Государственная историко культурная экспертиза

Ответы на вопросы по теме: "Государственная историко культурная экспертиза" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Государственная историко-культурная экспертиза

В соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляется при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — Реестр), выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

В соответствии со ст. 28, 30 Федерального закона № 73-ФЗ в целях определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, земельные участки, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, подлежат государственной историко-культурной экспертизе (далее — Экспертиза).

Порядок организации, проведения Экспертизы и рассмотрения заключения Экспертизы определен в соответствии с требованиями Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 (далее – Положение).

Положение устанавливает порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы (далее — экспертиза), требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках экспертизы, порядок определения размера оплаты экспертизы, касающейся объектов культурного наследия федерального значения, а также порядок назначения повторной экспертизы.

Экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица (далее — заказчик) на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (далее — договор).

В качестве экспертов привлекаются:

  1. физические лица, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы и аттестованные в качестве экспертов в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации.
  2. юридические лица, в трудовых отношениях с которыми состоят не менее 3 физических лиц, аттестованных в качестве экспертов Министерством культуры Российской Федерации.

ИИМК РАН, как юридическое лицо, является экспертом по проведению
государственной историко-культурной экспертизы.

Объекты экспертизы:

  1. выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения таких объектов в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  2. документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр;
  3. документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
  4. документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;
  5. земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае если федеральный орган охраны объектов культурного наследия и орган охраны объектов культурного наследия субъекта Российской Федерации (далее — органы охраны объектов культурного наследия) не имеют данных об отсутствии на указанных землях объектов археологического наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов археологического наследия.

Экспертиза проводится экспертом путем археологической разведки при условии получения экспертом (физическим лицом) в установленном порядке открытого листа, либо, в случае привлечения в качестве эксперта юридического лица, получения открытого листа физическим лицом, состоящим в трудовых отношениях с экспертом .

[1]

  • документация, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ;
  • документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия.
  • При проведении экспертизы, заказчик представляет эксперту:

    • выписку из государственного кадастра недвижимости о земельном участке;
    • схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий
    • заключение уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия об отсутствии данных об объектах археологического наследия, включенных в реестр, и о выявленных объектах археологического наследия на землях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ.

    Заключение экспертизы оформляется в виде акта.

    В заключении экспертизы указывается однозначный вывод экспертизы об обоснованности (положительное заключение) или о необоснованности (отрицательное заключение).

    [3]

    Для принятия в установленном порядке решения на основании заключения экспертизы заказчик (за исключением случаев, когда заказчиком является соответствующий орган охраны объектов культурного наследия) представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия 2 экземпляра заключения экспертизы со всеми прилагаемыми документами и материалами на бумажном носителе и электронном носителе в формате переносимого документа (PDF).

    Государственная историко-культурная экспертиза: проведение, заключение. Положение о государственной историко-культурной экспертизе

    Государственная историко-культурная экспертиза представляет собой комплекс специальных работ. По результатам мероприятий составляется акт. Он согласовывается с органом, ответственным за сохранение историко-культурных объектов. Рассмотрим далее, как выполняется историко-культурная экспертиза.

    Читайте так же:  Реестра дисквалифицированных лиц

    Основные работы

    Государственная историко-культурная экспертиза объектов культурного наследия включает в себя:

    • Библиографические исследования.
    • Натурные обследования.
    • Описание предметов изучения.
    • Фотофиксацию.
    • Получение выписок и Госреестра.
    • Геодезические работы.
    • Изучение архивных материалов.
    • Техническое обследование.
    • Описание границ исследуемого объекта.

    В комплекс мероприятий могут включаться и иные работы. Проводит историко-культурную экспертизу специализированная организация. Исполнитель должен соответствовать требованиям, предъявляемым действующим законодетальством.

    Когда выполняется исследование?

