Электроэнергия это товар или услуга

Ответы на вопросы по теме: "Электроэнергия это товар или услуга" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Региональные рынки электроэнергии в странах ДЭХ

страница 17 из 34

В остальных разделах исследования будут рассмотрены наиболее ограничительные меры, применяемые правительствами в области торговли в зоне ДЭХ.Такой анализ законодательной базы обеспечит основу для определения того, может ли устранение таких барьеров способствовать созданию более либерального режима торговли и инвестиций в будущем. Провести исчерпывающий анализ законов, нормативных актов и административных решений не представлялось возможным ввиду ограниченности ресурсов, времени и имеющегося объема данных. Вместо этого, в настоящем документе будут определены основные нормативно-правовые барьеры по их основным видам (например, таможенные пошлины, ограничения на импорт или практика государственной торговли), которые будут проиллюстрированы конкретными примерами из практики отдельных стран ДЭХ.

6 Электроэнергия: производство, торговля и регулирование

6.1 Определение электроэнергии: товар или услуга?

Электроэнергия является неосязаемым товаром, который должен производиться по мере его потребления, что придает ему одну из характерных особенностей услуги. С другой стороны, у электроэнергии много функций, аналогичных функциям нефти и газа, чьи «товарные» характеристики никогда не ставились под вопрос (и которые прямо конкурируют с электроэнергией). Разграничение между товаром и услугой имеет исключительно важное значение, поскольку международные договоры предусматривают различные нормы и режим для торговли товарами и торговли услугами. Поэтому режим электроэнергии в том или ином международном торговом споре, будь то в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) или иного инструмента, будет различным в зависимости от того, будет ли электроэнергия сочтена товаром или услугой. В настоящем докладе внимание в основном уделяется товарной компоненте электроэнергетического сектора, но барьеры в торговле электроэнергией как услугой также рассматриваются в Главе 9.

В контексте ВТО, Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ-1994) и другие связанные с товарами соглашения содержат обязательства членов ВТО по торговле товарам, в то время как торговля услугами регулируется Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС). В случае определения электроэнергии в качестве услуги, а не товара, иностранные фирмы, экспортирующие электроэнергию, будут пользоваться правами по ГАТС, а не по ГАТТ-1994 и другим соглашениям Приложения 1А. Аналогичным образом, если члены ВТО предпочтут определить выработку электроэнергии как процесс изготовления, иностранные фирмы, которые желают стать владельцами или приобрести электрогенерирующие объекты, будут наделены правами и привилегиями либо по ГАТС, либо по ГАТТ.

Природа электроэнергии, т.е. вопрос, является ли электроэнергия товаром и должен ли ей предоставляться такой же режим, как всем осязаемым товарам, или услугой, является предметом длительных споров. ГАТТ, созданный в 40-е годы, не содержит перечня товаров, к которым применяются его положения. Тем не менее, с самого начала было ясно, что цель ГАТТ заключалась в закреплении норм и обязательств по торговле товарами, а не услугами, за исключением некоторых аспектов услуг, таких как услуги по транспортировке, режим которых имеет значительные последствия для условий торговли товарами. История создания ГАТТ свидетельствует, что на начальном этапе ГАТТ электроэнергия не квалифицировалась в качестве товара, что можно было бы объяснить невозможностью ее хранения.

Недавние обсуждения в ВТО в отношении электроэнергии отражают тенденцию в направлении общего признания того, что электроэнергия подпадает под сферу товарных соглашений (т.е. ГАТТ и других соглашений, включенных в Приложение 1А ВТО); в то время как деятельность по передаче, распределению и другим смежным услугам подпадает под сферу применения ГАТС. Такое признание также отражается в том, что многие торгующие страны приняли на себя обязательство ВТО по связыванию тарифов на электроэнергию.

Такие несовпадающие мнения о характере электроэнергии не создавали каких-либо крупных проблем, поскольку торговля электроэнергией являлась окказиональной и была закреплена за национальными монополиями. С учетом того, что либерализация электроэнергетики в целом ряде стран и последовавшее открытие доступа на рынки электроэнергии для потенциальных иностранных поставщиков, а также в свете возможной либерализации торговли услугами в рамках ВТО, возникла необходимость найти на многостороннем уровне решение давнему спору о том, является ли электроэнергия товаром или услугой.

В большинстве европейских стран электроэнергия всегда считалась товаром, и большинство европейских таможенных тарифов предусматривали тарифы на электроэнергию. В Европейских сообществах данный вопрос стал предметом нескольких судебных разбирательств, в которых Европейский суд в итоге вынес определение, что электроэнергия является товаром, а не услугой.

Электроэнергия классифицируется в Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС/HS) Всемирной таможенной организации (ВТО/WCO) по группе 27.16. Согласно Гармонизированной системе, электроэнергия имеет факультативную позицию, что позволяет членам ВТО/WCO определять, согласны ли они с классификацией электроэнергии в качестве товара для тарифных целей или нет. Такой факультативный характер электроэнергии по Гармонизированной системе, как представляется, отражает тот факт, что некоторые страны считают ее не товаром, а услугой.

