС через суд

Направить иск можно в письменной или электронной форме. Заявление подается через официальный ресурс арбитражного суда РФ по окончанию предварительной регистрации – http://www.arbitr.ru/.

На основании ст. 199 АПК иск о признании постановления антимонопольной службы недействительным должен отвечать требованиям, которые предъявляются к заявлению (часть 1, п. 1, 2, 10 и часть 2, 3 ст. 125). В ходатайстве должны быть указаны такие сведения:

  • наименование органа, принявшего решение;
  • название и данные оспоренного акта;
  • список нарушенных интересов, прав заинтересованного лица;
  • ссылки на нормативно-правовые и законодательные акты, которые были не исполнены, по мнению представителя организации;
  • «просьба» о признании акта неправомерным.

К иску прилагается оспариваемое решение, пакет документов, предусмотренных ст. 126 АПК. А именно:

  • квитанция о внесении государственной пошлины;
  • подтверждение о предоставлении копии заявления всем участникам спора;
  • выписка из госреестра;
  • ксерокопия свидетельства о постановке организации или ИП на учет;
  • документы, удостоверяющие обстоятельства иска и иные бумаги.

Перед подачей требования в арбитражный суд РФ нужно оплатить госпошлину – 3 тыс. рублей (НК РФ ст. 333.19 п. 1 под. 3).

Для составления жалобы о признании решения антимонопольной службы неправомерным, а также обращения в суд, рекомендуется воспользоваться помощью юриста (в отсутствии специалиста в штате компании). Эксперты нашего юридического бюро имеют большой опыт работы в указанной сфере, что повышает ваши шансы на обжалование решения ФАС по 44-ФЗ.

Судебное обжалование решений антимонопольного органа: позиция ВС РФ

За 2015 год антимонопольный орган, по сообщению ФАС России, возбудил 9092 дела, выдал 2362 предупреждения о прекращении действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, и провел 133 внеплановые проверки на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля. В Обзоре по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (далее – Обзор), ВС РФ пояснил, можно ли оспорить в суде решения антимонопольного органа. Рассмотрим подробности.
Читайте так же:  Изменение назначения платежа в платежном поручении письмо

Приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки соблюдения антимонопольного законодательства

Cудебный пристав-исполнитель на основании определения арбитражного суда возбудил исполнительное производство о принятии обеспечительных мер – наложении ареста на денежные средства и иное имущество хозяйствующего субъекта. Должник с этим не согласился и подал в антимонопольный орган жалобу на действия пристава-исполнителя. Территориальный орган ФАС России рассмотрел указанную жалобу и издал приказ о проведении внеплановой выездной проверки отдела судебных приставов. Последние, по мнению антимонопольщиков, могли нарушить требования закона о запрете на ограничивающие конкуренцию согласованные действия (ст. 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; далее – закон о защите конкуренции). Указанная проверка предусматривала проведение осмотра помещений и рабочих компьютеров, истребование и анализ полученной информации, в том числе документов исполнительного производства.

В свою очередь территориальное управление ФССП России обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа руководителя антимонопольного органа о проведении внеплановой выездной проверки, как вынесенного за пределами его полномочий.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований. Они исходили из того, что оспариваемый приказ принят антимонопольным органом в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с действующим законодательством, и не нарушает права и законные интересы управления (ст. 25.1, ст. 25.4 закона о защите конкуренции). К числу функций антимонопольного органа отнесены полномочия по проведению проверок соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления, а также государственными внебюджетными фондами и физическими лицами, получению от них необходимых документов и информации, объяснений в письменной или устной форме (ст. 23 закона о защите конкуренции).

Не согласившись с принятыми решениям, территориальное управление ФССП России обратилось с жалобой в ВС РФ. Высший судебный орган отметил, что реализация предоставленных ФАС России полномочий по проведению внеплановых проверок ограничена необходимостью соблюдения требований, установленных законом о защите конкуренции.