    Положение о государственной историко-культурной экспертизе определяет условия, при наличии которых процедура является обязательной. Исследование выполняется, если необходимо провести хозяйственные, мелиоративные, строительные, земляные или землеустроительные работы, которые могут повлиять (косвенно либо прямо) на комплекс, находящийся под особой охраной. Вторым неотъемлемым условием выступает отсутствие утвержденных градостроительных планов. Кроме этого, процедура проводится, если заказчик преследует одну из следующих целей:

    1. Исключить культурно-исторический объект из реестра.
    2. Выявить комплекс, подлежащий особой охране, и поставить его на учет.
    3. Изменить категорию культурно-исторического значения объекта.
    4. Установить и утвердить границы комплекса, подлежащего особой охране, режимы использования земель и градостроительные регламенты в пределах этой зоны.

    Объекты историко-культурной экспертизы

    Их признаки определяет ФЗ № 73. К комплексам, подлежащим особой охране, относят:

    1. Объекты недвижимости и связанные с ними произведения скульптуры, декоративно-прикладного искусства, живописи, науки и техники, прочие предметы, которые:
    • появились в результате или в процессе исторических событий;
    • созданы более 40 лет назад;
    • представляют ценность в историческом, археологическом архитектурном, эстетическом, антропологическом, этнологическом, градостроительном, научно-техническом, социально-культурном плане.
    1. Комплексы, выступающие в качестве источника информации о развитии народа.
    2. Дом либо мемориальную квартиру, связанные с жизнью или деятельностью выдающихся людей, которые имеют особые заслуги перед РФ.

    Ответственность субъектов

    Виды и категории комплексов

    Классификация объектов проводится в зависимости от того, являются ли они обособленными, входят в группу или выступают как часть ландшафта. По данным критериям выделяют:

    1. Памятники.
    2. Ансамбли.
    3. Достопримечательные места.

    Кроме этого, существует классификация в зависимости от степени значимости. По этому признаку выделяют объекты федерального, местного или регионального значения. Для них определены общие и специальные правила, в соответствии с которыми осуществляется их постановка на учет и внесение данных о них в Росреестр.

    Кто выполняет исследование?

    Проведение историко-культурной экспертизы допускается юридическими лицами, в штате которых находится не менее трех специалистов. Они формируют комиссию. Каждый эксперт историко-культурной экспертизы должен пройти аттестацию в соответствующем министерстве. Минкультуры включает специалистов в соответствующий перечень лиц, которые вправе выполнять данное исследование. К аттестации могут допускаться только субъекты, имеющие высшее профобразование по специальности, а также опыт работы в данной сфере не меньше 10 лет.

    Порядок выполнения

    Проведение государственной историко-культурной экспертизы может быть инициировано заинтересованным органом госвласти, местного самоуправления гражданина либо юрлица. Процедура выполняется на основании договора, подписанного между заказчиком и исполнителем. Перед началом работ инициатор мероприятий передает специалистам пакет документов. К ним относят:

    Оплата работы специалистов

    Историко-культурная экспертиза объектов культурного наследия федерального значения оплачивается в соответствии с условиями договора. Сумма будет зависеть от сложности и объема предполагаемых работ. Ее размер складывается из оплаты:

    1. Труда специалиста.
    2. Документов, техники, материалов, услуг и средств, необходимых для выполнения исследования.
    3. Командировочных и транспортных расходов.

    Порядок, в соответствии с которым оплачивается государственная историко-культурная экспертиза комплексов регионального или местного значения определяется соответствующим органом власти.

    Размер оплаты исследования не может зависеть от его итогов. Специалист не имеет права получать от заказчика (ни до того, как будет выполнена историко-культурная экспертиза, ни после нее) в качестве благодарности, поощрения или вознаграждения за результаты ценности, деньги, прочее имущество, услуги или права для себя либо третьих лиц. Итоги исследования оформляются в форме акта. Заключение историко-культурной экспертизы должно содержать понятный и однозначный вывод.

    Нормативная база

    Порядок создания и ведения Госреестра культурно-исторических объектов регламентируется гл. 4 ФЗ № 73. Правила, в соответствии с которыми осуществляется регистрация и оформление паспорта комплексов, устанавливаются в Методических рекомендация. Они утверждены приказом Минкультуры. Кроме этого, предусмотрены общие принципы создания и ведения Госреестра. Они определены в положении, утвержденном приказом Росохранкультуры № 37.