Статус электроэнергии по Договору к Энергетической Хартии не подлежит сомнению: она включена в Приложении ЕМ к Договору (и в Приложение ЕМ I к Договору с учетом торговой поправки). Это означает, что все соглашения ГАТТ 1994 года и других соглашений Приложения 1А ВТО, которые включены в ДЭХ путем отсылки, применяются к вывозу и ввозу электроэнергии.

Поскольку ДЭХ инкорпорировал только положения ВТО, касающиеся товаров, вопрос о применимости ГАТС к торговле электроэнергией не встает. Однако «Хозяйственная Деятельность в Энергетическом Секторе», согласно ее определению в статье 1(5) ДЭХ, полностью охватывает услуги в области энергетики, включая услуги, относящиеся к электроэнергии. Своими инвестиционными положениями ДЭХ регулирует одну из четырех форм торговли услугами, относящимися к электроэнергии: торговля через коммерческое представительство, которое, в широком смысле, соответствует так называемому режиму поставки 3 по ГАТС (более подробно см. в главе 9.1).

6.2 Структура отрасли, регулирование и конкуренция

[3]

Электроэнергетика состоит из четырех вертикально связанных функций: производство, передача, распределение и снабжение. Производство представляет собой выработку электроэнергии. Оно предполагает преобразование первичных энергоресурсов, таких как уголь или природный газ, в электроэнергию. Производство электроэнергии может осуществляться при использовании мазута, природного газа, угля, атомной энергии, гидроэнергии (падающей воды), возобновляемых источников энергии, ветровых турбин и фотоэлектрических технологий. Передача и распределение объединяют в себе «проводные» функции. Передача — это высоковольтный транспорт электроэнергии. Вместе с тем, передача представляет собой не просто транспортировку, но и включает в себя управление разрозненными электроустановками в рамках сети для поддержания необходимого напряжения и частоты и недопущения отказа системы. Распределение — это низковольтный транспорт электроэнергии. И, наконец, снабжение электроэнергией — это реализация электроэнергии конечным потребителям. Оно включает в себя учет электроэнергии, выставление счетов и оптовый или розничный сбыт.

Читайте так же:  Сколько стоит вступление в наследство

Регулирование в сфере электроснабжения прежде всего обусловлено наличием условий естественной монополии, внешних факторов и признаков общественного блага. Такие условия объясняют традиционную монопольную структуру рынку отрасли в целом. В большинстве стран традиционно вся электроэнергетика рассматривалась как «естественная монополия», и практически во всех странах электроэнергетика развивалась со структурой, которая представляла собой (и во многих странах по-прежнему представляет) вертикально интегрированные производство, передачу, распределение и розничную реализацию электроэнергии. Эти структуры с вертикальной интеграцией сочеталась либо с горизонтальной интеграцией с включением электростанций, объединяя всю национальную систему в рамках единой фирмы, либо с комплексом кооперативных мероприятий, которые связывали отдельные области контроля, входящие в одну систему. В большинстве стран, включая европейские, такие вертикально интегрированные компании являлись

национальными монополиями, часто государственными, с эксклюзивными правами на обслуживание розничных потребителей: услуги по производству электроэнергии, ее транспортировке и распределению предоставлялись конечным потребителям на комплексной основе.

Однако условия естественной монополии отсутствуют в некоторых отраслях электроэнергетики. Хотя передача и распределение нередко считаются естественной монополией, производство и снабжение потенциально допускают конкуренцию. Объединение в пулы (функционирование рынка) и диспетчеризация также квалифицируются в качестве естественных монополий, хотя имеется мнение, что в них существует возможность развития конкуренции на основе децентрализованной торговли по контрактам. Поэтому реформа в области регулирования имела тенденцию к функциональному разъединению (организационному обособлению по видам деятельности) в отрасли на этих уровнях и открытию некоторых элементов, обычно таких как производство и (розничное и оптовое снабжение для конкуренции.

Одним из основных стимулов к проведению реформ в области регулирования, включая приватизацию и трансграничную конкуренцию, заключается в историческом опыте неэффективного функционирования электроэнергетики во многих странах, в особенности в тех, которые традиционно делали ставку на государственные коммунальные предприятия. Дополнительными стимулами к проведению реформ в области регулирования послужили и общие тенденции к либерализации отечественной экономики и необходимость распространения данного процесса на электроэнергетику. В зоне ДЭХ дополнительные стимулы к дерегулированию и либерализации электроэнергетики включают в себя следующие: необходимость формирования единого рынка Европейского Союза; привлечение прямых иностранных инвестиций путем приватизации производства и распределения электроэнергии в странах с переходной экономикой и, тем самым, высвобождение средств госбюджета; постепенная гармонизация национального законодательства стран-кандидатов в ЕС с директивами единого рынка ЕС (так называемым «acquis communautaire»).

