Границы муниципального района как правило устанавливаются

Ответы на вопросы по теме: "Границы муниципального района как правило устанавливаются" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 12. Изменение границ муниципального образования

При изменении границ между субъектами РФ требования статьи 12 не применяются

Статья 12. Изменение границ муниципального образования

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ в часть 1 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ в часть 2 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

2. Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан, проводимых в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона, с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.

Информация об изменениях:

Часть 2.1 изменена с 1 мая 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ

2.1. Изменение границ муниципальных районов и входящих в их состав поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в состав указанных поселений поселков и сельских населенных пунктов к территориям муниципальных округов, городских округов, осуществляется с согласия населения поселений, муниципальных округов и городских округов, выраженного представительными органами соответствующих поселений, муниципальных округов и городских округов, а также с учетом мнения населения муниципальных районов, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов.

Информация об изменениях:

Часть 2.2 изменена с 1 мая 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ

2.2. Изменение границ муниципальных и городских округов, влекущее отнесение территорий населенных пунктов, входящих в состав муниципальных и городских округов, к территориям поселений соответствующих муниципальных районов, осуществляется с согласия населения поселений, муниципальных и городских округов, выраженного представительными органами соответствующих поселений, муниципальных и городских округов, а также с учетом мнения населения муниципальных районов, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов.

Информация об изменениях:

Статья 12 дополнена частью 2.3 с 1 мая 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ

2.3. Изменение границ муниципальных и городских округов, влекущее отнесение территорий населенных пунктов, входящих в состав муниципальных и городских округов, к территориям других муниципальных и городских округов, осуществляется с согласия населения муниципальных и городских округов, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных и городских округов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ в часть 3 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

3. Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан, проводимых в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона, с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 1 мая 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ

О конституционно-правовом смысле положений части 4 статьи 12 см. определение Конституционного Суда РФ от 6 марта 2008 г. N 214-О-П

4. Изменение границ муниципальных образований, не влекущее отнесения территорий населенных пунктов к территориям других муниципальных образований, осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных образований. В случае, если изменение границ поселений или внутригородских районов влечет изменение границ муниципальных районов или городских округов с внутригородским делением, такое изменение границ осуществляется также с учетом мнения населения соответствующих муниципальных районов и городских округов с внутригородским делением, выраженного представительными органами муниципальных районов и городских округов с внутригородским делением.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ статья 12 настоящего Федерального закона дополнена частью 4.1

4.1. Изменение границ внутригородских районов осуществляется с учетом мнения населения каждого из внутригородских районов в соответствии с уставом внутригородского района и с согласия населения городского округа с внутригородским делением, выраженного представительным органом городского округа с внутригородским делением.

5. Уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50 процентов относительно минимальной численности населения, установленной пунктом 6 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, после установления законами субъектов Российской Федерации границ поселений в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами государственной власти процедуры изменения границ поселений.

Статья 5. Границы административно-территориальных единиц. Границы населенных пунктов

Статья 5. Границы административно-территориальных единиц. Границы населенных пунктов

1. Граница административно-территориальной единицы — города областного подчинения совпадает с границей соответствующего муниципального образования — городского округа.

Граница административно-территориальной единицы — района области совпадает с границей соответствующего муниципального образования — муниципального района.

Граница административно-территориальной единицы — сельсовета совпадает с границей соответствующего муниципального образования — сельского поселения.

Граница административно-территориальной единицы — города районного подчинения, поселка городского типа районного подчинения совпадает с границей соответствующего муниципального образования — городского поселения.

2. Граница муниципального образования может не совпадать с границей соответствующей административно-территориальной единицы — населенного пункта.

3. Установление, изменение границ административно-территориальных единиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в результате установления, изменения границ соответствующих муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Читайте так же:  Земельный участок многодетным семьям

4. Установление, изменение границ населенных пунктов осуществляется в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

5. Границы населенных пунктов устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:

1) населенный пункт должен иметь непрерывную замкнутую границу;

2) населенный пункт не может являться частью другого населенного пункта;

3) границы населенных пунктов не могут пересекаться;

4) границы населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы;

5) границы населенных пунктов не могут пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам;

6) иные требования, установленные федеральным законодательством.

>
Органы государственной власти Курганской области, образуемые в административно-территориальных единицах
Содержание
Закон Курганской области от 27 декабря 2007 г. N 316 «Об административно-территориальном устройстве Курганской области».