    Порядок постановки комплексов на учет

    Для принятия соответствующего решения минкультуры региона направляет в правительство РФ:

    1. Заявление о внесении сведений о выявленном комплексе, подлежащем особой охране, в реестр.
    2. Акт историко-культурной экспертизы.
    3. Информацию о наименовании комплекса.
    4. Данные о дате создания или времени возникновения, об основных перестройках/изменениях, историческом событии.
    5. Адрес расположения комплекса.
    6. Сведения о типе объекта.
    7. Описание особенностей, на основании которых комплекс должен быть включен в Госреестр.
    8. Фотографии.
    9. Описание границ зоны.
    10. Данные о собственнике/пользователе/арендаторе.
    11. Сведения о субъектах права на земельный участок, правовом режиме его использования.

    Федеральным органом, уполномоченным на охрану особо ценных комплексов, а также минкультуры региона производят работы по их выявлению и учету. К ним, в том числе, относится и историко-культурная экспертиза. Данные мероприятия выполняются в соответствии с целевыми федеральными программами, а также на основании рекомендаций юридических лиц и граждан.

    Важный момент

    Комплексы, которые представляют ценность в археологическом, эстетическом, архитектурном, научном, техническом, этнологическом, антропологическом, этническом и пр. плане и в отношении которых составлен соответствующий акт по итогам исследования, считаются особо охраняемыми с даты поступления в уполномоченный федеральный орган и министерство указанных выше документов. Археологические объекты считаются культурно-историческими комплексами с момента их обнаружения. Сведения о культурно-исторических объектах, представляющих особую ценность, включаются в учетные карты. Они выступают в качестве части реестра и хранятся бессрочно.

    Дополнительно

    Министерство культуры региона обязано известить собственника/пользователя/арендатора обнаруженного культурно-исторического объекта о решении, принятом органом госвласти субъекта РФ или правительства страны о включении сведений о нем в единый реестр либо об отказе в этом. На учет могут быть поставлены комплексы, с момента возникновения/создания которых прошло не меньше 40 лет. Исключением выступают мемориальные дома и квартиры, связанные с деятельностью и жизнью выдающихся людей, которые имеют перед Россией особые заслуги. Эти объекты будут считаться выявленными непосредственно после смерти этих лиц. До принятия решения о включении сведений в Реестр или отказе в этом, выявленные комплексы подлежат обязательной охране в соответствии с действующим законом. Информация о культурно-исторических объектах федерального значения вносится в реестр на основании постановления правительства. Ответственным за постановку на учет выступает госорган, уполномоченных на обеспечение охраны таких комплексов. Сведения об объектах регионального значения вносятся в реестр по представлению министерства культуры субъекта в соответствии с принятым им решением.

    Читайте так же:  Правила взвешивания наливных грузов

    Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области

    Государственная историко-культурная экспертиза

    Государственная историко-культурная экспертиза (далее — историко-культурная экспертиза) проводится в целях:

    Статья 29. Принципы проведения историко-культурной экспертизы

    Историко-культурная экспертиза проводится на основе принципов:

    • научной обоснованности, объективности и законности;
    • презумпции сохранности объекта культурного наследия при любой намечаемой хозяйственной деятельности;
    • соблюдения требований безопасности в отношении объекта культурного наследия;
    • достоверности и полноты информации, предоставляемой заинтересованным лицом на историко-культурную экспертизу;
    • независимости экспертов;
    • гласности.

    Статья 30. Объекты историко-культурной экспертизы

    Объектами историко-культурной экспертизы являются:

    Статья 31. Финансирование историко-культурной экспертизы, порядок назначения и проведения историко-культурной экспертизы

    1. Историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.

    2. Заказчик работ, подлежащих историко-культурной экспертизе, оплачивает ее проведение.

    2.1. Организация проведения историко-культурной экспертизы осуществляется:

    федеральным органом охраны объектов культурного наследия — в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) уполномоченного федерального органа исполнительной власти, которое отнесено к полномочиям данного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом;

    региональным органом охраны объектов культурного наследия — в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, которое отнесено к полномочиям данных органов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    3. Порядок проведения историко-культурной экспертизы объектов экспертизы, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона, требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках данной экспертизы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок проведения историко-культурной экспертизы на земельных участках, участках лесного фонда либо водных объектах или их частях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, путем археологической разведки определяется в соответствии со статьей 45.1 настоящего Федерального закона.