распечатать | скачать бесплатно Региональные рынки электроэнергии в странах ДЭХ (страница 17 из 34), Секретариат Энергетической Хартии, Источник: Официальный сайт Энергетической Хартии (European Energy Charter),
www.encharter.org

скачать архив.zip(949 кБт)

Региональные рынки электроэнергии в странах ДЭХ

страница 16 из 34

Низкий уровень использования является еще одним индикатором наличия избыточных мощностей в различных регионах. На Рис. 20 показан уровень загрузки мощностей в различных регионах как среднее количество часов использования установленной мощности в 2000 году. В целом совокупный объем установленной мощности во всех регионах используется в среднем 46% времени (немногим более 4000 часов). Существуют две различные группы регионов: регионы с загрузкой мощности менее 3500 часов (40%) и регионы с загрузкой мощностей свыше 4000 часов (45%). Большая часть регионов подпадает под первую категорию, причем совокупная загрузка мощностей в странах Балтии является самой низкой, составляя 3025 часов (35%), а аналогичный показатель по Центральной Азии, Закавказью, Болгарии и Румынии, Южной и Восточной Европе колеблется от 3100 до 3400 часов. NORDEL имеет наивысший показатель загрузки мощностей на уровне почти 4690 часов (53%). За ним следуют CENTREL, Россия и UCTE, где загрузка варьируется от 4100 до 4300 часов.

5.4 Потенциальные торговые потоки

Кажется, что существуют широкие возможности для увеличения торговли электроэнергией между регионами евразийской зоны ДЭХ. Существующие межсистемные связи в значительной степени недозагружены, и при этом имеются свободные генерирующие мощности, которые могли бы способствовать росту торговли. Региональные различия в объеме избыточных мощностей и сроках их исчезновения станут крупным стимулом к развитию торговли электроэнергией.

Как показано в Таб. 6, сроки вероятного исчезновения избытка мощностей в различных регионах неодинаковы. В России и регионе CENTREL он наступит раньше, чем в других регионах (2004 год), в то время как в Болгарии и Румынии он наступит позднее, чем во всех других регионах (2014 год). Поэтому открывается благоприятная возможность для развития торговли между Болгарией и Румынией, с одной стороны, и CENTREL и Европейской частью России, с другой. Основным препятствием является ограниченность мощностей прямых межсистемных связей между Болгарией и Румынией и другими указанными регионами. Основная связь — только ЛЭП 150 МВ.А, соединяющая Венгрию с Румынией. Дефицит мощностей межсистемных связей можно преодолеть за счет строительства новых ЛЭП, в то время как отсутствие общей границы между регионами дефицита и излишков электроэнергии потребует транспортировки электроэнергии через территорию третьих стран и изменения торговой схемы.

По имеющимся прогнозам, к 2005 году дефицит образуется в России и CENTREL. Дефицит CENTREL может быть компенсирован за счет импорта из UCTE с использованием существующих межсистемных связей: дефицит CENTREL составляет 2,3 ГВт, излишки UCTE — 7,9 ГВт, а мощность ЛЭП между UCTE и CENTREL — 3,2 ГВт.

Положение России в 2005 году будет гораздо более сложным, ввиду того что избыток мощностей в соседних с ней регионах (11 ГВт) будет меньше российского дефицита (18,4 ГВт). Кроме того, российский дефицит превысит импортный потенциал России (3,4 ГВт). Это предполагает, что российское производство придется переключить с экспорта на внутренние рынки. Более того, российские экспортные мощности могли бы быть переключены на импорт из других регионов, но мощности этих линий ограничиваю импорт всего 10 ГВт.

Во всей евразийской зоне ДЭХ в целом в 2005 году останется 10 ГВт избыточных мощностей, что теоретически может использоваться для удовлетворения потребностей России, хотя между регионами излишков и дефицита электроэнергии существуют недостаточные мощности межсистемных связей. Положение усугубляется отсутствием каких-либо избыточных мощностей в NORDEL, с которым у России имеется значительный объем мощностей межсистемных связей. Для использования таких мощностей потребуется транспортировать излишки электроэнергии UCTE по системе NORDEL для дальнейшей поставки в Россию. Поэтому потенциальный экспорт в Россию ограничен.

Более реалистичным вариантом для России может явиться расширение мощностей ЛЭП с Сибирью или просто строительство/модернизация собственных генерирующих мощностей. В Сибири имеется значительный объем избыточных мощностей (порядка 10 ГВт, из которых 6 ГВт приходится на ГЭС и 4 ГВт — на недозагруженные тепловые электростанции, работающие на угле). Однако поставки электроэнергии в Европейскую часть России осложняются тем, что существующие ЛЭП проходят по территории Северного Казахстана и находятся за рамками прямого контроля РАО «ЕЭС России». Кроме того, значительное расстояние транспортировки электроэнергии от центров ее потребления в западной части России заставили РАО «ЕЭС России» изучать возможности сбыта излишков сибирской энергии на востоке (в Западном Китае). Это свидетельствует о том, что затраты на транспортировку излишков в Европейскую часть России могут быть сочтены запретительно высокими.

Читайте так же:  Фотографии сотрудников на сайте

В других регионах евразийской зоны ДЭХ избыточные мощности, имевшиеся в 2000 году, будут поглощены для удовлетворения спроса в рамках всего региона. К 2005 году страны Балтии, Закавказья и NORDEL будут иметь более или менее равный баланс.Только в Болгарии и Румынии, UCTE и Восточной Европе в 2005 году будут иметься значительные излишки (в совокупности 25 ГВт).

