Что проверяет контрольно счетная палата

Ответы на вопросы по теме: "Что проверяет контрольно счетная палата" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 16. Методы осуществления деятельности Счетной палаты

Статья 16. Методы осуществления деятельности Счетной палаты

1. Методами осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности являются проверка, ревизия, анализ, обследование, мониторинг.

2. Проверка применяется в целях документального исследования отдельных действий (операций) или определенного направления финансовой деятельности объекта аудита (контроля) за определенный период, указанных в решении о проведении проверки.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 февраля 2017 г. N 11-ФЗ статья 16 настоящего Федерального закона дополнена частью 2.1

2.1. Проверки подразделяются на камеральные и выездные.

[3]

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 февраля 2017 г. N 11-ФЗ статья 16 настоящего Федерального закона дополнена частью 2.2

2.2. Под камеральной проверкой в целях настоящего Федерального закона понимается проверка, проводимая по месту нахождения Счетной палаты на основании документов, представленных по запросу Счетной палаты.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 февраля 2017 г. N 11-ФЗ статья 16 настоящего Федерального закона дополнена частью 2.3

2.3. Под выездной проверкой в целях настоящего Федерального закона понимается проверка, проводимая по месту нахождения объекта аудита (контроля).

3. Ревизия применяется в целях комплексной проверки деятельности объекта аудита (контроля), которая выражается в документальной и фактической проверке законности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской (финансовой) и бюджетной отчетности.

4. Результаты проверки, ревизии оформляются актом.

5. Анализ применяется в целях исследования отдельных сторон, свойств, составных частей предмета и деятельности объекта аудита (контроля) и систематизации результатов исследования.

6. Обследование применяется в целях анализа и оценки состояния определенной сферы предмета и деятельности объекта аудита (контроля).

7. Результаты анализа, обследования оформляются заключением.

8. Мониторинг применяется в целях сбора и анализа информации о предмете и деятельности объекта аудита (контроля) на системной и регулярной основе.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 февраля 2017 г. N 11-ФЗ в часть 9 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения

9. Счетная палата анализирует итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования и исполнения доходов и расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 февраля 2017 г. N 11-ФЗ в часть 10 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения

10. Экспертно-аналитическая деятельность осуществляется посредством проведения экспертно-аналитических мероприятий по актуальным проблемам финансовой системы Российской Федерации, формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также посредством исследования причин и последствий нарушений и недостатков, выявленных по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

11. Счетная палата в пределах своей компетенции вправе инициировать перед субъектами права законодательной инициативы предложения о совершенствовании бюджетного законодательства Российской Федерации и развитии финансовой системы Российской Федерации, а также участвовать в законопроектной деятельности государственных органов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 февраля 2017 г. N 11-ФЗ в часть 12 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения

12. Информационная деятельность Счетной палаты осуществляется посредством направления палатам Федерального Собрания отчетов о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, регулярного предоставления информации о своей деятельности средствам массовой информации, издания бюллетеня Счетной палаты, представления Совету Федерации и Государственной Думе ежегодного отчета о работе Счетной палаты, утверждаемого Коллегией Счетной палаты и подлежащего обязательному опубликованию.

13. Материалы по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, связанные с сохранением государственной тайны, представляются палатам Федерального Собрания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона

Счетная палата проверила исполнение бюджета в сфере образования и науки

Счетная палата проверила исполнение бюджета за 2018 год в Минпросвещения, Минобрнауки, Рособрнадзоре, Росмолодежи, МГУ имени М.В. Ломоносова, Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Российской академии наук, Российском фонде фундаментальных исследований и Национальном исследовательском центре «Курчатовский институт».

В рамках проверок был выявлен ряд нарушений при распоряжении имуществом, реализации Федеральной адресной инвестиционной программы, выполнении госзадания, ведении бухгалтерского учета. Практически у всех проверенных объектов отмечены нарушения в сфере закупок, в том числе отсутствие требований к закупаемым товарам, несоблюдение требований к объему закупок у субъектов малого предпринимательства, нарушение сроков размещения извещений о закупках и отчетов заказчиков в Единой информационной системе в сфере закупок и другие.