    Порядок определения размера оплаты историко-культурной экспертизы, касающийся объектов культурного наследия федерального значения, устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Порядок определения размера оплаты историко-культурной экспертизы, касающийся объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а также земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным законом данного субъекта Российской Федерации.

    Статья 32. Заключение историко-культурной экспертизы

    1. Заключение историко-культурной экспертизы оформляется в виде акта, в котором содержатся результаты исследований, проведенных экспертами в порядке, установленном пунктом 3 статьи 31 настоящего Федерального закона.

    2. Заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы в отношении объектов, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона. Заключение историко-культурной экспертизы в отношении выявленного объекта культурного наследия должно включать в себя обоснование целесообразности включения данного объекта в реестр, а также обоснования границ территории объекта, вида, категории историко-культурного значения и предмета охраны данного объекта либо обоснование нецелесообразности включения данного объекта в реестр.

    В случае несогласия с заключением историко-культурной экспертизы соответствующий орган охраны объектов культурного наследия по собственной инициативе либо по заявлению заинтересованного лица вправе назначить повторную экспертизу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    3. В случае несогласия с решением соответствующего органа охраны объектов культурного наследия физическое или юридическое лицо может обжаловать это решение в суд.

    4. Заключение историко-культурной экспертизы подлежит обязательному размещению федеральным органом охраны объектов культурного наследия, региональным органом охраны объектов культурного наследия на официальных сайтах указанных органов охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

    Историко-культурные экспертизы

    Независимая историко-культурная экспертиза проводится с целью выяснения, является ли тот или иной объект культурным наследием Российской Федерации или нет. Если да – он включается в единый государственный реестр. Права на его использование, таким образом, сильно ограничиваются. Объект культурного наследия должен быть сохранен собственником в первозданном виде и хорошем состоянии. Более того, осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия или участка, на котором он находится, требует согласования с органами исполнительной власти.

    Историко-культурная экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица – то есть заказчика.

    Наши заключения отвечают требованиям объективности, всесторонности и полноты исследований, все экспертизы выполняются с использованием современных достижений науки и техники.

    Если вы не уверены в правильности выводов заключения сторонней организации, наши эксперты помогут найти ошибки процессуального или методического характера, и дать соответствующее заключение (рецензию).

    Читайте так же:  Отказ в государственной регистрации

    Порядок производства историко-культурной экспертизы

    Производство историко-культурной экспертизы осуществляется на основании договора с физическим или юридическим лицом, определения или постановления суда, постановления дознавателя или следователя, налогового инспектора, постановления дознавателя таможни, в рамках государственных закупок.

    Перед заключением договора заказчик может получить предварительную консультацию на которой эксперт объяснит основные особенности, уточнит цели заказчика, сформулирует вопросы перед экспертом на которые предстоит ответить в ходе производства экспертизы и разъяснит возможные результаты экспертизы.

    Методами исследования объекта является изучение предоставленных документов, историко-архитектурные, историко-градостроительные, архивные и иные необходимые изыскания, проводимые отдельным экспертом или экспертной комиссией составом более 3-х человек, во главе с председателем.

    В качестве экспертов привлекаются физические лица, имеющие научные и практические знания в исследуемой области, со стажем работы по профилю не менее 10 лет. Все эксперты проходят аттестацию.

    По окончании исследования формируется экспертное заключение, которое предоставляется заказчику.

    Вопросы эксперту

    • Является ли исследуемый объект культурным наследием РФ или нет?
    • Нужно ли включать его в единый государственный реестр объектов культурного наследия РФ?
    • Относится ли исследуемый объект к особо ценному культурному наследию РФ?
    • Является ли он объектом всемирного культурного наследия?
    • Относится ли исследуемое достопримечательное место к историко-культурным заповедникам?
    • Требуется ли изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия?
    • Нужно ли исключить исследуемый объект из реестра?
    • Соответствуют ли требованиям государственной охраны объектов культурного наследия
      • проекты зон охраны объекта культурного наследия,
      • режим использования земель,
      • градостроительный регламент.
    • Возможно ли проведение работ по сохранению объекта культурного наследия?
    • Возможно ли воссоздание утраченного объекта культурного наследия?

