Кадастровый учет объектов незавершенного строительства

Ответы на вопросы по теме: "Кадастровый учет объектов незавершенного строительства" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Объект незавершенного строительства может быть поставлен на кадастровый учет

В целях обеспечения единообразного подхода к разрешению судами дел о применении отдельных положений Закона «О государственном кадастре недвижимости», Верховным Судом РФ проведено обобщение судебной практики по спорам, связанным с отказом в осуществлении кадастрового учета.

В соответствии с Законом о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе. В соответствии с названным законом осуществляется кадастровый учет объектов недвижимости, а именно: земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости. Учет части объекта недвижимости, не являющейся самостоятельным объектом недвижимости, осуществляется в целях внесения сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости.

Так, одним из выводов является то, что объект незавершенного строительства может быть поставлен на кадастровый учет, когда степень выполненных работ по созданию этого объекта позволяет его идентифицировать в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества (недвижимой вещи).

Согласно материалам дела, предприниматель обратился в орган кадастрового учета с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта незавершенного строительства — трех железобетонных свай, вбитых в землю.

Орган кадастрового учета приостановил, а затем отказал в постановке на кадастровый учет спорного объекта незавершенного строительства, сославшись на положения Закона о кадастре, согласно которым орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если: имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости; истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.

Не согласившись с данным отказом, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд, указав на то, что он является арендатором земельного участка под строительство объекта, им получена разрешительная документация на строительство.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды указали на то, что спорный объект — три железобетонные сваи, вбитые в землю, на момент обращения общества с заявлением о постановке объекта на кадастровый учет не является созданным объектом незавершенного строительства.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы.

Работы, выполненные в данном случае, не свидетельствуют о сооружении фундамента строящегося объекта недвижимости.

Однако в случае выполнения строительных работ, в результате которых будет возведен самостоятельный объект недвижимого имущества, предприниматель не лишен возможности обратиться за постановкой на кадастровый учет созданного объекта (объекта незавершенного строительства).

Данный пример приведен в Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016.

[2]

Старший помощник прокурора округа по правовому обеспечению

Кадастровый учет объектов незавершенного строительства

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 16 марта 2016 г. N ОГ-Д23-3182 «О порядке строительства, государственного кадастрового учета и государственной регистрации объектов недвижимости»

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел обращение относительно соотношения понятий «объект недвижимости» и «объект капитального строительства», а также по отдельным вопросам порядка строительства, государственного кадастрового учета и государственной регистрации объектов недвижимости и объектов капитального строительства, и в пределах компетенции сообщает.

По общему правилу, объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, являются объектами недвижимости, в отношении которых осуществляется государственный кадастровый учет, и права на которые подлежат государственной регистрации (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», статья 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», далее — Гражданский кодекс, Закон о кадастре, Закон о регистрации соответственно).

Кроме того, в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек относятся к объектам капитального строительства.

Более четких количественных и качественных характеристик объектов недвижимости и объектов капитального строительства, а также иных критериев, позволяющих отнести объект к объектам недвижимого имущества или объектам капитального строительства, либо к объектам, не являющимся объектами недвижимого имущества или объектами капитального строительства, действующее законодательство не содержит.

По общему правилу, строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, порядок выдачи которого предусматривает предоставление среди прочего правоустанавливающего документа на земельный участок (части 2, 7 статьи 51 Градостроительного кодекса).

Читайте так же:  Обратная сила закона

Завершение строительства объекта капитального строительства подтверждается разрешением на его ввод в эксплуатацию (статья 55 Градостроительного кодекса), которое в силу положений статьи 25 Закона о регистрации, наряду с правоустанавливающим документом на земельный участок, на котором расположен этот объект, является основанием для государственной регистрации прав на созданный объект недвижимости.

При этом обращаем внимание, что согласно пункту 1.2 статьи 20 Закона о регистрации осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Законом о кадастре, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, не допускается.

Одновременно следует отметить, что положениями части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса предусмотрен ряд случаев, при которых выдача разрешения на строительство не требуется.

Кроме того, в силу пункта 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности также могут быть установлены дополнительные случаи, когда получение разрешения на строительство не требуется.

В то же время, по мнению Департамента недвижимости, объекты, для строительства которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, могут являться объектами недвижимости с последующей возможностью государственной регистрации прав на них, если такие объекты отвечают признакам, установленным пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса, например, дачные и садовые дома.

