Если аукцион признан несостоявшимся

Ответы на вопросы по теме: "Если аукцион признан несостоявшимся" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Глава 16. Признание аукциона несостоявшимся. Последствия признания аукциона несостоявшимся (п.п. 106-113)

Глава 16. Признание аукциона несостоявшимся. Последствия признания аукциона несостоявшимся

106. Аукцион признается несостоявшимся в следующих случаях:

1) от заявителей не поступили заявки на участие в аукционе или заявка на участие в аукционе поступила только от одного заявителя;

2) по результатам рассмотрения заявок всем заявителям, подавшим заявки на участие в аукционе, отказано в приеме заявки на участие в аукционе;

3) по результатам рассмотрения заявок только один заявитель, подавший заявку на участие в аукционе, признан участником аукциона;

4) в аукционе приняли участие менее двух участников аукциона либо после троекратного объявления аукционистом минимального (стартового) размера разового платежа ни один из участников аукциона не поднял билет.

107. В случаях, указанных в подпунктах 1, 2, 4 пункта 106 настоящего порядка, решение о признании аукциона несостоявшимся оформляется соответствующим протоколом аукционной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе, указанной в объявлении о проведении аукциона. При этом в случае, указанном в подпункте 1 пункта 106 настоящего порядка, поступившая заявка на участие в аукционе не рассматривается аукционной комиссией.

108. Протокол о признании аукциона несостоявшимся составляется в одном экземпляре.

109. В случае, указанном в подпункте 3 пункта 106 настоящего порядка, в протоколе о признании заявителей участниками аукциона делается соответствующая запись.

110. В течение трех рабочих дней со дня подписания аукционной комиссией протокола, которым оформлено решение о признании аукциона несостоявшимся, организатор аукциона направляет в уполномоченный орган уведомление о признании аукциона несостоявшимся с приложением копии указанного протокола.

111. Если аукцион был признан несостоявшимся, уполномоченным органом может быть принято решение о проведении повторного аукциона. При этом порядок и условия проведения такого аукциона, за исключением порядка и условий, установленных настоящим порядком и решением о проведении аукциона, могут быть изменены.

112. В случае если при организации и проведении повторного аукциона порядок и условия проведения такого аукциона изменяются, уполномоченный орган одновременно с обращением, указанным в пункте 113 настоящего порядка, направляет организатору аукциона изменения в ранее поданную заявку, оформленные в порядке, установленном пунктом 16 настоящего порядка.

113. В случае если от уполномоченного органа в течение десяти рабочих дней со дня направления ему уведомления о признании аукциона несостоявшимся организатору аукциона не поступило обращения о повторном проведении аукциона, организация аукциона считается завершенной и повторные организация и проведение аукциона возможны только после представления уполномоченным органом заявки на проведение аукциона в соответствии с настоящим порядком.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Аукцион признан несостоявшимся — причины и последствия

Несостоявшийся аукцион — не редкость в мире государственных закупок. Однако это далеко не всегда означает, что победитель не будет определен. Кроме того, в некоторых случаях контракт будет заключен на достаточно выгодных, в плане цены, для участника условиях. При этом есть и другие последствия для обеих сторон, определенные статьей 71 Федерального закона №44. Они зависят в первую очередь от причин, по которым аукцион признан несостоявшимся.

1. Аукцион не состоялся из-за того, что не подано ни одной заявки

В этом случае заказчику не с кем заключать контракт, так как желающих нет. Однако для того, чтобы не тратить драгоценное время на проведение нового аукциона, частью 4 статьи 74 предусмотрена возможность изменить вид торгов на запрос предложений. При этом заказчик не вправе менять предмет закупки. Что касается сроков исполнения и цены, они не обязательно должны оставаться прежними, но формально и их рекомендуется «не трогать». Приглашения к участию представитель заказчика направляет тем, кого считает способными исполнить контракт. Одно из самых важных условий — наличие положительного опыта сотрудничества по аналогичным закупкам в течение последних 1,5 лет. Читать подробнее.

2. Аукцион признан несостоявшимся из-за того, что заявку на участие подал единственный участник

В этом случае заказчик получает от оператора для рассмотрения сразу обе части заявки. Если они признаются соответствующими требованиям Федерального закона №44 и документации, то, на основании части 1 статьи 71 этого закона с этим участником заключается контракт по начальной (максимальной) цене. При этом есть один важный момент. В случае, если победитель, несмотря на то что он не участвовал в самой процедуре аукциона, откажется от подписания контракта, то сведения о нем попадут в Федеральную антимонопольную службу как об уклонившемся. Доказать свою правоту будет очень непросто. Читать подробнее.

3. Аукцион признан несостоявшимся по результатам рассмотрения первых частей заявок

В этом случае события могут развиваться по двум сценариям: отклонены все заявки или допущен только один участник. Если действует первый сценарий, то исход понятен — аукцион придется проводить заново. При этом возможно изменение способа закупки на запрос предложений — на тех же условиях, что и при отсутствии заявок.