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 11. Границы муниципальных образований

Статья 11. Границы муниципальных образований

См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

1. Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 мая 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ

1) территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями, муниципальными и городскими округами. Территории с низкой плотностью сельского населения, за исключением территорий, указанных в пункте 3 настоящей части, могут не включаться в состав территорий поселений;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 апреля 2017 г. N 62-ФЗ пункт 2 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

2) территории всех поселений, а также возникающие на территориях с низкой плотностью сельского населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 463-ФЗ

3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, земли рекреационного назначения, земли для развития поселения;

Информация об изменениях:

Пункт 3.1 изменен с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 463-ФЗ

3.1) территорию городского округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития городского округа;

Информация об изменениях:

Статья 11 дополнена пунктом 3.2 с 1 мая 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ

3.2) территорию муниципального округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего муниципального округа, а также земли рекреационного назначения;

Информация об изменениях:

Статья 11 дополнена пунктом 3.3 с 1 мая 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ

3.3) в состав территории городского округа входят один или несколько городов и (или) иных городских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых проживает не менее двух третей населения городского округа, при этом в состав территории городского округа также могут входить территории сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, и территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа, размер которых не может превышать в два и более раза площадь территорий городов и (или) иных городских населенных пунктов, входящих в состав городского округа. На территории городского округа плотность населения должна в пять и более раз превышать среднюю плотность населения в Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Статья 11 дополнена пунктом 3.4 с 1 мая 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ

3.4) в состав территории муниципального округа входят несколько объединенных общей территорией населенных пунктов. Указанное требование в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;

4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 186-ФЗ пункт 5 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

5) в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 501-ФЗ в пункт 6 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

6) в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью сельского населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью сельского населения — менее 3000 человек каждый);

Информация об изменениях:

Пункт 6.1 изменен с 1 мая 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ

6.1) законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие и изменяющие границы поселений, муниципальных округов, городских округов, должны содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий этих поселений, муниципальных округов, городских округов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 186-ФЗ пункт 7 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 501-ФЗ в пункт 8 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

8) в соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности сельского населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 1 мая 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ

Читайте так же:  Как восстановить свидетельство на квартиру

10) административным центром муниципального района или муниципального округа может считаться город или поселок, расположенные на территории городского округа, имеющего с таким муниципальным районом или муниципальным округом общую границу;

Информация об изменениях:

Пункт 11 изменен с 1 мая 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ

11) границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального округа, городского округа, муниципального района — с учетом транспортной доступности до их административных центров и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов (поселений), входящих в их состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;

Информация об изменениях:

Пункт 12 изменен с 1 мая 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ

12) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения, муниципального округа, городского округа;

Информация об изменениях:

Пункт 13 изменен с 1 мая 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ

13) территория муниципального образования не может входить в состав территории другого муниципального образования, за исключением случаев вхождения поселений и внутригородских районов в состав соответственно муниципальных районов и городских округов с внутригородским делением;

Информация об изменениях:

Пункт 14 изменен с 1 мая 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ

14) территории муниципального округа, городского округа не входят в состав территории муниципального района;

15) границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 апреля 2017 г. N 62-ФЗ часть 1 статьи 11 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 15.1

[2]

15.1) границы городского округа устанавливаются с учетом необходимости создания условий для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, обеспечения органами местного самоуправления городского округа единства городского хозяйства, а также для осуществления на всей территории городского округа отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт 16 изменен с 1 мая 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ

16) территории поселения, внутригородского района должны полностью входить в состав соответственно территорий муниципального района, городского округа с внутригородским делением.

Информация об изменениях:

Часть 1.1 изменена с 1 мая 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ

1.1. Разделение населенных пунктов, влекущее несоответствие границ и (или) статуса муниципальных образований, существующих на день такого разделения, положениям настоящей статьи, должно осуществляться одновременно с изменением границ и (или) преобразованием таких муниципальных образований в соответствии с положениями части 1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ в часть 2 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения установленных статьей 16 настоящего Федерального закона вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) установленных статьей 15 настоящего Федерального закона вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При наделении городского поселения статусом городского округа учитываются перспективы развития городского поселения, подтвержденные генеральным планом данного городского поселения.

Абзац третий утратил силу с 1 января 2010 г.