    Стоимость экспертных услуг

    Внесудебное исследование проводится на основании договора по полной предоплате. Договор заключается с физическим или юридическим лицом. Точная стоимость будет определена после ознакомления с объектом исследования.

    от 10 000 ₽ 5 дней

    Судебная экспертиза проводится по определению или постановлению суда, постановлению дознавателя или следователя, налогового инспектора, постановления дознавателя таможни, в рамках государственных закупок.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Для назначения экспертизы в нашу организацию необходимо подать ходатайство о назначении экспертизы и приложить к нему информационное письмо с указанием реквизитов организации, возможности выполнения экспертизы по поставленным вопросам, стоимости и срока проведения экспертизы, кандидатуры экспертов с указанием их образования и опыта работы.

    Наши специалисты подготавливают информационное письмо в течение одного рабочего дня, после чего мы высылаем его копию по электронной почте. При необходимости, оригинал письма можно забрать в офисе нашей организации.

    Услуга по составлению информационного письма предоставляется бесплатно.

    [2]

    от 10 000 ₽ 5 дней

    Наши эксперты готовы ответить на любые ваши вопросы, касающиеся проведения внесудебных и судебных экспертиз, оценить целесообразность проведения экспертизы, оказать помощь при формулировании вопросов на исследование, сообщить возможность проведения того или иного анализа.

    Консультация проводится на основании письменного запроса.

    Необходимо заполнить форму «Заявка эксперту» или отправить нам запрос по электронной почте, где следует максимально подробно описать обстоятельства дела, сформулировать цели, которые требуется достичь при помощи экспертизы, предварительные вопросы, описание объектов исследования и приложить документы.

    Бесплатно 1 день

    Получение письменной консультации эксперта (справки)

    Справка не является заключением, носит информационный характер и содержит ответы на вопросы, которые не требуют проведения полного исследования, но позволяют оценить целесообразность проведения полноценной экспертизы.

    от 5 000 ₽ 1 час

    Подготовка рецензии для оспаривания выводов проведенной экспертизы, чтобы затем провести повторное исследование.

    от 30 000 ₽ 10 дней

    В пределах г. Москвы для осуществления осмотра объектов, отбора образов для исследования, участия в судебном заседании или иных мероприятиях, требующих присутствия эксперта.

    Отдельно оплачиваются транспортные и командировочные расходы.

    По вопросам, не связанным с проведением и назначением экспертиз.

    Историко-культурная экспертиза

    Историко-культурная экспертиза (ИКЭ) – это исследование объектов, таких как административные зданий, участки землепользования, и ряд других, которые предназначены для использования хозяйствующими субъектами, на предмет соответствия деятельности в отношении их требованиям действующего законодательства в области охраны памятников исторического наследия.

    Это достаточно запутанное определение допустимо свести к более простому объяснению: заключение по историко-культурной экспертизе, подготовленное в рамках ФЗ №73 от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» необходимо Вам в случае, если планируется хозяйственная деятельность в отношении подобных зданий и сооружений либо территории, функционально связанной с ними. Описание этих объектов и возможности экспертов-культурологов будут представлены ниже.

    Объекты и цели историко-культурной экспертизы

    В зависимости от поставленной задачи и объекта к проведению исследования и оформления акта историко-культурной экспертизы привлекается один или комиссия из трех экспертов. К ИКЭ традиционно относятся:

    • Недвижимые строения и сооружения или их части, обладающие признаками объектов исторического наследия, подлежащие включению в реестр выявленных памятников или уже находящихся там;
    • Участки землепользования, на которых планируется какая-либо хозяйственная деятельность, для подтверждения наличия или отсутствия на их территории подобных строений;
    • Проектно-сметная документация, устанавливающая охранные зоны в отношении памятников;
    • Различная документация, на основании данных в которой происходит включение/исключение объектов культурного наследия в соответствующие реестры, изменяется либо подтверждается категория значения памятника.