Право собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества в случае, если для строительства такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, может быть зарегистрировано в порядке, предусмотренном статьей 25.3 Закона о регистрации, положения которой также предусматривают необходимость подтверждения прав на земельный участок, на котором расположен такой объект.

В силу положений части 9 статьи 25 Закона о кадастре постановка на кадастровый учет объекта недвижимости, для строительства которого выдача разрешения на строительство не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании декларации о таком объекте недвижимости, представленной вместе с заявлением о государственной регистрации прав в соответствии со статьей 25.3 Закона о регистрации, в рамках взаимодействия органа кадастрового учета и регистрирующего органа. Правила указанной части не ограничивают заявителя в возможности постановки на учет указанного объекта недвижимости в соответствии с Законом о кадастре на основании заявления о постановке на учет указанного объекта недвижимости и необходимых для такого учета документов.

При этом следует отметить, что положения главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс), в том числе нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые в соответствии с нормами указанной главы Земельного кодекса, регулируют отношения, возникающие в области использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута и не предусматривают принятие распорядительных актов. Разрешение на использование земель или земельного участка не является правоустанавливающим документом на земельный участок, поскольку такое решение не устанавливает вид права на земельный участок и не подлежит государственной регистрации.

Учитывая изложенное, регистрация права собственности на объекты, обладающие признаками недвижимого имущества и для строительства которых не требуется разрешение на строительство, в рамках реализации положений главы V.6 Земельного кодекса, в настоящее время не представляется возможной.

Вместе с тем обозначенный вопрос урегулирован в положениях статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступающего в силу 1 января 2017 г.

Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В. Бочаров

Обзор документа

Минэкономразвития России разъясняет отдельные вопросы порядка строительства, кадастрового учета и госрегистрации объектов недвижимости и объектов капстроительства.

В отношении объектов недвижимости осуществляется государственный кадастровый учет, и права на них подлежат госрегистрации.

Строительство таких объектов осуществляется на основании разрешения на строительство. При этом необходимо предоставление правоустанавливающего документа на земельный участок. Завершение строительства подтверждается разрешением на его ввод в эксплуатацию. Если объект не учтен в госкадастре, его госрегистрация не допускается.

По мнению Министерства, возможна госрегистрация объектов, для строительства которых не требуется выдача разрешения на строительство (напр. дачные и садовые дома). При этом необходимо подтверждать право на земельный участок, на котором расположен такой объект. Постановка последнего на кадастровый учет осуществляется на основании декларации о нем, представленной вместе с заявлением о госрегистрации права.

При этом отмечено, что разрешение на использование земель или земельного участка не является правоустанавливающим документом на земельный участок, поскольку не устанавливает вид права на земельный участок и не подлежит госрегистрации. Поэтому регистрация права собственности на такие объекты в рамках реализации положений Земельного кодекса в настоящее время не представляется возможной.

Указанный вопрос урегулирован в новых положениях Закона о госрегистрации недвижимости, вступающего в силу 1 января 2017 г.

Порядок регистрации объекта незавершенного строительства

Объект незавершенного строительства рассматривается в виде недвижимого имущества наряду со зданиями и строениями. С ним производятся любые операции, касающиеся установления и признания права собственности, его изменения или завершения (ст. 130 ГК РФ). Процедура и правила регистрации объекта незавершенного строительства, осуществление его кадастрового учета регламентируются ст. 40 ФЗ № 218 от 13. 07. 2015 «О государственной регистрации недвижимости».

Почему необходима регистрация незавершенного объекта

Согласно ст. 22 ФЗ № 218 допускается регистрация объектов незавершенного строительства, но этот процесс имеет свои трудности, вызванные тем, что строительство не закончено. Регистрация возможна на всех этапах строительства, начиная со стадии готового фундамента.

Объектом незавершенного строительства не считается самовольная постройка, то есть построенная:

  • на участке, если он не предназначен для этих целей;
  • без получения разрешительной документации;
  • без соблюдения норм и правил.

Исходя из действующего Гражданского законодательства (ч. 1 ст. 130 ГК РФ) объект незавершенного строительства относится к недвижимому имуществу, так как отличается главным свойством, присущим объекту недвижимости: нельзя переместить такое сооружение без нанесения несоразмерного ущерба его назначению.