[1]

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 186-ФЗ в часть 3 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 186-ФЗ в часть 4 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с высокой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

Информация об изменениях:

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 501-ФЗ статья 11 настоящего Федерального закона дополнена частью 5

5. Сроки, установленные частями 3 и 4 настоящей статьи, не применяются в случае отнесения территории нового субъекта Российской Федерации, образованного в составе Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в таком субъекте Российской Федерации к территориям с низкой плотностью сельского населения или территориям с высокой плотностью сельского населения.

Границы муниципальных образований

Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:

1) территория субъекта Российской Федерации разграничивается между по­селениями. Территории с низкой плотностью сельского населения, за исключе­нием территорий, указанных в пункте 3 настоящей части, могут не включаться в состав территорий поселений;

Читайте так же:  Срок рассмотрения представления прокурора

2) территории всех поселений, за исключением территорий городских окру­гов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;

3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли на­селенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;

4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собст­венности и целевого назначения;

5) в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселе­ния территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);

6) в состав территории сельского поселения могут входить, как правило,
один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 че­ловек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населен­ных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для терри­тории с высокой плотностью населения — менее 3000 человек каждый);

7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 чело­век, как правило, входит в состав сельского поселения;

8) в соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом
сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Феде­
рации и доступности территории поселения может наделяться сельский населен­ный пункт с численностью населения менее 1000 человек;

9) на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных ме­стностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 чело­век может не наделяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте;

10) административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в грани­цах муниципального района;

11) границы сельского поселения, в состав которого входят два и более на­ селенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступно­сти до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жите­лей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района — с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в. его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;

12) территория населенного пункта должна полностью входить в состав тер­ритории поселения;

13) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;

14) территория городского округа не входит в состав территории муници­пального района;

15) границы муниципального района устанавливаются t учетом необходи­мости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселен­ческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдель­ных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральны­ми законами и законами субъектов Российской Федерации;

16) территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

Наделение городского поселения статусом городского округа осуществ­ляется законом субъекта Российской Федерации при наличии сложившейся со­циальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоя­тельного решения органами местного самоуправления городского поселения ус­тановленных статьей 16 настоящего Федерального закона вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полно­мочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также при наличии сложившейся социаль­ной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) му­ниципального района (муниципальных районов) установленных статьей 15 на­стоящего Федерального закона вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, передан­ных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Россий­ской Федерации.

При наделении городского поселения статусом городского округа учитыва­ются перспективы развития городского поселения, подтвержденные генераль­ным планом данного городского поселения.

Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского по­селения, муниципального района, городского округа, внутригородской террито­рии города федерального значения осуществляется законами субъектов Россий­ской Федерации.

К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся тер­ритории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муници­пальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых отно­сятся к территориям с низкой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся тер­ритории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муници­пальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых отно­сятся к территориям с высокой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

| следующая лекция ==>
Первый этап —с 1990-1991 гг. по октябрь — декабрь 1993 г. | Изменение границ муниципального образования

Дата добавления: 2019-02-07 ; просмотров: 215 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

7.3. УСТАНОВЛЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ГРАНИЦ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Для поселений требования следующие:

■ территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли обще­го пользования, территории традиционного природопользо­вания населения соответствующего поселения, рекреацион­ные земли, земли для развития поселения;

■ в состав территории поселения входят все земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

■ территории с низкой плотностью сельского населения, за ис­ключением поселений с исторически сложившимися населен­ными пунктами, могут не включаться в состав территорий по­селений;

■ в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфра­структуры;

Читайте так же:  Обжалование третейского решения

■ в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью насе­ления — менее 3000 человек каждый);

■ сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;

■ в соответствии с законами субъекта федерации статусом сель­ского поселения с учетом плотности населения субъекта фе­дерации и доступности территории поселения может наде­ляться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;

■ на территориях с низкой плотностью населения и в труднодос­тупных местностях сельский населенный пункт с численно­стью населения менее 100 человек может не наделяться стату­сом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе гра­ждан, проживающих в соответствующем населенном пункте;

■ границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав;

■ территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;

■ территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;

Для муниципальных районов границы устанавливаются и изменя­ются в соответствии со следующими требованиями:

■ территории всех поселений, за исключением территорий го­родских округов, а также возникающие на территориях с низ­кой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;

■ административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;

■ границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов ме­стного значения межпоселенческого характера органами ме­стного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указан­ным органам федеральными законами и законами субъектов федерации;

■ территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района;

■ границы муниципального района устанавливаются с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав.