Ситуация с допуском одной заявки аналогична допуску единственного участника. Если ее вторая часть соответствует требованиям Федерального закона №44, то на основании части 2 статьи 71 можно заключать контракт по начальной (максимальной) цене. Некоторые заказчики считают, что на это нужно, в соответствии с требованиями пункта 25 части 1 статьи 93, разрешение контролирующего органа. На самом деле с 1 января 2015 года там четко указано, что согласование необходимо в ряде случаев, за исключением тех, которые предусмотрены частями 1-3.1 статьи 71 Федерального закона №44. Читать подробнее.

4. В ходе аукциона не подано ни одного ценового предложения

Крайне редко, но бывают случаи, когда все участники, подавшие заявки и допущенные к процедуре аукциона, решили не принимать в нем участия. Фактически — это парадоксальный случай. Казалось бы, желающих нет — «дело закрыто». На самом деле контракт может быть заключен по начальной (максимальной) цене с тем из допущенных участников, кто подал заявку первым. Единственное, что нужно для этого, на основании части 3 статьи 71 Федерального закона №44 — желание обеих сторон. Еще раз хочется отметить, что согласование контролирующего органа и в этом случае не требуется, так как все вопросы, качающиеся частей 1 — 3.1 статьи 71 законом отдаются на усмотрение заказчика. Читать подробнее.

5. Аукцион не состоялся по результатам рассмотрения вторых частей заявок

Такая ситуация может возникнуть, если в результате рассмотрения вторых частей заявок соответствующей требованиям Федерального закона №44 признана соответствующей только одна из них, или все участники и вовсе отклонены.

Во втором случае вопрос решается однозначно — контракт не заключается и заказчику придется проводить аукцион вновь. В первом случае контракт заключается на основании статьи 3.1 44-ФЗ. При этом победителем признается не тот, кто предложил минимальную цену в ходе аукциона, а тот кто верно оформил документы, входящие в состав заявки. Отказаться от подписания контракта участнику, вторая часть заявки которого соответствуют требованиям документации и закона, нельзя. Читать подробнее.

Читайте так же:  Больничный после декрета

Итак, в заключение еще раз хочется отметить несколько моментов, на которые нужно обратить внимание сторонам, если аукцион не состоялся:

  1. с 1 января 2015 года, по какой бы причине это не произошло, в случае если контракт все же заключается на основании частей 1-3.1 статьи 71, согласования контролирующего органа для этого не нужно;
  2. в случае, если заказчик проводит аукцион повторно или меняет способ размещения заказ на запрос предложений, он в обязательном порядке должен внести изменения в план-график и, если есть необходимость, а план закупок;
  3. во всех случаях, за исключением того, когда по результатам рассмотрения первых частей заявок допущено несколько участников, и не один из них не вышел с ценовыми предложениями на процедуру, участник, признанный победителем, обязан подписать контракт. Согласования сторон на это не требуется!

Если аукцион признан несостоявшимся

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России от 24 августа 2018 г. N 24-03-07/60620 О снижении цены при подписании участником контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в случае признания электронного аукциона несостоявшимся

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о снижении цены при подписании участником контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в случае признания электронного аукциона несостоявшимся, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 25.1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) может быть заключен в случае признания несостоявшимися открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона в соответствии с частями 1, 2 и 5 статьи 55.1, частями 1-3.1 статьи 71 Закона N 44-ФЗ. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта в сроки, установленные статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ. Для целей Закона N 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим пунктом, приравнивается к победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В случаях, предусмотренных частями 1-3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79 Закона N 44-ФЗ, контракт заключается в сроки, установленные соответственно статьей 83.2 и частью 13 статьи 78 Закона N 44-ФЗ.

Согласно частям 1-3.1 статьи 71 Закона N 44-ФЗ электронный аукцион признается несостоявшимся в случаях:

— на участие в таком электронном аукционе подана только одна заявка (часть 1 статьи 71 Закона N 44-ФЗ);

— только один из участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, признан его участником (часть 2 статьи 71 Закона N 44-ФЗ);

— ни один из участников электронного аукциона не подал предложение о цене контракта в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона (часть 3 статьи 71 Закона N 44-ФЗ);

— комиссией заказчика принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нем (часть 3.1 статьи 71 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, учитывая, что в случае, предусмотренном частью 3.1 статьи 71 Закона N 44-ФЗ, участником электронного аукциона было подано предложение о цене контракта при проведении аукциона, контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 25.1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заключается по цене контракта, предложенной соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона.

При этом в случаях, предусмотренных частями 1-3 статьи 71 Закона N 44-ФЗ, в контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 25.1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ включается начальная (максимальная) цена контракта.

Департамент обращает внимание, что Законом N 44-ФЗ не предусмотрено право поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона, с которым заключается контракт в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ обратиться к заказчику, с предложением о снижении цены контракта.