Для получения права на имущество требуется внесение в Единый Госреестр сведений о том, что указанный объект принадлежит определенному лицу. Регистрация незавершенного строительства также закрепляет за какими-либо лицами право собственности в ситуациях долевого участия в постройке многоквартирных домов или дает возможность компенсировать издержки на достройку путем ее продажи.

Читайте так же:  Можно ли депутатам заниматься бизнесом

Процедура регистрации права собственности производится через МФЦ или Росреестр. Ее проводит гражданин, наделенный разрешением на строительство и являющийся собственником участка, где строится объект. При отсутствии официально оформленных прав на участок можно одновременно поставить на кадастровый учет и зарегистрировать права на строящийся объект и землю, где располагается постройка.

Необходимость зарегистрировать постройку до окончания строительства обычно возникает, если требуется заключить какую-либо сделку или, согласно закона «Об участии в долевом строительстве» (п. 5 ст. 13), требуется взыскать предмет залога в процессе строительства. Обычно в роли истцов, требующих признания прав на квартиры в недостроенном здании через суд, выступают:

  • дольщики, осуществившие взносы в долевое строительство, когда застройщик уклоняется от введения готового дома в эксплуатацию или отказывается оформить долевое участия договором;
  • граждане, выплатившие все указанные суммы и фактически получившие квартиру, даже без ввода дома в эксплуатацию.

Регистрация становится возможной только после вступления в силу судебного решения.

Какие документы потребуются

Процедура регистрации производится согласно стандартных правил, но с учетом специфичных условий, касающихся объектов такого типа. Незавершенное сооружение неотделимо от участка, где его возводят, поэтому вначале необходимо установить точный статус данной земли. Это обычно делается с применением документов о праве владения участком, арендного договора или разрешительных документов на строительство.

При посещении МФЦ или Госреестра пишется соответствующее заявление на особом бланке, к которому требуется пакет документов, состоящий из:

  • паспорта заявителя или лица, уполномоченного руководителем (по необходимости предоставляются заверенная нотариусом доверенность на проведение процедуры);
  • документов о праве собственности на участок или выписки из ЕГРН;
  • кадастрового паспорта или декларации на недвижимость;
  • технического плана сооружения и участка;
  • разрешения на строительство;
  • квитанции о выплате госпошлины в размере 2 000 руб. Если заявителей несколько, то 2000 умножается на размер доли каждого. Госпошлина для юрлиц составляет 22 000 руб.

Кадастровый паспорт необходим, если объект располагается на землях населенных пунктов или предназначен для ИЖС. При отсутствии кадастрового паспорта можно предоставить декларацию. Она заполняется владельцем недвижимости, не требует утверждения госорганом. Бланк можно взять в Интернете, заполнить и поставить подпись.

Если законом допускается возведение объекта без получения земельного участка, то можно провести процедуру без документации на землю.

Если нет оформленных документов о праве собственности, производится их замена:

  • актом местного органа власти о выделении земли;
  • свидетельством о праве собственности на участок;
  • выпиской из похозяйственной книги.

Если в строительстве участвуют подрядчик или инвестор, потребуется предоставить подрядный договор, контракт заказчика с инвестором.

Получить выписку из ЕГРН с подтверждением права собственности возможно в указанный сотрудником Росреестра день. Законом установлен срок 10 дней для проведения процедуры госорганами. Сам документ собственнику не выдается, он существует в электронном виде.

Регистрация по упрощенной схеме

Некоторые объекты могут быть зарегистрированы по упрощенной схеме в более сжатые сроки. Это относится к зданиям, построенным на:

  • участках, выделенных под ведение дачного и садоводческого хозяйства;
  • землях под ИЖС;
  • землях для ведения личного подсобного хозяйства и расположенных в пределах поселений.

При желании оформить такой незавершенный дом следует обратиться в МФЦ или Росреестр. При обращении необходимо написать заявление с использованием специального бланка. Там же оплачивается госпошлина. Останется только дождаться назначенной даты получения документов.

Дачная амнистия

Вначале регистрируется право владения земельным участком путем обращения в МФЦ или Росреестр. Потребуется один из следующих документов:

  • постановление из местной администрации;
  • свидетельство о праве наследования;
  • договор купли-продажи или обмена.

Необходимо написать заявление, к нему приложить квитанцию о пошлине, а также:

  • кадастровый паспорт строения;
  • разрешение постройки;
  • декларацию об объекте в двух экземплярах.