    Основная цель, которую преследует ИКЭ, это подтверждение или опровержение факта наличия у исследуемого объекта признаков исторического достояния. Обнаружение подобных признаков серьезно ограничивает права использования данной недвижимости в хозяйственных целях его владельца, так как он обязан содержать и сохранять его в исходном состоянии, а ведение каких-либо работ на участке выявления памятника запрещено без согласования многочисленных надзорных органов.

    Государственная историко-культурная экспертиза

    В отличие от любого иного исследования строительных строений их элементов, земельных участков, где проведение проверки и оценки может быть поручено любому специалисту, обладающему специальными познаниями, выполнение работ по ИКЭ очень жестко регламентируется и берется в учет соответствующими государственными структурами, только если оно подписано одним или несколькими аттестованными экспертами, находящимися в реестре Министерства культуры. Именно по этой причине она называется государственной. Получение подобного аттестата является очень сложной процедурой, требующей постоянного подтверждения квалификации в сообществе других экспертов-историков, этим и объясняется сложность и срок прохождения историко-культурной экспертизы в государственных учреждениях. Стоимость подобной работы и оформления акта по ее результатам также весьма высока.

    Читайте так же:  Изменения в уголовный кодекс

    ООО «Судебные Экспертизы и Исследования» компетентно выполнять государственные историко-культурные экспертизы с различными целями использования заключения, несмотря на то, что является частным экспертным бюро. Их проведение возможно вследствие сотрудничества нашей компании с ведущими специалистами, аттестованными по направлению деятельности охраны памятников культурного наследия.

    Кому и зачем нужна историко-культурная экспертиза Данная услуга НЕ оказывается!

    Что такое историко-культурная экспертиза? Определимся с терминами. Итак, это определение соответствия планируемой хозяйственной или иной деятельности требованиям по сохранению культурного наследия народов РФ выяснение допустимости реализации объекта экспертизы. Экспертиза проводится на основании Федерального Закона «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации №73-ФЗ от 25.06.2002».

    Историко-культурная экспертиза проводится в таких целях:

    — для признания предмета в качестве объекта историко-культурного наследия;

    — для того, чтобы определить категорию историко-культурного значения объекта (бывает либо федеральная, либо региональная)

    — для того, чтобы изменить категорию историко-культурного значения объекта или с целью исключения из списка объектов культурного наследия;

    — для того, чтобы отнести объект культурного наследия к ценным объектам народов РФ или к объектам всемирного культурного наследия.

    Хочется напомнить, что самоуправство в отношении историко-культурного наследия недопустимо и карается штрафами и даже уголовной ответственностью. Так если культурному наследию нанесен существенный вред, то виновный должен выплатить штраф до 80 000 рублей либо провести до двух лет на исправительных работах, либо отбыть срок заключения до шести месяцев.

    Таким образом перед началом, например, строительных работ необходимо обратиться в соответствующие федеральные органы, которые занимаются охраной культурно-исторических объектов и получить в течении 30 дней решение в письменном виде. После этого назначается историко-культурная экспертиза. Заказчик и эксперты составляют персональные договора. Не допускаются родственные, дружеские и иные подобные связи заказчика и эксперта. Проведение экспертизы полностью оплачивает заказчик.

    К объектам культурного наследия относятся памятники и ансамбли, достопримечательные места, которые возникли в результате исторических событий и представляют ценность с точки зрения истории, архитектуры, археологии, эстетики, искусства, градостроительства, социальной культуры и являются истинными источниками информации о зарождении и развитии культуры, свидетельством эпох и цивилизаций. Рассмотрим подробнее эти категории.

    К памятникам относятся здания, сооружения и отдельные постройки с историческими территориями, в том числе сооружения религиозного назначения, мемориальные квартиры, объекты науки и техники. К памятникам также относятся полностью или частично скрытые под водой или землей объекты со следами существования человека, включая и все движимые предметы, относящиеся к этим следам.