2018 год был не самым простым для Министерства образования и науки Российской Федерации, которое реорганизовано в Минобрнауки России и Минпросвещения России. Стоит отметить, что ряд нарушений по исполнению бюджета связан, в том числе и с тем, что ликвидационные процедуры до сих пор не завершены.

Минпросвещение смогло обеспечить исполнение бюджета лишь на 85,9%. Одна из причин – позднее заключение соглашений о предоставлении субсидий. Например, из 73 соглашений на предоставление субсидий юридическим лицам 41 заключено только в декабре 2018 года.

Остальные главные распорядители бюджетных средств исполнили расходы на уровне 97-100%.

В рамках реализации ФАИП Минобрнауки допустило строительство объекта без соответствующего разрешения. В декабре 2018 года объект был исключен из ФАИП, хотя на него уже успели потратить 1,9 млн рублей. При этом в отчет о реализации ФАИП указанная сумма не включена. Таким образом, увеличен объем незавершенного строительства.

В 2018 году Министерством планировалось ввести в эксплуатацию 20 объектов и разработать проектно-сметную документацию на 21 объект. При этом по итогам года введено было только 8 объектов (40%), положительные заключения государственной экспертизы получены на 12 проектов (57%).

Читайте так же:  Рабочий день продолжительность

Курчатовский институт при реализации ФАИП не обеспечил консервацию двух объектов, строительные работы на которых не ведутся с 2006 года. Объем средств, вложенных в эти объекты, составил 75,3 млн рублей.

Академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова получила на строительство Картинной галереи 535 млн рублей, а освоила только около 40% выделенных средств. Срок действия разрешения на строительство истек еще в 2017 году, готовность объекта не превышает 10%, то есть это работы нулевого цикла. Строительство не ведется с августа 2017 года. Проектная документация требует корректировки, при этом объект с 2018 года в ФАИП не включен.

Отдельный блок – нарушения при распоряжении имуществом. Например, из 447 объектов недвижимого имущества, находящихся на балансе РАН, за Академией закреплен лишь 171 объект. Остальные требуют перезакрепления или передачи в казну Российской Федерации и иным правообладателям.

В Минобрнауки не обеспечена государственная регистрация права оперативного управления на 9 объектов недвижимого имущества.

У Курчатовского института отсутствует право оперативного управления на 35 зданий в связи с отсутствием оформленного права собственности Российской Федерации на эти объекты.

В МГУ отсутствует государственная регистрация права собственности Российской Федерации на 12 объектов. Право оперативного управления не зарегистрировано в отношении 8 объектов МГУ и 19 зданий СПбГУ. На земельных участках, закрепленных за СПбГУ, размещены 8 объектов, построенных и реконструированных без разрешительных документов, государственная регистрация прав на них отсутствует.

[2]

Министерством просвещения осуществлялся недостаточный контроль за деятельностью подведомственных организаций. Так, 5 объектов Лицея-интерната в городе Геленджике с 2000-2005 гг. используются без разрешения на ввод в эксплуатацию. «Это создает опасные условия для обучения детей», – подчеркнул на Коллегии аудитор Михаил Мень.

Кроме этого, Министерством утвержден новый перечень школьных учебников. Из действующего ранее перечня путем необоснованного направления учебников на дополнительную экспертизу исключено значительное число учебников, что повлекло за собой сокращение доли определенных издательств, учебники которых используются в школах в настоящее время. Во время проверки в Минпросвещения России поступило предупреждение ФАС о необходимости включить в Федеральный перечень исключенные учебники, срок исполнения которого еще не наступил. «Со своей стороны, мы держим этот вопрос на контроле», – подчеркнул аудитор Михаил Мень.

В Рособрнадзоре отмечается снижение эффективности государственного контроля в сфере образования по 6 из 20 показателей. При сохранении штатной численности Службы общее число проверок сократилось в 2018 году в 1,8 раза. Кроме того, не реализуется План по внедрению модели риск-ориентированного подхода проведения мероприятий, утвержденный Службой еще в 2017 году. При этом на разработку указанной модели потрачено 2,6 млн рублей.