Сложный момент при этом – подтвердить начало строительства путем предоставления всей выданной ранее разрешительной документации из госорганов. После завершения процедуры объект незавершенного строительства становится собственностью заявителя и с ним допускаются любые операции: продажа, покупка, обмен, дарение, оформление аренды.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

Как поставить на кадастровый учет объект незавершенного строительства

Не смотря на то, что объект незавершенного строительства полностью не возведен, по закону он является недвижимостью, как и готовые объекты, поэтому, чтобы стать законным владельцем и свободно распоряжаться своим имуществом (продать, сдать в аренду, передать в дар), необходимо поставить его на кадастровый учет. Также процедура необходима для предоставления информации в налоговый орган. Постановка сопровождается установлением и описанием отличительных характеристик объекта.

Необходимые документы

Для постановки необходимо наличие следующих документов:

  • заявление;
  • технический план объекта незавершенного строительства;
  • правоустанавливающий документ.

Подготовка технического плана

Технический план объекта – это документ, необходимый для внесения сведений о сооружении в Единый государственный реестр недвижимости, а также для регистрации права на такой объект недвижимости.

[3]

Технический план включает следующую информацию:

  • исходные данные;
  • сведения о проведенных расчетах и измерениях;
  • описание местоположения на земельном участке объекта незавершенного строительства;
  • характеристики объекта незавершенного строительства;
  • заключение кадастрового инженера.

В техническом плане также отражается схема расположения объекта незавершенного строительства на земельном участке и чертеж контура.

Возможные причины приостановки осуществления кадастрового учета объекта незавершенного строительства

Исчерпывающий перечень оснований для приостановки указан в законе «О государственной регистрации недвижимости». Как правило, причинами являются:

  • подача неполного пакета документов или документов, не отвечающих заявленным требованиям;
  • обнаружение технической ошибки в имеющихся сведениях;
  • ситуации, когда представленный объект не подлежит постановке на кадастровый учет.

Если вам необходимо поставить на кадастровый учет недостроенное здание, сооружение, Первая Кадастровая Компания выполнит подготовку документов, необходимых для постановки на кадастровый учет объекта незавершенного строительства. Закажите технический план любым удобным для вас способом, указанным в разделе «Контакты».

Читайте так же:  Развод как делить имущество

Кадастровая палата объясняет, что делать с объектом незавершенного строительства

Кадастровая палата по Волгоградской области напоминает волгоградцам о необходимости снятия с кадастрового учета достроенного объекта незавершенного строительства, так как он перестал существовать в таком качестве.

Объектом незавершенного строительства считается здание, имеющее нижеперечисленные признаки: объект носит не временный, а капитальный характер. Другими словами, постройка имеет фундамент, но не приобрело законченный вид, на нем ведутся работы. При этом не берется во внимание стадия строительства, это может быть возведение фундамента, стенных блоков, последние штрихи во внутренней отделке помещения.

« Постановка на учет и регистрация прав на объект незавершенного строительства требуется, например, если в силу жизненных обстоятельств нет возможности продолжить строительство и объект нужно продать, поменять, подарить и т.д. Процедура постановки на кадастровый учет в данном случае ничем не отличается от учета построенного объекта капитального строительства. Необходимо подготовить технический план и иметь правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости », — говорит и.о . директора Кадастровой палаты по Волгоградской области Наталья Бирюлькина .

В результате учетно-регистрационных действий заказчик получает выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в которой отражены характеристики объекта, его кадастровый номер, а также сведения о правах на него .

Если достроенный объект учтен как объект незавершенного строительства и на него зарегистрированы права, то в таком случае проводится одновременное снятие с учета и регистрация прекращения на него прав и одновременная постановка на кадастровый учет и регистрация прав на построенный объект. Необходимо вновь пригласить кадастрового инженера для составления технического плана на уже готовый объект.

« Во избежание недоразумений, связанных с задвоением объектов, кадастровому инженеру, при подготовке технического плана на достроенное здание (сооружение), необходимо указать кадастровый номер, который был ему присвоен, как объек ту незавершенного строительства » — отмечает Наталья Бирюлькина.

В ходе учетно-регистрационных действий в отношении достроенного объекта появятся новые кадастровый номер и запись о регистрации права, а сведения об исходном объекте (объекте незавершенного строительства) в ЕГРН станут «архивными».

