Гк коммерческая тайна

Ответы на вопросы по теме: "Гк коммерческая тайна" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ пункт 1 статьи 3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.

1) коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

[3]

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ пункт 2 статьи 3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 2014 г.

2) информация, составляющая коммерческую тайну, — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны;

3) утратил силу с 1 января 2008 г.;

Информация об изменениях:

4) обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, — лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны;

5) доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, — ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации;

6) передача информации, составляющей коммерческую тайну, — передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности;

7) контрагент — сторона гражданско-правового договора, которой обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, передал эту информацию;

8) предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, — передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций;

9) разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, — действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ
«О коммерческой тайне»

С изменениями и дополнениями от:

2 февраля, 18 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г., 11 июля 2011 г., 12 марта 2014 г., 18 апреля 2018 г.

Принят Государственной Думой 9 июля 2004 года

Одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

29 июля 2004 года

Федеральным законом регулируются отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности и предупреждением недобросовестной конкуренции. Действие Закона распространяется на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.

Под коммерческой тайной понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

[1]

Устанавливается законодательное ограничение на отнесение информации к коммерческой тайне в интересах общества, государства и граждан. Так, режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений о численности, составе работников, системе оплаты труда, об условиях труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест, а также задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам.

Также устанавливается обязательность предоставления на безвозмездной основе органам государственной власти и местного самоуправления по их мотивированному требованию информации, составляющей коммерческую тайну.

Законом определяются права обладателя коммерческой тайны, регулируются отношения, связанные с коммерческой тайной, полученной при выполнении государственного контракта для государственных нужд. Также устанавливаются требования к охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе при трудовых отношениях и в гражданско-правовых отношениях.

Предусматривается ответственность за нарушение законодательства РФ о коммерческой тайне.

Грифы, нанесенные до вступления в силу Закона на материальные носители и указывающие на содержание в них информации, составляющей коммерческую тайну, сохраняют свое действие при условии, если меры по охране конфиденциальности указанной информации будут приведены в соответствие с требованиями Закона.

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 августа 2004 г. N 32 ст. 3283, в «Российской газете» от 5 августа 2004 г. N 166, в «Парламентской газете» от 5 августа 2004 г. N 144

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 35-Ф3

Изменения вступают в силу с 1 октября 2014 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте так же:  Уведомление о приеме госслужащего

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральный закон «О коммерческой тайне» (98-ФЗ) 2019

ФЗ «О коммерческой тайне» в последней действующей редакции от 1 октября 2014 года.

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, ФЗ «О коммерческой тайне» не имеет

на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Федеральный закон «О коммерческой тайне» (98-ФЗ) регулирует отношения, которые связанны с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны по поводу информации, которая имеет коммерческую тайну. Положения данного ФЗ распространяются на информацию, содержащую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.

ФЗ «О коммерческой тайне» (98-ФЗ) не распространяются на информацию, которая отнесена к категории государственной тайны, в отношении которой применяются положения законодательство РФ о государственной тайне.

На основании ФЗ «О коммерческой тайне» (98-ФЗ) владелец информации о коммерческой тайне предоставляет такие сведенья органу государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления на безвозмездной основе по мотивированному требованию таких органов. В мотивированном требовании должна быть указана цель и правовое основание для затребования информации, срок предоставления, другие данные.

При отказе обладателя информации предоставить ее органам государственной власти или органам местного самоуправления эти органы имеют право затребовать информацию о коммерческой тайне через суд.

Статья 139 (утратила силу)

Статья 139. Утратила силу с 1 января 2008 г.

Информация об изменениях:

О коммерческой тайне см. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ

>
Деньги (валюта)
Содержание
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 139 ГК РФ. Утратила силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ.

Новая редакция Ст. 139 ГК РФ

Утратила силу с 1 января 2008 г.

Комментарий к Ст. 139 ГК РФ

1. Комментируемая статья признает информацию объектом гражданских прав и обязанностей только в том случае, если информация является служебной или коммерческой тайной.

Для признания таковой информация должна отвечать указанным в рассматриваемой норме признакам:

а) коммерческая (товарная) ценность (например, технологии, способы, ноу-хау и т.д.);

б) неизвестность третьим лицам;

2. Кроме гражданского законодательства отношения, связанные с коммерческой тайной, регулируются и специальным законодательством.

Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Другой комментарий к Ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Статья 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» (СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609; 2003. N 2. Ст. 167; далее — Закон об информации) дает правовое определение информации как «сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления». В этой же статье содержится определение документированной информации как зафиксированной на материальном носителе информации с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

По степени доступа информация подразделяется на открытую информацию и информацию с ограниченным доступом, распространение которой возможно в условиях конфиденциальности или секретности.

К открытой информации относятся:

массовая информация — сообщения информационного характера, подготавливаемые и распространяемые средствами массовой информации (СМИ) и (или) через Интернет с целью информирования населения, в том числе реклама деятельности физических и юридических лиц, производимых продуктов и предоставляемых услуг, предлагаемых потребителям;

официальные документы — законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера, а также их официальные переводы. Эта информация создается в порядке законотворческой и иной правовой деятельности;

обязательно предоставляемая документированная информация — осязательные контрольные экземпляры документов, информация в учетных документах, данные документов, предоставляемые органами статистики, налоговая, регистрационная и другая информация. Такая информация создается юридическими и физическими лицами в порядке учета и отчетности и направляется в обязательном порядке разным органам и организациям в соответствии с действующим законодательством.

Под информацией с ограниченным доступом понимается информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законом в целях защиты прав и законных интересов субъектов права на тайну. В Законе об информации она подразделена на государственную тайну и конфиденциальную информацию (ст. ст. 8 и 10). При этом из многочисленных видов конфиденциальной информации в Законе упомянута лишь личная и семейная тайна, персональные данные, тайна переписки, телефонных, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» (СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127) определены шесть видов такой информации:

1) персональные данные;

2) тайна следствия и судопроизводства;

3) служебная тайна;

4) профессиональная тайна;

5) коммерческая тайна;

6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Гражданско-правовому регулированию подлежит не всякая информация, а лишь та, которая обладает действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу неизвестности ее третьим лицам и отсутствия свободного доступа к ней на законных основаниях и владелец которой принимает меры по сохранению ее конфиденциальности. Таким образом, ГК предусматривает защиту заинтересованных лиц от разглашения принадлежащей им информации без соответствующего разрешения. Состав сведений, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются в специальном законодательстве.

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. «О коммерческой тайне» (СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283) определяет коммерческую тайну как конфиденциальность информации, позволяющую ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. В соответствии с названным Законом понятием информации, составляющей коммерческую тайну, охватывается научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация, в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.

Читайте так же:  Росреестр запрос выписки из егрп

2. В п. 2 комментируемой статьи установлено общее правило, согласно которому информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными как ГК, так и другими законами. Большое значение имеет такой способ защиты, как возмещение причиненных убытков. Обязанность их возмещения может быть возложена на работника, разглашающего служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору или контракту, либо на любых других лиц, которым соответствующие сведения стали известны благодаря заключенным с потерпевшим гражданско-правовым договорам (покупатели, подрядчики, арендаторы, участники хозяйственных товариществ и обществ и т.п.). Для тех и других условием возникновения обязанности возместить убытки служит то, что трудовым договором, контрактом или гражданско-правовым договором на них была возложена обязанность не разглашать соответствующие сведения. В отношении работников набор таких сведений может быть утвержден актом юридического лица, а для всех остальных лиц — зафиксирован в заключаемом ими гражданско-правовом договоре.

Возможны и другие способы защиты рассматриваемых прав. В частности, можно указать на расторжение не только трудовых, но и гражданско-правовых отношений, а при наличии определенных предпосылок могут быть также использованы и некоторые другие, указанные в ст. 12 ГК (см. комментарий к ней) способы защиты.

Статья 1465. Секрет производства (ноу-хау)

1. Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.

2. Секретом производства не могут быть признаны сведения, обязательность раскрытия которых либо недопустимость ограничения доступа к которым установлена законом или иным правовым актом.