Также необходимо отметить, что результаты проведенных Рособрнадзором мероприятий зачастую оспариваются в суде. Так, суд признал недействительными распоряжения о приостановлении государственной аккредитации и лицензии двум частным организациям высшего образования. «Это может свидетельствовать о несовершенстве нормативных актов в сфере лицензирования и аккредитации, что, в свою очередь, может являться коррупционным фактором», – подчеркнул аудитор.

В декабре 2018 года Минобрнауки России по результатам аукциона, где участвовали две аффилированные друг к другу компании, заключен контракт на информационную систему по формированию сводной отчетности Министерства на сумму 2,9 млн рублей. При этом полномочия по ведению бюджетного учета и формированию отчетности Минобрнауки переданы Федеральному казначейству, экономическая целесообразность указанной закупки отсутствует.

Кроме этого, Минобрнауки не представило информацию для подготовки годового отчета о реализации 4 госпрограмм, в том числе госпрограммы «Развитие образования», где министерство отвечает за исполнение 26 показателей из 88. В результате отсутствие отчетных данных не позволило оценить результаты реализации госпрограммы.

По итогам 2018 года не достигнуты значения 9 из 10 показателей государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», координатором которой является Росмолодежь. При этом и сами показатели госпрограммы сформированы некорректно. Например, плановое значение показателя по доле участвующих в реализации Программы на 2018 год составляет 130%, показателя по доле информированных о мероприятиях Программы граждан – 200%. По словам аудитора «создается впечатление, что каждого гражданина нужно проинформировать 2 раза!».

(Из закона РФ «О Счетной палате Российской Федерации»)

— Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды;

— контрольные полномочия Счетной палаты распространяются также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

— на деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

Счетная палата как орган финансового контроля

Важное место в системе государственного финансового контроля принадлежит Счетной палате. Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим и независимым контрольным органом. Она образована Федеральным Собранием в соответствии с Конституцией (статья 101). Порядок формирования Счетной палаты определен Конституцией и Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» № 4-ФЗ от 11.01.1995 и выглядит следующим образом: Государственная Дума назначает на должность Председателя Счетной палаты, Совет Федерации – его заместителя; половина состава аудиторов назначается Думой и половина – Советом Федерации. Срок полномочий Председателя Счетной палаты составляет шесть лет. Постановление о его назначении принимается большинством голосов от общего числа депутатов Думы.

Читайте так же:  Аудиторская деятельность

Задачи Счетной палаты определены федеральным законом. К их числу относятся:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза проектов законов и других нормативных актов, предусматривающих расходы федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение бюджета и внебюджетных фондов;
  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета, подготовка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса;
  • контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке, уполномоченных банках и других финансово-кредитных учреждениях;
  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Хотя Счетная палата образована парламентом и подотчетна ему, при решении возложенных на нее задач в соответствии она обладает организационной и функциональной независимостью. Она обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Эта работа включает в себя: оперативный контроль за исполнением бюджета в отчетном году; проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям бюджета; экспертизу проектов федерального бюджета, других законов, программ, международных договоров по финансовым вопросам; анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе; подготовку предложений по совершенствованию бюджетного законодательства; подготовку заключений по исполнению федерального бюджета отчетного года и их представление в Федеральное Собрание; подготовку заключений и ответов на запросы органов государственной власти.

Важнейшими направлениями работы Счетной палаты являются контрольно-ревизионная, экспертно-аналитическая и информационная деятельность.

Контрольно-ревизионная деятельностьосуществляется в следующих формах:

  • контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов; оценка обоснованности законопроектов, представленных исполнительной властью;
  • определение эффективности и целесообразности использования государственной собственности, контроль за поступлением в бюджет доходов от госсобственности;
  • контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга России, за использованием кредитных ресурсов;
  • контроль за банковской системой в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга РФ.

Счетная палата проводит комплексные ревизии и тематические проверки по отдельным статьям федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов. Ее контрольные полномочия распространяются на все государственные органы и учреждения, федеральные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия и организации всех форм собственности, банки и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения, если они:

  • получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;
  • используют федеральную собственность либо управляют ею;
  • имеют налоговые, таможенные и иные льготы, предоставленные федеральными законами или органами власти.