В указанном деле исполнительное производство было возбуждено на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом. Таким образом, необходимость наложения ареста на денежные средства и иное имущество должника, а также сумма, в пределах которой арест должен быть осуществлен, определены судом. По мнению ВС РФ, исполнительное производство в рассматриваемом случае не могло быть проверено на предмет соответствия закону о защите конкуренции, поскольку никак не влияло на конкуренцию и положение хозяйствующих субъектов на рынке иначе, чем это установлено требованиями вступивших в законную силу судебных актов. При этом ФАС России не наделен правом на их пересмотр.

ВС РФ пришел к выводу, что антимонопольный орган при издании приказа о проведении внеплановой выездной проверки вышел за пределы своих полномочий, и признал оспариваемый приказ недействительным.

Данным решением Суд продемонстрировал: приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки соблюдения антимонопольного законодательства может быть оспорен в арбитражном суде (п. 2 Обзора).

Предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

Территориальный орган ФАС России вынес в отношении общества предупреждение о прекращении действий (бездействия) по нарушению антимонопольного законодательства, выражающихся в отказе от заключения договора по транспортировке твердых бытовых отходов. В предупреждении указывалось, что общество, которое занимает на товарном рынке доминирующее положение, должно прекратить незаконные действия и заключить соответствующий договор (п. 5 ч. 1 ст. 10 закона о защите конкуренции).

Не согласившись с вынесенным предупреждением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании акта антимонопольного органа недействительным. По мнению общества, осуществляемая им хозяйственная деятельность не подлежит проверке на предмет ее соответствия положениям ч. 1 ст. 10 закона о защите конкуренции, поскольку общество не является хозяйствующим субъектом, занимающим на товарном рынке доминирующее положение.

Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что предупреждение антимонопольного органа не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в порядке гл. 24 АПК РФ. На этом основании Суд прекратил производство по делу (ч. 1 ст. 150 АПК РФ).

Общество обжаловало данное решение. Суд апелляционной инстанции установил, что оспариваемое предупреждение отвечает признакам ненормативного правового акта: оно принято уполномоченным государственным органом в отношении конкретного хозяйствующего субъекта и содержит властное предписание, возлагающее на общество обязанность и оказывающее влияние на его права в сфере предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 198 АПК РФ). Следовательно, предупреждение антимонопольного органа может быть предметом самостоятельного обжалования в арбитражном суде.

Вместе с тем, Суд отметил: судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и законных интересов должен быть ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью. Предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта. Поэтому судебной проверке подлежит факт наличия указанных признаков в поступивших в антимонопольный орган информации и документах, которые явились основаниями для вынесения предупреждения (ч. 2 ст. 39.1 закона о защите конкуренции). Такими признаками в рассматриваемом деле являются признание общества занимающим доминирующее положение на товарном рынке и факт отказа общества заключать договор по транспортировке твердых бытовых отходов.

В рамках рассматриваемого дела антимонопольный орган не смог доказать, что общество занимает на рынке доминирующее положение. Исходя из этого, апелляционный суд признал вынесенное в отношении общества предупреждение недействительным.

Таким образом, предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, может быть оспорено в арбитражном суде (п. 3 Обзора).

В 2015 году результаты 34 проверок, проведенных ФАС России, были признаны недействительными по решениям суда. Теперь, когда ВС РФ на примере сложившейся судебной практики пояснил, что приказ и предупреждение руководителя антимонопольного органа можно оспорить в суде, хозяйствующие субъекты смогут еще эффективнее защищать свои права. А значит, незаконных предупреждений и приказов станет меньше.

Обжалование решения ФАС

Каждый предприниматель может столкнуться с тем, что его обвинят в нарушении законов о конкуренции и, соответственно, Антимонопольная служба (ФАС) вынесет предписание, включающее в том числе штрафные санкции.

Если вы попали в подобную ситуацию, нужно знать, что обжаловать решение ФАС возможно, более того, судебная практика знает немало успешных примеров подобных дел. Но что и как необходимо сделать, какие документы понадобятся, и как себя вести в таких случаях?

Читайте так же:  Балансовая стоимость имущества

Рассказываем в данной статье.

Обжалование решения ФАС: что нужно помнить?