Действующий энергомост между Сибирью и европейской частью России, проходящий через Казахстан, был создан в качестве одного из важнейших связующих звеньев восточной части Единой энергосистемы СССР и состоит из сети синхронизированных ЛЭП 500 кВ и сети ЛЭП «Сибирь-Казахстан-Урал» напряжением 1150 кВ. В связи с неполной загрузкой этих сетей и для снижения сетевых потерь сеть 1150 кВ переключена на режим работы в 500 кВ. Но даже в этом режиме сети работают с недогрузкой в связи с падением спроса на электроэнергию в процессе перестройки экономики Казахстана и России.

К 2005 году может произойти коренное изменение торговых схем по сравнению с 2000 годом. В ходе этого процесса Закавказье и Центральная Азия превратятся в независимые регионы с перспективой сокращения объемов торговли ввиду снижения российского экспорта. Республики Центральной Азии, имеющие значительный потенциал ГЭС, могли бы создать новые объекты для экспортных поставок в Россию, однако в настоящее время такие поставки ограничены существующими мощностями межсистемных связей между Южным и Северным Казахстаном (500 МВ.А).

В период после 2005 года во всех регионах, за исключением Болгарии и Румынии, может образоваться дефицит мощностей. Излишки Болгарии и Румынии могли бы экспортироваться в другие балканские государства Южной Европы и UCTE. Такие экспортные поставки ограничиваются мощностью существующих ЛЭП, которую необходимо увеличить с ее уровня 2000 года в 1380 МВ.А до, как минимум, 2000 МВ.А.

К 2015 году ожидается исчезновение избытка даже в Болгарии и Румынии. Торговля электроэнергией будет в дальнейшем зависеть от относительной стоимости новых мощностей и соотношения между мощностью линий электропередачи, затратами и системами поставки топлива. Так, например, новые газотурбинные мощности будут иметь более низкую себестоимость, если будут располагаться ближе к газовым месторождениям. Однако данное стоимостное преимущество может быть сведено на нет недостаточной мощностью существующих межсистемных связей и высокой стоимостью новых линий электропередачи. Может оказаться намного экономичнее экспортировать газ по существующим и новым газопроводам и строить генерирующие мощности ближе к центрам потребления электроэнергии. Как показывает опыт, последний вариант является наиболее экономичным и поэтому, вероятно, наиболее предпочтительным. Если так и будет, то в более долгосрочной перспективе возможности развития торговли электроэнергией могут оказаться ограниченными межрегиональными обменами электроэнергией, обусловленными различиями в профилях нагрузки и сезонных изменениях в имеющихся генерирующих мощностях.

Нынешний избыток мощностей может быть сочтен привлекательным как источник потенциального экспорта, однако для этого потребуется провести модернизацию значительного объема генерирующих мощностей. Вместе с тем, в целом ряде случаев затраты на модернизацию могут превышать стоимость строительства новых объектов. Если затраты на производство энергии на модернизированных объектах будут также выше стоимости строительства новых мощностей в регионе с известным потенциалом импорта электроэнергии, то такие объекты окажутся нежизнеспособными и будут закрыты. Вопрос о том, какая часть существующего парка электроустановок является экономически (в отличие от только технического понимания) жизнеспособной, выходит за рамки настоящей работы. Ясно то, что для сооружения новых электростанций, модернизации существующих или расширения мощности ЛЭП в последующие 15 лет потребуются огромные инвестиции. Потенциальная отдача этих инвестиций намного превысит отдачу от увеличения торговли.

До настоящего раздела в исследовании рассматривались существующая инфраструктура и межрегиональная торговля электроэнергией и были составлены прогнозы по избытку генерирующих мощностей как показателю потенциальных возможностей для развития торговли в будущем. Данный экономический анализ указывает на наличие в краткосрочной или среднесрочной перспективе определенного потенциала для развития торговли электроэнергией между евразийскими регионами ДЭХ. Существующая пропускная способность межсистемных связей значительно недоиспользуется, и имеются свободные мощности для производства электроэнергии, которые могли бы способствовать развитию торговли электроэнергией. В более долгосрочной перспективе избыток мощностей может постепенно сокращаться, что станет препятствием для увеличения торговых потоков. Вместе с тем, будут существовать значительные потребности в инвестициях как в строительство новых, так и в модернизацию имеющихся электростанций. Создание надлежащего климата для таких будущих инвестиций может в долгосрочной перспективе открыть возможности для развития торговли электроэнергией, в особенности если оно будет сопровождаться углублением интеграции систем.

распечатать | скачать бесплатно Региональные рынки электроэнергии в странах ДЭХ (страница 16 из 34), Секретариат Энергетической Хартии, Источник: Официальный сайт Энергетической Хартии (European Energy Charter),
www.encharter.org

скачать архив.zip(949 кБт)

Характеристика электроэнергии как товара

Электроэнергия, являясь товаром, служит предметом купли – продажи на рынке. На либерализованных рынках электроэнергии, каковым в частности является и оптовый рынок электроэнергии Казахстана, участники рынка имеют право заключать контракты на куплю-продажу электроэнергии с любым другим участником рынка и, соответственно определять этими контрактами не только цену сделки, но и объемы, и сроки (графики) поставки-потребления электроэнергии.