Все названные субъекты обязаны предоставлять информацию, необходимую для деятельности Счетной палаты, при проведении ревизий, проверок, а также по ее запросам. Неправомерный отказ, уклонение от предоставления документов и материалов, а также предоставление заведомо неполной или ложной информации влечет за собой уголовную ответственность. Счетная палата может привлекать к проведению проверок другие контрольные органы государства, а также частные аудиторские фирмы и отдельных экспертов. Контрольные органы Президента, Правительства, министерств и ведомств обязаны оказывать содействие ее деятельности и предоставлять по запросам все необходимые сведения.

При выполнении своих служебных обязанностей инспекторам Счетной палаты предоставлены следующие права. Они могут беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения и организации, банки и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, воинские части и подразделения, входить в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения; опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы. По итогам ревизии или проверки составляется отчет. При обнаружении хищений, злоупотреблений, подлогов и других нарушений инспектор вправе изъять необходимые документы. В этом случае составляется акт изъятия, и к делу прилагается опись или копия изъятых документов. Вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых объектов, а также предавать гласности свои выводы до завершения проверки инспекторы не вправе.

О результатах проведенных проверок Счетная палата информирует обе палаты Федерального Собрания. Эти материалы публикуются в периодическом издании “Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации”, а также на официальном сайте www.ach.gov.ru.

Если в ходе ревизии были выявлены нарушения, наносящих государству прямой ущерб и требующие немедленного пресечения, Счетная палата выдает предписания администрации проверяемого предприятия, учреждения или организации. Предписание подписывается Председателем Счетной палаты или его заместителем. Оно является обязательным для исполнения. Если же организация его не исполняет или исполняет ненадлежащим образом, Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов операций по ее банковским счетам. Если проверка показала такие нарушения, которые влекут за собой уголовную ответственность, соответствующие материалы передаются Счетной палатой в правоохранительные органы.

Экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты включает экспертизу проектов законов, международных договоров, федеральных программ и других документов, касающихся федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и федеральной собственности, а также подготовку аналитических материалов по вопросам финансового контроля. В Счетной палате существует единая система контроля федерального бюджета, в основу которой положен непрерывный контрольный цикл продолжительностью три года. Этот цикл включает несколько последовательных стадий:

  • предварительный контроль проекта бюджета будущего года;
  • оперативный контроль в процессе исполнения бюджета текущего года;
  • последующий контроль (комплексная документальная ревизия исполненного бюджета).

Таким образом, в течение каждого года Счетная палата одновременно работает с бюджетами трех лет – прошлого, текущего и будущего. Бюджет прошлого года находится в стадии комплексной ревизии, текущего – в стадии оперативного контроля, и будущего года – в стадии предварительного контроля. Рассмотрим эти этапы более подробно.

В ходе предварительного контроля показатели, заложенные в проект бюджета на очередной год, проходят экспертную проверку. Они сопоставляются с данными о ходе исполнения бюджета текущего года, состоянии отдельных статей доходов и расходов, внешних и внутренних заимствований. Учитывается информация о социально-экономическом положении страны, прогнозы развития экономики в целом, отдельных отраслей и регионов. На этой основе составляется заключение на проект федерального бюджета, которое утверждается Коллегией Счетной палаты. В нем отражаются следующие основные положения:

  • соответствие законопроекта Бюджетному кодексу и другим нормативным актам;
  • прогноз исходных макроэкономических показателей для составления проекта бюджета;
  • основные характеристики бюджета и его особенности;
  • доходы и расходы федерального бюджета;
  • государственный долг и заимствования, обслуживание и погашение долговых обязательств;
  • взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами других уровней и внебюджетными фондами;
  • программная часть проекта бюджета, и др.
Читайте так же:  Код дохода отпуск

Счетная палата может также вносить предложения по корректировке различных параметров бюджета на этапе его обсуждения Государственной Думе.