Комментарий к Ст. 1465 ГК РФ

1. Относительно правовой природы секретов производства, торговых секретов, секретов промысла и им подобных издавна ведутся споры . При этом возобладали две основные позиции: первая сводится к тому, что на ноу-хау распространяется режим исключительных прав (иногда говорят об их особом по сравнению с другими видами интеллектуальной собственности «квазиабсолютном характере» ), вторая — к тому, что на ноу-хау распространяется лишь фактическая монополия его создателя . Споры в науке вызывает вопрос и о соотношении секретов производства (ноу-хау), информации, коммерческой тайны, которые с 1 января 2008 г. не рассматриваются в качестве объектов гражданских прав.

———————————
См. подробнее о терминологии: Дозорцев В.А. Понятие секрета промысла («ноу-хау») // Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации: Сборник статей / Исследовательский центр частного права. М.: Статут, 2003.

[2]

О различных точках зрения на понятие секрета производства (ноу-хау) и соотношении его с понятиями информации, объектов исключительных прав см.: Ливадный Е.А. Ноу-хау как результат интеллектуальной деятельности и информация (работа подготовлена для СПС «КонсультантПлюс», 2006); а также: Международная передача технологий: правовое регулирование / Отв. ред. М.М. Богуславский. М., 1985; Еременко В.И. Об интеллектуальной собственности в Гражданском кодексе Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2002. N 5; Огородов Д.В. Правовые отношения в информационной сфере. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002; Рузакова О.А. Правовой режим и особенности передачи ноу-хау // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2002. N 5. С. 26 — 34; Войниканис Е.А., Якушев М.В. Информация. Собственность. Интернет: Традиция и новеллы в современном праве. М.: Волтерс Клувер, 2004.

Дозорцев В.А. Информация как объект исключительного права // Дело и право. 1996. N 4. С. 27 — 43; N 5. С. 23 — 28; Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (исключительные права). М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. С. 13, 413 — 415; Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.: Проспект, 2003. С. 682 — 683.

Видео (кликните для воспроизведения).

Зенин И.А. Рынок и право интеллектуальной собственности в СССР // Вопросы изобретательства. 1991. N 3; Степанова О.А. Договоры об использовании идеальных результатов интеллектуальной деятельности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1998. С. 5; Еременко В.И. Правовое регулирование конкурентных отношений в России и за рубежом: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2001. С. 11 — 12.

Информацию в контексте ноу-хау, незапатентованных изобретений, полезных моделей называют «дополнительным объектом интеллектуальной промышленной собственности, который потенциально патентоспособен, но по каким-либо причинам не может быть запатентован в установленном порядке… Предлагается в отношении дополнительных объектов устанавливать режим коммерческой тайны вместо режима патентной защиты прав» . Так, В.А. Дозорцев определял права на служебную или коммерческую тайну как «квазиабсолютные» и предлагал различать права на ноу-хау и права на информацию .

———————————
Сенников Н.Л. Дополнительные объекты права интеллектуальной промышленной собственности // Юридический мир. 2006. N 1, 2 // СПС «КонсультантПлюс».

Система правового регулирования товарных информационных отношений // Научно-техническая информация. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. 1997. N 9. С. 4.

Дозорцев В.А. Информация как объект исключительного права // Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации. М.: Статут, 2003.

Часть четвертая ГК РФ разрешила вышеназванные споры путем закрепления за секретом производства (ноу-хау) исключительного права.

2. Комментируемая глава и ее положения являются новеллой законодательства об интеллектуальных правах. Впервые в отношении секретов производства (ноу-хау) вводится режим исключительного права, что основывается в первую очередь на положениях Соглашения ТРИПС, согласно п. 2 ст. 39 которого физическим и юридическим лицам предоставляется возможность препятствовать тому, чтобы информация, правомерно находящаяся под их контролем, без их согласия была раскрыта, получена или использована другими лицами способом, противоречащим честной коммерческой практике, при условии, что такая информация:

Читайте так же:  Соглашение с пфр

а) является секретной в том смысле, что она в целом или в определенной конфигурации и подборе ее компонентов не является общеизвестной и легко доступной лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобной информацией;

б) ввиду своей секретности имеет коммерческую ценность и

в) является объектом надлежащих в данных обстоятельствах мер, направленных на сохранение ее секретности со стороны лица, правомерно контролирующего эту информацию.