В соответствии с частями 1-3.1 статьи 71 Закона N 44-ФЗ контракт с участником электронного аукциона, признанного несостоявшимся, заключается на основании пункта 25.1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ в порядке, установленном статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ.

Частью 4 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ установлено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.

Таким образом, Законом N 44-ФЗ не предусмотрено право заказчика включать в проект контракта, заключаемого на основании пункта 25.1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, цену контракта не соответствующую начальной (максимальной) цене контракта или цену предложенную участником при подаче заявки.

Дополнительно Департамент сообщает, что подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность снижения цены контракта при исполнении контракта по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта, при условии, что возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом.

Директор Департамента Т.П. Демидова

Обзор документа

Контракт с единственным поставщиком можно заключить, если электронный аукцион не состоялся в т. ч. в случае, когда комиссия заказчика приняла решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только 1/2 части заявки. Контракт заключается по цене контракта, предложенной соответствующим участником, и в него вносится начальная (максимальная) цена. Закон не предусматривает право поставщика предложить заказчику снизить цену контракта.

В течение 5 дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта победитель при наличии разногласий размещает на электронной площадке протокол, где указываются замечания к положениям проекта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке.

Таким образом, заказчик не вправе включать в проект контракта цену, не соответствующую начальной (максимальной) цене или цену, предложенную участником при подаче заявки.

Читайте так же:  Экологическая экспертиза земельного участка

Цену можно снизить при исполнении контракта по соглашению сторон без изменения количества и качества товара и иных условий, если возможность такой корректировки предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а при закупке у единственного поставщика — контрактом.

Что делать, если на аукцион подана одна заявка: инструкция для заказчика

Признаем процедуру несостоявшейся

Если подана одна заявка на участие в аукционе 44 ФЗ, то на основании ч. 16 ст. 66 44-ФЗ такая закупка признается несостоявшейся. Заказчик получает уведомление от оператора электронной площадки о том, что по нормам 44 ФЗ несостоявшийся аукцион признается по факту всего лишь одного отклика от потенциального поставщика. Уведомление приходит либо в установленную дату окончания приема заявлений на участие в электронном аукционе, либо на следующий рабочий день (п. 1, 2 ч. 1 ст. 71 44-ФЗ).

Рассматриваем обе части поданного запроса

Какие же действия должен предпринять заказчик, если аукцион не состоялся, подана одна заявка.

Сначала оператор ЭП направляет заказчику обе части документации от потенциального исполнителя. Закупочная комиссия рассматривает их в течение 3 рабочих дней после получения. Если заявление удовлетворяет требованиям, установленным заказчиком в аукционной документации, то с таким участником заключается контракт как с единственным поставщиком по цене, которую он же и предложил. Новый госконтракт не требует согласования с уполномоченным контрольным органом.

Публикуем протокол

В случае если на электронный аукцион была подана только одна заявка, по результатам рассмотрения такого запроса публикуется протокол, который направляется участнику и публикуется не позже чем через два рабочих дня со дня, когда площадка открыла вам доступ к тендеру (п. 3 ч. 1 ст. 71 закона № 44-ФЗ).

Скачать протокол рассмотрения единственной заявки

Заключаем контракт или объявляем новую процедуру

Если откликнулся только один участник, и если предоставленная документация не соответствует требованиям, установленным в АД, то заявка отклоняется. После этого, как и в ситуации, если не подана ни одна заявка, электронный аукцион признается несостоявшимся. Заказчик может проводить повторную процедуру либо объявить электронный запрос предложений, предварительно скорректировав план закупок и план-график.

Рассмотрим все возможные случаи, возникающие при проведении ЭА, в результате которого у организации-заказчика для обработки остается лишь один пакет документов.

Аукцион признан несостоявшимся — причины и последствия

Несостоявшийся аукцион — не редкость в мире государственных закупок. Однако это далеко не всегда означает, что победитель не будет определен. Кроме того, в некоторых случаях контракт будет заключен на достаточно выгодных, в плане цены, для участника условиях. При этом есть и другие последствия для обеих сторон, определенные статьей 71 Федерального закона №44. Они зависят в первую очередь от причин, по которым аукцион признан несостоявшимся.

1. Аукцион не состоялся из-за того, что не подано ни одной заявки

В этом случае заказчику не с кем заключать контракт, так как желающих нет. Однако для того, чтобы не тратить драгоценное время на проведение нового аукциона, частью 4 статьи 74 предусмотрена возможность изменить вид торгов на запрос предложений. При этом заказчик не вправе менять предмет закупки. Что касается сроков исполнения и цены, они не обязательно должны оставаться прежними, но формально и их рекомендуется «не трогать». Приглашения к участию представитель заказчика направляет тем, кого считает способными исполнить контракт. Одно из самых важных условий — наличие положительного опыта сотрудничества по аналогичным закупкам в течение последних 1,5 лет. Читать подробнее.