Для городских округов требования таковы, что их территории не входят в состав территорий муниципальных районов.

Закон от 6 октября 2003 г. расширяет перечень субъектов, кото­рые вправе выступать с инициативой об изменении границ муници­пального образования. Помимо населения, органов местного само­управления, органов государственной власти субъекта Федерации правом инициировать изменения границ муниципальных образова­ний наделены федеральные органы государственной власти.

Предложения об изменении границ МО хотя бы одного из ука­занных субъектов должны быть рассмотрены в порядке, определен­ном законом субъекта Федерации, а если инициатива населения об изменении границ реализуется в порядке, установленном для вы­движения инициативы проведения местного референдума, то ини­циатива органов местного самоуправления и органов государствен­ной власти о таком изменении оформляется решениями соответст­вующих органов местного самоуправления, органов государствен­ной власти.

Субъекты Федерации самостоятельно решают вопрос об органе, полномочном принимать решения об изменении границ МО. В большинстве региональных законов в соответствии с многолетней практикой закреплено, что границы МО устанавливаются представи­тельными органами государственной власти соответствующих субъ­ектов Федерации с согласия населения или с учетом его мнения.

Закон устанавливает требование об обязательности согласия на­селения по вопросам изменения границ муниципальных районов. Четко определено, что в случае изменения границ муниципальных районов, влекущего отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям дру­гих муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан с учетом мнения представи­тельных органов соответствующих муниципальных районов.

При изменении границ поселений, влекущих отнесение терри­торий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к тер­риториям других поселений, также необходимо учитывать согласие населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосо­вания либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.

В том случае, если изменение границ муниципальных районов и поселений не влечет отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, пря­мого волеизъявления населения не требуется. Мнение населения учитывается представительными органами соответствующих муни­ципальных районов и поселений.

Органы местного самоуправления, органы государственной вла­сти субъектов Федерации и федеральные органы государственной власти вправе инициировать изменение границ муниципального образования только в том случае, если численность населения сель­ских населенных пунктов уменьшилось более чем на 50% относи­тельно минимальной численности населения, установленной для сельских поселений.

Границы и территория муниципальных образований: критерии установления, изменение

Семинар 3. Территориальная организация местного самоуправления

План

1. Понятие территориальных основ местного самоуправления. Муниципальное образование: понятие, формы, виды.

2. Границы и территория муниципальных образований: критерии установления, изменение.

3. Преобразование и упразднение муниципальных образований.

Понятие территориальных основ местного самоуправления. Муниципальное образование: понятие, формы, виды

[3]

При подготовке к первому вопросу необходимо изучить учебную литературу и нормативные правовые акты: Конституцию РФ, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Глава 2 указанного закона закрепляет принципы территориальной организации местного самоуправления.

Территориальные основы местного самоуправлениякак институт муниципального права представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории муниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения (О. Е. Кутафин)

Обязательным условием для признания территориальной единицы в качестве территории муниципального образования, т.е. территориальной основы местного самоуправления, является наличие муниципальной собственности, местного бюджета и выборных органов местного самоуправления.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определил новые подходы к территориальному устройству местного самоуправления. Он устранил неопределенность и разноголосицу в федеральном и региональном регулировании этого устройства, приводивших на практике к противоречивым и необоснованным решениям и усложнению выполнения функций местной власти.

Вся территория субъекта Федерации, за исключением сельской территории с низкой плотностью населения, должна разграничиваться между поселениями.Территории всех поселений, за исключением территории городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов.

Читайте так же:  Признание решения общего собрания недействительным

Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. За исключением этой территории, территории с низкой плотностью населения могут не включаться в состав территории поселения.

В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Теперь не может быть территории – поселенческой или межселенной, которая не была бы разделена либо между поселениями и городскими округами (в местностях со средней и высокой плотностью населения), либо между муниципальными районами (в местностях с низкой плотностью населения). В муниципальных районах с низкой плотностью населения межселенная территория возможна как территория, находящаяся вне границ поселений. На этой территории могут располагаться небольшие населенные пункты, не входящие в состав сельских или городских поселений.

В концепции Федерального закона № 131-ФЗ заложена идея двухуровневой системы сельского местного самоуправления, при максимальном сохранении действующих на момент принятия закона муниципальных образований. Объясните что это такое?