Вступление в силу положений данной главы повлекло необходимость прекращения действия ст. 139 ГК РФ, а также внесения соответствующих изменений в ст. 128 ГК РФ, в Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» .

———————————
Собрание законодательства РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

Определяя соотношение норм комментируемой главы и Закона о коммерческой тайне, судам следует учитывать, что режим коммерческой тайны, перечень не подлежащих охране сведений и порядок предоставления составляющей коммерческую тайну информации определяются в соответствии с Законом о коммерческой тайне.

3. В российском законодательстве до недавнего времени отсутствовало определение понятия «ноу-хау», за исключением Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., которые рассматривали ноу-хау в качестве секрета производства. В соответствии со ст. 151 Основ обладатель технической, организационной или коммерческой информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), имел право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами при условии, что:

— информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

— к этой информации нет свободного доступа на законном основании;

— обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.

Этими признаками Гражданский кодекс РФ характеризовал служебную и коммерческую тайну (ст. 139).

До 1 января 2008 г. в науке не было единства в определении понятия «ноу-хау». Существовали различные точки зрения по данному вопросу, начиная с того, что ноу-хау — это только технические достижения, и до понимания ноу-хау как общих навыков в коммерции или профессии .

———————————
Склярофф М. Некоторые юридические аспекты защиты интеллектуальной собственности с позиций законодательства и физики // Коммерциализация интеллектуальной собственности: проблемы и решения. М., 1996. С. 108 — 118.

4. Признаки секретности производства отражены в комментируемой статье:

— секрет производства (ноу-хау) — это секретные сведения. Через категорию «сведения» раскрывается понятие «информация». В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

———————————
Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

— секрет производства (ноу-хау) охватывает сведения о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере (патентоспособные объекты, которые разработчик решил сохранить в тайне), сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, а также производственные, технические, экономические, организационные и другие сведения;

— неизвестность сведений третьим лицам;

— действительная или потенциальная коммерческая ценность в силу такой неизвестности;

— у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании. Сведения, которые не могут быть отнесены к коммерческой тайне, а следовательно, и к секретам производства, определяются законодательством, в частности п. 1 ст. 89 и ст. 91 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 5 Закона о коммерческой тайне и др.;

— введение режима коммерческой тайны обладателем таких сведений. Понятие коммерческой тайны определено в ст. 3 Закона о коммерческой тайне как режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

К мерам по введению режима коммерческой тайны относятся:

— определение правообладателем перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

— ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

— учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

— регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

— нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства) и др.

Секреты производства (ноу-хау) не подлежат государственной регистрации. Исключительное право на секрет производства возникает с момента получения (разработки) сведений, подпадающих под признаки, перечисленные в комментируемой статье.

5. Ноу-хау упоминается и в иных нормативных правовых актах, в частности в ст. 257 НК РФ, при определении стоимости амортизируемого имущества в качестве нематериального актива.

Для признания ноу-хау нематериальным активом необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика.

Статья 1465 ГК РФ. Секрет производства (ноу-хау)

Новая редакция Ст. 1465 ГК РФ

1. Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.

2. Секретом производства не могут быть признаны сведения, обязательность раскрытия которых либо недопустимость ограничения доступа к которым установлена законом или иным правовым актом.

Комментарий к Ст. 1465 ГК РФ

1. Комментируемая статья содержит легальное понятие секрета производства. Критерием отнесения сведений к секретам производства в соответствии с законом являются следующие свойства:

Читайте так же:  Соблюдение мер пожарной безопасности

— наличие действительной или потенциальной коммерческой ценности, т.е. сведения имеют стоимость, что предопределяется характером сведений;

— неизвестность этих сведений третьим лицам;

— отсутствие законных оснований для свободного доступа для третьих лиц к сведениям, при этом под третьими лицами следует понимать участников гражданского оборота, но не уполномоченных органов государственной власти, которые в силу своих полномочий вправе требовать предоставления тех или иных сведений;

— введение в отношении таких сведений режима коммерческой тайны.