Прежде, чем приступить к процедуре обжалования решения ФАС, нужно учитывать некоторые нюансы. В первую очередь, проведите анализ того, насколько правомерны требования антимонопольного органа по отношению к вашей компании. ФАС в своей деятельности руководствуется, в основном, законом «О защите конкуренции», который включает целый ряд оснований для наложения санкций на предпринимателей – монополистическая деятельность (включая злоупотребление своим положением, сговор между ведущими участниками рынка и т.д.), недобросовестная конкуренция (введение в заблуждение, дискредитация конкурентов, незаконное получение и использование информации, нарушение интеллектуальной собственности и другие подобные причины), использование государственных или муниципальных преференций, нарушение условий тендеров и торгов и многое другое.

Если что-то из перечисленного в законе имеет отношение к вашей фирме, претензии ФАС вполне обоснованы, и обжаловать решение антимонопольного органа не имеет смысла.

Если же вы уверены, что закон компанией не нарушался, и действия ФАС противоправны, можно попытаться отменить решение или изменить его в свою пользу. Но нужно учитывать ряд особенностей процедуры:

  • можно обжаловать только решение, без предписания, при этом при успешном рассмотрении жалобы предписание автоматически будет изменено или скорректировано;
  • обжалованию подлежит как все решение ФАС целиком, так и отдельные его пункты;
  • главным основанием для обжалования должно быть нарушение принципа единообразия применения антимонопольного законодательства, а не сам факт нарушения закона. Другими словами, необходимо доказать, что по отношению к вашей компании была применена нестандартная трактовка законов и привести примеры других вариантов в аналогичных ситуациях.

Таким образом, перед началом процедуры обжалования необходимо провести серьезную подготовительную работу: оценить правомерность претензий ФАС, найти примеры трактовки законодательства, отличные от вашей ситуации, проанализировать решение и предписание, выданное антимонопольными органами.

Видео (кликните для воспроизведения).

Учитывая сложность этой процедуры, рекомендуется доверить ее юристу по административным спорам.

Обжалование решения ФАС: пошаговая инструкция

Внесудебный и судебный порядок обжалования: в чем разница

В первую очередь отличается период, на протяжении которого можно инициировать процедуру обжалования решения ФАС. В досудебном порядке для этого отводится один месяц, а в судебном — три месяца.

В ситуации, когда обжалуются действия или бездействия должностных лиц антимонопольной службы по внесудебному сценарию, само решение продолжает исполняться, то есть если оштрафовали, то штраф взыскивается. При направлении заявления в суд действия, которые указаны в первом документе, притормаживаются до оглашения судом своего вердикта.

И последнее — это отличия в органе обжалования: при досудебном порядке необходимо заявлять в вышестоящий антимонопольный орган, а при судебном — в арбитражный суд.

[2]

Как обжаловать в досудебном порядке

Обращение в суд предполагает серьезные временные и трудозатраты, в связи с этим можно воспользоваться правом подать жалобу на решение ФАС в досудебном порядке. Основанием для начала процедуры внесудебного обжалования является обращение, которое поступило в антимонопольный орган.

Определяем подразделение ФАС

На действия должностных лиц антимонопольных органов направляется жалоба о признании незаконными действий таковых. Принимает ее ФАС России. Если нарушения допущены должностными лицами антимонопольных органов в субъектах РФ, то жалобу можно подать в территориальный или в коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы России — апелляционные коллегии. Заявление в коллегиальный орган необходимо направить не позднее 1 месяца со дня вынесения решения или выдачи предписания.

Составляем заявление

Заявители вправе отправить жалобу как в письменной форме, так и в виде электронного документа. Жалоба может быть отправлена по почте, через многофункциональный центр, а также с помощью информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе портала государственных и муниципальных услуг (функций). Обращение на обжалование действия должностных лиц антимонопольной службы может быть подано и на личном приеме.

В документе необходимо указать:

  • сведения о подразделении ФАС и документе, который обжалуется;
  • информацию о заявителе (Ф.И.О., наименование юридического лица, контактный телефон, адрес эл. почты, обратный почтовый адрес);
  • доводы и документы (при наличии), которые обосновывают позицию заявителя.

Жалоба не будет рассматриваться, если текст не поддается прочтению, содержит оскорбления, угрозы.