Вне границ муниципальных образований существуют административно-территориальные единицы. Например, в Свердловской области созданы административные округа, включающие несколько муниципальных (административных) районов. Организационно-правовые институты «административно-территориальное деление» и «территориальное устройство местного самоуправления», хотя и тесно связаны, не являются идентичными. В этой связи необходимо уяснить, как соотносятся между собой термины «район» и «муниципальный район», «город» и «городской округ», «сельский населенный пункт» и «сельское поселение», «поселок городского типа» и «городское поселение».

В Федеральном законе № 131-ФЗ нет определения этого соотношения. Решение данной задачи должно содержаться в законодательстве об административно-территориальном делении субъектов Федерации. Существует ли такой закон в Свердловской области?

Дайте определения следующим терминам: городские, сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения как муниципальные образования.

Например, по замыслу законодателя муниципальный район является производным муниципальным образованием по отношению к сельским и городским поселениямбазовым территориальным единицам местного самоуправления. Он создается в целях обеспечения эффективного решения вопросов межпоселенческого характера. Теоретически решение этих вопросов возможно также путем объединения усилий поселений на договорной основе и создания, если это необходимо для выполнения конкретных договоров, временных единых управленческих органов.

На территории Свердловской области расположены 94 муниципальных образования, среди них 68 городских округов, 5 муниципальных районов, 5 городских поселений, 16 сельских поселений.

На Официальном сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области // http://sverdl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sverdl/ru/ найдите перечень муниципальных образований Свердловской области. Что означает аббревиатура ОКТМО?

Границы и территория муниципальных образований: критерии установления, изменение

«Содержательная» сторона территориального устройства местного самоуправления связана с определением различных критериев создания территориальных единиц. Этот сложный вопрос до последних дней принятия Федерального закона N 131-ФЗ, да и после его принятия, вызывал и вызывает неодинаковые суждения.

Установление и изменение границ муниципального образования отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации.

Какие обстоятельства следует принимать в расчет при формировании муниципальных территориальных единиц? Конституция РФ указывает, что необходимо учитывать исторические и иные местные традиции. А какие еще критерии существуют?

Статья 11 Федерального закона № 131-ФЗ закрепляет требования к установлению и изменению границ муниципальных образований, внимательно прочитайте ее содержание.

Например, по отношению к сельским поселениям Закон установил количественные требования численности их населения; по отношению к муниципальным районам определил в качестве предпосылки их образования создание условий для решения вопросов межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на территории района отдельных государственных полномочий.

По отношению к городским поселениям какие-либо количественные параметры, характеризующие их территорию и население, отсутствуют. Зато городские округа должны обладать сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктурой, находящейся в определенном соотношении с инфраструктурой прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов).

Вопрос о выработке оптимальных размеров сельских районов давно обсуждается в научной литературе. Федеральный закон исходит из того, что другой инфраструктуры у муниципальных районов, кроме той, которая досталась им по наследству от административных районов, нет. И пока новая инфраструктура не будет создана (разумеется, с использованием имеющейся), границы муниципальных и административных районов будут, как правило, совпадать.

Изменению границ муниципального образования посвящена ст. 12 Федерального закона № 131-ФЗ.

Конституционное предписание об учете мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, относится к самому существу конституционно-правового статуса местного самоуправления и является одной из необходимых гарантий права граждан на самостоятельное решение вопросов местного значения. Данный императив ограничивает свободу усмотрения законодателя и правоприменителя при принятии ими решений, касающихся территориальной организации местного самоуправления; при этом в любом случае изменение территориальной организации местного самоуправления не может приводить к отказу от него.

Каким образом, можно учесть мнение населения при изменении границ территории муниципального образования?

Какой порядок изменения границ муниципального образования?

Кто может выступать с инициативой изменения границ муниципального образования?

Какие особенности в порядке изменения границ муниципальных образований разных типов?

Видео (кликните для воспроизведения).

Например, изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.

Источники


  1. Гойко, Л.Ф. Судебные были; К.: Украина, 2012. — 208 c.

  2. Панов, А.Б. Административная ответственность юридических лиц. Монография / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2016. — 651 c.

  3. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 895 c.
  4. Десницкий, С. Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются… и др. / С.Е. Десницкий. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 193 c.
  5. Энциклопедия будущего адвоката: моногр. ; КноРус — М., 2012. — 1000 c.
Границы муниципального района как правило устанавливаются
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here