Оперативный контроль исполнения бюджета проводится в течение года. Счетная палата в проверяет полноту и своевременность поступлений денежных средств, расходование бюджетных ассигнований, сопоставляет эти данные с утвержденными показателями, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ и на этой основе вносит предложения по совершенствованию бюджетного процесса.

Основными приемами оперативного контроля являются:

  • анализ специальных форм отчетности, представляемых участниками бюджетного процесса;
  • обработка копий первичных платежных документов, предоставляемых Министерством финансов и Центральным банком, на основании которых осуществлялись операции с бюджетными средствами;
  • анализ других форм финансовой отчетности министерств и ведомств, Центрального банка и кредитных организаций, осуществляющих операции со средствами федерального бюджета;
  • обобщение результатов контрольных мероприятий, проводимых по поручениям Федерального Собрания и по инициативе Счетной палаты;
  • выборочные экспресс-проверки, необходимые для уточнения отдельных параметров исполнения бюджета;
  • экспертные оценки.

На основе данных оперативного контроля Счетная палата составляется ежеквартальный отчет об исполнении федерального бюджета. Форма отчета утверждена Государственной Думой по согласованию с Советом Федерации. В нем отражаются фактические показатели доходов и расходов бюджета, а также их сопоставление с утвержденным планом за три, шесть, девять и двенадцать месяцев текущего года. Показатели рассчитываются нарастающим итогом, то есть за истекший период с начала года. Отчет утверждается Коллегией Счетной палаты и после этого направляется обеим палатам парламента.

После окончании финансового года Счетная палата проводит комплексную документальную ревизию уже исполненного бюджета. Для этого создается специальная рабочая группа. Проверке подлежат все платежные документы по остаткам, приходу, расходу и заимствованию бюджетных средств, лицевые счета казначейства, документы по исполнению федерального бюджета в Центральном банке и других финансовых учреждениях. Одновременно проводятся контрольные мероприятия во всех департаментах Минфина России, во всех министерствах и ведомствах. Выборочно проверяются территориальные управления и отделения казначейства.

Видео (кликните для воспроизведения).

По результатам комплексной ревизии составляются первичные акты, число которых измеряется несколькими сотнями, и сводный акт. На этой основе Счетная палата готовит заключение на проект закона об исполнении федерального бюджета за соответствующий год, который составляется Правительством и представляется в Государственную Думу.

Экспертно-аналитической деятельность Счетной палаты заключается в экспертизе проектов законов, международных договоров, федеральных программ и других документов, касающихся федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и федеральной собственности, а также в подготовке аналитических материалов по вопросам финансового контроля.

Счетная палата проводит экспертизу проектов:

  • федерального бюджета, отдельных статей его доходов и расходов, размеров государственного внутреннего и внешнего долга, бюджетного дефицита;
  • законов и других нормативных актов по бюджетно-финансовым вопросам, которые вносятся на рассмотрение Государственной Думы;
  • международных договоров, влекущих правовые последствия для федерального бюджета;
  • программ, которые финансируются за счет средств федерального бюджета.

По всем названным документам Счетная палата готовит свои заключения. В них должны отражаться только факты, не должно быть политических оценок принимаемых решений.

Помимо экспертиз законопроектов, Счетная палата анализирует результаты проведенных контрольных мероприятий, исследует выявленные нарушения и отклонения в бюджетном процессе. На этой основе составляются предложения по развитию финансовой системы и совершенствованию бюджетного законодательства, которые направляются в Государственную Думу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Систематизация бухгалтерии

Статьи, обзоры, комментарии экспертов

Счетная палата что проверяет

Вас проверяет Счетная палата

Основания проведения, полномочия, рекомендации.

1. Контрольно-счетная палата (КСП).

Контрольно – счетная палата (КСП) это орган внутреннего и внешнего финансового контроля, аудиторы, призванные независимо проводить проверки расходования бюджетных средств и распоряжения казной, в том числе движимым, недвижимым имуществом.

Цель их деятельности — выявление фактов хищения бюджета.