Наряду с этими общими для всех товарных рынков условиями рынкам электроэнергии присущи характерные только для них особенности, вызванные в первую очередь тем, что:

а) произведенный товар (электроэнергия) немедленно передается (транспортируется) до потребителя и немедленно потребляется последним;

б) выработанную электроэнергию невозможно накапливать и хранить в заметных количествах;

в) произведенный и потребляемый товар должен быть стандартного качества (стандартные уровни напряжения и частота, указанные в «Электросетевых правилах Республики Казахстан» утвержденные приказом заместителя Премьер-министра Республики Казахстан – Министра энергетики и минеральных ресурсов (прежнее название) от 24.12.2001 года № 314);

г) для передачи электроэнергии используются электрические сети общего пользования, в которую поставляют электроэнергию все производители (продавцы) электроэнергии, и из которой потребляют электроэнергию все потребители (покупатели) электроэнергии.

Читайте так же:  Строительство в водоохранной зоне

В силу этих обстоятельств, товар, произведенный и поставленный в общие сети одним производителем неотличим от товара, произведенного и поставленного в эти же сети другим производителем, и, следовательно, невозможно определить, какой производитель выработал (поставил) электроэнергию, потребленную конкретным потребителем.

Поэтому очень важным является соблюдение как производителями (поставщиками), так и потребителями предусмотренных их контрактами графиков поставки (потребления) в отношении и объемов и времени поставки (потребления).

Рынок электроэнергии может существовать только в пределах электрических сетей, по которым осуществляется транспортировка купленной (проданной) на нем электроэнергии и оказание услуги по ее транспортировке является обязательным условием его функционирования.

На оптовом рынке предметом купли – продажи могут также быть электрическая мощность и услуги Системного оператора. Поэтому под понятием «рынок электроэнергии» обычно понимается не только собственно рынок электроэнергии, но и сопутствующие ему рынок электрической мощности и рынки услуг.

1.3 Состояние рынка электроэнергии Казахстана

В соответствии с Государственной программой реструктуризации и при­ватизации электроэнергетических объектов проведена поэтапная реструкту­ризация электроэнергетической отрасли с целью перехода функционирова­ния и развития всей энергетической отрасли на рыночные принципы.

В результате проведенных поэтапных рыночных преобразований в электроэнергетике в настоящее время сложился двухуровневый рынок электро­энергии, состоящий из оптового и розничного рынка электроэнергии.

Структура оптового рынка состоит из следующих сегментов:

а) рынок децентрализованной торговли электрической энергией;

б) рынок централизованной торговли электрической энергией;

в) балансирующий рынок;

г) рынок системных и вспомогательных услуг.

Участниками рынка электроэнергии являются:

1) пятьдесят девять энергопроизводящих организаций (ЭПО), осуществляющие производство и продажу электрической энергии оптовым потребителям и энергоснабжающим организациям. Из пятидесяти девяти энергопроизводящих организаций семь имеют подключение только к сетям Системного оператора, девять к сетям Системного оператора и сетям региональных электросетевых компаний (далее — РЭК), а остальные — только к сетям РЭК. Кроме того, одиннадцать энергопроизводящих организаций входят в состав крупных промышленных компаний и осуществляют для них производство и поставку электрической энергии;

2) Национальная компания АО «КЕGОС», выполняющая функции по передаче электрической энергии по сетям межрегионального и межгосударственного уровня напряжением 110-500 кВ, а также функции Системного оператора по организации балансирования производства-потребления электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению единой энергосистемой Казахстана (далее — ЕЭС Казахстана);

3) региональные электросетевые компаний (РЭК), осуществляющие передачу и распределение электрической энергии на региональном уровне по сетям напряжением 0,4-220 кВ;

4) оптовые и розничные потребители электрической энергии;

5) энергоснабжающие организации (далее — ЭСО) осуществляющие покупку электрической энергии на оптовом рынке и на централизованных торгах и продают ее розничным потребителям, предприятиям коммунально-бытового обслуживания и населению;

6) пул резервов электрической мощности (далее — Пул РЭМ) — организация, созданная участниками оптового рынка электрической энергии, поддерживающая механизм резервирования электрической мощности, необходимой для покрытия аварийного дефицита электрической мощности участников рынка по отношению к их контрактным обязательствам;

7) оператор рынка централизованной торговли — организация, осущест­вляющий централизованные торги электрической энергии, включая спот- торги электрической энергии.

Следует отметить, что впервые в Казахстане создан единственный в Центрально-Азиатском регионе рынок централизованной торговли электрической энергией, функционирующий на биржевых принципах.

[2]

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2004 года № 190 «О мерах по дальнейшему развитию рыночных отношений в электроэнергетике Республики Казахстан» приказом Министра энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан № 54 от 4 марта 2004 года АО «КОРЭМ» назначен Оператором рынка централизованных торгов.