Понятие коммерческой ценности можно вывести из содержания понятия коммерческой тайны, определенного в п. 1 ст. 3 ФЗ «О коммерческой тайне», в соответствии с которым существенным признаком таковой является возможность для ее обладателя при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

С учетом того что ценность секрета производства поставлена в зависимость от факта неизвестности соответствующих сведений любым третьим лицам, относимость тех или иных сведений к числу секретов производства на стадии возникновения права определяется исключительно обладателем такой информации. Единственным формальным, объективным критерием является введение в установленном ФЗ «О коммерческой тайне» порядке соответствующего режима (режима коммерческой тайны), все иные критерии в той или иной степени являются оценочными. Видится, что законом установлена опровержимая презумпция относимости сведений, в отношении которых введен режим коммерческой тайны к секретам производства. В рамках судебного разбирательства, например, о действительности договора о передаче исключительных прав, указанная презумпция может быть опровергнута с тем, чтобы отказать оспариваемому договору в предоставлении правового режима, определенного частью четвертой ГК РФ для объектов интеллектуальной собственности.

К числу секретов производства может быть отнесено практически любое решение производственного характера: от пропорции смешения поваром специй при приготовлении фирменного блюда, компонентов, используемых для приготовления того или иного аромата, организациями, занимающимися производством парфюмерии, секретов «волшебства» фокусника (например, технологии проведения представлений Дэвидом Копперфилдом) до способа продаж, разработанного конкретной компанией, или алгоритма совершения действий, выработанного юридической фирмой, позволяющим наиболее эффективно взыскивать долги. Иначе правовая конструкция секрета производства позволяет обеспечить правовую защиту результату интеллектуальной деятельности, который имеет коммерческую ценность, однако не отвечает признакам ни одного из объектов интеллектуальных прав либо по тем или иным причинам использование режима соответствующего результата интеллектуальной деятельности является нецелесообразным.

2. При разрешении вопроса о предоставлении тем или иным сведениям правового режима секрета производства следует исходить из предположения о том, что, если таковые в соответствии с ФЗ «О государственной тайне» могут быть отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну, в распространении на такую информацию, пусть даже отвечающую признакам секрета производства, правового режима, определенного гл. 75, следует отказать; конкуренция между нормами гражданского законодательства о коммерческой тайне и положениями законодательства о государственной тайне должна быть разрешена в пользу последнего, так как оно использует свои инструменты и механизмы для обеспечения конфиденциальности соответствующих сведений, преследует иные цели и регулирует иные отношения, нежели определенные в ст. 2 ГК РФ.

Также следует отметить, что никакой иной вид тайны, в том числе медицинская, адвокатская, связи и т.д., кроме коммерческой, не может быть отнесен к секретам производства.

3. Секреты производства своим происхождением по большей части обязаны объектам патентных прав. Зачастую сведения, относимые к числу секретов производства, отвечали признакам объектов патентных прав, а некоторые и нет, однако коммерческой ценностью обладали. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев для внедрения того или иного патентоспособного результата интеллектуальной деятельности требуются специальные познания, способы, методы, которые по тем или иным причинам не охраняются патентом, однако имеют коммерческую ценность, поскольку позволяют более эффективно использовать запатентованный объект. В связи с этим существует проблема отграничения объекта патентных прав от секрета производства. Видится, что любой объект промышленной собственности, не получивший признания со стороны государства, в установленном законом порядке отвечает признакам секрета производства в том случае, если в отношении последнего введен правовой режим коммерческой тайны. После предоставления правового режима объекта патентных прав применение правового режима гл. 75 исключается как по причинам правового порядка, так и по соображениям целесообразности (объекты патентных прав пользуются несравненно более эффективной защитой).

Видится, что вполне логичным и отвечающим интересам субъекта будет формирование правового режима секрета производства в отношении патентоспособного объекта промышленной собственности до момента выполнения формальностей, необходимых для предоставления соответствующего режима.

Другой комментарий к Ст. 1465 Гражданского кодекса Российской Федерации

В отличие от условий патентной охраны научно-технических результатов интеллектуальной деятельности (изобретений, полезных моделей и др.), Кодекс не устанавливает каких-либо конкретных требований к собственно содержанию сведений, относящихся к секретам производства. Основная характеристика — коммерческая ценность. Именно это качество секрета производства определяет его оборотоспособность, т.е. пригодность конкретных сведений (знаний) для обращения на товарных принципах коммерческого оборота, для получения конкурентных преимуществ в процессе экономического использования.