Также претензия может быть направлена по почте, передана в электронной форме при помощи функционала электронной приемной или передана лично.

Скачать образец жалобы

Рассматриваем жалобу

Жалоба в территориальном органе рассматривается в порядке, предусмотренном законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Срок рассмотрения составляет 30 дней. Руководитель контрольного подразделения может продлить срок не более чем на 30 дней в случае необходимости проведения проверки, запроса дополнительной информации. Такое заключение сообщают заявителю в письменном виде. Коллегиальные органы ФАС рассматривают жалобу в течение 2 месяцев с возможностью продления на 1 месяц.

При рассмотрении заявления в досудебном порядке действие оспариваемого документа не приостанавливается.

Принимаем решение

По результатам рассмотрения жалобы проверяющие могут отказать в ее удовлетворении или признать вынесенное решение незаконным полностью или частично. Ответ направляется заявителю в письменной форме. Заключение коллегиального органа также размещается на сайте ФАС.

В случае если вынесенное решение признается незаконным полностью или частично, для того, чтобы установить факт нарушения законодательства о государственной гражданской службе и применить меры дисциплинарного взыскания, либо принять вердикт об иных видах ответственности, ответственным исполнителем по жалобе руководителю антимонопольного органа предоставляется служебная записка, в которой изложена суть нарушения и указаны должностные лица, его допустившие. Это делается с целью инициировать принятие постановления о проведении в отношении государственных гражданских служащих служебной проверки.

Как обжаловать в суде

Вместе с тем у участника контрактной системы остается право на обжалование в судебной инстанции. В этом случае алгоритм усложняется.

Основания для обращения в суд

Судебная инстанция рассматривает как заявления об отмене принятых актов, так и признания незаконными действия (бездействие) контрольных органов (нарушение сроков рассмотрения, незаконный отказ в принятии обращения).

[1]

Определяем подведомственность и подсудность.

В соответствии со ст. 29, 35 АПК, подобные дела рассматриваются в Арбитражном суде субъекта по месту нахождения ФАС, решение которого обжалуется.

Определяем сроки подачи заявления в суд

В статье 52 закона от 27.06.2006 № 135 определено, что срок обращения в суд составляет 3 месяца с даты вынесения решения или выдачи предписания. Датой принятия является дата его изготовления в полном объеме. Оно изготавливается не позднее 10 дней после оглашения на заседании. Если заявитель ранее обращался с апелляцией в коллегиальный орган ФАС, подать заявление нужно не позднее 1 месяца с даты вступления в силу решения коллегиального органа. Однако при наличии уважительных причин пропущенный срок судом может быть восстановлен.

Читайте так же:  Индексации заработной платы

Оплачиваем госпошлину

В соответствии со ст. 333.21 НК, пошлина составляет для организаций 3000 руб.

Составляем заявление

В соответствии со ст. 199 АПК, претензия должна содержать:

  • сведения об истце (копия свидетельства о государственной регистрации заявителя, документы представителя);
  • наименование подразделения ФАС и реквизиты оспариваемого документа;
  • перечень нарушений со ссылками на нормативные акты;
  • требование отменить акт, признать незаконными действия должностных лиц и т. п.;
  • ходатайство о приостановлении действия оспариваемого акта.

К заявлению необходимо приложить материалы, обосновывающие позицию истца, документы, подтверждающие направление копии заявления ответчику и оплату госпошлины.

Скачать образец жалобы на решение ФАС в арбитражный суд

Скачать образец обжалования решения УФАС в арбитражном суде (о внесении в РНП)

Разбирательство в суде

Для получения положительного результата необходимо тщательно подготовиться к заседанию: изучить законодательство и судебную практику по аналогичным делам, подготовить мотивированную позицию. Решение суда может быть оспорено в суде апелляционной инстанции в течение месяца после принятия решения судом первой инстанции.

Обжалование решений Федеральной антимонопольной службы (ФАС)

В современных экономических условиях рынок государственных и муниципальных закупок становится одним из наиболее привлекательных направлений бизнеса. Для многих компаний работа по госконтрактам является основным источником дохода.