Функционирование рынка централизованной торговли регламентирова­но нормативно-правовыми документами. В АО «КОРЭМ» создана торговая система, включающая комплекс технических и программных средств для проведения централизованных торгов в режиме «за день вперед», по долгосрочным контрактам с использованием Интернета, электронной почты.

Текущее состояние оптового рынка электроэнергии Казахстана характеризуется следующими данными:

а) суммарная установленная мощность 59-ти электрических станций по состоянию на 01.01.2012 г. составляет 19 015 мВт, располагаемая мощность- 14 592 мВт;

б) зимние максимальные нагрузки в Казахстане находятся в диапазоне от 11 215 до 11 988 мВт.

Производство электроэнергии в Казахстане в 2011 году составило 86 203 млн. кВт·ч. В структуре производства на долю тепловых станций приходится 85,5 %, газотурбинных станции — 5,2 %, гидростанции — 9,3 %.

В Северной зоне доля производства электроэнергии составила 73,8 %, в Южной -13,6%, в Западной -12,6%.

Видео (кликните для воспроизведения).

Производство электроэнергии в Казахстане в 2012 году составило 86 203 млн кВт·ч.

Таблица 1- Структура потребления электроэнергии

Потребители % от общего объема noтребления
Крупные потребители 40,9
РЭКи и ЭСО 29,9
Собственные нужды электростанций 9,5 %
Прочие потребители 19,7%

Межгосударственные перетоки электроэнергии за 2011 год составили:

Суммарный экспорт электроэнергии — 700,1 млн кВт·ч, из них в Россию -382,2 млн кВт·ч и в Центральную Азию-317,9 млн кВт·ч

Суммарный импорт электроэнергии –2633,1 млн кВт·ч, из них из России—176,3 млн кВт·ч из Центральную Азию — 2456,8 млн кВт·ч.

1) Как Вы понимаете термин «экономика»?

2) В чем специфическая особенность электроэнергии как товара?

3) Назовите субъекты рынка электроэнергии и мощности на энергорынке.

4) Перечислите уровни рынка электроэнергии в Казахстане.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8864 —

| 7559 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Электроэнергия это товар или услуга

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Основным видом деятельности организации является продажа электроэнергии. Электроэнергия вырабатывается газопоршневой электростанцией (мини-АТС), используется только для целей продажи. Как отразить в бухгалтерском учете выработку электроэнергии, так как организация продает ее на сторону, и списание затрат на выработку электроэнергии, так как электростанция газовая и каждый месяц организация должна списывать количество потребляемого газа, оплату транспортировки газа и аварийно-технический осмотр (то есть составить калькуляцию затрат)?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Читайте так же:  Переменная часть заработной платы

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Электричество: товар, услуга или подарок?

Пока законодатели решают этот вопрос, а юристы спорят, какой категорией определять электроэнергию, на Северном Кавказе выявляют все больше желающих попользоваться ей бесплатно.

Это и те, кто месяцами не платит за свет, и те, кто тихо подворовывает электричество, используя всевозможные хитрые приспособления. Есть и такие, кто самовольно подключился к электросетям и попросту беззастенчиво крадет энергоресурс в промышленных масштабах.

На чьей стороне закон?

На 1 мая 2017 года задолженность за услуги по передаче электроэнергии на Северном Кавказе составляла почти десять с половиной миллиардов рублей. То есть ровно столько энергетики не смогли вложить в сохранение надежности электросетей, в новые объекты.

[1]

Много это или мало? Судите сами: на эти средства можно построить тысячу километров новых линий электропередачи 110 кВ или около 25 мощных подстанций 110 кВ. Еще больше – 22,3 миллиарда рублей – задолженность конечных потребителей Северного Кавказа.

На 1 мая 2017 года задолженность за электроэнергию на Северном Кавказе составляла почти 9,5 миллиарда рублей

Энергетики подают на должников в суды, занимаются разъяснительной работой, проводят многочисленные рейдовые мероприятия, инициируют поправки в законы, но долги по-прежнему не уменьшаются.

Почему? Может, потому, что некоторые не платят месяцами, годами – а свет все не гаснет? Впрочем, как говорят энергетики, «это не ваша заслуга, а наша недоработка» и, в конце концов, должника отключат, а незаконно подключившегося еще и оштрафуют…

Бригады «МРСК Северного Кавказа» совместно с работниками своего ингушского филиала с прошлого года проводят активные работы по снижению потерь на Ф-2 ПС «Кантышево» Назрановских РЭС

В общей сложности в течение 2016 года в рамках выполнения планов-графиков по выявлению фактов хищения электроэнергии филиалами и управляемыми обществами ПАО «МРСК Северного Кавказа» было проведено более 10 тысяч рейдов, из них более 1,7 тысячи – совместно с представителями правоохранительных органов. По выявленным фактам хищения электроэнергии было направлено более пяти тысяч обращений в правоохранительные органы, к административной ответственности привлечено более тысячи потребителей .