2. Аукцион признан несостоявшимся из-за того, что заявку на участие подал единственный участник

В этом случае заказчик получает от оператора для рассмотрения сразу обе части заявки. Если они признаются соответствующими требованиям Федерального закона №44 и документации, то, на основании части 1 статьи 71 этого закона с этим участником заключается контракт по начальной (максимальной) цене. При этом есть один важный момент. В случае, если победитель, несмотря на то что он не участвовал в самой процедуре аукциона, откажется от подписания контракта, то сведения о нем попадут в Федеральную антимонопольную службу как об уклонившемся. Доказать свою правоту будет очень непросто. Читать подробнее.

3. Аукцион признан несостоявшимся по результатам рассмотрения первых частей заявок

В этом случае события могут развиваться по двум сценариям: отклонены все заявки или допущен только один участник. Если действует первый сценарий, то исход понятен — аукцион придется проводить заново. При этом возможно изменение способа закупки на запрос предложений — на тех же условиях, что и при отсутствии заявок.

Ситуация с допуском одной заявки аналогична допуску единственного участника. Если ее вторая часть соответствует требованиям Федерального закона №44, то на основании части 2 статьи 71 можно заключать контракт по начальной (максимальной) цене. Некоторые заказчики считают, что на это нужно, в соответствии с требованиями пункта 25 части 1 статьи 93, разрешение контролирующего органа. На самом деле с 1 января 2015 года там четко указано, что согласование необходимо в ряде случаев, за исключением тех, которые предусмотрены частями 1-3.1 статьи 71 Федерального закона №44. Читать подробнее.

4. В ходе аукциона не подано ни одного ценового предложения

Крайне редко, но бывают случаи, когда все участники, подавшие заявки и допущенные к процедуре аукциона, решили не принимать в нем участия. Фактически — это парадоксальный случай. Казалось бы, желающих нет — «дело закрыто». На самом деле контракт может быть заключен по начальной (максимальной) цене с тем из допущенных участников, кто подал заявку первым. Единственное, что нужно для этого, на основании части 3 статьи 71 Федерального закона №44 — желание обеих сторон. Еще раз хочется отметить, что согласование контролирующего органа и в этом случае не требуется, так как все вопросы, качающиеся частей 1 — 3.1 статьи 71 законом отдаются на усмотрение заказчика. Читать подробнее.

5. Аукцион не состоялся по результатам рассмотрения вторых частей заявок

Такая ситуация может возникнуть, если в результате рассмотрения вторых частей заявок соответствующей требованиям Федерального закона №44 признана соответствующей только одна из них, или все участники и вовсе отклонены.

Во втором случае вопрос решается однозначно — контракт не заключается и заказчику придется проводить аукцион вновь. В первом случае контракт заключается на основании статьи 3.1 44-ФЗ. При этом победителем признается не тот, кто предложил минимальную цену в ходе аукциона, а тот кто верно оформил документы, входящие в состав заявки. Отказаться от подписания контракта участнику, вторая часть заявки которого соответствуют требованиям документации и закона, нельзя. Читать подробнее.

Итак, в заключение еще раз хочется отметить несколько моментов, на которые нужно обратить внимание сторонам, если аукцион не состоялся:

  1. с 1 января 2015 года, по какой бы причине это не произошло, в случае если контракт все же заключается на основании частей 1-3.1 статьи 71, согласования контролирующего органа для этого не нужно;
  2. в случае, если заказчик проводит аукцион повторно или меняет способ размещения заказ на запрос предложений, он в обязательном порядке должен внести изменения в план-график и, если есть необходимость, а план закупок;
  3. во всех случаях, за исключением того, когда по результатам рассмотрения первых частей заявок допущено несколько участников, и не один из них не вышел с ценовыми предложениями на процедуру, участник, признанный победителем, обязан подписать контракт. Согласования сторон на это не требуется!
Читайте так же:  Уголовное дело за неуплату алиментов

Несостоявшийся аукцион

В ходе электронных торгов — аукцион, согласно законодательству, может не состояться. Условия признания его таковым регулируются статьями 66-69 закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг. ». Данная норма закона описывает применяемый порядок проведения процедур на электронной площадке.

В частности, признание аукциона несостоявшимся позволяет подписать контракт с одним участником либо провести торги в другой форме.

Речь идет о том, что при закрытии тендеров без заявок, госпредприятие получает возможность провести подбор поставщика методом запроса предложений. Рассмотрим наиболее типичные сценарии несостоявшихся торгов.

Единственная заявка — порядок действий

Законы об электронных торгах ФЗ-44 и ФЗ-223 постоянно дополняются и согласовываются с другими нормативными актами. В 2014 году были приняты дополнительные правки в №498-ФЗ и в ст. 25 №44-ФЗ в рамках которых более подробно рассмотрен вопрос условий несостоявшегося торга.

Основания определяются ст. 71, частями 1-3.1 №44-ФЗ.