Экономическая привлекательность сферы госзакупок, безусловно, подразумевает под собой более трепетное и внимательное соблюдение всех требований контракта и Федерального закона о контрактной системе № 44-ФЗ. Помимо специальных требований закона и практически неизменяемого договора, исполнителю приходится прислушиваться и исполнять указания и требования госзаказчика, которые зачастую выходят далеко за рамки госконтракта.

Недобросовестные действия госзаказчиков

Государственный и муниципальный органы нередко ведут себя недобросовестно при исполнении своих обязательств по контракту. Госзаказчик может искусственно затягивать сроки, требовать увеличения объемов работ, не предоставлять документы и иные ресурсы, необходимые для выполнения контракта. Такие действия создают для исполнителя большие трудности и могут привести к неисполнению контракта и к последующему расторжению в одностороннем порядке со стороны госзаказчика. Односторонний отказ от исполнения госконтракта может повлечь для компании серьезные последствия, особенно, если госзакупки являются основным источником дохода.

Помимо финансовых рисков, выражающихся в неоплате выполненных работ и начислении неустойки и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, исполнитель может попасть в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) (ч. 9 ст. 104 Федерального закона о контрактной системе № 44-ФЗ).

Информацию о компании в реестр недобросовестных поставщиков вносит Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Именно она по результатам заседания комиссии включает компанию в РНП и лишает юридическое лицо права заключать новые госконтракты в течение двух лет со дня включения в реестр.

Обращение с заявлением в суд

Заседание комиссии ФАС о включении или не включении компании в реестр недобросовестных поставщиков обычно проходит быстро, в один день, и времени у комиссии на рассмотрение всех нюансов и обстоятельств дела недостаточно. Неудивительно, что комиссия зачастую принимает несправедливые и необоснованные решения, с которыми многие участники этой процедуры не согласны.

Любой участник заседания комисии вправе обжаловать решение ФАС в арбитражный суд. При этом, важно знать, что срок обжалования таких решений составляет всего 3 месяца со дня его вынесения. Подсудность определяется в зависимости от места нахождения Управления ФАС. Например, если обжалуемое решение вынесло УФАС по г. Москве, то нужно обжаловать решение УФАС в Арбитражный суд г. Москвы.

Внесение сведений о поставщике (исполнителе, подрядчике) в РНП является публичной санкцией и затрагивает законные права и интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем решение ФАС о включении компании в РНП необходимо обжаловать в рамках главы 24 АПК РФ. В таком процессе стороны именуются иначе, чем в производствах по исковым заявлениям. Лицо, обращающееся в суд с обжалованием решения, является «заявителем», а ФАС, в данном случае, будет именоваться как «заинтересованное лицо».

Безусловно, при обжаловании какого-либо решения прежде всего нужно получить это решение и ознакомиться с доводами, согласно которым компанию признали недобросовестным поставщиком. Также, требование о предоставлении копии обжалуемого решения указано в ст. 199 АПК РФ.

Обжалование решений ФАС ФАС

Судья принимает заявление к производству и начинается процедура судебного разбирательства в случае, когда все требования ст. 197-199 АПК РФ соблюдены, поэтому стоит внимательно отнестись не только к сбору доказательств, но и к правовому обоснованию своей позиции.

В суде производство проходит не так спонтанно и быстро, как в ФАС. Суд рассматривает все аспекты дела, изучает каждый документ и выясняет все обстоятельства, имеющие отношение к спору. Поэтому судебное разбирательство зачастую носит затяжной характер и в среднем может продлится от 4 месяцев до 10 месяцев. Как правило, в ходе разбирательства судья может привлечь к участию в деле третье лицо — госзаказчика, так как рассмотрение дела об обжаловании решения ФАС затрагивает и ставит под вопрос законность решения госзаказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Привлечение в качестве третьего лица госзаказчика накладывает на заявителя еще одну нелегкую задачу – парирование аргументов нового участника процесса. Ведь госзаказчик будет отстаивать правомерность и законность принятого им решения, косвенно поддерживая таким образом позицию ФАС.