В Дагестане долги за электричество превысили млрд рублей

ДАГЕСТАН, 27 февраля, РИА ФедералПресс. Управляющий дирек https://t.co/Yjn6vjIgEL pic.twitter.com/vVtM6H0fAK

Россия – не Европа

Между тем в некоторых странах электричество «выдают» только по предоплате, то есть счет за электроэнергию пополняется, как, например счет мобильного телефона или интернета. Такая система, как считают в крупнейшей на Северном Кавказа электросетевой компании, могла бы быть эффективной на территории северокавказского региона.

Система подачи электроэнергии по предоплате могла бы быть эффективной на территории северокавказского региона

Возможно, применима у нас и система, действующая в Испании, где жители, помимо оплаты по счетчику, вносят ежемесячную абонентскую плату.

В Италии же, где довольно дорогостоящие коммунальные услуги, за электроснабжение введена ежегодная абонентская плата – причем вне зависимости от того, проживает плательщик в квартире, доме или нет. Конечно, есть и такие страны, где все коммунальные платежи за коренное население оплачивает государство. Но Россия не ОАЭ.

Разумеется, в странах Европы вся система ЖКХ рассчитана исключительно на законопослушных потребителей. Там энергетики даже в страшном сне не могут представить магниты, набросы или прочие «хитрые штучки». Индивидуальные счетчики каждой квартиры, как правило, устанавливаются в том помещении, куда представители коммунальных служб имеют доступ и возможность ежемесячно снимать показания, а затем делать расчет суммы платежа. Жители же оплачивают полученные счета, не сомневаясь в правильности начислений.

Нам, конечно, до европейского уровня потребительской культуры далековато. И помочь здесь, увы, может только ужесточение законодательства в отношении неплательщиков и энерговоров или же какие-либо другие кардинальные меры.

В первую очередь, необходимо приучить потребителя к тому, что электроэнергия – это товар. Об этом давно говорит Юрий Зайцев, генеральный директор «МРСК Северного Кавказа». Он, кстати, инициировал обращение к российским законодателям, в котором было предложено добавить в статью 158 «Кража» УК РФ новую формулировку, где электроэнергия приравнивается к товару – как это уже действует согласно УК РФ в отношении нефти и газа.

Необходимо приучить потребителя к тому, что электроэнергия – это товар

Российские законодатели пришли к обозначению электроэнергии как товара еще в начале прошлого века. В решении от 7 мая 1902 года сенат указывал, что «электричество. обладает всеми признаками имущества в смысле закона», а электроэнергию предлагал рассматривать в качестве движимого имущества.

Таким образом, властью была признана возможность хищения электроэнергии, а также присвоения права на электроэнергию. В 1926 году, уже при советской власти, в ст.163 Уголовного кодекса РСФСР предусматривалась ответственность за «кражу электрической энергии». А вот в УК РСФСР 1960 года подобный состав преступления уже отсутствовал. В период с 1986 по 1994 год в России такая ответственность была восстановлена, но не за хищение (кражу) энергии, а «за самовольное использование в корыстных целях электрической либо тепловой энергии или газа» (ст.94.2 УК РСФСР 1960 года).

Наших бьют!

Современный Уголовный кодекс прямо не предусматривает возможности привлечения к уголовной ответственности за хищение электроэнергии. В том числе и поэтому создалась проблема с неплатежами, поэтому происходят случаи откровенного противодействия, а порой и нападения на электромонтеров, которые по предписанию закона отключают неплательщиков и энерговоров.

Резонансный случай произошел в начале этого года в селе Чернолесском Новоселицкого района Ставропольского края (а ведь край считается относительно благополучным в части платежной дисциплины). Несмотря на заблаговременное предупреждение – за 20 дней до запланированной даты отключения домовладения за неоплату электроэнергии, законные действия энергетиков вызвали неадекватное поведение 40-летнего местного жителя. Сначала он вылил ушат оскорблений на электромонтёров Чернолесского участка Центральных электросетей «Ставропольэнерго», а затем пробрался на подстанцию и разгромил оборудование. Теперь ему грозит до 3 лет лишения свободы.

Происходят случаи откровенного противодействия, а порой и нападения на электромонтеров

Уже даже не вызывают удивления случаи нападения на электромонтеров в Дагестане, где отключенные за неуплату (но перед этим долгое время пользующиеся неучтенным энергоресурсом) жители многоквартирных домов даже устраивают акции протеста.

Читайте так же:  Правила регистрации по месту жительства

Вопиющий случай произошел в этой республике несколько лет назад. После очередного рейда по неплательщикам и соответствующих законных отключений злоумышленниками была избита сотрудница энергокомпании, которая в тот момент работала на подстанции.

Два года назад произошел беспрецедентный случай нападения на начальника Кизлярских РЭС, в результате он был госпитализирован.

Долги республики #Дагестан по газу и электроэнергию в целом составляют 46 млрд рублей — https://t.co/9SOM4dP5ku

Зафиксированы факты нападения на электромонтеров и в Кабардино-Балкарии. Например, в прошлом году энерговор, задолжавший более 20 тысяч рублей за электричество, после отключения вместе с другом приехал на территорию Лескенских РЭС, устроил скандал, ударил главного инженера Арсена Гаштова, а затем выстрелил ему в живот из травматического пистолета… Энергетик попал в больницу. Заведено уголовное дело.