Во главе системы стоит Счетная палата Российской Федерации, в субъектах – региональные палаты, а на местах – муниципальные. При этом, счетные палаты разных уровней не подчиняются друг другу и подотчетны только представительной власти.

2. Полномочия контрольно-счетной палаты.

Деятельность этого органа в первую очередь направлена на контроль за расходованием бюджетных средств, имущества.

Но в связи с тем, что их конечным получателем всегда является предприниматель, как правило, в отношении него также проводится встречная проверка.

Таким образом, если вы являетесь стороной по муниципальным, государственным контрактам, получателем субсидии либо иным образом получили бюджетные деньги, а также используете муниципальное, государственное, федеральное имущество – автоматически оказываетесь в зоне досягаемости счетной палаты.

Основные полномочия органа финансового контроля раскрыты в ст. 5 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Полный же перечень прав и обязанностей контролеров отражается в положениях отдельно взятого органа.

Основными задачами КСП являются:

выявление фактов необоснованной приемки выполненных работ по государственным и муниципальным контрактам;
выявление фактов заключения договоров между бюджетными, казенными, унитарными предприятиями и субъектами бизнеса в обход предусмотренных законодательством процедур.
Что нужно знать о проверках счетной палаты?

Помочь вам в этом можем и мы

Иногда для этого приходится инициировать смежные судебные процессы, в которых посредством независимой судебной экспертизы опровергаются обстоятельства и выводы, изложенные в акте счетной палаты.

Читайте так же:  Оквэд дизайн интерьера

Заявления о признании недействительными самих актов, поданные в судебном порядке, не подлежат удовлетворению поскольку акт КСП не является ненормативным, либо нормативным актом.

Однако, существуют иные правовые механизмы, как можно в судебном порядке признать незаконными действия контролеров.

3. Рекомендации при проверке контрольно-счетной палаты.

Обеспечьте присутствие адвоката при проведении проверки.
Внимательно отнеситесь к предоставляемым проверяющим документам. Не направляйте документов больше, чем требуют и не представляйте документы, которые у Вас истребуют за рамками предмета проверки.
Изучите предмет проверки.
Не соглашайтесь с выводами проверяющих о нарушениях, только исходя из их убеждений об отсутствии правовых последствий для вас.
Добейтесь получения копии акта проверки либо отчета, представления, предписания. Незамедлительно примите меры к опровержению ложных фактов, описанных в акте проверки.

Статья 15. Область действия контрольных полномочий Счетной палаты, объекты аудита (контроля)

Деятельность Счетной палаты осуществляется путем проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в форме предварительного аудита, оперативного анализа и контроля и последующего аудита (контроля) в соответствии с утверждаемыми Счетной палатой стандартами внешнего государственного аудита (контроля). О результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, доводит их до сведения руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и учреждений. При наличии данных, указывающих на признаки составов преступлений, соответствующие материалы передаются в правоохранительные органы.

Фильтровать

Зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 23 апреля 2001 года Эл № 77-4479). Зарегистрирован в Министерстве информационных технологий и связи Российской Федерации (свидетельство от 27 сентября 2007 года № 11238).

При использовании материалов, размещенных на Web-сайте Счетной палаты Российской Федерации, ссылка на источник обязательна.

По следам бюджетных средств

С. Андрианова, аудитор

Любая компания, выигравшая тендер и получившая госзаказ, имеет шансы столкнуться с проверкой со стороны бюджетных служб. Чего же ждать от подобных мероприятий? Об этом в статье.

Кто есть кто

Прежде всего, давайте разберемся, какие полномочия имеют бюджетные контролеры. Так, Счетная палата проверяет доходы и расходы бюджета, целевое использование бюджетных денег, состояние внутреннего и внешнего долга и т.п. То есть ждать аудиторов Счетной палаты стоит в основном государственным организациям, которые получают целевое бюджетное финансирование или пользуются казенным имуществом. Помимо «бюджетников» контролеры могут посетить и любую коммерческую фирму, если она:

  • получает или использует бюджетные деньги;
  • использует госсобственность либо управляет ею;
  • пользуется налоговыми, таможенными и иными льготами.