Официальный сайт Администрации Краснознаменского сельсовета

Касторенского района Курской области

Главное меню

Контактная информация

Глава сельсовета

Студеникин Сергей Валентинович

Видео (кликните для воспроизведения).

Адрес:

306733, Курская область,

Касторенский район, с. Олым,

ул. Знаменская, д.16

Телефон:

Адрес электронной почты:

График работы Администрации:

с понедельника по пятницу включительно: с 8.00 до 17.00

перерыв с 12.00 до 14.00

Выходные дни: суббота, воскресенье

Полезные ресурсы

Кадастровый учет объектов незавершенного строительства

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Кадастровый учет объектов незавершенного строительства

Действующее законодательство, среди прочих видов объектов недвижимости, предусматривает возможность постановки на кадастровый учет объектов, которые продолжают находиться в стадии строительства. Так, с июля 2013 года начали применять форму нового кадастрового паспорта для объектов незавершенного строительства (ОНС). Как и для построенных объектов, кадастровый паспорт объектов незавершенного строительства призван максимально полно охарактеризовать такой объект.

Возможность кадастрового учета объекта незавершенного строительства, с внесением в базу кадастра подробных сведений, исключила «безликость» таких объектов, уравняв их с прочими объектами недвижимости.

Для постановки такого объекта на кадастровый учет необходимо представить технический план, в котором сведения об ОНС указываются на основании представленных заказчиком кадастровых работ документов, а именно: проектной документации, разрешения на строительство до 13 июля 2015 года, если его получение предусмотрено законодательством в области градостроительной деятельности, или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта объекта недвижимости.

Напомним, технический план подготавливается кадастровым инженером, имеющим действующий квалификационный аттестат. На территории Курской области осуществляет свою деятельность 221 кадастровый инженер, реестр доступен на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru).

Далее необходимо подать заявление о постановке на кадастровый учет ОНС с приложением технического плана в офис Кадастровой палаты по Курской области или МФЦ.

Постановка на кадастровый учет осуществляется без взимания платы, максимум за 10 рабочих дней со дня приема заявления и документов органом кадастрового учета. В результате кадастрового учета заявителю выдается кадастровый паспорт объекта недвижимости.

Кроме того, у заявителей есть возможность воспользоваться электронными сервисами Росреестра и подать заявку о постановке на кадастровый учет через портал Росреестра (https://rosreestr.ru).

О Федеральной кадастровой палате

Федеральная кадастровая палата («ФГБУ «ФКП Росреестра») – подведомственное учреждение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Федеральная кадастровая палата реализует полномочия Росреестра в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета объектов недвижимости, учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и кадастровой оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ФГБУ «ФКП Росреестра» было образовано в 2011 году в результате реорганизации региональных Кадастровых палат в филиалы Федеральной кадастровой палаты во всех субъектах Российской Федерации. В настоящее время на территории России работает 81 филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» и Ведомственный центр телефонного обслуживания (ВЦТО) в Курске и Казани.

Кадастровый учет объектов незавершенного строительства

Как быть, если дом на земельном участке еще не достроен, а поставить на государственный кадастровый учет и оформить на него права нужно? Предусмотрен ли законодательством учет объектов незавершенного строительства? Разъяснения читателям БНК дает начальник отдела кадастрового учета филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми Светлана Панинская.

— По действующему законодательству для регистрации прав на объект незавершенного строительства такой объект необходимо поставить на государственный кадастровый учет. Для постановки на кадастровый учет необходимо предоставить документ — технический план объекта незавершенного строительства, для изготовления которого необходимо обратиться к кадастровому инженеру. На сайте Росреестра можно ознакомиться со списком всех аттестованных кадастровых инженеров не только в Республике Коми, но и Российской Федерации, — поясняет начальник отдела кадастрового учета филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми Светлана Панинская.

Для подготовки технического плана объекта незавершенного строительства в качестве исходных данных заказчик кадастровых работ должен предоставить кадастровому инженеру проектную документацию на объект недвижимости. Именно на основании проекта возможно подготовить технический план на объект незавершенного строительства.

Читайте так же:  Внеплановая проверка

Исключение из этого правила составляют индивидуальные жилые дома, в отношении которых Градостроительным кодексом Российской Федерации подготовка проектной документации предусмотрена лишь в случае, если собственник объекта недвижимости по собственной инициативе принял решение подготовить проектную документацию на свой индивидуальный жилой дом.