    Ансамбли – четко локализируемые на сложившихся территориях группы. Это дворцы, крепости, сооружения религиозного назначения, храмовые комплексы и некрополи. Кроме того, это фрагменты исторических поселений, произведения садово-паркового искусства (бульвары, парки, сады, скверы) и ландшафтной архитектуры. А также сооружения жилого, общественного, торгового, научного, административного назначения.

    Достопримечательные места – это созданные человеком или человеком и природой творения. Это могут быть центры исторических поселений, фрагменты градостроительной застройки и планировки, природные или культурные ландшафты, памятные места, которые связаны с историческими событиями, жизнью выдающихся людей. А также культурные слои, городища, стоянки, остатки построек древних городов, места совершения религиозных обрядов.

    К объектам историко-культурной экспертизы также относятся земельные участки, внесенные в список объектов культурного наследия, и те, которые входят в территорию объектов культурного значения.

    Данную экспертизу могут проводить как один эксперт, так и комиссия экспертов. Эксперты, проводящие историко-культурную экспертизу, должны иметь стаж работы в этой деятельности не меньше 10 лет. Эксперты НП «Федерация Судебных Экспертов» не только соответствуют этому требованию, но и имеют большой опыт работы. Экспертиза будет проведена в максимально сжатые сроки.

    Для того чтобы провести экспертизу, заказчик должен предоставить экспертной комиссии такие документы:

    — копия паспорта объекта культурного наследия;

    — копия решения органа государственной власти о включении объекта культурного наследия в реестр;

    — фотография объекта в момент заключения договора на проведение историко-культурной экспертизы;

    И ряд других документов, о которых проконсультируют специалисты НП «Федерация Судебных Экспертов».

    В качестве заключения эксперты оформляют акт, к которому прилагаются отчет и сопутствующие материалы исследования. Акт составляется в четырех экземплярах, каждый из которых имеет юридическую силу.

    На основании заключения историко-культурной экспертизы принимается решение соответствующим органом о возможности проведения работ. Если результаты историко-культурной экспертизы вызывают сомнения у заинтересованной стороны, то проводится процедура рецензирования. Эту процедуру проводит независимый эксперт-рецензент, который также как и эксперт должен иметь стаж не менее 10 лет.

    Эксперты обязательно проходят аттестацию и соответствуют всем требованиям:

    — имеют высшее (или второе высшее) образование, которое соответствуют профилю экспертной деятельности.

    — имеют стаж (не менее 10 лет) действительной работы по профилю экспертной деятельности;

    — обладают знаниями международных актов и законодательства России в области использования и сохранения, государственной охраны и популяризации объектов культурного наследия народов Российской Федерации;

    — умеют проводить необходимые исследования и оформляют по их результатам требуемые документы

    Мы должны оставить нашим потомкам невредимо то ценное историческое наследие, которое досталось нам от предков. Для того, чтобы при собственной деятельности не нарушить облик наших городов и существует историко-культурная экспертиза. Обращайтесь только к опытным и сертифицированным специалистам, которые смогут оказать вам помощь и содействие.

    Государственная историко-культурная экспертиза

    Департамент историко-культурных экспертиз Федерального Центра историко-культурных и искусствоведческих экспертиз выполняет все виды судебных и внесудебных историко-культурных экспертиз, в том числе, государственные историко-культурные экспертизы при участии экспертов, аттестованных Министерством Культуры РФ. Департамент сотрудничает на внештатной основе со многими другими аттестованными экспертами во всех субъектах Российской Федерации.

    Читайте так же:  Изменение паспортных данных

    Данные экспертизы проводятся, как правило, по объектам культурного наследия (памятникам архитектуры — объектам недвижимости) различной юрисдикции федерального значения, регионального значения, местного (муниципального) значения, по вновь выявленным объектам культурного наследия, а также по земельным участкам, чья территория (или часть территории) является памятником археологического наследия или примыкает к границам территории такого культурного (археологического) объекта. Каждая экспертиза по таким памятникам — это всегда уникальный и непростой случай, и каждый раз — индивидуальное решение.

    Высококвалифицированные эксперты-строители и инженеры также имеются в штате Федерального Центра, и могут принять участие в любом судебном или внесудебном исследовании.