При проведении проверок контролеры Счетной палаты вправе получать всю необходимую документацию и информацию по интересующим их вопросам. Отказ предоставить данные, а также предоставление ложных сведений может грозить штрафом или привлечением к уголовной ответственности (ст. 287 УК РФ). В частности, для должностного лица наказанием будет штраф в сумме до 200 000 рублей или в размере зарплаты за период до 18 месяцев. Другим вариантом развития событий может стать арест на срок от четырех до шести месяцев, или лишение свободы на срок до трех лет.

Содействие ревизорам Счетной палаты оказывают и их коллеги из других контрольных ведомств. В частности, с 10 июля 2001 года действует Соглашение о порядке взаимодействия между Счетной палатой и налоговиками (более подробную информацию по этому поводу вы сможете найти на сайте Счетной палаты РФ www.ach.gov.ru). Согласно этому документу аудиторы Счетной палаты направляют в налоговое ведомство материалы об обнаруженных налоговых нарушениях. Налоговые же специалисты по запросу Счетной палаты предоставляют ей информацию о результатах проводимых ими ревизий. Также налоговики должны организовать доступ должностных лиц Счетной палаты РФ к сведениям, составляющим налоговую тайну.

Что же касается деятельности Росфиннадзора, то это ведомство занимается в основном проверкой бюджетных учреждений. Кроме того, к его ведению отнесен контроль за соблюдением бюджетного и валютного законодательства.

Напомним, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) была образована сравнительно недавно в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (далее – Указ). Согласно этому же документу, были упразднены территориальные контрольно-ревизионные управления Минфина России (далее – КРУ), которые выполняли функции государственного финансового контроля. Теперь же «функции по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере Министерства финансов Российской Федерации» переданы Росфиннадзору (п. 13 Указа).

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы (п. 4 постановления от 15 июня 2004 г. № 278). Теперь именно Территориальные управления Росфиннадзора в субъектах Российской Федерации проводят проверки (ревизии) использования компаниями бюджетных средств и государственного имущества. А также следят за соблюдением требований бюджетного законодательства и т.д. (п. 5 приказа от 11 июля 2005 г. № 89н).

Отметим, что в целях реализации своих функций при проведении контрольных и надзорных мероприятий территориальные управления руководствуются приказом Минфина Российской Федерации от 14 апреля 2000 г. № 42н. Именно на таких проверках мы и остановимся подробнее.

Как проверять будут

Ревизоры проводят как плановые, так и внеплановые проверки. Последние могут быть проведены по запросу правоохранительных органов (п. 7-11 приказа Минфина РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 7 декабря 1999 г. № 89н/1033/717). На каждую проверку контролерам выдается специальное удостоверение, которое подписывается руководителем контрольного органа и заверяется печатью этого ведомства (п. 8 приказа Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н). Каждый проверяющий должен иметь служебное удостоверение.

Срок проверки не может превышать 45 календарных дней. Однако «по мотивированному представлению» руководителя ревизионной группы он может быть продлен (п. 9 приказа Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н).

На каждую проверку ревизоры должны составить программу. В ней конкретно прописывают: тему проверки, период, за который проверяется деятельность фирмы, перечень основных вопросов. Кроме того, контролеры должны ознакомить руководство фирмы с основными задачами проверки (п. 10, 12 приказа Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н). Однако, обязанности предъявлять руководству компании программу проверки у ревизоров нет.

Читайте так же:  Неразглашение коммерческой тайны

Шаг за шагом

Главное, что проверяют контролеры – это законность и обоснованность проводимых фирмой операций. Рассмотрим, как же проходит ревизия.

Прежде всего, ревизоры ознакомятся с учредительными, регистрационными, отчетными и бухгалтерскими документами. В ходе проверки они могут проводить и инвентаризацию, обследования, экспертизы, контрольные анализы готовой продукции. Их целью будет контроль наличия и движения материальных ценностей и денежных средств, правильности формирования затрат, полноты оприходования продукции и т.д. Кроме того, возможны и встречные проверки организаций: например, для ревизии поступления и расходования средств федерального бюджета.