Коммерческая ценность секрета производства обусловлена прежде всего его закрытостью от третьих лиц (его «секретностью»). Соответственно, основной предпосылкой, необходимой для защиты охраняемого права на секрет производства, является его неизвестность третьим лицам. Обладатель секрета производства должен закрыть свободный доступ к соответствующим сведениям и ввести в отношении таких сведений режим коммерческой тайны, под которым понимается «режим конфиденциальности, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ и услуг или получить иную коммерческую выгоду» (п. 1 ст. 3 Закона о коммерческой тайне).

Признание тех или иных сведений секретом производства является прерогативой правообладателя. Исключения из этой общей нормы установлены в ст. 5 Закона о коммерческой тайне, где перечислены сведения, в отношении которых не допускается режим коммерческой тайны. Этот перечень может быть расширен иными федеральными законами.

Меры по охране конфиденциальности, обязанность соблюдения которых возложена на обладателя секрета производства, достаточно детально определены в Законе о коммерческой тайне. В соответствии со ст. 10 Закона такие меры должны включать в себя:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

Читайте так же:  Программа для регистрации

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Там же предусмотрена обязанность предпринимателя представлять эти сведения по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других организаций, обладающих таким правом в соответствии с законодательством.

Принятые по охране меры считаются «разумно достаточными», если исключен доступ к охраняемой информации любых лиц без согласия ее обладателя и при этом обеспечена возможность использования секрета производства без нарушения режима коммерческой тайны. Охраняемый секрет производства не подлежит государственной регистрации (хотя подобные проекты обсуждались). Такая регистрация противоречит основному принципу охраны секретов производства — сохранению конфиденциальности.

10. Коммерческая и служебная тайна.

Служебная тайна — служебные сведения, доступ к которым ограниченорганамигосударственнойвласти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

Коммерческая тайна — сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

(ГК РФ)Ст. 139.Служебная и коммерческая тайна

1.Информация составляет служебную или коммерческуютайну в случае, когда информацияимеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимаетмерыкохране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

2.Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязанывозместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско — правовому договору.

ФЗ РФ№ 98 «О коммерческой тайне»

Основные понятия, используемые в настоящем ФЗ:

коммерческая тайна (КТ)– конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличитьдоходы, избежать неоправданных расходов, сохранитьположение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

Информация, составляющая КТ,научно-техническая, технолог-я, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны;

Режим КТ– правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности;

Обладатель информации, составляющей КТ, — лицо, которое владеет информацией, составляющей КТ, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режимКТ.

Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

1. Нарушение настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовнуюответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей, получил доступ к информации, составляющей КТ, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации при отсутствии в действиях такого работника состава преступления несетдисциплинарнуюответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие доступ к информации, составляющей КТ, несут перед обладателем информации, составляющей КТ, гражданскоправовуюответственность за разглашение или незаконное использование этой информации их должностными лицами, государственными или муниципальными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими должностных (служебных) обязанностей.

4. Лицо, которое использовало информацию, составляющую КТ, и не имело достаточных основанийсчитатьиспользование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может в соответствии с настоящим Федеральным законом быть привлечено к ответственности.

5. По требованию обладателя информации, составляющей КТ, лицо, указанное в части 4 настоящей статьи, обязанопринятьмерыпоохранеконфиденциальности информации. При отказе такого лица принять указанные меры обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе требовать в судебном порядке защиты своих прав.

Следующие ФЗ РФ также содержат статьи о коммерческой и служебной тайне: ФЗ РФ «Об ипотечных ценных бумагах», ФЗ РФ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле».

«Уголовный кодекс Российской Федерации»

Статья 183. Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

Уголовную ответственность влекут:

1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе.

Источники


  1. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации; Проспект — Москва, 2011. — 216 c.

  2. Ганапольский, М.Ю. Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / М.Ю. Ганапольский. — М.: Астрель, АСТ, 2014. — 972 c.

  3. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 1. — Москва: Высшая школа, 2016. — 251 c.
  4. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2012. — 400 c.
  5. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 1999. — 608 c.
Гк коммерческая тайна
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here