    Вид услуги Стоимость, руб.
    ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
    Судебная историко-культурная экспертиза памятников архитектуры (деревянных и каменных) объектов культурного наследия от 300.000
    Государственная историко-культурная экспертиза документации по сохранению объектов культурного наследия от 300.000
    Государственная историко-культурная экспертиза проектов зон охраны объектов культурного наследия от 300.000
    Государственная историко-культурная экспертиза земельных участков (от 10 гектаров) от 1.500.000

    Проведение государственной историко-культурной экспертизы

    Согласно Федеральным законам № 73 Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации от 24.05.2002 г. (с изменениями и дополнениями на 18 июля 2019 г.), 315-ФЗ от 22 октября 2014 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также Постановлению Правительства РФ № 569 от 15.07.2009 г. (с изменениями и дополнениями Правительства РФ на 27 апреля 2017 г.) и отдельным законодательным актам Российской Федерации государственные историко-культурные экспертизы проводятся в целях (указаны наиболее распространенные):

    • обоснования включения/исключения объекта культурного наследия в реестр/из реестра;
    • обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия
    • установления границ территорий зон охраны объекта культурного наследия;
    • установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места
    • определения соответствия проектной документации требованиям государственной охраны объектов культурного наследия;

    Объекты ГИКЭ

    Объектами государственной историко-культурной экспертизы является документация, и, соответственно, наши эксперты, аттестованные МК РФ, на основании Постановления Правительства РФ № 569 от 15.07.2009 г. Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе (с изменениями на 09 июня 2015 г.), проводят экспертизу следующих документов:

    • документы, обосновывающие включение/исключение объектов культурного наследия в реестр/из реестра;
    • проектная документация зон охраны объекта культурного наследия;
    • проектная документация, обосновывающая проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
    • проектная документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия.

    Также объектами государственной историко-культурной экспертизы являются:

    • выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения данных объектов в реестр;
    • земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

    Департамент проектирования на объектах культурного наследия АНО Федеральный Центр историко-культурных и искусствоведческих экспертиз также оказывает услуги по разработке Разделов по сохранению объектов культурного наследия в соответствующую имеющуюся проектную документацию нового строительства (См. раздел УСЛУГИ — Проектирование).

    Земельные участки, подлежащие хозяйственному освоению

    Традиционно, подобные исследуемые земельные участки относятся к территориям, отведенным под строительство торговых, жилых или офисно-коммерческих центров, автозаправочных комплексов, нефтяных и газовых скважин (месторождений), опор высоковольтных линий, а также в сфере автодорожного строительства.

    В тех случаях, когда территория отведенного под строительство земельного участка попадает либо непосредственно на памятник археологического наследия, либо в его охранную зону, местный орган по охране культурного наследия, согласно Федеральному закону № 73 Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации от 24.05.2002 г., в обязательном порядке выдает Заказчику строительства предписание о необходимости государственной историко-культурной экспертизы данного земельного участка. В таких случаях, в зависимости от конкретного случая, как правило, в имеющуюся проектную документацию требуется разработка Раздела по сохранению объекта археологического наследия, или последующие археологические охранно-спасательные работы, или археологический надзор, или то и другое совместно.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Федеральный Центр историко-культурных и искусствоведческих экспертиз предлагает квалифицированные услуги своих специалистов и проектировщиков для разработки таких Разделов, а также своих археологов во всех субъектах Российской Федерации, работающих по действующим Открытым листам под контролем Института археологии РАН и с согласования региональных государственных органов по охране объектов культурного и археологического наследия.

    Источники


    1. Теория государства и права. — М.: Форум, Инфра-М, 2008. — 624 c.

    2. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России; Норма, 2011. — 704 c.

    3. Лазарев, В. В. Теория государства и права / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, Юрайт-Издат, 2012. — 640 c.
    4. Марчалис, Николетта Люторъ иже лютъ. Прение о вере царя Ивана Грозного с пастором Рокитой / Николетта Марчалис. — М.: Языки славянской культуры, 2017. — 870 c.
    5. Правоведение. — М.: КноРус, 2010. — 472 c.
    Государственная историко культурная экспертиза
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here