В Дагестане отключенные за неуплату жители многоквартирных домов даже устраивают акции протеста

Практически в каждом субъекте СКФО такие дикие случаи есть, и даже уже стали обыденностью. Но ведь ни у кого не возникнет мысли побить продавца, который отказался тебе без денег отпустить хлеб или отключил за неуплату телефон.

«Тебя посодют – а ты не воруй!»

Ставшую крылатой фразу из известной кинокомедии цитируют все. Между тем не всем нравится «почему-то», когда их уличают в использовании неучтенного электричества.

А цифры свидетельствуют о том, что это серьезная проблема. По данным северокавказских энергетиков, за 2016 год выявлено 15,76 тыс. фактов неучтенного потребления на 199 млн кВт.ч электроэнергии на сумму 355 млн рублей. Это только то, что удалось вывести из тени, а сколько пока еще скрыто?

При этом какие только технологии не применяют наши граждане, чтобы умыкнуть без оплаты лишние киловатты. Одни просто самовольно подключаются к электросетям (бездоговорное потребление), другие используют всевозможные приспособления, чтобы пустить мимо счетчика использованные киловатты (безучетное потребление). При этом в многоквартирных домах стоимость общей оплаты за ОДН растет, следовательно, за украденную электроэнергию платят законопослушные соседи.

Минкавказ и Россети вместе будут решать вопрос долгов за электричество: Министерство по делам Северного Кавказ. http://t.co/XM0z5uihQc

Понятно, что «умельцев» рано или поздно поймают, и тогда помимо оплаты всего объема безучетного потребления электрической энергии согласно КоАП РФ придется заплатить штраф за самовольное подключение к электрическим сетям. Для физических лиц сегодня он составляет 10-15 тысяч рублей, для должностных лиц – 30-80 тыс. рублей, а для юридических – 100-200 тыс. рублей.

Совсем недавно в Ингушетии были обнаружены опоры, на которых неизвестные установили обычные бытовые розетки, и все, кто желает, вполне мог попользоваться бесплатным электричеством. Можно было мобильник, например, зарядить. А можно и бетономешалку подключить – как это и сделали строители частного дома в Назрани.

В Ингушетии были обнаружены опоры, на которых неизвестные установили обычные бытовые розетки

Электромонтеры Назрановских РЭС обнаружили эти «признаки коммунизма» на ул.Бекова и ул.Мусиева. Розетки, разумеется, демонтируются, но неизвестные, как только энергетики уходят, тут же возвращают всё на свои места. Вот где бы активно подключиться нашим правоохранительным органам, но видимо, мелковато для них…

Эти розетки обнаружены на ТП 2-5 по ул.Бекова, ТП 2-6 по ул.Мусиева

А энергетиков, между тем, беспокоит еще и другая сторона вопроса – кража электричества, вмешательство в нормальную схему работы электрооборудования может иметь страшные, порой непоправимые, последствия. И это не только убытки для компании, но и угроза жизни – как для самого энерговора, так и для нормальных законопослушных потребителей.

Депутаты услышали, но предложение зависло…

Между тем российские депутаты уже услышали энергетиков и, разобравшись в сути проблемы, предложили довольно жесткие меры по ее решению, направив для получения отзыва в правительство и Верховный суд РФ проект соответствующего закона.

За кражу электроэнергии депутаты Госдумы от «Единой России» Михаил Старшинов и Гаджимет Сафаралиев предлагают ввести наказание до шести лет лишения свободы. Как пояснил журналистам Старшинов, нынешняя редакция соответствующего пункта статьи 158 Уголовного кодекса РФ регламентирует наказание, в том числе за кражу из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода.

Депутаты от ЕР Старшинов и Сафаралиев предлагают ввести за кражу электроэнергии наказание – до шести лет лишения свободы

«Мы же считаем, что к этим деяниям должна быть приравнена кража из объекта электросетевого хозяйства, – сказал он. – Это позволит устранить имеющийся правовой пробел».

В случае принятия поправки, кража электроэнергии будет наказываться штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

Видео (кликните для воспроизведения).

«Эта норма позволит сбалансировать систему регулирования ответственности и приведет к частичной декриминализации статьи», — уверен депутат. Правда, пока предложение депутатов зависло где-то в коридорах власти.

Источники


  1. Энциклопедия будущего адвоката: моногр. ; КноРус — М., 2012. — 1000 c.

  2. Понасюк А. М. Медиация и адвокат. Новое направление адвокатской практики; Инфотропик Медиа — М., 2012. — 370 c.

  3. Грудцына, Л. Жилищное право России. Учебник; М.: Эксмо, 2011. — 656 c.
  4. Астахов, Павел Правописные истины, или Левосудие для всех / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 368 c.
  5. Микешина, Людмила Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки / Людмила Микешина. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. — 576 c.
Электроэнергия это товар или услуга
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here