При условии, что в работе площадки находилась на рассмотрении единственная заявка на участие в аукционе, именно она считается выигравшей.

Ключевой особенностью признания аукциона несостоявшимся по данной причине является допуск к участию в нем только одного участника. Заказчик может заключить контрактное соглашение с единственным участником.

Следует учитывать условия, при которых можно подписывать контракт. Это возможно только с тем участником (ст. 70 ФЗ-44), у которого заявка полностью соответствует требованиям. Учитывайте, что рассмотрение единственной заявки возможно, если в течение 10 минут после начала торгов поставщиком было подано предложение о стоимости (ст. 68 ФЗ-44, ч. 20). Как минимум оно должно на 0,5% быть ниже НМЦК.

Если аукцион не состоялся и ни одна заявка не соответствует требованиям, то заказчик может осуществить закупку способом запроса предложений.

Аукцион признан несостоявшимся — не подано ни одной заявки

Если, с учетом требований 44 ФЗ, не было зарегистрировано ни одной заявки, то также аукцион признан несостоявшимися. Это влечет в большинстве случаев повторный тендер, регулируемый статьями федерального закона. Так же, это справедливо, если участники не стали заключать контракт на выполнение заказа по данной закупке.

Итак, тендер признается несостоявшимся, если:

подана одна заявка;

зарегистрированные заявки поданы с нарушениями и не могут быть приняты комиссией;

в случаях, если в установленное время отсутствовало предложение по цене.

Подготовка заявки для любого вида закупок

Видео (кликните для воспроизведения).

от 1 рабочего дня с оплатой за результат

Несостоявшийся аукцион — последствия

Как мы писали выше, в зависимости от причин признания несостоявшегося торга заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком или провести новый тендер в форме запроса предложений или иной установленной законом.

Повторные торги

Проведение повторного торга также осуществляется на основании ФЗ-44. В настоящий момент госзаказчик вправе подобрать контрагента только способом запроса предложений, но в скором времени ожидаются новые поправки, которые потребуют доп. согласований.

Чтобы подать заявку на участие в торгах без нарушений и соответствующей требованиям заказчика, лучше всего обратиться к специалистам. Компания РусТендер уже имеет значительный опыт работы в данном направлении, поэтому качественно и в короткие сроки сможет подготовить все необходимые документы и передать их на площадку для участия в аукционе.

©ООО МКК «РусТендер»

Основания и последствия признания электронного аукциона несостоявшимся по 44-ФЗ, действия Заказчика

С 01.01.2015 в случае признания электронного аукциона несостоявшимся согласование заключения контракта с единственным поставщиком с контрольным органом не требуется .

Федеральным законом от 31.12.2014 № 498-ФЗ внесены изменения в п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ в соответствии с которыми, если электронный аукцион был признан несостоявшимся по основаниям, которые предусмотрены
ч. 1 — 3.1 ст. 71 44-ФЗ:

  • по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем,
  • аукционной комиссией принято решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником,
  • в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта,
  • аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нем,

то заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком без согласования с уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок органом.

Согласования в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе возникает только в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, запроса предложений.

Данные в таблице без учета изменений с 01.01.2015
(сейчас согласование не требуется)

№ п/п

Основание признания электронного аукциона несостоявшимся

Действия Заказчика

Согласование

Заключение контракта

Не подано ни одной заявки
(ч. 16 ст. 66 44-ФЗ)

Заказчик вносит изменения в план-график (план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ или иным способом в соответствии с 44-ФЗ
(ч. 4 ст. 71 44-ФЗ)

Подана только одна заявка — > участник не соответствует
(ч. 16 ст. 66 44-ФЗ) = по результатам рассмотрения первых частей заявок аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию всех участников закупки
(ч. 8 ст. 67 44-ФЗ)

Заказчик вносит изменения в план-график (план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ или иным способом в соответствии с 44-ФЗ
(ч. 4 ст. 71 44-ФЗ)

Подана только одна заявка — > участник соответствует
(ч. 16 ст. 66 44-ФЗ)

Согласование решения Заказчика с органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ФАС, Рособоронзаказ)
(п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ)

Заключение контракта с единственным поставщиком
(п. 4 ч. 1 ст. 71,
п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ)

По результатам рассмотрения первых частей заявок аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию всех участников закупки
(ч. 8 ст. 67 44-ФЗ)

Заказчик вносит изменения в план-график (план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ или иным способом в соответствии с 44-ФЗ
(ч. 4 ст. 71 44-ФЗ)

Аукционной комиссией принято решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником
(ч. 8 ст. 67 44-ФЗ)

Согласование решения Заказчика с органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ФАС, Рособоронзаказ)
(п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ)

Заключение контракта с единственным поставщиком
(п. 4 ч. 2 ст. 71,
п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ)

Аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией, всех вторых частей заявок
(ч. 13 ст. 69 44-ФЗ)

Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся для данной ситуации ст. 71 44-ФЗ не установлены, однако руководствуясь ч. 4 ст. 71 44-ФЗ (по аналогии) для случая, когда по результатам рассмотрения первых частей заявок аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию всех участников закупки
(ч. 8 ст. 67 44-ФЗ)

Заказчик вносит изменения в план-график (план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ или иным способом в соответствии с 44-ФЗ
(ч. 4 ст. 71 44-ФЗ)

Читайте так же:  Хищение и кража

Аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией
только одной второй части заявки
(ч. 13 ст. 69 44-ФЗ)

Согласование не требуется

Контракт заключается в общем порядке

Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся для данной ситуации ст. 71 44-ФЗ не установлены.