В итоге, на заседании по обжалованию решения ФАС заявитель получает двух оппонентов (ФАС и госзаказчик) и два спора (обжалование решения ФАС и доказательство исполнения госконтракта). Важно акцентировать внимание суда на фактическом исполнении контракта, а если контракт не выполнен по вине заказчика, то нужно предоставить неопровержимые доказательства недобросовестных действий заказчика.

При рассмотрении таких споров суд не ограничивается только формальной стороной дела. Он также принимает к сведению обстоятельства фактического исполнения контракта, добросовестность исполнителя (подрядчика, поставщика) при исполнении своих обязательств, и что помешало ему исполнить контракт.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, представляется возможным сделать следующий вывод: обжалование решения ФАС – долгая и непростая процедура, сопровождаемая как особенностями процессуального характера, так и процессами, связанными с составлением доказательственной базы и обоснованием заявленных требований. В таких случаях успешное рассмотрение дела достигается благодаря слаженным действиям исполнителя контракта, который знает все нюансы госконтракта и его исполнения, и квалифицированного юриста, который имеет опыт оспаривания решений ФАС.

Именно знание особенностей работы, выполняемой по госконтракту, и юридическим знаниям арбитражного процесса, а также закона о контрактной системе, позволяют разрешить спор в пользу добросовестного исполнителя и исключить его из реестра недобросовестных поставщиков.

Читайте так же:  Правоспособность лица

Как обжаловать решение ФАС

Обжалование решения ФАС — это инструмент защиты прав и интересов как заказчиков, так и их потенциальных контрагентов по госконтрактам. Оспорить выводы антимонопольной службы можно ведомственным или судебным порядком.

Как обжаловать акт антимонопольного органа

Территориальные подразделения Федеральной антимонопольной службы осуществляют контроль за правильностью осуществления закупок и соблюдением законодательства. Но и они порой ошибаются. Существуют два пути, как обжаловать решение ФАС:

  • ведомственный — он предполагает обжалование по ведомственной линии, в вышестоящую инстанцию самого антимонопольного органа;
  • судебный — через обращения в арбитражный суд по месту вынесения спорного документа.

Эти способы различаются не только по составу лиц, которые рассматривают обращение, но и процессуально.

Ведомственный порядок обжалования: куда подавать жалобу

Первичным рассмотрением вопросов, отнесенных к компетенции ФАС, занимаются ее территориальные управления. Их акты являются, как правило, предметом оспаривания. В структуре УФАС создана собственная апелляционная инстанция — коллегии по рассмотрению жалоб на вынесенные акты. В апелляционную коллегию заинтересованное лицо вправе подать жалобу на решение ФАС.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ определяет для коллегии возможность пересматривать принятые ранее документы, если они нарушают единообразие в применении антимонопольными органами законодательства. Наиболее успешным ведомственное обжалование будет, если заявитель укажет на несоответствие принятого документа ранее вынесенным актам ФАС по аналогичным спорам.

Обжалование в ведомственном порядке допускается в течение одного месяца с момента вынесения обжалуемого решения и выдачи предписания.

Как написать жалобу

Подают в письменной форме почтовым отправлением либо в электронном виде через сайт «Госуслуги».

Текст жалобы о признании незаконными действия ФАС должен содержать:

  • наименование органа, куда оно подается;
  • наименование территориальной антимонопольной службы, вынесшей обжалуемый документ;
  • наименования и реквизиты сторон, участвовавших в деле;
  • реквизиты дела и дату вынесения обжалуемого документа;
  • суть возражений заявителя. Возражения должны быть аргументированы, допускается приложение подтверждающих документов.

Обращение должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к документам, направляемым в государственные органы:

  • текст должен быть читабельным. Если он написан от руки неразборчиво либо бумага повреждена до такой степени, что текст прочтению не поддается, жалоба не будет рассмотрена;
  • в тесте не допускаются нецензурные выражения, призывы к терроризму, угрозы;
  • не допускается анонимное обращение.

Порядок рассмотрения

Жалоба должна быть рассмотрена в течение двух месяцев с момента принятия. Этот срок продлевают еще на месяц, если коллегиальному органу потребуется запросить дополнительную информацию.