После оформления технического плана правообладатель объекта недвижимости или любое иное лицо (что также предусмотрено законодательством Российской Федерации) может подать в орган кадастрового учета или МФЦ заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта незавершенного строительства. Если с заявлением обращается представитель заявителя, то дополнительно необходимо предоставить нотариально удостоверенную доверенность. Бланк заявления можно скачать на сайте Росреестра, получить в офисе филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми или в МФЦ. Итак, помимо заявления необходимо предоставить также:

— документ, удостоверяющий личность заявителя;

— технический план объекта незавершенного строительства.

Заявление и технический план в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью изготовившего его кадастрового инженера, можно направить почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении в офис филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми. Подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Оперативно отслеживать статус рассмотрения своего заявления можно с помощью электронного сервиса на сайте Росреестра в разделе «Проверка статуса запроса».

Постановка на государственный кадастровый учет осуществляется бесплатно максимум за 10 рабочих дней со дня приема заявления и документов органом кадастрового учета. В результате кадастрового учета заявителю или его представителю выдается кадастровый паспорт объекта недвижимости.

*** Каждому объекту недвижимости в ходе государственного кадастрового учета присваивается уникальный, неизменяемый, не повторяющийся во времени и на всей территории Российской Федерации кадастровый номер, позволяющий однозначно выделить его из других объектов и подтвердить его существование.

Государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства

Государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства

Сегодня на вопросы, касающиеся государственного кадастрового учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее – объектов капитального строительства), отвечает начальник отдела кадастрового учета филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия (далее — филиал Кадастровой палаты) .

Вопрос: Кто вправе обратиться в Кадастровую палату для осуществления кадастрового учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства?

Круг таких лиц определяется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) в зависимости от вида учетного действия. Например, с заявлениями о постановке на кадастровый учет объекта капитального строительства вправе обратиться собственник объекта или любое иное лицо.

С заявлениями об учете изменений объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, доверительного управления или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими зданиями, сооружениями, помещениями, объектами незавершенного строительства на указанном праве.

[1]

С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости в связи с изменением адреса объекта вправе обратиться любые лица.

Вопрос: Срок кадастрового учета объектов капитального строительства?

Срок кадастрового учета установлен Законом о кадастре.

Так, по общему правилу кадастровый учет осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете, а учет адреса правообладателя в еще более короткий срок — в течение не более чем три рабочих дня.

Необходимо отметить, что в филиале Кадастровой палаты установлен сокращенный срок кадастрового учета по заявлениям, представленным посредством портала Росреестра — в течение 3-5 рабочих дней.

Вопрос: Какие документы необходимо представить для постановки на учет объектов капитального строительства?

Для постановки на кадастровый учет совместно с соответствующим заявлением необходимо представить технический план в виде электронного документа. Постановка на учет созданного объекта (здания, сооружения) может быть осуществлена на основании разрешения на ввод в эксплуатацию объекта.

Вопрос: Кто подготавливает технический план?

Технический план подготавливается кадастровым инженером в результате проведения кадастровых работ, проводимых на основании договора подряда, заключаемого с заказчиком.

Вопрос: На основании каких документов может быть подготовлен технический план?

Согласно Закону о кадастре сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости — органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости.

При этом согласно требованиям к подготовке технических планов, если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление или принятие указанных документов, сведения о здании указываются в техническом плане на основании декларации.

Вопрос: В каких случаях орган кадастрового учета имеет право отказать в кадастровом учете объекта капитального строительства?

Законом о кадастре установлены основания, по которым орган кадастрового учета может отказать в кадастровом учете или приостановить его.

Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае:

— имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения);

— местоположение помещения, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения (за исключением случаев, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости, а также если совпадает местоположение квартиры и комнаты в ней);

Читайте так же:  Вывод имущества из ооо

— не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с Закона о кадастре такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

— заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре.

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, например, в случаях:

— объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер;

— с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;

— истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.

Кроме того, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет помещения в случае, если такое помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении.

Еще раз обращаем внимание, что Закон о кадастре содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления кадастрового учета и отказа в нем. Мною приведены примеры одних из наиболее часто встречающихся оснований.

Правила постановки на кадастровый учет и регистрации в собственность недостроенных домов

Оформление и регистрация недостроенных домов

Оформление зданий и домов по новым правилам происходит на основании технического плана, который формирует кадастровый инженер.