В течение десяти минут после начала проведения аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта
(ч. 20 ст. 68 44-ФЗ)

несколько участников -> заявки соответствуют

Согласование решения Заказчика с органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ФАС, Рособоронзаказ)
(п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ)

Заключение контракта с единственным поставщиком с участником ранее других подавшим заявку
(подп. а п. 4 ч. 3 ст. 71,
п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ)

В течение десяти минут после начала проведения аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта
(ч. 20 ст. 68 44-ФЗ)

единственный участник -> заявка соответствуют

Согласование решения Заказчика с органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ФАС, Рособоронзаказ).
(п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ)

Заключение контракта с единственным поставщиком
(п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ)

В течение десяти минут после начала проведения аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта
(ч. 20 ст. 68 44-ФЗ)

несколько участников -> заявки не соответствуют

единственный участник -> заявка не соответствуют

[3]

Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся для данной ситуации ст. 71 44-ФЗ не установлены, однако руководствуясь ч. 4 ст. 71 44-ФЗ (по аналогии) для случая, когда по результатам рассмотрения первых частей заявок аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию всех участников закупки
(ч. 8 ст. 67 44-ФЗ)
следует:

Заказчик вносит изменения в план-график (план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ или иным способом в соответствии с 44-ФЗ
(ч. 4 ст. 71 44-ФЗ)

Участник электронного аукциона, признанный победителем в результате уклонения от заключения контракта первоначального победителя аукциона (ч. 14 ст. 70 44-ФЗ), уклонился от заключения контракта
(ч. 15 ст. 70 44-ФЗ)

Заказчик вносит изменения в план-график (план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ или иным способом в соответствии с 44-ФЗ
(ч. 4 ст. 71 44-ФЗ)

Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) установлен приказом Минэкономразвития России от 13.09.2013 № 537 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

Срок согласования в соответствии п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ с не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Материалы подготовлены
по состоянию на 1 июня 2014 г.
специалистами портала ФЗ-44.РФ
под руководством Василия Педалькина

Что такое несостоявшаяся закупка по 44-ФЗ? Каковы основания для признания закупки несостоявшейся?

Признание закупки несостоявшейся по 44-ФЗ – весьма распространенная практика в системе государственных и муниципальных торгов. По статистике, такой статус получает каждая третья проводимая закупка.

Понятие несостоявшейся закупки

Основной целью разработки 44-ФЗ было создание системы закупки товаров, работ и услуг государственными и муниципальными заказчиками по результатам конкурентных процедур. Но реализация данного принципа на практике не всегда удается, и тогда закупка признается несостоявшейся.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

[1]

  • Москва: +7 (499) 110-33-98 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74 .
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17 .

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Признание закупки несостоявшейся по нормам 44-ФЗ буквально означает, что в ней никто не принял участия, и все заявки были отклонены. Еще одной причиной признания закупки несостоявшейся является то, что по результатам рассмотрения всех заявок был допущен один поставщик, или осталось одно предложение, соответствующее требованиям закупочной документации. Действия заказчика в этом случае будут зависеть от способа отбора поставщика.

Отличительные черты

Стоит учесть, что термины «несостоявшаяся», «недействительная» и «отмененная» закупки имеют различное значение. Получение статуса несостоявшейся означает лишь, что между участниками не было конкурентного состязания и торгов. По результатам такой закупки заказчик может подписать контракт с участником.

Отмена закупки на любом этапе является правом заказчика. Также инициатива об отмене закупки на любом этапе может исходить от контролирующей инстанции.

Основания признания закупки несостоявшейся

Основания для признания закупки несостоявшейся по 44-ФЗ варьируются в зависимости от типа закупки. Рассмотрим их на примере наиболее распространенных закупок: конкурса, аукциона и запроса котировок.

Для конкурса

Порядок проведения конкурсов регулируется ст. 48-58 44-ФЗ. Если конкурс признан несостоявшимся, то первоначально заказчику нужно внести все указанные сведения в итоговый протокол. В нем фиксируются причины отклонения заявок или тот факт, что поступила только одна заявка.