В рассмотрении жалобы вправе принимать участие лица, участвовавшие в первоначальном рассмотрении, и представитель управления ФАС, вынесшего тот акт, который обжалуется.

Особенностью ведомственного обжалования является то, что действие выданного первой инстанцией предписания не приостанавливается. Это можно оценивать как пробел в регулировании вопроса ведомственного оспаривания актов.

Решение коллегиальным органом принимается при условии участия в нем не менее половины состава органа.

Итоги рассмотрения жалобы

По итогам рассмотрения жалобы на решение апелляционная коллегия вправе:

  • согласиться с мнением УФАС и оставить в силе его акт;
  • не согласиться с позицией нижестоящего органа и отменить принятый им акт;
  • изменить решение либо отменить его в какой-то части и усилить — в остальной.

Судебный порядок обжалования: основания для обращения

Основанием для обращения в суд могут быть:

  • обжалование акта территориального органа ФАС, то есть заинтересованное лицо, несогласное с решением ФАС, вправе сразу прибегнуть к судебному порядку;
  • обжалование решения коллегиального органа имеет место, когда сторонами был реализован ведомственный порядок обжалования решения, но его результат показался заинтересованным лицам неудовлетворительным.

В какой суд подавать заявление: сроки, размер пошлины

Рассмотрение жалоб на акты антимонопольных органов входит в компетенцию арбитражных судов. Выбирая конкретный суд, предпочитайте те, которые находятся на территории, где расположено подразделение ФАС, вынесшее неугодное решение.

Жалобу на акт, вынесенный территориальным управлением ФАС, то есть на первичное решение, следует подать в течение трех месяцев с момента его вынесения. Если обжалуется акт коллегиального органа, подать обращение в суд необходимо в течение одного месяца с момента его вынесения.

Судебное обжалование актов ФАС облагается госпошлиной в размере 3000 рублей.

Как написать заявление в суд

Законодательно не установлен образец жалобы на решение ФАС в арбитражный суд. Ее текст должен содержать:

  • наименование органа, куда направляются документы на рассмотрение;
  • наименования сторон и управления ФАС, вынесшего обжалуемый акт;
  • реквизиты дела, которое рассматривалось в ФАС, и акта, который вынесен по его результатам и оспаривается;
  • суть спора: следует кратко, но емко изложить историю возникновения и содержание спорной ситуации. Что послужило причиной обращения в УФАС, какую позицию занял контролирующий орган;
  • в чем состоит несогласие заявителя с решением и почему;
  • требования заявителя: изменить или отменить решение в части или полностью;
  • перечень прилагаемых документов;
  • ходатайство о приостановлении действия выданного предписания ФАС.

Жалобу можно подать лично, через канцелярию суда, направить по почте либо воспользоваться электронной системой подачи документов на сайте арбитражного суда. Вот образец обжалования в арбитражном суде решения УФАС о признании незаконным внесение сведений в РНП:

Порядок судебного рассмотрения

Жалоба рассматривается судом в открытом судебном заседании, о месте и времени проведения которого все участники, в том числе заявитель, будут заблаговременно извещены. Представителю заявителя будет предоставлена возможность защитить доводы жалобы непосредственно в процессе.

Видео (кликните для воспроизведения).

По результатам судебного рассмотрения будет вынесено решение, которое оспаривают в вышестоящих судебных инстанциях в апелляционном или кассационном порядке.

Источники


  1. Зайцева Т. И., Медведев И. Г. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3; Инфотропик Медиа — М., 2010. — 400 c.

  2. Варламов А. А., Севостьянов А. В. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 5. Оценка земли и иной недвижимости; КолосС — Москва, 2008. — 265 c.

  3. Общее образование. Школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 592 c.
  4. Милантьев, В.П. История и методология физики / В.П. Милантьев. — М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2016. — 578 c.
  5. Лебедева, С. Н. Международный коммерческий арбитраж. Комментарий законодательства / Под редакцией А.С. Комарова, С.Н. Лебедева, В.А. Мусина. — М.: Редакция журнала «Третейский суд», 2014. — 416 c.
Как обжаловать решение фас
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here