Когда строительство по каким-либо причинам «замораживается» и владельцев недостроенных объектов интересует можно ли всё-таки получить права собственности на такое строение, то первый человек кто может помочь — это кадастровый инженер. Упрощает ситуацию тот факт, что «незавершенки» в законодательстве РФ ставят в один ряд с достроенными домами, и они считаются недвижимым имуществом.

Чтобы оформить незавершённый объект понадобится документ, подтверждающий право собственности на объект незавершенного строительства. У владельца должны быть права собственности на земельный участок, а также обязательно разрешение на строительство. Если владельцы захотят достраивать объект, а разрешения на строительство у них нет (или вышел срок из-за чего разрешение стало неактуальным), тогда придётся внести некоторые изменения в инвентаризационное дело.

Постановка на учет объекта — обязательная процедура, в ее проведении заинтересован прежде всего собственник. Если стоит провести, чтобы иметь возможность совершать с собственностью правовые манипуляции в дальнейшем.

Регистрации, согласно закону, подлежат земельные участки, завершенные и незавершенные строительства, их части. Если по классификатору заявленный объект нельзя посчитать недвижимостью, человеку откажут в процедуре постановки на учет. Есть несколько специфических моментов, касающихся недвижимости, каким-то образом связанной с объектами природного или культурного наследия. Чтобы ее поставить на учет, придется получить дополнительные разрешения, заново проверить на обременения, а иногда решить вопрос удается только по решению суда.

Процедура оформления недостроенного дома выглядит следующим образом: в первую очередь получают разрешение на строительство на объект незавершенного строительства. К пакету документов прикрепляют свидетельство на землю, паспортные данные собственника — больше от него ничего не требуется. Остальную работу проводят кадастровые инженеры ГКИ Недкадастр, которые проведут обмеры здания, включают в себя: выполнение эскизов, нанесение фактических размеров на зарисовки, обработка чертежей, оформление работы в компьютере и сдача документов заказчику. Затем составят технический план, который отнесут в кадастровую палату для корректировки информации о недвижимом имуществе. И в завершении подадут готовый пакет документов на оформление.

По окончанию работ, владелец дома получает на руки Акт ввода объекта в эксплуатацию — это и есть тот документ, который и нужен для того, чтобы зарегистрировать жилой дом.

Сроки регистрации права собственности

Владельцев домов ждет приятная новость — с 2018 года сократились сроки постановки на учет и регистрации права. До этого они исчислялись 10 днями и соответственно 12 днями, если заявитель воспользовался услугами МФЦ. Теперь, при личном обращении, процедура регистрация занимает 7 дней, а постановки на учет 5 дней. Совмещение этих действий займет 10 дней. При обращении через МФЦ время выполнения процедуры увеличивается на 2 дня. Уменьшение сроков объясняется отменой двойного регулирования. Также теперь чтобы поставить на учет здание, построенное на незарегистрированной земле, документы для двух этих процедур подают одним пакетом, процедура совмещается.

Для признания прав собственности на «недострой» можно обратиться в территориальный офис Росреестра, территориальное отделение федеральной кадастровой палаты, а также в городской или поселковый МФЦ. Рекомендуем предварительно позвонить по поводу сдачи документов и записаться к нашему специалисту, для бесплатной консультации по номеру 8 495 409-41-51.

Видео (кликните для воспроизведения).

Начиная процесс оформления дома, граждане встречают на пути много трудностей. Например, приходится подтверждать, что строение соответствует существующим нормам или владение домом законно. Часто бывает ситуация, когда в ТП допущены ошибки и его надо переделывать.

Чтобы разрешить такие ситуации кадастровые инженеры ГКИ «Недкадастр» проведут все необходимые работы для регистрации домов и исправят ошибки любой сложности.

Источники


  1. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2009. — 272 c.

  2. Гусов, К.Н. Комментарий к трудовому кодексу Российской федерации (вводный); М.: ВИТРЭМ, 2013. — 240 c.

  3. ред. Суханов, Е.А. Том 1. Гражданское право. Общая часть; М.: Волтерс Клувер; Издание 3-е, перераб. и доп., 2013. — 720 c.
  4. Хачатуров, Р. Л. Общая теория юридической ответственности: моногр. / Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр, 2017. — 965 c.
  5. Радько, Т. Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / Т.Н. Радько. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 608 c.
Кадастровый учет объектов незавершенного строительства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here