Для конкурса основаниями признания закупки несостоявшейся являются:

  1. Не было подано ни одной заявки на момент окончания приема заявок на участие в конкурсе (по п. 13 ст. 51 44-ФЗ).
  2. Все заявки были отклонены комиссией (п. 6 ст. 53 44-ФЗ).
  3. Победитель уклонился от подписания контракта, а второй участник отказался (п. 6 ст. 54 44-ФЗ).
  4. Все участники не соответствовали требованиям предквалификационного отбора, и их заявки были отклонены (п. 9 ст. 56 44-ФЗ).
  5. Подана только 1 заявка (п. 13 ст. 51 44-ФЗ).
  6. Подана одна заявка, соответствующая требованиям (п. 6 ст. 53 44-ФЗ).
  7. При рассмотрении заявок от участников выяснилось, что только один участник соответствовал требованиям (п. 9 ст. 56 44-ФЗ).

Для аукциона

Для того чтобы несостоявшимся был признан аукцион, должны соблюдаться следующие условия:

  1. Всем участникам отказали в допуске к торгам по результатам рассмотрения первых частей заявок (п. 8 ст. 67 44-ФЗ).
  2. Все заявки были признаны не соответствующими требованиям по итогам рассмотрения вторых частей заявок (п. 13 ст. 69 44-ФЗ).
  3. Не поступило ни одной заявки (п. 16 ст. 66 44-ФЗ).
  4. Подана единственная заявка (по п. 16 ст. 66 44-ФЗ).
  5. По результатам рассмотрения первых частей заявок только одна из них была признана соответствующей требованиям документации (по п. 8 ст. 67 44-ФЗ).
  6. В течение 10 минут после старта аукциона не было подано ни одного предложения по цене контракта (по п. 20 ст. 68 44-ФЗ).
  7. По результатам рассмотрения второй части заявки на участие в аукционе только одна заявка признана соответствующей требованиям документации (по п. 13 ст. 69 44-ФЗ).
  8. Победитель уклонился от подписания контракта, а второй отказался подписывать контракт.

Для запроса котировок

Для запроса котировок предусмотрены следующие основания признания торгов несостоявшимися:

  1. Не поступило ни одной заявки.
  2. Все заявки отклонены комиссией (по п. 9 ст. 78 44-ФЗ).
  3. Подана одна заявка, или только одна заявка соответствует требованиям (по п. 6 ст. 77, п. 9 ст. 78 44-ФЗ).

Для запроса предложений

Порядок проведения запроса предложений предусмотрен в ст. 83 44-ФЗ. Данная закупка признается недействительной, если на момент получения доступа поставщиком подано единственное предложение по п. 8 ст. 83 44-ФЗ, или не поступило заявок на участие в запросе предложений.

Действия заказчика, если закупка не состоялась

Действия заказчика при признании закупки несостоявшейся зависят от ее вида.

[2]

Если не состоялся конкурс

Если закупка в виде электронного конкурса не состоялась из-за отсутствия заявок на участие, то заказчик может провести новую закупку, а в некоторых случаях он вправе:

  1. Продлить сроки подачи заявок на участие.
  2. Изменить выбранный способ определения поставщика.
Читайте так же:  Как продать материнский капитал

Порядок действий заказчика регулируется в ст. 55.1 44-ФЗ и определяется в зависимости от того, на каком этапе находится закупка: приема, оценки и сопоставления предложений или подписания контракта.

Но если заявки на участие в конкурсе отсутствовали, все они были отклонены, или победитель и второй участник отказались от подписания контракта, то проводится новая закупка (по ч. 1-3 п. 2 ст. 55 44-ФЗ). Заказчику необходимо скорректировать план-график и план закупок и провести конкурс повторно. При этом сам закупаемый объект, объемы его поставки, характеристики должны оставаться прежними. НМЦК допускается пересмотреть в большую сторону, но цена может быть увеличена не более, чем на 10% от первичного конкурса.

Публикация извещения о повторном конкурсе осуществляется не менее, чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (сроки сокращены по сравнению с первичным конкурсом).

При признании закупки несостоявшейся поставщиком подписывается контракт при соответствии заявки требованиям закона и закупки. При этом заказчик предварительно согласует контракт с ФАС по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Если не состоялся электронный аукцион

Если несостоявшимся был признан электронный аукцион, то госзаказчику следует подписать контракт с единственным участником по п. 1-3 ст. 71 44-ФЗ. Такая сделка может быть подписана без дополнительного согласования с ФАС.

Но если аукцион признан не состоявшимся из-за того, что не поступила ни одна заявка или их все пришлось отклонить, то порядок действий заказчика будет отличаться. Указанные причины для признания процедуры несостоявшейся закрепляются в ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69.

Несостоявшийся электронный аукцион обязывает заказчика внести изменения в план-график. В частности, заказчику может потребоваться ввести новую позицию в план, продлить закупку или провести ее заново.

Также заказчик вправе изменить тип закупки и провести ее в виде запроса предложений в электронном виде по п. 5 ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ. Объект государственной закупки в данном случае останется неизменным.