При проверке движения денежных средств контролеры проверят кассовые и банковские операции. Каждая операция в выписке банка должна быть подтверждена соответствующими первичными документами (счета, платежные поручения, требования и другие). Ревизоры должны удостовериться, соответствуют ли суммы по выпискам банка суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах. В кассе фирмы контролеры проверят, соответствует ли сумма наличности, указанная в кассовой книге, действительности; соблюдается ли порядок ведения кассовых операций.

Авансовые отчеты проверяются с точки зрения достоверности приложенных к ним оправдательных документов. Необходимо установить, не значатся ли длительное время за отдельными работниками крупные суммы. Соблюдаются ли сроки возврата неиспользованных остатков и представления авансовых отчетов.

[1]

Проверка расчетов с рабочими и служащими начинается с ознакомления со штатным расписанием, приказами, расчетно-платежными ведомостями и другими документами. Ревизоры проверят, нет ли в ведомостях на выплату зарплаты «мертвых душ». Кроме того, контролеры проверят, правильно ли рассчитаны «зарплатные» налоги, своевременно ли они перечислены в бюджет.

Контролеры могут провести и инвентаризацию имущества и расчетов (денежных средств). В первом случае возможно выявление излишков или недостачи. Во втором – может быть проведена сверка с контрагентами, проверена реальность долгов, не истек ли срок исковой давности и т.д.

Результат проверки

Результаты проверки оформляются актом, один экземпляр которого должен быть вручен директору проверенной компании под роспись с указанием даты получения. Записи в акте излагаются на основе проверенных данных и фактов, вытекающих из имеющихся документов, материалов встречных проверок, инвентаризаций, промежуточных актов и справок. А также на основе заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально-ответственных лиц.

По просьбе руководителя или бухгалтера, для ознакомления с актом и его подписания фирме могут выделить пять рабочих дней. При возникновении возражений или замечаний по акту об этом в самом документе следует сделать оговорку перед подписью. Кроме того, надо будет одновременно представить проверяющим письменные возражения или замечания по этому поводу, которые приобщают к материалам ревизии (п. 17 приказа Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н). Письменное заключение на замечания фирмы ревизоры должны будут выдать в течение последующих пяти рабочих дней.

Теперь поговорим о содержании акта. В этом документе, в частности, описывают нарушения, обнаруженные в ходе ревизии. При этом должно быть отмечено, какие нормативные акты были нарушены, кем, за какой период, когда и в чем они выразились, размер документально подтвержденного ущерба и иные последствия.

При выявлении, например, недостачи денежных средств и ТМЦ, материалы проверок передают правоохранительным органам. Это касается и материалов ревизий, которые проводились по запросу других ведомств.

В проверенную фирму ревизоры направляют так называемое «представление» для принятия мер по исправлению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц (п. 23 Приказ Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н). Однако непосредственно привлечь нарушителя к ответственности они не могут, поскольку законодательством им такого права не дано. Так что единственное, что они могут сделать для устранения выявленных нарушений – это довести информацию до руководства фирмы или органов казначейства и правоохранительных ведомств.

Налоговый кодекс РФ (часть первая) Статья 102. Налоговая тайна.

1. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).

Видео (кликните для воспроизведения).

Если к моменту начала контрольных мероприятий в проверяемой организации бухгалтерский учет будет в запущенном состоянии, то его обяжут восстановить. И уже после этого будет проведена ревизия. Предварительно руководитель контрольного органа направит директору этой проверяемой компании письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета (п. 16 приказа Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н).

Источники


  1. Торвальд, Ю. Век криминалистики; М.: Прогресс, 2011. — 325 c.

  2. ред. Никифоров, Б.С. Научно-практический комментарий уголовного кодекса РСФСР; М.: Юридическая литература; Издание 2-е, 2011. — 574 c.

  3. Жанна, Владимировна Уманская История и методология науки. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Жанна Владимировна Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 653 c.
  4. Теория государства и права. — М.: Статут, 2007. — 128 c.
  5. Толкушкин, А.В. Налогообложение физических лиц при операциях с недвижимостью / А.В. Толкушкин. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 344 c.
Что проверяет контрольно счетная палата
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here