Если не состоялся запрос котировок

В случае признания несостоявшимся электронного запроса котировок порядок действий заказчика зависит от этапа. Если заказчик находился на этапе подачи заявок, то ему следует:

  1. Продлить закупку на 4 рабочих дня п. 14 ст. 82.3 44-ФЗ и ч. 1 ст. 82.6 44-ФЗ или по ч. 9 ст. 82.4, ч. 1 ст. 82.6 44-ФЗ – если не поступило ни одной заявки на участие, или все заявки были отклонены.
  2. Заключить контракт с единственным поставщиком по ч. 3 ст. 82.6 и ч. 1 ст. 82.6 44-ФЗ – если подана единственная заявка, соответствующая требованиям.

На этапе рассмотрения заявок на закупку в ходе электронного запроса котировок от заказчика требуется:

  1. Продлить закупку на 4 рабочих дня по ч. 9 ст. 82.4, ч. 1 ст. 82.6 44-ФЗ – если все заявки были отклонены.
  2. Заключить контракт с единственным поставщиком по п. 2 ч. 1 ст. 79, ч. 9 ст. 78, ч. 3 ст. 79 44-ФЗ – если только одна заявка признана соответствующей требованиям.
  3. Внести изменения в план-график или провести новую закупку по ч. 2 ст. 82.6 44-ФЗ – если не подано ни одной заявки, или все заявки отклонили после продления.

Если победитель электронного запроса котировок уклонился от подписания контракта, второй участник так же уклонился или отказался подписать контракт, то единственное, что остается заказчику по ч. 15 ст. 83.2 44-ФЗ – изменить план-график и провести новую закупку по 44-ФЗ.

Если не состоялся запрос предложений

В случае если несостоявшимся был признан электронный запрос предложений, то действия заказчика различаются в зависимости от этапа закупки:

  1. На этапе подачи заявок, если не подано ни одной заявки, подана единственная заявка, заказчик может изменить план-график, провести новую закупку или подписать контракт с единственным поставщиком по ч. 27 ст. 83.1 и ч. 26 ст. 83.1 44-ФЗ.
  2. На этапе рассмотрения заявок при отклонении всех заявок предполагается изменение плана-графика или проведение новой закупки либо подписывается контракт с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
  3. На этапе заключения контракта при уклонении победителя от подписания контракта изменяется план-график, проводится новая закупка, или заключается контракт с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Данная сделка подлежит согласованию с ФАС.

Иные положения

Ситуация, когда не состоялся тендер у единственного поставщика, также допускается, если ФАС не согласовала данную сделку. Например, если был заключен контракт по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В данном случае заказчик может попробовать обжаловать решение антимонопольной службы или провести новый тендер.

Действия заказчика при проведении закупок в закрытой форме являются аналогичными за исключением тех случаев, когда по результатам согласования с ФАС он вправе подписать контракт с единственным поставщиком. Данное правило указано в ст. 92 44-ФЗ.

Действия поставщика, если закупка не состоялась

В случае если участник закупки стал единственным, чья заявка соответствует требованиям, то по результатам завершения торгов ему нужно придерживаться определенных правил:

  1. В случае если закупка проводилась через аукцион, контракт подписывается в положенные сроки (даже если этот участник не подавал ценовые предложения).
  2. В случае если поставщик был участником конкурса или запроса предложений, перед подписанием контракта ему нужно дождаться согласования закупки у единственного поставщика с контролирующей инстанцией. При этом заказчик сам проходит процедуру согласования и через 10 дней оповещает о своем решении поставщика.
  3. При участии в запросе котировок согласование с ФАС не нужно, и контракт подписывается по цене, предложенной поставщиком.
  4. Итоги аукциона не подлежат согласованию. Если никто из участников не подавал предложение в процессе электронных торгов, то контракт подписывается по максимальной цене. Если поставщик стал единственным, чья вторая часть заявки соответствовала требованиям, то контракт подписывается по предложенной им цене.

При этом поставщик обязан подписать государственный контракт в положенные сроки, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Это исключит для него возможности для дальнейшего участия в закупках в рамках 44-ФЗ.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Видео (кликните для воспроизведения).

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источники


  1. Гонюхов, С.О.; Зинченко, В.И. Азбука милиционера; Красноярск: Горница, 2013. — 382 c.

  2. Медведев, М. Ю. Аукционы. Проведение, участие, судебные споры. Справочник инвестора / М.Ю. Медведев, А.М. Насонов. — М.: Юстицинформ, 2013. — 224 c.

  3. Неуймин, Я. Г. Вопросы истории и методологии автоматизации промышленного производства / Я.Г. Неуймин. — М.: Главная астрономическая обсерватория АН СССР, 2014. — 160 c.
  4. Зайков, Д.Е.; Звягинцев, М.Г. 100 распространенных вопросов по оформлению земли; Издательский дом Ра’, 2011. — 192 c.
  5. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 603 c.
Если аукцион признан несостоявшимся
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here